Класс: 11
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Родился Борис Пастернак в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.
В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).
Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов - А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма (символистов - главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов - в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, - мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» - стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»).
Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя - жизнь» (1922), посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.
С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников - П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.
Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы.
Финансовые трудности заставили Пастернака обратиться к детскому творчеству, он почувствовал некую свободу: упрощался рисунок, сдержаннее становились интонации, сокращалось число слов, не входящих в активный запас.
В 1928 году Пастернак получил предложение от Госиздата переиздать свои первые книги. Во многих своих творениях Пастернак был разочарован и многие их них ему приходилось переписывать заново.
Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника - В. В. Маяковского. Тяжелым ударом было самоубийство поэта, и Пастернак пишет стихотворение «Смерть поэта». Оно вызвало неприятие многих товарищей, которые не желали признавать свою вину в гибели Маяковского.
В 1934 году Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.
С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр В 1939 году он берется за перевод «Гамлета». Мейерхольд хотел поставить ее на сцене театра в Ленинграде, но режиссера арестовывают, однако, Пастернак продолжает работать над переводом, спасаясь от предстоящей депрессии.
В 1940 -1941 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи. В 1943 поэт совершает поездку на фронт. Результат – «Стихи о войне» составил книгу «На ранних поездах» (1943)., свидетельствующий о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов. Он стал выступать с чтением своих стихов в московском университете, политическом музее и доме ученых. Его творчество пользуется популярностью за рубежом.
Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».
В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.
В наследии Пастернака особое место занимают письма. Переписка с М. И. Цветаевой 1922-36 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряженный эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чем Пастернак видел знак «душевного единенья века».
Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда..
В 1990 в подмосковном поселке Переделкине, в помещении бывшей дачи Пастернака, был открыт музей поэта.
Суд над Пастернаком. Власти вынудили поэта отказаться от премии. Доктор филологических наук. Время нелепых подозрений. Марбург. Месяцы сражений. Роман “Доктор Живаго”. Родители. Шведская Академия словесности. Сборник “Сестра моя - жизнь”. Оригинальность художественного образа. Этапы жизни и творчества. Борис Леонидович Пастернак.
«Краткая биография Бориса Пастернака» - Близнец в тучах. Разнообразие дарований. Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя. Переводы. Философская лирика. Друзья семьи. Последняя книга стихов. Гамлет. Начало пути. Роман «Доктор Живаго». Лиризм и одухотворенность поэзии. Творчество Б.Л.Пастернака. Искренняя и нежная дружба связывала Б.Пастернака и Анну Ахматову. Неразрывность связи человека и природы в лирике Пастернака.
«Биография Пастернака» - Творческое увлечение. Почтовая карточка СССР. Кровать. Годы Великой Отечественной войны. Биография. Улица Бориса Пастернака. Лирика. Борис Леонидович Пастернак. Автограф Пастернака. Чистополь.
«Лирика Пастернака» - Три эпохи Б.Л.Пастернака. Второе рождение. «Когда разгуляется». Зинаида Николаевна Нейгауз. «Дойти до самой сути» - то есть дойти до первоосновы. Эпиграф к уроку. Гул затих. «Любимая – жуть! Когда любит поэт…». «О, знал бы я, что так бывает…» (анализ стихотворения). Время интенсивного личного творчества. Я должен ни единой долькой не отступиться от лица. Преодоление Лефа. К какой картине ближе «февраль» Б. Л.Пастернака.
«Биография Бориса Пастернака» - В 1922 году художница Евгения Лурье стала первой женой поэта. Горечь всемирного признания. Жить и сгорать у всех в обычае. Среди родных людей. Московский университет. Памятники поэту Пастернаку. Поступил на историко-филологический факультет. Сестра моя – жизнь. Жизнь и бессмертие - одно. Музей Бориса Пастернака. Наиболее известные сборники стихотворений Пастернака. С детства будущего литератора окружают друзья родителей.
«Б.Пастернак» - Роман «Доктор Живаго». Заступился за мужа и сына Анны Ахматовой. Поэт родился в Москве. Борюша слетел с лошади. Его после смерти называли «Гамлет XX века». Летом 1912 года изучал философию. Борис Пастернак. Сын Евгений. Пастернак предпринимает поездку в Грузию. Леонид Осипович Пастернак с женой Розалией Исидоровной. Умер 30 мая 1960 года в Переделкине. Семья. Евгения Лурье. Пастернак писал Ивинской письма и посвящал стихи.
Родился 29 января (10
февраля н.с.)1890 г. в
Москве в семье известного
художника. С детства
будущего поэта окружали
музыка, живопись,
литература. Первое
творческое пристрастие
Пастернака - музыка.
Испытав сильное влияние
Скрябина, он с тринадцати
лет занимался
музыкальным
сочинительством, изучал
теорию композиции, но
после шестилетних упорных
занятий музыка была
оставлена навсегда.
Леонид Пастернак, Розалия Пастернак, Борис и Александр
Портрет сына. Рисунок Л. Пастернака
После окончания московской гимназии в 1909 поступил наисторико-филологический факультет Московского
университета, серьезно увлекся философией. Для
усовершенствования философских знаний в 1912 уехал в
Германию, где семестр учился в Марбургском университете.
Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и
Италию. По возвращении в Москву окончил университет в
1913.
Дело всей жизни.
Охладев к философии, Пастернакполностью отдается поэтическому
искусству, которое стало делом
его жизни
Пастернак и символизм.
Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах", 1914; "Поверхбарьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма
(тогда он входил в группу "Центрифуга"). Высоко ценил Блока,
видя в его поэтической системе "ту свободу обращения с
жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого
искусства".
Творческие поиски
В 1922 вышла книга стихотворений "Сестрамоя - жизнь", сразу выдвинувшая автора в
ряд мастеров современного стиха. С этой
книги начинается Пастернак как самобытное
поэтическое явление.
В 1920-е Пастернак примыкал к
литературному объединению "ЛЕФ"
(Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) больше изза дружбы с Маяковским, но связи с
объединением оказались непрочными и
закончились в 1927 разрывом.
Б.Пастернак. 1936 г.
Это - круто налившийся свист,Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая
лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.
Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.
Творчество 1923-1925 г.г.
В эти годы поэт опубликовал сборник "Темыи вариации" (1923), начал работу над
романом в стихах "Спекторский" (1925), в
значительной мере автобиографическим.
Создал стихотворный цикл "Высокая
болезнь", поэмы "Девятьсот пятый год" и
"Лейтенант Шмидт".
Проза Б. Пастернака.
В 1928 возник замыселпрозаической книги
"Охранная грамота",
законченной два года
спустя. Пастернак назвал
это произведение
"автобиографическими
отрывками о том, как
складывались мои
представления об искусстве
и в чем они коренятся".
Б. Пастернак – переводчик.
В 1930-е мало создалоригинальных произведений,
отдавая основные силы
переводу, который с 1934
приобрел регулярный
характер и продолжался до
конца его жизни (переводы
грузинских поэтов, Шекспира,
Гёте, Шиллера, Рильке,
Верлена и др.).
Творческий подъём
Накануне войны, в начале 1941, поэтпреодолел творческий кризис и вступил в
полосу подъема: написал цикл стихов
"Переделкино".
В 1943 совершил поездку на фронт,
результатом чего явились очерки "В армии", а
стихи "Смерть сапера", "Ожившая фреска",
"Весна" вошли в книгу "На ранних поездах"
(как и цикл "Переделкино), 1943.Февраль. Достать чернил и
плакать!
Писать о феврале
навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Поэтическое кредо.
Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
г.
1956
Б.Л.Пастернак и З.Н.Пастернак
В стихи б я внесдыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен
вложил
Живое чудо
Фольварков, парков,
рощ, могил
В свои этюды.
Б.Л.Пастернак и З.Н.Пастернак
Тема любви
Любить иных - тяжелый крест,А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.Роман "Доктор Живаго"
Пастернак писал долгие годы,
завершив его в конце 1950-х. За
этот роман, опубликованный в
1958 за границей, Пастернак
был удостоен Нобелевской
премии. Однако на родине этот
роман не только не был
напечатан, но вызвал резкую
критику со стороны
официальных властей. Автор
был исключен из Союза
писателей. (В 1987 это решение
было отменено, а в 1988 роман
опубликован в журнале
"Новый мир".) "Стихотворения
Юрия Живаго", завершающие
роман, подчеркивают
нравственно-философский
пафос авторской позиции.
Б.Пастернак и А.Ахматова
Обращения Цветаевой ксовременникам были не только
данью восхищения. Ее
стихотворения, очерки,
воспоминания, статьи,
посвященные поэтам, содержат
тонкий и точный анализ
творческой личности. Ее оценки
глубоки и оригинальны. Поэтому,
знакомясь с творчеством
Б.Пастернака в книге
М.Цветаевой, можно лучше и
яснее представить себе
человеческую и художническую
суть поэта.
Последние годы жизни
В 1956 - 1959 вышла последняя книгастихотворений Пастернака "Когда
разгуляется".
В 1960 поэт умер от тяжелой болезни (рак
легких) 30 мая в Переделкино.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/48/47289/389/img22.jpg)
Пастернак Борис Леонидович – писатель и поэт, которого правительство СССР признало только после его смерти. Презентация «Пастернак» рассказывает, какой на самом деле была судьба всеми любимого поэта той современности. С детства Пастернак был одаренным ребенком, который мог за короткое время изучить иностранный язык или же выучить отрывки знаменитых на весь мир поэм.
Стоит заметить, что этот писатель переводил множество книг зарубежных поэтов и писателей, его не раз выдвигали на получение Нобелевской премии, но в обоих случаях поэту пришлось отказаться, так как советская власть сочла это за измену родине. Данная презентация о биографии Пастернака поможет проанализировать и понять жизнь одного из лучших поэтов того времени. Жизнь и творчество Пастернака запомнились многим, но мало кто из читателей знает настоящие факты из жизни великого писателя и поэта. Использовать полученную информацию из презентации можно на уроках литературы, а также для домашнего ознакомления.
Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Пастернак» в формате PowerPoint по ссылке ниже.
Биография Пастернака
Детство
Университеты
Решение стать поэтом
В кругу футуристов
Творчество 20-х годов
Творчество 30-х годов
Творчество 30-х годов
Новый взлёт
Годы войны
В атмосфере репрессий
Б.Пастернак с О.Ивинской
Нобелевская премия
Травля писателя
Последние дни