Таинственная царица савская. Царь соломон и царица савская

Кто такая царица Савская? Миф или реальность?

Царица Савская - единственный персонаж древности, о котором есть упоминания в священных книгах трех основных мировых религий - христианство, иудаизм и мусульманство. Легендарная правительница Сабы в Южной Аравии - удивительной страны, где песок стоит дороже золота, где растут деревья из Эдемского сада, а людям не ведомы войны. В Библии рассказывается, что она пришла в Иерусалим испытать загадками царя Соломона и была в изумлении от его мудрости.

Согласно некоторым преданиям, у царицы Савской были козлиные ноги (возможно, отголоски древнего культа зооморфной богини луны Южной Аравии). В мусульманских легендах царицу зовут - Билкис. Она и , как утверждают мифы, - родоначальники 3 000-летней династии эфиопских императоров.

В Библии не называется ее имени, она фигурирует в ней просто как царица Савская, или Южная, и противопоставляется тем, кто не хочет внимать мудрости Иисуса. Она управляла савеями - народом «Счастливой Аравии», лежавшей южнее Палестины. Около 2000 км разделяли ее резиденцию от Иерусалима.

По какой же причине царица отправилась в путь? Согласно легенды, Соломон узнал от удода о диковинной стране и правящей ею женщине несравненной красоты и мудрости. Царь отправил ей письмо в котором приглашал посетить Иерусалим. В случае отказа он пообещал наслать на нее демонов. (Соломон был не только мудрецом, но и магом.) Царица откликнулась на призыв грозного соседа. Она ехала в Иерусалим, в надежде разрешить множество вопросов, относительно ее личной жизни, ее царства и ее народа.

Она была наслышана о Соломоне, слава которого всегда связывалась с именем бога. Этот бог казался ей причиной достигнутого благоденствия. Кому же может поклоняться такой мудрый царь? Царица Савская - рассудительная и умная женщина, но знает о границах своей осведомленности и хочет стать мудрей. Ради этого она жертвует временем, средствами и удобствами.

Соломона потрясла ее красота. Но наряду с этим он захотел проверить, какие у нее ноги… Нехорошая история описана в одной из книг Талмуда. По убеждению древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Царь остерегался, что под обличьем прекрасной женщины скрывается сам нечистый. Для проверки, он выстроил павильон со стеклянным полом и запустил туда рыбок.

Правительнице необходимо было пройти через этот зал, но, едва переступив порог, инстинктивно приподняла платье. Соломон успел увидать, что ноги царицы были человеческие, но покрыты густыми волосами. Эту же историю можно встретить и в мусульманских источниках. Но исламская версия легенды гласит: ноги Билкис в действительности оказались козлиными - покрытыми шерстью и с копытцами вместо ступней…


Примирить обе версии смогут предания Эфиопии. Там царицу Савскую называют Македой, или Атия-Азеб. Считается, что она была из племени, приносившее жертвы дракону. И вот настала очередь Атия-Азеб: девушка была привязана к кроне дерева, куда прилетал дракон… В тени этого дерева присели отдохнуть 7 святых. Они решили помочь и убили дракона.

Однако одна капля крови попала на пятку девушке, и ее нога превратилась в копыто. Жители деревни избрали Македу своей предводительницей. Однажды она услыхала, что в Иерусалиме правит царь Соломон, который излечивает людей от всех болезней. Преодолев тяжелый путь, предводительница переступила порог дворца царя, и ее нога сразу стала такой, какой была раньше.

Полгода длился роман царя и царицы Савской. Когда же выяснилось, что прекрасная южанка беременна, она покинула Иерусалим и возвратилась в Сабу, где родила мальчика, который стал родоначальником абиссинских правителей. Эфиопы называют его Бейна Хекемом («сыном царя»), или Менеликом. Достигнув зрелости, Менелик отправился в гости к отцу. А возвратившись в сопровождении молодых иудеев на родину, привез в Эфиопию библейский Ковчег Завета с реликвиями. Жители города Аксум уверены, что Ковчег спрятан в каменной часовне самой большой церкви города и охраняет их родину в течении уже почти трех 3 000 лет.

Царица Савская — реальная историческая личность?

Эту замечательную историю несколько омрачают два вопроса: где все-же находилось Сабейское царство? И вообще, существовала ли царица Савская на самом деле? Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила считаются древнейшими очагами цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н. э. там жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии.

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. на юго-западе Аравии возникли государства Хадрамаут, Катабан, Саба, Манн. Около середины I тысячелетия до н. э. наибольший вес приобрело здесь царство Саба, которое установило контроль над главной торговой артерией Аравийского полуострова - «путем благовоний».

Оно просуществовало под различными названиями полторы тысячи лет. Подлинных сведений о легендарной царице крайне мало. Мусульмане называют ее Билкис. Известно, что она была дочерью «премьер-министра» загадочного царства Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время путешествия в Израильско-Иудейское царство, куда она отправилась для того, чтобы договориться о свободном проходе караванов с благовониями через вассальные ему территории.

В 711 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар упоминал о государстве на юге Аравийского полуострова. Историк Флавий полагал, что страна савеев располагалась на северо-востоке Африки - в Эфиопии. Некоторые из исследователей библейского рассказа считают, что государство Дилмун (или Сабейское царство) было на острове Бахрейн в Персидском заливе. Такое заявление могло бы показаться необоснованным - в Ветхом Завете указывается только на юг Аравии, - если бы не древнегреческая легенда, наводящая на необычные мысли на счет происхождения царицы Савской.

Эллины верили в , древнейшими из которых считались жительницы Ливии, где когда-то насчитывалось множество племен воинственных и храбрых женщин. Прародиной одного их племен считался остров Геспера (Бахрейн) у берегов Эфиопии. Его правительница Мирина некогда покорила много соседних народов, в том числе и атлантов, а потом через Египет, Аравию и Сирию направилась в Малую Азию, где основала ряд городов.

Конечно, нельзя утверждать, что царица Савская и Мирина - одно лицо. Но и пренебрегать данным предположением не следует. Во-первых, остров находится как раз между Эфиопией и Аравией. Во-вторых, греческая легенда, которая возникла приблизительно в V–IV вв. до н. э., рассказывает о «давно минувших днях», так что Мирина вполне могла жить на 500 лет раньше.

В пользу того, что царица Савская - реальное историческое лицо, могут свидетельствовать археологические раскопки на территории Южного Йемена. Изучение руин дворца показало, что приблизительно в 1000-950 гг. до н. э. там жила царица, которая совершила поездку на север - в Аль-Кудс (арабское название Иерусалима).

Исламолог М. Пиостровский полагает, что Савская была царицей Древнего Йемена, для культуры которого характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей, которые упомянуты в преданиях. Кроме этого, в религии этой страны божество солнца Шамс играло очень важную роль. (Согласно легендам, жители Сабы поклонялись Солнцу и Луне.) Арабы связывают имя царицы с йеменским городом Мариб, около которого находятся величественные руины занесенного песком древнего храма Аввама (храма Билкис). Многие считают, что именно там был земной райский сад Эдем из Книги Бытия.

Эфиопская версия о происхождении царицы Савской тоже не лишена смысла, больше того, многим из ученых представляется весьма обоснованной. Хотя сама Эфиопия расположена в Африке, от Сабы ее отделяет неширокая полоска воды. Сабейцы, освоившие морской путь в Индию, могли легко преодолеть ее. Может быть, в древности эти две территории были тесно связаны между собой, составляя одно государство. Население Эфиопии считает, что царица Савская жила в городке Аксуме, неподалеку от морского побережья.

Подобного рода рассказ об этом мы находим в национальном эпосе, где сказано о царствующих династиях, которые ведут свое происхождение от знаменитой путешественницы. Доказывая, что Македа (царица Савская) выехала к Соломону именно из Аксума, эфиопы ссылаются на Книгу псалмов, где прямо сказано о визите Македы в Иерусалим. Кроме этого, в Эфиопии много религиозных обрядов, которые напоминают семитские: вряд ли они смогли укорениться в стране без поддержки со стороны верховной власти. Обращает на себя внимание соблюдение Субботы, разделение животных на чистых и нечистых, религиозные танцы. Кроме этого, император Эфиопии именуется «царем Сиона».

Местные жители говорит, что право составлять законы и толковать их дал потомкам иудейского колена левитов сын царицы Савской: он ведь и сам был наполовину иудей! По сей день существует небольшая обособленная религиозная группа абиссинских иудеев, которые считают себя потомками лиц, прибывших с сыном Македы из Иерусалима. Называют они себя «фалаши», что означает «эмигранты». Это историческое название подтверждает их неэфиопское происхождение. В Аксуме есть несколько достопримечательностей, которые имеют отношение к легендарной царице.

В первую очередь, это обелиск на центральной площади и могила самой Македы. На пшеничном поле за городом лежат несколько гранитных плит размером 5×1,5 метра с обелисками. Под одной из них якобы и нашла покой эта таинственная женщина. Под двумя другими покоится прах еще двух царей Аксума, а на горе у горизонта похоронен Менелик.

Сторонники эфиопского происхождения царицы Савской приводят разные исторические факты и ссылки на авторитеты, чтобы доказать, что библейская правительница жила именно тут. Они сообщают также, что Македе было 50 лет, когда она поехала в Иерусалим, и что умерла она в 986 году до н. э. Потомки царицы Савской и царя Соломона, как считается, правили страной до 1974 года, когда был свергнут император Хайле Селассие.

Многие из ученых считают утверждение, будто династия эфиопских правителей берет начало от легендарной царицы, государственной пропагандой, мифом, с помощью которого местные монархи пытались подтвердить законность своей власти. Дело в том, что ни один из официальных документов за пределами Эфиопии не упоминает, что Ковчег Завета когда-либо покидал границы Иерусалима. Первое же эфиопское королевство вообще появилось только через 800–900 лет после того периода, который указан в качестве предположительной даты жизни Соломона (965–928 г. до н. э.). Кроме этого, во времена правления мудрого царя происходило только становление Сабейского царства. Следовательно, оно не могло еще быть господствующим государством ни в южной Аравии, ни в Эфиопии.

Одним из авторитетнейших специалистов в этой области является археолог Р.Эйхман. Он же возглавляет список скептиков от истории. Применив научный подход к библейскому повествованию о царице Савской, он утверждает, что не обнаружил ни единого научного доказательства ее существования, и считает, что она - не более чем миф. Эйхман - далеко не единственный скептик, который выразил сомнение в существовании легендарной царицы. Однако он, пожалуй, впервые представил сугубо научные соображения на этот счет.

Сомнения усиливают детальные исследования археологов. Изучив найденные в Марибе надписи и каменную кладку, специалисты уверяют, что известный храм Аввам, основательницей которого предположительно могла быть царица Савская, строился во второй половине VII века до н. э. Это означает, что он не имеет никакого отношения к таинственной правительнице, жившей в середине X столетия до н. э. По мнению Эйхмана, в пользу того, что история о царице Савской - не реальный факт, а вымысел, говорит и ряд других моментов.

К примеру, неизвестно, позволяли ли сабейцы занимать женщинам столь высокое положение? На это, правда, часть специалистов справедливо замечает, что некоторые косвенные исторические источники говорят о том, что в Сабе того периода царил матриархат. В доказательство приводятся клинописные тексты, обнаруженные в Ассуре: в них рассказывается о «царицах арабов» Забибе и Самси. Но кроме этих записей нет других ассирийских источников, датируемых 700-ми годами до н. э., которые содержали бы упоминания о женщинах на троне. Эйхман и иные скептики, безусловно, правы, говоря, что без дополнительных исследований человечество всегда будет оставаться в плену мифов.

Итак, кем же была героиня известного библейского сказания, в котором переплелись исторические факты, восточный фольклор и фантастические легенды? Существовала ли она на самом деле? Жила ли в арабском Марибе? Являлась ли правительницей эфиопского Аксума? Или была представительницей гордого племени женщин-воительниц? Эта тайна не разгадана учеными по сей день. Да и так ли это важно для современного человека? Ведь в Книге Книг она продолжает существовать и поныне…

И.Вагман, О.Кузьменко

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Соломон и царица Савская

Соломон и царица Савская

Соломон (?-928 год до н. э.) был десятым сыном царя Давида, рожденным Вирсавией.

Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Потом он погиб. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чем свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Давид впоследствии женился на Вирсавии. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на Бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям.

Сыну Давида и Вирсавии дали имя Шломо (Соломон), оно на иврите происходит от корня шалом - «мир», в значении «не война». На него возлагали надежды по возвращению мира и спокойствия в Земле обетованной. В 965 году до н. э. Соломон еще при жизни Давида стал царем объединенного израильско-иудейского царства. По Библии, Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением. В первые годы царствования Соломон действительно проявил себя мудрым и справедливым правителем. Мать свою Вирсавию он усадил на троне по правую руку.

Позднее царь впал в идолопоклонство под влиянием своего гарема: у него было 700 жен и 300 наложниц из разных стран Востока - и поклонялся языческим идолам Молоху, Астарте, Ашере. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, все царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон был тщеславен, любил женщин, роскошь, но вошел в историю строителем Иерусалимского храма и писателем-философом.

Главный храм иудеев был возведен царем Соломоном на горе Мориа. Храм, чтобы поместить в нем иудейские святыни, намеревался возвести его отец Давид и даже начал заготавливать материалы. Однако за грех прелюбодеяния с Вирсавией и кровь, пролитую во многих войнах, Давиду было отказано Богом в праве на возведение храма. Это должен был сделать его сын Соломон - «мирный».

Сохранилась легендарная версия чудесного возникновения здания. Соломон, сын Давида, обладал магическим даром: он понимал язык птиц и ему подчинялись ветры. Соломон имел волшебный перстень, на котором была изображена звезда из двух треугольников, светлого и темного, имевших силу формирования Вселенной. Это «Звезда Давида». Однажды злой шайтан похитил этот перстень и на сорок дней стал царем, но потерял перстень в море, и его съела рыба. Соломон поймал рыбу и нашел в ней свой перстень. Так была восстановлена справедливость. С помощью своего перстня Соломон одним движением руки мог передвигать и рассекать камни, которые, послушные его воле, складывались в стены. Стены святилища площадью ок. 40?13 м были сделаны из кедра, пол - из кипариса. Двери «из масличного дерева и кипариса» украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов. Соломон «обложил» эти изображения «золотом по резьбе». Пол был также покрыт золотыми листами. Золотом облицевали изнутри стены, потолок и жертвенник. В Святое святых поставили скульптурные изображения двух херувимов, также «обложенных золотом», с распростертыми крыльями. Между крыльями херувимов находилась основная святыня иудеев. Ограда внутреннего двора площадью 52?27 м, над которой возвышался храм, была сложена из «трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев».

В 586 году до н. э. храм Соломона разрушил вавилонский царь Навуходоносор II, который увел в плен жителей Иерусалима. Царь Ирод I Великий (37-4 годы до н. э.), разобрав старый храм, построил новый. Этот второй храм разрушили и сожгли римские легионеры Тита при взятии Иерусалима в 70 году н. э. Современные очертания Храмовой горы в Иерусалиме соответствуют плану второго храма, который был обнесен высокой каменной стеной. Простым иудеям входить внутрь храма запрещалось. Именно в этом храме Иисус беседовал с книжниками, а из его двора, где продавали жертвенных животных и меняли деньги, изгонял торгующих. В день разрушения храма, 10 августа, иудеи молятся у «стены плача».

Сава (Шеба) - местность в северной Аравии, жители которой (савеи) занимались торговлей золотом и благовониями. Балкида правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На ее землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что ее страна - самая богатая в мире, и она - самая мудрая правительница.

Наслышавшись о мудрости Соломона, царица Савская решила навестить его, чтобы «испытать загадками». Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: золотом, драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом, благовонными маслами и слоновой костью.

По легендам, царица привезла Соломону также серебро. Его часть - 30 серебряных монет - пропали при разрушении Иерусалимского храма (спустя 4 века), а те (спустя еще 5 веков) вошли в число даров волхвов Иисусу, и, наконец, были отданы Иуде Искариоту за предательство. Ее сопровождали множество отроков и девушек, родившихся в одном и том же году и месяце, в один и тот же день и час, все одинакового роста, одинакового телосложения и одинаково одетые, в одежды пурпурные - для участия в испытании мудрости царя. Привезен также был породистый жеребец по имени Сафанад («Чистый»), один из родоначальников арабских лошадей.

В числе ответных подарков Соломона царице была так называемая библиотека царицы Савской, сохранявшаяся в Абиссинии.

Царица Савская была красивой, блистательной и умной женщиной. Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошел к прекрасной Балкиде и, взяв ее под руку, повел к своему трону. Так царь не принимал еще ни одного гостя. Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней». Казалось, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищенный ее красотой, все дни проводил с ней в беседах. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина.

Однако царица Савская, несмотря на очень учтивый прием Соломона, стремилась выполнить свою задумку. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный». Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких источниках: «Таргум Шени» к «Книге Эстер» - содержит 3 загадки; «Мидраш Мишлей», а также «Ялкут Шимони» к «Паралипоменон» - содержат 4 загадки; «Мидраш Хахефец» - содержит 19 загадок.

В каббалистической «Книге Зогар» (ок. XIV века) царица в качестве испытания просит Соломона изготовить ей сандалии. По этой версии предполагается, что ноги царицы были звериными, и обувь ей была не нужна, а задание было ловушкой. Соломон отказался делать сандалии.

В результате всех испытаний царица Савская была вынуждена признать превосходство Соломона над ней в мудрости.

Однажды «возлегли они вместе». В народных сказаниях личность царицы Савской обросла фантастическими подробностями, рассказывали о единственном изъяне ее женской красоты - волосатых ногах. Влюбленный царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Все это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провел царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, в испуге подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд ее ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел, что они слишком кривые и некрасивые, но не волосатые.

Оскорбленная царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанесшим повелительнице савеев жестокую обиду.

«Спустя девять месяцев и пять дней, как разлучилась она с царем Соломоном, детородные муки объяли ее, и породила дитя она мужеска пола». Она дала сыну имя Байна-Лехкем и, когда тот достиг двенадцати лет, рассказала ему о его отце. В 22 года Байна-Лехкем «стал искусен во всем искусстве военном и конном, а также в охоте и устроении западней для диких животных, и во всем, чему юношей учат по обыкновению. И сказал он царице: «Пойду я взглянуть на лицо отца моего, и вернусь я сюда, коли будет на то воля Бога, Господина Израилева». Перед отъездом мать дала юноше перстень Соломона, чтобы тот смог узнать своего сына. По приезде Байна-Лехкема в Иерусалим, Соломон признал того своим сыном, и ему были оказаны царские почести.

Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма святыню иудеев. После возвращения сына царица Балкида отказалась от престола в его пользу, и тот устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии и отказавшись от наследования по женской линии, а установив патриархат.

Царская династия эфиопских царей Соломонидов, основанная Байна-Лекхемом, правила страной до конца X века. После этого династия продолжалась тайно. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской. В сентябре 1974 года он был свергнут революционными военными и умер в августе 1975 года.

После визита царицы Савской, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Соломон сделал себе 200 щитов из кованого золота и все сосуды для питья во дворце и в храме были золотыми. «Превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью». Таким величием, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. После этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону.

Из книги Тринадцать мужчин, которые изменили мир автора Ландрам Джин

СОЛОМОН ПРАЙС – НЕТЕРПЕЛИВЫЙ Терпение бывает необходимо в некоторых жизненных ситуациях, но в процессе претворения инноваций оно является препятствием. Одно из исследований личности, добившейся успеха, подтверждает, что у предпринимателей -“терпеливость равна нулю”.

Из книги Н. И. Пирогов автора Штрайх Соломон Яковлевич

Соломон Яковлевич Штрайх Н. И. Пирогов Либералы так же, как и крепостники, стояли на почве признания собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие революционные мысли об уничтожении этой собственности, о полном свержении этой власти. В. И. Ленин -

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Царь Соломон - мудрейший судья Еще один раз побывала я в горсовете - в тот же день, еще под свежим впечатлением.Зачем я туда пошла? Ведь получила все, что могла. Признаться, я хотела помочь моим «наследникам». Во мне были еще живы утопические идеи, и я не хотела верить, что

Из книги Вот какой Хармс! Взгляд современников автора Глоцер Владимир Иосифович

СОЛОМОН ГЕРШОВ «БЫТ У НАС БЫЛ ЖАЛКИЙ...» Соломон Моисеевич Гершов (1906-1989), живописец, график, иллюстратор детских книг.Запись воспоминаний С. М. Гершова сделана мной 27 и 28 декабря 1980 года в Ленинграде, у него дома на улице Космонавтов, 29.Я с ним знаком был в те годы, когда я

Из книги Воспоминания "Встречи на грешной земле" автора Алешин Самуил Иосифович

Соломон Михоэлс Секрет величия Как известно, Михоэлс - театральный псевдоним великого еврейского артиста. Вернее, великого артиста еврейского театра в Москве. Настоящая его фамилия была - Вовси. Соломон Михайлович Вовси.У меня было с ним несколько встреч в конце войны и

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Джордж БАЛАНЧИН и Соломон ВОЛКОВ Баланчин жил и умер в Америке. Брат его, Андрей, оставался на родине, в Грузии. И вот Баланчин состарился. Надо было подумать о завещании. Однако Баланчину не хотелось писать завещание. Он твердил:- Я грузин. Буду жить до ста лет!..Знакомый

Из книги Путь на Волшебную гору автора Манн Томас

Соломон Апт. Достоинство духа Томас Манн называл себя духовным сыном девятнадцатого века. И с этим легко согласиться, вспомнив хотя бы имена, постоянно занимавшие его ум и чаще других мелькавшие на страницах его романов, статей и писем. Гёте, Шиллер, Клейст, Шопенгауэр,

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

СОЛОМОН (ок. 965 – ок. 928 года до н.э.) Традиция называет Соломона (Шеломо) автором величайшего поэтического произведения древности – поэмы «Песнь песней», включенной в Ветхий Завет Библии.Соломон был вторым сыном царя Давида от Вирсавии. Еще мальчиком Соломон был назначен

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Соломон Абрамович Моя сестра – Ариела Мне было восемь лет, когда моя старшая сестра Ариела принесла домой две рапиры из школы, где она записалась в фехтовальный спортивный кружок. На следующую тренировку она не пошла, потому что чувствовала себя неважно. Но тем не менее

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

МИХОЭЛС СОЛОМОН МИХАЙЛОВИЧ Настоящее имя – Соломон Михайлович (Шлиома Михелев) Вовси(род. в 1890 г. – ум. в 1948 г.) Еврейский актер, режиссер, общественный деятель, педагог, профессор школы московского театра (с 1941 г.), художественный руководитель государственного

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

СОЛОМОН (род. ок. 990 г. до н. э. – ум. в 933 г. до н. э.) Согласно Ветхому Завету, сын царя Давида и последний царь единого Израильского царства, правивший с 965 по 928 г. до н. э. и создавший знаменитый Первый Храм в Иерусалиме. Годы правления этого человека были периодом высшего

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

МОГИЛЕВСКИЙ Соломон Григорьевич Родился в 1885 году в семье коммерсанта. Учился на юридическом факультете Петербургского университета.В 1904 году за революционную деятельность был арестован полицией. Выпущенный под залог, в конце того же года выехал в Женеву, где

Из книги 23 главных разведчика России автора Млечин Леонид Михайлович

Царь Соломон и Суламифь История любви великого царя Соломона и простой девушки по имени Суламифь пережила века и даже тысячелетия. Она настолько прекрасна и трогательна, что достойна стоять первой в этой книге. Суламита. Гюстав МороЦарь Соломон – тот самый мудрейший из

Из книги Начальники советской внешней разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

Соломон Могилевский. Загадочная авиакатастрофа Некоторое время иностранный отдел ВЧК (а с 6 февраля 1922 года ИНО ГПУ) возглавлял Соломон Григорьевич Могилевский.Он родился в 1885 году в Екатеринославской губернии. Совсем молодым присоединился к социал-демократам,

  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Таинственная царица Савская

    «Царица Савская, услыхав о славе царя Соломона, пришла из далекой страны увидеть его». Таков знаменитый библейский сюжет. Стандартная историография не дает четкого ответа на вопрос, что это была за страна. Чаще всего говорят обтекаемо: «Царица Юга».

    Иммануил Великовский предложил совершенно неожиданную, дерзкую, но в высшей степени увлекательную гипотезу. По его хронологии получалось, что единственной претенденткой на роль «царицы Юга» становилась Хатшепсут, правительница Египта, дочь египетского фараона Тутмоса. Царица Хатшепсут всегда была для историков фигурой в высшей степени приметной. После ее царствования осталось множество сооружений, барельефов, надписей. Великовский должен был мобилизовать все свое искусство почти детективной идентификации и скрупулезной интерпретации, чтобы убедить специалистов и просто читателей в своей правоте. И ему это удалось.

    Ключевым эпизодом царствования Хатшепсут была ее поездка в Пунт, в «Божественную землю», о местонахождении которой веками спорили исследователи.

    Великовскнй провел сопоставление даже мельчайших деталей — от маршрута путешествия царицы до особенностей внешнего вида воинов, изображенных на барельефах храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Вывод исследователя прозвучал уверенно: «Полная согласованность деталей этого путешествия и многих сопутствующих дат делает очевидным то, что царица Савская и царица Хатшепсут — это одна и та же личность, а ее путешествие в неизвестный Пунт было знаменитым путешествием царицы Савской к царю Соломону. И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее». К слову, лингвисты утверждают, что «царица Савская» — это есть «царица Фивская», т.е. из Фив, тогдашней столицы Египта.

    Если верить Великовскому, то просила Хатшепсут, которую еще при ее жизни величали «фараоном-строителем», чертежи великолепного храма. Ирония в том, что историки, придерживающиеся стандартной хронологии Египта, думают наоборот: что Соломон скопировал образец египетского храма. Получается, что Хатшепсут скопировала храм неизвестной «Божественной Земли Пунт», а Соломон, живший шестью веками позже царицы, скопировал ее храм для Священной земли и Священного города Иерусалима?

    Наследник царицы Хатшепсут фараон Тутмос III совершил военный поход в землю Рецену, которую он называет также «Божественной Землей», и разграбил какой-то храм в Кадеше. Местонахождение Кадеша историкам, как вы уже можете сами догадаться, неизвестно. Между тем, изображения утвари на барельефах фараона весьма напоминают утварь Иерусалимского Храма. У Великовского это все так доказательно детализировано, что не оставляет сомнений: сын Хатшепсут Тутмос III, ревновавший свою мать к дружбе с иудейским царем Соломоном, и ненавидевший ее настолько, что после ее смерти приказал отбить портреты Хатшепсут с барельефов. Именно он был тем таинственным фараоном, что ограбил Иерусалимский храм.

    Разумеется, для XV века до н.э. отождествление Кадеша с Иерусалимским xрамом немыслимо, но если отказаться, как сделал Великовский, от стандартной хронологии Египта, и передвинуть события на шесть веков вперед, то обнаруживается синхронизм между древней еврейской историей и соседней, египетской, и, более того, между египетской и греческой. Т.е. искусственное (с определенными идеологическими задачами!) растяжение египетской истории на шесть веков искажало всю историческую картину древнего мира.

    Идем дальше. Знаменитый фараон 18-й династии Эхнатон был основателем новой религии, признававшей только одного бога — Атона. Многие египтологи считали Эхнатона чуть ли не предвестником библейского монотеизма. Религия Эхнатона, однако, просуществовала в Египте всего лишь два десятка лет. Ученые нашли удивительное сходство в стиле и выражениях между гимнами Атону и библейскими псалмами. По их мнению, еврейский псалмопевец, а это, мы знаем, был царь Давид, подражал египетскому царю-монотеисту. Даже знаменитый Зигмунд Фрейд, написавший в 1939 году работу «Этот человек Моисей», повторил это заблуждение.

    Но как мог автор Псалмов копировать гимны Атону, которые в Египте были полностью забыты еще несколькими столетиями ранее? Можно ли себе представить, чтобы за два десятка лет «неоперившаяся» еще религия произвела такое впечатление на иудеев, что они стали перенимать ее черты? Ой, вряд ли. Согласно же хронологической реконструкции Великовского, Эхнатон — современник иудейского царя Иошафата, правившего спустя несколько поколений после Давида, создателя псалмов. «Монотеизм» Эхнатона был, несомненно, несостоявшейся копией иудейского монотеизма, а не его предвестником.

    В 1971 году в лаборатории Британского Музея в Лондоне были произведены радиоуглеродные анализы с целью датировки гробницы фараона Тутанхамона, сына Эхнатона. Анализы подтвердили тезис Великовского о необходимости пересмотра стандартной хронологии, дав расхождение между углеродной датой и подсчетами Великовского всего лишь в 6 лет. Казалось бы, истина восторжествовала? Ну что ж, тем хуже для истины!

    Один из самых авторитетных современных археологов, Захи Хавасс, председатель Верховного совета по древностям Египта, выступил против применения метода радиоуглеродной датировки в археологии. В своем интервью газете «Аль-Масри Аль-Юм» ученый заявил, что этот метод якобы недостаточно точен. «Этот метод вообще не следует использовать при выстраивании хронологии Древнего Египта, даже в качестве полезного дополнения», — заявил он. Метод, за который его автор У. Либби получил Нобелевскую премию, не устраивает египетского ученого. Не потому ли, что раз за разом доказывает реальность библейских сюжетов и меняет такую привычную устоявшуюся науку — египтологию?

    Интернет-журнал Евгения Берковича

    Хатшепсут имела всего одну родную сестру Ахбетнеферу, а также трёх (или четырёх) младших сводных братьев Уаджмоса, Аменоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, — сыновей её отца Тутмоса I и царицы Мутнофрет. Уаджмос и Аменос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве. Поэтому, после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года (1494—1490 до н. э.; Манефон насчитывает целых 13 лет его правления, что, скорее всего, ошибочно). Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.

    У Тутмоса II и Хатшепсут в качестве главной царской жены было двое дочерей — старшая дочь Нефрура, носившая титул «Супруги Бога» (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и Меритра Хатшепсут. Отдельные египтологи оспаривают то, что Хатшепсут была матерью Меритры, но более вероятным представляется обратное — поскольку имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, оно может указывать на их кровное родство. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенмут , с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III, женатый сначала на Нефруре, а после её ранней кончины — на Меритре.

    Переворот

    Некоторые исследователи полагают, что Хатшепсут сконцентрировала в своих руках реальную власть ещё во время правления своего мужа. Насколько это утверждение соответствует действительности, неизвестно. Однако нам точно известно, что после смерти Тутмоса II в 1490 до н. э., двенадцатилетний Тутмос III был провозглашен единоличным фараоном, а Хатшепсут — регентом (до этого Египет уже жил в условиях женского правления при царицах Нитокрис из VI династии и Себекнефрура из XII династии). Однако через 18 месяцев (или через 3 года), 3 мая 1489 до н. э., малолетний фараон был отстранен от трона легитимистской партией во главе с фиванским жречеством Амона , которая возвела на престол Хатшепсут. Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта.

    В результате переворота, Тутмос III был отправлен на воспитание в храм, чем его планировалось отстранить от египетского престола, по крайней мере, хоть на время регентства Хатшепсут. Тем не менее, есть сведения, что в последующем Тутмос III допускался до решения практически всех политических проблем.

    Основными силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные («интеллектуальные») круги египетского жречества и аристократии, а также часть выдающихся военачальников. В их число входили Хапусенеб, чати (визирь) и первосвященник Амона, чернокожий генерал Нехси, несколько ветеранов египетской армии, помнящих ещё кампании Яхмоса, придворные Тути, Инени и, наконец, Сенмут (Сененмут), зодчий и воспитатель дочери царицы, а также его брат Сенмен. Многие склонны видеть в Сенмуте фаворита царицы, так как он упоминал своё имя рядом с именем царицы и выстроил себе две гробницы по подобию гробницы Хатшепсут. Сенмут по происхождению был бедным провинциалом, который при дворе поначалу считался простолюдином, но его незаурядные способности вскоре были оценены по достоинству.

    Официальная пропаганда

    После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I

    by Записки Дикой Хозяйки

    В Библии царь Соломон разгадывает все загадки царицы Савской . Но кто была эта таинственная женщина из глубин Аравии? И кто такие фалаша, называющие себя ее потомками?

    Мы не знаем, как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица Савская фигурирует во множестве легенд Ближнего Востока и Африки. В современной западной культуре она олицетворяет тайны и соблазны загадочного Востока.

    Царица Савская упоминается в Библии, но тоже без имени. В Коране, а также во множестве персидских и арабских сказок ее называют Билкис. В Эфиопии она известна под именем Македа - Царица Юга - и занимает такое важное место в литературе и традициях, что ее потомками считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты - фалаша.

    Древнейшим упоминанием о царице Савской считается третья Книга Царств («Первая царей» у евреев) Ветхого Завета. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона (примерно 965-926 гг. до н.э.), царица Савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, Библия не говорит - упоминается лишь о том, что царь все их разгадал.

    Фольклорные версии вопросов существуют: они касаются способов нахождения различий между предметами и некоторых сторон физиологии человека. Царица Савская , например, показала Соломону две одинаковые с виду розы и попросила определить, какая из них искусственная. Мудрец призвал на помощь пчел. Другой вопрос звучал примерно так: семь выходят, девять ждут, двое смешивают питье, один пьет. Царь сообразил, что это соответственно менструация (неделя), беременность (9 месяцев), материнские груди и сосущий их младенец.

    Сейчас почти точно известно, что ее владения находились в юго-западном углу Аравийского полуострова, где сейчас Йемен. В легендах агады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны.

    Согласно ветхозаветному преданию, Царица Савская , услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только «загадки загадывать»: через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний - путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки. Так что царица преодолела 2000 км по пустыням до Иерусалима не из чистого любопытства.

    Библия отмечает, что исторический «саммит» привел к заключению взаимовыгодного соглашения. Царица подарила Соломону «120 талантов золота, великое множество благовоний и драгоценные камни», а он выполнил все ее пожелания. И она вернулась домой.

    В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: «Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано - мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала».

    Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась история, которая описана в одной из книг Талмуда – «Мидраше». По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол.

    Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская , переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма непривлекательными - они были покрыты густыми волосами.

    Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул, что он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.

    Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Ему была уготована славная судьба. Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.

    Это древнее родство с Домом Давидовым позволило императорам Эфиопии со средних веков до падения монархии в 1974 г. использовать в качестве национальных символов Иудейского льва и шестиконечную звезду, напоминающую о звезде Давида.

    Но потомками Соломона и царицы Савской считали себя не только правители Эфиопии. Местные иудаисты, фалаша, называют себя Домом Израилевым и ведут свой род от еврейских чиновников и священников, которым царь Соломон велел следовать Африку вместе со своим сыном Менеликом.

    Истинное происхождение фалаша не вполне ясно. Вероятно, это потомки еврейских купцов, прибывших в Эфиопию через Аравийский полуостров до того, как примерно в 600 г. до н.э. их соотечественники были угнаны в вавилонский плен. Это может объяснить, почему религиозные традиции фалаша несколько отличаются от ортодоксального иудаизма. Например, они не признают Талмуд и другие, более новые священные книги, и их версия Библии написана на их собственном священном языке гис, а не на иврите.

    По этой причине иудаизм фалаша вызывал споры, пока Высший раввинат сефардов в 1972 г. не признал их правоверными евреями. Мир узнал о них только во время страшного сахельского голода в 1985 г., когда Израиль по воздуху переправил на «историческую родину» 20000 своих единоверцев из лагерей беженцев в Эфиопии и Судане.

    Если в Африке царицу Савскую всегда чтили, то в других культурах и религиях отношение к ней было совсем иное. Благородную царицу Ветхого Завета, равную великому правителю Израиля, некоторые легенды превратили в соблазнительницу и попросту ведьму. В Иерусалим она будто бы прибыла не по доброй воле, а по приказу царя, вела развратную жизнь, и умудрилась соблазнить даже Соломона.

    Почему же репутация царицы Савской так резко менялась? Возможно, это отражало переход от матриархата к патриархату - женщины утрачивали свои права и влияние. Во времена Соломона царицы на Ближнем Востоке были обычным явлением, но в послебиблейские времена женщину на троне было уже трудно представить. Память о могучей правительнице задевала мужское самолюбие, а потому ее образ и постарались смешать с грязью.

    В иудейско-христианской традиции царь Соломон и царица Савская уважали друг друга. Она высоко ценила его мудрость, а он восхищался ее красотой и удовлетворял все ее просьбы. Однако в эфиопской мифологии Соломон выглядит не столь достойно. Воспылав к царице страстью, он решил добиться ее хитростью: обещал не домогаться взаимности, если она поклянется не брать у него ничего без спросу. А на ужин приказал подать пересоленную еду. Ночью страдавшая от жажды женщина напилась из стоявшего рядом с ложем кувшина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к сожительству.

    Легенды свидетельствуют, что царица Билкис умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней. Это одно из первых упоминаний об искусстве парфюмерии. Оно, кстати, тоже сильно секретилось.

    Царица, оказывается, понимала еще толк в астрологии, укрощении, диких зверей и составлении любовных заговоров. На мизинце она носила колдовской перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные ученые не знают, что это такое, а в те времена было само собой разумеющимся, что самоцвет предназначался философам и влюбленным.

    Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти...

    Арабы добавляли, что она была еще и мастерицей в приготовлении лакомых блюд, хотя и могла во время путешествий утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала на слонах и верблюдах. В торжественные моменты надевала золотую корону со страусовыми перьями. Свита ее состояла из черных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Да и сама она не была смуглянкой. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги - предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона...

    Итак, легенды и мифы рисуют нам и романтический, и реалистический образ царицы Савской - купца, дипломата, воительницы, умелой управительницы большого и процветающего края.

    Греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и мудрость. Она владела многими разговорными языками, силой удержания власти и являлась Верховной жрицей планетарной Соборности. В её страну на Собор приезжали верховные жрецы со всех континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты.

    Её царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д.

    Древнеписьменные источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.

    Царь Соломон (Мелех Шломо, от слова «Шалом», то есть «мир»), также известен, как Ядидья, был сыном Давида и Батшевы (Вирсавии) и царём Израиля, правящим с 970 до 931 до н.э. Царь Соломон построил первый Иерусалимский Храм. Священные писания гласят, что отец Соломона, царь Давид, однажды увидел купающуюся красавицу Вирсавию из окна своего дворца. Обольщённый её красотой, он приказал привести Вирсавию во дворец, а так как она была замужем за военным, то царь приказал поставить мужа возлюбленной, Урия, в первые ряды опасного сражения, чтобы его убили. Урий действительно погиб. В последствии первый ребёнок царя Давида от Вирсавии родился мёртвым. Давид осознал, что это было наказание Неба за его прелюбодеяние. Имя «Ядидья» (Возлюбленный Богом) было дано Соломону после того, как его отец глубоко раскаялся относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

    Царь Соломон известен, как мудрый правитель, обладающий большой славой, богатством и властью. Считается, что его мудрость была дана Небесами, и он мог видеть сердца людей, знал, как спрашивать вопрос, чтобы получить правдивый ответ. Царь Соломон понимал язык зверей.

    3000 лет тому назад, под правлением мудрого Соломона, как и указывает его имя, народ Израиля жил в мире, как никогда до этого.

    Легенда гласит, что у Соломона был гарем из 1000 женщин, родом из соседних государств. Некоторые учёные считают, что такой расклад не был простой прихотью царя, а политической стратегией с целью удерживать мир с соседними государствами, потому что правители не нападали бы на государство где живут их принцессы.

    Царь Давид провозгласил Соломона своим преемником, когда ему было всего 12 лет, не смотря на борьбу других 17 братьев за трон. Уже после воцарения, один из единокровных братьев, пытался забрать у Соломона престол, из за это Соломон приказал его убить. Позже, молодой Соломон отправился на холм недалеко от Иерусалима чтобы принести жертву Богу. Той ночью Бог явился Соломону во сне.

    Библия гласит, что Бог сказал Соломону, что он может пожелать всего, чего захочет. Соломон ответил Богу, что он всего лишь маленький ребёнок и просит Бога даровать ему мудрость, чтобы он смог различать добро от зла и видеть сердца людей. Бог сказал Соломону, что так как он пожелал всего лишь мудрость, хотя мог бы пожелать всё другое, то Бог даст ему не только мудрость, но и всё остальное.

    Соломон, услышав щебет птиц и поняв, что они говорят, осознал, что сон был явью. Соломон не только понимал птиц и деревья, но даже шёпот отдельных травинок.

    Одна из самых известных историй связанных с мудростью Соломона, это история о двух женщинах борющихся за право быть матерью младенца, пришедших к Соломону с просьбой их рассудить. Каждая женщина эмоционально доказывала, что является истинной матерью ребёнка. Тогда царь Соломон приказал принести меч, и разрубить ребёнка пополам, отдавая по части каждой из женщин.

    Тогда одна из них взмолилась: «О, нет, лучше отдайте ребёнка ей». Истинная мать не может видеть, как разрубают её дитя, и Соломон признал её матерью ребёнка и приказал отдать ребёнка ей.

    В Библии говорится, что у царя Соломона было 700 жён, и 300 наложниц, но в Библии нет упоминания детей от всех этих женщин, за исключением преемника Соломона.

    Согласно Библии, Соломон построил множество крепостей для своей армии. Внутри безупречного дворца был построен священный храм. Стены Храма Соломона были покрыты чистым золотом. Внутри храма был помещён Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с 10 заповедями данные Богом Моисею на горе Синай.

    (Царь Соломон у порога Иерусалимского храма)

    Строение монументальных построек потребовало колоссальной рабочей силы. Соломон требовал, чтобы даже фермеры покидали свои поля, когда понадобилась мужская сила. Высокие налоги и насильственный труд — такова была политика Соломона. Многие учёные считают, что именно потому, что Соломон сбился с правильного пути, это привело к упадку его государства.

    Сегодня, археологи не могут найти и следа, ни дворца Соломона, ни священного Храма. Также мистически исчез сам Ковчег Завета, но последние исследования древних надписей на храме в Йемене, указывают на то, что Ковчег был перевезён в Эфиопию.

    Достигнув срединного возраста, Соломон почувствовал то, что чувствуют многие современные люди, потратившие всю жизнь на погоню за материальными благами — пустоту, безрадостность и томление духа. Именно тогда в жизнь Соломона вошла та, чьё имя упоминается в одном из самых яркий любовных романов в Библии — царица Савская.

    (Царица Савская у ног царя Солмона)

    Уже много лет Соломон слышал слухи о земле Савей (Сава), на юге от Египта. Эту землю процветающей сделала царица, культивирующая специальное растение, используемое, как благовоние. В то время, оно было дороже золота. Царица была хороша собой.

    Мнение учёных разделяется в отношении расположения этого мистического места Сава. В южной Аравии есть место под названием Сава, но Сава также имеет связь с Эфиопией. Стоит отметить, что Сава в Южной Аравии и Эфиопию разделяет красное море, и они находятся относительно не далеко друг от друга на карте, поэтому можно предположить, что в то время, это могло быть даже одно царство. В то время Эфиопия называлась государством Куш и была процветающей. В Эфиопии на месте храма царицы Савской, разрушенного в последствии испанцами, найден монолит на котором выгравирован древний шрифт Сава, место в Йемен, южной Аравии. Похожий монолит найден и в самом Йемене где также находятся останки дворца царицы Савской. Это означает, что царица Савская, действительно была из Савы, но её правление охватывало также и Эфиопию. В Коране сказано абсолютно точно, что она была из южной Аравии.

    (Останки древного государства Куш)

    Даже если бы царица Савская не пришла из Эфиопии, а из южной Аравии, она тем ни менее была темнокожей.

    Автор считает, что связь между царём Соломоном и царицей Савской, заложила основу кармической связи между Израилем и потомками царицы Савской, и именно поэтому в Израиле такое большое количество эфиопов евреев.

    Согласно эфиопским легендам, Соломон прислал царице Савской письмо привязанное к ногам птицы. Соломон не мог терпеть, что кто то, тем более женщина, на территории его правления, не признаёт его, как самого великого.

    (Эфиопская фреска изображающая царицу Савскую)

    В письме Соломон говорит царице Савской, что путешествие в Иерусалим займёт 7 лет. В Библии говорится, что когда царица узнала о мудрости Соломона, она решила испытать его загадками. Она проехала с караваном верблюдов, наполненным специями, фимиамом, богатством и разными дарами, по пустыне. Тем временем, Соломон услышал слухи, что царица может быть полу демоном, из-за своих связей с демонами тьмы, и что у неё не ноги обычного человека, а копыта.

    Соломон в свою очередь, также решил испытать царицу и велел построить вместо пола застеклённый аквариум наполненный водой и рыбами. Царица прибыла раньше времени, и когда она подходила к трону, Соломон наблюдал каждое её движение. Подумав, что ей придётся пройти по бассейну с водой, царица приподняла подол платья и оголила ступни. Согласно Корану, у царицы действительно были деформированные ноги, но приняв истинную веру, Бог её исцелил во время её нахождения во дворце Соломона.

    Целыми днями напролёт они озадачивали друг друга загадками; загадки Соломона были связаны с естественным миром, а загадки царицы были более личные и заманчивые. Согласно легендам, Соломон влюбляется в царицу, но так как она была очень праведной, ему приходится её соблазнить. Некоторые считают, что Песнь Соломона в Библии — серия эротических поэм в Библии описывающие желание Соломона овладеть царицей Савской.

    «Я смугла, но собою прекрасна,
    Как все девушки Иерусалима.
    Как Кедара шатры я игрива,
    Как завесы Твои в небе ясна.

    Это солнце меня подглядело -
    Осмуглило девицу слегка.
    Виноградники я стерегла
    Братьев милых, а свой... проглядела».
    (Песнь Песней)

    Проведя пол года во дворце Соломона, царица решает вернуться домой. Влюблённый Соломон просит её остаться ещё на один день. Библия гласит, что Соломон воплощал любое желание царицы. В день до отъезда царицы, Соломон приказывает устроить раскошенный пир, но в блюда для царицы приказывает подсыпать сильных специй. Соломон просит её остаться у него во дворце ночевать. Царица боится, что Соломон её соблазнит и отклоняет приглашение, но Соломон уверяет её, что если она не возьмёт ничего у него, то и он у неё не возьмёт ничего и распоряжается, чтобы царице была отведена отдельная кровать.

    Ночью царица просыпается от жажды из-за пряной пищи и отхлебывает воды из бокала стоявшего рядом с её кроватью. Тем временем Соломон за ней наблюдает. Увидев, что она взяла что-то его (воду), он объявляет, что она нарушила своё обещание и юркает к ней в кровать.

    (Царица Савская, династия Сафавид, Иран)

    Долгое страстное томление наконец подошло к концу и влюблённые провели часы в объятьях друг друга. Под утро они засыпают и Соломону снится сон. Ему сниться, что солнце уходит из Иерусалима, и никогда не возвращается. Он ждёт и ждёт, но оно не возвращается. Возможно это было предвестие того, что царица уходит из его жизни. Утром Соломон провожает царицу и надевает ей на палец кольцо — в знак любви и с грустью наблюдает, как она покидает дворец.

    Согласно легенде, спустя 9 месяцев у царицы Савской рождается сын и она называет его Менелек, и вместе они едут в свой дом.

    Некоторые историки считают, что царица вернулась в Эфиопию со многими дарами, и эти дары включали также слуг и служанок, и вместе с Менелекем они стали основателями еврейского населения в Эфиопии. Но последние исследования расшифровки текста на стенах храма в Йемене и Эфиопии, указывают на то, что царица всё же была из Йемена.

    Когда Менелек рос, царица часто рассказывала ему истории о великом царе правящем на Севере, но она знала, что сама никогда больше его не увидит. Когда мальчику исполнилось 13 лет, царица приказывает ему ехать в Иерусалим, чтобы встретить своего отца. Когда Менелек спрашивает мать, как он узнает отца, царица показывает ему зеркало и говорит: «Он выглядит в точь как ты, мой сын». Царица также даёт мальчику своё кольцо, дарованное Соломоном, и говорит, что отец узнает его по кольцу.

    Неизвестно, если Менелеку удалось достичь Иерусалима. Некоторые считают, что Менелек всё же достиг Иерусалима, и домой вернулся с Ковчегом Завета. Эфиопы верят, что Ковчег Завета хранится в храме небольшого города Аксум. Когда Менелек узнал о том, что Иерусалим был захвачен, так как он обещал отцу охранять Ковчег Завета, то вывез его из Иерусалима. Позднее Менелек беседовал с Богом через Ковчег и ему было открыто будущее. Царица тем временем за ним наблюдала через маленькое отверстие и видела, как его тело бьётся в конвульсиях от силы исходящей от Ковчега. В последствии царица с Менелекем переместились жить в Эфиопию, и именно поэтому там оказался Ковчег Завета, а также создалась еврейская община.

    (Храм в Аксум, где предполагается хранится Кавчег Завета)

    Друге учёные считают, что Ковчег Завета исчез, или был разрушен, 400 лет спустя во время разрушения Иерусалимского Храма вавилонянами. Другие считают, что Ковчег находится в Йемене, где правила царица Савская. Но есть и те, кто считают, что Ковчег хранится где то под землёй в районе Иерусалима. Точно учёные не знают, где именно находится Ковчег Завета.

    Сентиментальные учёные считают, что Соломон был несчастен из за того, что дал царице ускользнуть от него. После ухода царицы, Соломон написал книгу «Екклесиаст» из Библии.

    «Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
    2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
    3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
    Иер 31, 4
    4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
    5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
    6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
    Сир 20, 6 Лк 9, 21
    7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
    8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
    9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
    10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
    Прем 9, 16
    11 Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
    Еккл 2, 24 Еккл 8, 15
    12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
    Еккл 5, 18
    13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий.
    Дан 4, 32 Сир 39, 21
    14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить,- и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
    Еккл 1, 9
    15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было,- и Бог воззовет прошедшее.
    16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
    Еккл 12, 14
    17 И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там".
    18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
    Пс 48, 13 1 Пет 3, 12
    19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета!»

    Сорок лет правления Соломона были мирными. Старость он провёл в одиночестве во дворце, который построил для себя. Во время правления его сына Ровоам, народ восстал против дома Давида, и почти все колена Израиля отделились от дома Давида. Согласно Библии, это было наказанием за грехи Соломона.

    Похоже, что ум без сострадания становится опасным оружием. То, что просил маленький Соломон у Бога, со временем переросло в ненасытные желания взрослого мужчины. Соломон не считался с нуждами народа и забыл, что он тоже ходит под Богом и миссия царя, служить Богу и служить народу.

    Продолжение следует...

    error: