Доклад «Формирование личностных качеств у учащихся начальных классов. Фгос: что нового? фгос ориентирован на личность государство Личностные результаты направлены на

Татьяна Рубашова
Реализация личности в условиях ФГОС

Общество неизменно прогрессирует, молодое поколение требует прогрессивных методов воспитания, соответственно, меняются образовательные стандарты. ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) – это еще один шаг к модернизации школьного образования. Его цель – развитие личностей с новым уровнем мышления, поведением и мотивацией, чему способствует формирование и установка определенных условий и требований .

Таким образом, обучение современных дошкольников и школьников построено не только на стремлении достичь высот в изучении предметов, но и на подготовке их к дальнейшему образованию, на воспитании и всестороннем развитии личности детей , на выработке у них правильной картины мира, идеалов и ценностей. Воспитательная концепция в ФГОС построена главным образом на основе опыта и подходов известных ученых, таких, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, и включает в себя следующие мероприятия :

Постановка целей и задач обучения на основе развития духовности и нравственности у детей;

Новый подход к усвоению детьми знаний;

Развитие навыков самовоспитания и самоорганизации у детей и молодежи.

Поскольку на данный момент многие оканчивают школу и не стремятся поступить в университеты, разработанная концепция ФГОС направлена на то , чтобы сделать дошкольное образовательное учреждение и школу сосредоточием интеллектуальной, культурной, духовной, гражданской и, конечно, образовательной жизни дошкольников и учащихся. Именно здесь молодому поколению необходимо привить нормы морали и нравственности, основанные на свободе и сложившихся традициях, развить чувства ответственности и совести в качестве инструмента самосознания, сформировать адекватное отношение к себе и обществу, а также способность выражать и критично оценивать свою точку зрения.

Важный компонент дошкольного и школьного образования – национальное, межнациональное и интернациональное воспитание. Правильное формирование личности должно включать в себя развитие веры в Отечество, любви к своему народу и дружественного отношения к другим нациям. Новое поколение российских граждан должно хранить культурные, социально-исторические и семейные ценности своей родины, уважать все национальности, проживающие на огромной территории России. Только так страна продолжит развиваться и занимать лидирующие позиции на международной арене.

Труд – это, прежде всего, личностная потребность , потому необходимо сформировать у детей правильное отношение к трудовой деятельности, воспитать трудолюбие, целеустремленность, настойчивость и бережливое отношение к материальным и нематериальным ценностям.

Таким образом, дошкольное учреждение и школа должна отвечать за всестороннее развитие личности и прививать школьникам такие качества :

Патриотизм – любовь и уважение к своей стране и всем народам на ее территории;

Социальную солидарность – достоинство, справедливость, доверие к людям, государству и социальным институтам;

Гражданственность – служение России, поддержание норм, законов и традиций;

Трудолюбие – уважительное отношение к труду, настойчивость, целеустремленность;

Религиозность – понятие веры, толерантность к представителям других религий;

Любовь к природе, искусству и человечеству – охрана окружающей среды, этическое развитие, установление мира во всем мире.

Итак, новая программа Федерального Государственного Образовательного Стандарта направлена на воспитание самосознательных граждан российского общества с высокими моральными, духовными и нравственными качествами.

Публикации по теме:

Подготовили воспитатели: Белорунова С. В, Мудрецова Е. Ю. В рамках инновационной деятельности "Формирование творческой личности ребёнка в.

Гражданское воспитание личности в условиях поликультурного общества Музыкальные руковидители: Муратова Эльвира Юсуфовна, Мустафаева Гульнара Асановна. Фольклор является составной частью музыкальной деятельности.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практической деятельности педагога ДОО «Формы, методы и средства реализации содержания ОО «художественно - эстетическое развитие» основной образовательной программы дошкольного.

«Реализация социально-личностных направлений в соответствии с ФГОС» (из опыта работы) "Реализация социально-личностных направлений в соответствии с ФГОС" (из опыта работы) Социально-личностное развитие ребенка предполагает.

Развитие личности ребенка в условиях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными.

Игровая деятельность в условиях ФГОС Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС 1. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный.

С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

ФГОС - это совокупность трёх систем требований:

  • требований к результату образования;
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  • требований к условиям реализации стандарта (финансы, кадры, информационное сопровождение, материально-техническая база и пр.)

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что здесь целью выступает не предметный, а личностный результат. Т.е. важна сама личность ребёнка и её развитие в процессе обучения, а не сумма знаний, умений и навыков, накопленная за годы обучения в школе.

Переступив порог школы, первоклассник попадает в совершенно непривычный для него мир, приобретает новый статус - становится учеником. Под влиянием этого меняются отношение и требования к нему со стороны взрослых, иными становятся его собственное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, уклад и ритм жизни, а главное, на смену игре - ведущей деятельности дошкольного возраста - приходит учебная деятельность.

И отличительной чертой новых ФГОС НОО является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, т.е. формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения, главным становится - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Первоклассник должен органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми “затратами” приобрести новый статус - статус ученика, постепенно овладеть умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и преумножив при этом достижения дошкольного периода развития.

В исследованиях Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б. показано, что одним из важнейших компонентов учебной деятельности является учебная задача. В основе учебной задачи лежит учебная проблема, представляющая собой теоретическое разрешение противоречий. Учебная задача решается с помощью учебных действий - следующего компонента учебной деятельности. Учебные действия направлены на поиск и выделение общих способов решения, какого-либо класса задач.

Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведения, установленным в коллектив. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя. Их результатом являются изменения самого познающего субъекта. С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему в готовой форме. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы. Трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности. Поскольку мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, мотив постепенно начинает терять силу, он не работает иногда и к началу второго класса.

Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Здесь же можно отметить, что неотъемлемой частью новых ФГОС НОО являются универсальные учебные действия (УУД). Под УДД понимают «общеучебные умения», «надпредметные действия», «общие способы деятельности» и.т.п.

Важным элементом формирования УУД учащихся начальной школы являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компетентность). Использование ИКТ в учебном процессе начальной школы указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Исследования показывают, что к шести-семи годам ребенок достигает определенного уровня зрелости, у него складывается о себе представления как о члене общества ("я в глазах постороннего взрослого"), осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения. В исследованиях Божович Л.И. новообразование, возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, а именно у первоклассников представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия (что было характерным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Это становится возможным к концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка. Он объективно представляет собой уже достаточно устойчивую интегративную систему и способен в специфической для своего возраста форме осознать себя в этом качестве и дать отчет в своем отношении к окружающему. Иначе говоря, у ребенка проявляется осознание своего социального Я.

Изменение внешней позиции влечёт за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится не важным, второстепенным, а то, что связано с учёбой становится приоритетным, более ценным.

Какие же требования к результатам учащихся, устанавливают новые ФГОС НОО?

В рамках новых ФГОС требования к результатам обучения сформулированы в 3 компонентах:

  • личностных, которые включают способность и готовность учащихся к саморазвитию, их ценностно-смысловые установки, сформированность мотивации к обучению и познанию, индивидуально-личностные позиции учащихся, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметных, которые включают освоение УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных) и обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями;
  • предметных, которые включают освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования и к системе . Из новых подходов к организации учебного процесса можно выделить конструирование, решение проектных задач, которые являются своего рода стартом для проектной деятельности в дальнейшем обучении. Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей. Однако взрослые продолжают оставаться постоянным, притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры, у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм. Первоклассники же, взаимодействуя в группах, уже понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, распределять обязанности, вырабатывать общую стратегию решения задачи, осуществлять взаимопомощь.

Первоклассник приходит в школу с первыми этическими нормами поведения, моральными переживаниями, с первоначальным представлением чувства долга и ответственности. Эти знания еще до конца неосознаваемы ребенком и непосредственно спаяны с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой, пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственное формирование ребенка тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Выготским Л.С. внутренними этическими инстанциями. Эльконин Д.Б. связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Возникновение чувства долга во взаимоотношениях с другими людьми (взрослыми, сверстниками) и формирование чувства долга в качестве мотива деятельности имеет важнейшее значение деятельности с правилами, какой является школьное обучение.

Что же предлагают новые ФГОС НОО для духовно-нравственного развития личности обучающихся?

Новые стандарты предлагают реализацию в образовательном учреждении внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и др.), и формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.

Все описанные новообразования в развитии личности первоклассника - возникновение у него опосредствованной мотивации, внутренних этических инстанций, зарождение самооценки - создают предпосылку для перехода к школьному обучению и связанному с ним новому образу жизни. Именно эти новообразования свидетельствуют о том, что ребенок перешагнул на следующую стадию развития. Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что первоклассник становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

Кроме отношения к самому себе, к сверстникам, к учению в целом, для первоклассника, поступающего в школу приоритетным становятся отношения с учителем и здесь важна именно его «оценка», «его отношение» и поддержка.

Как оценивается работа школьников в условиях новых ФГОС НОО?

В условиях реализации новых стандартов на каждого ученика заводится портфолио - комплексный портрет, состоящий из оценки знаний, учитывающий все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия учащегося в творческих, интеллектуальных, спортивных внеурочных мероприятиях. Здесь же фиксируются результаты наблюдений, психологического тестирования и.т.д.

К основным результатам НОО стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, которая обеспечивает возможность продолжения обучения в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности - познавательный, волевой, мотивационно-смысловой, эмоциональный, саморегуляции.

Исходя из вышеперечисленных аспектов главной задачей реализации основной образовательной программы НОО является создание комфортной развивающей среды -

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Все эти условия важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего сам, должен стремиться к новой школьной жизни, “серьезным” занятиям, “ответственным “ поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких людей к учению как к важной содержательной деятельности. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т.е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний - все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным новообразованием для первоклассников.

Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, наличие успеха или неуспеха в его учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения это есть не только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания.

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Кто занимается разработкой стандартов

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.

Елена сухарева
«Комплексный подход к реализации требований ФГОС, обеспечивающий развитие личности детей дошкольного возраста»

Вопросы личностного развития , социально-нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Мы часто встречаемся с повышенной агрессивностью, конфликтностью дошкольников , нежеланием понять внутренний мир другого человека. Низкая культура общения в окружающем социуме отрицательно сказывается и на детях. У многих искажены представления о нравственных качествах : о милосердии, доброте, справедливости. Жизнь ставит перед нами - педагогами ДОУ, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему : как сформировать в ребенке качества человека, который бы отвечал требованиям общества на современном этапе исторического развития .

Современное общество нуждается в инициативных молодых людях, которые способны найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, социально адаптированных, нравственно устойчивых, способных к самосовершенствованию и саморазвитию . Основные качества личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО , предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены .

Сформировать данные качества ребенка невозможно без развития морально-нравственных основ личности , которые закладываться должны в ребенка буквально с рождения.

Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственные качества ему только предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у него начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» . У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям : матери и отцу, воспитателю, сверстникам. С чем мы сталкиваемся, прежде всего, при приеме детей в детский сад : дети очень сильно привязаны к родителям, проявляют плаксивость, нежелание играть с другими детьми, делиться игрушками, практически все родители, провожая ребенка в детский сад, учат «давать сдачу» , считая, что это наилучший способ уладить любой конфликт, любое противоречие. Социально-личностное развитие детей - процесс сложный , противоречивый и носит комплексный характер : задачи развития чувств , нравственных основ личности , интеллекта, решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства : знания детей , собственного переживания, явно выраженного отношения.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы. Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности :

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат .

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем)

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Любит наблюдать, собирать разнообразные коллекции.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном, поведении : ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников .

Я считаю очень важным взаимодействие всех специалистов : воспитателей, музыкального руководителя, психолога, учителя логопеда. В разных возрастных группах решаются различные задачи развития личности :

В младшем дошкольном возрасте : у детей развивается доброжелательное отношение к людям, животным; пробуждается эмоциональная отзывчивость на состояние сверстников, близких людей, героев сказок; осваиваются способы взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении; дети приучаются к выполнению элементарных правил поведения; развивается умение передавать различные эмоциональные состояния.

В средней группе решаются вопросы развития умения понимать окружающих людей, сказочных персонажей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремления к общению и взаимодействию; расширяются представления об окружающем мире; умения ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивается эмоциональная отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте на передний план выдвигаются задачи личностного развития : обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.) ; воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах , возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Детство это не только самая беззаботная и счастливая пора жизни

человека, это еще и очень ответственный период - период наиболее интенсивного формирования личности и то , что не сформировалось в детские годы, уже невозможно развить взрослому человеку .

Тем самым, создавая игровую среду, окружая детей вниманием и любовью , показывая общение на личном примере , играя с детьми, мы формируем личностные качества у ребенка . И от нас зависит, каким мы воспитаем ребенка : равнодушным или участливым, эгоистом или нужным обществу.

Усманова Римма Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Актанышской средней школы №2 с углублённым изучением отдельных предметов

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н.Толстой.

В российском образовании систематически происходят инновационные процессы. На этот раз активно входит в нашу жизнь ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Тщательно изучая новые стандарты, анализируя материалы с высоты жизненного и профессионального опыта и работая по ним с 20142015 учебного года, я прихожу к мысли: ФГОС Ф ундамент Г осударственного О бразования – С оциализация.

Что это, как и почему мы, педагоги и родители, должны сообща выполнять социальный заказ современного гражданского общества. Об этом и хотелось бы поговорить с вами, уважаемые родители!

Едва ли кто сегодня задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты второго поколения. Необходимость ФГОС очевидна, так как основной его целью является обучение, развитие и воспитание обучающихся, отвечающих запросам нашего государства, – социализация поколения. Воспитание личности рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, оказание помощи детям в жизненном самоопределении, социальной адаптации, в гражданском, нравственном и профессиональном становлении. Неслучайно в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в ФГОС, конкретно сформулирован идеал современного человека – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народов России».

Для формирования такого идеала в новых стандартах предлагается системно-деятельностный подход. Так же, как и вы, родители, изо дня в день организуете своих детей к различной деятельности, учите их премудростям жизни, показывая на собственном примере, на опыте, на практике, так и ФГОС предполагает активное применение знаний в практических, жизненных ситуациях. Именно поэтому новый стандарт из чистых добываний знаний, умений и навыков (ЗУН) переходит к формированию универсальных учебных действий (УУД). Важна, в первую очередь, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения и развития изменения, а не сумма знаний, накопленная за школьные годы. Одним словом, главная идея системно-деятельностного подхода в образовании – сотрудничество, сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей, их совместная деятельность на высокие результаты, на готовность детей к продолжению образования и к самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях (это является особо актуальным и значимым для сельских школьников). Именно эти идеи легли в основу моей авторской образовательно-воспитательной программы «Ступени развития личности. Творчество. Интеллект. Успешность», реализуемой в сельской школе с 2007 года.

Уважаемые родители! Несмотря на то, что в рамках введения ФГОС впервые в истории отечественной системы образования включается в стандарты воспитательный компонент, именно в семье мы видим неисчерпаемый воспитательный потенциал и возлагаем на неё огромные надежды при реализации ФГОС. Семья является уникальным посредником между индивидуумом и государством, мощным транслятором нравственно-этических, культурных ценностей от поколения к поколению, семейных и национальных традиций. Вы, родители, – наши первые друзья и помощники, надёжные воспитатели, поэтому наша совместная работа строится на принципах взаимопомощи, содействия и взаимопонимания. Знакомя вас с новыми требованиями к воспитанию в условиях ФГОС, хочется раскрыть некоторые целевые ориентиры воспитания детей и напомнить вам прописные истины.

1. «Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Родители – пример ему», – поэтические строки немецкого учёного и писателя XIV века Себастьяна Брандта остаются актуальными и в XXI веке. Очень важны для ребенка модели родительского поведения: став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье его родителей. Подумайте, родители, правильно ли Вы расставили приоритеты в своей жизни! Старайтесь жить достойно и образцово!

2. Семья – основной источник жизненного, социального опыта. В этом отношении условия сельской местности ограничены, поэтому повышается ответственность родителей в социализации ребёнка. Кроме организованной внеурочной деятельности в школе, вне школы продолжайте расширять запас детских знаний и их кругозор в соответствии с их потребностями и интересами через дополнительные кружки, секции, посещение культурно-исторических мест, увлечение научными познаниями, поиск интересных информаций, открытий. Кроме того, с детьми важно много беседовать, беседовать на самые разные темы, ибо общение позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, установки, нормы. Помните: дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и разносторонних взаимодействий, встреч, лучше других ребят адаптируются в новой обстановке и положительно реагируют на происходящие вокруг перемены.

3. Дорогие родители! Будьте со своими детьми всегда вместе, несмотря на нехватку времени, делайте всё сообща. Не бойтесь брать вашего ребёнка с собой везде, где только можно, посещать с ним различные мероприятия, организовывать семейные праздники, поездки, познавательные экскурсии в музеи и театры, города и страны. Вместе работайте в своём хозяйстве, на своём участке земли, вместе решайте семейные дела и вместе отдыхайте! Лучший способ научить ребенка чувствовать себя счастливым и в будущем жить счастливо – это начать делать всё вместе с ним.

4. Семья – решающее звено в формировании здорового и безопасного образа жизни ребёнка. Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: на равных находятся физическое, нравственное, эстетическое развитие и эмоционально-психическое состояние своего ребенка. Проявляйте постоянное внимание к ребёнку, проживайте с ним и общие радости, и горести, и тревоги. Успокаивайте, подбадривайте и мотивируйте на успех! Почаще решайте ситуативные «задачи». Учите детей управлять собой в зависимости от ситуации и развивайте навыки правильного и разумного поведения в повседневной реальной жизни.

Уважаемые родители! Мы, школа, педагоги, крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок стал настоящим Человеком, высоконравственной и конкурентоспособной личностью, и предлагаем вам сотрудничество в воспитании нашего ребёнка. У нас с вами большой потенциал, хорошие резервы и, самое главное, прекрасные дети. Если каждый из нас, будь то родитель, ученик, педагог, внесёт определённую лепту в продвижение государственной идеи социализации современного поколения, нас ждёт здоровое и успешное будущее! Утвердительны и справедливы слова известного политика Б.Франклин: «Инвестиции в знания всегда дают хорошие проценты!»

error: