Российский педагог Волков Геннадий Никандрович: биография, деятельность и интересные факты. Презентация по чувашской литературе на тему "геннадий никандрович волков" Средства воспитания по Волкову

Геннадий Никандрович Волков (Кашкãр Хуначи) (1927)

О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г. Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он - «настоящий человек» (В. А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В. А. Иванов). Н. И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш. И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

В 1967 г. в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г. Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий «…»

С 1971 г. Геннадий Никандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Института национальных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развития личности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многие годы, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблем образования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавт мира А. Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

Г. Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г. Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием для заявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересом воспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества - яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир, открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления и провозглашает высокую духовность личности учителя.

По инициативе академика Г. Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике... Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам», - писал ему В. А. Сухомлинский в 1961 г. «Этнопедагогика чувашского народа» - величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», - отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И. Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова и снова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно в облагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть уже сейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В. А. Разумный, 1997, г. Москва). «Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002). «Геннадий Никандрович Волков - знаковая фигура нашего времени... Результаты его подвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатами труда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияние на дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации» (ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М. Е. Николаев, Президент Республики Саха (Якутия).

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г. Н. Волков - один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской Академии образования. Он - заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера и другими.

Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г. Н. Волков выражает свою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях.

Как глубока чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год - сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет - сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет - обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся педагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен «всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство - многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. «…»

Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. О творчестве Г. Н. Волкова сняты кино- и телефильмы.

Сегодня всемирно признанный академик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли в республиканскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он - один из духовных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служат калмыцкому народу. «…»

Викторов, Г. А. Педагог современности // Ученые. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - С. 72-80. - (Библиотека Президента Чувашской Республики).

Учитель. Педагог. Мыслитель. Именно эти три слова легли в название самого известного труда Геннадия Никандровича Волкова - знаменитого советского профессора и писателя. Наверное, каждый работник педагогической сферы слышал о воспитательных подходах этого человека. Волков стал основателем этнопедагогики - известной научной отрасли, положения которой широко используются по настоящее время. О жизни и профессиональной деятельности Геннадия Никандровича будет подробно рассказано в нашей статье.

Юные годы

Биография Геннадия Никандровича Волкова берет свое начало в Чувашском селе Большие Яльчики. Именно здесь, 31 октября 1927 года, был рожден герой нашей статьи. Отцом Геннадия был преподаватель физики и математики. Возможно, именно из-за влияния родителей Волков выбрал путь учителя. Уже в 1948 году он начинает преподавать в средней школе города Чебоксары.

В молодости Геннадий Никандрович Волков вел переписку с Василием Сухомлинским - выдающимся педагогом-гуманистом. На тот момент Волков был всего на десять лет младше своего приятеля. Однако влияние, оказанное Сухомлинским, не могло не сказаться на дальнейшей деятельности Волкова.

Волков является выпускником Чувашского педагогического университета имени Яковлева. Здесь Геннадий Никандрович закончил аспирантуру, после чего трудился доцентом и старшим научным сотрудником.

В начале 70-х годов знаменитый педагог переезжает в Москву. В столице РСФСР он начинает создание обширного педагогического сектора Института национальных школ. Геннадий Никандрович Волков активно развивал концепцию этнопедагогики, которую он сформировал еще в молодом возрасте. знаменитого педагога привлекла зарубежных специалистов, а потому герой нашей статьи отправляется в Эрфурт - на тот момент город в ГДР. Здесь он работает профессором в Высшей педагогической школе.

С распадом Советского государства Волков переезжает в Калмыкию. Тут он становится консультантом по этнопедагогической теории и заведующим лабораторией при Институте развития личности. На данный момент Геннадий Никандрович продолжает трудиться. Он состоит в редакторских коллективах различных научных журналов, а также продолжает совершенствовать свои теории.

Научная деятельность Волкова

Геннадий Никандрович за всю свою жизнь написал более тысячи публикаций. В одной лишь педагогике он стал автором порядка полусотни монографий. Большинство его работ посвящены этнопедагогической концепции - науке, предметом которой является воспитание по народным традициям. Сам Волков - это представитель чувашской народности, а потому он активно популяризирует национальные методы воспитательно-образовательного процесса.

Ученый посвятил несколько своих работ тюркско-русским отношениям. На основе первоисточников он сумел обосновать нравственное единство этих двух народов. За всю свою биографию Геннадий Никандрович Волков освоил несколько азиатских языков, а потому его можно с уверенностью назвать полиглотом.

Понятие этнопедагогики

Традиционная образовательная практика должна иметь место в современной педагогике. Многие этносы и народности владели настолько удивительными и эффективными приемами воспитания, что их применение было бы актуальным даже сегодня. Важно лишь соответствие применяемых методов принципам гуманности и добросовестности.

Выявление архаичных принципов воспитания и гармоничное их встраивание в современный педагогический процесс - вот, что называется сегодня этнопедагогикой. Геннадий Никандрович Волков явился главным разработчиком и популяризатором этой концепции. Впервые она появилась в 1962 году. Практически сразу этнопедагогика получила широчайшее развитие.

Сущность концепции Волкова

Для чего нужна этнопедагогика? Ведь многие ее положения архаичны, размыты или вовсе не актуальны. Критики теории считают, что воспитательные подходы наших предков значительно отличаются от подходов современных. Так, во многих традициях встречаются грубость, неконтролируемая стихийность, а порой и вовсе насилие. Однако по теоретической информации Геннадия Никандровича Волкова все не так однозначно.

Предметом этнопедагогики являются целенаправленные, четко обозначенные воспитательные процессы. Все традиционные подходы к воспитанию должны соответствовать принципу гуманизма, а потому они проходят очень тщательное их выявление. Предмет концепции Волкова - - используется не целиком, а наиболее прагматично. Элементы фольклора, нравственный семейный опыт, духовные ценности - все это органично вливается в современный воспитательный процесс. В результате реализуются сразу несколько задач: сохраняется и развивается национальная культура, а также совершенствуется и наполняется новыми красками современный педагогический процесс.

В чем важность этнопедагогической концепции Волкова?

Книги Геннадия Никандровича были в основном посвящены исследованию национальных образовательных традиций. Образовательный процесс делится на обучающий и воспитательный. Каждый из этих элементов может окрашиваться народными обычаями. Важно лишь грамотно сформулировать задачи и цели дальнейшей работы.

С приходом советской власти народные традиции стали заметно угасать. Большевики с их глобалистскими намерениями не желали делить общество даже по культурным критериям. Подобная политика заметно отразилась на обычаях и духовной составляющей различных национальностей. Воспрепятствовал этому Геннадий Никандрович Волков. Сказки, песни, поговорки и прочие элементы фольклора различных этносов бережно собирались знаменитым ученым для последующего их применения.

Цели и задачи этнопедагогики

Основная цель этнопедагогической концепции очень проста: это развитие в умах подрастающего поколения гражданского сознания и национальных ценностей. Творческое вдохновение может сыграть большую роль в самых разных сферах деятельности, в том числе и в педагогике.

Как можно привить молодым людям любовь к народным традициям? Необходимо искать различные методики и приемы, с помощью которых можно было бы актуализировать этнические подходы к воспитанию. В этом и состоит основная задача концепции Волкова. Однако выявить все необходимые факторы не так уж и просто. А уж грамотно их вставить в педагогический процесс порой и вовсе невозможно. Тем не менее, выход здесь есть. Именно о нем будет рассказано далее.

Методология в работах Волкова

Предмет этнопедагогики - народная культура - является невероятно обширной сферой для изучения. Сложно даже представить, насколько развита духовная составляющая в России. Громадное количество этносов и национальностей порождает невероятное число традиций и обычаев. Как можно классифицировать всю эту систему? Возможно ли сконструировать методологическую структуру, применение которой было бы возможным в любое время? У Геннадия Никандровича это получилось.

Сразу следует оговориться, что методы, предложенные Волковым, довольно специфичны. Даже звучат они немного не научно, хотя тому есть свое объяснение. Здесь следует выделить требования, уговор, приказы, советы, поверья и просьбы. Шесть этих элементов составляют костяк методологической системы этнопедагогики.

Все представленные методы легко встраиваются в систему воспитания. Необходимо лишь учитывать психотип ребенка, и исходя от него выбирать наиболее оптимальные способы развития. Так, спокойным детям больше подходят просьбы и советы, а чрезмерно активным - уговоры и требования. Подбор методов - это сложная и кропотливая работа, выполнить которую способен лишь настоящий педагог.

Средства воспитания по Волкову

В произведениях Геннадия Никандровича большое внимание уделяется средствам воспитательного процесса. Безусловно, все средства должны выбираться исходя из традиций определенного этноса. Однако следует помнить о необходимости их соответствия нормам этики, морали и гуманности. Лишь адекватные факторы воспитания помогут ребенку адекватно выражать свои мысли и эмоции.

Самым распространенным педагогическим средством в любой воспитательной среде является общение. Необходимо оно для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, получить его доверие. На втором месте находится игра - важнейший психологический элемент. При помощи игры можно добиться невероятно успешных результатов. Грамотно выстроенный и четко спланированный игровой процесс позволит укрепить командный дух в детях, сделать их частью социума.

Этнопедагогические средства довольно разнообразны. Поговорки, загадки, сказки - все это может оказать куда большее влияние на ребенка, чем того ожидают взрослые.

Значение научных трудов Волкова

Взгляд поколений очень важен для современного научного опыта. Тем более, когда речь идет о таких категориях, как быт, народность, семья или нация. Образовательное пространство нашего государства довольно неоднородно. Этим оно и прекрасно: всегда найдутся новые факторы и средства.

Критики научной деятельности Геннадия Никандровича Волкова считали, что этнопедагогика - это бессмысленная и неактуальная сфера. Якобы сторонники старых традиций отворачиваются от прогресса и обращаются к архаичным нормам. Это, конечно же, неверно. Волков активно выступал за прогрессивное развитие во всех научных отраслях. Традиции же являются своеобразным двигателем в этом развитии. В монографиях и рассказах Геннадия Никандровича Волкова не раз проскальзывала мысль, что русскую культуру пытаются забыть, стереть из памяти. Но как можно забыть то, что является базой для всего остального?

Литературная деятельность

Монографии, повести и рассказы Геннадия Никандровича Волкова широко известны по всей стране. Первой работой ученого стали "Рассказы бабушки" 1957 года. В этой книге знаменитый педагог приобщал маленьких читателей к понятиям добродушия, благородства и чести. Делалось это на примере поведения чувашского народа. Спустя год выходит "Чувашская народная педагогика". В ней Волков вновь делает упор на этнические нормы, их значение для воспитательных процессов.

Волков прославился и как детский писатель. Его сказки и басни переведены на десятки языков. В произведениях Геннадия Никандровича сосредоточено немалое количество поучительных образов, прогрессивных идей и традиционных элементов. Волков - это тот человек, что уже при жизни вписал свое имя в российскую историю.

Основатель этнопедагогики .

Геннадий Никандрович Волков

Академик Г. Н. Волков в 2000-е годы
Дата рождения 31 октября (1927-10-31 )
Место рождения село Большие Яльчики Яльчикский район , Чувашская АССР , РСФСР , СССР
Дата смерти 27 декабря (2010-12-27 ) (83 года)
Место смерти Чебоксары , Чувашия , Россия
Страна СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера Этнопедагогика
Место работы Российская академия образования
Альма-матер
  • Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание академик АПН СССР
академик РАО
Известен как педагог , публицист
Награды и премии

Биография

Происхождение

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .

Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .

Педагогическая деятельность

В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Научная деятельность

Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.

Родоначальник ряда идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

  • 1962 год - предложил термин «этнопедагогика ». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
  • 1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
  • Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.

О роли Волкова в развитии этнопедагогики как средства гармонизации межнациональных отношений см.: Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1998. Научный руководитель - академик РАО, профессор Г. Н. Волков.


Те, кому доводилось изучать педагогику или те, кто посвятил свою жизни преподаванию, наверняка хоть раз, слышали такую фамилию, как Волков.

Г. Н. Волков – прекрасный педагог, имеет ученую степень, удостоен звания академика Российской Академии Наук. Из-под его пера вышли многие публицистические труды. Он является основоположником такого ответвления в педагогике, как этнопедагогика.

Именно Геннадий Волков создал всемирно известную этнопедагогическую школу, в состав которой входит целая многонациональная семья. Каждый участник данной школы является прямым носителем и исследователем культурного наследия того народа, представителем которого он есть.

Биографический очерк

Появился на свет Геннадий в Чувашской АССР, в 27-м году. Его папа работал учителем физики и математики.

Постигать азы науки начал в мужской средней школе в Чебоксарах. Затем, некоторое время, работал учителем в общеобразовательной школе в Казани, читая детям физику. Его учительский путь был достаточно тернист. Он успел поработать и в детском доме, и в школе, и в лагере труда и отдыха.

Высшее образование он получил в Чувашском университете, который закончил с отличием, затем была учеба в аспирантуре в Казанском пединституте.

Начиная с 25-ти лет и на протяжении последующих двух десятков лет, Геннадий Волков работал старшим преподавателем, был проректором по научной работе в Чувашском университете.

Но, с 1970-х годов у Волкова начался новый этап в жизни. Он переехал в столицу, где началась его трудовая деятельность. Вся его работа была направлена в русло педагогики. Именно он стал создателем первой лаборатории этнопедагогики в институте семьи и воспитания на базе РАО. Исследования в данной лаборатории отнимали все внимание Волкова.

В возрасте 64-х лет Геннадий Никандрович начинает руководить лабораторией этнопедагогики при Российской Академии Образования. Он состоял в редакционной коллегии многих педагогических российских изданий. Его приглашали на многие семинары в качестве консультанта по этнопедагогике. Он внес неоценимый вклад в развитие науки. Ушел из жизни Волков, многое так и не успев сделать.

Взгляд педагога Волкова

Изучая на протяжении всей жизни педагогику, он ввел такое понятие как этнопедагогика. Он первый в мире открыл этнопедагогическую школу. Ему принадлежит великая книга под названием «Этнопедагогика», ставшая учебным пособием для студентов.

Его концепция, вполне заслуженно, обрела уровень государственной. Он курировал множество кандидатов и докторантов педагогических наук, которые впоследствии стали развивать и далее изучать, а также нести в массы этнопедагогику.

Для собственноручно созданной этнопедагогической школы, Волков четко сформулировал ее задачи и цели. Еще он прописал главные концептуальные правила.

Со временем, все его утверждения относительно того, что народная педагогика заключается в силе гармонизации межнациональных отношений, во многом нашла доказательства и массу подтверждений.

Еще Геннадий Никандрович слыл прекрасным писателем. Им было написано множество детских произведений, которые были переведены на многие языки, а некоторые из них были включены в общеобразовательную школьную программу. Каждая его строчка, созданная в литературе, насквозь пронизана безграничной любовью к детям, уважением к человеку и обществу в целом. Некоторые его книги вмещают воспоминания из детства и отрочества, а также есть произведения, посвященные родным и близким, переживания которых он пропускал через собственную душу и сердце.

Если внимательно изучить творчество Волкова, то можно обратить внимание на то, что в нем просматривается общеустановленная последовательность детского воспитания. Он был сторонником того, что ребенок является:

1) личностью;

2) индивидуальностью;

3) полноценным членом общества.

Свои убеждения, он часто применял на практике среди учеников и студентов.

31.10.1927 -27.12.2010.

Педагог, доктор педагогических наук (1967), профессор (1968), писатель, переводчик, критик, заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001), заслуженный деятель науки Республики Калмыкия (1997), заслуженный деятель науки Республики Тыва (1997), заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия) (1992), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), лауреат премии К. Д. Ушинского (1967), лауреат Государственной премии Чувашской Республики (2006), член Академии педагогических наук, почетный доктор Эрфуртского университета (1982, Германия), почетный гражданин Чувашской Республики (1997), Республики Калмыкия (1997), Яльчикского района (1997).

Родился в с. Большие Яльчики (Аслă Eлчĕк) Яльчикского района Чувашской Республики.

Г. Волков – известный в России и за рубежом ученый-педагог, основатель нового направления в педагогической науке – этнопедагогики, в т. ч. этнопедагогики чувашского народа. Ведущий исследователь наследия И.Я. Яковлева. Окончил Чувашский государственный педагогический институт (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. С 1952 по 1972 гг. работал в этом учебном заведении. Был заведующим сектором научно-исследовательского института национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР. Преподавал в Эрфуртской высшей педагогической школе (Германия). С 1993 г. – заведующий лабораторией этнопедагогики Государственного института семьи и воспитания. С 1999 г. – профессор Калмыцкого государственного университета. В 2003 г. основал научно-исследовательский институт этнопедагогики в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева. В 2005 г. открыл научно-исследовательскую лабораторию этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета.

Автор более 500 научных трудов, в т. ч. 27 монографий. Среди них: «Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика чувашского народа», «О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании», «Этнопедагогика чувашей», «Судьба патриарха», «Обыкновенное дело педагога», «Педагогика жизни», «Жизнь, смерть и бессмертие патриарха», «Педагогика любви», «Чувашская этнопедагогика», «Этнопедагогика», «Духовное просвещение», «Этнопедагогическая пансофия», «Моя неразгаданная калмыцкая загадка» и др.

Г. Волков не только одаренный ученый-педагог, но и талантливый писатель, критик, этнограф, фольклорист, переводчик. Широко известны его критические статьи о К. Иванове, И. Яковлеве, М. Сеспеле, П. Хузангае, А. Пушкине, Л. Толстом, М. Ломоносове, А. Пушкине, А. Чехове. Автор ряда художественных произведений и переводов, в т. ч. книг «Асанне калавĕсем» (Бабушкины рассказы), «Шăллăмсемпе йăмăксене» (Братишкам и сестренкам), «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце), «Созвездия земли», «"Кил илемӗ » (Свет в родном окне) и др.

Награжден золотой медалью И. Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2007) и др.


Библиография (труды):
1. Волков, Геннадий Никандрович. Кил илемĕ [Текст] : [калавсем, юмахсем, очерксем: кĕçĕн тата вăтам çулхи шкул ачисем валли] / Геннадий Волков, 2007. - 127 с.
обложка книги
2. Хуначи Кашкăр Юманпа хĕвел [Текст] : [юмахсем, калавсем, очерксем] / Хуначи Кашкăр. - Шупашкар, 1975. - 126, с.
обложка книги
3. Волков, Г. Редакци тĕпĕлĕнче – Г. Волков академик / Г. Волков; Н. Морозов калаҫнӑ // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 91-92.
см. текст
4. Волков, Г. Н. Халăхра ĕмĕрхи ăс упранать: [Г. Н. Волков ăсчахран илнĕ интервью] / Г. Н. Волков; Г. Матвеева калаçнă // Тăван Атăл. – 2007. – № 10. – С. 128-130.
см. текст
5. Волков, Г. Неразгаданная моя калмыцкая загадка / Г. Волков // Лик. – 2007. - № 1. – С. 143-152.
см. текст
6. Волков, Г. Семь сокровенных сказаний о женщине / Г. Волков // Лик. – 2007. - № 3. – С. 114-120.
см. текст
7. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. чл.-корр. АПН СССР проф. И.Т. Огородникова. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974 – 375, c.
см. обложку
8. Волков, Геннадий Никандрович. Чувашская этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - Чебоксары, 2004. - 487 с.
см. обложку
9. Волков, Геннадий Никандрович. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха [Текст] : роман-эссе [об И.Я. Яковлеве] / Г. Н. Волков. - Чебоксары, 2004. - 351 с.
см. обложку
10. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика: изд. третье, доп. / Г. Н. Волков. – Чебоксары, 2004 – 487 с.
см. обложку
11. Волков, Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха: роман-эссе / Г. Н. Волков. - [Чебоксары], 2004 – 351 с.
см. обложку

Библиография:
1. Викторов, Г. А. Урăхла халь тин эпĕ пулаймăп... = Другим я уже не буду... / Геннадий Викторов; [Л. И. Филиппова пухса хатĕрленĕ, ред.]. - Шупашкар: Çĕнĕ Вăхăт, 2008. – 393 с. : ил., портр. – На чуваш., рус. яз.
2. Филиппова, Л. И. Пророк земли чувашской. Академик Геннадий Никандрович Волков: док.-худож. повествование / Л. И. Филиппова; [фот. Г. А. Викторова и др.]. – Чебоксары: [Чувашия], 2013. – 132 с., л. ил. : ил., портр. - См. См. обл.
3. Волков, А. Тете – пурнӑҫӑмӑн шанчӑклӑ тӗревӗ : тетене – Г. Н. Волков академика – асӑнса, пуриншӗн те тав туса / А. Волков // Хыпар. – 2012. – 31 юпа. – С. 4.
текст
4. Никифорова, Л. В. Чăваш халăхĕн мухтавлă çынни Г. Н. Волков академик: уçă уроксем, çавра сĕтелсем, проектсем, уявсем: меслет сĕнĕвĕсем / Л. В. Никифорова, А. Л. Купцова. – Шупашкар, 2010. – 43 с. - См. см. обложку
5. Васильев, E. В. Г. Н. Волков – ученый педагог: к 70-летию со дня рождения / E. В. Васильев. – Чебоксары: Б.и., . – 8 с.
6. Васильев, E. В. С любовью к тебе, настоящий человек... : (о чуваш. ученом-педагоге Г. Н. Волкове) / E. В. Васильев. – Чебоксары: [б. и.], 1997. – 91 с.
7. Викторов, Г. А. Я вернусь... : откровения академика Геннадия Волкова / Геннадий Викторов; [сост. и ред. Л. И. Филиппова]. – Чебоксары: Новое Время, 2006. – 203 с. : ил., портр. – На рус., чуваш. яз.
8. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию Г. Н. Волкова (6-7 дек. 2001 г., [Элиста]) / [коллектив авт.] ; Калм. гос. ун-т; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и восп. РАО и Минтруда РФ. – Элиста: [АПП «Джангар»] ; М., 2003. – 415 с.
9. Учитель. Педагог. Мыслитель: [об акад. Г. Н. Волкове: монография] / Е. В. Васильев, Н. Т. Савруков. – Чебоксары: [ЧИЭМ СПбГПУ], 2007. – 136 с., л. фот., цв. фот. : портр., вкл. л. – Библиогр.: с. 103-106. – Библиогр. трудов Г. Н. Волкова: с. 107-128.
10. Абрамов, А. Педагогика улăпĕ / А. Абрамов // Çамрăксен хаçачĕ. – 2007. – 2 чӳк (№ 44). – С. 1-3.
11. Атлай, Л. [Г. Н. Волков академика 80-çулхи юбилейпе саламлани] / Л. Атлай // Вестн. Чебоксар. фил. Моск. гос. гуманит. ун-та им. М. А. Шолохова. – 2008. – № 5. – С. 427-429.
12. Васильев-Бурзуй, Е. «Чăвашсен космонавт çеç мар, педагог та пур» / Е. Васильев-Бурзуй // Хыпар. – 2011. – 9 чӳк. – С. 3.
13. Васильева, О. Тӳрĕ те ырă чунлă пулма вĕрентеççĕ / О. Васильева // Хыпар. – 2006. – 18 кăрлач. – С. 3.
14. Волков, А. Вĕрентекен пулма турă пӳрнĕ : [Геннадий Никандрович Волковăн ачалăхĕ çинчен шăллĕ аса илни] / А. Волков // Чăваш тĕнчи. – 2007. – Чӳк (№ 9). – С. 9.
15. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Пурне те ашшĕ-амăшĕн чĕлхине упрама пиллетĕп» / Г. Н. Волков // Самант. – 2010. – № 1. – С. 10-11.
16. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Таврăнатăп»: [Геннадий Никандрович Волков этнопедагогпа калаçни] / Г. Н. Волков // Хыпар. – 2007. – 1 чӳк. – С. 1.
17. Волков, Г. Н. Халăхра ĕмĕрхи ăс упранать: [Г. Н. Волков ăсчахран илнĕ интервью] / Г. Н. Волков // Тăван Атăл. – 2007. – № 10. – С. 128-130.
18. Иванов, В. Академик çулĕсем: [Г. Н. Волков академик çинчен] / В. Иванов // Хыпар. – 2007. – 31 юпа.
19. Иванов, В. Чăваш, Раççей, СССР, Германи халăхĕсен вĕрентӳçине тавах / В. Иванов; Г. Верблюдов сăн ӳкерчĕкĕ // Чăваш тĕнчи. – 2005. – Раштав (№ 3). – С. 8 ; Ҫавах // Хыпар. – 2002. – 2 чӳк. – С. 2.
20. Игнатьева, А. Халӑх вӗрентӗвӗн асамлӑ мелӗсем / А. Игнатьева // Чӑваш хӗрарӑмӗ. – 2015. – 8 ҫурла/август. – С. 1.
21. Малышкин, Н. Волков Геннадий Никандрович // Малышкин, Н. Ф. Eлчĕк енĕн пултарулăх çыннисем / Н. Ф. Малышкин. – Çĕрпӳ, 2000. – С. 14-16.
22. Матвеева, Г. Профессор парни: [Г. Волков çырнă «Кил илемĕ» кĕнеке çинчен] / Г. Матвеева // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 90. - См. см. текст
23. Никифорова, Л. В. Икĕ аслă вĕрентекенĕн - пĕр тĕллев: [чăвашсен паллă педагогĕ Геннадий Никандрович Волков академик çинчен] / Л. В. Никифорова // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2009. – № 1. – С. 15-16.
24. Очинникова, К. Ăш пиллĕх тĕнчи / К. Очинникова // Çамрăксен хаçачĕ. – 2003. – 10 кăрлач (№ 2). – С. 4.
25. Паллă ăсчахсем - Геннадий Волков пирки / В. А. Сухомлинский [т. ыт. те] // Хыпар. – 2007. – 31 юпа. – С. 2.
26. Сăнарĕ халăх чĕринче упранĕ : [чăваш халăхĕн паллă ăсчахне, Чăваш Республикин Хисеплĕ гражданинне, педагогика ăслăлăхĕсен тухтăрне Геннадий Никандрович Волкова аса илни] / С. Петрова [и др.] ; Т. Наумова, Н. Кудряшова ыйтса пĕлнĕ // Чăваш хĕрарăмĕ. – 2010. – 31 раштав. – С. 2. - См. см. текст
27. Смирнова, Н. Хăй кайрĕ пулсан та... / Н. Смирнова // Чăваш хĕрарăмĕ. – 2010. – 31 раштав. – С. 2. - См. см. текст
28. Тÿрĕ те ырă чунлă пулма вĕрентет // Тăван Атăл. – 2006. – № 1. – С. 72.
29. Бембеев, В. Об Адептах - Посвященных и о Геннадие Никандровиче Волкове / В. Бембеев // ЛИК. – 2007. – № 2 (10). – С. 142-147.
30. Васильев, E. В. Г. Н. Волков: жизнь и педагогическая деятельность / E. В. Васильев // Известия НАНИ ЧР. – 1997. – № 3. – С. 110-113.
31. Васильев, Е. В. Педагогика любви: [о педагогике Г. Волкова] / Е. В. Васильев, К. А. Петров // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 94-95. - См. см. текст
32. Волков Геннадий Никандрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – С. 66-67.
33. Волков Геннадий Никандрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – С. 80.
34. Волков Геннадий Никандрович // Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева: история, структура, ученые. – Чебоксары, 2000. – С. 116-117.
35. Волков Геннадий Никандрович // Чувашская Республика. Яльчикский район: краткая энцикл. – Чебоксары, 2005. – С. 43-44.
36. Волков Геннадий Никандрович // Who is Who в России: [биогр. энцикл. успеш. людей России]. – 5-е изд. – Zug, 2011. – С. 443.
37. Волков Геннадий Никандрович: (к 80-летию со дня рождения) // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2007. – № 4. – С. 164-165. - См. см. текст
38. 85 лет со дня рождения известного ученого-педагога, основателя этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова // Научный потенциал. - 2012. - № 3 (8). - С. 94-96: фот. - (К юбилею ученого). - См. текст
текст
39. «Всемирно известный якутский педагог...»: [о Геннадие Никандровиче Волкове] // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 2. – С. 427-457.
40. Eгоров, Д. E. Академик Г. Н. Волков – ученый, педагог и писатель / Д. E. Eгоров // Исследователи чувашской культуры и истории. – Уфа, 1998. – С. 21-26.
41. И это все о нем... : [высказывания об академике, этнопедагоге Геннадие Никандровиче Волкове] // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С.59-63.
42. Игнатьева, А. П. Эссе как факт компетентности: [о жанре эссе, о педагогических эссе академика Г. Н. Волкова] / А. П. Игнатьева // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2009. – № 4. – С. 71-73.
43. Михайлова, Е. И. Представление: [Геннадий Никандрович Волков и Республика Саха (Якутия)] / Е. И. Михайлова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 8-13.
44. Научная школа по истории образования и педагогической мысли // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 2 (45). – С. 4-13.
45. Овчинникова, К. П. Миром правит любовь / К. П. Овчинникова // Слово. – 2005. – № 1. – С. 45-49.
46. Павлов, И. В. Этнопедагогический и гражданский подвиг академика Геннадия Волкова / И. В. Павлов // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения: V международные волковские чтения: сборник научных трудов: [в 2 ч.] / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева; [под ред. Л. В. Кузнецовой]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2012. – [Ч. 2]. – С. 29-34.
47. Петрова, Т. Н. Волков Генадий Никандрович / Т. Н. Петрова // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1: А-Е. – С. 345.
48. Петрова, Т. Н. В делах своих учеников учитель вечен / Т. Н. Петрова // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. – № 5. – С. 88-90. - См. см. текст
49. Петрова, Т. Н. «Учитель, пред именем твоим...»: [о Геннадие Никандровиче Волкове] / Т. Н. Петрова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 448-450.
50. Петрова, Т. Н. Этнопедагогика Г. Н. Волкова как сокровищница народной жизни / Т. Н. Петрова // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 2 (45). – С. 14-16. - См. см. текст
51. Пушкин, В. Моя первая встреча с учителем: [об академике, этнопедагоге Геннадие Никандровиче Волкове] / В. Пушкин // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С. 103-107.
52. Сергеев, Т. С. Волков Геннадий Никандрович / Т. С. Сергеев // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 110.
53. Сидоров, Г. С. Продолжатель дела И. Я. Яковлева / Г. С. Сидоров // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 1998. – № 1 (2). – С. 3-9.
54. Харитонов, М. Г. Г. Н. Волков и его научная школа / М. Г. Харитонов // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения: V международные волковские чтения: сборник научных трудов: [в 2 ч.] / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева; [под ред. Л. В. Кузнецовой]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2012. – [Ч. 2]. – С. 179-182.
55. Харитонов, М. Г. Педагог – ученый Г. Н. Волков / М. Г. Харитонов // Вестн. Чебоксар. филиала Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М. А. Шолохова. – 2007. – № 4. – С. 261-263. - См. см. текст
56. Хузангай, А. «Воспитанный семьей, народом, историей...» / А. Хузангай // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С. 94-98.
57. Цаллагова, З. Б. Этнопедагогический диалог культур: [о педагог. деятельности Геннадия Никандровича Волкова] / З. Б. Цаллагова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 451-455.
58. Чапуркина-Игнатьева, А. Творю с благословенья Волкова / А. Чапуркина-Игнатьева // КИЛ. – 2013. – № 1/2 (13-14). – С. 151-155.
59. Чехонадский, Ю. «Просвещение» - от слова «свет!»: [воспоминание о Геннадие Никандровиче Волкове] / Ю. Чехонадский // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 450-451.
60. Чувашская АССР. Президиум Верховного Совета. О награждении Волкова Г.Н. Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР: Указ Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 27 октября 1977 г. // ГИА ЧР. Ф.Р-1041. Оп.6. Д.1269. Л.111. - См.

error: