Конспект урока на тему "Мцыри как романтический герой" (8 класс). Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему Формирование знаний и умений

25.01.2013 43524 2621

Урок 31 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Цели урока: проверить и обобщить знания учащихся по поэме Лермонтова; закрепить литературоведческие понятия: «романтическая поэма», «романтический герой»; учить дискутировать, аргументированно высказывая свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Дискуссия по поэме Лермонтова.

Слово учителя.

В одной из школ ученикам был предложен вопрос: что им непонятно в поэме Лермонтова «Мцыри»? И вот что они написали (проецируется на экран):

«Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти хлеба, соли, хорошо одеться. А то он взял и выскочил напропалую».

«Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

«Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей родины».

– А как бы вы ответили на эти недоуменные вопросы?

– Все ли вам понятно в этой поэме? Нет ли своих вопросов?

IV. Контрольная работа по карточкам-вариантам.

Вариант 1.

1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

(Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.)

2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из VI главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов?

(Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. В основе метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. п ейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) – одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) – непреодолимое стремление на родину).

3. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?


(Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.)

4. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

(Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

Вариант 2.

1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

(Эпиграф Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

2. Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

(Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, – но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.)

3. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более, что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из XI главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

(Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнивать вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.)

4. Какими художественными средствами пользуется автор, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(В поэме мы находим гиперболы :

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Сравнения:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

Эпитеты :

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна!)

V. Подведение итогов урока.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Тема урока : «М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция».

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения;

    Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

    Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

– О творчестве какого поэта.

Что вы помните о жизни поэта?

Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.

– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека).

3. Актуализация ранее изученного материала.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? («Бородино», «Песня про купца Калашникова».)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы «Мцыри», которую мы начинаем изучать.

5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа), формулировка цели.

Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств

6. Формирование знаний и умений.

А) История создания поэмы. Индивидуальное задание (сообщение ученика ).

Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.

Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру «Мцыри» – поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
– К какому направлению вы отнесли бы поэму «Мцыри» и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

Г ) Индивидуальное задание. (Сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна».
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Д) Создание проблемной ситуации.

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) Слайд 9-11.

– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма (11 глав). И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом, композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

Аналитическая беседа.

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

    Раскрыть значение слова свобода по словарю.

    Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Приложение

ФИО ученика:

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

Б. Построение художественного произведения

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)

ПЛАН – КОНСПЕКТ урока литературы в 8 классе по теме:

Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическая произведение. Своеобразие поэмы . Образ главного героя.

Цели урока:

1) дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя

2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри » как романтического произведения

ХОД УРОКА

I Опрос учащихся.

·Как жил Мцыри в монастыре?

·Характер и мечты юноши-послушника.

Комментарий учителя.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

·Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну
Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Делаем вывод:

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

II Работа над образом Мцыри.

1 Слово учителя.

Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревоги битв.

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

2 Работа с текстом.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.

Делаем вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж .

(Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)

Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы : О, я, как брат,

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Метафоры : Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской,

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,

Полз и прятался, как змей.

Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна.

III Особенности Мцыри как романтической поэмы.

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле».

Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом – герой,искатель свободы,бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.

Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

Выводы:

1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.

4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.

5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.

IV Тест.

1 Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри » взят из:

А) былин В) древнерусских летописей

Б) Библии Г) стихотворения Горация

2 В чём заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, бесконечное смирение

В) защита прав человека на свободу

3 Определите жанр произведения.

А) баллада В) поэма-исповедь

Б) элегия Г) притча

А) женские рифмы Б) мужские В) те и другие

5 К какому литературному направлению можно отнести поэму?

А) сентиментализм В) романтизм

Б) реализм Г) классицизм

6 Что можно назвать символом свободы в поэме?

А) степь В) барса

Б) Кавказ Г) девушку-грузинку

7 Выделите черты реализма в поэме.

А) бурная, неистовая природа

Б) гибель героя

В) герой одинок, не понят миром

Г) введение сна героя в сюжет поэмы

Д) мотив борьбы, мятежа

8 Какова роль описаний природы в поэме « Мцыри »?

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9 Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

А) анапест В) амфибрахий

Б) дактиль Г) ямб

10 Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря В) бой с барсом

Б) встреча с грузинкой Г) гибель Мцыри

11 В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование Г) утверждение своей правоты

Б) смирение, покаяние Д) призыв отказаться от бесполезной борьбы

В) грусть, размышления

12 Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

В) связь с историей России

Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13 В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

Б) тоска по воле

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

V Итог урока, домашнее задание.

Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри ».

.«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Цель урока:

Образовательная – обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, развить навыки целостного анализа художественного произведения.

Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.

Воспитательная - развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Задачи урока:

  1. Вспомнить основные черты романтизма как художественного метода.
  2. Определить роль изобразительно-выразительных средств в поэме.
  3. Проанализировать поэму с точки зрения романтизма.
  4. Сделать вывод о том, что поэма Лермонтова – романтическая поэма.

Метод: эвристический.

Приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение наизусть, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: проектор, презентация, аудиозаписи.

Ход урока

(Слайд 1)

Вступительная часть.

Звучит отрывок из симфонической поэмы венгерского композитора-романтика Ференца Листа и отрывок из романтической поэмы М.Ю. Лермонтова:

Глава 3

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

- Мы услышали отрывок из симфонической поэмы Ференца Листа «Прометей» и страстный, взволнованный отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри». Что, по-вашему, их объединяет?

(построение, ритм, пафос)

Почему возможно сопоставить музыкальный и литературный фрагменты?

(оба эти произведения романтические)

Учитель: Наша сегодняшняя задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.

Итак, тема нашего урока : «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

Эпиграфом к уроку я взяла строчки из замечательного стихотворения М.Ю. Лермонтова « Парус»:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Говоря о лирике Лермонтова мы уж немного познакомились с понятием романтизма. Какие виды искусства, с вашей точки зрения, воплощают идеи романтизма в высшей степени?

(музыка и живопись)

(Слайд 3)

Прослушайте «гимн» романтизма – «Революционный этюд» Фредерика Шопена. И, проникаясь романтическими звуками, подумайте, какая из трех предложенных картин могла бы стать гимном романтизма в живописи?

(Слайд 4)

Ответы учащихся

(Слайд 5)

Учитель: Конечно, поскольку главной предпосылкой развития романтизма на рубеже 18-19 вв. стали события Великой Французской революции, знаменем романтизма в живописи стала картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Вот она перед вами.

Какие идеалы романтизма она воплощает? Каковы вообще идеалы романтизма?

(безграничная свобода, желание ощутить себя личностью – исключительным человеком сильных страстей и высоких устремлений) (Слайд 6)

Основная часть.

Учитель: Прославление такого исключительного человека, его сильной бунтарской личности, культ человеческих чувств, культ свободы – удел искусства слова, т.е. литературы.

«Мцыри» - последняя романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, а значит её композиция, стилистика, язык, идея, связанная с образом главного героя, должны помочь нам раскрыть понятие романтизма как ведущего художественного метода.

Что вы можете сказать о названии?

(Мцыри – на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника»)

Слайд 7

Каково было первоначальное название?

(«Бэри». Бэри – по-грузински монах)

Почему Лермонтов отказался от первоначального названия?

(«Мцыри» - в переводе с грузинского ещё и пришелец, чужеземец, одинокий человек – в самом названии слышится одиночество героя, его отверженность, а значит и конфликт героя с миром.)

Вывод 1: Название можно отнести к чертам романтизма. (запишите в тетрадь)

Когда разворачивается действие поэмы?

(неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

1 глава

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой - и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

А где разворачивается действие?

(на Кавказе, среди вольной, мощной природы)

Просмотр видеофильма о Кавказе и чтение:

Вспомним что означает слово «романтизм» в переводе с французского? Почему же местом действия стал именно Кавказ?

(с фр. Романтизм – странное, живописное, фантастическое.)

Кавказ - это экзотика для русского человека, для русского глаза, для русского сознания: горы, море, небо, необычные цвета, диковинные растения.

6 глава

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ…

Слайд 8

Вывод 2: Время и место действия (позже, в старшей школе, вы узнаете, что в литературоведении, благодаря Бахтину, время и пространство литературного произведения называются таким литературоведческим термином, как хронотоп), приобретая сказочную, фантастическую форму воплощают черты романтизма. (пометили)

(Слайд 9)

Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажным зарисовкам?

(- природа не просто фон: личность Мцыри, его характер отображаются в том, какие картины его поражают;

Мощная природа Кавказа родственна душе героя; сродни стихийным силам природы и душа героя)

Выразительное чтение поэмы:

6 глава

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

………………………………………

10 глава

Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Подобился. Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою...

………………………………………….

11 глава

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой.

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Вывод 3: Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный. Как сказал Белинский, «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта». (пометили)

(Слайд 10)

А какими средствами выразительности достигается такая сказочная, экзотичная, романтическая картина?

(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения – примеры художественных средств из текста поэмы)

Вывод 4 : Речь героя поэтична, возвышенна, насыщенна многочисленными изобразительно-выразительными средствами. Т.е. поэтический язык Лермонтова тоже романтизирован – он выражает пылкую, вольнолюбивую, одухотворенную натуру героя. (пометили)

Но природа же, несмотря на пылкое желание Мцыри слиться с родным его душе миром, остаётся также чужда герою: по словам Юрия Манна, незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага. Когда? Докажите. О чём это свидетельствует?

(об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)

14 – 15 главы

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

Моя кружилась голова;

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...

В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой?

(со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

(Слайд 11)

Вывод 5: Противостояние героя со всем миром, враждебным ему, выражает романтический конфликт в поэме. (пометили)

Какой приём использует Лермонтов, изображая конфликт в поэме?

(антитеза, противопоставление)

Слайд 12

Что чему противопоставляется?

(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

Вывод 6 : Не можем не отметить романтическое «двоемирие», символически воплощающее классическое для романтизма противопоставление «тюрьмы» и «свободы». (пометили)

(Слайд 13)

Ну и наконец самое главное – герой поэмы безымянный послушник Мцыри. Не желая мириться с навязанными порядками, с несвободой, герой решается на…?

(побег; побег – это протест)

Когда убегает Мцыри? Какие качества личности воплощает сцена побега?

(в грозу, гроза помогает раскрыть бунтарскую сущность героя; сцена побега построена на преувеличении – гиперболе, потому что здесь воплощена немыслимая сила исключительной личности)

8 глава

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Можно ли говорить, что перед нами герой особенный, исключительный? Перечислите черты исключительности героя.

(герой - беглый монах, он мятежная душа, он бунтарь, не желающий мириться с обстоятельствами, он ценит свободу превыше всего)

Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод 7: Мцыри – романтический герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. (пометили)

Учитель: Исключительные обстоятельства жизни героя, т.е. романтический сюжет, – это предмет уже нашего дальнейшего разговора. А пока давайте ещё раз обратимся к тем чертам романтизма, которые мы отметили в поэме:

Романтическое название

Романтическое время и место

Романтический пейзаж

Романтический язык

Романтический конфликт

Романтическое «двоемирие»

Романтический герой

Вывод.

Можно ли уже сделать вывод, что Мцыри Лермонтова – это романтическая поэма?

А если да, то в чём заключается романтический пафос поэмы?

Какое отношение к жизни утверждает М.Ю Лермонтов?

(Слайд 14)

Попробуйте выполнить небольшую лексическую работу и сделать вывод о том, что же такое лермонтовский романтизм:

Поэт утверждает ……………., …………………. отношение к жизни. Постоянный поиск, …………….., …………… (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной ………………….. , умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

А вот точка зрения исследователей творчества Лермонтова:

Слайд 15

Поэт утверждает активное, деятельное отношение к жизни. Постоянный поиск, тревоги, борьба (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной свободы, умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

Почти всё сошлось? Молодцы!

Домашнее задание.

Подумать над двумя вопросами, ответы на которые – материал наших следующих уроков:

  1. Почему в поэме рассказывается только о трёх днях из жизни героя?
  2. Где кульминация поэмы и как она помогает раскрыть идеи романтизма?

В 1830-1831 гг. (Лермонтову 16 лет) поэт (рис. 1) пишет поэму с названием «Исповедь». Место действия - испанская монастырская тюрьма. Героя обвиняют в преступлении, которого он не совершал. Он исповедуется старцу-монаху. Главные проблемы: судьба, потерянная любовь, без которой герою нет рая.

В 1835 году Лермонтов работает над поэмой «Боярин Орша». Москва времён Ивана IV. Орша приезжает в своё имение. У него есть молодая дочь. Его верный раб Сокол рассказывает ему сказку про царя, царскую дочь и конюха (рис. 2).

Рис. 2. Кадр из фильма «Боярин Орша» ()

Боярин Орша понимает намёк, подслушивает разговор своей дочери с молодым рабом. Юношу схватили, дочь заперли, ключ бросили в Днепр:

«И в волны ключ от двери той

Он бросил сильною рукой,

И тихо ключ тот роковой

Был принят хладною рекой».

Монастырский суд. Арсений в цепях. Опять исповедь героя старцу, на этот раз игумену. Арсений бежит из тюрьмы, оказывается в войске поляков, видит смертельно раненого Оршу. Тот умирает. Арсений скачет в дом боярина, где заперта его дочь, но находит только её скелет.

Все эти три поэмы написаны четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями. Ямб - это стихотворный размер, который по-русски всерьёз зазвучал в 1822 году, когда Жуковский (рис. 3) перевёл поэму Байрона «Шильонский узник».

Рис. 3. В.А. Жуковский ()

Шильон - тюремный замок в Швейцарии (рис. 4).

Рис. 4. Замок Шильон ()

Тема этого произведения - несвобода, одиночество героя. Это ассоциации, которые возникают у читателя, когда он слышит или читает стихи, написанные четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями (с ударением на последнем слоге).

«Мцыри» - романтическая поэма. В центре - исключительный герой. Он находится в конфликте с миром (рис. 5).

Как правило, у романтического героя есть тайна в прошлом. В «Мцыри» этого нет. В первых двух строфах говорится о том, как Мцыри попадает в монастырь (рис. 6).

Рис. 6. Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри ()

Обычно в романтических поэмах всегда есть мотив бегства или изгнания, любовная линия. Но в поэме Лермонтова «Мцыри» любовной линии тоже нет. И это принципиально.

Очень важен эпиграф к поэме. Первоначально был французский эпиграф, который в переводе означал «у каждого своё отечество» . Лермонтов заменил его эпиграфом из ветхозаветной книги царств:

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Речь идёт о нарушении запрета и наказании за этот проступок.

В философской проблематике лермонтовской поэмы речь идёт о трёх днях свободы и преждевременной смерти.

Герой пуглив и дик, слаб и гибок, но:

«В нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов».

Очень многое в поэме связано с контрастом между могучим духом и слабым телом.

Любому, кто читал поэму, понятно, что природа в этой поэме становится для героя воплощением родины, знаком подлинной жизни. Именно природа противопоставлена рутинному, бесцветному бытию в монастыре (рис. 7):

«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

Рис. 7. Исповедь Мцыри ()

Явно противопоставлены два мира: мир природы и мир монастыря, так же как противопоставлена свобода тюрьме.

Могучий дух отцов, который развивается в слабом ребёнке, - это и есть дух природы. Жизнь природная, естественная - это и есть жизнь горцев. А монастырь закрыт крепостной стеной. Здесь очень выразительный эпизод с грозой:

«Когда, столпясь на алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

обняться с бурей был бы рад!».

Бурю и грозу мы в стихах Лермонтова встречаем постоянно. Наверное, нет такого русскоговорящего человека, который бы не знал строчек:

«Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!».

Для Лермонтова этот мотив очень важный. Родство героя и грозы, бури не нуждается в отдельных комментариях.

Для Лермонтова последних четырёх лет его короткой, напряженной, насыщенной жизни природа всегда была знаком гармонии и покоя: «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу», «Люблю отчизну я, но странною любовью». Нетрудно проследить контраст между этой гармоничной, спокойной природой и мятежным сердцем героя. Даже в раннем «Парусе» есть это. Эта схема работает у Лермонтова постоянно.

В поэме «Мцыри» есть звуки природы: вой, шум, гудение, волшебные странные голоса, которые ведут разговор о тайнах неба и земли. Мцыри слышит эти голоса, внимает им. Он одно из составляющих этого бесконечного разнообразия природы существ. Но природа для Мцыри становится не только другом, но и врагом. Он всё время сравнивает себя со зверем, иногда со змеёй, иногда с перелётными птицами. Не случайно есть два образа природы в этой поэме. Есть сад (рис. 8):

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Это и монастырский сад, и эдем, и божий мир, который славит творца. Это - гармония и величие.

Рис. 8. А. Ф. Грейв «В саду» ()

А есть тёмный лес (рис. 9):

«Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста...»

Рис. 9. Тёмный лес ()

Тёмный лес с терновником, в котором заблудился Мцыри. Он перестал видеть горы, которые являются для него ориентиром, и заблудился в этом лесу.

Это палящий зной, где он уже не сравнивает себя со змеем, а змея является началом смерти:

Хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

Послышалась, или ручья

Ребячий лепет… Лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок .

Этого палящего зноя Мцыри не выносит.

Есть одна любопытная особенность, которую можно заметить, перечитывая эту поэму. Лермонтов употребляет словосочетание «прозрачная зелень листов» :

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Если прочитать лирику Лермонтова, то можно увидеть, что, как правило, листы у него засохшие, плоды несозревшие. Это наблюдается от стихотворения «Осень» 1822 года до стихотворения «Листок» 1841 года. Но в «Мцыри» природа в своей первозданной первосущности присутствует и славит творца. Только голос человека не участвует в этом общем хоре. Природа то дружественна, то враждебна. Вот зубчатый и тёмный лес:

«Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...»

В этой двойственности основа философского понимания природы и человека у Лермонтова.

Черты характера героя в дальнейшем повествовании не меняются. Как правило, романтический герой не меняется на протяжении произведения, он задан равным себе, он может только раскрываться. Мы ничего не узнаем ни о быте монастыря, ни о том, чем занимались монахи, чем занимался Мцыри. Мы даже не знаем, как он проводил свой день. Любопытен также тот факт, что в поэме нет ни одного имени собственного. Мцыри - это не имя. Мцыри - неслужащий монах, послушник (это примечание Лермонтова). Но грузинское слово мцыри значит ещё и пришелец, чужеземец. Герой поэмы одинок, он чужой в монастыре, который для него оказывается первоначально спасением, ведь его выходил монах (рис. 10).

Рис. 10. В монастыре ()

Представление Мцыри о том, какова его родина, тоже даётся достаточно пунктирно (рис. 11):

«Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы».

Рис. 11. Образ Родины Мцыри ()

Здесь ощущается явная отсылка к пушкинскому «Узнику» (рис. 12):

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..»

Рис. 12. А.С. Пушкин ()

Демонического героя в поэме «Мцыри» нет, по крайней мере может так показаться. Вот конец 10-й строфы:

«Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез».

Злой дух только упоминается. А между тем этот злой дух - герой одной из самых важных поэм Лермонтова, поэмы «Демон». В поэме «Мцыри», таким образом, оказывается две бездны. Одна бездна - куда исчезает злой дух, и другая бездна - голубой свод. «И прилежный взор, наверное, мог бы следить ангела полёт» - это тоже бездонное пространство.

Демоническая тема в русской литературе и в русской поэзии и прозе начала XIX века была довольно распространённой. Пушкин прошёл эту тему легко и быстро. У него есть стихотворение 1823 года «Демон». Серьёзного возвращения к этой теме у Пушкина больше не было.

У Лермонтова есть стихотворение «Мой демон»:

«Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей».

Демон - это падший ангел, библейский сюжет о том, как один из ангелов взбунтовался против господа и был низвержен. Демоническая тема наблюдается не только в творчестве Лермонтова, но и у его предшественников. Она связана прежде всего с богоборчеством. Если попытаться схематично и грубо сформулировать вопрос, то он звучит так: если в мире царит зло, то как это допускает Господь? Одно из двух: или он не может справиться с этим злом, и тогда он не всемогущ, или ему это зло не мешает, и тогда он не всеблаг. Отсюда и бунт-богоборчество, связанный с темой демона. На этом богоборчестве строится философия очень многих европейских и русских мыслителей, писателей первой половины XIX века.

С демоном связана ещё и тема одиночества, тоже очень лермонтовская.

Ещё один необычайно важный мотив связан с этой темой - тема высокого зла. Это означает, что мир погряз во зле. Противопоставить ему христианское всепрощение не означает справиться с этим миром. Противопоставить этому можно только высокое зло. Отсюда и лермонтовские герои, такие как Арбенин в «Маскараде», демон в поэме, Печорин в «Герое нашего времени». Но этого демонизма начисто лишена поэма «Мцыри»:

«Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу ль можно рассказать?»

Лермонтов так же, как и его предшественники, показывает почти в каждом крупном произведении, где есть демонические герои, стремление и возможность примириться с небом. Арбенин встречает Нину, чистое создание. Раз есть это чистое создание, значит, есть смысл в божьем мире, значит, примирение с творцом возможно. Но мнимая измена Нины рушит это краткое примирение. Арбенин мстит, он берёт на себя функции бога. Схожий сюжет и в «Демоне». Встреча Демона с Тамарой открывает возможность примирения с творцом, возможность гармонии в этом мире. Но сама эта встреча оказывается губительной для юной героини, и Демон опять остаётся один, погружённый в ещё большее ожесточение, в ещё более безнадёжное одиночество (рис. 13).

Рис. 13. Тамара и Демон ()

Если вы прочитаете такие произведения, как «Цыганы», «Кавказский пленник», «Гяур», «Корсар», вы увидите, что главный мотив всех этих поэм - герой, разочарованный, с холодной душой, бежит от родных мест, бежит из города в дикий край. Он бежит от людей. Мцыри же бежит к людям (рис. 14). Это принципиальная разница. Ходячий мотив изгнания Лермонтов переосмысляет:

«И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов

И дальний лай знакомых псов».

Рис. 14. Побег Мцыри ()

Пламенная страсть Мцыри - это стремление праотцов, стремление на родину. Эта пламенная страсть настолько сильна, что она вытесняет всё остальное. Может быть, именно поэтому линия с появлением грузинки (рис. 15), которую видит Мцыри, которая скрывается за дверью сакли, которая остаётся в его памяти чудесными звуками песни и шорохом шагов, не разрабатывается. Герой не отвлекается. На фоне привычной романтической поэмы это бросалось в глаза. Сейчас это заметно в гораздо меньшей степени, чем современникам Лермонтова.

Рис. 15. Грузинка ()

Центральный эпизод поэмы - бой с барсом (рис. 16).

Это сюжет древнего грузинского фольклора. Есть большая поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Поэтому Лермонтов, скорее всего, позаимствовал сюжет из грузинского фольклора.

Рис. 16. Бой с барсом ()

Встреча с барсом приобретает двойственные черты. С одной стороны, «обнявшись крепче двух друзей, и сам он завизжал как зверь» , а с другой стороны, это битва. С одной стороны, Мцыри хотел бы родную грудь прижать к своей груди, с другой стороны, это грудь врага. Этот поединок (и объятия, и смертельный бой) является кульминацией поэмы.

Есть ещё один сюжет, который обычно менее заметен, практически не остаётся в памяти. А он очень важен. Речь о галлюцинации Мцыри, о его полусне, полубреде и песне рыбки, которую он слышит. Если с барсом был смертельный бой, песня рыбки - это смертный покой:

«Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов».

Два этих эпизода перекрещиваются, сталкиваются в мотиве обречённости героя.

Ответ на вопрос: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» - прочитать в поэме нетрудно. Здесь тоже двойственность лермонтовской позиции. С одной стороны, трагическая обречённость героя:

«Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч её обжёг

В тюрьме воспитанный цветок…»

Очень важна метафора «в тюрьме воспитанный цветок» , который увядает под солнцем бытия.

А с другой стороны, сам этот порыв прекрасен. И не случайно поэма «Мцыри» стала одним из немногих произведений, которые Лермонтов напечатал при жизни.

В творчестве некоторых поэтов есть стихи, в которых как будто бы собраны, сплетены, сосредоточены основные мотивы их поэзии.

18-летний Лермонтов пишет одно из концентрированных стихотворений без заглавия:

«Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Проведём детальный анализ этого стихотворения.

Для Пушкина Байрон (рис. 17) - предмет необычайно сильного интереса, восхищения, поклонения в первой половине 20-х гг. Уже в «Евгении Онегине» Пушкин может себя отделить от Байрона:

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом».

Для Лермонтова Байрон останется поэтом номер один на всю жизнь. Он будет сравнивать свои впечатления, своё детство с детством Байрона, своё творчество. Это очень значимое имя для Лермонтова.

И всё-таки появляются строчки:

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Следующая строка:

«Еще неведомый избранник…»

Очень важно существительное «избранник» . Герой Лермонтова всегда избранник судьбы, будь это Наполеон или лирический герой, Мцыри или Степан Калашников, Печорин или Арбенин. А в этом произведении употребляется слово «неведомый» , которое важно для Лермонтова, поскольку оно несёт в себе оттенок тайны, неразгаданности.

«Как он, гонимый миром странник…»

В этой строчке заключается ещё один мотив, свойственный всему творчеству Лермонтова («Дубовый листок оторвался от ветки родимый», «Тучки небесные, вечные странники»). Это постоянное движение:

«Что же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?»

Это весьма характерные для Лермонтова строчки. Он ощущает себя таким изгнанником. Но это ещё и рефлекс от судьбы Байрона, покинувшего свою Родину и уехавшего в Грецию сражаться за ее свободу.

«Но только с русскою душой…»

Как ни странно, но только у Лермонтова тема родины приобретёт личный, неповторимый, очень интимный поворот, свою интонацию. В стихотворении «Родина» Лермонтов четырежды скажет о странности этого чувства:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой».

«Но я люблю - за что, не знаю сам!»

«С отрадой многим незнакомой».

Это вообще очень интересная тема в творчестве Лермонтова. Для него это не теоретическая тема, он сражался с горцами, участвовал в кровопролитных сражениях.

«Я раньше начал, кончу ране…»

Мотив ожидания своей смерти у Лермонтова сквозной:

«Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: дар судьбы меня не обойдёт;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдёт».

Эти строчки были написаны в 1837 году. А гораздо раньше Лермонтов напишет:

«Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!»

Лермонтов напророчил себе раннюю смерть, она произошла. Но Лермонтов не просто говорит о ранней смерти.

«Мой ум немного совершит…»

Ум у Лермонтова не свершитель, а, скорее, помеха. Например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов скажет:

«Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…».

То есть мысль должна уснуть, чтобы возможно было ощутить смысл бытия, почувствовать его. А обычно у Лермонтова мысль - то, что лишает человека способности действовать и наслаждаться жизнью:

«Мы иссушили ум наукою бесплодной».

«Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно».

«Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит».

Океан родственен душе романтического героя. Это было у Пушкина, это было у Байрона. Вот строчки Лермонтова:

«Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Бог молчит, и поэтому вся лирика Лермонтова - это исповедь. В «Мцыри» из 26 строф 24 - это исповедь героя. В «Герое нашего времени» из пяти повестей три - дневник Печорина. Только прямое слово героя может хотя бы приоткрыть его внутренний мир. Человеку со стороны этого знать не дано.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Sobolev.franklang.ru ().
  2. Feb-web.ru ().
  3. Philology.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите отличительные черты поэмы «Мцыри» от классических романтических поэм.
  2. Объясните роль природы в произведении. Приведите примеры из текста поэмы.
  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что близко мне в характере героя поэмы «Мцыри».
error: