Как человек разрушает окружающую среду. Вред окружающей среде Вред окружающей среде а также

Невероятные факты

Время обеда, но дома нет еды, поэтому вы садитесь за руль и едете в ближайший продуктовый магазин.

Вы прогуливаетесь среди прилавков в надежде что-то купить. В итоге вы выбираете курицу и готовый салат и возвращаетесь домой для того, чтобы насладиться трапезой.

Рассмотрим, как на первый взгляд безобидная поездка в магазин повлияла на окружающую среду.

Во-первых, вождение автомобиля способствовало выбросам двуокиси углерода в атмосферу. Электричество в магазине есть ничто иное, как результат сжигания угля, добыча которого разорила экосистему Аппалачи.

Салатные ингредиенты были выращены на ферме и обработаны пестицидами, которые затем попали в водные потоки, отравляя рыб и водных растений (которые помогают сохранить воздух чистым).

Курица была выращена на находящейся очень далеко птицеферме, где из-за животных отходов выбрасывается большое количество токсичного метана в атмосферу. При доставке товара в магазин было задействовано много видов транспорта, каждый из которых нанес свой вред окружающей среде.

Даже самые незначительные человеческие действия инициируют изменения в окружающей среде. Как мы отапливаем наши дома, питаем нашу электротехнику, что мы делаем с нашим мусором и каково происхождение наших продуктов питания – все это оказывает сильнейшую нагрузку на окружающую среду.

Рассматривая на общественном уровне проблему можно отметить, что человеческое поведение значительно повлияло на окружающую среду. Температура земли с 1975 года увеличилась на один градус по Фаренгейту, количество полярных льдов сократилось на 9 процентов лишь за одно десятилетие.

Мы нанесли огромный ущерб планете, гораздо больший, чем вы можете себе представить. Строительство, ирригация, добыча полезных ископаемых значительно портит природный ландшафт и нарушает течение важных экологических процессов. Агрессивная рыбалка и охота может исчерпать все запасы видов, миграция человека может ввести чужеродные виды в устоявшиеся пищевые цепочки. Жадность приводит к катастрофическим авариям, а лень к разрушительным практикам.

10. Публичные проекты

Иногда проекты общественных работ на самом деле не работают на благо общественности. К примеру, предназначенные для получения чистой энергии, проекты плотин в Китае опустошили все вокруг, из-за них в городах и местах скопления экологических отходов случились наводнения, что значительно увеличило риск природных катастроф.

В 2007 году Китай завершил 20-летнее строительство крупнейшей в мире плотины для гидроэлектростанции под названием "Три ущелья". Во время реализации этого проекта более 1,2 миллиону человек пришлось покинуть свои привычные места обитания, поскольку были затоплены 13 крупных городов, 140 обычных городов и 1350 деревень. Сотни заводов, шахт, отвалов и промышленных центров также были затоплены, плюс ко всему основные водохранилища были сильно загрязнены. Проект изменил экосистему реки Янцзы, превратив некогда могучую реку в стоячий бассейн, тем самым в большей степени уничтожив местную флору и фауну.

Перенаправляемые реки также значительно повышают риск оползней вдоль берегов, которые являются домом для сотен тысяч людей. По прогнозам, около полумиллиона людей, проживающих вдоль реки, планируют к 2020 году переселить, поскольку оползней не миновать, при этом экосистема дальше будет истощаться.

Недавно ученые связали строительство плотин с землетрясениями. Водохранилище "Три ущелья" было построено на вершине двух основных линий разломов, причем с момента его открытия произошли сотни мелких толчков. Ученые предположили, что катастрофическое землетрясение 2008 года в китайской провинции Сычуань, в результате которого погибло 8000 человек, было также вызвано и накоплением воды в районе плотины, расположенной менее, чем в полумили от центра начала толчков. Феномен плотин, провоцирующих землетрясения, связан с давлением воды, создающимся под водохранилищем, которое, в свою очередь, увеличивает давление в горных породах и действует в качестве смягчителя линии разлома, которые уже и так находятся под напряжением.

9. Чрезмерный вылов рыбы

"В море очень много рыбы" уже не является полностью достоверным утверждением. Аппетит человечества в отношении морепродуктов опустошил наши океаны до такой степени, что эксперты опасаются за способность многих видов самостоятельно восстановить свою популяцию.

По данным Всемирной федерации дикой природы, глобальный улов рыбы превышает в 2,5 раза допустимую норму. Более половины мировых рыбных запасов и видов уже исчерпаны, одна четверть видов является чрезмерно истощенной. Девяносто процентов крупных видов рыб – тунец, рыба-меч, треска, палтус, камбала, марлин – потеряли свою естественную среду обитания. По прогнозам, если ситуация не изменится, то к 2048 году запасы этих рыб исчезнут.

Стоит отметить, что главным виновником происходящего являются достижения в области технологий рыбалки. Сегодня коммерческие рыболовные судна в большинстве своем оснащены рыбопоисковым гидролокатором. Найдя соответствующее место, рыбаки выпускают огромные сети, размером с три футбольных поля, которые могут подмести всю рыбу в течение нескольких минут. Таким образом, при данном подходе за 10-15 лет популяции рыб могут сократиться на 80 процентов.

8. Инвазивные виды

Человек на протяжении всей эпохи основания мира сам был распространителем инвазивных видов. Даже несмотря на то, что вам может показаться будто ваше любимое домашнее животное или растение намного лучше чувствует себя на новом месте, на самом деле нарушается естественный природный баланс. Было доказано, что инвазивные флора и фауна – это самая разрушительная вещь, которую сделало человечество для окружающей среды.

В Соединенных Штатах 400 из 958 видов занесены в Красную книгу, поскольку они рассматриваются как находящиеся в зоне риска из-за конкуренции с инвазивными чужеродными видами.

Проблемы инвазивных видов в большинстве своем затрагивают беспозвоночных животных. К примеру, в первой половине 20 века азиатский гриб уничтожил более 180 миллионов акров американских каштанов. В результате, более 10 видов, зависящих от каштанов, вымерли.

7. Угледобывающая промышленность

Наибольшая опасность, которую представляет собой добыча угля, - это изменение климата, но, кроме этого, этот процесс угрожает еще и местным экосистемам.

Рыночные реалии создают серьезную опасность для горного угля, особенно в Соединенных Штатах. Уголь является дешевым источником энергии – один мегаватт энергии, полученной при помощи угля, стоит 20-30 долларов, в отличие от одного мегаватта, полученного при помощи природного газа – 45-60 долларов. Причем одна четверть мировых запасов угля находится на территории США.

Две из наиболее разрушительных форм угледобывающей промышленности – это добыча угля с вершин гор и при помощи газа. В первом случае, горники могут "срубить" более 305 метров горного пика для того, чтобы добраться до угольного месторождения. Добыча же при помощи газа происходит тогда, когда уголь находится ближе к поверхности горы. При этом все "жители" горы (деревья и любые другие существа, живущие в них) истребляются для извлечения ценных минералов.

Каждая практика подобного рода создает на своем пути большое количество отходов. Обширные поврежденные и старые лесные участки сбрасываются в близлежащие долины. По оценкам, только в США в Западной Вирджинии более 121405 гектаров лиственных лесов было разрушено в результате добычи угля. К 2012 году, говорят, что перестанет существовать 5180 квадратных километров леса Аппалачей.

Вопрос о том, что делать с подобного рода "отходами" по-прежнему остается открытым. Обычно горнодобывающие компании просто сбрасывают ненужные деревья, погибших диких животных и т.д. в близлежащие долины, что, в свою очередь, не только уничтожает природные экосистемы, но также оказывает влияние на высыхание крупных рек. Промышленные отходы с шахт находят себе пристанище в руслах рек.

6. Человеческие катастрофы

Хотя большинство способов, посредством которых человек наносит вред окружающей среде, развиваются в течение нескольких лет, некоторые события могут происходить в одно мгновение, но это мгновение будет с далеко идущими последствиями.

В 1989 году разлив нефти в заливе Принца Уильямса, Аляска, обладал серьезнейшими последствиями. Тогда произошел разлив около 11 миллионов галлонов сырой нефти, в результате этой аварии погибло более 25000 морских птиц, 2800 каланов, 300 тюленей, 250 орлов, около 22 касаток, а также миллиарды лососей и сельдей. Как минимум два вида, тихоокеанская сельдь и голубь кайры не оправились после катастрофы.

Еще пока слишком рано оценивать ущерб, нанесенный дикой природе в результате разлива нефти в Мексиканском заливе, но масштабы катастрофы несравнимы ни с чем виденным ранее в американской истории. В течение нескольких дней в залив просачивалось более 9,5 миллионов литров нефти ежедневно – это наибольший разлив в американской истории. По большинству оценок, ущерб для мира диких животных все-таки ниже, чем при разливе 1989 года из-за меньшей плотности видов. Однако, несмотря на это, нет никаких сомнений в том, что ущерб от разлива сохранится еще долгие годы.

5. Легковые автомобили

Америка уже давно считается страной автомобилей, поэтому нет ничего удивительного в том, что одна пятая всех выбросов парниковых газов в США приходится именно на долю автомобилей. На дорогах этой страны обитают 232 миллиона автомобилей, причем очень малая часть из них питается от электричества, а средний автомобиль потребляет около 2271 литров бензина ежегодно.

Один автомобиль выбрасывает в атмосферу около 12000 фунтов диоксида углерода в виде выхлопных газов. Для того, чтобы очистить воздух от этих примесей понадобится 240 деревьев. В Америке, автомобили выделяют примерно такое же количество двуокиси углерода, как и заводы, сжигающие уголь.

В процессе сгорания, происходящем в двигателе автомобиля, вырабатываются мелкие частицы оксидов азота, углеводородов и диоксида серы. В больших количествах эти химические вещества могут навредить работе дыхательной системы человека, вызывая кашель и удушье. Автомобили также генерируют окись углерода – ядовитый газ, образующийся при сжигании ископаемого топлива, который блокирует транспортировку кислорода в мозг, сердце и другие жизненно-важные органы.

При этом, добыча нефти, которая необходима для создания топлива и масла для движения машины, в свою очередь, также оказывает серьезное влияние на экологию. Наземное бурение вытесняет местные виды, а морское бурение и последующая транспортировка за столько лет создала немыслимое количество проблем, поскольку с 1978 года по всему миру происходили разливы более 40 миллионов галлонов нефти.

4. Неустойчивое сельское хозяйство

Во всех способах, которыми человечество вредит окружающей среде, прослеживается одна общая тенденция: мы не в состоянии строить планы на будущее. Но нигде это не прослеживается более явно, чем в нашей методике выращивать себе продукты питания.

Согласно данным американского агентства по защите окружающей среды, настоящие методы ведения сельского хозяйства ответственны за 70 процентов загрязнений рек и ручьев страны. Стоки химических веществ, загрязненная почва, отходы животного происхождения, все это попадает в водные пути, среди которых уже более 173000 миль находятся в плачевном состоянии. Химические удобрения и пестициды увеличивают уровень азота и уменьшают уровень содержания кислорода в воде.

Пестициды, используемые для защиты сельскохозяйственных культур от поедания хищниками, ставят под угрозу выживаемость некоторых видов птиц и насекомых. К примеру, число пчелиных колоний на сельхозугодиях США упало с 4,4 миллиона в 1985 году до менее 2 миллионов в 1997 году. При воздействии пестицидов иммунная система пчел ослабевает, что делает их более уязвимыми перед лицом врага.

Крупномасштабное промышленное сельское хозяйство также вносит свой вклад в процесс глобального потепления. Подавляющее большинство мясной продукции в мире изготавливается на промышленных фермах. На любой ферме, десятки тысяч голов скота сосредоточены на небольших площадях с целью экономии пространства. Помимо прочего, при уничтожении необработанных отходов животноводства, происходит выброс вредных газов, в том числе метана, который, в свою очередь, оказывает немалое воздействие на процесс глобального потепления.

3. Вырубка леса

Существовали такие времена, когда большая часть земли на планете была покрыта лесами. Сегодня же леса исчезают на наших глазах. По данным Организации Объединенных Наций ежегодно гибнут 32 миллиона акров леса, в том числе и 14800 акров девственных лесов, то есть земель, не занятых или не пострадавших от человеческой деятельности. Семьдесят процентов животных и растений планеты обитают в лесах, и, соответственно, потеряв свой дом, они сами встанут под угрозу вымирания как вида.

Проблема особенно остро затрагивает тропические леса с влажным климатом. Такие леса занимают 7 процентов площади суши и обеспечивают домом около половины всех видов на планете. При нынешних темпах вырубки лесов, ученые полагают, что тропические леса будут стерты с лица земли примерно через 100 лет.

Вырубка лесов также способствует глобальному потеплению. Деревья поглощают парниковые газы, поэтому меньшее количество деревьев означает выброс большего количества парниковых газов в атмосферу. Они также помогают увековечить водный цикл, возвращая водяной пар в атмосферу. Без деревьев леса быстро превратятся в бесплодные пустыни, что приведет к еще более серьезным колебаниям мировой температуры. Когда леса горят, деревья выбрасывают в атмосферу углерод, что также способствует обострению проблемы глобального потепления. Ученые подсчитали, что деревья амазонских лесов обработали количество парниковых газов, эквивалентное 10 годам человеческой деятельности.

Бедность является одной из основных причин обезлесения. Большинство тропических лесов находятся в странах третьего мира, а политики там регулярно стимулируют экономическое развитие слабых регионов. Таким образом, лесорубы и фермеры медленно, но верно делают свое дело. В большинстве случаев вырубка леса происходит из-за необходимости создания фермерского участка. Фермер, как правило, сжигает деревья и растительность для того, чтобы получить золу, которую затем можно использовать в качестве удобрения. Данный процесс называется подсечно-огневое земледелие. Помимо прочего увеличивается риск эрозии почвы и наводнений, поскольку за несколько лет питательные вещества из почвы улетучиваются, и земля часто оказывается не в состоянии поддерживать посаженные культуры, ради которых и были вырублены деревья.

2. Глобальное потепление

Средняя температура поверхности Земли за последние 130 лет возросла на 1,4 градус по Фаренгейту. Ледяные шапки тают с угрожающей скоростью – с 1979 года более 20 процентов мирового льда исчезло. Уровень моря поднимается, провоцируя тем самым наводнения, и оказывая значительное влияние на катастрофические стихийные бедствия, происходящие во всем мире все чаще.

Глобальное потепление вызвано парниковым эффектом, при котором некоторые газы направляют полученное солнечное тепло обратно в атмосферу. С 1990 года ежегодные выбросы парниковых газов выросли примерно на 6 миллиардов тонн по всему миру, или на 20 процентов.

Газ, на котором лежит максимальная ответственность за глобальное потепление – это углекислый газ, на долю которого приходится 82 процента выбросов всех парниковых газов в США. Двуокись углерода вырабатывается при сжигании ископаемого топлива, в основном при работе автомобилей и при питании заводов и фабрик углем. Пять лет назад глобальные атмосферные концентрации газов были уже на 35 процентов выше, чем до промышленной революции.

Глобальное потепление может привести к развитию стихийных бедствий, крупномасштабной нехватке продовольствия и воды, а также к разрушительным последствиям для дикой природы. По данным межправительственной группы экспертов по изменению климата, уровень моря может подняться к концу века на 17,8 – 58,4 см. А поскольку большая часть населения мира проживает в прибрежных районах, это очень большая опасность, как для людей, так и для экосистем.

1. Перенаселенность

"Перенаселение – это "слон в комнате, о котором никто не хочет говорить", - рассказывает доктор Джон Джулебад (John Guillebaud), профессор в области планирования семьи и репродуктивного здоровья в университетском колледже Лондона. "Если мы сами не сможем гуманными способами планирования семьи уменьшить численность населения, природа сделает это за нас с помощью насилия, эпидемий и голода", - добавляет он.

За последние 40 лет население мира выросло с 3 до 6,7 миллиардов. 75 миллионов человек (эквивалентно населению Германии) добавляются ежегодно, или более 200000 человек ежедневно. По прогнозам, к 2050 году численность населения земли превысит 9 миллиардов человек.

Большее количество людей означает больше отходов, больше спроса на продовольствие, большее производство товаров народного потребления, больше потребностей в электроэнергии, автомобилях и т.д. Другими словами, все факторы, которые способствуют глобальному потеплению, будут только усугубляться.

Увеличение спроса на продукты питания заставит фермеров и рыбаков все сильнее вредить уже и без того хрупким экосистемам. Леса будут удалены почти полностью, поскольку города будут постоянно расширяться, и понадобятся новые территории для сельхозугодий. Все длиннее будет список вымирающих видов. В быстроразвивающихся странах, таких как Индия и Китай, увеличение потребления энергии, как ожидается, усилит выброс углерода. Короче говоря, чем больше людей, тем больше проблем.

понятие, используемое как в международном праве, так и в национальном. Так, в федеральном законе «Об охране окружающей среды» содержание термина в.о.с. раскрывается следующим образом: «негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения», которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В Конституции Российской Федерации употреблен другой термин: «ущерб окружающей среде» (ст. 36). В отечественной юридической литературе высказывается мнение о том, что жесткого разграничения объемов понятий «ущерб» и «вред» не существует. В мировой правовой практике известны и иные подходы к определению понятий «вред» и «ущерб» окружающей среде: последний сводится лишь к имущественной (гражданско-правовой) сфере; первый охватывает всякие иные измерения ухудшения окружающей среды. Например, в рамках Европейского Союза в.о.с. определяется как "любое имевшее место значительное ухудшение состояния окружающей среды с точки зрения физических, химических или биологических свойств, которое не рассматривается как имущественный ущерб» (Директива 84/631/ЕЕС «О наблюдении и контроле за трансграничной транспортировкой опасных отходов в Европейских Сообществах»).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вред окружающей среде (экологический вред)

негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"). Вред причиняется окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, где деградация (от франц. degradation gradus - ступень) - постепенное ухудшение, вырождение, снижение уровня развитости, свойств и природно-хозяйственной значимости природной среды. В уголовном законодательстве существует понятие "существенный экологический вред", который характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Экологический вред охватывает реальный ущерб, упущенную выгоду, а также моральный вред.

В результате работы двигателя внутреннего сгорания, которым оснащен каждый современный автомобиль, происходит сгорание гидрокарбонатного топлива, и в атмосферу выбрасывается огромное количество разнообразных химических соединений. Начиная с середины 60-х годов прошлого века выброс выхлопных газов стал волновать многих людей. С этого момента начинается борьба человечества за максимально возможное сокращение этих выбросов.

Проблема, связанная с парниковым эффектом

Климатические изменения на глобальном уровне являются одной из важных особенностей XXI века. Во многом эти изменения обусловлены деятельностью человечества, в частности, в последние десятилетия значительно увеличились выбросы парниковых газов в атмосферу. Основным источником выбросов являются выхлопные газы автомобилей, 30 % которых являются парниковыми.

Парниковые газы существуют в естественных условиях и призваны регулировать температуру нашей голубой планеты, однако даже незначительное увеличение их количества в атмосфере может привести к серьезным глобальным последствиям.

Самым опасным парниковым газом является CO 2 , или углекислый газ. На его долю приходятся около 80 % всех выбросов, большая часть которых связана с сжиганием топлива в двигателях автомобилей. Углекислый газ остается длительное время в атмосфере в активном состоянии, что увеличивает его опасность.

Автомобиль - главный загрязнитель атмосферы

Одним из основных источников углекислого газа являются выхлопы автомобилей. Помимо CO 2 они выбрасывают в атмосферу угарный газ CO, остатки углеводородов, окислы азота, соединения серы и свинца, а также твердые частицы. Все эти соединения в огромных количествах попадают в воздух, приводят к глобальному увеличению температуры и появлению серьезных болезней у людей, живущих в крупных городах.

Кроме того, разные автомобили выбрасывают выхлопные газы различного состава, все зависит от типа используемого горючего, например бензин или дизельное топливо. Так, при сгорании бензина возникает целый букет химических соединений, которые состоят в основном из угарного газа, оксидов азота, углеводородов и соединений свинца. Выхлопы дизельных двигателей содержат сажу, которая приводит к образованию смога, несгоревшие углеводороды, окислы азота и серный ангидрид.

Таким образом, вред выхлопных газов для окружающей среды несомненен. В настоящее время ведется работа по уменьшению количества выбросов каждым авто, а также замена использования бензина альтернативными и более экологичными источниками энергии, например солнечной или ветровой энергией. Большое внимание уделяется водородному топливу, результатом сгорания которого является обычный водяной пар.

Влияние выбросов на здоровье человека

Вред, который наносят выхлопные газы здоровью человека, может быть очень серьезным.

В первую очередь опасен угарный газ, который вызывает потерю сознания и даже смерть, если его концентрация в атмосфере повышена. Помимо него вредны окислы серы и соединения свинца, которые вылетают в большом количестве из выхлопной трубы авто. Сера и свинец известны своим сильным отравляющим действием и могут оставаться в организме длительное время.

Углеводороды и частички сажи, которые также попадают в атмосферу в результате частичного сгорания топлива в двигателе, способны вызвать тяжелые заболевания дыхательной системы, включая развитие злокачественных опухолей.

Постоянное и продолжительное действие выхлопных газов на организм приводит к ослаблению иммунитета человека, бронхиту. Вред наносится кровеносным сосудам и нервной системе.

Выхлопные газы автомобилей

В настоящее время во всех странах мира автомобили проходят обязательную проверку на соответствие установленным экологическим стандартам. В большинстве случаев называют следующие выхлопные газы, вред экологии от которых является максимальным:

  • монооксид углерода и углекислый газ;
  • различные остатки углеводородов.

Однако современные стандарты развитых стран мира также предъявляют требования по уровню выбрасываемых в атмосферу окислов азота и к системе контроля процесса испарения горючего из топливного бака.

Углекислый газ (CO)

Из всех загрязнителей окружающей среды самым опасным является углекислый газ, поскольку он не обладает ни цветом, ни запахом. Вред для здоровья выхлопного газа автомобилей значителен, так, его концентрация в воздухе всего 0,5 % способна вызвать у человека потерю сознания и последующую смерть в течение 10-15 минут, а такая концентрация, как 0,04 %, приводит к возникновению головной боли.

Этот продукт работы двигателя внутреннего сгорания образуется в большом количестве, когда бензиновая смесь является богатой углеводородами и бедной кислородом. В этом случае происходит неполное сгорание топлива и образуется CO. Проблема может быть решена путем правильной настройки карбюратора, заменой или очисткой грязного воздушного фильтра, регулировкой клапанов, впрыскивающих горючую смесь, и некоторыми другими мера.

Выделяется большое количество CO в выхлопных газах в процессе прогрева автомобиля, поскольку его двигатель является холодным и сжигает частично бензиновую смесь. Поэтому прогрев автомобиля следует осуществлять в хорошо проветриваемом помещении либо на открытом воздухе.

Углеводороды и органические масла

Углеводороды, которые не догорают в двигателе, а также испарившиеся органические масла являются веществами, которые определяют основной вред выхлопных газов автомобилей для окружающей среды. Сами по себе эти химические соединения не представляют опасности, однако, попадая в атмосферу, они вступают в реакцию с другими веществами под действием солнечных лучей, и полученные соединения вызывают резь в глазах, затрудняют дыхание. Кроме того, углеводороды являются основной причиной смога в крупных городах.

Снижение количества углеводородов в выхлопных газах достигается путем настройки карбюратора так, чтобы он готовил и не бедную, и не богатую смесь, а также постоянным контролем надежности компрессионных колец в цилиндрах двигателя и регулировкой свечей зажигания. Полное сжигание углеводородов приводит к образованию углекислого газа и паров воды, которые являются безобидными веществами как для экологии, так и для человека.

Оксиды азота

Около 78 % атмосферного воздуха состоит из азота. Он является достаточно инертным газом, но при температурах сжигания топлива выше 1300 °C азот расщепляется на отдельные атомы и вступает в реакцию с кислородом, образуя различного типа оксиды.

Вред выхлопных газов для здоровья человека также связан с этими оксидами. В частности, сильнее всего страдает дыхательная система. При больших концентрациях и продолжительном действии оксиды азота могут вызвать головные боли и острый бронхит. Вредны оксиды и для окружающей среды. Попав в атмосферу, они образуют смог и разрушают озоновый слой.

Для снижения выбросов оксидов азота применяют в автомобилях специальную систему рециркуляции выбросов газов, принцип работы которой заключается в поддержании температуры двигателя ниже порога образования этих оксидов.

Испарение топлива

Простое испарение топлива из бака может стать одним из серьезных источников загрязнения окружающей среды. В связи с этим последние несколько десятилетий изготавливают специальные баки, конструкция которых призвана решать данную проблему.

Бак с топливом должен также "дышать". Для этого придумана специальная система, которая заключается в том, что сама полость бака соединена с помощью шлангов с резервуаром, который заполнен активированным углем. Этот уголь способен поглощать возникающие пары топлива, когда двигатель автомобиля не работает. Как только двигатель заводится, открывается соответствующее отверстие и в двигатель поступают поглощенные углем пары для их сжигания.

За работоспособностью всей этой системы из бака и шлангов нужно постоянно следить, поскольку в них может возникать утечка паров горючего, которые будут загрязнять окружающую среду.

Решение проблемы выбросов в крупных городах

В крупных современных городах сосредоточены десятки тысяч заводов, проживают миллионы людей и по улицам ездят сотни тысяч автомобилей. Все это сильно загрязняет атмосферу, что стало основной проблемой XXI века. Для ее решения городские власти вводят ряд административных и мер.

Так, в 2003 году в Лондоне был принят протокол против загрязнения автомобильным транспортом окружающей среды. Согласно этому протоколу с водителей, которые ездят через центральные районы города, взимается дополнительная плата в размере 10 фунтов стерлингов. В 2008 году лондонские власти утвердили новый закон, который стал более эффективно регулировать перемещение грузового транспорта, автобусов и личных авто по центральной части города, установив для них верхний скоростной порог. Эти меры привели к сокращению содержания вредных газов в атмосфере над Лондоном на 12 %.

Начиная с 2000-х годов подобные меры были приняты во многих городах-миллионниках. Среди них следующие:

  • Токио;
  • Берлин;
  • Афины;
  • Мадрид;
  • Париж;
  • Стокгольм;
  • Брюссель и другие.

Противоположный эффект закона против загрязнения

Борьба с выхлопными газами автомобилей не является простой задачей, что ярко демонстрирует пример двух самых грязных городов на планете: Мехико и Пекина.

С 1989 года в столице Мексики действует закон, согласно которому запрещается использовать личный автомобиль по определенным дням недели. В первое время этот закон стал приносить положительные результаты и выбросы газов сократились, однако через некоторое время жители начали приобретать вторые подержанные автомобили, благодаря чему они стали ездить каждый день на личном транспорте, заменяя одно авто другим в течение недели. Такая ситуация ухудшила еще сильнее состояние городской атмосферы.

Подобная ситуация наблюдается и в столице Китая. По данным 2015 года, около 80 % жителей Пекина располагают несколькими автомобилями, позволяющими им перемещаться каждый день на них. Кроме того, в этом мегаполисе фиксируется огромное количество нарушений закона против загрязнения.

Соответствующие поправки к некоторым законам подписал Президент РФ. Так, в Закон об охране окружающей среды вводится глава о ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также вносятся дополнения в ряд действующих положений закона.

Напомним, что ранее, в 2010 г., по итогам заседания президиума Государственного совета РФ Минприроды России было поручено провести инвентаризацию и учет объектов накопленного экологического ущерба и разработать комплекс мер по его ликвидации с определением механизмов и объемов финансирования данных мер, включая «пилотные» проекты отработки технологий ликвидации накопленного ущерба.

Первые практические шаги по оценке и ликвидации прошлого экологического вреда были начаты в 2011 г. на территориях, наиболее уязвимых с точки зрения антропогенного воздействия (острова архипелага Земля Франца-Иосифа, острова Северного архипелага Новая Земля, территории заповедника «Остров Врангеля» и поселка Амдерма в Ненецком автономном округе, российская часть острова Шпицберген, Байкальская природная территория).

В 2011 г. Минприроды России было дано поручение подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности. Тогда же и был разработан проект Федерального закона, предусматривающий создание правовых, организационных и финансовых механизмов ликвидации накопленного экологического ущерба. И вот, спустя 5 лет, пройдя многочисленные согласования, редакция законопроекта подписана Президентом Российской Федерации (Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В Законе дается определение понятий «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде».

В соответствии с Законом субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право на проведение выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде и организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В ряде случаев, установленных Правительством РФ, эти мероприятия будут проводиться федеральным органом исполнительной власти.

Законом также установлены критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (объем загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площадь загрязненной территории/акватории; количество населения, проживающего в зоне негативное воздействие объекта и др.).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде будет осуществляться посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. При этом, в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер, законом предусматривается проведение категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде.

Для реализации указанных положений Закона предусмотрена разработка постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде», в котором будут раскрыты процедуры принятия решений о включении или «невключении» объектов в реестр, определен порядок проведения категорирования объектов на основе балльной оценки значений каждого из критериев, установлены процедуры обновления информации о статусе объектов и др.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде будет установлен актом Правительства Российской Федерации.

Стоит отметить, что необходимость ликвидации накопленных загрязнений установлена также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012.

На проведение работ по ликвидации прошлого экологического ущерба уже заключены соглашения на сумму 507 млн рублей. На реализацию новых проектов по ликвидации накопленных загрязнений в 2016 г. федеральным бюджетом предусмотрено 2 млрд рублей.

Также Федеральным законом от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены:

    переходный период применения законодательства об отходах производства и потребления для объектов размещения отходов, созданных в Крыму до его принятия в состав РФ;

    возможность создания биосферных полигонов на части территории государственных природных заповедников в соответствии с решениями Правительства РФ;

    возможность передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору органам исполнительной власти субъектов РФ;

    полномочие Правительства РФ по определению организации, осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий.

По данным организаторов выставки-форума «ЭКОТЕХ»

Чрезмерное потребление мясных продуктов наносит вред не только здоровью любителей плотно покушать, но и окружающей среде . К такому выводу пришли специалисты информационно-исследовательского центра Брюссельского института окружающей среды . По данным, бельгийцы... одним из основных "виновников" загрязнения водных и земельных ресурсов. Причем, помимо производственных комплексов, окружающую среду загрязняют и сами животные, которые в процессе пищеварения вырабатывают метан - один из газов, ...

https://www.сайт/journal/15636

От возраста ребенка. Документ под названием «Принципы устранения рисков для здоровья детей в связи с загрязнением окружающей среды », открывает тот факт, что детский организм более чувствителен, чем организма взрослого, так как он не только физически... предпосылки к развитию болезней легких позднее в жизни. Около трети всех детских болезней может быть связано с факторами окружающей среды , сообщают ученые, загрязнения воды и воздуха, пестициды, попадающие в еду, свиней в почве, а также...

https://www.сайт/journal/117066

К такому выводу пришел британский исследователь Крис Гудолл, который постоянно пытается развеять мифы об окружающей среде . Исследователь подчеркивает, что климат только выиграет, если люди перестанут заниматься физическими упражнениями и будут больше времени проводить у телевизора или передвигаясь на машине. ... , что большое количество физических упражнений и затем потребление пищи, плохо сказывается на глобальном потеплении. Меньше еды и больше езды за рулем – безопасней для окружающей среды .

https://www.сайт/journal/16713

Близнецов станет в два раза больше – так утверждает группа германских экологов. Причем произойдет это благодаря увеличивающемуся загрязнению окружающей среды промышленными отходами. Ученые исследовали ситуацию с рождаемостью в одном из регионов Германии в долине Рейна. Где расположены установки по сжиганию токсичных отходов и путем опроса...

https://www.сайт/journal/14834

Использование в качестве топлива для автомобилей биоэтанола повлечет за собой рост объемов выбрасываемого в атмосферу углекислого газа, а также приведет к увеличению площадей вырубаемого леса. Такие данные были получены в ходе исследований, проведенных американскими учеными Тимом Серчингером, Дэном Камменом и Джерри Мелилло. Ранее считалось, что биотопливо нейтрально по отношению к экологии, однако ученые подсчитали весь ущерб, причиняемый атмосфере во время сбора растений, из которых...

https://www.сайт/journal/121343

Вред, нанесенный планете человеком, оценивается в 6,6 тррн

Перевести в денежный эквивалент вред , нанесенный окружающей среде промышленным производством и предсказать будущие последствия дальнейшего роста промышленности и заработков компаний». Как отмечается в исследовании, всего 3 тысячи крупнейших компаний в мире «несут ответственность за треть всего ущерба, причиненного планете». В докладе ООН также отмечается, что к 2050 году общий вред окружающей среде может возрасти до $28,6 трлн...

error: