Своя басня с моралью. Басни которые сочинили дети

Согласитесь, встречаются школьники, которые могут не хуже Крылова написать басню, но, к сожалению, таких единицы. Но несмотря на это, преподаватели дают задание детям сочинить басню в прозе.

Что такое басня? Принято считать басней некую поучительную историю, в конце которой приведен вывод или нравоучение. Часто источником вдохновения для написания басни является народная пословица или поговорка. Причем басни встречаются как в стихах, так и в прозе.

Басню сможет написать любой, главное, приложить к этому немного усилий и фантазии. Для начала подберем подходящую пословицу или поговорку. Как написать басню? Есть несколько вариантов:

  • Расписываем поговорку в виде истории, выдумываем персонажей, то есть, героев нашей басни, и в конце подводим мораль. Моралью и будет пословица, которую мы взяли в основу, ее можно пересказать своими словами, дополнить или оставить в прежнем виде.
  • Сначала придумываем мораль, а уже к морали придумываем саму басню. Придумывая басню, нужно задавать вопрос, о чем именно эта басня.

Иногда басней называют народную мудрость, героями которой могут быть животные с определенными типичными человеческими чертами характера.

Еще басни, написанные детьми, могут быть в форме стихотворения или прозы с сатирической оценкой. Помимо этого, тут должен присутствовать нравоучительный характер. Вспомните баснописца Крылова, очень часто в его баснях в качестве героев выступали звери. Таким образом, легче передать смысл басни, ведь чаще всего мы ассоциируем лису с хитростью, муравья - с трудолюбием и так далее. Лучшим вариантом будет использовать именно этих героев.

Подведем итоги. Басня может быть в стихах, то есть, в рифме и в прозе, как обычный текст. Лучшими героями басен являются животные. Мораль и суть басни лучше выражать в качестве народной поговорки или пословицы. Таким образом, следуя всем этим указаниям, вы сможете спокойно сказать "сочиняем басни сами". И помните, сочинять может каждый, если приложить к этому свою фантазию и уделить достаточно времени.

Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?

Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:

«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»

Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.

Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов » обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.

Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.

После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.

Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.

Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.

Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике . В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.

Мы привыкли изучать басни на примере произведений Ивана Андреевича Крылова, так как он был знаменитым на весь мир создателем рифмованных историй. Многие начинающие поэты думают, что написать интересное стихотворение с моралью несложно, но после начала сего действия понимают, что для этого нужны определенные навыки. В данном повествовании мы попытаемся ответить на вопрос тех, кто вынужден обращаться к знакомым с просьбой: «Помогите написать басню». Не знаете, с чего начать? Тогда читайте наше пособие.

Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй

Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной - так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.

Перед тем как написать басню самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.

Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.

Как написать басню с моралью?

Все литературные произведения очень отличаются друг от друга как по стилю, так и по способу создания. Перед тем как написать басню самому, определите ее основную мораль, ведь именно она является отличительной чертой произведений такого типа. Когда основной смысл стихотворения сформулирован, можно переходить к написанию басни по принципу обыгрывания этого смысла. Сделать это не так уж и сложно: Крылов писал свои произведения о животных, а вы можете написать о людях или даже о каком-то предмете в форме детской сказки. Но главное, чтобы в каждом действии героя прослеживалась связь с обозначенной вами моралью, а это на самом деле не так уж и сложно сделать.

Написание басни на примере известных произведений

Для всех, кто любит литературу, есть отличный способ написать хорошее произведение из жанра, который мы рассматриваем в данной статье. Смысл состоит в прочтении нескольких басен знаменитых авторов (Крылов, Толстой, Михалков), их анализе и выявлении сильных сторон каждого произведения. Это делается для того, чтобы попытаться повторить опыт сильных мира сего, только проделать это с абсолютно другим сюжетом.

Что касается морали, то за ее основу можно взять какую-то известную пословицу или поговорку, так как в каждой из них раскрывается определенный смысл. При правильной интерпретации он станет отличной платформой для написания интересной басни.

Зиновкина Анастасия
Глупая Мушка
На поляне сидела Лягушка,
А вокруг неё кружилась Мушка.
- Ой, мне что-то язык укололо! -
Запричитала Лягушка Лола, -
Посмотри-ка ты, милая Мушка,
Не останусь в долгу я, подружка.
Мушка к Лоле в рот залетела -
Ну, а та её быстренько съела.


Аликин Михаил
Не зная броду, не суйся в воду

Петух Петя и заяц Степан пошли к белочке на день рождения. Петя - важный такой: в красных лаковых сапогах - идёт, вышагивает. Сам себе нравится.
Д ошли друзья до ручья. Мостик через ручей поодаль в стороне, до него ещё идти надо. Заюшка пошёл к мостику, а петушок возмутился: "Вот ещё! Буду я ходить туда-сюда, сапоги топтать! Я здесь перейду ручей, тут мелко"
Шагнул Петя в воду и провалился. Унесло его красные сапоги течением. И сам весь промок. А Степан сказал своему другу: "Не зная броду, не лезь в воду"

Сивков Максим

Кто спит весною - плачет зимою

Жил в лесу Бельчонок. Всю весну и лето он спал, прыгал по веткам и веселился. Бельчонок не ухаживал за грибочками, за ягодами, за шишками и орехами. он ничего не запасал себе на зиму. А когда пришла зима, ему стало голодно, но было уже поздно. Он заплакал. Кто спит весною - плачет зимою.

Карпенко Виктория

Ум хорошо, а два лучше

Однажды Заяц решал задачу. Два дня решал, да не решил. На следующий день опять решает. Подходит к нему Белка и говорит: "Заяц, давай я тебе помогу". "Помоги!" - отвечает Заяц. И вместе они решили задачу.
Так и бывает: ум хорошо, а два лучше.

Приймаченко Валентина

Жадность - всякому горю начало

Увидела Мышка на дороге большую кучу зёрнышек. И давай одно за другим уплетать за обе щёки. Мимо летел Воробышек, клюнул зёрнышко и вспорхнул вверх. Потом воробышек ещё одним зёрнышком угостился. Мышке не понравилось, что Воробушек клюёт зерно. И стала она торопливо зёрна уплетать, чтобы ей больше досталось. Вдруг Мышка остановилась, упала на землю держась за брюшко.
Воробышек подлетел к ней, а Мышка жалуется: "Брюшко болит, в горле пересохло".
А Воробышек ей отвечает: "Жадность - всякому горю начало".

Гущин Артём

Заяц и Енот

Однажды Енот решил найти себе новый дом. Ходил, ходил, так ничего и не нашёл. Пошёл он к Зайцу. Пустил его Косой. "В тесноте, да не в обиде" - сказал он.
Улёгся Енот на печи, пригрел свои бока, так хорошо ему ещё не было. А Заяц тем временем кашу сварил и зовёт гостя за стол. А Енота так лень атаковала, что он попросил принести кашу ему на печь.
Длилось это три дня. Заяц был трудолюбивый и не любил ленивых. Не выдержал он и выгнал Енота приговаривая: "Тебе проглотить-то хочется, а прожевать лень!"

Лямов Максим

Волк и Заяц

В солнечный день гулял Заяц по лесу. Вдруг из-за кустов вышел Волк. Заяц хотел бежать, но Волк его остановил и говорит:
- Хватит, Заяц, от меня бегать, давай дружить.Приходи ко мне в гости, угощу тебя сладкой морковкой да капустой.
Согласился Заяц. Пришёл он к Волку. Стол накрыт, много вкусностей, а морковки с капустой нет.
Спрашивает Заяц Волка:
- А где морковка с капустой?
Отвечает Волк:
- Закрутился я, забыл достать, помоги, Заяц, полезай-ка в подпол.
Заяц сгласился. Закрыл Волк крышку подпола и сказал:
- Будешь, Заяц, моим ужином.
Глупость - не порок, а несчастье.

Бучкин Дмитрий

Жадный Заяц

Один Заяц пришёл в гости на день рождения к своим друзьям. Там в огороде он увидел целую грядку сочной капусты. Хозяева предложили ему немного угоститься. Заяц с радостью согласился и подошёл к грядке. Капуста оказалась такой вкусной, что Заяц закрыл глаза от удовольствия и не заметил, что грядка опустела.
Но самое страшное случилось потом. Сначала он весь аокраснел, потом посинел, потом позеленел и, наконец, покрылся большими красными волдырями, которые жутко чесались и зудели.
Его увезли в лесную больницу. Позже врач сказал Зайцу, что из-за переедания у него появилась аллергия на капусту, и больше её есть будет нельзя. Вот к чему приводит порой жадность!

Иногда человеку в голову приходят разнообразные мысли и странные вопросы, например о том, как сочинить басню. Для всех любителей странных вопросов мы попытаемся дать определенное направление в решении этой задачи. Естественно, скорее всего, человек задавшийся таким вопросом вряд ли претендует на лавры Лафонтена и Крылова, и тем не менее иногда человеку хочется экзотики, или у него есть дети-школьники. А в школе, как известно, задания бывают всякие.

Мораль басни

Прежде чем прицельно думать о том, как сочинить басню, нужно понять, какую именно мораль вы хотите в нее «вмонтировать». Проще говоря, чему должно учить сие творенье.

Если мы почитаем интервью разных писателей, то они почти в один голос утверждают: «Идея - всему голова». В данном случае совершенно не важен объем художественного произведения, главное, чтобы оно не было бессодержательным.

Обычно если человек спрашивает себя, как сочинить басню с моралью, то он имеет четкую цель, зачем нужна ему Например, родитель хочет сочинить нечто, чтобы показать ребенку, как хорошо содержать свою комнату в чистоте. Соотвественно авторскому замыслу выстраивается сюжет.

Так как наша задача - показать определенный пример сочинения басни, то мы используем мораль басни «Лиса и виноград» и придумаем новых действующих лиц, вернее, даже лицо.

Персонажи

Следующая ступень в решении задачи «как сочинить басню» - выбор персонажа. Обычно это звери, очень похожие на людей. Но тут важно соблюсти некоторую реалистичность. Животные должны быть действительно похожи на людей по своим повадкам или тем представлениям, которые традиционно приняты в обществе. Например, муравей в басне не может быть ленив, а стрекоза не может быть трудоголиком. Ибо это противоречит не только определенным образам животных, но и культурной традиции. И да, это особенно важно, когда речь идет о том, как сочинить басню с моралью.

Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.

Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад

Представьте, мокрый голодный бродячий пес ходит по улицам, он недоедает и недопивает. И тут перед ним возникает витрина мясного магазина, там окорока, курица, мясо на любой вкус и достаток. Да вот беда: собакам нельзя в магазин. Наш пес и так и эдак обхаживает витрину, но нет. Стекло не дает ему прорваться к желаемому объекту. И тут он говорит себе: «Наверное, тухлятиной торгуют», - и уходит прочь копаться в близлежащем мусорном баке.

Таким получилось сочинение, мы написали его как ответ на вопрос о том, как сочинить басню. Нельзя сказать, что у нас получилось, как у классиков, но тоже, кажется, вполне сносно.

Теперь поговорим о том, что делать, если фонтан фантазии иссяк.

Как найти сюжет и мораль для новой басни?

Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.

Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.

Ребенок и басня

Правда, если творчеством решил заняться ребенок, то у него все значительно проще. Дети очень образно мыслят лет, наверное, до 15, потом, когда начинается бурная пора полового созревания, человек теряет связующую нить с детством, а мышление становится «взрослым».

Ведь Христос недаром завещал: «Будьте как дети». И дело тут не только в том, что вновь прибывшие в мир безгрешны и очень близки к Богу, а в том, что у детей мышление еще не зашоренное, они очень близки к жизни, к ее первоисточнику, поэтому сочинительство дается им очень легко. Для них сочинять - как дышать. Показательно и то, что для ребенка мир фантазии ближе, чем реальный мир. Дети могли бы подписаться под словами Г. Гессе: «Реальность - это мусор», - вот только когда люди вырастают, они принимают этот мусор всерьез и забывают о важном.

Таким образом, если предложить ученику, например, 5 класса сотворить басню, он с легкостью это проделает. Правда, только в том случае, если родители будут контролировать процесс. Они должны задать себе вопрос о том, как сочинить басню. 5 класс, например, может быть выбран как цель, поэтому он должен воспринять ее благосклонно. Если вам повезло и у вас есть дома сообразительный пятиклассник, то отдайте сочинение басни ему на откуп, только направляйте буйную фантазию своего чада в русло культурных норм и здравого смысла.

Надеемся, что статья поможет написать хотя бы одну приличную басню.

error: