Педология как психолого педагогическое направление. Развитие педологии как науки

  • Тема 2. Принципы и методы педагогических исследований
  • 2.1. Общая характеристика и организация научно-педагогических исследований
  • 2.2. Принципы педагогических исследований
  • 2.3. Методы педагогических исследований
  • Тема 3. Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики
  • 3.1. Становление воспитания в первобытном обществе
  • 3.2. Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе
  • 3.3. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в феодальном обществе
  • 3.6. Общая характеристика общественно-педагогического движения в XX в.
  • Тема 4. Общая теория развития личности
  • 4.1. К. Д. Ушинский - основоположник теории развития личности
  • 4.2. Педология как синтез знаний о развитии личности ребенка
  • 4.3. Современные проблемы исследования процесса развития личности
  • Тема 5. Теория возрастного развития личности
  • 5.1. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности
  • 5.2. Особенности развития и воспитания учащихся на разных возрастных этапах
  • Тема 6. Целостный педагогический процесс
  • 6.1. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли
  • 6.2. Общая характеристика целостного педагогического процесса
  • 6.3. Закономерности целостного педагогического процесса
  • Раздел II Дидактика (теория обучения) Тема 7. Общее понятие о дидактике
  • 7.1. Предмет, задачи и основные категории дидактики
  • 7.2. Становление и развитие дидактики
  • 7.3. Основные проблемы современной дидактики
  • Тема 8. Содержание образования
  • 8.1. Исторические условия формирования теории содержания образования
  • 8.2. Понятие, сущность и структура содержания образования
  • 8.3. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план средней общеобразовательной школы, учебные программы, учебники и учебные пособия
  • Тема 9. Обучение как двусторонний процесс преподавания и учения
  • 9.1. Структура процесса обучения как целостной системы
  • 9.2. Преподавание: сущность и технология
  • 9.3. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
  • 9.4. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения
  • Тема 10. Концепции методов обучения в современной дидактике
  • 10.1. Понятие и сущность метода обучения
  • 10.2. Исторический характер развития методов обучения
  • 10.3. Классификация методов обучения
  • 10.4. Общая характеристика методов обучения в системе организации учебно-познавательной деятельности учащихся
  • Тема 11. Формы организации обучения в современной школе
  • 11.1. Из истории становления и развития организационных форм обучения
  • 11.2. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
  • 11.3. Другие формы организации обучения
  • Раздел III. Теория воспитания Тема. 12. Теория воспитания как составная часть педагогики
  • 12.1. Общая характеристика, задачи и основные категории теории воспитания
  • 12.2. Эволюция взглядов на воспитание в истории педагогической мысли
  • 12.3. Основные проблемы современной теории воспитания
  • 12.4. Межпредметные связи теории воспитания
  • Тема 13. Закономерности и принципы воспитания
  • 13. 1. Проблема познания и описания в педагогике закономерностей воспитания
  • 13. 2. Общая характеристика основных закономерностей воспитания
  • 13. 3. Роль принципов и правил воспитания в педагогической деятельности
  • Тема 14. Система методов воспитания
  • 14. 1. Исторические условия развития педагогических взглядов на методику воспитательной работы
  • 14. 2. Современные концепции методов восприятия
  • 14. 3. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса
  • Тема 15. Теория и методика воспитательного коллектива
  • 15. 1. Разработка в педагогике теории коллектива
  • 15. 2. Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива
  • 15. 3. Основные этапы развития коллектива
  • 15. 4. Педагогическое руководство коллективом
  • Раздел IV. Основы школоведения Тема 16. Методическая работа в современной школе
  • 16.1. Сущность и особенности организации методической работы в современной школе
  • 16. 2. Основные формы организации методической работы в школе
  • 16. 3. Посещение и анализ урока представителем администрации школы. Оказание помощи молодым учителям
  • Тема 17. Классный руководитель
  • 17. 1. Специфика работы классного руководителя, его основные функции и обязанности
  • 17. 2. Основные направления работы классного руководителя
  • 17. 3. Планирование воспитательной работы классным руководителем
  • Приложение
  • I. Основные понятия и идеи курса "общая педагогика"
  • II. Контрольные вопросы экзаменов (зачетов) по курсу общей педагогики для студентов гуманитарных факультетов
  • Основная литература по курсу общей педагогики
  • 4.2. Педология как синтез знаний о развитии личности ребенка

    Возникнув в конце XIX века на западе, педология, или наука о ребенке, в начале XX века распространяется и в России. Среди ученых, с именами которых связано развитие педологиипредставители различных наук, занимающиеся изучением человека: психиатры, психологи, педагоги, физиологи, дефектологи. В русле этого движения появились работы М. Я. Басова, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского и др. Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Тем самым реализовывался на практике тезис Ушинского "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Одним из создателей педологии стал выдающийся педагог и психолог Павел Петрович Блонский, который глубоко исследовал возрастные особенности развития детей и внес весомый вклад в теорию развития личности. В своем учебнике по педологии он определял ее как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды.

    В педологии выделяются четыре важнейших принципа (А. В. Петровский), существенно изменившие сложившиеся к тому времени подходы к изучению детей.

    1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям", когда что-то исследует возрастная физиология, что-то психология, что-то неврология.

    2. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

    3. Третий принцип педологии связан с коренным поворотом в методологии исследования детства. Психология, антропология, физиология, если и обращались к изучению ребенка, то предмет исследования традиционно усматривался в нем самом, взятом вне социального контекста, в котором живет и развивается ребенок, вне его быта, окружения, вообще вне общественной среды. Не принималось в расчет, что различная социальная среда зачастую существенным образом меняет не только психологию детства, но и заметно сказывается на антропологических параметрах возрастного развития. Отсюда, например, интерес педологов к личности трудного подростка. При вполне благоприятных природных задатках, но в результате общей физической ослабленности от систематического недоедания, влияния затянувшейся безнадзорности или иных социальных причин дезорганизуется поведение и психическая деятельность такого подростка, снижается уровень обучаемости.

    Начало формы

    4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической, перейти от познания мира ребенка к его изменению. Именно поэтому широко было развернуто педолого-педагогическое консультирование, проводилась работа педологов с родителями, делались первые попытки наладить психологическую диагностику развития ребенка.

    Несомненным достоинством педологии было накопление обширнейшего материала о возрастном развитии детей и подростков на широкой антропологической основе. Педология опиралась на психологию, анатомию, физиологию, педиатрию, лингвистику, биологию, философию и другие науки о человеке. До сих пор у нас нет ничего подобного.

    Но в то же время, выйдя из чрева педагогики, педология противопоставила себя науке о воспитании, она вырвала процесс развития ребенка из контекста воспитания. В силу этого отдельные ее представители не смогли преодолеть уклонов в биологизаторство либо, наоборот, в социологизаторство. А практические работники-педологи попытались диктовать педагогам методы и способы их деятельности. На основе этого вскоре получила широкое распространение порочная практика селекции, отбора детей по способностям в специальные группы и классы, что отрицательно сказывалось на их воспитании и обучении.

    Разгром педологии волевым административным актом - известным постановлением от 4 июня 1936 г. - нанес серьезный ущерб развитию педагогических наук, т. к. этим по существу были прекращены исследования целостного развития ребенка: на многие годы педагогика осталась бездетной, из нее выхолостили теорию развития личности. Педагогика, покончив с педологией, выплеснула вместе с "педологической" водой и ребенка, которым та направленно начала заниматься. В результате складывалось (и сейчас препятствует решению многих практических педагогических задач) положение, при котором в ребенке видят всего лишь точку приложения сил (не то мальчика, не то девочку), а не думающего, радующегося и страдающего ребенка, развивающуюся личность, с которой надо сотрудничать, а не только лишь поучать, требовать и муштровать. Реальные достижения педагогов, а их отрицать невозможно, возникали не благодаря, а вопреки разгрому педологии.

    Начало формы


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

    Кафедра Психологии

    Решедько Елена Николаевна

    Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.

    Контрольная работа по истории психологии
    студентки 5 курса заочной формы обучения
    по специальности 050706.65 Педагогика и психология

    Проверил: ст. преп.
    Репникова А.Р.

    Г. Южно-Сахалинск
    2011 г.

    Содержание
    Введение………………………………………………………… ……………………...3
    1. Становление педологии как науки……….……………………………………….4
    2. Деятельность отечественных ученых в области педологии и судьба отечественной педологии……………………………………….…………… ….……7
    2.1. А.П. Нечаев……………………………………………………………… …….….7
    2.2. В.М. Бехтерев………………………………………………………… …………..8
    2.3. Л.С. Выготский……………………………………………………… ………….10
    2.4. П.П. Блонский………………………………………………………… ………...11
    2.5. Закат отечественной педологии………………… ………………………………14
    Заключение…………………………………………………… ……………………..15
    Список используемой литературы…………..…………………………………. ….16

    Введение
    Педология – наука о комплексном подходе к изучению физического и умственного развития ребенка в связи с его конституцией и особенностями поведения. Не хотелось бы вслед за многими историками искать корни этой науки далеко на Западе, и тем более за океаном. Ведь педология возникла не на пустом месте. Ее распространение в России было подготовлено идеями и трудами К.Д.Ушинского (1824 - 1870) и П.Ф. Лесгафта (1837 - 1909) по педагогической антропологии, а книга К.Д.Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" вобрала в себя все то основное, что позже раскрылось в педологии. Да, и звучание самого наименования этой науки достаточно показательно: слово "педология" представляет собой "усеченный" вариант термина "педагогическая антропология".
    Педология включала сведения о конституции ребенка, его биологическом возрасте, особенностях поведения и систему тестов, оценивающих уровень развития и профессиональную направленность (профиль) способностей.
    Каждая наука имеет свои циклы развития и не терпит волюнтаристских окриков или подталкиваний в спину. Официальный запрет педологии в СССР имел ряд отрицательных последствий в судьбах не только отдельных личностей, но и педагогики, психологии ребенка, как областей теоретических знаний в целом. При предоставлении демократических свобод педологии она, несомненно, нашла бы новый путь своего развития, преодолела возникшие трудности и влилась в состав интегративноантропологических наук.

    1. Становление педологии как науки.
    Педология имела сравнительно длинную предысторию, стремительную и законченную историю. Существуют противоречивые точки зрения на отправную дату в истории педологии. Ее относят либо к XVIII в. и связывают с именем Д.Тидемана, либо к XIX в. в связи с работами Л.А.Кетле и приурочивают к выходу в свет сочинений великих педагогов Ж.Ж.Руссо, Я.А.Коменского и др. "Мудрейшие воспитатели учат детей тому, – писал Ж.Ж.Руссо во "Введении к "Эмилю" в 1762 г., – что важно знать взрослому, не принимая в расчет того, чему в состоянии научиться дети. Они ищут постоянно в ребенке человека, не раздумывая о том, чем бывает он, прежде чем стать человеком".
    Первоисточники педологии, таким образом, находятся в довольно далеком прошлом, а если учесть их и как почву для педагогической теории и практики, то – в очень далеком прошлом.
    Отметим, то обстоятельство, что к моменту оформления педологии как самостоятельного научного направления слишком небогатым был запас знаний и в экспериментальной педагогической психологии, и в психологии детского возраста, и в тех биологических науках, которые могли бы лежать в основе представлений об индивидуальности человека. Это относится, прежде всего, к состоянию лишь зарождающейся генетики человека.
    Основателем педологии признан американский психолог С.Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление педологии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».
    На Западе педологией занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др.
    Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В.М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический институт в Петербурге. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
    Предмет Педология., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П.П. Блонский, М. Я . Басов, Л.С. Выготский, С.С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.
    Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить четыре основных принципа:

      Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).
      Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.
      Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.
      Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.
    Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

    2. Деятельность отечественных ученых в области педологии и судьба отечественной педологии.
    2.1. А.П. Нечаев
    Одной из первых отечественных педологических работ считается исследование А.П.Нечаева, а затем его школы. В его "Экспериментальной психологии в ее отношении к вопросам школьного обучения" намечались возможные пути экспериментально- психологического исследования дидактических проблем. А.П.Нечаев и его ученики изучали отдельные психические функции (память, внимание, суждение и т.д.). Под руководством профессора Нечаева в 1901 г. в Петербурге была организована лаборатория экспериментальной педагогической психологии, осенью 1904 г. были открыты первые в России педологические курсы, а в 1906 г. созван I Всероссийский съезд по педагогической психологии со специальной выставкой и кратковременными педологическими курсами.
    В Москве также начала развиваться работа в этой области. Г.И.Россолимо в 1911 г. основал и на собственные средства содержал клинику нервных болезней детского возраста, преобразованную в специальный Институт детской психологии и неврологии. Результатом работ его школы явилась оригинальная методика "психологических профилей", в которой Г.И. Россолимо пошел дальше А.П.Нечаева по пути дробления психики на отдельные функции: для составления полного "психологического профиля" предлагается исследовать 38 отдельных психических функций, до десяти опытов на каждую психологическую функцию. Методика Г.И. Россолимо быстро привилась, использовалась в виде "массового психологического профиля". Но его работы также ограничивались только психикой, не касаясь биологических особенностей онтогенеза ребенка. Господствующим методом исследования школы Россолимо был эксперимент, подвергшийся критике со стороны современников за "искусственность лабораторной обстановки". Критике подверглась также характеристика ребенка, даваемая Г.И. Россолимо, с дифференциацией детей только по полу и возрасту без учета их социальной и классовой принадлежности

    2.2. В.М. Бехтерев
    Основателем и творцом педологии в СССР называют и В.М.Бехтерева, который еще в 1903 г. высказал мысль о необходимости создания особого учреждения для изучения детей – педагогического института в связи с созданием Психоневрологического института в Петербурге. Проект института был внесен в Русское общество нормальной и патологической психологии. В число отделов кроме психологического был включен и педологический отдел для экспериментальных и иных исследований, создавался научный центр изучения личности. В связи с основанием отдела педологии у В.М.Бехтерева появилась идея создания Педологического института, который существовал сначала как частное учреждение (на средства, пожертвованные В.Т.Зиминым). Директором института был К.И.Поварнин. Институт материально был плохо обеспечен, и В.М.Бехтереву пришлось подать ряд записок и заявлений в правительственные инстанции. По этому поводу он писал: "Цель учреждения была настолько важна и осязательна, что задумываться над созданием его даже на скромные средства не приходилось. Нас интересовали только задачи, положенные в основу этого учреждения".
    Ученики Бехтерева отмечают, что он считал насущными для педологии следующие проблемы: изучение законов развивающейся личности, использование школьного возраста для образования, применение ряда мер предупреждающих аномальные развития ограждение от упадка интеллекта и нравственности, развития самодеятельности личности.
    Благодаря неутомимости В.М.Бехтерева для осуществления этих идей был создан ряд учреждений: педологический и обследовательский институты, вспомогательная школа для дефективных, отофонетический институт, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, институт морального воспитания, детская психиатрическая клиника. Все эти учреждения он объединил научно-лабораторным отделом – Института по изучению мозга, а также – научно-клиническим – Паторефлексологическим институтом.
    Общая схема биосоциального изучения ребенка по Бехтереву следующая:
    1) введение рефлексологических методов в область изучения ребенка;
    2) изучение вегетативной нервной системы и связи ЦНС и желез внутренней секреции;
    3) сравнительное изучение онтогенеза поведения человека и животных;
    4) исследование полного развития отделов головного мозга;
    5) изучение среды;
    6) влияние социальной среды на развитие;
    7) детская дефективность;
    8) детская психопатия;
    9) неврозы детского возраста;
    10) рефлексология труда;
    11) рефлексологическая педагогика;
    12) рефлексологический метод в обучении грамоте.
    Работа в перечисленных выше детских учреждениях велась под руководством профессоров А.С. Грибоедова, П.Г. Бельсксго, Д.В. Фелдерга. Ближайшими сотрудниками в области педологии были вначале К.И. Поварин, а затем Н.М. Щелованов. За 9 лет существования первого Педологического института с весьма немногочисленным составом сотрудников было опубликовано 48 научных работ.
    и т.д.................

    Педология - буквально наука о детях. Судьба её трагична. Возникла в конце Х1Х века в США и Западной Европе. Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев. Большой вклад внес замечательный ученый "богатырь российской психоневрологии" В.М. Бехтерев (1857-1927). В течение 15 лет после революции педология развивалась: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.

    Педология стремилась изучать ребенка комплексно во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. "Она была связана со всем, что касается индивидуальных различий детей, специфики их возраста"55. Безусловно, огромная сложность создания междисциплинарной науки не обеспечивала единства взглядов среди педологов. Все же в этих взглядах можно было выделить четыре основных принципа:

    1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться по частям (что-то психологией, что-то неврологией и т.д.).

    2. Ребенка можно понять лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии.

    3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития.

    4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

    Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование, проводилась работа с родителями, разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Москве, Ленинграде действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они изучали физиологию, детскую психиатрию, невропатологию, антропологию, социологию, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. До сих пор у нас нет ничего подобного.

    Критика научной несостоятельности педологии педагогической общественностью в СССР закончилась постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Педология была разгромлена, а то, что от нее осталось, упрятано в спецхран. Многие ученые были репрессированы, судьбы других искалечены. А.Б. Залкинд, выйдя после заседания, где было объявлено о запрещении педологии, скончался на улице от инфаркта. Закрылись все педологические институты и лаборатории, педологию вымарали из учебных программ всех вузов. К счастью, многим удалось переквалифицироваться. Так, цвет советской психологии - Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и др., а также педагоги Занков и Соколянский были педологами.

    Постановление и последовавшая обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили суть педологии, вменив ей в вину приверженность к так называемой теории двух факторов, фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью. На самом деле, считает В.П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство". Разговор о педологии не просто тоска по прошлому, а переживание и горечь потери.

    1901 г. – Нечаев А.П. организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он развернул экспериментально-психологическое исследование основ школьного дела. В 1904 г. при его лаборатории были открыты педологические курсы (директор – Н.Е. Румянцев). По его инициативе в 1906 и 1909 гг. были организованы Всероссийские съезды по педагогической психологии и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).

    После 1917 г. педология бурно развивается. Неблагоприятная социальная обстановка в стране приводила к деморализации, росту числа самоубийств, росту агрессивности детей и подростков, утрате цели. Что с этим делать? Педология возникла с необходимостью, запросы практики породили ее.

    Методы педологии:

      Наблюдение

      Эксперимент

      Естественный эксперимент

      Статистические методы

    Границы педологии и психологии:

    Педология опирается на общую психологию и играет методологическую роль по отношению к детской психологии (общаяпедологиядетская)

    Границы педологии и педагогики:

    педология изучает законы развития, а педагогика занимается научной организацией развития на основе знаний о законах развития. Законы детского развития были сформулированы Л.С.Выготским.

    В 20е гг. Нечаев, Басов, Блонский, Арямов, Залкинд и Выготский выпускают труды по педологии. В конце 1928 – начале 1929 г состоялся первый педологический съезд под председательством Залкинда. На повестке дня стояли следующие задачи:

      Ликвидация безграмотности.

      Развитие детского и юношеского коммунистического движения, в том числе среди умственно отсталых и больных детей.

      Борьба с представлением о психической неполноценности пролетариата и национальных меньшинств.

    Теория педологии характеризовалась в первую очередь отсутствием единого определения науки. Вот несколько разных определений:

    Педология – это

      Сумма наук о ребенке (эклектическая точка зрения – Басов).

      Наука о росте, конституции и поведении типичного массового ребенка в различные фазы и периоды детства (Блонский).

      Наука о симптомокомплексах (Блонский).

      Новая наука, грани и содержание которой еще не определились, но это наука о развивающемся ребенке (Выготский).

    Ребенок изучается как единое целое, как целое ребенок имеет высокую ценность. Целб педологии – формирование активной творческой личности. Важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

    В педологической науке было 2 основных направления – социогенетическое (Залкинд) и биогенетическое (Блонский). Выделялись разные критерии периодизации: Выготский (социогенетический подход): младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный, возраст полового созревания, юношеский возраст. Блонский (биогенетический подход): утробное детство, беззубое детство, молочнозубое детство, смена молочных зубов на коренные (все о дентация).

    За что критиковали педологов?

      отсутствие квалифицированных психологов практиков в учебных заведениях.

      механистичность, эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.

      цель, поставленная педологией (см. выше), не была актуальной в условиях той социальной действительности.

    Толчком послужило массовое тестирование детей (неадаптированные переводные методики), которое показало устрашающие результаты. В 1936 г. вышел указ «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология была «закрыта», педологов увольняли и арестовывали. Прочитав указ, Залкинд скоропостижно скончался от инфаркта…

    Начался в 1907г. Этот этап связан с развитием психодиагностики, тестологии, появлением педологии. Для этого этапа характерна разработка различного диагностического инструментария: тесты, анкеты, опросники. По закону министерства образования Франции, в пригороде Парижа, была создана лаборатория для массового обследования детей. Бине и Симон (Великобритания) предложили понятие интеллектуального возраста и понятие биологического возраста. На основании этих 2 понятий был введён коэффициент интеллектуального развития. Iq=M age (интеллектуальный возраст)/Ch age(биологический). Это достаточно простой метод, которым могли пользоваться учителя. Использование этих тестов стало инструментом социальной селекции, поскольку дети из обеспеченных семей могли готовиться к тестированию. В классах для умственно-отсталых детей оказались дети из неблагополучных семей. Бине и Симон считали, что Iq величина постоянная, неизменная. Их тесты были достаточно популярны.

    В это же время возникает педология – комплексная наука о ребенке, включающая элементы педагогики, психологии, педиатрии, психиатрии, анатомии, физиологии, гигиены и другие. В конце 19 столетия эта комплексная наука возникла в результате работ Меймана, Стенли, Болдуина. Их идеи нашли поддержку в России (Кащенко, Нечаев, Выготский). В 1901 г. В Петрограде открылась первая лаборатория экспериментальной педагогической психологии. Первый всесоюзный съезд педологов приветствовал Николай Бухарин (соратник Ленина). Он считал, что педологи должны вытеснить педагогику. Основные методы педологии: тестирование, анкетирование, опросы, причем, считалось, что тесты могут составлять школьные учителя. В 26 – 27 гг. все школьники СССР выполнили тестированные задания по всем предметам (тесты достижений). Основная мысль педологии: дети различны, каждый из них требует разных методов, приёмов, средств (а это противоречило идеологии партии).

    Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял Педология как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что Педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов.

    Все же можно выделить 4 основных принципа:

    1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

    2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.


    3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

    4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

    Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

    В 1936 г. педология была разгромлена. Учебники, результаты исследований были сожжены. Педологи были уничтожены. Iq у детей интеллигенции был выше (а по идеологии партии должно быть у рабочих). В 1936 г. запретили слово тест вообще. Приход к власти нацистских режимов в ряде стран Европы привёл к тому, что власти не были заинтересованы в педологических исследованиях. Арийцы выше всех и индивидуальность не нужна. Тестология, психодиагностика стали развиваться в русле экспериментальной психологии, и педология прекратила своё существование.

    error: