Методы эффективной самоорганизации. Самоорганизация личности: уровни, методы и основы Самоорганизация личности в процессе образования

Организация - это упорядоченная группировка элементов посредством внешних сил в целях достижения общего результата. Самоорганизация - это вызванное внутренними факторами упорядочение. Его можно рассмотреть в природе, науке, технике, психологии, социологии. Данный процесс объясняет становление любого устойчивого общества.

Самоорганизация - это управление собой

Существует несколько вариаций представления этого процесса. В первую очередь на ум приходит область человеческого сознания. В психологии личности понятие самоорганизации означает умение запрограммировать себя на выполнение тех или иных задач с достижением конкретного результата. Здесь этот термин включает в себя мотивацию к труду, способность к эффективной трате энергии, планирование времени (тайм-менеджмент), рационализацию.

Организация предполагает группу людей, в которой существуют две основные роли: руководитель и подчиненный (или лидер и ведомый), где одна задаёт установки другой. В случае самоорганизации эти роли сочетаются в одной личности. Главная цель самоконтроля - научить человека выполнять свои обязанности, не прилагая волевых усилий, а исходя из полезной для него внутренней мотивации. Осознанно принятое решение и усиленная работа по его исполнению вызывают самоутверждение, что положительно сказывается на оценке личности самой себя. С самоорганизацией деятельности впервые сталкиваются школьники и новоявленные студенты, поэтому очень важно развить это качество в юном возрасте.

Основные методы диагностики

Анализ любых способностей проводится посредством психологических тестов, анкетирования (клиническая беседа), наблюдения, биографического метода, психологического моделирования, эксперимента. В образовательные программы и профессиональные подготовки нередко внедряют опросники, помогающие выявить способность к самоорганизации и правильному распоряжению временем. Их образцы обычно берутся из англоязычных источников с видоизменениями, а потому могут потерять в качестве. Примером может послужить известный TSQ (ОСД)-опросник.

Анализ с помощью ОСД

Опросник такого рода содержит в себе несколько критериев, характеризующих личность как регулятор деятельности. Он определяет восприятие и особенности использования времени в повседневности. В категории "Планомерность" рассматривается вовлеченность субъекта в стратегическое планирование ежедневных дел. При этом у личности имеются свои принципы планирования.

Шкала, которая выявляет амбициозность, стремления и степень концентрации на своих целях, называется "Целеустремленностью". Прилагаемые к действиям волевые усилия характеризуются "Настойчивостью". В "Фиксации" говорится о способности личности к закреплению на определенных ей задачах. Временная направленность выражена в шкале "Ориентация".

И, наконец, "Самоорганизация" устанавливает предрасположенность личности к внутренней организации деятельности. Каждая шкала имеет несколько пунктов, всего общее количество вопросов - 25. В результате специалистом составляется психологическая диагностика и диаграмма.

Как охарактеризовать самоорганизацию

Формами самоорганизации могут выступать различные критерии, такие как иерархия и плюрализм; пассивная и активная формы; техническое, биологическое и социальное направления. Различные жизненные процессы являют собой активную форму, внутренние химические и физические процессы - пассивную. В психологии в уровнях самоорганизации выделяется пять составляющих:

  1. К общесоциальному уровню относится самовосприятие личности как части группы, общества, этноса (трудовой коллектив, сограждане, представители одной национальности, религии).
  2. К институциональному уровню относят самосознание субъекта как профессионала, специалиста или как части какого-либо института, например семейного.
  3. На управленческом уровне личность рассматривается как часть организационно-представительской, должностной группы.
  4. Самоорганизация на групповом уровне предполагает общность культурного, социально-психологического общества (объединение по возрастной категории, политическим взглядам и др.).
  5. На личностном уровне субъект воспринимает себя как индивидуальность.

Самоорганизация в науке и технике

Техническую самоорганизацию можно отнести к категории науки и техники. Когда меняются свойства, параметры объекта, его цели и задачи, автоматически сменяется и его дальнейшая программа действий. Например, так работает организация самонаводящихся ракет, различных автоматизированных систем, вычислительных технологий. Такие системы имеют свойство самостоятельной настройки.

Принципы самоорганизации в сфере науки (эволюционная биология, супрамолекулярная химия) и природных явлений изучает междисциплинарное направление, называемое синергетикой. Здесь в качестве пространственного упорядочения можно привести в пример лазер. Самоорганизация целенаправленного и спонтанного характера, происходящая за счет изменения или образования связей в системе, существует в основном в природе.

Как это происходит на биологическом уровне? Самоорганизация - это то, что сохраняет вид, приспосабливает его к разным условиям существования, сохраняет гармонию в живой среде. Поэтому она тесно связана с мутационной изменчивостью. Синергетика объединяет в себе все естественные и технические науки, так как её принципы работают в системах любой природы (электроны, атомы, молекулы, механические системы, термоядерные реакции, транспортные системы и так далее).

Природа заключает в себе неожиданные динамические явления, которые создаются по "эффекту бабочки" - изменение работы одного незначительного механизма повлечет за собой перемену организации всей системы. Поэтому, чтобы рассмотреть природные процессы в совокупности, необходима дисциплина, объединяющая несколько наук в одно направление.

Сравнение иерархии и плюрализма

Для сохранения устоявшегося государственного строя необходима особая форма самоорганизации. Это иерархия (система подчиненности) и плюрализм (многообразие и терпимость к политическим взглядам, мнениям). Гражданам любой страны нужно чувствовать себя причастными к определенным порядкам, выстроенным согласно традициям их общества.

В традиционной иерархии действует принцип "разделяй и властвуй", цель которого - дать преимущество или лишить равных условий одну из сторон. Такая форма самоорганизации общества помогает сохранять авторитетность властных структур. В современном мире действуют одновременно различные формы организации. Некоторым иерархическим устоям ничего не мешает сосуществовать с плюрализмом и равенством, являющимися столпами демократического социума.

Хаос и беспорядок

Объяснение теории хаоса можно начать с простых примеров, описывающих её противоположность - организованность, устойчивость и порядок. Система, описанная по математическим законам, может считаться устойчивой, если при малых изменениях начальных условий и параметров можно наблюдать малые изменения результата.

Например, при скорости 50 км/ч водитель преодолеет 100 км через два часа. Если он будет ехать не намного медленнее, то время его поездки поменяется на пропорциональную величину также незначительно. Данная система стабильна и проста. Но чем сложнее система, тем она неустойчивее. Объектами изучения теории хаоса являются как раз сложные, неустойчивые конструкции, в которых при каких-либо малых переменах в результате возникают колоссальные изменения.

Кто это придумал

Метеоролог Лоренц однажды решил вбить в машину уже известные ему данные с ясными заранее результатами. Однако прогноз в итоге оказался совсем другим. Причем чем дальше тянулась эта цепь, тем сильнее отличался прогноз от первоначального, истинного. Дело было в том, что заново занесенные параметры были округлены, то есть несколько отличались. Центральным понятием данной теории является "эффект бабочки" - незначительное влияние извне способно вызвать неожиданные последствия.

Нельзя путать случайность с хаотичностью. Если раньше, когда ученые не могли дать объяснение тому или иному явлению, оно могло назваться "случайным", то сейчас же большинство этих процессов называются хаотичными и поддаются законам теории хаоса (движение спутников по орбите, приступы эпилепсии, большой транспортный поток на широких трассах). "Эффект бабочки" также исключает возможность предсказывать будущее. И чем дальше это будущее - тем "невозможнее" данная вероятность.

Эффективность и результат самоорганизации

Теперь ясно, почему самоорганизация - это всеохватывающее явление, существующее во всех окружающих человека системах. Главным образом она обладает социальной (общение, знания, карьера, самовыражение), технологической (безопасность и производительность труда, успехи в науке и технике), правовой и политической (формирование гражданских союзов, политических партий) эффективностью. Благодаря этому явлению, человек способен реализовать себя в безопасных и комфортных условиях. Самосовершенствование каждого индивида в отдельности, а затем организация таких людей в социуме на различных уровнях ведут к формированию политически подкованного и развитого во всех отношениях общества.

Самое тяжелое и трудное для всех нас — все, что начинается с приставки «само». Самоорганизация , самодисциплина, самообразование, самомотивация, и тому подобное само.

Запустить гораздо труднее, чем учить других. Вот других учить — это запросто. Каждый из нас может дать другим кучу советов о том, как правильно себя вести, как достигать успеха, как найти прибыльную нишу, как сделать сайт и как зарабатывать в Интернете.

Наведите порядок на своем рабочем месте, в квартире, в одежде, в личной жизни и так далее, и поддерживайте его

Почему это важно? Беспорядок вокруг Вас порождает беспорядок в голове. Нельзя быть самоорганизованным в работе, и ходить в чем придется, выглядеть кое-как и есть, что попало, и вообще, вести беспорядочный образ жизни. Хаос в окружающем мире порождает хаос в голове, а это, в свою очередь, влияет на Ваши поступки и решения.

Записывайте Ваши мысли, планы, решения и идеи на бумаге

Это — один из самых мощных путей к самоорганизации. Пишите то, что Вам приходит в голову, текстом, рисуйте схемы и майнд-карты. Это быстро приучит Вас мыслить связно, а не сумбурно, и разовьет привычку точно излагать свои мысли. Это, в свою очередь, приведет к резкому росту эффективности Ваших действий.

Осваивайте майнд-карты

Они наводят порядок в Вашей голове, и, кроме того, приучают к важному принципу — все должно находиться на своих местах. Каждой идеи, каждой мысли, каждому решению свое место и время . Привычка регулярно составлять избавляет от каши в голове, и приучаете делать все дела по порядку их очередности, а не хаотично.

Превратитесь в «жаворонка»

Возможно, этот совет покажется Вам странным, но давно известно, что самые продуктивные часы для работы — утренние. Если Вы любите засиживаться за работой до поздней ночи, и просыпаться к обеду, и считаете, что так и нужно, что Вы «сова», все же ради эксперимента попробуйте наоборот — ложиться пораньше и пораньше вставать. Возможно, Вы будете удивлены результатом. Я сам считал себя «совой», пока не перешел на новый режим, и не убедился в обратном. Некоторые наши иллюзии относительно самих себя могут исчезнуть только путем эксперимента.

Планируйте свой день

Обычно советуют это делать вечером, но лично я делаю это утром, на свежую голову. Это — самое мое первое дело, когда я сажусь за компьютер: планирование дел на день и просмотр почты . Все дела, которые необходимо сделать, я разделяю на , приближающие к моим целям, и , которые являются необходимым фоном для жизни, и следовательно, для выполнения важных дел. Например, написать статью на блог — это важное дело, потому что каждая новая статья приближает меня к цели: достойному заработку с блога. А обналичить очередной чек Google Adsense — это срочное дело, потому что таким образом я получаю наличность, необходимую для жизни.

Выбрасывайте мусор

У меня, например, достаточно чистый почтовый ящик. Я подписан только на те рассылки, которые мне нужны. Периодически я подписываюсь и на новые рассылки, которые меня заинтересовали, но примерно с такой же частотой и отписываюсь. Курсы, которые я еще не прочитал, уменя находятся в отдельных папках, и рассортированы по срочности изучения. Конечно, совсем их выбрасывать жалко, если они не срочные, но они меня, в принципе, не беспокоят. Пусть лежат до поры до времени. В квартире я тоже стараюсь избавиться от всего лишнего, что мне не нужно. Мусору место на помойке, или еще где-то, но не рядом.

Не избегайте скучных дел

Все даже поначалу интересные новые дела со временем становятся скучной рутиной, если выполнять их постоянно. Но все равно делать их надо, если Вы не хотите, как бабочка, порхать от одного дела к другому, не доводя до ума ни одно из них. Так успеха добиться невозможно. Правильнее принять установку на то, что дела придется все равно делать , иначе ничего не получится. Есть масса способов сделать скучные дела интересными. Один из них — принять происходящее, как игру, и наблюдать немного за собой со стороны. Вы как бы ставите перед собой квест — задание, которое нужно выполнить, чтобы перейти на новый уровень. Также хвалите себя, и поощряйте за выполненные задания. И в конце концов Вы приучите себя с легкостью выполнять все скучные дела.

Прямо сейчас выберите себе один из этих пунктов, и сделайте что-то для его выполнения . Это будет не так уж и трудно, а пользу принесет громадную.

В идеале каждый день нужно делать что-то для каждого из этих пунктов , и тогда самоорганизация для Вас будет не пустым звуком, или абстрактной теорией. Уже через месяц Вы поразитесь тому, насколько поднимется продуктивность Вашего труда, и насколько четко Вы будете понимать, что именно Вам необходимо и целесообразно делать для продвижения к своим целям.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

УДК 378 ББК 74.580 Ф 55

В.А. Филоненко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в г. Новороссийске; E- mail: vicalexfilnov@mail. ru

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы Армавирского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета; E- mail: [email protected]

САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

(Рецензирована)

Аннотация. В сложившейся социокультурной ситуации в нашей стране необходим поиск новых подходов к решению задач подготовки педагогов, соответствующих современным требованиям. Это актуализирует модернизацию содержания и технологий образования через ориентацию студентов на проявление разнообразных самопроцессов, среди которых особое место принадлежит профессиональной самоорганизации личности, являющейся значимым фактором профессионального развития. Представленный в статье анализ различных подходов к определению и выявлению сущности процесса самоорганизации рассмотрен сквозь призму современного научного знания. Научно обоснованы место и значимость самоорганизации на этапе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа. В статье изложены основы методического авторского подхода к формированию умений профессиональной самоорганизации, приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие его эффективность.

Ключевые слова: самоорганизация, умения профессиональной самоорганизации,

профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка, факторы и условия профессиональной самоорганизации.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, the Admiral F.F. Ushakov State Marine University in Novorossiysk; E-mail: vicalexfilnov@mail. ru V.A. Petkov

Doctor of Pedagogy, Professor of Social Work Department, the Armavir Institute of Social Education (branch) of the Russian State Social University; E-mail: [email protected]

SELF-ORGANIZATION IN PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER PERSONALITY

Abstract. In the developed sociocultural situation in our country, it is nacessary to search for new approaches to the solution of problems of teacher training, conforming to modern requirements. This actualizes modernization of the contents and technologies of education through orientation of students to manifest various self-processes. Special place among them belongs to professional self-organization of the personality, a significant factor of professional development. The analysis of various approaches to definition and identification of essence of process of self-organization presented in the paper is considered through a prism of modern scientific knowledge. The place and the importance of self-organization at a stage of students’ professional training at teacher training college are scientifically reasonable. The paper describes the bases of the author"s methodical approach to formation of abilities of professional self-organization. Data on experimental work confirming its efficiency are provided.

Keywords: self-organization, abilities of professional self-organization, professional formation of the teacher, professional training, factors and conditions of professional self-organization.

Современное образование ориентировано на создание условий, оптимальных для самораскрытия человека, осознания своей значимости и полезности, стремления к личностному и профессиональному совершенствованию. Процесс профессионального становления современного конкурентоспособного компетентного специалиста возможен при условии не только субъектного подхода к обучению, но и профессионального саморазвития и самоорганизации.

В педагогике и психологии до сих пор отсутствует единое научно обоснованное определение понятия «самоорганизация» (С.С. Амиров, В.Б. Арюткин, В.Н. Донцов, Н.С. Копеина, М.М. Курнев, Н.П. Попова, Г.Н. Сериков, И.А. Трофимова, Н.К. Тутышкин, Я.О. Устинова, Л.Е. Шабунини и др.) Разнообразие мнений объясняется, на наш взгляд, сложностью процесса самоорганизации, его индивидуально-личностной направленностью и вариативностью, тем, что данная категория изучается в различных аспектах: психологическом, педагогическом и др., к анализу самоорганизации учеными применяются различные подходы. Проявляя основания в разногласии определения понятия «самоорганизация», мы пришли к выводу, что в ряде работ самоорганизацию рассматривают как «процесс» (С.Н. Брайнес, А.В. Напалков, Б.Г. Юдин и др.), а в других - как «результат», а точнее, как некую характеристику потенциальных возможностей структурирования и видоизменения всех составляющих сложной открытой системы (Н.П. Копеина, Е.В. Марусова, О.Н. Первушина, П.Е. Рыженков, Н.К. Тутышкин и др.). Подходы к рассмотрению самоорганизации как характеристики личности, способности личности, акмеологической характеристики субъекта деятельности определяют самоорганизацию именно с этой позиции. Выделенные подходы к рассмотрению процесса самоорганизации не исключают, а дополняют друг друга, потому в ряде определений объединились обе позиции .

Важнейший аспект самоорганизации - профессиональная самоорганизация в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как показатель личностной зрелости . Определяя профессиональную самоорганизацию как способность личности, проявляющуюся в умении осознанно и целенаправленно использовать и совершенствовать значимые составляющие структуры личности в деятельности, направленной на разрешение профессионально и личностно значимых задач, обосновываем необходимость рассмотрения умений профессиональной самоорганизации, выделения критериев и уровней сформированности умений профессиональной самоорганизации будущего учителя, а также выявление педагогических условий формирования умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов в процессе обучения в педагогическом колледже.

Осмысливая значимость профессиональной самоорганизации в образовательном пространстве педагогического колледжа, мы установили, что на процессы профессиональной самоорганизации в ходе социализации личности студента действуют множество факторов в течение жизни человека, различные по качеству воздействия и степени интенсивности; формирование профессиональной самоорганизации, обусловленное динамикой развития личности в целом, в каждом отдельном случае приобретает особый характер; это сложный, многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий индивидуальносвоеобразную траекторию; важнейшие основания для профессиональной самоорганизации личности закладываются в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования (которым является и педагогический колледж); весь образовательный комплекс учреждения профессионального образования является важным фактором, воздействующим на процесс профессиональной самоорганизации, в котором ведущую роль играют общепрофессиональные дисциплины.

Рассматривая различные факторы, определяющие профессиональную самоорганизацию на этапе овладения профессией, мы учитывали перспективы развития образования, определенные Международной комиссией по образованию для XXI века во главе с Жаком Делором, и основные черты профессионального труда, разработанные С.Ю. Черноглазником и др. К ним относятся интенсивность современного труда; методологичность; динамичность содержания труда; выполнение профессиональных

функций как базис целостной профессиональной жизни; повышенная ответственность в процессе труда, что позволило уточнить значимость и направленность профессиональной самоорганизации в педагогической профессии .

Изучение внешних требований современной образовательной системы к подготовке педагога позволило сделать следующие обобщения: 1) основным условием и средством успеха педагогического процесса была и остается личность педагога. Обучение в педагогическом образовательном учреждении должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развитие специалиста и быть ориентированным на формирование педагога, соответствующего запросам современного социума; 2) современная образовательная система предъявляет повышенные требования к личности педагога, которые обусловлены рядом объективных причин; 3) самоорганизация является внутренним механизмом личностного роста педагога, одним из способов конструирования учителем личностного образовательноразвивающего пространства, в котором он выступает как субъект собственного профессионального становления, где происходит освоение и принятие им содержания образования, выработка индивидуально-творческого стиля деятельности; 4) соотнесение профессиональных требований к личности педагога с особенностями процесса профессиональной самоорганизации позволило актуализировать необходимость формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов на этапе их профессионального обучения.

Анализ различных подходов к классификации профессиональных педагогических умений и умений самоорганизации позволил сделать следующие выводы: 1) процессы формирования педагогических умений, умений самоорганизации не противоречат, но дополняют друг друга, они взаимозависимы и взаимообусловлены, что определяется спецификой педагогической профессии. Обобщенные группы умений самоорганизации имеют обширную область пересечения, так как содержат большое количество идентичных умений; 2) единой точки зрения на определение и содержание понятия «умения профессиональной самоорганизации» в теории и практике педагогики нет; 3) учебные навыки, сформированные у студентов в ходе профессиональной подготовки, затем становятся профессионально значимыми в педагогической деятельности, неразрывно связанной с учебной; 4) умения самоорганизации не только отражают степень квалификации специалиста, но являются компонентом его профессиональной культуры.

Таким образом, умения профессиональной самоорганизации нами определяются как освоенные человеком способы рационального выполнения действий, направленных на решение профессиональных и личностно значимых задач, в которых человек выступает субъектом деятельности и профессионального саморазвития. При этом умения могут быть как практическими (операциональными), так и теоретическими (умственными) (Б.М. Бим-Бад), что определяет возможность формирования умений профессиональной самоорганизации на этапе обучения в условиях педагогического колледжа. Формирование умений профессиональной самоорганизации является значимым условием становления самоорганизующейся личности будущего педагога .

Определяя комплекс необходимых условий эффективного развития и

функционирования процесса формирования умений самоорганизации у будущих педагогов, (посредством опроса респондентов и анализа полученных результатов) выделили факторы, влияющие на успешность педагогической деятельности: направленность педагогического процесса; основания (принципы) формирования выявленных групп умений; особенности содержания профессиональной подготовки будущего педагога; специфику характеристик процесса профессиональной самоорганизации у будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки; включенность студентов в процесс профессиональной самоорганизации.

Для выявления педагогических условий нами исследовались внешние факторы формирования умений профессиональной самоорганизации. Их мы сгруппировали следующим образом:

1. Непосредственное взаимодействие. В эту группу мы включили содержание профессиональной общетеоретической и практической подготовки будущего педагога, реализуемое в УВП образовательного учреждения.

2. Опосредованное взаимодействие. К нему мы отнесли внешние факторы по отношению к образовательной системе колледжа: региональный и федеральный уровни систем среднего и высшего профессионального образования, образовательную систему школы, систему социальных институтов; а также процесс непрерывного профессионального самосовершенствования педагога, социальную среду, включая микросреду.

На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также с учетом опыта работы в педколледже нами был определен комплекс педагогических условий, необходимых для успешного функционирования процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих учителей в их учебно-познавательной деятельности, которые были сгруппированы следующим образом:

Психолого-педагогические (обеспечение ориентации образовательного процесса на формирование умений профессиональной самоорганизации; включение студентов в деятельность, способствующую усвоению основ самоорганизуемой деятельности; готовность коллектива преподавателей к проектированию разработанных моделей и технологий и реализации их на практике; построение процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода; развитие у студентов культуры самопознания, саморазвития, самообразования, самовоспитания, самосовершенствования; и др.);

Организационно-педагогические (организация позитивного взаимодействия всех субъектов профессионального обучения и воспитания; реализация преемственности в профессиональной подготовке; материальное, кадровое и информационно-методическое обеспечение процесса профессиональной самоорганизации; сотрудничество и педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с другими социальными институтами; организации само/мониторинга процесса развития умений профессиональной самоорганизации).

Для подбора диагностического инструментария оценки успешности формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих учителей мы исходили из общих требований к выбору критериев. В основу выделения критериев положены обозначенные различия в частоте и интенсивности проявления в учебно-профессиональной деятельности личностных характеристик, прямо и косвенно влияющих на развитие профессиональной самоорганизации. Критериями для определения сформированности умений профессиональной самоорганизации в учебно-познавательной деятельности у будущих педагогов являются: 1) профессиональная направленность; 2) теоретические знания о развитии профессиональной самоорганизации; 3) развитость субъектной позиции в профессиональном становлении и развитии; 4) развитость рефлексии в учебнопрофессиональной деятельности; 5) сформированность профессионально значимых качеств личности; 6) творческое отношение к учебно-профессиональной и другим видам деятельности.

Опираясь на накопленный теоретический и практический материал с учетом особенностей формирования умений профессиональной самоорганизации на этапе обучения профессии в колледже, мы выделили следующие уровни сформированности умений профессиональной самоорганизации: уровень профессионального самоопределения; уровень профессионального самопроектирования; уровень профессионально-творческой самоактуализации; уровень профессионального саморазвития. В основу данной классификации положена динамика индивидуального развития субъектности в ходе профессионального становления; способы и подходы к решению учебно-профессиональных задач.

При разработке критериев и уровней сформированности умений профессиональной самоорганизации мы учитывали два аспекта: требования к личности в целом, как отражающие гармоничность развития комплекса рассматриваемых умений, и к отдельным

признакам качественных характеристик развития умений самоорганизации. Результаты диагностики позволили активно развивать рефлексию как важнейшее составляющее развития профессиональной самоорганизации, а также включать студентов в самопроцессы (самоанализ, самопроектирование, саморазвитие и др.). Эффективным оказалось применение специальных опросников, включающих как разработанные нами диагностические карты, так и рекомендации по использованию стандартизированных методик для уточнения процедуры самооценки и самоанализа различных показателей сформированности исследуемых умений.

В ходе проектирования процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов было осуществлено: моделирование этого процесса; апробация педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования умений профессиональной самоорганизации; выявление механизмов становления и развития умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов; проектирование и реализация педагогической технологии; мониторинг процесса формирования умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов; рефлексивно-корректировочная деятельность; деятельность, стимулирующая достижение специалистом высот личностного и профессионального роста.

В исследовании использовался многоуровневый подход к проектированию модели и технологии: концептуальный, технологический и уровень реализации. На концептуальном уровне определялись цели и содержание деятельности, ее виды и способы управления деятельностью. На технологическом уровне выявлены методы и средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов, а также их функциональные особенности, строилась модель процесса. На третьем уровне определялись способы реализации модели с учетом выделенных условий, обеспечивающих эффективное развитие умений профессиональной самоорганизации.

В основе моделирования были положены системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие функционирование целостного становления личности будущего учителя. Общими основаниями проектируемого педагогического процесса являются ее уровневые характеристики и ориентация на развитие умений профессиональной самоорганизации, личности студента как субъекта учебнопрофессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Сконструированная модель отражает последовательность становления и развития умений профессиональной самоорганизации будущего педагога, описывая взаимосвязь и взаимозависимость её функциональных и структурных компонентов. С их учётом строилась траектория основных направлений реализации технологии формирования умений профессиональной самоорганизации будущего педагога посредством отработки механизмов развития каждого компонента структуры. Установлено, что такими механизмами являются регулятивно-стимулирующий; организационно-методический; нормативно-коррекционный. Процесс формирования умений профессиональной самоорганизации в условиях педагогического колледжа осуществлялся в контексте общепрофессиональной подготовки учителя, носил междисциплинарный характер и обеспечивал профессиональное обучение и воспитание в их неразрывном единстве.

В основе построения технологии формирования умений профессиональной самоорганизации положен комплексный подход как отражение всех элементов педагогической системы колледжа, направленной на профессиональное становление личности будущего педагога. При этом использование индивидуального подхода - важное условие осуществления программы действий. Основой и связующим звеном здесь являются дисциплины психолого-пе-дагогического цикла, имеющие непосредственный выход на формирование элементов педагогического мастерства, в том числе в ходе прохождения студентами педагогической практики. В процессе подготовки студента они выступают не только как профессионально значимые, но и как личностно-развивающие. Реализация содержания технологии осуществлялась в рамках методических тем колледжа и поставленных целей, задач, направлений деятельности (на всем протяжении эксперимента).

Исследование проводилось на базе Новороссийского социально-педагогического колледжа в 2006-2011 годах. В экспериментальной работе приняли участие 246 студентов отделения «Иностранный язык».

Для подтверждения его эффективности данные экспериментальной группы были сопоставлены с результатами контрольной группы студентов, в которых авторская программа не использовалась.

С целью диагностики уровня развития умений профессиональной самоорганизации студентам первых курсов в констатирующем эксперименте были предложены вопросы диагностической карты, направленные на определение мотива выбора профессии; выявление уровня знаний студентов по теории самоорганизации и профессиональной самоорганизации (общие представления); определение уровня сформированности элементарных умений самоорганизации учебной деятельности. Результаты проведенного анкетирования позволили констатировать незначительные расхождения в обследуемых группах по большинству исследуемых признаков. Наибольшие расхождения наблюдаются между студентами разных отделений колледжа, наименьшие - у студентов одной специальности (от 0,5% до 2,4%). С учётом этого были определены контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы студентов,

Следующим этапом констатирующего эксперимента было выявление уровня развития умений профессиональной самоорганизации для каждого студента контрольной и экспериментальной групп. При сопоставлении полученных результатов обнаружились минимальные расхождения в уровнях сформированности умений профессиональной самоорганизации студентов обеих групп. В констатирующей части исследования нами был определен средний числовой показатель сформированности умений профессиональной самоорганизации студентов ЭГ и КГ. В обеих группах он оказался равен 1,7 балла, что соответствует первому уровню (профессионального самоопределения) развития умений профессиональной самоорганизации.

Целью формирующей части исследования были реализация и проверка эффективности модели, педагогической технологии и педагогических условий формирования умений профессиональной самоорганизации студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа.

Мониторинг проводился комплексно по всем обозначенным направлениям, стандарти-зированно для всех участников эксперимента. Результаты систематизировались в сводной ведомости по группам - контрольной и экспериментальной, далее анализировались их количественные и качественные показатели. Статистическая обработка полученных результатов, проведенная на основании расчета критерия достоверности различий 1=р3-рк / md и определения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г), показала, что 1) различия между значениями коэффициентов сформированности умений профессиональной самоорганизации у студентов экспериментальной и контрольной групп достоверны 0>2) по всем уровням; 2) эмпирическое значение г=0,65, т.е. оно больше критических значений коэффициента ранговой корреляции г т= 0,45 (при р<0,05); Т8^= 0,57 (при р<0,01) и подтверждает гипотезу о корреляции экспертных оценок. Оценка различий результатов в экспериментальных и контрольных группах по ^критерию Стьюдента показала их значимость на уровне р<0,05.

Данные проведённого исследования показали, что в экспериментальной группе произошли позитивные, статистически достоверные сдвиги в уровневых показателях развития умений профессиональной самоорганизации студентов по сравнению с контрольной группой. Результаты свидетельствуют о том, что при традиционной организации учебно-воспитательного процесса у студентов не происходит эффективного развития умений профессиональной самоорганизации, не реализуются необходимые условия, способствующие развитию этого качества. Проведенное исследование позволяет шире раскрыть синергетические и акмеологические аспекты решения проблемы самоорганизации в профессиональном становлении личности будущего педагога.

1. Эшби Р.У. Принципы самоорганизации // Самоорганизующиеся системы. М.: Мир, 1966. С. 314-343.

2. Горюнка В.П. Обучение профессиональной деятельности студентов педколледжа // Педагогика. 1997. № 4. С. 7-8.

3. Черноглазник С.Ю. Формирование самоорганизующейся личности // Специалист. 1995. № 9. С. 38-39.

5. Дёмкина Е.В. Формирование личности будущего специалиста в условиях учебновоспитательного процесса // Вестник Адыгейского университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 3. С. 38-43.

6. Педагогическая антропология: учеб. пособие / авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. 576

1. Ashby R.W. Principles of self-organization // Self-organizing systems. M.: Mir, 1966. P. 314-343.

2. Goryunka V.P. Teaching the students of a teachers’ training college to professional activity // Pedagogy. 1997. No. 4. P.7-8.

3. Chernoglaznik S.Yu. Formation of a self-organizing person // Specialist. 1995. No. 9. P. 38-39.

4. Adcock C.J. Fundamentals of psychology. L.: Penguin books Ltd, 1989.

5. Dyomkina E.V. Formation of the personality of a future expert in the conditions of teaching and educational process // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2012. Iss. 3. P. 38-43.

6. Pedagogical anthropology: a manual / comp. by B.M. Bim-Bad. M.: URAO, 1998. 576 pp.

Работу над собой, обустройство жизни и бизнеса можно проводить эффективнее, если знать основы самоорганизации личности.

Самоорганизация является сознательным эмоциональных, морально-волевых черт характера в деятельности, которая направлена на разрешение, развитие личностно значимых задач.

Самоорганизованная личность оптимально воспринимает влияние внешней среды, адаптируя их (преобразуя) в собственную внутреннюю потребностно-мотивационную сферу.

Приоритетную роль здесь играют общественная среда, а также условия развития способности (потенциала) самоорганизации.

Присущие личности с высоким уровнем самоорганизации основные качества:

  • уверенность в себе,
  • творческая самостоятельность мысли,
  • отсутствие тревожности относительно своего престижа, имиджа, репутации.

Существующие позволяют эффективно выполнять определенные виды деятельности:

  • работу, связанную с процессами свертывания (обобщения), переноса информации;
  • самопроверку полученных результатов (повтор, сравнение, анализ),
  • направленные на личностное культурное оздоровление (сбережение).

Самоорганизация – это также имеющая интеллектуально-волевую направленность способность личности, развиваемая в деятельности.

Кроме того, самоорганизация заключается в деятельности личности по четкой собственной жизнедеятельности; в способности, умении организовать себя.

Проявляется такая самоорганизация в самоанализе, целеустремленности, самооценке, жестком самоконтроле, самоограничении. Самоорганизующаяся личность умеет рационально жить:

  • планировать время, работу, отдых, занятость;
  • быстро принимать решения, выполнять их,
  • тратить энергию (силы), деньги, время экономно.

Самоорганизованная личность постоянно , собственным характером, эмоционально-волевой сферой. Такой человек обладает высоким чувством долга, высокоразвитым личным достоинством.

Обучиться самоорганизации можно на специальных курсах, тренингах или читая соответствующую литературу (по самосовершенствованию, саморазвитию).

В общем виде основы самоорганизации личности можно свести к следующим правилам:

  • умейте правильно определять свое предназначение (чему стоит посвятить жизнь);
  • определите жизненно важные цели;
  • выделите долгосрочные и краткосрочные планы (цели);
  • планируйте рабочее время (заведите ежедневник и вносите в него постоянно все планируемые, намечающиеся, необходимые мероприятия);
  • планируйте отдых (работа всегда должна чередоваться с полноценным отдыхом). Вымотанный, изношенный организм не принесет достаточной пользы. Кроме того, он более подвержен заболеваемости;
  • изучите собственные биоритмы (биологические часы) – фазы активности, утомляемости, сна, бодрствования. Распределите свое время, деятельность, отдых в соответствии с этими периодами. Ведь это логично;
  • извлекайте уроки из промашек (это отличное подспорье для работы над ошибками);
  • для любого дела находите внутренние мотивы, так оно станет более продуктивным;
  • верьте в себя, свои возможности, собственную ценность и значимость;
  • ищите единомышленников – для многих людей требуется психологическая поддержка, моральная помощь, «коллективный разум» в решении проблем.

Таким образом, основы самоорганизации личности необходимо знать каждому. Без них мы напрасно теряем уйму времени, тратя его на длительное раскачивание и бесцельное блуждание. Рационализм – вот

Самоорганизация - процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала. Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а . И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация - это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений. В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как , организационные способности (с приставкой «само» разумеется - речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная ). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать - самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача - стать организованным - должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация - именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый - над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй - каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап - экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап - планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Выработка привычек

Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек - процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях и .

Органайзеры и прочие «помощники»

Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет. Рынок предлагает достаточное количество вариантов - от заточенных под конкретные рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари - короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets - специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются для более успешного освоения . Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия - в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.

Популярные заблуждения о самоорганизации

Напоследок - некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» - специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.

Способность к самоорганизации - это врожденная характеристика личности . Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.

Чтобы стать организованным - нужно долго и упорно трудиться . Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.

Самоорганизация - не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно . Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей - он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор - из него можно построить как дом, так и автомобиль.

Тратить время на самоорганизацию непродуктивно . Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности.

Успешного вам освоения навыка!

Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель - указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых). В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

error: