Уроки физкультуры подростки умирают. Почему дети подвержены эффекту внезапной смерти на уроках физкультуры

За минувший год в школьных спортзалах скончались 211 детей – такую страшную статистику обнародовала в начале октября министр образования Ольга Васильева. При этом речь идёт не о гибели в результате травм, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Почему школьники всё чаще умирают после элементарных физических нагрузок?

Нынешний учебный год начался с трагедии: в сентябре во время физкультуры внезапно потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Похожая история следом произошла в Сибири. 17 октября в одной из школ Железнодорожного района Красноярска на уроке физкультуры умер 10-летний ребёнок. Мальчику стало плохо во время бега. Вызвали «скорую», ребёнку пыталась помочь школьный врач, но спасти его не удалось. По предварительным данным, школьник скончался из-за проблем с сердечно-сосудистой системой.

Министерство образования возлагает вину на родителей. Там считают, что главная причина в их нежелании сообщать об имеющихся у детей болезнях, из-за чего у школ нет полных и достоверных сведений о состоянии здоровья детей. При этом в ведомстве подчёркивают: практически каждый современный школьник имеет одну-две хронические болезни. Причину этого чиновники видят в недостаточной физической активности детей из-за чрезмерного увлечения компьютерами, телевидением, сидячего образа жизни, раннего пристрастия к курению и неправильного питания.

О здоровье детей учителя сейчас действительно знают мало или почти ничего.

С 2012 года медицинские карты в школах принимают только в том случае, если об этом попросят сами родители. После заявления Васильевой о смерти 211 детей Минздрав предупредил: с 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться сотрудникам школы. Причём с рекомендацией, насколько интенсивно конкретному ребёнку можно заниматься физкультурой.

Ренат АКЧУРИН, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии, академик РАН:

– Болезни сердца – это не удел старшего поколения. Дети с сердечными проблемами встречаются сейчас так же часто, как и взрослые. Но ребята в отличие от взрослых не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Если у ребёнка наблюдаются периодические приступы слабости, возникает желание прилечь после активной физической или умственной нагрузки, отмечаются синюшность кожных покровов, одышка или отёчность, если ребёнок хотя бы один раз терял сознание – его срочно надо вести к врачу.

Медосмотр для галочки

Однако школьные профилактические осмотры – тема особая. Чтобы пройти настоящую, а не для галочки диспансеризацию, нужен день, а то и два-три. Судите сами: только для расшифровки кардиограммы в поликлинике требуются сутки. Со своей стороны, школы, проводя эти осмотры, стремятся свести «прогулы» уроков к минимуму. К тому же после оптимизации во многих районных поликлиниках остались далеко не все специалисты. Потому и проводятся подобные мероприятия зачастую формально. В прошлом году в лицее, где тогда училась моя дочь, вообще объявили, что диспансеризацию можно проходить по желанию. Это желание изъявили порядка 10 человек, которые утром со школьной медсестрой пошли в районную поликлинику, сдали там кровь, были осмотрены терапевтом и окулистом, после чего «осмотр» закончился. В результате всё чаще встаёт вопрос о том, чтобы родители обследовали детей сами, причём в платных медучреждениях, потому что, повторюсь, районные поликлиники стремительно «оптимизируют» специалистов.

Однако многие ли смогут позволить себе обратиться в платную клинику? К тому же для настоящего полноценного осмотра порой требуется глубокое исследование. Ведь школьники умирают на физкультуре не от проблем со зрением или слухом, а по причине серьёзных заболеваний, о которых их родители даже не подозревали.

По словам заместителя директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского НЦССХ им. А.Н. Бакулева, профессора, академика РАН, известного российского кардио­лога Юрия Бузиашвили , прежде всего стоит обратить внимание на шумы в сердце, которые диагностируют у очень большого процента новорождённых. Раньше это было редкостью, а сейчас это выявляют едва ли не у каждого пятого малыша. Ребёнок с такой патологией должен быть обязательно поставлен на учёт у кардиолога и регулярно проходить обследования у квалифицированного специалиста. «На базе НЦССХ им. А.Н. Бакулева мы проводим мониторинг состояния детей со всего постсоветского пространства. Если бы вы знали, сколько врачебных ошибок приходится выявлять, сколько врождённых пороков сердца мы находим», – признаётся профессор.

Тем не менее профессор Бузиашвили полагает, что причину смертей детей на уроках физкультуры невозможно определить однозначно. «В каждом случае имела место конкретная причина или совокупность причин, связанных со здоровьем определённого ребёнка. Наша задача сейчас – предотвратить подобные трагедии и определить меры профилактики. Первое, что должно насторожить и родителей, и учителей, – это отставание ребёнка на физкультуре, его вялость, апатия, нежелание много двигаться. Такой ребёнок в обязательном порядке должен быть обследован. Ведь детям от природы присуща физическая активность», – считает он.

К тому же, добавляет Юрий Бузиашвили, не все дети одинаково переносят проблемы, сопровождающие переходный возраст: «У ребят есть особенность – адаптация к быстрому взрослению. Не все одинаково переносят гормональную перестройку организма. Тут я снова повторюсь: необходимы регулярные медицинские и профилактические осмотры. Если родители видят, что за год их ребёнок вырос на 10–20 сантиметров, необходимо задуматься: все ли его органы нормально адаптировались к столь быстрому росту и взрослению?»

«Креативная» физкультура

Учесть стоит ещё такой момент. Приказ Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» содержит рекомендуемые нормативы, по которым на одного врача должно приходиться в школах – 1 тыс. учеников, а на одну медицинскую сестру – от 100 до 500 учеников. Согласно этому же приказу при школах должны быть медицинские кабинеты. При этом за их финансирование отвечают не органы здравоохранения, а органы образования. Однако в редкой школе у врача или медсестры есть все необходимые медикаменты. К тому же, как правило, в школах нечасто можно встретить по-настоящему хорошего врача или опытную медсестру, имеющую навыки оказания помощи в экстренных ситуациях. Вот и вызывают школьные медики «скорую», которая когда ещё приедет…

Вопросы вызывает и учебная программа. Как известно, школам сейчас предоставлена большая самостоятельность в выборе, причём коснулось это не только математики, литературы и физики с химией, но и физкультуры. Каждый учит детей быть спортивными по-своему. Кто-то практикует закаливание, выводя учеников в майках и трико на занятия физкультурой на улице при +10 0С, кто-то вводит экзотические виды спорта, вовлекая в это и мальчиков, и девочек. К тому же недавно вернулась система ГТО, нормативы которой по замыслу чиновников должны сдавать все школьники. Да, физические нагрузки необходимы. Но для того, чтобы спорт не превращался в смертельные игры, необходимо, на мой взгляд, разработать единые стандарты физических нагрузок для школ, завести медицинскую базу данных на каждого без исключения ребёнка и сделать медосмотры не формальностью, а реальностью, причём регулярной.

КСТАТИ

Если верить международной статистике, особенно часто проблемы со здоровьем встречаются у детей-спортсменов. 38% всех спортивных травм и заболеваний, связанных с этим, приходятся на возраст от 6 до 12 лет. У мальчиков в возрастной группе от 12 до 17 лет самые большие риски. На их долю приходится 17% всех травм и заболеваний, большая часть которых требует врачебной помощи и лечения.

Рассказывает врач выс-шей категории, детский кардиолог Анна Верещагина.

В каждом конкретном случае заключение даёт специальная комиссия, расследующая факт гибели. С врачебной точки зрения внезапная смерть у детей может быть обусловлена разными причинами - как кардиологическими (врождённые пороки, опухоли, нарушения ритма, кардиты, кардиомиопатии, лёгочно-гипертензионные кризы) с развитием острой сердечной недостаточности, так и заболеваниями центральной нервной системы (эпилепсия, опухоли головного мозга). К сожалению, о существовании такой проблемы у ребёнка родители могут и не знать. Однако всё может быть диагностировано при своевременном обращении к специалистам.

Причина № 1. Пропущенные врождённые пороки сердца

Теоретически такой ситуации быть не должно. По плану диспансеризации, в 1 год, затем в 3 года (перед дет-ским садом) и 6-7 лет (перед школой) в обязательном порядке дети должны проходить медицинскую комиссию, в состав которой входит и врач-кардиолог, который обязан направить ребёнка на стандартные исследования - эхокардиографию (ЭхоКГ) и электрокардиографию (ЭКГ). ЭхоКГ (или УЗИ сердца) позволяет оценить работу сердца, его анатомическое строение, сократительную способность желудочков, измерить давление в полостях, что необходимо для исключения врождённой и приобрётенной аномалии сердца и лёгких. ЭКГ анализирует работу проводящей системы сердца, выявляет её нарушения, в т. ч. и опасные для жизни. При подозрении на нарушение ритма у ребёнка врач направляет его на дообследование - суточное мониторирование ЭКГ и консультацию детского аритмолога.

Так должно быть в идеале, но на деле часто происходит иначе. Бесплатные исследования осуществляются по предварительной записи, очередь на них в среднем - 3-5 недель, а родители нередко приходят в последний момент перед подачей документов в школу.

В такой ситуации врачу остаётся либо предложить родителям пройти исследование платно (что нередко заканчивается жалобой главному врачу на «вымогательства со стороны врача»), либо отказать в выдаче заключения (что также заканчивается жалобой). Есть ещё один вариант - взять с родителей честное слово пройти УЗИ сердца в ближайшее время и выдать заключение исключительно на основании результатов ЭКГ. Но это недопустимо, поскольку однократно выполненное ЭКГ да ещё «на короткой плёнке» в целях экономии бумаги не даёт полную информацию о работе сердца.

При некоторых невыявленных пороках развития сердца трагедия может произойти даже при средних физических нагрузках. Но ещё опаснее, когда недообследованные дети, стремясь заработать баллы перед поступлением, решают сдать нормы ГТО, требующие абсолютного здоровья и серьёзной подготовленности. Поэтому врачи настаивают, чтобы перед сдачей норм ГТО и соревнованиями дети проходили полноценное кардиологическое обследование (эхокардиографию, ЭКГ с нагрузкой, суточное мониторирование ЭКГ) для исключения жизнеугрожающих нарушений в работе сердца.

Причина № 2. Перенесённые вирусные заболевания

Нередко после перенесённых вирусных заболеваний развиваются миокардиты (воспаление сердечной мышцы), воспаление сосудов сердца (аортиты, коронариты). Это приводит к снижению сократительной способности миокарда, нарушению его кровоснабжения (в том числе и проводящей системы сердца), к развитию сердечной недостаточности и жизнеугрожающих аритмий. Существуют разные формы этих заболеваний (острые, подострые, хронические), которые могут протекать незаметно. Поэтому после выздоровления от вирусной инфекции (особенно тяжёлой) ребёнок должен быть освобождён на две недели от занятий физкультурой и обязательно пройти ЭКГ.

Причина № 3. Обморок

Причина обморока может быть связана как с нарушением работы сердца (остановка сердца, вегетососудистая дистония), так и с патологией центральной нервной системы (опухоли, эпилепсия), заболеваниями эндокринной системы (гипогликемия, сахарный диабет), неправильным развитием позвоночника (аномалия Киммерле) и т.д.

Сердечно-сосудистая система быстро растущего детского организма крайне уязвима. В подростковом возрасте у многих детей возникает вегетососудистая дистония по ваготоническому типу - состояние, при котором отмечается склонность к гипотонии. Резкое падение артериального давления может привести к обмороку, при котором неудачные падения чреваты смертельным повреждением мозга.

Поэтому, если ребёнок жалуется на головокружение, головную боль, периодически теряет сознание, обязательно обратитесь к специалисту и пройдите необходимое обследование.

Причина № 4. Курение и «модное» питание

Многие подростки курят и употребляют энергетические напитки. Опасно, если это происходит непосредственно перед уроком физкультуры. Никотин вызывает спазм коронарных артерий и на фоне физической нагрузки, когда происходит учащение ритма сердца и уменьшается время для его кровоснабжения, возникает ситуация по типу ишемии миокарда, что чревато развитием острой сердечной недостаточности.

Ещё одна проблема - особая система питания, которую выбирают подростки, озабоченные своей фигурой. Они исключают из рациона жиры и заменяют приём пищи протеиновыми коктейлями. Однако исключение одного компонента пищи провоцирует раннее и быстрое развитие атеросклероза коронарных артерий, приводящее к ишемии миокарда, развитию острой сердечной недостаточности и внезапной остановке сердца.

Обратная сторона проблемы

Есть много детей, которые в раннем возрасте перенесли операции на серд-це. Но они ведут обычный образ жизни. Занимаются в спортивных секциях, как говорится, без фанатизма, для здоровья. Но для занятий им, как и остальным детям, нужно получить справку от кардиолога. А врачи, напуганные страшной статистикой, такую справку выдавать отказываются.

Это неправильно - сердце ребёнка может нормально развиваться лишь при наличии адекватных физических нагрузок. Чтобы показать, что для детей, перенёсших операцию на сердце, спорт возможен и неопасен, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева и «Лига здоровья нации» провели футбольный товарищеский матч между командой ребят, которым была выполнена операция на открытом сердце, профессиональными футболистами и известными артистами.

Какое давление у детей - норма?

Давление нужно измерять в спокойной обстановке через час после еды и физических нагрузок.

Что должно насторожить родителей

  1. Посинение носо-губного треугольника и области вокруг глаз - это признак ухудшения венозного оттока и недостаточного насыщения крови кислородом.
  2. Боли в области сердца, лопатки, в левой руке.
  3. Стойкая гипотермия - пониженная температура тела.
  4. Одышка, которая возникает из-за застоя крови и кислородного голодания.
  5. Холодные ладони и стопы.
  6. Усталость после физической нагрузки - ребёнок присаживается, вздыхает, жалуется на сердцебиение.
  7. Обмороки.

Рассказывает профессор, доктор медицинских наук, заведующая отделением детской кардиологии Детской городской клинической больницы им. Башляевой Инна Трунина :

С каждым годом становится всё больше детей-гипертоников. В группе риска находятся подростки, у которых родители страдают артериальной гипертензией, и дети с болезнями почек и эндокринными заболеваниями, при которых происходит выброс адреналина, повышающего давление. Повышенное давление также чаще отмечается у тревожных, ответственных детей. Среди прочих факторов риска - алкоголь и курение (в РФ курят 40% юношей и 7% девушек).

Нужно помнить, что гипертония редко протекает бессимптомно. Дети жалуются на головные боли, головокружение, слабость, утомляемость, пелену или мушки перед глазами. У детей-гипертоников часто резко снижается зрение. Очень важно не списывать эти жалобы на переутомление, а вовремя обратиться к врачу. Начальные формы детской гипертонии выправляются немедикаментозно. Результатов можно добиться, если нормализовать вес ребёнка, режим дня (школьнику нужно высыпаться, он не должен уставать, перевозбуждаться) и питание. Очень важно подобрать подходящие физические нагрузки. Самые хорошие результаты дают кардиотренировки (быстрая ходьба - ежедневно 30-40 минут, плавание, равнинные лыжи, велосипед).

А вот силовые тренировки детям с гипертонией абсолютно противопоказаны. Если эти меры не дают результатов - назначаются препараты, дозы которых подбираются индивидуально, а отменяются только врачом.

Наиболее часто повышение артериального давления беспокоит детей в подростковом возрасте (13-16 лет). Нормы давления у детей варьируются в зависимости от возраста, веса (у полных детей давление выше), роста (у невысоких детей давление ниже) и пола (у мальчиков давление выше, чем у девочек). У детей до 14 лет в среднем давление не должно превышать 120/80 мм рт. ст., у более старших - 135/85 мм рт. ст.

Отчего смерть подстерегает на школьном стадионе

Только в 2016 году на уроке физкультуры погибли 211 школьников! Такую шокирующую статистику обнародовала министр образования. Ольга Васильева И речь идет не о гибели в результате травмы, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Нынешний учебный год вновь начался с трагедий: в сентябре во время физкультуры потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области, похожая история случилась и в Красноярском крае. Почему внешне здоровые дети все чаще погибают после элементарных физических нагрузок, есть ли вина в этом родителей и школы?

Оценивая причины роста детской смертности во время уроков физкультуры, министр образования возложила вину за это на политику защиты персональных данных в стране. «Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок", - уточнила Васильева. При этом министр пояснила, что ее ведомство уже договорилась с медиками о том, что школам будут сообщать группу здоровья каждого ученика. Но она будет добиваться того, чтобы педагогов ставили в известность о конкретных диагнозах школьников. Однако медики и учителя видят причины увеличения внезапной детской смертности, в том числе и на уроках физкультуры совсем в других факторах.

Я работаю учителем физкультуры в московской школе уже без малого 25 лет, - говорит Наталья. - Никакой проблемы из-за защиты персональных данных в столичных учебных заведениях нет. Нам сообщают группу здоровья и заболевания, которые выявлены у ребенка. Другое дело, что если в начале моей работы из класса 2-3 человека имели 2-ю группу здоровья, а остальные - 1-ю, то теперь все с точностью до наоборот. Естественно, чем больше детей со слабым здоровьем, тем выше потенциальный риск внезапной смерти ребенка во время физических нагрузок. В нынешней ситуации со здоровьем детей учителям физкультуры приходится подходить к ученикам индивидуально, в зависимости от здоровья и физических возможностей. При этом никто из нас не застрахован от подобной трагедии. Лично я на каждом собрании прошу всех родителей сообщать мне лично о любых новых заболеваниях, выявленных у ребенка, или просто об их наблюдениях и опасениях. Другое дело, что немало родителей могут даже не заметить ухудшение их самочувствия.

Во всех развитых странах количество внезапной смерти детей и подростков, в том числе и на уроках физкультуры, в последние годы значительно увеличилось. Половина всех случаев гибели детей приходится именно на внезапную смерть, в той же Америке ее жертвами становится 5-7 тысяч школьников ежегодно.

По мнению, врачей причина этого кроется в медицинском прогрессе и стремительно возросшей нагрузке на современных детей.

На мой взгляд, если министерство образования хочет хоть немного сократить количество случаев внезапной смерти детей на уроках физкультуры, им стоит заняться пересмотром собственной деятельности в сфере школьного образования, - считает врач-педиатр Татьяна Карлович. - Среди моих пациентов много детей, которых я наблюдаю долгие годы, с рождения до подросткового возраста. Сейчас дети, по сравнению с советскими временами находятся в постоянном стрессе, у них более сложная программа, огромное количество дополнительных занятий и почти нет свободного времени. Раньше серьезная нагрузка на школьника ложилось лишь в 10-11 классе перед поступлением в институт, теперь же подобное состояние дети испытывают с самого нежного возраста. Кроме того, поколение современных детей с точки зрения здоровья, значительно более слабое, чем предыдущие. Причина этого кроется, во-первых, в медицинском прогрессе, когда стали спасать и ставить на ноги ранее безнадежных малышей. А во-вторых, в стремительно ухудшившейся экологической ситуации и некачественном питании. В первую очередь в ответе за жизнь ребенка, безусловно, его родители. Им необходимо по мере возможности ограждать детей от излишних нагрузок, почаще вывозить их за город, следить за питанием, давать витамины. Большинство случаев внезапной смерти обычно кроется в сердечных патологиях. В связи с этим нужно раз в год самостоятельно посещать кардиолога и проводить все необходимые анализы, не дожидаясь обязательной диспансеризации, которая проводится всего 4 раза за время обучения в школе.

По мнению учёных, преподаватели должны оперативно реагировать на жалобы детей на здоровье, а сами школы необходимо оснастить общедоступными приборами для реанимации.

"Бросай, Серёга!" - мяч летит к самому спортивному парню в классе. Восьмиклассники играют в баскетбол на спортивной площадке в школьном дворе. Команда Серёги уже набрала три очка, одно из них - его. "Супер, мы их порвём! - радуется он. - Странная боль какая-то, надоела, откуда она взялась в груди… Я ж сто лет не болел…"

А затем, вместо того чтобы кинуть мяч, он падает на землю - и больше не дышит. Одноклассники пытаются как-то помочь, но пульса уже нет.

Когда в новости попадают такие трагические случаи, они кажутся исключительными. Но это не так: недавно министр образования Ольга Васильева , что за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибло 211 школьников.

Лайф собрал информацию из исследований российских учёных - там сказано, как и почему школьники умирают на физкультуре.

В 2017 году учёные из Самарского государственного технического университета опубликовали работу "Проблемы внезапных смертей школьников и студентов во время занятий физкультурой и спортом". В начале они перечисляют 22 случая, когда учащиеся умирали прямо на уроках. Вот несколько трагических примеров:

В одной из школ в Новой Москве скончалась восьмиклассница. Инцидент произошёл во время урока физкультуры. Школьница даже не успела начать занятие. Когда преподаватель позвал учеников на разминку, восьмиклассница встала со скамейки, прошла два шага и упала без сознания. Учителя незамедлительно вызвали скорую помощь и до прибытия медиков проводили реанимационные мероприятия самостоятельно, но спасти девочку не удалось.

В Новосибирске на уроке спортивных танцев скончалась 13-летняя школьница. В ходе проверки было установлено, что она серьёзных проблем со здоровьем не имела.

В Кемеровской области во время проведения разминки перед тренировкой по баскетболу умерла 13-летняя девушка. Спортивные занятия проводились в помещении одной из школ Новокузнецка. Несмотря на усилия врачей, девушка скончалась по дороге в больницу. В региональном СУ СКР отметили, что при жизни 13-летняя школьница какими-либо хроническими заболеваниями не страдала.

Как сказано в исследовании, есть две основные причины такой внезапной смерти: это сердечные заболевания и травмы, полученные прямо на уроке.

Что касается травм, это могут быть повреждения головы, шеи, груди и в области живота.

Но "сердечные" случаи бывают чаще. Они делятся на два вида. Первый - сотрясение сердца (резкий сбой сердечного ритма из-за удара в грудь, например из-за падения или из-за попадания мяча).

Второй - внезапное поражение миокарда (основная сердечная мышца) из-за уже имеющихся проблем с сердцем (даже если они до этого не были выявлены).

При любой физической нагрузке сердце работает в усиленном темпе, и при перенапряжении последствия могут стать фатальными.

Эту тему изучали также московские врачи из Федерального медико-биологического агентства и Российского национального исследовательского университета им. Н.И. Пирогова. В 2016 году они опубликовали исследование "Распространённость внезапной сердечной смерти у лиц молодого возраста в крупном мегаполисе".

Учёные на протяжении четырёх лет, с 2005 по 2009 год, анализировали такие случаи. В итоге охват составил два с половиной миллиона смертей молодых людей (до 45 лет).

Выяснилось, что в 9% случаев люди умирали от внезапной остановки сердца. Основные причины - врождённый порок сердца и кардиомиопатия (поражение сердечной мышцы).

Причём в половине случаев люди умерли не дома, а во время прогулки или на занятиях в школе и институте, на работе и т.д. Мужчины умирают от внезапной сердечной недостаточности в четыре раза чаще, чем женщины, пришли к выводу учёные.

Как сказано в исследовании учёных из Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, приблизительно 1 из 50 тысяч молодых спортсменов умирает во время занятий спортом. В основном из-за проблем с сердцем. При этом часто причина внезапной сердечной смерти остаётся невыясненной.

"Первые признаки болезни, такие как боль в груди или повышенная усталость, предшествуют внезапной кардиальной смерти, - сказано в исследовании самарских учёных. - При наличии этих симптомов следует немедленно прекратить физическую активность и обратиться за медицинской помощью".

Это должен знать каждый школьник. И родители должны ему это объяснить. Педагоги не имеют права пренебрегать жалобами учеников. В идеале они должны быть готовы оказать ребёнку первую помощь.

В работах учёных сказано, что школы следует оснастить дефибрилляторами - приборами, которые с помощью разряда электричества могут запустить остановившееся сердце. Тем более что можно установить очень простые в применении приборы. Для того чтобы спасти жизнь ребёнку, упавшему из-за остановки сердца на уроке, даже не потребуется специальных медицинских знаний.

Как Лайф, уже несколько лет правительство с подачи Минпромторга обсуждает идею разрешить такие общедоступные дефибрилляторы, но процесс идёт медленно. К настоящему времени разработан соответствующий законопроект.

Очень сильно изменились технологии, - сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенев. - Если раньше люди, которые оказывали помощь с помощью дефибрилляторов, должны были обладать специальными знаниями и квалификацией, то сейчас всё совершенно по-другому.

Как он пояснил, "нужно просто закрепить на теле человека, у которого остановилось сердце, две наклеечки с проводами - в инструкции указано, куда именно их крепить".

Далее прибор "считывает" состояние человека и определяет, действительно ли ему нужен разряд, - сказал Владимир Гутенев. - Далее именно та сила разряда, которая необходима, и будет подана по команде из центрального пункта. А если необходимости в разряде нет, то его и не будет. То есть навредить таким прибором никому нельзя.

По его словам, предположительно, законопроект будет внесён в Госдуму в течение ближайших двух-трёх недель.

А его прохождение во всех трёх чтениях может состояться не раньше февраля-марта 2018 года, - сказал депутат.

Список мест, где можно будет разместить общедоступные дефибрилляторы, определит правительство - уже после принятия законопроекта. Вероятно, школы войдут в их число. Остаётся дождаться.

Когда законопроект будет принят, применение такого оборудования, по оценкам экспертов, позволит сохранять 15–18 тысяч жизней российских граждан ежегодно, - сказал Владимир Гутенев.

В уфимской гимназии врачи не смогли спасти третьеклассника, которому стало плохо на уроке физической культуры. В Белгороде на уроке физкультуры, во время забега на 300 метров, умерла 12-летняя девочка. В Воронеже во время школьных занятий спортом умер восьмиклассник — у мальчика оторвался тромб. В городе Артем (Приморский край) во время пробежки 9-летний мальчик упал и потерял сознание. Школьный медработник попытался оказать ему первую помощь, была вызвана скорая, но спасти школьника не удалось.

Эти дети вошли в статистику смертей на уроках физкультуры, которую на днях огласила министр образования Ольга Васильева. Всего за минувший год умерло 211 детей. Цифра оглушительная. Уроки, направленные на укрепление здоровья, становятся опасными для жизни детей.

Министр считает, что причина здесь в том, что по закону о медицинском обслуживании сведения о состоянии здоровья детей для учителей физкультуры закрыты. Узнать о диагнозе или физических особенностях школьника учителя физкультуры могут только от родителей, если те сочтут нужным это сообщить. Сообщают единицы.

И на деле выходит, что ребенок оказывается совершенно беззащитным перед «быстрее, выше, сильнее», что вынуждает его вступать в состязание на каждом уроке физкультуры. Для чего, спрашивается, ребенку нужны эти состязания, регламентированные школьной программой, а не здравым смыслом? Для чего маленькому человеку бежать стометровку по секундомеру?

Абсолютно очевидно, что не для укрепления здоровья. Потому что здоровье укрепляют долгой, системной и индивидуальной работой, а не двумя уроками в неделю, превращающимися для большинства современных детей в стресс.

К слову сказать, дети, которые системно имеют физические нагрузки (а это учащиеся спортивных школ и балетных училищ, где нагрузки адовы), за редким исключением пополняют статистику внезапной смертности на уроках именно потому, что их организм адаптирован к физическим нагрузкам.

Но старая советская система, которая основывалась на том, чтобы каждый член общества был готов к труду и обороне, по-прежнему актуальна, и на уроках «физры» по инерции кует из астеничных, сколиозных и зачастую хронически больных детей полноценных членов общества.

Эти уроки по сути своей катастрофически устарели не только потому, что абсолютно исключают индивидуальный подход, но и потому, что в современной России учитель физкультуры в школе — это, как правило, или бывший спорт-смен, или случайный человек с очень приблизительным представлением о физиологии ребенка и этапах его роста. Учитель физкультуры — это преподаватель «остаточного принципа» с соответствующей зарплатой и квалификацией.

«Быстро встал и побежал. Что значит «не могу»? Другие, значит, могут, а ты нет?» Почти каждый ребенок хоть раз слышал что-то подобное на уроках физкультуры от учителя. И чтобы не прослыть слабаком, не стать объектом насмешек, обреченно становился на линию старта, автоматически попадая в зону риска для жизни.

Специалисты по детской физиологии утверждают, что современные дети, отягощенные компьютерной нагрузкой и образом жизни в городской среде, не требующей серьезных физических усилий, неизбежно стали значительно уязвимее своих сверстников, живших 20—30 лет назад. Особенно это проявляется в период пубертата, когда происходит резкое изменение гормонального статуса и организм «не успевает» адаптироваться к росту. Почти две трети современных школьников имеют хронические заболевания, и, по-хорошему, для каждого из них нужна индивидуальная программа физических нагрузок. Сделать это нереально. Как нереально школьную ежегодную диспансеризацию превратить в качественное медицинское обследование.

Но выход есть. И он прост. Надо исключить из уроков физкультуры нормативы, выбросить секундомер, стереть на школьном стадионе разметку беговой дорожки, а после дать детям погонять мяч или попрыгать через скакалку. Баскетбол тоже сгодится, и даже лыжи я бы не предавала анафеме. Пользы будет значительно больше. И радости тоже.

error: