Нарративный подход в консультировании. Что такое «нарративный подход в терапии и работе с сообществами»? Основные черты нарративного подхода в консультировании

Нарративный подход появился в психотерапии примерно в 80-х гг. ХХ века, благодаря развитию постмодернистских идей философии, литературоведения и социологии. У нарративной психотерапии нет конкретного основателя, метод сформировался под влиянием ряда выдающихся деятелей, таких как: Ж.Лакан, Вацлавик, Фридмн , Р.Барт, Ж.Делез, Ж.Деррида, М.Бахтин, У. Эко и мн. др. Сам метод стал известен во многих странах мира благодаря книге австралийца Майкла Уайта и новозеландеца Девида Эпстона "Narrative means to therapeutic ends ".

Само определение "нарративная психотерапия " происходит от термина "нарратив " (от англ. "сюжет ", "история "), заимствованного из философии и литературоведения. Что представляет собой этот метод? Это направление в консультативной и социальной терапии, основанное на том, что каждый человек строит свою жизнь, исходя из историй, которые мы рассказываем друг другу и самим себе. Каждая культура обладает набором стереотепических представлений о реальности. Широко распространенные представления иначе еще называют дискурсом (одно из толкований этого понятия). Во время нарративной сессии клиент с помощью терапевта выявляет такие дискурсы, которые негативно влияют на его жизнь и поддерживают проблемные истории. Дискурсы, поддерживающие проблемные ситуации, могут быть замечены клиентом, оценены и заменены на альтернативные, благоприятно влияющие на дальнейшую жизнь. Уникальная особенность нарративной психотерапии в том, что она позволяет показать проблему отдельно от человека, и дает возможность клиенту иметь в отношении своей собственной проблемы достаточно компетенции, чтобы изменить ситуацию.

У любой проблемы, невроза, психосоматического состояния есть своя история, мешающая человеку жить полноценно. Мы каждый день пишем главную историю — историю нашей жизни — и, зачастую, легко вписываем в нее доминирующие дискурсы нашей культуры, якобы содержащие истину о том, кто мы и какие, что нам следует делать, как реагировать — это ограничивает свободу нашего выбора. В процессе работы с проблемными историями клиента, терапевт всего лишь помогает совершить выбор в пользу желательной позитивной истории вместо существовавшей негативной. Клиент выступает экспертом своей жизни, сам выбирает, как трансформировать свою историю, и принимает осознанную ответственность за этот выбор. Терапевтический процесс в нарративном подходе организован через серию вопросов клиенту, с помощью которых он может увидеть свою историю отдельно от себя и поработать с ней желательным образом. Это крайне экологичная и мягкая методика. И сегодня она находит всё больше сторонников во всем мире в связи с тем, что весьма соответствует сознанию и образу жизни человека XXI века, живущему в плотном информационном потоке. Нарративная (повествовательная) терапия является эффективным и очень динамично развивающимся, открытым методом, постмодернистским направлением в консультировании, и подходит, как для индивидуальной сессии, так и для работы с семей любой структуры.

Нарративная (слово «нарратив» от англ. «рассказ») терапия – беседа, в которой люди описывают события своей жизни по-новому, тем самым абстрагируясь от привычных смыслов.

Каждый из нас на протяжении всей жизни сталкиваются с определенными жизненными ситуациями, дать трезвую оценку которым не всегда удается. Именно к такой мысли пришли, в частности, Майкл Уайт и Дэвид Эпстон, создатели нарративного подхода в психологии.

Они предлагают нам внимательно проанализировать не только жизненные ситуации, но ту точку зрения, которой мы обладаем на данный момент. Чем мы руководствуемся, когда выносим свое мнение, как незыблемый факт или вывод.

Когда рождается человек на свет, то у него нет никаких идей о том, что такое добро, а что такое зло; что такое радость, а что такое грусть. Это происходит из-за того, что мысленно мы не можем отдавать себе отчет в том, что конкретно мы переживаем. Ведь у нас еще не сформировался тот понятийный аппарат, которым мы будем пользоваться в процессе своей жизни. С течением времени мы узнаем от своих родителей, кем мы являемся по половому признаку, семейному статусу, отношению к другим окружающим. Мы узнаем о своих качествах, которым обладаем: смелые или трусливые, трудолюбивые или ленивые, грубые или ласковые. Таким образом, постепенно мы начинаем накапливать жизненный опыт и руководствоваться им в наступающих моментах нашей жизни.

Сюжетные линии каждого человека при этом естественным образом пересекаются, так как живем в обществе других людей. И само собой разумеется, что свою сюжетную линию мы хотим выстроить насколько это возможно логичной и последовательной для нашего мировосприятия. Если человек – филантроп, то, скорее всего, и профессию, которую ему в дальнейшем стоит выбрать, должна иметь отношение к его личностным характеристикам. Поэтому такому индивидуума лучше стать врачом, священником, психологом или воспитателем.

Основная мысль Майкла Уайта состоит в том, что по существу в жизнь человека присутствует большое количество событий, которые несут слишком противоречивый характер. Исходя из этого, мы можем констатировать невозможность построения последовательного сюжета нашей жизни. Поэтому не секрет, что очень часто на задворках нашего сознания находятся те главенствующие положения, которыми в свое время мы пренебрегли или которые просто проигнорировали.

Это может произойти из-за целого ряда причин:

  • навязывания общественного мнения;
  • специфики родительского воспитания;
  • ограниченности в интерпретации своего жизненного уклада;
  • внутренних переживаний жизненных утрат;
  • специфики темперамента и сложившегося характера;
  • уровня культуры социума, в котором мы живем.

Когда человек пытается наладить свой мыслительный процесс, то ему намного легче становится взглянуть жизнь с нескольких точек зрения.

Основное решение следующее: нарративные терапевты стараются отделить человека от тех проблем, с которыми он словно вжился. Здесь обсуждается не то, какой человек (невнимательный, грустный, опустошенный), а что из себя представляет данная проблема (алкоголизм, страх). Таким образом, терапевт и пациент на равных пытаются проанализировать и решить проблему. Для этого во время терапии задаются следующие вопросы:

  1. Как проблема влияет на жизнь человека?
  2. Как убеждает его действовать соответствующим образом?
  3. Какой у человека есть опыт преодоления данной проблемы?

Очень легко абстрагируются от своих проблем дети. Как только ребенок осознает, что проблема не должна вмешиваться в его жизнь, он с легкостью говорит проблеме «прощай», и она действительно уходит. Это может быть ложь, проповедующая ребенку, самооправдание, притворство, лицемерие, неумение принимать ответственные решения. В данном случае, когда родители узнают, как действует эта проблема, то должны помочь ребенку, решившему расстаться со своим бывшим другом, которого зовут «ложь».

При этом разрешение сложившейся ситуации заключается в отделении себя от проблемы.

Тактика терапевта

Нарративный психолог должен помочь человеку осознать свою проблему такой, какая она есть по существу. При этом здесь отсутствует какая-то идея того, как именно надо поступить, а как лучше не делать. Эксперт в области психологии ненавязчиво дает оценить картину происходящего с другого ракурса, помогает оценить свои возможности и предпочтения, что дает возможность самому человеку разрешить сложившуюся ситуацию.

Абсолютно любой человек может воспользоваться помощью нарративного психолога, ведь жизнь каждого из нас полна проблем. Как правило, методы нарративной психологии довольно часто применяются в работе с:

  • родителями;
  • детьми;
  • людьми, которые потеряли жизненные ориентиры;
  • психически больными.

Суждение об эффективности такого психологического метода, как правило, выстраивается исходя из того, достиг ли человек своих целей. По окончании каждой беседы индивидуум сам решает, нужны ли ему дальнейшие встречи со специалистом или нет. Если необходимы, то спустя время они проводятся дальше. Бывает, что на практике достаточно и одной встречи с нарративным терапевтом. В нарративной психологии основным является принцип: человек не проблема, проблема – это проблема. В ходе такого общения индивидуум учится отделять себя от проблем. Ведь даже если говорить о проблемах немного в другом русле, то многое в жизни может измениться.

Как правило, при нарративной работе результаты встреч не заставляют себя долго ждать. Но при этом каким-то людям необходимо собраться с мыслями, чтобы определиться со своими предпочтениями или чтобы достаточно развить новую историю своей жизни. Есть люди, которым нужно решить несколько задач или необходимо заняться самоанализом. В этих случаях встреч может быть больше. В любом случае во время нарративной беседы меняется опыт и история, благодаря изменению репертуар существующих до этого знаний.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Похоже, в области психологии и психиатрии грядут большие изменения. И все благодаря новому направлению, возникшему совсем недавно - на рубеже 70-80 гг XX века. Нарративный подход не зря считают волшебным решением всех проблем. Сторонники классической психотерапии только критикуют и скептически пожимают плечами - как можно, задавая простые вопросы, вылечить смертельно больного человека? Волшебство да и только! А все потому, что нарративщики берутся даже за самых запущенных пациентов, от которых все остальные врачи отказываются. И вылечивают! Такие практики решают практически все психологические и даже психиатрические проблемы - от самых незначительных на первый взгляд до «неизлечимых»: пары воссоединяются, дети избавляются от страхов, пожилые люди снова приобретают радость жизни… В чем секрет? Для этого нужно понять суть нового подхода.

Суть подхода

Начало нарративной практике положила совместная увлеченная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. Почему новое направление назвали именно так? Дело в том, что с латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Вы замечали, что когда с кем-то беседуете, то рассказываете какую-нибудь историю о том, что с вами случилось, некий случай, пережитый опыт. Например, как вы встретили своего будущего мужа/жену, как закончили школу или поступили в университет, как появились дети или внуки… и таких историй очень много - у каждого она своя и даже всегда разная, в зависимости от того, кому вы ее в данный момент говорите. Но именно с помощью повествований человек всегда рассказывает о себе.

Определимся с терминологией. В нарративной практике история понимается как последовательность событий во времени, связанных единой темой и сюжетом. В связи с этим новый подход в психологии тесно связан с литературой, искусством, культурой и, по сути, берет от туда корни. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов - историй, мифов… (1991). Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует» (Live as Narrative, 1987 г.). Его же слова: «Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Сам Брунер позаимствовал это из теории литературы, из литературных представлений об историях. А нарративные практики теперь достаточно успешно и эффективно используют такой опыт в своей практике.

Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность. Во всех последовательностях прослеживается тема, которая связана с вами. Есть истории, где вы смелые и где осторожные, где умные и где чувствуете себя глупцами или не достаточно осведомленными людьми… Их очень много! И при этом вы воспринимаете себя одним определенным образом.

Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой - пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую историю.

Суть нового подхода можно описать всего в трех пунктах:

  1. Отделение жизни человека от его проблем.
  2. Вызов тем «проблемным» историям жизни, которые люди воспринимают как доминирующие, подчиняющие.
  3. Переписывание истории в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми человеком способами жизни.

Люди - это люди. Проблемы - это проблемы. Основная идея нарративной практики в том, что все люди в порядке. Просто к человеку время от времени приходит какая-то проблема извне и нарушает что-то очень важное для него: ценности, цели, надежды.

Нарративные практики считают, что проблемы - это НЕ внутренне присущие человеку качества. Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии (например от тех, что описаны в статье ). Там предполагается, что у человека есть определенные личностные качества, которые его предопределяют. Например, индивид видит себя ленивым, неорганизованным, проживающим какую-то бессмысленную жизнь. Нарративные практики считают, что это не слишком полезно. Когда человеку предлагают поработать с тем, что он ленивый, ему приходится смотреть внутрь себя. Это очень неудобно, потому что с собой таким сложно что-то делать, проще смириться - ну я вот такой и ничего не поделаешь. С самим собой любимым очень некомфортно бороться, для этого нужно признать себя плохим.

Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией - способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Нарративный практик дает чувствовать собеседнику, что все в порядке, что с ним все хорошо, что вот эта проблема существует отдельно и, когда она приходит, на нее можно повлиять.

Нарративный практик - это человек, который не рассказывает истории, а слушает их и задает вопросы. Он - не эксперт в жизни другого, он эксперт в задавании вопросов. Потому что у человека у самого есть правильное решение своих проблем, а не у нарративного или какого-либо другого практика.

Чем отличается нарративный подход

Отличия нарративного подхода от других, принятых в привычной нам классической психотерапии слишком кардинальны. Наверное, в этом основная причина критики со стороны мастодонтов и психиатрии.

Во-первых, задача врача-психотерапевта заставить ваше бессознательное работать на вас. Классическая «наука о человеческой душе» считает, что ваше бессознательное все «знает», именно в нем кроется проблема. В нарративной же практике считается, что вам прежде всего помогают ценности, знания, умения и навыки, а также прошлый опыт, а не нечто абстрактное, сидящее в голове. В новом подходе особый взгляд на человека. Здесь считается, что у него есть все, что нужно, чтобы справиться со своей проблемой, так как он активный, реагирующий на притеснение своих ценностей.

Во-вторых, в обычной психологии человек с проблемами считается как бы «больным», с ним что-то не так, у него «плохой характер», «шизофрения», «мании» и так далее. Нарративный практик воспринимает собеседника здоровым. В целом сам по себе он в порядке, просто к нему иногда приходят проблемы в виде Паники, Истерики, Плохого Настроения… и настойчиво начинают портить жизнь. И вот тогда человеку просто нужна дополнительная помощь, чтобы справиться со всем этим. Кстати, «нормальное» отношение нарративного практика к своему пациенту очень воодушевляет и вдохновляет последнего. Человек чувствует, что его не осуждают и не оценивают, в связи с этим сразу возникает доверие, что в итоге приводит к более быстрым результатам в терапии.

В-третьих, обычного психолога в основном интересует то, что человек в данный момент чувствует. Нарративные практики всегда отталкиваются от действий человека. Их основной вопрос: что вы делаете? Используя нарратив, специалист определяет основные ценности, надежды, чаяния человека и помогает ему заново переписать свою историю, в которой проблемы под контролем или вовсе исчезают.

С чем работает нарративный подход

Нарративный подход решает практически все проблемы, даже «неизлечимые»:

— Семейные: проблемы отношений в паре и семьях.

— Внутриличностные: проблемы личной самооценки и плохой эффективности, потеря смысла жизни и отсутствие целей, убирается стыд, чувства вины, обиды.

— Организационные: проблемы договоренностей и выстраивания связей внутри организации или сообщества.

— Социальные: проблемы с притеснениями и несоблюдениями прав человека, а также насилия, ведется работа с пострадавшими от стихийных бедствий, оказывается помощь маргинализованным слоям населения - потерявшим кров, работу, родителей и близких.

Смертельно больным людям нарративная практика тоже помогает. Здесь болезнь отделяется от человека, особенно если он чувствует, что может как-то с этой болезнью взаимодействовать, например, договориться с ней, если невозможно избавиться от нее.

Нарративный подход хорошо показал себя и в работе с подростками. Здесь очень эффективно и относительно быстро решаются проблемы неуспеваемости, выбора профессии, взаимоотношений с родителями, нехватки времени, первой любви и другие, характерные для юного возраста.

В применении нового подхода каких-то ограничений и противопоказаний нет - он доступен любому.

Нарративная практика очень веселая и легкая, может быть поэтому самые неразрешимые проблемы человеческой психики лопаются здесь, словно мыльные пузыри.

В этой статье мы рассмотрели так сказать теоретическую часть нарративного подхода. Узнать больше вы сможете Обязательно прочтите публикацию , где на примере из жизни описываются основные принципы новой практики.

« » с английского языка означает «рассказ». Это понятие позаимствовали из философии для зарождения направления в 80-х годах ХХ столетия. Нарративная терапия – это результат многолетней работы австралийских психологов Майкла Уайта и Дэвида Эпстона. Однако нарративная практика и ее идеи использовались еще до их главных основателей.

Рождаясь на свет, человек не имеет сформированной системы оценочного суждения. Он не ставит границы между добром и злом, между правильным и неправильным.

Только с развитием в социуме, мы начинаем относиться к людям и их поступкам, ситуациям с определенными чувствами, анализировать их. Формируется комплексное мировоззрение.

В голове выстраивается логическая цепочка нашей жизни: прошедшие события, полученный опыт, нынешнее состояние, планы на будущее, цели. И каждому хочется, чтобы все гармонично связывалось между собой.

Но не всегда сюжет жизни включает только те события, который можно понять логикой и принять их. Часто случаются такие вещи, которые не можем осознать. Поэтому не воспринимаем, выталкиваем их за границы нашей памяти, игнорируем.

Причинами могут послужить:

  • авторитарное воспитание родителей;
  • специфика личности (темперамент и характер);
  • ограниченность развития мировоззрения;
  • навязывание общественного мнения;
  • переживание горя из-за утраты;
  • уровень культуры окружающей среды.

Если человеку удается принять события, взглянуть на них с другой точки зрения – это расширяет кругозор; дает возможность проанализировать ситуацию по-другому; принять ее; сформировать, как новый опыт. Этим и занимается нарративная психотерапия.


Краткое описание подхода

Основная форма работы с клиентом – это беседа. Он рассказывает историю своей жизни в том ключе, который всегда видел и воспринимал. Терапевт задает вопросы для уточнения тех или иных моментов.

Над каждой важной ситуацией нужно остановиться, все детально описать. Если клиент рассказывает за какое-то свое действие, то должен сказать и что чувствовал тогда, какие были мысли, что побудило его. Дальше рассматривается участь других персонажей в этом моменте. Попытаться описать их как можно обширней и красочней.

Возможно, у клиента есть происшествие в жизни, которое воспринимается с сильными негативными эмоциями. На нем психотерапевт останавливается дольше для того, чтобы человек мог увидеть хотя бы 1-2 точки зрения с позитивной, или же нейтральной стороны. Это может быть изначально неправильная трактовка действий, или не вынесено умозаключение, нет сформированного опыта. Все это нужно исправить и настигнуть.

Если клиент винит себя в каком-то повороте жизненной линии или настоящем состоянии, то терапевт пытается показать, сколько факторов влияло на ту или иную ситуацию. Поясняется, что нельзя винить во всем исключительно себя.

К работе могут подключать других людей, которые брали участие в жизни клиента. Таким образом, они делятся своими настоящими чувствами. Центральная персона терапии может сравнить и исправить тот образ, который сложился у него в голове.

Основные понятия и идеи

Каждая психологическая терапия имеет свои специфические понятия и идеи, на которых она основана. Нарративная практика (терапия) базируется на таких тезисах:

Такой вид терапии предполагает полное принятие клиента. Отсутствие контроля со стороны терапевта. Сеанс развивается не поэтапно и плану, а имеет вольное течение.

Принцип действия

Нарративная практика (терапия) пользуется рядом принципов вне зависимости от специфичности проведения сеанса:

  1. Экстернализация – вынесение проблемы наружу. Ее можно персонифицировать, дать отдельное название или полноценное имя. Клиент должен проанализировать ее, установить причинно-следственную связь. Также озвучить то, как проблема повлияла на человека, а человек – на нее.
  2. Деконструкция – клиент осознает, что именно он является автором сюжета. Это подтверждается с помощью конкретизации мировоззрения человека, которое легло в виденье истории. Доказывается субъективный взгляд.
  3. Работа со свидетелями – на сеанс приглашаются участник ситуации, чтобы они могли рассказать сюжет со своей стороны. Также центральная особь спрашивает о том, какие были впечатления от его личного рассказа. Если нет возможности реального общения, то клиент может сам попробовать представить себя другим человеком, посмотреть чужими глазами.
  4. Организовываются онлайн-сообщества, где человек делится своим рассказом, а другие – своим взглядом, похожим опытом. Таким образом, происходит обмен знаниями; клиент понимает, что не он единственный, кто попал в такую ситуацию; мнение терапевта не кажется исключительно правильным.

Методы работы в нарративном подходе

Если сеанс проводится индивидуально, то, как правило, в формате обычного повествования. Естественно, должны соблюдаться вышеперечисленные принципы.

Но при проведении групповой терапии существует целый ряд эффективных методик. Они представлены различными упражнениями. Некоторые из них:

Терапевт-психолог должен хорошо чувствовать группу, чтобы создавать план будущего сеанса. Наблюдать за происходящими действиями, внимательно слушать, но не вмешиваться.

В конце занятия проводится рефлексия. Спрашивают, что понравилось, а что нет; какой опыт получили участники; удалось ли разрешить свою проблему, посмотреть под другим углом.

С какими проблемами работает нарративный подход

Проблемы случаются в разных аспектах жизни и любом возрасте. Поэтому, применять такую психологию можно при самых различных и сложных ситуациях.

Часто используется семейный подход, когда существует проблема между родственниками. Приглашаются все участники, чтобы воссоздать сюжет с разных сторон и обсудить его. Если приходят дети, то с ними можно работать с помощью игрушек и рисунков.

Взаимоотношения в школе, университете или на работе тоже могут поддаваться разрушению. Поэтому, эффективным будет групповой тренинг.

В данной парадигме рассматриваются и проблемы людей из меньшинства или мест лишения свободы. Таким особям часто не подходит традиционная терапия.

Показания к применению

Применяется к людям с проблемами из разных сфер жизни: семья, работа, учеба, отношения с другими людьми, постановка собственных целей и ориентиров. Кроме того, методика может использовать и других нарушений.

Также терапевты работают с такими случаями:

  • тревога;
  • синдромом дефицита внимания с гиперактивностью ();
  • другие психические болезни.

Применяют и в судебно-психологической экспертизе. В частности, для анализа видео- и аудиофайлов подозреваемых.

В чем отличия нарративного подхода от других

Каждый подход в психологической терапии отличается друг от друга: своими идеями, виденьям сущности человека, теорией, практикой.

Нарративная рассматривает бессознательное, как что-то конкретное. Это может быть опыт или полученные знания. В то время, как классическая терапия (психоанализ, например) предполагает абстрактную область в сознании человека.

Как правило, клиент воспринимается, как человек, имеющий расстройство. Но в этом современном направлении пришедшего человека на сеанс принимают безо всяких предрассудков. Терапевт относится к нему, как к практически здоровому. Это сразу снимает напряжение с клиента, он чувствует себя комфортно, свободно и более уверенным.

Если классический подход больше уделяет внимание чувствам, переживаниям, внутреннему миру человека, то тут главное место обсуждения занимают действия клиента. Проводится связь между интересом и тем, как человек поступил.

Существует немного направлений, которые могут за такой короткий срок помочь человеку. Здесь не нужно углубляться в далекое прошлое, чтобы найти причину. Решают только ту проблему, которая актуальна для клиента на данный момент.

Современное состояние нарративного подхода

Это направление относительно новое, поэтому не так распространено. Но стремительно набирает обороты и занимает свою нишу. В Москве, например, проводятся различные конференции, семинары, лекции; выдаются книги; создаются тренинговые группы и программы; разыгрываются гранты. Все это способствует распространению информации и популярности.

Как проявляется положительный результат

Прежде, чем прийти к терапевту-психологу, человек ставит перед собой цель, которую хочет достичь на сеансе. Ее обговаривают во время первой встречи.

Только клиент может судить, когда стоить закончить терапию. Почувствовать эффективность можно и после первого занятия, если была одна небольшая проблема, на которую удалось посмотреть под другим углом. Или кому-то понадобится несколько сеансов, чтобы разобраться в более глобальных ситуациях и заняться самоанализом.

error: