Сочинение на тему "Патриотизм". По мотивам повести Н

Тема: Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели урока:

предметные:

Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков.

метапредметные:

Проконтролировать такие общеучебные навыки, как умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости через художественное слово.

Тип урока: комбинированный.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

ЭТАПЫ УРОКА

Показ фрагмента экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера В.Бортко (с 35:37 – 41:47)

Фронтальный опрос:

Какой эпизод произведения в нем отражен?

Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками?

Какова идея произведения?

Просмотр фрагмента фильма.

Ответы на вопросы:

Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры.

Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага.

Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

Проверка д/з

Опрос

Запись темы

Постановка целей

Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу.

Героизм –

1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма.

А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба»)

Работа по теме урока

1.Слово учителя

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести.

Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

2. Давайте вспомним, за что боролись казаки. Задание «кластер».

Из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели?

3. В тексте есть немало афоризмов, которые и сегодня мы используем в речи. Одна часть написана на одной половине доски, вторая – на другой (скрыта).

4.Задание «бланк заказов».

Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах. Работать вы будете с этими эпизодами повести в парах. Заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их воедино.

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

6.Творческое задание «СМС другу».

На экранах ваших бумажных телефонов вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

Выставление оценок.

Работа в парах.

Чтение фрагментов.

Заполнение бланков.

В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может»

В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!»

В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!»

В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

Выполняют задание. Желающие зачитывают ответы.

Учащиеся сдают бланки заказов, рефлексию.

Итоги урока

Вл.Кушнер: «Времена не выбирают…В них живут и умирают».

У каждой эпохи свои герои.

Работа с эпиграфом урока.

А завершить урок хотелось бы стих-м Константина Симонова.

На экране фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы».

(2 :03:30-2:07:30)

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

Домашнее задание

1. Решить кроссворд.

2. Эссе: Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (по желанию)

Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, свое настроение, закрасив индикаторы батареи.

КРОССВОРД

По горизонтали:

1.Предмет, который дала мать своим детям перед разлукой?

2.Назовите по-другому глиняную кружку.

3.Что такое «черенок»?

По вертикали:

4. Что такое пундики?

5. Предмет, на котором воины писали свой девиз, призыв?

6. Что такое очкур?

Отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, Тарас Бульба просит жену благословить детей: «Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!» Вера Христова, слава казацкая, преданность товариществу и отчизне - вот основные духовные ценности запорожских, казаков.

Тарас Бульба «весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Он чтил традиции предков, считая себя законным защитником православия. Не любил, когда товарищи перенимали польские обычаи, называл их холопьями польских панов. Со своими казаками производил расправу над арендаторами, притеснявшими селян. За саблю Бульба мог взяться в трех случаях: «когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли перед ними в шапках; когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы или турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства». Тарас радовался, предвкушая, как приведет в Сечь своих сыновей, представит их старым боевым товарищам: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»

Отвагу, смелость, преданность товарищам, любовь к отчизне перенял от отца старший сын Остап. Бесстрашно воевал казак против врагов отчизны и веры христианской. Попав в плен, молча, как исполин, выносил Остап терзания и пытки: «Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы... - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

Младший Андрий имел свое понятие о патриотизме. Прекрасные глаза польской красавицы заменили ему и родину, и семью, и боевых товарищей. Уверенно, сопроводив свои слова жестом, с каким несокрушимый казак обычно выражает решимость на дело неслыханное и невозможное для другого, Андрий заявляет: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего! Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из Козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Неутешительный вывод делает автор: от поцелуя, в котором ощущается то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку, погиб казак. Пропал Андрий для всего казацкого рыцарства. Не видать Украине храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. А старый седой Тарас проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына.

Не судилось Тарасу Бульбе долго тешиться своими сыновьями, их свежестью, молодостью, могучей телесной красотой, от которой укреплялся его воинский дух. Предателя Андрия отец убил сам, Ос-тапа казнили враги. Но смерть сыновей не остановила славного казака. Вместе со своим народом поднялся Тарас отомстить «за осмеяние прав своих, за их позорное унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле, за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть Козаков». Даже казакам казалось, что Бульба слишком свиреп и жесток по отношению к врагу. Ни одной польской красавице не удалось спастись от мести старого казака. Если женщина пыталась найти спасение у алтаря, Тарас приказывал поджечь алтарь. Жестокие казаки копьями поднимали младенцев и кидали к матерям в пламя.

Такая же участь ждала и самого Тараса. Обессиленный после четырехдневной битвы, Тарас был взят в плен ляхами. «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер». Но в этот момент Тарас думал не о костре, а о товарищах, отстреливающихся от врагов. Добрый совет помог казакам спасти свои жизни.

Огонь уже захватывал ноги страдальца, но не «найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!». Умирает Тарас Бульба, предрекая времена, когда православная русская вера возьмет верх. Не будет в мире силы, которая бы не покорилась силе веры. Безграничная любовь и преданность отчизне помогли Тарасу Бульбе, его сыну Остапу и многим тысячам славных воинов стойко перенести все жизненные испытания.

Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели урока:

образовательные:

Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков;

Проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

развивающие:

Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

воспитывающие:

Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основная часть

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Прием «Двуцветный светофор»

(СЛАЙД №1)

Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный - доступ к новой информации, которую вы можете узнать на уроке, закрыт; зеленый - открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)

Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко (скачать фильм можно здесь: https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/ )

Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер - Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)

Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры).

Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага)

Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа)

3. Самоопределение к деятельности

Прием «Гадание на словарях» (СЛАЙД № 2)

Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет гадание на словарях. На ваших партах лежат словари. Я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет.

Обучающие читают определения, записывают его в тетрадь.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу

Героизм -

1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма

А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба») (СЛАЙД № 3)

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

4. Работа по теме урока

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков - смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель - увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков - героев повести (СЛАЙД № 4). Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Давайте вспомним, за что боролись казаки.

Прием «Кластер » (СЛАЙД № 5)

Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)

Работа с текстом в группах

Прием «Бланк заказов»

Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение 2). Работать вы будете с этими эпизодами повести в группах. Каждая группа получает бланк заказа (см. Приложение 1), где заказ - это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

5. Динамическая пауза

Прием «Восстанови хронологию»

Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события повести. Ваша задача - быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».

1. Приезд сыновей Бульбы домой. Принятие решения поездки на Сечь.

2. Дорога до Сечи.

3. Жизнь казаков на Сечи.

4. Новости о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.

5. Андрий помогает ляхам.

6. Переход Андрия на сторону поляков.

7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о переходе Андрия на сторону врага. Битва заканчивается поражением поляков.

8. Разделение казаков. Речь Бульбы перед боем.

9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остапа забирают в плен, а Тарас тяжело болен.

10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.

11. Казнь Остапа.

12. Гибель Тараса Бульбы.

А теперь проверьте себя! (СЛАЙД № 6)

6. Подведение итогов работы с текстом

Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача - объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)

Прием «Корзина знаний» (СЛАЙД № 7)

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

(СЛАЙД № 8)

В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» );

В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» );

В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» );

(СЛАЙД № 9)

В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» );

В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» );

(СЛАЙД № 10)

В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» ).

7. Рефлексия. Прием «Смс другу» (СЛАЙД № 11)

На экранах ваших бумажных телефонов (см. Приложение 3) вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

8. Осуществление метапредметных связей

- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоят за свою Родину и свободу до конца!

Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик) ( СЛАЙД № 12)

Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался верен Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен . Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата - ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале .

9. Заключительно слово учителя (СЛАЙД № 13)

Ребята, спасибо большое за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что…

Учитель возвращается к эпиграфу урока, его зачитывают дети:

- … Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова.

Учитель читает наизусть стихотворение, на экране (СЛАЙД № 14) фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы» *

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

10. Домашнее задание (СЛАЙД № 15)

Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану в тетради)

___________________________________

*Примечание. Если эпизод не воспроизводится на слайде, скачать его можно по ссылке:

Заключение

Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются на деле. Увидеть истинных патриотов и людей, верных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).

Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ», получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».

«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».

«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».

Разработка данного классного часа может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.

Список использованной литературы и источников

1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. - М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. - 158, с.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2015. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).

3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. - 320 с. - ил.

4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. - 336 с.

5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. - М.: АСТ, 2013. - 512 с.

Приложение 1

«Бланк заказа» для работы с текстом

Бланк заказа №

Заказ

Ответ

Выпол-

нено

В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)?

Как показан героизм - высшая степень патриотизма?

Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев?

Приложение 2

Эпизоды из повести «Тарас Бульба» для работы с текстом

Приложение 3

Изображения телефонов для рефлексии, необходимо распечатать и вырезать.

«Тара́с Бу́льба» - повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород» События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века

Основные этапы сюжета : экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, - всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, - подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, - проверяется весь характер народа.
Описание героев:

Образ Тараса Бульбы: тяжелый характер, об этом свидетельствует: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. После приезда сыновей Остапа и Андрия он решает отвести их в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба предстает как старый казачий полковник.

Образ Остапа.
Внешность, портрет:
«...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Образ Андрия.
Внешность, портрет:
«. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».

Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

Особенности жанра - повесть. Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н. В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня» , «зелено-золотой океан» , «серебряно-розовый свет» . При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью» , «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями» . Показывая смерть Остапа, Н. В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин» , «ужасный хряск» , «ветхие лохмотья».

Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов XX века (на выбор). Особенности стихотворной речи. Стих Бориса Пастернака «июль».

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике , было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль.Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа ). У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати» , громко разговаривает,«мешается во все дела» . Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Билет №6

1.Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в цикле рассказов И.С.Тургенева « Записки охотника» (на примере одного произведения: « Бирюк», « Бежин луг» и др.).

В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.

Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.

В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия.

В рассказе «Бирюк» больше затрагивается тема не помещиков и крестьян,а проблема крестьян и крестьян,их отношение к друг другу.

Главного героя все боятся, опасаются, недолюбливают.А он ведь просто выполняет свою работу и как раз это его стремление, добросовестно сделать работу не нравится людям.Бирюк такой же крепостной крестьянин, как и все,и ему так же не легко,ведь у него есть дочка и маленький сынок,а его жена сбежала оставив их одних.Не смотря на кажущуюся черствость и жестокость,Бирюк на самом деле добрый и справедливый.

Этот текст выделяет несколько проблем:

1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка. Пожалеет Бирюк крестьян, вырубающих деревья.

2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу.

3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой.

4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.

2.Чтение наизусть стихотворения поэта-песенника (на выбор). Личное восприятие произведения. Булат Окуджава советский поэт, литератор, прозаик и автор более 200 авторских песен и эстрадных написанных на собственные стихи. Он один из ярких представителей авторских песен 80-х 50-х годов
«по смоленской дороге»

История создания: однажды Булат О. вместе с М. отправились в поход по смоленской дороги, ехали в машине зимой. У них была гитара и пока они ехали тогда и сочинили, но стихи появились позже. Тема: дорога разлука с любимым человеком, общая интонация грустная печальная. Встречаются песенные особенности: повторы слов, художественно выразительные средства сравнение +пример

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, -Две вечерних звезды, голубых моих судьбы. По Смоленской дороге - метель в лицо, в лицо.Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.Может, будь понадёжнее рук твоих кольцо -Покороче б, наверно, дорога мне легла. По Смоленской дороге - леса, леса, леса.По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят.На дорогу Смоленскую, как твои глаза,Две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Иллюстрация Народного Художника СССР А.М.Герасимова. К повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Что значит быть героем? Как часто мы задаемся этим вопросом в своей жизни. Готов ли я пожертвовать собой ради спасения других людей, ради защиты своей родины. Как люди совершающие подвиги решаются на это, решаются расстаться со своей жизнью? Откуда они берут силу и мужество? Ответы на эти вопросы нам дают авторы многих произведений русской литературы. Одним из них является повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

На примере жизни казачьего народа мы находим ответы на свои вопросы. «Вы слышали от отцов и дедов своих, в какой чести у всех была русская земля наша: грекам дала себя знать, у Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья!» Автор показывает нам, что любовь к родине закладывается с детства. Воспитание опиралось на православные обычаи, уважение к старшим, силе духа человеческого, любви и благодарности к родной земле, своему дому. При таком воспитании с детства, человек становится патриотом своей отчизны, готовым отдать за неё жизнь.

Главный герой повести – казак Тарас Бульба. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава … Он любил простую жизнь казаков… Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Именно эти качества характеризуют Тараса, как сильного духом и отважного человека, но в тоже время любящего и заботливого отца. Встретив своих детей после долгой разлуки Тарас оставляет родную деревню и отправляется в Сечь, чтобы вспомнить былые годы своей службы и провести время с сыновьями. Целью его поездки было показать настоящую казацкую жизнь и пробудить истинный патриотизм к родине в своих детях. «А вот, лучше, я вас на той недели отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Тарас отводил особое место в своей жизни Сечи, потому что это был город, из которого выходили настоящие герои. На первый взгляд может показаться, что казаки ведут там праздную жизнь. Но это не так. Наряду с постоянными пиршествами, которые объединяют и делают посторонних людей друзьями, казаки учатся ратному делу и закаляют боевой дух в многочисленных драках. Драки эти носят товарищеский характер, и споры лишь объединят людей. Именно здесь казак чувствует гордость за своё происхождение и ответственность за свою родину. Тут рождается чувство братства, которое вытесняет все страхи из души человека и толкает его на подвиги. «Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит дитя своё, мать любит дитя своё, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей … Так любить, как русская душа,- любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а … Нет, так любить никто не может … Пусть же знают они все, что такое есть в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их». Данные слова жили в каждом казачьем сердце. Их объединенный дух представлял огромную силу для любого врага. А враг был очень близко.

События, которые лишают Тараса жены и родного дома поднимают казаков на войну. Идут они воевать за угнетённых братьев своих, оскорбленную веру свою и защищать родину от польских набегов. «Тревожный слух прокатился по Польше: «Они идут!»». По началу, казаки терпели поражение у одного из городов Польши. Но казацкий дух не сломить. Несмотря на потери в рядах, казаки осаждают крепость и начинают морить недругов голодом. К этому времени приходит сообщение, что запорожская Сечь была разгромлена, и половина войска уходит спасать родной дом. Остальные остаются на осаде города. Казаки понимали, что оставшись в меньшинстве, победа невозможна. Но, ни один из них не повернул назад, не бросил товарища на поле боя. Отважно и смело шли казаки на смерть. Потому что за родину, за погибших друзей, за веру и братство сражались. В это же время в польскую крепость прибыло подкрепление. В первом бою казаки храбро выстояли, но со второй волной, войско Тараса было разбито. Умирая казаки, не просили о пощаде, не сдавались, не отступали назад. Смело шли за своим атаманом. «А что, паны? – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. – Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли казаки? – Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся козаки!» Каждый казак на прощание говорил о родной своей земле: «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Эта битва показывает истинный героизм казацкого народа, смелость и отважность, преданность и верность товарищам и родине.

Особое место в повести Н.В. Гоголь отводит судьбе атамана — Тараса Бульбы, на долю которого выпало страшное испытание. Предательство сына на поле боя. Это большая трагедия, но и она не смогла сломить волю казака. «Остановился старый Тарас и глядел на то, как Андрий чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары на право и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Как?.. Своих?..Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий не различал, кто перед ним был, свои или другие какие; ничего не видел он…» . Свобода отчизны и казацкая честь для Тараса - главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Героической оказалась и смерть Тараса. Он попадает в плен во время казни старшего сына. Страшная смерть на костре ожидала его. Поляки рассчитывали, что такая казнь привлечёт соратников Тараса. И оказались правы. Но смелый атаман, уже сгорая в огне, предупредил своих товарищей о засаде. Как героически прожил Тарас свою жизнь, так же и умер. Не предал свою честь и совесть, не сдался боли и отчаянию. Даже умирая, он оставался верен своей отчизне и товарищескому братству.

Эта повесть рассказывает нам о великих людях. О тех кто не жалея собственной жизни защищали родную землю, свой дом, свою веру, своих друзей. Я уверен, если бы в наше время люди имели такой же дух, как герои данной повести, ни один враг не осмелился нам угрожать.

error: