Субъективные аспекты конфликта, типы участников конфликта, их психология. Управление конфликтами

Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций.

Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте

На какой бы почве не возник конфликт, он всегда протекает «в следующей последовательности:

а) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

б) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта, в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;

г) Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;

д) Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом». В основе различных типологий и классификаций конфликтного взаимодействия лежат различные основания.

Но любая типология дает возможность «развернуть» эмоциональную динамику участников конфликта по напряженности повторяющую сам конфликт. Приводим типологию, в которой как раз развитие эмоций выступает системообразующим фактором.

На основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между разными людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, можно выделить в качестве наиболее распространенных, чаще встречающихся, следующие типы межлич-ностных конфликтов.

Наиболее распространенным является чувственно-аффективный тип межличностного конфликта. Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами, предпочтениями первого из них, не отвечает на его вопросы, игнорируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сводя свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. В возникающем вследствие этого конфликте выявляются две особенности.

Первая из них заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию.

Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отношения ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контролировать свои слова и поступки. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, игнорируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия.

Бескомпромиссный тип межличностного конфликта характеризуется тем, что он начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недовольство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.

Эмоционально невыдержанный тип межличностных конфликтов начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые откровенно, порой в резкой форме в процессе конфликтного общения. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Его стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном и деструктивном поведении, которое, к тому же, часто не контролируется с его стороны. Для его партнера, вступившего с ним в конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного. Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межличностного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью процесса общения до минимально необходимого.

Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта характеризуется тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко со взаимными извинениями.

Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Роль эмоций в конфликтной ситуации

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива. Обратимся к некоторым особенностям эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Тревога - психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций: страх, горе, стыд, вину, интерес и возбуждение.

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги: может стать устойчивой чертой личности - воспринимать угрозы своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги. В конфликтной ситуации тревожность такой личности обусловливает определенные реакции: всяческие попытки ухода от опасной ситуации - как в виде вербальной или физической агрессии, так и в виде ступора, оцепенения, неспособности к анализу.

Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную опасность и любой ценой стремится к спокойствию, избегая конфликтов и не отстаивая своих интересов. Тревожность может стать причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые помогают избавиться от тревоги.

Эмоциональная ригидность выражается в заторможенности, косности эмоциональных откликов на меняющийся объект. Мысли, действия, эмоции текущего конфликта возникают не только под воздействием происходящего в данный момент, но и под влиянием глубинных подсознательных процессов. Если мы ограничиваем выражение таких эмоций, как страх, гнев, то снижаем нашу способность адекватно воспринимать действительность.

Контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по-разному выражать их (эмоции) в ситуации конфликта. И внешние выражения эмоции (экспрессии) будут различными, и это не способствует конструктивному разрешению конфликта.

Как правило, конфликт возникает в результате незнания тех или иных свойств другого человека, как результат полузнание, иллюзорного, чисто субъективного представления о человеке и его поведение

Польский социолог. Хенрик. Биалишевський в одном из своих трудов подает несколько типичных характеристик агрессивных работников, которые приведут конфликты в организациях:

"Очень наглый и грубый, особенно в отношениях с руководством, считает себя выше других. Имеет вспыльчивый характер, что является причиной разного рода конфликтов"

"Есть конфликтной лицом, с которым невозможно сотрудничать, пытается"натравить"людей друг на друга, а сам остаться в тени"

"Есть нервным, вспыльчивым, упрямым, что отталкивает от него как коллег так и руководителей"

"Очень скандальный, грубый, наглый; постоянно, где он появляется, возникает состояние беспокойства и напряжения"

Особенно склонны к агрессии, утверждает. Астор, так называемые агрессивные психопаты, то есть люди, в которых проявляются черты паранойи, которые плохо контролируют свою импульсивность"Агрессивные психопаты, - утверждает в ученый, - проявляют анормального поведение как к людям из ближайшего окружения, так и общества в целом. Наиболее видимой чертой той анормальность является их абсолютное игнорирование чувств другого человека. Самов певнени, эгоистичны и импульсивные, агрессивные психопаты выражают свои желания вовсе не считаясь с. Другими людьмилюдьми".

Вполне понятно, что если такие люди в организации, то члены его всегда вынуждены быть в постоянном напряжении и дискомфорте

Американский социолог считает, что единственным средством здесь может быть применение к ним соответствующих санкций экономического и правового характера"

Психологические аспекты конфликта

Примеры с людьми, которые вызывают конфликтные ситуации и конфликты, среди ряда других факторов является исключением. Человек может нервничать, но это еще не значит, что она доведет себя до такого состояния, чтобы вызвать и конфликт, тем более, что и оппонент должен проявить понимание и в определенную минуту предотвратить напряжении в разговоре. Когда дискуссия переходит в фазу конфликтной ситуации, следует делать все возможное, советует. Дробин сон, чтобы предотвратить конфликт"Можешь, конечно, - пишет он, - быть хорошим знатоком какого-то дела - это может быть прочитано, что ты крепкий, аргументированную позицию. Но если потеряешь контроль над собой, твоя поведение станет иррациональнольною.

Множество хорошо установленных контактов, деловых встреч будет безвозвратно испорчено из-за слова, сказанные в горячке. Правда некоторые люди намеренно применяют агрессивные и деструктивные методы, чтобы получить н над кем-то преимущество. От тебя зависит, отказал им эту возможность!!".

Следует вести себя, пишет. Д. Робинсон, так:"Внимательно следи за тоном разговора оппонента. Когда твой партнер станет тебя называть"господин. Уоткинс"вместо нормального"Джим", будет стараться пригласить к разговору и еще кого-то, покраснеет, время от времени пряча глаза - все это свидетельствует об определенной напряжение во встрече. В таких случаях надо очень внимательно наблюдать за своим оппонентом, взвешивая каждое свое слово. Если твой оппонент начнет повышать тон, кричать или сыпать проклятия, по мере его крика говори еще тише и спокойнее"и добавляетдає:

"Не давай себя втянуть во взаимном перекрикування. Если разговор слишком"горячая"попробуй немедленно закончить примерно так:"Мне очень жаль, что ты так нервничаешь,. Джордж. Давай еще раз встретимся, подумаем хорошо? ми".

Нейтрализация конфликта

Перспективная стратегия решения конфликтов требует решительного действия, направленной на улучшение ситуации, а также ответственности всех членов организации. Следует сделать все для того, пишут. Рени. Фритш и. Мел лькольм. Лери, чтобы конфликтующие стороны пришли к согласиюи.

касается высказанных ими фаз развития конфликта (см. подраздел 73), английские социологи предлагают использовать знания, опыт, умение специально подготовленных к нейтрализации конфликтов специалистов:""согласователей","координатора","терапевта","арбитра"и помощь"третьих сторон"16. Рассмотрим роль этих специалистовів:

А согласователей

На уровне"дискуссии"и"дебатов"лучше следует использовать согласователей - человека, которая помогала конфликтующим сторонам понять свои ошибки, используя соответствующий язык и поведение умелые пр роведенням разговора согласователей предотвращает превращение вербальных выражений в словесные баталии согласователей так ведет разговор, что его слушатели через некоторое время становятся. Его собеседниками, будто помогая и ему, хотя это именно он их"подвел"к такому стилю ведения разговоровви.

Вот один из примеров речи согласователей:

"Мне кажется, что мы ходим по кругу, не приближаемся к сути проблемы. Хотел бы убедиться, действительно ли мы здесь все хотим ее решить?" аже, что не хочет решать проблемуу."

Прежде чем начать разговор с участниками конфликта, согласователей должен:

а) провести несколько личных встреч с представителями противоположных сторон;

б) попросить о необходимости собрания всех сотрудников. Перед собравшимися сделать краткое вступительное слово, вспомнить, для чего здесь все собрались, напомнить об определенных общечеловеческие ценности, моральные ср сады и т дд.;

в) на различного рода реплики с места, лучше всего реагировать улыбкой и отвечать короткой метафорой

согласователей, утверждают английские ученые, лучше всего может выполнить свою роль в начале конфликта. Уже на втором уровне развития конфликта установить какие-то связи с конфликтующими сторонами будет почти н невозможнымо.

В. Координатор

Это человек, который деликатно выясняет причины конфликта, ласковыми словами нейтрализует непримиримых, просит еще раз подтвердить (или опровергнуть) наиболее остро высказанные мнения в процессе конфликта. Внимательно выясняет для себя, почему и другой человек сказала так, а не иначее.

В процессе разговора, координатор тактично просит участников конфликта принять его точку зрения. Когда те не соглашаются, тоже соглашается с ними (говоря:"Правильно, правильно, это сугубо ваше дело"). Но если опять в словесных подходах координатор потерпел поражение, и ему не удалось навязать свою позицию его роль как координатора-исчерпана; необходимо все вновь начинать сначала, возможно через 2-3 днні.

Для координатора очень важно умение находиться вроде со стороны"Стоит он сбоку - пишут. Рени. Фритш и. Мелькольм. Лери"- на определенной дистанции от конфликтующих, а за это они могут доверить ему время поистине своих полномочий и ком петенций"И если такое доверие появится, координатор может быть уверен: они уже"созрели"и готовы принять его предложениюії.

В. Терапевт

Как и роль координатора, роль терапевта может выполнять кто-либо из менеджеров или экспертов организации или фирмы. Термин"терапевт"как правило, связывают с работниками медицинских учреждений, но как ука ачають. Рени. Фритш и. Мелькольм. Лери, нет лучшего слова для определения этой роли: как в больнице терапевт внимательно выясняет, на что жалуется больной человек так и в конфликте следует внимательно выслушать обе сто ны. Роль"терапевта"- снять психологическое напряжение, а вслед за этим постепенно снизится и порог упрямства, гнева и гордыни конфликтуяих.

Г. Арбитр

Роль арбитра необходима особенно тогда, когда конфликт достиг третьей фазы развития. Лучше на эту роль подходит человек из другой фирмы, которую участники конфликта хорошо знают и уважают

Арбитр не решает конфликт, он лишь его"растворяет","размагничивает"В процессе разговора он должен ненавязчиво скорректировать так мнению, что бы выделить прежде всего то, что объединяет, а не разъединяет

Арбитр селекционирует информацию о ходе конфликта, внимательно наблюдает как воспринимают его рекомендации участники конфликтующих сторон. Если неохотно - немедленно следует отступить и предложить другой вариации ант решения. Этот вариант не рассматривается - попробовать еще другой и так несколько раз. Люди, которые уже и так устали от конфликтных баталий, психологически не могут бесконечно отвергать предложенную им доп. Омогой со стороны арбитра. И когда все же арбитр добьется своего, его роль практически выполнена, противоположные стороны (уже даже не такие противоположные) способны сами спокойно решить раньше не решаемую, сдал алося бы, проблемлему.

Д. Третьи лица

В решении конфликтных проблем очень значительная роль может отводиться"третьим лицам"(родственники, соседи, друзья, знакомые). Чем выше фаза развития конфликта, отмечают социологи, тем активнее должна быть й их деятельность. Следует иметь в виду, что согласователей, координатор, терапевт, арбитр - это люди, которые улаживают конфликт с формальной стороны, тогда как"третьи лица"-это близкие люди участников конфликта. Именно" третьи лица"в период, когда конфликтующие поняли бесплодность и вредность конфликта, будто берут на свои плечи часть ответственности за случившееся, и то, что будет после него. Так же вместе с формальной стороной-согласователей, координатором, терапевтом и арбитром они способны помочь выйти из конфликта, наладить ритм жизни организации в спокойном руслуслі.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1. Конфликт - столкновение двух сторон в организации, целью которых является получение материальных и духовных ценностей

2. Конфликтная ситуация - психологическое напряжение между группами, конкретными лицами в организации, еще не переросло в конфликт

3 согласователей -это человек в той же организации, где имеет место конфликт, который в нем не заангажирована. Речевыми, законным средствами согласователей стремится к успокоению сторон, к торможению его на начальной фазе

4. Координатор - человек, работающий в организации охваченной конфликтом (но лучше специалист со стороны), которая выясняет истинную причину конфликта, выдвигает рациональные аргументы относительно характера конфликта, своими действиями и подчеркивая свою нейтральность.

5. Терапевт - эксперт фирмы, роль которого снять психологическое напряжение до такого уровня, чтобы конфликтучи могли спокойно вести переговоры друг с другом

6. Арбитр -человек, который на основании юридических документов, нормативов, положений выясняет суть дела, уговаривает участников конфликта спокойно решить возникшую

7. Третьи лица -это родственники, друзья, знакомые, соседи конфликтующих, которые вносят эмоциональный аспект в дело разрешения конфликта, его прекращения

8. Фазы конфликта - этапы развития конфликта

ВОПРОСЫ

1. Какова разница между понятиями"конфликт"и"конфликтная ситуация"?

2. Назовите основные фазы развития конфликта на предприятии, в фирме?

3. Какие вы можете назвать объективные и субъективные причины конфликта?

4. Какие факторы влияют на динамику конфликта?

5. Кто такой согласователей, координатор, терапевт, арбитр?

6. В чем заключается роль"третьих сторон"?

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимчук AA,. Шиян. ОМ. Социология-К:. Изд-во. Европ ун-та, 2000

2. Гришина. НВ. Я и другие. Общение в трудовом коллективе-Л, 1990

3. Красовский. ЮД. Организационное поведение-М:. ЮНИТИ, 1999

4. Малышев AA. Умение воздействовать на коллектив-М, 1993

5. Обозов HH. Психология межличностных отношений-К:. Лыбидь, 1990

6. Палеха. ЮЛ,. Герасимчук. ВI,. Шиян. ОМ. Основы психологии и педагогики-К:. Изд-во. Европ ун-та, 1999

7. Скотт. Ф. Конфликты, пути их преодоления-К, 1995

8. Сорокин. П. Человек. Цивилизация. Общество-М, 1990

9. Фишер. Р,. Юри. В. Путь к согласию, или. Переговоры без поражения-М, 1990

Конфликтность - первый блок, который мы рассматриваем.
За конфликтность отвечают четыре планеты: Марс, Юпитер, Сатурн, Плутон. Мы должны рассмотреть взаимодействия этих планет в космограмме одного человека с этими же планетами в космограмме другого человека. Т.е. просто накладываем эти две четверки на зодиакальный круг и смотрим их напряженные аспекты между собой с орбом шесть градусов. Чтобы вы уже точно поняли как это делается, расскажу подробнее.
Берем Марс, Юпитер, Сатурн и Плутон одного человека, помещаем их на Зодиакальный круг, присваиваем им индекс "1". Затем берем Марс, Юпитер, Сатурн и Плутон второго человека, также помещаем их на Зодиакальный круг, присваиваем им индекс "2". Далее смотрим аспекты между Марсом(1) и Марсом(2), Марсом(1) и Юпитером(2), Марсом(1) и Сатурном(2), Марсом(1) и Плутоном(2). Посмотрели аспекты, какие они, если есть напряженные (соединение, квадратура, оппозиция) с орбом шесть градусов, то отмечаем этот факт. Затем смотрим аспекты между Юпитером(1) и Марсом(2), Юпитером(1) и Юпитером(2), Юпитером(1) и Сатурном(2), Юпитером(1) и Плутоном(2). Тоже находим напряженные аспекты с орбом шесть градусов, отмечаем и этот факт. Далее смотрим аспекты между Сатурном(1) и Марсом(2), Сатурном(1) и Юпитером(2) и т.д.
Всего получается 16 пар. Чтобы уже точно ничего не пропустить, можно нарисовать и заполнять табличку, которая, к примеру, может выглядеть так.

Марс (2) Юпитер (2) Сатурн (2) Плутон (2)
Марс (1) нет нет соединение нет
Юпитер (1) нет нет нет нет
Сатурн (1) нет нет соединение нет
Плутон (1) соединение нет нет соединение

Если между какими-то планетами (1) и (2) нет напряженного аспекта, то так и пишем "нет". Это позволит нам быть внимательными и ничего не пропустить.
На практике обычно встречаются один-два напряженных аспекта, особенно, если это не одногодки (тогда не бывает соединений Сатурна и Плутона). В нашем примере мы насчитали четыре напряженных аспекта.
Еще раз напомню, в данном блоке мы не анализируем гармоничные аспекты.
Выводы делаем из следующих простых соображений: если есть напряженные аспекты, то между этими двумя людьми конфликты неизбежны, т.е. тип отношений - конфликтный.
Теперь следующий вопрос: закончатся ли эти отношения разрывом? Применяем правило трех указаний. Если количество напряженных аспектов между конфликтными планетами партнеров (Марс, Юпитер, Сатурн, Плутон) равно трем или более трех, то разрыв неизбежен. Супружеские пары с таким взаимодействием рано или поздно разводятся или их брак несчастлив (они живут "как кошка с собакой", часто отдельно, оставаясь супругами формально). То же самое работает для любых других пар: соавторы, партнеры по бизнесу и т.п.
В нашем примере мы наблюдаем именно такой вариант. Количество конфликтных аспектов - четыре. Разрыв (в той или иной форме) неизбежен.
Если количество конфликтных аспектов меньше трех (один-два), то это встречается часто и это можно назвать нормой. В этом случае трения неизбежны, но к разрыву они не приводят. Ну, и совсем хорошо, если нет ни одного конфликтного аспекта. Нельзя сказать, что это обязательно счастье (нужны и хорошие аспекты), но эти люди, по крайней мере, никогда серьезно не поссорятся, т.е. они могут совершенно безбоязненно вступать в брак, заводить общее дело, писать вместе книгу и т.п.
При этом легко можно прогнозировать конфликтные периоды между людьми, глядя на транзитные положения планет, как только те "включают" какой-нибудь конфликтный аспект в космограммах партнеров, жди обострения конфликта. Например, Плутон(1) в оппозиции с Марсом(2). Каждый год транзитный Марс будет "возобновлять" этот конфликт, соединяясь то с Марсом(2), то с Плутоном(1). То же самое будет делать Юпитер транзитный (раз в шесть лет) и Сатурн транзитный (раз в четырнадцать лет). Теоретически Плутон транзитный тоже может поучаствовать, если, конечно, эти отношения продержатся столько времени.
И это все настолько просто работает, что вы сами удивитесь, когда начнете практиковать этот подход.
Когда мы проводили свое первое статистическое исследование в Политехническом Институте в 1986 году, одна сотрудница собралась замуж, и попросила меня посмотреть совместимость. А у них по конфликтным планетам сплошь напряженные взаимодействия, больше трех. Я ей говорю:
- Тебе не повезло.
- Да, нет, у нас духовный союз.
- И все же, какой бы у вас не был духовный союз, но ссориться вы начнете уже в декабре.
Так и получилось. Она в декабре подходит: "Он какой-то странный стал, чуть что - сразу заводится". А я просто глянул в транзиты.
Но. Тут есть некоторые нюансы, они связаны вот с чем. Так же как есть конфликтные и неконфликтные союзы, так же есть конфликтные и неконфликтные личности. Кто это такие - конфликтные и неконфликтные личности?
Если конфликтные планеты (Марс, Юпитер, Сатурн, Плутон) в гороскопе данного субъекта не повреждают друг друга, то это неконфликтная личность сама по себе. Если количество напряженных аспектов между конфликтными планетами в гороскопе субъекта равно трем или больше трех, то это конфликтная личность сама по себе. А поведение конфликтных и неконфликтных личностей в конфликтных ситуациях разное. Неконфликтный человек при конфликте может вспылить, возмутиться, обидеться, но он быстро приходит в себя, способен прощать оппоненту его недостатки, он сразу же идет на попятную, думает "ну, зачем я так поступил, зря все это". И человек быстро выходит из ситуации конфликта, остывает. А вот конфликтный человек, если рассердился, то долго не может прийти в себя, он злится, обижается, ходит раздраженный несколько дней, долго не может забыть обиду.
Т.е. имеем разное поведение конфликтных и неконфликтных личностей. Следовательно, если мы рассматриваем взаимодействие какой-либо конфликтной планеты одного человека с какой-либо конфликтной планетой другого человека, и если они не повреждены в исходных гороскопах субъектов, то, несмотря на вспышку агрессии, эти люди могут быстро и легко одуматься, т.е. могут быстро помириться. Т.е. если я вижу, что у меня оба человека неконфликтные, то я этот аспект не беру в рассмотрение. Например, у двух субъектов Марсы в квадратуре, но в космограмме первого Марс имеет только гармоничные аспекты, а в космограмме второго Марс вообще не аспектирован, т.е. у обоих изначально неконфликтные Марсы. Тогда эту квадратуру можно не принимать в расчет при подсчете количества конфликтных аспектов. Иногда такой подход существенно уточняет результат. Например, у двух человек есть три аспекта между конфликтными аспектами, тогда мы должны сделать вывод о разрыве их отношений, но один из трех аспектов следует исключить по вышеназванным соображениям. Тогда остается только два конфликтных аспекта, и ответ на вопрос: "закончится ли брак этих людей разводом?" должен быть отрицательным. Т.е. конфликт будет, но они помирятся раньше, чем донесут заявление о расторжении брака до суда. И даже если донесут, то суд обычно дает три месяца на примирение, так они за эти три месяца десять раз помирятся.
Если же у одного партнера конфликтная планета "возбуждена", т.е. имеет в его собственном гороскопе напряженные аспекты, то он будет долго сердиться и дело дойдет до разрыва, даже если другой партнер будет неконфликтной личностью. К сожалению, для заключения мира необходимо желание обеих сторон.
А если у обоих планеты возбуждены в своих гороскопах, то они вообще не могут помириться (особенно без посторонней помощи). Должно пройти много времени, пока они остынут. Кстати, на этом эффекте "долгого остывания" основаны случаи, когда супружеские пары разводятся, а потом снова вступают в брак. Но ответ на вопрос: "закончится ли брак этих людей разводом?" все равно положительный.
Итак, повторюсь, если количество напряженных аспектов между конфликтными планетами партнеров (Марс, Юпитер, Сатурн, Плутон) равно трем или более трех, то разрыв неизбежен. Это 100% развод. При этом эти люди так устают от конфликтов друг с другом, что просто ненавидят друг друга, воюют друг с другом, дерутся, со скандалами делят имущество и детей (детей жалко!).
Вот у нас в институте был случай. Подружились два сотрудника, вместе писали статьи, на дачу друг к другу ездили. Ну, не разлей вода. Я посмотрел им совместимость и сделал прогноз, что через два месяца они поссорятся. Мне никто не поверил. А через два месяца наступили соответствующие транзиты Сатурна, так они так разругались, что перестали здороваться, и в контрах до сих пор, так и не помирились.
Взаимодействие остальных значимых для синастрии планет (это Солнце, Луна и Венера), действует не так фатально и разрушительно, хотя, конечно, и они важны.

ИНСТИТУТ «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО»

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИ ЧЕСИХ НАУК

ЯРОСЛАВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РПО

М.М. Кашапов

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Москва - Ярославль

Ремдер

Кашапов М.М.

Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное посо­бие /Под научн ред проф А В Карпова М-Ярославль Ремдер,2003 183 с

Структура пособия включает в себя информационные разделы, характеризу­ющие феномен конфликта не столько с теоретической стороны, сколько с операци­ональной позиции (Что делать с возникшим конфликтом Как решить конфликт­ную ситуацию) Важную функцию выполняют представленные в пособии мате­риалы самопроверки уровня теоретической подготовки (разнообразные виды самопроверки и домашних заданий, а также тестовый контроль знаний) В разделе, завершающем основную часть пособия, представлена психодиагностика конф­ликтных отношений В конце пособия содержится словарь специальных терминов

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей психологи­ческих факультетов, психологов-практиков Материл, представленный в посо­бии, может быть интересен и полезен для педагогических и руководящих работни­ков образования, профессионалам и руководителям организаций и фирм

Рецензенты Лаборатория системных исследований психики Института психологии РАН Н И Леонов - доктор психологических наук, профессор

Научный А В Карпов - доктор психологических наук, профессор редактор

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Института «Открытое общество» в рамках Мега-проекта

«Развитие образования в России. Высшее образование»

(Проект М HBD - 219).

Печатается по решению научно-издательского совета Международной академии психологических наук

© Институт «Открытое общество»

© ЯРО РПО

© Кашапов М.М,

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА

1.1. Определение конфликта

Конфликт является распространенной чертой социальных систем. Он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естествен­ный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конф­ликт, возможно, и не лучшая форма человеческого взаимодействия. Оцен­ка конфликта зависит от отношения к нему.



Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напро­тив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности я устойчивости социального целого. Кон­фликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно оценивать. Современное понимание конфликтов пред­полагает, что конфликт это необязательно плохо.

«Если я но-другому смотрю на шахматное поле, то по-другому и иг­раю» - любил говорить Л-СВыготский. В настоящее время об обилия под­ходов к пониманию конфликта можно судить как по количеству издавае­мой литературы по данной тематике, так и по читаемым в учебных заведе­ниях различного профиля спецкурсам: «Организационная конфликтоло­гия», «Прикладная конфликтология», «Педагогическая конфликтология», «Управление конфликтами», «теория конфликта», «Маневры в конфлик­тах и бизнесе», «Теория информационного конфликта» и т.д.

Многочисленные конфликтологические теории имеют камень преткно­вения, связанный с традицией определения конфликта вне системы соци­окультурных понятий и как следствие - с попытками выведения знания прямо из эксперимента, либо из непосредственного наблюдения, феноме­нологии. Однако, применение эксперимента (лабораторного, «полевого») в исследованиях и практической регуляции такого специфического фено­мена имеет ряд особенностей. Во-первых, это достаточно жесткое ограни­чение уровней интенсивности конфликтных условий, которыми можно варьировать в лаборатории, исходя из практических и этических сообра­жений. Во-вторых, не любой фенотип конфликта достаточно точно моде­лируется, наблюдается и формализуется. В-третьих, в эксперименте слож­но выразить когнитивную и эмоциональную оценку участниками конф­ликта степени потенциальной угрозы или трудности в моделируемой кон-

фдиктной ситуации. Кроме того, определение конфликта ограничивается концептуальными рамками той или иной теории.

Общепризнанными, совпадающими точками зрения являются следу­ющие идеи: конфликт- это форма проявления противоречия; конфликт -это форма активного социального противодействия. В теоретических кон­цепциях психологов различных научных школ имеются некоторые общие положения, что позволяет сделать попытку определить конфликт (лат, conflictus) как столкновение примерно равных по силе, но противополож­ных по направленности тенденций (мотивов, целей, действий) участников взаимодействия.

Таким образом, в качестве рабочего определения конфликта может выступить следующее: конфликт - это наиболее острый способ разреше­ния значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаи­модействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, пере­живаемыми ими по отношению друг к другу.

Стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе общения. Понятие конфликт содержит в себе различные способы противостояния, напряжения и борьбы. Среди них противоположности позиций и противо­речия во взглядах, различие интересов и расхождения в оценках, столкно­вение разнонаправленных действий и несхожесть методов. Конфликт на­ходит своё выражение в борьбе и соперничестве, конкуренции и раздорах, кризисе и расколе.

1.2, Предмет конфликтологии

Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современно­го теоретического знания и практической деятельности является конфлик­тология, представляющая собой междисциплинарный подход к понима­нию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня. Первоначально имея социологическое происхождение, конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обра­щаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психоло­гическим методам работы.

Конфликтология - особая междисциплинарная область, объединяю­щая теоретические, методологические и методические подходы к описа­нию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаи­модействия (Н.В.Гришина, 2000, с. 34).

Традиционным предметом психологического изучения конфликтов являются конфлию ные явления внутриличностного и межличностного уровня, в последние годы усиливается внимание к проблемам конфлик­тов межгруппового взаимодействия в социокультурном контексте. Инте­рес к теоретическому и практическому исследованию конфликтов в на­стоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмысле­нию происходящих явлений и разработке практических подходов и реко­мендаций по работе с конфликтами. Диспропорция между потребностя­ми практики и надеждами, возлагаемыми на помощь психологии, с одной стороны, и недостаточным теоретическим осмыслением психологией проблем конфликтов, с другой, затрудняет эффективное использование потенциала современной психологии в решении практических задач уп­равления конфликтами, особенно с учетом социокультурного контекста.

1.3. Конфликтологическая компетентность

Анализ литературы показывает, что в психологии на протяжении всей её истории сохраняется устойчивый и все возрастающий интерес к изуче­нию различных аспектов и форм конфликтологической компетентности, а сама категория «конфликтологическая компетентность» занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологичес­кой науке.

Под компетентностью мы понимаем особый тип организации пред­метно-специфических знаний, позволяющий принимать и реализовыйать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Посколь­ку компетентность является общим оценочным термином, обозначаю­щим способность к деятельности «со знанием дела», то мы употребляем данное понятие применительно к лицам определенного социально-про­фессионального статуса (руководитель, преподаватель), характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню слож­ности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем.

Модель компетентности Дж.Равена (2002) связана с признанием опре­деляющего, системообразующего значения цеяностно-мотивационной стороны личности. При теснейшей взаимосвязи мотивации и способнос­тей мотивация, по его мнению, важнее. Формирование профессионала-это не только создание благоприятных внутренних и внешних условий деятельности, сколько воспитание профессионала как личности. Знания,

умения и навыки, составляющие рутинную, чисто исполнительскую сто­рону профессиональной деятельности, успешно формируются и актуа­лизируются, по мнению автора, только при личностном принятии и осоз­нании большого общественного значения соответствующих целей, что определяет формирование высокой ответственности, инициативы, готов­ности к творчеству. Компоненты компетентности обладают свойством ку-нулятивности, что позволяет им замещать друг друга. Большое значение Дж. Равен придает не только актуально проявляющимся компонентам компетентности, но и латентным, скрытым, виртуальным, которые могут проявляться (и нередко реально проявляются) в новых Ситуациях жизне­деятельности.

Стоит иметь в виду, - подчеркивает А.А.Реан, что внешне неконструк­тивное, конфликтное общение не всегда связано лишь с низким уровнем коммуникативной компетентности субъекта (1997). Коммуникативная ком­петентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечи­вающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Л.А.Пет­ровская определяет коммуникативную компетентность как систему внут­ренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуни­кативного действия в определенном круге ситуаций межличностного вза­имодействия (1997). Составной частью коммуникативной компетентнос­ти, а, следовательно, и конфликтоустойчнвости является конфликтная ком­петентность. Б.И.Хасан определяет конфликтную компетентность как уро­вень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий пове­дения в конфликте и умений реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации (1996).

Толерантность также является составной частью конфликте-устойчи­вости. Толерантность к фрустрации понимается как способность проти­востоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей социаль­ной адаптации. В её основе лежит способность человека адекватно оце­нивать реальную ситуацию с одной стороны, и возможность предвиде­ния выхода из ситуации - с другой. Толерантность также не охватывает все аспекты конфлнктоустойчивости, например, адекватную оценку себя и партнера в конфликтной ситуации, эффективное общение и т.д. Таким образом, все выше рассмотренные понятия являются составляющими более общего понятия конфликтоустойчивости, которое служит осно­вой конфликтологической компетентности, понимание которой наряду с операциональным (деятельностным) должно включать и личностный (над-ситуативный) компонент. Например, умение расширять пространствен-

но-временные границы восприятия конфликтной проблемы, то есть вы­ход за пределы ситуации. Именно представление в воображении програм­мы конкретных действий, направленных на решение проблемы, создает благоприятные условия, способствующие появлению надежды и чувства эмоционального удовлетворения от увиденной в перспективе возможно­сти решения конфликтной ситуации, и тем самым позволяет вытеснить состояние психологического дискомфорта, вызванного фрустрацией.

Нами установлена прямая зависимость между квалификационной ка­тегорией педагога и уровнем учебных достижений обучаемого. Выявле­но, что преподаватели, считающие себя компетентными и результатив­ными, находятся к более выгодном положении по сравнению с теми, ко­торые считают себя беспомощными в жизни и ожидающими неприятно­стей. Как ни странно, неприятности их непременно находят. Они сами как бы притягивают - срабатывает психологический механизм «самореали­зующегося пророчества» или «самоосуществляющийся гипотезы».

Формирование конфликтологической компетентности личности воз­можно, если: во-первых, с помощью специальных рефлексивных техно­логий актуализировать «свернутый» опыт оптимального разрешения кон­фликтов; во-вторых, с помощью включения в образовательные процессы специально контролируемых социокультурных конфликтов продуктивной ориентации. Достижение высокого уровня конфликтологической компе­тентности связано с преодолением разнообразного рода трудностей как внешнего, так и внутреннего плана.

С практической точки зрения значимость конфликтологической ком­петентности профессионала характеризуется его конкурентной способ­ностью. Если нравственный облик руководителя и характер его деятель­ности не отвечает представлениям подчиненных о том, каким должен быть руководитель и как он должен поступать, то подчиненные не только со­противляются его воздействиям, но даже вступают с ним в конфликт.

Психологическая разработка проблемы конфликтологической компе­тентности представляет собой одно из самых перспективных направле­ний современного человекознания. Многие философы, психологи, куль­турологи современности прямо указывают на то, что конфликт является важнейшей детерминантой человеческой активности. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления скла­дывались в основном в психоаналитических и социологических школах и использовали большой арсенал методов распознавания, описания и ис­следования. Однако оформление проблемы конфликтологической ком­петентности как относительно самостоятельной начало складываться не в рамках общей психологии, а в культурологических работах, из которых

особого внимания заслуживает книга ГЗиммеля «Конфликт современ­ной культуры» (1923) В ней впервые предпринята попытка рассматри­вать конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, что позволяет понимать конфликтологическую компетентность как сис­темное качество личности В работах 3 Фрейда (19 Ю), К Хорни (1945) кон­фликт обоснован как основание - генератор психического вообще Даль­нейшие подходы более всего эксплуатировали понятие межличностного, межгруппового (имея в виду в том числе и большие группы) конфликта как социального феномена (РДарендорф, 1959,ЛКозер, 1956, МДойч, 1973 и др) Как относительно самостоятельный подход можно выделить сравнительно недавно сложившееся направление формализованного, ма­тематизированного подхода к конфликту как к метаявлению, абсолютно связанному с выигрышем-проигрышем в условиях равнозначных альтер­натив (А Рапопорт, 1964, РАкофф, Ф Эмери, 1972, В Лефевр, 1973 и др)

Все эти подходы, несмотря на разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте как 1) преимущественно нега­тивном феномене, 2) линейно организованном явлении (предпочтение-отвергание, выигрыш-проигрыш) В этом представлении сама проблема конфликтологической компетентности выглядит исключительно техничес­ки и представляет либо поиск ресурса для осуществления выбора, либо, в ситуации состоявшегося (случившегося) выбора - способа преодоления отвергнутой альтернативы Таким образом, проблема сдвигается с изу­чения явления в его деталях, динамике и контекстах исключительно к рас­смотрению эффективности тех или иных вариантов работы с этой данно­стью

Обстоятельство, что психология унаследовала проблему конфликта от философии, литературы, этики, экономики, обусловило подход к ее ком­плексному теоретическому осмыслению Лауреат Нобелевской премии по психологии Дэниель Канеман (Daniel Kahneman) опроверг всеобщее предположение о юм, что процесс принятия решения в условиях неопре­деленности рационален Основные работы Дэниела Канемана касаются способности людей оценивать ситуацию и принимать решения в услови­ях дефицита информации Например, Д Канеман доказал, что искушение человека к поиску еще большего риска после серии потерь со временем лишь возрастает и притупляет чувство действительности Проще говоря, человеку свойственно стремиться к реваншу после проигрышей, не об­ращая внимания на неудачи, но при этом он все меньше и меньше вкла­дывает в выигрышные сделки Официальная формулировка Нобелевской премии звучит следующим образом «За обогащение экономической

науки результатами исследований человеческой психологии». Д.Канеман установил, что в ситуациях экономической неопределенности действия людей часто противоречат не только стандартной экономической теории, но даже теории вероятности.

Генетические корни конфликта лежат, с одной стороны, в социальной нормативности, с другой - восходят к «ядру диалектики». Новейшие пси­хологические исследования проблемы конфликта, несмотря на их «рас-сыпанность» по разным социальным сферам (политика, педагогика, эко­номика, социология, семья, медицина и т.д.), представляют собой умно­жение вариантов дефиниций, классификаций, перечней причин и подхо­дов. При этом данные исследования не только продолжают оставаться в рамках двух наиболее развитых традиций: психоаналитической и социаль­но-психологической, но и сохраняют агрессивное отношение к конфлик­ту (BuuBk В., Schaap С, Prevoo N., 1990; Krech D., Crutchfifd R., Livson N.,

199l;DeaaD., 1992идр.)-

Обобщение этих подходов представлено в концепции совладающего (coping) поведения. Р.Лазарус (1970) выделяет три типа стратегий совлада-ния с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие-нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; со­владение («копииг») без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует. В отечественной психологии понятия механиз­ма психологической защиты и механизмов совладания (копинг-поведе-кие) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации (Ташлыков В А., 1992). Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосоз­нанной деятельности психики с помощью механизма психологической защиты. Копинг-поведение используется как стратегия действий личнос­ти, направленной на устранение ситуации психологической угрозы.

В основу конфликтологической компетентности многими психолога­ми положены конструктивные схемы действия, которые создаются чело­веком исходя из конкретных целей и задач определенной деятельности. Формирование таких схем обусловлено общими теоретическими пред­ставлениями и проявляется в модели ситуации и правилах действия в них. Данные схемы характеризуются приемами ситуационного вмешатель­ства, умением воспользоваться ситуацией, умением играть ситуацией, созданием определенных условий ситуации. В работах Н.В.Кузьминой эти схемы получили название «научно-практических методов», т.е. спе­циального инструментария, адресуемого педагогу с целью анализа педа­гогической ситуации в целом и её составляющих. Таковы, например, ме-

тодики анализа положительных сторон личности школьника, семейных взаимоотношений.

В целом многими учеными конфликт по-прежнему считается явлени­ем вредным (вызывает деструкцию деятельности и негативные эмоцио­нальные состояния), поэтому требует детального исследования, прежде всего, для профилактики либо для определенной регуляции (коррекции).

1.4. Основные модели конфликта

Первыми исследователями, сформировавшими традицию изучения конфликтов как реакции на внешние воздействия, стали работы по изуче­нию агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации аг­рессии. Начало этим разработкам было положено серией исследований, выполненных в 30-50-х годах группой специалистов Йельского универси­тета (Дж.Доллард, Л.Дуб, Н.Миллер, А.Бандураидр.). Рассмотрение по­нятия конфликт представляет интерес с позиции двух подходов: социоло­гического и социально-психологического. Принципиальное различие этих подходов заключается в том, что первый ориентирован на анализ обще­ственных конфликтов и их роли в социальной жизни; второй ~ на взаимо­действия, межличностные отношения.

Социологический подход к исследованиям конфликта представлен взглядами Т.Парсонса, ГЗиммеля, Л.Козера, Р. Дарендорфа, К.Маркс, Э.Мэйо, Р.Мертон и др.

Т. Парсоснс - основоположник функциональной («равновесной») мо­дели общества- рассматривал общество как единую, стабильную систе­му, состоящую из множества функционально взаимосвязанных элемен­тов. Автор развивал идею гармонизации в социальной структуре обще­ства. С точки зрения Т.Парсонса, конфликт - это социальная болезнь, ко­торую необходимо лечить. Решающая роль в стабилизации социальной системы принадлежит социальным институтам (правовым, религиозным и т.д.), которые осуществляют регуляцию в обществе через социальный контроль, ограничения, запреты. Таким образом, для Т.Парсонса конф­ликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Нормой же, с его точки зрения, является бесконфликтность, гармония социальной систе­мы, снятие социальной напряженности.

Идее «социального равенства» была противопоставлена идея «соци­ального изменения». Г Зиммель утверждал, что конфликт в обществе неизбежен, что у людей существует изначальная потребность во враж­дебности, которая оказывается специфической формой или основой че­ловеческих отношений, и личность не способна утверждать себя иначе,

как через оппозицию. Исходя из этих утверждений, конфликт понимается не как столкновение идей, а как выражение враждебности в отношениях между людьми. Он говорит о том, что наряду с симпатией существует «естественная враждебность между человеком и человеком», которая яв­ляется «основой человеческих отношений» (1994, с. 116). По мнению Г.Зиммеля, в мире постоянно происходит борьба, и часто в самых разру­шительных её проявлениях.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф, развивая идеи Г.Зиммеля, оп­ределяет социальный конфликт как «любое соотношение элементов, ко­торому присуши объективные («скрытые») или субъективные («явные») противоположности. Конфликт называется социальным, если его можно вывести из структуры социальных единиц, то есть если он не индивидуа­лен (1974). Р. Дарендорф считал, что конфликты всегда были и будут при­сущи любому обществу в силу неизбежного различия интересов, кото­рые вырастают из противоречий, возникающих в обществе.

Идеи ПЗиммеля нашли удачное воплощение в теории позитивно-фун­кционального конфликта, разработанной американским ученым Л.Козе-ром. Критикуя подход ХПарсонса, он отмечает, что конфликты являются продуктом внутренних изменений в обществе, результатом взаимодей­ствия различных элементов социальной системы. Конфликт, но его мне­нию, не препятствует стабильности. Идее «социального равенства» Л.Ко-зер противопоставил идею динамических социальных изменений, изоби­лующих конфликтами. Конфликт возникает из-за стремления отдельных членов общества ли групп повысить свою долю вознаграждения. Соци­альный конфликт Л.Козер определяет как борьбу из-за ценностей или пре­тензий на статус, власть или ограниченные ресурсы. В этой борьбе целя­ми конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Успех Л.Козера, по мнению Н.В.Гришиной, не в попытках противопоста­вить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» кон­фликт в идеи общественного порядка (2000, с. 29). Он признает конфликт в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений.

Социально-психологический подход предполагает рассмотрение кон­фликта как «конкурентного типа взаимодействия, заключающегося в реа­лизации разной направленности ценностно-мотивационных ориентации субъектов путем их противодействия и формирования негативного отно­шения друг к другу. Проблема конфликта решается здесь в рамках моти-вационного подхода. Социальное взаимодействие не только может быть инициировано различными мотивами - оно может породить новые и погасить старые.

Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии об­щую дескриптивную модель конфликта предпринимались А.А.Ершовым (1973), Л.А.Петровской (1977), Б.И.Хасаном (1996), Н.В.Гришиной (2000), Н.И.Леоновым (2002). Эти работы послужили хорошим основанием для разработки типологии стратегий и поэлементного анализа формальных моделей конфликтных ситуаций. Исследования В.А.Соснина (1979), Т.А.­Полозовой (1980), Н.И.Фрыгиной(1980), А.И.Донцова(1984), А.Я.Анцу-пова (2001) позволили отечественным прикладным психологам выпол­нить значительное количество практико-ориентированных разработок.

Большой вклад в исследование межличностных конфликтов внес М.Дойч. В его теории конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов. Он выделяет два типа взаимодействия: конку­ренция и кооперация. Конфликтным, по мнению М.Дойча, является кон­курентное взаимодействие, т.к. достижение целей одной стороны мешает достижению целей другой стороны. Соперничество вызывает использо­вание тактики угрозы и хитрости; ограничение коммуникации; миними­зацию осознания сходства в ценностях и увеличение чувствительности к противоположным интересам и т.д. Кооперация, напротив, является наи­более эффективным типом взаимодействия. Её отличает: открытость в коммуникации, усиление восприимчивости участников сходству и общ­ности интересов, увеличение желания помогать другим и т.д.

Конфликт, как считает М.Дойч, может быть конструктивным или дес­труктивным. Конфликт является конструктивным, если его участники удов­летворены результатом конфликта. Конструктивная функция конфликта заключается втом, что он способствует личностному и социальному дви­жению вперед; в процессе конфликта происходит объективация источни­ка разногласия и возможно его разрешение; конфликт может приводить к формированию новых отношений и способствовать росту сплоченности группы. Признаками деструктивного конфликта являются: расширение и эскалация, т.е. конфликт становится независимым от исходных причин, и в случае устранения причин конфликт продолжается. В целом, продук­тивное развитие конфликта М.Дойч видит в совместном усилии сторон для решения проблемы и сравнивает с решением творческих задач.

Теорию межгруппового конфликта более детально сформулировал Д.Кемпбелл: реальный конфлиет интересов между группами обуславли­вает отношения конкуренции и ожидает реальной угрозы со стороны дру­гой группы. Реальная угроза обуславливает: враждебность отдельных чле­нов группы к источнику угрозы; увеличение внутригрупповой солидар­ности; полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; увеличение непроницаемости границ группового членства; уменьшение

степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; увеличе­ние меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания наруши­теля из группы (1979). Итак, в рамках мотивационной концепции были сформулированы основные представления о функциях, типологии конф­ликта, способах его регуляции.

Наряду с мотивационным подходом к изучению конфликтов широкое распространение получил ситуационный подход - как концепция, утвер­ждающая, что оптимальное решение конфликта есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). Неопределенность внешней среды - функ­ция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.

Ситуационный подход создает методологическую предпосылку для объективного психологического исследования личности в деятельности, в развитии; дает возможность моделировать характеристики конфликт­ной ситуации в динамике, в структурных и функциональных трансфор­мациях, обусловленных меняющимся ситуационным контекстом жизне­деятельности или профессиональной деятельности.

Ситуационный подход, исходя из развиваемого им понимания приро­ды социальных, в том числе и конфликтных ситуаций и их влияния на поведение, предлагает иную возможность - изменение ситуации за счет модификации тех или иных её базисных черт. Конструирование соответ­ствующих структурных компонентов конфликта влечет за собой измене­ния в поаедении и взаимодействии участвующих в данной ситуации лю­дей (МАргайл, Н.В.Гришяна, Ю.Н.Емельянов). Допускается возможность воздействия на поведение человека и взаимодействие людей через изме­нение ситуации.

Такой подход, акцентирующий внимание на изучении ситуации взаи­модействия, получил наибольшее выражение в области исследования меж­групповых конфликтов в работах М. Шерифа. Исследователь видел про­блемы межгруппового конфликта в факторах ситуации непосредствен­ного взаимодействия между группами. В соответствии с этим он выстро­ил эксперимент, искусственно создав ситуации конкуренции и коопера­ции. В своей теории М.Шериф выдвинул положен»» о причинности меж-гругаювых конфликтов (1967).

Ситуационный подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и, в большей степени, акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Данный подход в исследовании конфликтов

был реализован, прежде всего, в бихевиористюй традиции, сделавшей акценты на внешние детерминанты их возникновения. Предметом изуче­ния ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситу­ационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю си­туацию. Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации кон­фликта внес МДойч, который определяет конфликт как следствие объек­тивного столкновения интересов противоположных сторон.

Сторонники ситуационного подхода сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим ус­ловиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возмож­ность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, под­стройки её под существующие условия. K.Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют лич­ностные переменные; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы (1980). К.Левин выводил конфликты не из внут­ренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Ценность теории конфликтов К.Левина заключается в том, что он связывает внутриличностный конфликт и пове­дение.

Определяющее значение для возникновения межличностных конфлик­тов имеют факторы ситуации. В конкурентной ситуации, например, бу­ду чи в отношениях соперничества с партнером, либо просто сталкиваясь с его конкурентным поведением, человек оказывается перед необходи­мостью ответного реагирования. Он будет реагировать выбором конку­рентного или кооперативного ответа (либо уходом от взаимодействия) главным образом в зависимости от различных факторов ситуации (харак­тера проблемы, партнера и т.д.), которые могут быть наблюдаемы и опи­саны.

Ситуационный стиль взаимодействия учителя и ученика, по мнению Абрамовой Г.С., характеризуется тремя разновидностями: ситуационный (ситуативный), операциональный, ценностный. Ситуативный проявляет­ся в том, что ученик воспринимается учителем, как средство решения педагогической задачи. Стиль по типу: «делай то, что делаю я». Операци­ональный стиль характеризуется принципом «делай таким же образом, как я», т.е. учит ребенка строить свою деятельность с учетом условий действия. Ценностный стиль взаимоотношений в общем виде может быть выражен так «человек - мера всего». Это обоснование действий не только с позиции их объективного строения, но и с позиции взаимозависимости в плане человеческой деятельности (1988).

В рамках управленческих процессов интересны исследования С.И.Ериной по изучению ролевого конфликта управленца первичной про­изводственной группы. Ролевой конфликт понимается ею как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выпол­нения социальной роли в условиях противоречивых или частично несов­местимых требований, ожиданий к ролевому исполнению. При этом под термином «социальные ожидания» понимается система ожидаемых об­разцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посред­ством которой группа контролирует деятельность своих членов (2000).

Построение практики коррекционных воздействий также имеет свои особенности. Так, в дискуссионных рабочих группах РЛиккерта психо­лог-консультант «способствует процессу групповых взаимодействий, обес­печивает разработку групповых норм для конструктивного обсуждения и разрешения групповых конфликтов, выступает как источник социально-психологических знаний членов группы» (RXflckert, 1961). Здесь явно чув­ствуется предпочтение так называемой стратегии «сглаживания» или, еще лучше, недопускания конфликта. По сути эта идея является ведущей в осуществляемой нами тренинговой практике, где происходит персональ­ное или оснащение способами-навыками эффективного поведения в уже случившемся конфликте или лучшего (с меньшими затратами) пережи­вания самого факта столкновения или его последствий.

Начало пересмотра однозначно деструктивной функции конфликта и, следовательно, обнаружение потребности в рассмотрении этого явления в другом психологическом ракурсе, можно связать с работами М.Фоллет (1942), а затем А.Филлей (1979), Н.В.Гришиной (1983), А.И.Донцова (1984), А.-Н.Перре-Клермон (1986), Д.Дена(1994), Б.И.Хасана (1996), А.Я.Анцу-пова (2001), Н.И.Леонова (2002). Прикладное значение разработок про­блем конфликта четко выразилось в двух областях: I) методическое осна­щение исследователей и преподавателей; 2) коррекция в практических ситуациях, социально-психологический тренинг, ориентированный на развитие специальных умений.

1.5. Соотношение понятий «коммуникативная ситуация», «конфликтная ситуация» и «конфликт»

Под ситуацией, рассматриваемой в качестве объективного фактора, Н.В.Гришина предлагает понимать реальные условия деятельности и об­щения, на фоне которых развертывается конфликт, реально существую­щие противоречия и проблемы; в качестве объективного фактора для одного из участников конфликта также будет выступать поведение других его участников (1978, с. 102).

Коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается ин­формационно-психологическое воздействие, в целях удобства дальней­шего рассмотрения и проведения нашего анализа целесообразно каким-то образом классифицировать, т.е. разделить все многообразие таких си­туаций на определенные группы. По направленности коммуникаций и соотношению их субъектов и объектов можно разделить все коммуника­тивные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, на три основные группы.

Даже более того. Гармоничная натальная карта не несет в себе закрытых конфликтными аспектами энергетических ресурсов. Если аспект гармоничен, человеку в той сфере, к которой относится этот аспект хорошо и комфортно, он будет довольно удачлив. Но человек с конфликтным аспектом, проработав его, откроет закрытый в этом конфликте энергоресурс и добьется в данной сфере успеха большего, чем человек с изначально гармоничным аспектом.

Когда-то я вообще была с астрологией далеко на Вы, совсем ее не воспринимала. Но мне повезло с приятельницей, хорошим астрологом. И пока я грузила ее мозг своими наработками из экстрасенсорики,отвечала на ее вопросы, она параллельно грузила меня астрологией. "Ругалась" разными словами мне не понятными, говорила массу теории, которую мой мозг отказывался воспринимать в принципе. Но однажды мой мозг сдался.
Дело было у нее в гостях в Киеве, в свободное от прогулок по городу время я с ней работала как парапсихолог, она же, с свободное от этого время, грузила меня астрологией, но уже сидя со мной рядом и показывая натальные карты множества разных людей. Мой блок в мозгу не выдержал такого мощного натиска и отвалился. В какой-то момент, сидя рядом с ней, я вдруг увидела чью-то натальную карту объемно и внезапно стала понимать ее напрямую. Мы офигели, и тут же стали применять эту новую возможность. Приятельница показывала мне карту кого-то из своих знакомых, я говорила то, что по ней вижу. У кого-то видела изначальное предназначение, конфликты личности, какие трансформации от человека ожидались. У кого-то больше по работе, личной жизни и толстому плану.
Было очень интересно с одной картой: я рассмотрела ее и выдала информацию. Что де,это видимо, мужчина, человек довольно проблемный в плане раздолбайства, выпивки, смены работ, склонный к депрессиях, самобичеванию, унынию. Поэтому бухает. Еще сказала, что возможно у него есть ребенок, дочь, рожденная от него в молодости.
В ответ приятельница рассказала об этом человеке. Да, это мужчина, о ребенка она ничего мне сказать не смогла, т.к. сама не имела такой информации. Да, в прошлом этот человек был склонен к унынию, депрессиям, смене работ, бухал, был довольно необязателен. Потом на какое-то время он устранился от мира, уехал куда-то кажется на восток, увлекся ведами. Сейчас спокоен, светел, ведет здоровый образ жизни, довольно уравновешен и светится изнутри. Показала фото. Открытая анахата, полная света, счастья, радость и гармония шли от этого человека.
Т.е., читая его натал, я прочитала данность, предрасположенность этого мужчины, и его конфликтные аспекты. Трансформировав их ему доступным способом, с помощью ведизма и поиска внутреннего света, человек изменился. Наверняка, будет меняться и далее.

Приведу еще один пример. На приеме молодая женщина, у нее постоянные разрывы с партнерами. Причем она стремится к ним, стремится в отношения, замуж, строит планы, но вступив в отношения с мужчиной,она очень быстро из счастливой самодостаточной женщины превращается в что-то депрессивное, несчастное, ей хочется все разрушить, она стремиться вырваться из этих отношений. И так с ней каждый раз, без исключений. Мужчины, что к ней приходят - исключительно хорошие, остается даже удивляться,откуда мир ей таких хороших мужиков подбирает. Но результат: депрессия, разрыв. Что в натале? Венера в соединении с Ураном в Скорпионе, и в конфликте с Юпитером. И Солнце в 1 доме. Начинаем смотреть это все изнутри по натальной расстановке, как это все работает.
Венера в Скорпионе - со сниженной энергетикой, но когда у девушки нет отношений, ее питает Юпитер. Она счастлива и хорошо себя чувствует. Происходит встреча с мужчиной, и очень быстро девушка отвлекается от себя, от развития (от Солнца в 1 доме), начинает воспринимать мир через призму "мы", вить гнездо и отходит от своей основной задачи. На это Юпитер снимает Венеру с обеспечения энергией, потому как это ее действия - гнездоваться и отвлекаться от себя. И,оказавшись почти без энергии, Венера падает (энергетически) - результат: депрессия, уныние... Тут Уран, который в соединении, берет Венеру за руку и говорит ей "пошли ка а", она тут же соглашается и делает все, чтобы союз разрушить. Можно это все трансформировать? Конечно можно. Убедив эту молодую женщину всегда оставаться собой и,в первую очередь, реализовывать задачи своего Солнца в 1 доме. На гнездование же уделять внимание дозировано, ровно столько, сколько требуется, а не вбухиваться в это всей собой.
Я часто встречаю в наталах людей квадраты Венеры и Урана, либо их соединение. Да,это аспект разрыва отношений. Но на его закрутку всегда есть причины, которые просматриваются и затем прорабатываются человеком.

error: