Регулятивные универсальные учебные действия Функция регулятивных УУД – организация учащимися своей учебной деятельности. Развитие регулятивных универсальных учебных действий в рамках предмета ОБЖ во внеурочной деятельности Значение регулятивных универсаль

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт .

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности и вносят определенный вклад в оптимизацию собственной учебной деятельности учащегося. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий .

Эти действия позволяют учащемуся не только рационально подходить к выполнению учебных заданий, полученных от учителя, но и организовывать собственное самообразование как в годы учебы в школе, так и после ее окончания. Роль регулятивных действий возрастает при переходе учащегося из класса в класс. Это связано с тем, что, с одной стороны, от класса к классу растет объем содержания образования, которое он должен усвоить. С другой стороны, при взрослении меняется отношение учащегося к учебе и, в частности, к разным учебным дисциплинам, к их месту в его планах на будущее.

Постановка цели является начальным этапом деятельности. На конкретном уроке цель может выступать в виде цели-образа, непосредственно направляющей и регулирующей учебную деятельность на протяжении урока, и в виде цели-задания, регулирующей деятельность через конечный результат, который выступает в форме знания.

А.К. Маркова отмечает, что мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития учащегося, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания. т.е. от умения школьников ставить цели и достигать их в обучении. Цели - это ожидаемые конечные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов [по 11, с. 37].

Важно научить самого школьника осознанному принятию и активной постановке цели. В ходе анализа нового материала, при проверке домашних заданий желательно вначале подводить школьников к пониманию цели учителя, затем к самостоятельной постановке собственных целей учащихся, имеющих личностный смысл. Необходимо последовательно отрабатывать с ними постановку разных целей - гибких, перспективных, всё более трудных, но реально достижимых, соответствующих их возможностям. Параллельная работа по формированию приёмов целеобразования может осуществляться и в других сферах жизни ребёнка, где ему надо давать возможность не только ставить их самому, но и реально опробовать пути достижения цели для себя.

Целеполагание оказывает значительное влияние на развитие личности в целом. Это влияние обусловлено наличием определенных функций:

1. Ориентирующей (помогает правильно ориентироваться в системе знаний о потенциальных целях человеческой деятельности и в способах осуществления процесса целеполагания).

2. Смыслообразующей (обеспечивает возможность осознать и субъективно принять цель предстоящей деятельности).

3. Конструктивно-проективной (определяет характер, способы, последовательность, средства и другие характеристики действий, направленных на достижение целей в тех условиях, которые выделены самим субъектом).

4. Рефлексивно-оценочной (обуславливает необходимость выработки собственного отношения личности к деятельности и процессу целеполагания, связанному с ней, для осознания правильности постановки цели).

5. Регулятивной (обеспечивает влияние процесса целеполага- иия на способы регуляции деятельности и поведения, направленные на достижение цели).

В структуре процесса целеполагания выделяют:

1) мотивационный компонент, выражающий осознанное отношение личности к целеполаганию;

3) операционно-деятельностный компонент, основанный на комплексе умений и навыков по целеполаганию в структуре собственной деятельности;

4) рефлексивно-оценочный компонент, характеризующий познание и анализ обучаемым собственной деятельности по целеполаганию;

5) эмоционально-волевой компонент, включающий в себя волевые и эмоциональные проявления, направляющие активность личности на удержание и достижение намеченной цели .

Осуществление человеком любой деятельности всегда сопровождается осознаваемым или неосознаваемым самоконтролем, в ходе которого ее выполнение оценивается и, при необходимости, корректируется.

Оценка с общенаучных позиций трактуется как выражение отношения к предмету оценивания. Человек, приступающий к оценке, должен знать идеальный образец оцениваемого объекта и правила оценивания, по которым оцениваемый объект сравнивается определенным образом с идеальным образцом объекта. По результату сравнения выносится оценка, в которой подтверждается или не подтверждается соответствие оцениваемого объекта его идеальному образцу.

Оценку, отнесенную к самому себе, называют самооценкой. «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков». Самооценка осуществляется в ходе мыслительной и практической деятельности человека. В ней в ходе анализа устанавливается соответствие или несоответствие оцениваемого объекта принятым образцам, эталонам. На ее основе обучаемый выбирает способы коррекции и совершенствует собственную деятельность.

Главное назначение самооценки заключается в обеспечении человеком регуляции собственной деятельности. С позиций рассматриваемой нами проблемы главными функциями самооценки для учащихся являются:

Констатирующая (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);

Мобилизационно-побудительная (я многое понял и усвоил, но вот с этим надо еще разобраться);

Проектировочная (чтобы основательно подготовиться к контрольной работе, надо еще обязательно повторить).

Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления ее результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

С понятиями оценка и самооценка тесно связаны понятия контроль и самоконтроль.

Контроль представляет собой основанную на знании эталонов (идеальных образцов) систему проверки: состояния каких-то объектов, процесса их изменения, результатов какого-то процесса. «Под педагогическим контролем понимается система проверки результатов обучения и воспитания» обучающихся. Контроль осуществляется не только по результатам педагогического процесса, но и за его ходом. Контроль за началом процесса овладения учащимися очередным элементом знания, за первоначальным этапом овладения умением предшествует контролю за результатом их усвоения. Педагогический контроль выполняет диагностическую, обучающую, воспитывающую и развивающую функции.

Самоконтроль, рассматриваемый как контроль, отнесенный к самому себе, к собственной деятельности, является необходимым компонентом, как деятельности учителя, так и деятельности учащихся. Для того чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо не только осуществлять весь цикл деятельности, но и обращать особое внимание на отдельные его этапы. Самоконтроль имеет важное значение на всех этапах деятельности человека: на этапе разработки вариантов предстоящей деятельности, на этапе планирования деятельности, на этапе проверки процесса и результата решения учебной задачи, на этапе их оценки в соответствии с критериями, выбранными для конкретных условий.

С позиций интересующей нас проблемы мы будем рассматривать самоконтроль как структурный компонент любой учебной деятельности, включающий в себя умение человека проверять правильность или неправильность выполнения каждого шага собственной деятельности:

Прогнозирования ее цели;

Трудностей, с которыми предстоит встретиться при ее достижении;

Планирования пути достижения цели;

Диагностирования правильности выполнения каждого ее этапа;

Оценивания достигнутого.

А.С. Лында в числе элементов структуры деятельности самоконтроля, связанной с учебной деятельностью учащегося, выделяет:

Уяснение ими цели деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его достижения, с которыми будут сравниваться применяемые приемы деятельности и полученный результат;

Сличение хода деятельности и достигнутого результата с ее образцами;

Самооценку состояния выполняемой деятельности, установление и анализ допущенных ошибок, выяснение их причин, констатацию состояния деятельности;

Коррекцию (исправление чего-то) работы на основе самооценки, уточнение плана выполняемой деятельности, внесение в нее усовершенствований .

В структуре самоконтроля важным звеном является сличение, которое предполагает восприятие деятельности и установление степени ее совпадения с прогнозируемым эталоном, в результате чего происходит ее узнавание. Самоконтроль охватывает не всю деятельность в целом, а лишь ее контрольно-оценочные элементы.

Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения.

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию.

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

8) Осуществлять контроль и оценку используя содержательные средства фиксации текущих и итоговых результатов.

Таким образом, формирование действия контроля предполагает развитие не только умение соотносить объект контроля с образцом, но и умение самостоятельно выбирать или конструировать такие образцы- критерии успешности выполнения тех или иных действий, критерии достижения той или иной цели. Приемам действия контроля необходимо специально учить. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Формирование полноценного действия контроля возможно только на основе пооперационного контроля, так как он предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат.

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы - формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД - система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести

дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Особенности регулятивных действий

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся:

. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

По замыслу авторов нового стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Перед учителем, встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования. Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема - это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что планирование происходит с введения определения понятия «план» - это порядок, последовательность действий; план (алгоритм, инструкция) известных детям действий. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.

План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Что касается действия оценки , то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения .

Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Эти действия позволяют учащемуся не только рационально подходить к выполнению учебных заданий, полученных от учителя, но и организовывать собственное самообразование как в годы учебы в школе, так и после ее окончания. Роль регулятивных действий возрастает при переходе учащегося из класса в класс. Это связано с тем, что, с одной стороны, от класса к классу растет объем содержания образования, которое он должен усвоить. С другой стороны, при взрослении меняется отношение учащегося к учебе и, в частности, к разным учебным дисциплинам, к их месту в его планах на будущее.

Постановка цели является начальным этапом деятельности. На конкретном уроке цель может выступать в виде цели-образа, непосредственно направляющей и регулирующей учебную деятельность на протяжении урока, и в виде цели-задания, регулирующей деятельность через конечный результат, который выступает в форме знания.

А.К. Маркова отмечает, что мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития учащегося, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания. т.е. от умения школьников ставить цели и достигать их в обучении. Цели - это ожидаемые конечные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов.

Важно научить самого школьника осознанному принятию и активной постановке цели. В ходе анализа нового материала, при проверке домашних заданий желательно вначале подводить школьников к пониманию цели учителя, затем к самостоятельной постановке собственных целей учащихся, имеющих личностный смысл. Необходимо последовательно отрабатывать с ними постановку разных целей - гибких, перспективных, всё более трудных, но реально достижимых, соответствующих их возможностям. Параллельная работа по формированию приёмов целеобразования может осуществляться и в других сферах жизни ребёнка, где ему надо давать возможность не только ставить их самому, но и реально опробовать пути достижения цели для себя.

Целеполагание оказывает значительное влияние на развитие личности в целом. Это влияние обусловлено наличием определенных функций:

Ориентирующей (помогает правильно ориентироваться в системе знаний о потенциальных целях человеческой деятельности и в способах осуществления процесса целеполагания).

Смыслообразующей (обеспечивает возможность осознать и субъективно принять цель предстоящей деятельности).

Конструктивно-проективной (определяет характер, способы, последовательность, средства и другие характеристики действий, направленных на достижение целей в тех условиях, которые выделены самим субъектом).

Рефлексивно-оценочной (обуславливает необходимость выработки собственного отношения личности к деятельности и процессу целеполагания, связанному с ней, для осознания правильности постановки цели).

Регулятивной (обеспечивает влияние процесса целеполагания на способы регуляции деятельности и поведения, направленные на достижение цели).

В структуре процесса целеполагания выделяют:

мотивационный компонент, выражающий осознанное отношение личности к целеполаганию;

содержательный компонент, объединяющий совокупность знаний личности о сущности и специфике процесса целеполагания;

операционно-деятельностный компонент, основанный на комплексе умений и навыков по целеполаганию в структуре собственной деятельности;

рефлексивно-оценочный компонент, характеризующий познание и анализ обучаемым собственной деятельности по целеполаганию;

эмоционально-волевой компонент, включающий в себя волевые и эмоциональные проявления, направляющие активность личности на удержание и достижение намеченной цели .

Осуществление человеком любой деятельности всегда сопровождается осознаваемым или неосознаваемым самоконтролем, в ходе которого ее выполнение оценивается и, при необходимости, корректируется.

Оценка с общенаучных позиций трактуется как выражение отношения к предмету оценивания. Человек, приступающий к оценке, должен знать идеальный образец оцениваемого объекта и правила оценивания, по которым оцениваемый объект сравнивается определенным образом с идеальным образцом объекта. По результату сравнения выносится оценка, в которой подтверждается или не подтверждается соответствие оцениваемого объекта его идеальному образцу.

Оценку, отнесенную к самому себе, называют самооценкой. «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков». Самооценка осуществляется в ходе мыслительной и практической деятельности человека. В ней в ходе анализа устанавливается соответствие или несоответствие оцениваемого объекта принятым образцам, эталонам. На ее основе обучаемый выбирает способы коррекции и совершенствует собственную деятельность.

Главное назначение самооценки заключается в обеспечении человеком регуляции собственной деятельности. С позиций рассматриваемой мной проблемы главными функциями самооценки для учащихся являются:

констатирующая (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);

мобилизационно-побудительная (я многое понял и усвоил, но вот с этим надо еще разобраться);

проектировочная (чтобы основательно подготовиться к контрольной работе, надо еще обязательно повторить).

Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления ее результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Таким образом регулятивные действия - это те действия, которые обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, к ним относят: целепологание, планирование, контроль, саморегуляцию, коррекцию.

Безотметочное обучение

учебный действие начальный безотметочный

В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся.Система оценки - это сложный многофункциональный организм, который включает и учителей, и учеников, и их родителей в особую деятельность. .

В современной школе система работы учителя направлена на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие.

В одну школу, в один класс приходят очень разные дети, но все они начиная учиться, получают установку, на то, что в школе их ждут новые знания и открытия. Продвижение поэтому непростому пути у каждого ребенка индивидуально. Успешность ребенка должна определяться не пресловутыми «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Если бы все педагоги смогли договориться и не сравнивать детей между собой, то в мире было бы гораздо больше счастливых детей.

Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Одно из направлений по совершенствованию содержания и структуры образования поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе. Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для ормирования у обучающихся оценочной самостоятельности. .

Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки со внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальное достижение каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.

Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий - над чем надо еще поработать, что улучшить. Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие к - ухудшению физического здоровья школьников.

Очевидно, что все указанные недостатки не могут быть устранены путем замены пятибалльной системы каким-нибудь эквивалентом «отметочной» системы - ни десятибалльной, ни стобалльной, ни количеством заработанных «звездочек», «зайчиков» и «черепашек».

Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем учеными уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Для управления учебной деятельностью контроль и оценка должны носить процессуальный и рефлексивный характер. Для улучшения результативности обучения контроль и оценка должны иметь диагностико-коррекционную направленность. Для определения перспектив развития, учащихся оценка должна быть практической, а контроль - планирующим. В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:

Что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

Как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

Каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);

Что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:

Выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;

Ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);

Задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыков достижений ученика не должен употреблять "заменителей" отметочной системы. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, "Листов индивидуальных достижений", в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый "Экран успеваемости". Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).

Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.

Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики)

В период безотметочного оценивания можно использовать принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А. Цукерман.

Поясню некоторые формы, которые наиболее часто используются учителями на уроках.

1. «Хорошие слова и комплименты»

В первом классе просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку деятельности учащегося. Функция оценки: стимулирование к успеху, важно показать удовлетворение от успеха ученика. Кроме того, в процессе такого оценивания учитель показывает ученику, что он уже достиг, а что ему предстоит освоить:

«Молодец! Но…» Поэтому оценка деятельности ученика в этом случае будет выполнять следующие функции: указывать на ошибки в учебной деятельности и обеспечивать согласие учащегося с выставляемой отметкой в последующий период отметочного оценивания. Эффективны также невербальные виды помощи: важно упомянуть и о таких видах похвалы, как улыбка, прикосновение к ребёнку, ободряющий жест. Такая атмосфера создаёт ситуацию успеха и здоровый психологический климат.

2. «Сосед по парте» - взаимооценка.

Оценивание чужой работы - необходимый способ работы. Не секрет, что очень многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку. При организации взаимопроверки ориентирую учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, учатся друг от друга. Учу детей сопереживать, радоваться за успехи одноклассника, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи и взаимоподдержки.

Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Для оценивания и самооценивания выбираются только те задания, где существует объективно однозначный критерий оценивания (например, количество слов в предложении).

3. «Самооценка»

Возможность для самооценивания вводится с первых дней обучения.

Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания выбираются только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (т.е. ребёнок знает, как это делать, например, посчитать количество звуков в слове).

Выполнив задание, ребёнок оценивает правильность выполненной работы, для чего используется «Волшебную линеечка», разработанная Т.В. Дембо и С.Я, Рубинштейн.

Можно использовать ретроспективную и прогностическую самооценку. Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы; она проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее.

Прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована. .

Возможны два варианта такого самооценивания:

ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;

ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз - после учительской проверки.

Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный "Лист индивидуальных достижений", который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В "Листе индивидуальных достижений" полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

В этом же листе можно отмечать ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем.)

Таким образом безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод, что овладение регулятивными учебными действиями позволяет не только успешно учиться, но и решать жизненно важные проблемы,способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Е.А. Стародубцева,

учитель начальных классов.

МБОУ кадетская школа имени

Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова,

Г. Волжский, Волгоградская область

Регулятивные универсальные учебные действия.

Уровни развития контроля.

«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер

Изменения, происходящие в обществе, не могут не отражаться на современном человеке. К таким изменениям следует отнести развитие науки и техники, появление новых информационных технологий, преобразующих жизнь людей. Современному человеку необходимо быть мобильным, так как на протяжении профессиональной деятельности ему приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Следовательно, стоит говорить о значимости непрерывного образования, которое становится реальностью и необходимостью.

Согласно приказу Министерства образования и науки российской Федерации от 06 октября 2009 года с 1 января 2010 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1 сентября 2011 года первоклассники начали учиться согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Необходимость оптимизации начального образования осознаётся обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.

В связи с этим, новые ФГОС, наряду с овладением предметными умениями, предусматривает в процессе обучения формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию.

Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе:

От определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования учиться;

От «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме, включая содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

От стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации;

От ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);

От индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Итак, что же дают универсальные учебные действия? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Рассмотрим более подробно регулятивные (включающие также действия саморегуляции) действия. Учеными и психологами выявлено, что успешно обучающиеся школьники имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Наиболее существенное влияние на успешность обучения оказывает степень сформированности регулятивных учебных действий таких, как целеполагание, планирование, самоконтроль, волевые усилия.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Первый тип целеполагания - постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Второй тип - принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения).

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Функция контроля в учебной деятельности - это обнаружение отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Выполняетдве функции -обратную связь и подкрепление (поощрение).

Повсеместно используемой формой оценки являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллахпо пятибалльной шкале. Обратная связь спомощью таких показателей носит крайне неинформативный характер, как для учителя, так и для ученика. Расплывчатость и зачастую произвольность критериев выставления отметки, непонятный ученику язык, мало способствует становлению и развитию самооценки.

Оценка и самооценка в учебной деятельности должны выполнять следующие функции :

    информировать ученика о выполнении им программы;

    стимулировать учение (сосредоточиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать малейшее продвижение; ориентировать ученика на успех; содействовать развитию позитивной самооценки).

К моменту поступления ребёнка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Умение сохранять заданную цель;

Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

Умение контролировать свою деятельность по результату;

Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Для успешного формирования регулятивных действий необходимо изменить подход к методике преподавания предметов. Во-первых, пересмотреть структуру и формы построения урока. Во – вторых, изменить планирование изучения темы, раздела, курса с опорой на деятельностный метод обучения, необходимо научить учащихся учиться, т.е. самим «добывать» знания.

Оценка уровня сформированности контроля у учащихся начальной школы соответствует основным положениям концепции П.Я. Гальперина, согласно которой идеальная сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания.

Рассмотрим уровни развития контроля.

Показатели сформированности

Дополнительные диагностические признаки

    Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

    Контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

    Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

В процессе решения задачи контроль затруднён, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторённых действиях ошибок не допускает

    Актуальный контроль на уровне произвольного понимания

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля с новыми условиями.

    Потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.

Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

    Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения:

    выбирать средства для организации своего поведения;

    помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

    планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу;

    предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;

    начинать выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент;

    тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Рассмотрим кратко на нескольких примерах, как можно формировать регулятивные универсальные учебные действия у детей младшего школьного возраста.

Задание 1.

Лос живёт лесу. Он ест трава и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики идут влес и соль но пень. Лоси приду лизать соль. Он будут силными и крепкими.

Укажи количество ошибок: _____

Проверь себя по образцу.

Образец.

Лось живёт в лесу. Он ест траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики идут в лес и кладут соль но пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими.

Задание 2.

Математика

Сравни своё условие задачи с данными:

Было – 5 яб. Было - 5 яб.

Съели – 3 яб. Съели - ? яб.

Осталось - ? яб. Осталось – 2 яб.

Какое условие задачи ты считаешь верным? Объясни свой выбор.

Задание 3.

Математика

Реши задачу по действиям и составь к ней сложное выражение. Маша и Миша составили такие выражения:

Кто из них прав? Как рассуждал каждый?

Задание 4.

Русский язык

Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году». Составь и запиши план рассказа. Подбери примеры к каждому пункту плана.

Задание 5.

Технология.

Соедини линиями развёртку с теми подставками, которые из неё могут получиться.

Проверь выполнение задания по Приложению №4.

Применение указанных особенностей организации учебно-воспитательного процесса будет способствовать эффективномуформированию регулятивных универсальных учебных действий, их свойств и качеств, что в целом будет определять результативность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся.

1. Наилучший метод организации учебной работы школьников - совместное планирование, обсуждение и оценивание самостоятельной работы.

2. Делегируйте учащимся действия самоорганизации при сохранении за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости.

3. Обучая целеполаганию,двигайтесь от частных задач на усвоение готовых знаний и действий к самостоятельной постановке учениками новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения).

4. При организации контроля определяйте его критерии, отслеживайте время его выполнения, автоматизированность действий учащихся, их направленность на результат или способ действия.

5. Помните, что коррекция действий направлена на изменение содержания и последовательности познавательных операций в ответ на изменившиеся условия действия и на регуляцию действия во времени.

6. В формировании действий оценивания акцент ставьте на достижения ученика.

Список литературы

    Асмолов А.Г.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011

    Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка /

П.Я. Гальперин. – М., 1985.

    Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.Кравцова. – М., 1991

    Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении

в действие федерального государственного образовательного стандарта начального

    Аристова Т.В., Бойко Е.Н., Карпеева И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов в начальной школе: учебно-методическое пособие.- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.

Регулятивные

универсальные учебные действия

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Роль учителя сегодня изменилась - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Поэтому учителю начальной школы следует перейти к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий, одними из которых являются регулятивные УУД.

Цель работы – формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников для повышения качества образования.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив (в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

    оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока я выделила те регулятивные универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:

Отдельные этапы урока

Деятельность учащихся

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики было при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяла мне уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.

Овладение учащимися регулятивными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Математика учит ребят планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. умение строить алгоритм поиска необходимой информации.

Русский язык даёт умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Окружающий мир формирует способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Чтение учит ребятумению строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Развитие регулятивных действий связано формированием произвольности поведения . Формированию РУУД способствуют технологии деятельностного типа, представленные в используемых в школе УМК: «Перспективная начальная школа» и «Перспектива», «Ритм». В данных УМК представлены технологии:

1.Проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении.

2.Организация учебного сотрудничества.

3. .

4.Проектно-исследовательская деятельность.

5.Использование интерактивных возможностей ИКТ.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивны е универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.

Планируемые результаты по формированию РУУД на конец 1 класса:

    принимает и сохраняет учебную задачу

    учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

    планирует свои действия совместно с учителем

    овладевает способами самооценки, адекватно воспринимает предложения

Проанализировав первый год работы по формированию УУД, выделила следующее:

    надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу;

    на каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний; вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

    учить детей ставить цели и искать пути их достижения ;

    для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания;

    на уроке уделять большое внимание самопроверке детей;

    учитель должен помогать ребенку найти самого себя, создавая ситуацию успеха.

Применение указанных особенностей организации учебно-воспитательного процесса будет способствовать эффективномуформированию регулятивных универсальных учебных действий, их свойств и качеств, что в целом будет определять результативность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся.

Литература:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

    Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

    Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.-152с.

error: