Евгений евтушенко - биография (кратко). Биография евтушенко Евгений евтушенко настоящая фамилия

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина», «Правда», 1962, 21.10. или «Братская ГЭС», 1965), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр» , 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965). <…> Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, - как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды», казалось, ослабевает.

Имя: Евгений Евтушенко (Evgeniy Evtushenko)

Возраст: 84 года

Место рождения: Зима, Восточно-Сибирский край

Место смерти: Талса, штат Оклахома, США

Деятельность: поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, актёр

Семейное положение: был женат на Марии Новиковой

Евгений Евтушенко - биография

Известный, как поэт, Евтушенко полюбился знатокам своих произведений ещё, как замечательный мастер сценариев и режиссёр-постановщик того, что сам написал. Стихами поэта зачитывались его современники, его произведения понятны и любимы нынешнему поколению.

Детские годы, семья поэта

В биографии Евгения Евтушенко было много приятных и неприятных моментов. Но именно трудности закалили его характер. Сибирь – суровый край, в котором родился поэт. Как только мальчик родился, он был записан на фамилию мамы. У отца Евгения, наполовину немца, наполовину прибалта, была фамилия Гангнус. Эта фамилия вызвала бы много различных толков, поэтому мать совершила довольно дальновидный поступок.


Мальчик с молоком матери впитал в себя любовь к прекрасному: мать-актриса, имела звание «Заслуженный деятель культуры РСФСР», отец сочинял стихи. Чтение книг вслух, увлекательные пересказы были самым любимым семейным занятием. Мальчик уже в 6 лет умел читать и писать. В детстве Женей были прочитаны Дюма с Сервантесом.

Евгений Евтушенко - душевные переживания

Когда Жене исполнилось 11 лет, семья Евтушенко переехала в Москву, отец встретил другую женщину и ушёл из семьи. Но отец не бросил заниматься воспитанием сына и всячески поддерживал его интерес к литературе, он очень часто берёт Женю вместе с собой на вечера поэтического чтения. Так Евгению удалось послушать и увидеть , Бориса Пастернака , Александра Твардовского .

В доме, где жила семья будущего поэта часто приходили гости, в их числе была и Белла Ахмадулина. Мальчику всячески не давали понять, что семьи уже давно не было. А Женя сочинял стихи. В шестнадцать лет газета «Советский спорт» публикует произведение юноши.

Годы учёбы и творчества Евтушенко

Биография припасает для Евгения новые сюрпризы. Литературный институт имени М. Горького радушно распахнул свои двери для Евгения Евтушенко, но через некоторо время так же радушно захлопнул их за ним. Его сочли слишком похожим на вольнодумца из-за некоторых высказываний. Гораздо позже, но диплом он всё же получил. Без должного образования, тем не менее, ему удаётся добиться признания. В 1952 году вышел в свет сборник «Разведчики будущего», в 20 лет Евгения приняли в Союз писателей Советского Союза.

Евтушенко полюбили, он стал невероятно популярен, его приглашают на вечера поэзии, его стихов и прозы ждут. На таких мероприятиях выступали Булат Окуджава и Роберт Рождественский . Произведения Евгения Евтушенко разнообразны по жанру и настроению. Это ему принадлежит фраза: «Поэт в России больше, чем поэт». Английский, французский и немецкий язык были подвластны знаменитому поэту. Автор часто сам исполняет свои стихи на публике. Он выступает на радио, выпускает свой собственный диск.

Жизнь требует перемен

В девяностые годы Евтушенко меняет местожительство, уезжает в США. Продолжает сочинять, знакомит местных студентов университета с русской поэзией. В его творческой биографии было много заслуженных наград, из них Нобелевская и Государственная премии, Знак почёта, вышло больше 130 книг, стихи переведены на многие языки мира. Одна из планет в Солнечной системе носит его фамилию.

Известные композиторы (Дмитрий Шостакович, Эдуард Колмановский, Юрий Саульский) находили вдохновение в поэзии Евгения Евтушенко, сочиняли песни на его стихи. Писатель пишет сценарии к фильмам, сам сыграл одну из ролей. Его Константин Циалковский запомнился всем в картине «Взлёт».

Евгений Евтушенко - биография личной жизни

Личная жизнь Евгения Евтушенко была такой же бурной, как и его творчество. Четыре раза женился. Первой любовью и женой поэта стала Белла Ахмадулина . Семь лет супруги узнавали друг друга, но этот союз распался на почве того, что было нежелание одного из супругов иметь детей. Были частые скандалы, жаркие примирения. Но поэтесса не могла простить Евгению, что он настаивал на аборте, так как уверял, что отцовство пока не для него.


Поэт женится во второй раз, от этого брака не может быть детей, и они решают усыновить мальчика. Супружеские узы и в этот раз оказались некрепкими.

Ирландка, страстная поклонница таланта поэта, стала третьей женой и подарила сыновей Антона и Александра.

В четвёртом браке Евтушенко прожил с женой 26 лет. Мария Новикова сумела создать поэту тот уют, которого никогда не хватало писателю. В семье росло двое маленьких мужчин: Дмитрий и Евгений Евтушенко. А всё началось с обычного автографа: молодая студентка медицинского училища просила подписать поэта открытку для своей мамы, страстной поклонницы творчества Евгения.


Поженились уже через пять месяцев. Когда поэта спрашивали о его личной жизни, он всегда хвалил всех своих спутниц по жизни, говорил, что в том, что браки распадались, есть его вина. Но истинные любители поэзии и прозы Евтушенко понимают, что у творца должна быть муза, должен быть новый виток, вдохновляющий его и заставляющий созидать.

Смерть поэта, причина смерти

30 марта Евгений Евтушенко был экстренно госпитализирован в американском городе Талса. Тогда сообщалось, что врачи оценивают состояние поэта как тяжелое. Поэт попросил похоронить его в поселке Переделкино рядом с могилой Бориса Пастернака.

В субботу, 1 апреля 2017 поэт Евгений Евтушенко скончался. Ему было 84 года. Причина смерти - остановка сердца. Шесть лет назад у Евтушенко был диагностирован рак, от которого он удачно вылечился. Но недавно его состояние ухудшилось, видимо недуг снова вернулся. Таковыми причинами смерти великого поэта считают специалисты.

Биография

Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении - Гангнус, род. 18 июля 1932 [по паспорту - 1933], Зима; по другим данным - Нижнеудинск, Иркутская область) - русский советский поэт . Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр.

Биография и очерк творчества

Евгений родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению - прибалтийского немца) (1910-1976).

В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба»), - при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».
- Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

1950-1980-е годы - это время по­этического бума, когда на арену огромной популярно­сти вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуд­жава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко . Они зарази­ли воодушевлением всю страну, поразив её свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Выступления этих авторов собирали ог­ромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вско­ре стали называть эстрадной.

Самым «громким» лириком плеяды по праву счи­тается Евгений Евтушенко.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина», «Правда», 1962, 21.10. или «Братская ГЭС», 1965), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965). Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, - как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды», казалось, ослабевает.
- Вольфганг Казак

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

В 2013 году Евтушенко перенес операцию по ампутации ноги.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья.

Критика

Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме «Фуку!»:

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать»

« Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой… дух не нравится этого. Просто - мерзит. »

Гражданская позиция

В первый сборник стихов вошли такие строки о Сталине:
… В бессонной ночной тишине
Он думает о стране, о мире,
Он думает обо мне.
Подходит к окну. Любуясь солнцем,
Тепло улыбается он.
А я засыпаю, и мне приснится
Самый хороший сон.

Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100-летнему юбилею Ленина. - По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) следствие влияния пропаганды. Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…».

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным, стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 году был награждён орденом «Знак Почёта».

Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

Личная жизнь

Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны:

Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1954);
Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961),
сын Пётр;
Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978),
сыновья:
Александр и
Антон;
Мария Владимировна Новикова (р.1962), в браке с 1987,
сыновья:
Евгений и
Дмитрий.

Всего у Евтушенко 5 сыновей.

Факты

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)».
Некоторые источники приписывают П. А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».
Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.
Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5×0,45 мм, и является одной из 10 самых маленьких книг в мире.

(по паспорту — 1933 года) на станции Зима Иркутской области. Его отец — Гангнус Александр Рудольфович работал геологом, мать — Евтушенко Зинаида Ермолаевна — геолог, актриса и певица, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В конце июля 1944 года Евтушенко вместе с матерью уехал в Москву, где учился в школе и посещал поэтическую студию Дома пионеров. К этому времени его родители развелись.

Печататься Евтушенко начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете "Советский спорт" датированы 1949 годом.

В 1951-1954 годах Евтушенко учился в Литературном институте имени А.М. Горького. В 1954 году он был исключен из института (за поддержку романа Владимира Дудинцева "Не хлебом единым ") и больше нигде не учился, получая образование самостоятельно, в том числе он свободно владел английским, французским, итальянским, испанским языками.

Первая книга Евгения Евтушенко - "Разведчики грядущего" — вышла в свет в 1952 году, в том же году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

В 1960-е годы Евгений Евтушенко наряду с Андреем Вознесенским, Бэлой Ахмадулиной, Робертом Рождественским и другими литераторами - "шестидесятниками" собирал большое количество зрителей на чтение своих стихов в Политехническом музее. К этому периоду относятся его стихотворения "И другие" (1956), "Лучшим из поколения" (1957), "Яблоко" (1960); "Взмах руки", "Нежность" (1962); "Идут белые снеги" (1969).

В 1970-х годах им написаны поэмы "Снег в Токио" (1974), "Северная надбавка" (1977).

Во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями. В 1989 году Евтушенко избирался народным депутатом СССР от Харьковско-Дзержинского территориального округа Харьковской области Украинской ССР.

В 1991 году он был приглашен в университет города Тулза (штат Оклахома, США) преподавать русскую поэзию.

Стихи 1990-х годов вошли в сборники "Последняя попытка" (1990), "Моя эмиграция" и "Белорусская кровинка" (1991), "Нет лет" (1993), "Золотая загадка моя" (1994) и другие. Книги уже нового века - "Между Лубянкой и Политехническим" (2000), "Я прорвусь в двадцать первый век…" (2001), "Между городом Да и городом Нет" (2002).

Как прозаик Евгений Евтушенко проявил себя в повестях "Перл-Харбор" (1967) и "Ардабиола" (1981), романах "Ягодные места" (1982), "Не умирай прежде смерти (Русская сказка) " (1993), "Автобиография" (1963, французское издание) и книге воспоминаний "Волчий паспорт" (1998), а также в нескольких рассказах и ряде очерково-публицистических книг.

В 1979 году Евтушенко снялся в роли Константина Циолковского в фильме Саввы Кулиша "Взлет". В 1983 году он по собственному сценарию поставил фильм "Детский сад", в котором выступил и как режиссер, и как актер. В том же качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме "Похороны Сталина" (1990).

Евтушенко является автором инсценировок и сценических композиций — "На этой тихой улочке", поставленной по "Четвертой Мещанской", "Хотят ли русские войны", "Гражданские сумерки", поставленной по "Казанскому университету", "Просека", "Коррида" и других. Он также является автором пьес, некоторые из которых становились событиями культурной жизни Москвы: "Братская ГЭС" в Московском драматическом театре на Малой Бронной (1967), "Под кожей статуи Свободы" в Театре на Таганке (1972), "Благодарю вас навсегда…" в Московском театре имени М.Н. Ермоловой (2002).

На стихи поэта создавались музыкальные произведения. Поэма "Бабий Яр" стала литературной основой Тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, отрывок из поэмы "Братская ГЭС" лег в основу другого произведения композитора — вокально-симфонической поэмы "Казнь Степана Разина". На стихи Евтушенко написаны популярные песни "Бежит река, в тумане тает…", "Хотят ли русские войны", "Вальс о вальсе", "А снег повалится, повалится…", "Твои следы", "Спасибо вам за тишину", "Не спеши", "Дай Бог" и др.

Произведения Евгения Евтушенко переведены на более чем 70 языков, они изданы во многих странах мира. В 2008 году вышла в свет его книга "Весь Евтушенко", в которую вошли все его стихотворения от первых детских стихов и до стихов последних лет. В конце декабря 2012 года в Москве Евтушенко "Счастья и утраты", в который вошли произведения последних лет.

6 января 2015 года Евгений Евтушенко представил в культурном центре "ЗИЛ" новый сборник "Все поэмы", выписавшись из больницы, куда он попал в декабре 2014 года.

Евгений Евтушенко сам был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов Александра Блока, Николая Гумилева, Владимира Маяковского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Осипе Мандельштаме, Сергее Есенине, Булате Окуджаве).

Евтушенко был секретарем правления Союза писателей СССР.

Он — почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор Honoris Causa Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе.

Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999).

В 1993 году широкий резонанс имел его отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне.

Лауреат премии Академии российского телевидения "Тэффи" за лучшую просветительскую программу "Поэт в России - больше, чем поэт" (1998).

Лауреат Государственной премии СССР (1984, за поэму "Мама и нейтронная бомба").

Награжден международной премией "Читта ди Маринео", присуждаемой за выдающиеся достижения в области культуры (1995).

Награжден литературной премией США - объявлен поэтом Дома-музея Уолта Уитмена 1999 года (награда присуждается с 1989 года, ее получали только американские поэты, Евтушенко - первый иностранный поэт, получивший эту награду).

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью "Люмьеры" за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Евтушенко награжден общественным орденом "Живая легенда" (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года - грузинским "Орденом Чести". Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003).

В 2004 году награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Лауреат Международной литературной премии "Гринцане Кавур" в номинации "Самый читаемый поэт" (2005).

Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн км).

В 2006 году Евгений Евтушенко был награжден престижными литературными премиями: премией Эудженио Монтале (Италия), премией имени классика болгарской литературы Христо Ботева (Болгария). А в начале июля 2006 года президент Румынии вручил поэту высший государственный орден страны за выдающиеся культурные заслуги.

Евгений Александрович Евтушенко (при рождении - Гангнус). Родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области - умер 1 апреля 2017 года в Талса, штат Оклахома, США. Советский и российский поэт.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области. По другим данным - в Нижнеудинске.

Отец - геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (по происхождению - прибалтийский немец) (1910-1976).

Мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1944 году по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поменяла фамилию сына на свою девичью. При оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому», - рассказывал он.

1950-е годы, которые были временем поэтического бума, на арену огромной популярности вышли , Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Выступления этих авторов собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени.

Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении.

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать», - писал литературовед Николай Гладких о его поэме «Фуку!».

Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии, например, «Наследники Сталина» («Правда», 21.10.1962) или «Братская ГЭС» (1965). Или адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965).

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

23.08.1968 через два дня после ввода танков в ЧССР написал стихотворение протест: «Танки идут по Праге» (1968).

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, лауреат Нобелевской премии крайне негативно отзывался об Евтушенко как поэте и человеке: «Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя... У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой... дух не нравится этого. Просто - мерзит».

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Некоторые источники приписывают П.А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».

18 июля 2010 года Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.

Рост Евгения Евтушенко: 177 сантиметров.

Личная жизнь Евгения Евтушенко:

Евгений Евтушенко 4 раза был официально женат.

Первая жена - , поэтесса. Состояли в браке с 1954 года.

Вторая жена - Галина Семёновна Сокол-Луконина. В браке с 1961 года.

Третья жена - Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница. Состояли в браке с 1978 года. В браке родились сыновья Александр и Антон.

Четвертая жена - Мария Владимировна Новикова (1962 г.р.). В браке с 1987 года. У пары родились сыновья Евгений и Дмитрий.

Болезнь и смерть Евгения Евтушенко

В 2013 году поэт перенёс сложнейшую операцию. В США, в клинике города Талса (штата Оклахома) 81-летнему Евгению Александровичу ампутировали правую ногу. Проблемы с ногой у Евтушенко начались ещё в 1997 году. У него износился голеностопный сустав, и ему поставили титановый. Первое время всё шло хорошо, однако потом поэта стали мучить невыносимые боли - оказалось, титановый сустав в ноге не прижился. В конечном итоге ситуация зашла так далеко, что врачам пришлось ампутировать конечность.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Далее поэта перевели в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, а затем - в Центральную клиническую больницу Управления делами президента в Москве. Тогда поэт попал в больницу после того, как, вылезая из ванной, поскользнулся и разбил голову. Помимо этого, в прессе фигурировала информация и том, что госпитализация Евтушенко была непосредственно связана с подозрением на острую сердечную недостаточность и переломом височной кости.

В августе 2015 года в Москве врачи Центрального клинического военного госпиталя имени П. В. Мандрыка провели операцию на сердце Евтушенко. Для устранения проблем с сердечным ритмом поэту в ходе операции ввели кардиостимулятор.

31 марта 2017 года поэт был госпитализирован в тяжелом состоянии. "Евгений Александрович госпитализирован в тяжелом состоянии, о подробностях говорить пока не могу. Могу только сказать, что это не плановое обследование", - сообщила супруга Мария Новикова.

По сообщениям родных и близких, . "У него был рак в необратимой форме. После изучения анализов врачи давали ему три месяца жизни, но он прожил меньше месяца", - рассказал близкий друг семьи Михаил Моргулис. Такой диагноз поставили американские врачи около шести лет назад. Тогда же поэту была сделана операция и удалена часть почки. За месяц до смерти медики диагностировали четвертую, последнюю стадию рака.

"Он ушел достаточно спокойно, безболезненно. Я держал его руку около часа до его кончины. Он знал, что любим", - рассказал сын литератора Евгений.

Поэт оставил завещание, в котором выразил желание быть похороненным на Переделкинском кладбище рядом с Борисом Пастернаком.

10 апреля в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкино прошло . Чин отпевания совершил бывший руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, публицист и литературный критик Владимир Вигилянский.

Поэмы Евгения Евтушенко:

1953-1956 - «Станция Зима»
1961 - «Бабий яр»
1965 - «Братская ГЭС»
1965 - «Пушкинский перевал»
1967 - «Коррида»
1968 - «Под кожей статуи Свободы»
1970 - «Казанский университет»
1971 - «Откуда Вы?»
1974 - «Снег в Токио»
1976 - «Ивановские ситцы»
1977 - «Северная надбавка»
1974-1978 - «Голубь в Сантьяго»
1980 - «Непрядва»
1982 - «Мама и нейтронная бомба»
1984 - «Дальняя родственница»
1985 - «Фуку!»
1996 - «Тринадцать»
1996-2000 - «В полный рост»
1975-2000 - «Просека»
2011 - «Дора Франко»

Романы Евгения Евтушенко:

1982 - «Ягодные места»
1993 - «Не умирай прежде смерти»

Сборники стихов Евгения Евтушенко:

1952 - «Разведчики грядущего»;
1955 - «Третий снег»;
1956 - «Шоссе Энтузиастов»;
1957 - «Обещание»;
1959 - «Лук и лира»;
1959 - «Стихи разных лет»;
1960 - «Яблоко»;
1962 - «Взмах руки»;
1962 - «Нежность»;
1965 - «Братская ГЭС»;
1966 - «Катер связи»;
1966 - «Качка»;
1966 - «Со мною вот что происходит»;
1967 - «Стихи и поэма "Братская ГЭС"»;
1967 - «Стихи»;
1969 - «Идут белые снеги»;
1971 - «Я сибирской породы»;
1971 - «Казанский университет»;
1972 - «Поющая дамба»;
1972 - «Дорога № 1»;
1973 - «Интимная лирика»;
1973 - «Поэт в России - больше, чем поэт»;
1975 - «Отцовский слух»;
1976 - «Спасибо»;
1977 - «В полный рост»;
1977 - «Просека»;
1978 - «Утренний народ»;
1978 - «Присяга простору»;
1978 - «Компромисс Компромиссович»;
1979 - «Тяжелее земли»;
1980 - «Сварка взрывом»;
1981 - «Стихи»;
1982 - «Две пары лыж»;
1983 - «"Мама и нейтронная бомба" и другие поэмы»;
1983 - «Откуда родом я»;
1985 - «Почти напоследок»;
1986 - «Полтравиночки»;
1987 - «Завтрашний ветер»;
1987 - «Стихи»;
1988 - «Последняя попытка»;
1989 - «1989»;
1989 - «Граждане, послушайте меня»;
1989 - «Любимая, спи»;
1990 - «Зелёная калитка»;
1990 - «Последняя попытка»;
1990 - «Белорусская кровинка»;
1990 - «Стихи и поэмы»;
1993 - «Нет лет: любовная лирика»;
1994 - «Золотая загадка моя»;
1995 - «Моё самое-самое»;
1995 - «Последние слёзы»;
1997 - «Медленная любовь»;
1997 - «Невыливашка»;
1999 - «Краденные яблоки»;
2001 - «Я прорвусь в XXI век...»;
2007 - «Окно выходит в белые деревья»;
2007 - «Гимн России»;
2008 - «Стихи XXI века»;
2009 - «Моя футболиада»;
2011 - «Можно всё ещё спасти»;
2012 - «Счастья и расплаты»;
2013 - «Не умею прощаться»

Песни Евгения Евтушенко:

«А всё-таки что-то есть в нашем народе» (Ал. Карелин) - исполняет Нат. Москвина;
«А снег повалится» (Г. Пономаренко) - исп. Клавдия Шульженко;
«А снег повалится» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев;
«Бабушки» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Баллада о дружбе» (Е. Крылатов);
«Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский) - исп. А. Градский;
«Все силы даже прилагая» (А. Пугачёва) - исп. Алла Пугачёва;
«Вы полюбите меня» (Н. Мартынов) - исп. Виктор Кривонос;
«Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Брендон Стоун) - исп. Брендон Стоун;
«Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Микаэл Таривердиев) - исп. Галина Беседина;
«Дай Бог» (Раймонд Паулс) - исп. А. Малинин;
«Дельфины» (Ю. Саульский) - исп. ВИА «Акварели»;
«Дитя - злодей» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Зависть» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин;
«Заискивание» (И. Тальков) - исп. Игорь Тальков; (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Заклинание» (И. Лученок) - исп. Виктор Вуячич;
«Заклинание» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Зашумит ли клеверное поле» (Е. Крылатов) - исп. Эдуард Хиль, Людмила Гурченко;
«Как пустотелый колос» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин;
«Киоск звукозаписи» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Когда звонят колокола» (В. Плешак) - исп. Эдуард Хиль;
«Когда взошло твоё лицо» (Брендон Стоун);
«Когда мужчине сорок лет» (И. Николаев) - исп. Александр Кальянов;
«Когда придёт в Россию человек» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Когда человек человека предаёт» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Кое-что я в жизни этой понял» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Колокольчик» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Кошелёк» (Брендон Стоун);
«Любимая, спи» (Д. Тухманов) - исп. Валерий Ободзинский, Леонид Бергер (ВИА «Весёлые ребята»), А. Градский;
«Любовь - дитя планеты» (Д. Тухманов) - исп. ВИА «Весёлые ребята»;
«Людей неинтересных в мире нет» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Метаморфозы» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Наш непростой советский человек» (А. Бабаджанян) - исп. Георг Отс, Муслим Магомаев;
«Не надо бояться» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Не спеши» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев, Анна Герман;
«Нет лет» (Сергей Никитин);
«Неужели смертен я» (С. Никитин, П. И. Чайковский);
«Ничей» (Ю. Саульский) - исп. Заур Тутов, А. Градский;
«Песни русские» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Песня моя» (Е. Крылатов) - исп. Ген. Трофимов;
«Плач по брату» (С. Никитин);
«Плач по коммунальной квартире» (Луиза Хмельницкая) - исп. Гелена Великанова, Иосиф Кобзон;
«Под скрипучей, плакучей ивой ("Как любимую сделать счастливой")» (Г. Мовсесян) - исп. Георгий Мовсесян, Иосиф Кобзон;
«Позвольте надеяться» (А. Бабаджанян) - исп. Владимир Попков;
«Признание» (Ю. Саульский) - исп. София Ротару, Ксения Георгиади;
«Принцесса на горошине» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Простая песенка Булата» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Профессор» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Ребёнок» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Родина» (Б. Терентьев) - исп. ВИА «Синяя птица»;
«Родник» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Романс» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Свежий запах лип» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов;
«Спаси и сохрани» (Е. Крылатов) - исп. Валентина Толкунова;
«Старый друг» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов;
«Твои следы» (Арно Бабаджанян) - исп. Люд. Зыкина, София Ротару;
«Тиль» (А. Петров) - исп. Эд. Хиль;
«Ты уходишь, как поезд» (М. Таривердиев) - исп. ВИА «Поющие гитары»;
«У моря» (Б. Емельянов) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Уходит любимая» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Церковь должна быть намоленной» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Чёртово колесо» (Арно Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Что знает о любви любовь» (А. Эшпай) - исп. Людмила Гурченко;
«Я - гражданин Советского Союза» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев;
«Я люблю тебя больше природы» (Р. Паулс) - исп. Ирина Дубцова;
«Я разлюбил тебя» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Я хочу довести» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Бежит река» - исп. Люд. Зыкина, Людмила Сенчина, Мария Пахоменко;
«Вальс о вальсе» - исп. Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская;
«Долгие проводы» - исп. Лев Лещенко;
«Идут белые снеги» - исп. Гелена Великанова, В. Трошин;
«Рано или поздно» - исп. В. Трошин;
«Родина моя» - исп. Люд. Зыкина;
«Старинное танго» - исп. Вит. Марков, Иосиф Кобзон;
«Товарищ гитара» - исп. Клавдия Шульженко;
«Убийцы ходят по земле» - исп. Артур Эйзен, Марк Бернес, Ансамбль имени Александрова;
«Хотят ли русские войны?» (посвящается Марку Бернесу) - исп. Юрий Гуляев, Марк Бернес, Вад. Русланов

Фильмография Евгения Евтушенко:

Актёр:

1965 - «Застава Ильича» (Евтушенко появляется в документальной вставке о вечере поэзии в Политехническом музее)
1979 - «Взлёт» - К. Э. Циолковский
1983 - «Детский сад» - шахматист
1990 - «Похороны Сталина» - скульптор

Режиссёр:

1983 - «Детский сад»
1990 - «Похороны Сталина»

Сценарист:

1964 - «Я - Куба» (с Энрике Пинедой Барнетом)
1990 - «Похороны Сталина»

Песни:

1961 - «Карьера Димы Горина». Песня «А снег идёт» (Андрей Эшпай) - исп. Майя Кристалинская. Также песню исполняли Жанна Агузарова, Анжелика Варум;
1975 - «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Со мною вот что происходит...» (Микаэл Таривердиев - исполняет С. Никитин);
1977 - «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Нас в набитых трамваях болтает...» Андрей Петров;
1977-1978 - песни из сериала «И это всё о нём» (по роману Виля Липатова). Музыка Е. Крылатова: «Серёжка ольховая» - исп. Геннадий Трофимов, Эдуард Хиль;
«Не надо бояться» - исп. А. Кавалеров;
«Шаги» - исп. Ген. Трофимов;
1981 - В небе «ночные ведьмы». Песня «Когда Вы песни на Земле поёте...» (Е.Крылатов) - исп. Елена Камбурова.


error: