Внутренние угрозы в древнем мире. Безопасность государств в средние века

В истории византийской империи период Х-ХІІ вв. отмечен перестройкой структуры государственного управления, направленной на устранение разногласий в деятельности властных институтов, их последующую централизацию и четкое распределение функций, а также созданием разветвленной системы ведомств (секретов) и, как следствие, усилением позиций василевса - «владыки христианской ойкумены».

По пути реформирования устаревших механизмов властвования пошел император Лев VI Мудрый (886–912). Он унифицировал существовавшие к тому времени титулы, чины и ранги, создал иерархическую модель должностей и положил тем самым начало серьезным преобразованиям в области государственного управления; его политику продолжили потомки - представители Македонской династии (867-1056).

Император, возглавлявший политическую иерархию и концентрировавший в своих руках все рычаги воздействия на чиновничество, определял состав и характер деятельности административных органов. Бюрократический аппарат зависел от воли василевса, тот выплачивал служащим жалованье и предоставлял им ряд привилегий. Учреждения, обладавшие фискальными, судебными и военными функциями, отвечавшие за контролирование налогообложения и пополнение казны, ведение международных контактов и военное обеспечение, на практике утверждали сильную централизованную власть императора. Совет высшей знати (синклит) не имел реальной силы: только в условиях политического кризиса знатнейшие люди империи, союзники василевса, могли встать на защиту интересов сюзерена и правящей династии. Особыми «скрытыми» функциями обладали члены курии - спальничие и евнухи; не располагая действенными способами воздействия на политику Византии, они, находясь в ближнем кругу императора, могли постепенно направлять волю василевса в нужном им направлении. С течением времени спальничие (паракимонены), насаждавшие в системе управления своих ставленников и притязавшие на определенные полномочия, становились децентрализующей силой.

Государь не только определял стратегию развития державы ромеев и дворцовую политику, но также направлял деятельность синклита и контролировал систему имперского управления, фактически замкнувшуюся на фигуре василевса. Тем не менее он был вынужден ради сохранения власти за своими потомками ввести институт «соправительства», что увеличило шансы наследника на преодоление сопротивления сановной знати и законное получение престола.

Даже после создания единой структуры управления, связывавшей василевса, глав столичных ведомств (логофетов), чиновников на местах, военных и других членов политической иерархии, к XI–XII вв. в Византии по-прежнему повсеместно господствовала коррупция. Весьма популярна была практика покупки должностей.

Налаженная работа ведомств и учреждений государственной власти не остановила постепенный упадок фемной структуры, в которой на смену возглавлявшему ее стратегу пришел обладавший полномочиями в сфере гражданского судопроизводства претор; высшая военная юрисдикция была сосредоточена в руках главы отряда наемников - тагмы. Наиболее крупные пограничные военные округа (катепанаты), представлявшие особый интерес для василевса, переходили под контроль наместников, которые с течением времени устраивали на данных территориях частные наследственные владения. Активизировалась роль военных поселенцев (акритов), являвшихся заметной силой, стоявшей на защите рубежей византийской империи.

Получив значительные земельные угодья, почетные, увеличивающие влияние государственные должности, обретя привилегии и новые прерогативы, византийская аристократия с новыми силами вступила в борьбу за престол. С 1055 до 1071 г. на троне сменилось четыре императора; страну разрывали постоянные восстания, организованные знатью. Борьба гражданских и военных сил за политическое господство определила характер развития обуреваемой постоянными мятежами империи. Только Алексею I Комнину (ок. 1057–1118) удалось, опираясь на поддержку родственников, а также провинциальной военной знати, сломить мощную оппозицию магнатов и лишить столичных вельмож прежнего влияния. С победой мятежного полководца над Никифором Вотаниатом, утверждением превосходства «милитаризованной партии» и приходом к власти новой династии Комнинов, в Византии наступил временный мир.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ

На протяжении IX–XI вв. успехи империи в области внешней политики перемежались с дипломатическими неудачами и военными поражениями. Благодаря активному курсу Василия II Болгаробойцы (958-1025) держава ромеев значительно расширила свои границы. Византии удалось отвоевать у ослабевшего Арабского халифата Крит, Кипр и часть Малой Азии, в результате изнурительной продолжительной войны захватить Болгарию, вынудить сербов и хорватов признать верховное главенство василевса и присоединить некоторые кавказские области (с утверждением протектората в Армении и Грузии). Однако во второй половине XI–XII в. империя столкнулась с новым мощным противником, турками-сельджуками, и потерпела от них ряд поражений: в 1071 г. в битве при Манцикерте султан Алп-Арслан разгромил греческие войска, пленил Романа IV Диогена (1068–1071) и включил Армению и Малую Азию в свои владения; в 1176 г. при Мириокефале отряды сельджуков снова нанесли решительное поражение армии василевса. Алексей I Комнин с помощью рыцарей I Крестового похода сумел вытеснить сельджуков во внутренние районы Малой Азии, тем самым на время обеспечив безопасность границ.

Часть принадлежавших ромеям территорий была отторгнута норманнами: благодаря успешной военной кампании герцогу Роберту удалось в 1071 г. завоевать Южную Италию. С севера Византии угрожали печенеги: поражение Алексея I Комнина в битве при Доростоле (1088 г.) значительно ухудшило положение империи. Печенегам удалось не только захватить часть земель (Филиппополь), но и своим агрессивным наступлением привлечь как внешних (эмир Чаха), так и внутренних (богомилы) врагов державы ромеев. К началу 90-х годов XI в. нестабильность в стране, вызванная возрастающим давлением неприятеля, была настолько глубока, что Алексею I Комнину ничего не оставалось, как обратиться за помощью к западноевропейской знати и половцам. Благодаря успешной стратегии императору удалось 29 апреля 1091 г. в битве при Эносе разгромить орды печенегов, оттеснить их от границ Византии, а заодно (путем хитроумных дипломатических манипуляций) нейтрализовать притязания эмира Чаха. Последовательность Алексея I Комнина в деле защиты империи и сохранении ее территориального единства принесла плоды: он сумел вернуть значительную часть византийских владений в Анатолии.

Приход к власти династии Комнинов на время остановил череду внешнеполитических неудач: ромеи отвоевали земли, прежде захваченные сельджуками; вели успешные военные операции, направленные на ослабление норманнов - дипломатической победой являлся подписанный в 1108 г. Алексеем I Комнином и Боэмундом Тарентским Девольский договор. Это помогло отдалить перспективу раздробленности. Византийские императоры, надеясь любым доступным им способом сохранить территориальную целостность государства, делали ставку на заключение военных и династических союзов с европейскими монархами. Однако такая тактика, за редким исключением, не принесла реальных результатов.

Важным направлением византийской внешней политики было поддержание дипломатических отношений с Древнерусским государством, впоследствии вылившихся в прочные союзнические связи. На протяжении IX–XI вв. русы постоянно совершали вооруженные набеги на империю. В согласии с некоторыми из заключенных по итогам военных кампаний договоров (особенно 907/911 г.) им предоставлялись значительные привилегии (возможность ведения беспошлинной торговли); часть военной элиты русов в виде наемной силы была принята в византийскую армию. Исключительное значение в истории русско-византийских отношений имеет договор 987 г.: киевский князь Владимир Святославович, согласившись поддержать Василия II в его борьбе с оппозицией (Варда Фока), потребовал в награду руку сестры василевса Анны; греческая сторона в качестве одного из условий исполнения договора обязала Владимира принять христианство (см. с. 382).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности

1. Понятие и структура национальной безопасности

Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Россия подошла к опасной черте, за которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Россия, ее главной стратегической целью будет воссоздание обновленной великой державы, мощного Российского государства, основанного на социальной демократии и экономике, сориентированной на обеспечение благосостояния абсолютного большинства населения.

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Национальная безопасность - способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

Структура национальной безопасности

Национальная безопасность включает в себя:

· государственную безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

· общественную безопасность - понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

· техногенную безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;

· экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

· экономическую безопасность

· энергетическую безопасность

· информационную безопасность

· безопасность личности.

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

· защиту государственного строя;

· защиту общественного строя;

· обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

· обеспечение политической и экономической независимости нации;

· обеспечение здоровья нации;

· охрана общественного порядка;

· борьба с преступностью.

· обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, - Армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

2. Понятие и виды угроз национальной безопасности

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида :

Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.

Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

* государственной защите национальных интересов;

* национальной дипломатической политике;

* поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;

* быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;

* готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

3. Внешние угрозы национальной безопасности

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

· снижение роли страны в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

· снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

· усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

· наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

· повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

· ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

· создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

· территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

· международный терроризм;

· ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

· активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

· резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства - национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости.

4. Внутренние угрозы национальной безопасности

угроза национальный государство безопасность

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

· усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

· деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

· усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

· криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

· резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

· усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

· усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

· повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

· снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

· демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Заключение

В целом комплексная оценка угроз экономической безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод: в настоящее время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Определение сущности экономической безопасности. Разработка и реализация политики и стратегии, формирование системы обеспечения безопасности.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Сущность экономической безопасности государства и её содержание. Характеристика, история возникновения угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Анализ внутренних и внешних угроз, меры по их нейтрализации в России.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2017

    Характеристика угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Совершенствование мер, направленных на нейтрализацию внутренних и внешних опасностей в целях укрепления хозяйственной защищенности Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Теоретико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности государства. Международный опыт развития подходов к обеспечению защищенности страны. Совершенствование мер, направленных на нейтрализацию внутренних угроз, укрепление устойчивости державы.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Безопасность - социальное явление и категория теории национальной безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Угрозы национальной безопасности, задачи ее обеспечения. Роль экономической безопасности в стабилизации экономики.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2012

    Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2009

    Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности, ее основные показатели. Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности: угрозы и факторы риска. Условия социально-экономического развития страны, пути совершенствования.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2012

    Основные угрозы экономической безопасности в реальном секторе экономики и возможности их нейтрализации. Обеспечение экономической безопасности реального сектора: политика, угрозы, опасности. Классификация основных угроз безопасности сектора экономики.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2011

    Национальная экономическая безопасность, определение ее уровня и обеспечение. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Спектр угроз экономической безопасности страны, основные предпосылки и последствия их возникновения.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2013

    Методологические подходы к регулированию рыночной экономики развитых стран. Исследование необходимости государственного вмешательства в экономику. Внутренние и внешние функции государства в современной России, цели, объекты, субъекты и методы ГРЭ.

Период с конца V до середины IX веков н.э. ознаменовался эпохальными событиями, в корне изменившими политико-географическую картину мира. К концу V века варварские племена положили конец Римской империи и рабовладельческой формации Древнего Мира. В результате этих событий на Европейском континенте сформировался ряд крупных государств с качественно новым общественным строем, вошедшим в историю под именем феодального строя. К концу первого тысячелетия на западе сформировалось два могущественных как с культурной, так и с политической точек зрения центра - Священная Римская Империя в Западной и Византийская (Восточная Римская) империя в Центральной и Восточной Европе.

В начале VII века на Аравийском полуострове зародилась третья после иудаизма и христианства мировая религия - Ислам, что послужило толчком для качественно нового этапа развития стран Востока. могущественная империя Арабских Халифатов, охватившая в пике своего развития значительные территории от Атлантического океана до Индии в широтном и от Средней Азии и Кавказского Хребта до Центральной Африки в меридиональном направлениях, стала третьим могущественным центром международной политики Средневековья. Впоследствии, после заката Халифата, его место поочередно занимали государства Сельджукидов, Монголов, Тимуридов и наконец Османская и Сефевидская империи, которые играли те же геополитические функции, что и Халифат.

Для большей удобности мы будем рассматривать международные отношения Средних Веков через призму двух геополитических центров - Европы и Востока, что позволит более четко выявить взаимосвязь между этими цивилизациями.

Западная и Центральная Европа

После развала Римской империи в Западной и Центральной Европе сформировался ряд государств, между которыми велись войны и заключались различного рода союзные и мирные договоры. Однако над международными отношениями региона был установлен контроль Священной Римской империи и католической церкви, что в совокупности с нижеследующими факторами составили основные характеристики международных отношений в Европе Средних Веков:

  • 1. Центральная власть была недостаточно сильной, а феодальная раздробленность - характерным явлением. Вотчина крупного землевладельца являлась фактическим государством, собственность на землю давала власть над населением.
  • 2. В средневековой Европе стирались различия между частными и межгосударственными отношениями также как и между публичным и частным правом. Войны несли повсеместный характер, как между феодалами в территориальных пределах одного государства, так и между государствами.
  • 3. В основе как внутренних, так и внешних связей лежало «кулачное право», т.е. сила, возведенная в закон. Сильный всегда прав, что нашло свое отражение в таком институте, как «суд Божий», согласно которому спор решался поединком.
  • 4. Значительным было влияние католической церкви, что мешало как обще-цивилизационному прогрессу, так и развитию правового регулирования международных отношений. Долгое время главным средством регулирования международных отношений средневековой Европы служило каноническое право, основанное на религиозных догмах. Библейские тексты применялись как диспозитивное право и церковь оказывала значительное влияние на юриспруденцию. Наиболее крупным актом канонического права был декрет папы Грациана (1139-1142 гг.) «Согласование несогласованных канонов», уделяющий внимание межгосударственным отношениям. Главная идея этого декрета заключалась в «создании единого государства под десницей папы».

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что уровень правового регулирования международных отношений в средневековой Европе был чрезвычайно низок и в основном базировался в канонических предписаниях церкви.

Тем не менее, феодальные государства средневековой Европы внесли значительный вклад в развитие концепций международной безопасности. В связи с этим достаточно упомянуть организацию весомой коалиции для совершения крестовых походов под началом Римской католической церкви. Это является одним из ярких примеров претворения в жизнь концепции безопасности в Европейском масштабе. Кроме того истории известны факты неоднократного созыва съездов с участием большого числа глав государств.

Византия и Русь

На другой части Евразийского континента в средние века сложилось два других сильных государства, которые, при этом, находились в наиболее близком контакте со странами средневекового Востока. Византийская империя и Киевская Русь являлись форпостами христианства на восточной окраине Евро-центристского мира и занимали важное место в геополитическом раскладе Евразийского континента.

Особая роль в данной связи уделялась Восточно-Римской, позже Византийской империи, которая сохранила разрушенную «варварами» западно-римскую цивилизацию и содействовала передаче соответствующего опыта варварским государствам. Большую роль во внешней политике Византийской империи играла миссионерская деятельность христианского духовенства. Обращение в христианство других народов усиливало влияние Византии и помогало развитию культуры вновь обращенных народов, включая культуру правовую. После разделения в 1054 г. христианской церкви на католическую и православную, влияние Византии в христианских странах восточной Европы еще более усилилось. Наконец, крещение Руси привело к формированию целого блока между католической Европой и мусульманским Востоком.

В связи со своим важным геостратегическим положением Византия и Русь были первостепенным объектом для интервенций, как с западного, так и с восточного направления. На протяжении тысячи лет Византия, а затем и Россия сталкивались со многими кризисными ситуациями - войны с Арабским Халифатом, интервенция Сельджукской империи, разрушительные походы армий Чингисхана, крестовые походы и т.д. Падение Константинополя в 1453 г. и полный развал Византийской империи в середине XV столетия значительно усилили роль России, как центра православия.

Регулирование международных отношений в Византии и Руси мало чем отличалось от остальной Европы, кроме относительно более высокого уровня централизации. Одним из наиболее распространенных методов ведения внешней политики в обоих регионах являлось заключение междинастических браков, что являлось наиболее эффективным в то время средством заключения межгосударственных союзов.

Мусульманский Восток

В VII веке н.э. на Аравийском полуострове образуется крупное мусульманское государство - Арабский Халифат. С этого времени государства, главенствующей религией в которых является Ислам, принимают активное участие в межгосударственных отношениях. Огромная географическая территория попадает под сильное влияние мусульманского права. Усиление роли и значимости мусульманских государств в мировой политике продолжается вплоть до XVII в. Истории известно несколько великих империй мусульманского Востока, во главе которых стояли тюркские, арабские и персидские династии. В совокупности с другими мусульманскими государствами они представляли собой мощный блок стран, противостоящий христианскому миру. Десятые столетия н.э. известны рядом эпохальных событий, приводивших к изменениям баланса сил между западной и восточной цивилизациями.

Мусульманские государства отличались от христианских большей степенью организованности и централизованности. Как и в христианских государствах, религия играла значительную роль в регулировании как межличностных, так и внутригосударственных и международных отношений. В основ всей общественно-политической жизни лежало мусульманское право, нормы которого распространялись и на внешнеполитическую деятельность государств. В мусульманских странах наблюдалась большая эффективность заключаемых договоров, т.к. Коран предписывал соблюдать верность данному слову даже в отношении иноверцев. Большую роль сыграли положения Корана, поощряющие международную торговлю, что способствовало усилению межгосударственных связей.

Для мусульманского востока средних веков также характерна интенсивность войн между различными государствами. Между странами были нередки случаи заключения союзных и мирных договоров, которые зачастую соблюдались. В государствах не наблюдался хаос, который был присущ государствам феодальной Европы, и случаи феодальных междоусобиц носили локальный характер. Наличие централизованных государств, венцом которых стала Османская империя, предопределило ведущую роль мусульманских государств в международных отношениях средневековья.

Несмотря на некоторые особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. В средние века был накоплен определенный опыт неправового нормативного регулирования международных отношений, что впоследствии сыграло немаловажную роль в формировании классического международного права.

Что касается подходов к разрешению вопроса обеспечения международной безопасности, то соответствующие попытки носили в основном локальный характер и отражались в договорах с крайне ограниченным количеством участников. Все внимание средневековых политиков и юристов уделялось правилам ведения войны, что исключало разработку концепций безопасности путем мира.

В период с 1974 года по настоящее время попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов в ФРГ не было. Нелегальные сепаратистские и антиправительственные движения отсутствуют. Также отсутствуют и легальные сецессионистские движения, способные представлять заметную политическую опасность. Определённую тенденцию к обособлению традиционно демонстрирует Бавария. В эпоху до римского завоевания автохтонами Баварии были кельты, причём кельтское влияние сохранялось и в более поздние времена. В современной Германии сецессионистскими воззрениями отличается Баварская партия. Внутри самой Баварии на статус отдельной земли претендует регион Франкен.

В 2005 году лужицкие сербы, славянское меньшинство, проживающее в землях Саксонии и Бранденбурга, организовали свою партию. В качестве целей бранденбургские сорбы ставят сохранение серболужицкого языка и культуры и отстаивание национальной самобытности. Союз избирателей Южного Шлезвига, представляющий интересы датского и фризского меньшинств в ФРГ (на территориях, утраченных Данией в 1864 году и не возвращённых по итогам референдума 1920 года), не поднимает вопросы о сецессии и присоединении к Дании. Попытка датского меньшинства в Южном Шлезвиге добиться возвращения в состав Датского королевства после Второй мировой войны не получила одобрения населения и властей Дании.

Серьёзная угроза национальной безопасности — терроризм. Уровень террористической угрозы продолжает оставаться высоким. По словам министра внутренних дел Баварии, на территории ФРГ действует террористическая сеть, организованная исламскими радикалами численностью до 5 тыс. членов. Известно, что некоторые из террористов, готовивших теракт 11 сентября 2001 года, долгое время находились в Гамбурге.

Правительство А. Меркель выдвинуло целый пакет мер, направленных на снижение террористической опасности, однако левые партии отказались его поддержать, ссылаясь на содержащиеся в нем существенные ограничения прав и свобод граждан. В частности, предлагалось ввести механизмы слежения за пользователями сети Интернет и иные способы государственного контроля за распространением информации.

В ходе арестов (2007 года) членов немецкой ячейки «Союза джихада» в баварском Ной-Ульме выяснилось, что большинство террористов, планировавших взорвать аэропорт во Франкфурте-на-Майне и военную базу США Рамштайн, являются гражданами Германии. Правоохранительные органы земли заявили, что налицо новый тип терроризма, возникший на немецкой почве.

Курдская группировка «Анвар-аль-ислам» осуществляет вербовку новых членов на территории Германии, а затем переправляет террористов-смертников в Ирак. Хотя «Анвар-аль-ислам» не осуществляет терактов на территории Германии, само существование подобных объединений — серьёзная угроза национальной безопасности.

Помимо исламистов с конца 1980-х годов активизировались и праворадикальные группировки, в арсенале которых продолжают сохраняться методы терроризма. Недостаточное регулирование миграционных потоков и высокие показатели безработицы создают социальную базу для пропаганды крайне правой идеологии.

Леворадикальные группировки снизили свою активность в связи с широким представительством партий левого политического спектра в политической жизни. Большинство акций левых радикалов приурочены к международным событиям, таким, как, например, саммит «Большой восьмёрки».

Согласно экспертным оценкам, уровень коррупции в Германии невысок. Принятие правительством решений и функционирование государственного аппарата имеют от- крытый характер, а различные группы интересов воздействуют на власть с помощью законных механизмов, а не путём теневого лоббирования «без правил». Все же в Германии периодически получают огласку скандалы, связанные с сокрытием политическими партиями реальных размеров пожертвований на их политическую деятельность.

Исследование «Глобальный барометр коррупции-2007», подготовленное международной неправительственной организацией «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International), показывает, какие сферы общественной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. В Германии наиболее коррумпированными население считает политические партии, частный бизнес (3,5 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности); СМИ, коммунальные службы (3,1); законодательные органы (3,0); НПО, систему здравоохранения (2,8). Наименее коррумпированными граждане считают регистрирующие и лицензирующие органы (2,0 балла); систему образования (2,2); правоохранительные и налоговые органы (2,3); вооружённые силы (2,4).

Германия сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005-2015 годах прогнозируется отрицательный ежегодный прирост населения, который составит — 0,1 %.

Убыль населения компенсируется иммиграцией. Правительство не считает показатели иммиграции угрожающими или высокими, однако сложная ситуация на рынке труда и проблемы, связанные с ассимиляцией мигрантов, вынуждают правительство Меркель принимать меры по ограничению иммиграции. Германией поощряется иммиграция высококвалифицированных специалистов.

С 1989 по 2003 годы в страну приехали около 2,2 миллионов этнических немцев с территории бывшего СССР, а также из Польши (570 тысяч) и Румынии (220 тысяч). Правительство Германии старалось регулировать этот процесс, устанавливая квоты на въезд этнических немцев. С 1993 по 1999 годы квота составляла 225 тысяч человек, в 1999 году она была снижена до 100 тысяч, в 2002 году — до 91 тысячи, а в 2003 году — до 73 тысяч. При этом существует серьёзная проблема социализации этнических немцев, поскольку в 2003 году только 20 % из них владели немецким языком.

Во второй половине 1950-х годов ФРГ нуждалась в притоке дополнительной рабочей силы для развития экономики. Именно в этот период были подписаны двусторонние договоры с Италией, Испанией, Португалией, Грецией, Югославией и Турцией. Их суть заключалась в том, что граждане этих стран могут на определённый срок (как правило, на год или два года) приезжать в Германию в качестве гастарбайтеров

С начала 1960-х годов процент иностранцев, постоянно проживающих в стране, начал постепенно расти. В середине 1970-х годов Германия перестала испытывать недостаток рабочей силы, поскольку темпы развития экономики снизились, однако к этому времени многие приезжие рабочие получили разрешение на жительство и перевезли в ФРГ свои семьи. Рождавшиеся в Германии дети иммигрантов вплоть до 2001 года не получали немецкое гражданство автоматически и также считались иностранцами (для сравнения, в 2001 году число детей, получивших немецкое гражданство, составило 37 000 человек).

В конце 1980 — начале 1990-х годов многие граждане стран Восточной Европы стремились получить в Германии убежище. И если в 1989-1990 годах официальной политикой правительства Германии было согласие на приток в страну иммигрантов, то уже в 1993 году коалиция ХДС/ХСС — СвДП, находящаяся в то время у власти, называла сокращение числа иммигрантов одной из своих главных задач. В 1993 году был принят новый закон, ограничивающий въезд иммигрантов. В 2001 году правительственная комиссия подготовила отчёт, который декларировал новый подход в иммиграционной политике, однако закон на этот счёт был ратифицирован бундестагом лишь в 2004 году и вступил в силу 1 января 2005 года. По сути, он также является скорее ограничительным и призван регулировать поток въезжающих иностранцев в сторону его сокращения.

Практика предоставления временных разрешений на работу продолжается и в начале XXI века. Хотя такие страны, как Польша и Чехия, с 2004 года являются членами ЕС, подобные ограничения по-прежнему распространяются и на их граждан. Это связано с опасениями государств «старой Европы», в том числе Германии, что дешёвая рабочая сила из стран Восточной Европы подорвёт рынок рабочей силы в западноевропейских странах.

Курдские мигранты начали массово переселяться в Германию во второй половине XX века. Многие дети иммигрантов первой волны практически полностью интегрированы в немецкое общество. В 1973 году из-за изменения конъюнктуры на мировых рынках труда Германия закрыла свои центры найма рабочей силы в Турции. Несмотря на это, ожидаемого снижения количества иммигрантов не произошло: для переезда курды стали использовать закреплённый в германском законодательстве принцип предоставления политического убежища. В результате принятых правительством мер по контролю за миграционными потоками значительно увеличились показатели нелегальной миграции. В начале 1990-х годов этнический конфликт между турками и курдами возник уже на территории Германии. Кровавые уличные столкновения между бандами привлекли внимание правоохранительных органов, по сообщениям которых в стране находились около 7 тысяч радикальных активистов курдских и турецких националистических группировок. В 1993 году Рабочая партия Курдистана, осуществившая серию террористических актов, была запрещена. После ареста её лидера Абдуллы Оджалана произошла новая серия терактов. Наиболее сложной ситуация была в Берлине.

На сегодняшний день турки и курды являются крупнейшим этническим меньшинством (730 тысяч человек). Политика мультикультурализма, которую власти Германии проводили в 1990-х годах, отчасти сгладила противоречия, связанные с интеграцией мигрантов из Малой Азии (преодоление языкового барьера, программы обучения для разных возрастов). Турецкая община в подавляющем большинстве случаев поддерживает СДПГ, которая выступает за расширение социального пакета для мигрантов.

Одной из основных «нетрадиционных» угроз безопасности является деятельность на территории Германии транснациональных преступных сообществ, специализирующихся на наркоторговле и торговле оружием. Незаконные каналы поставки оружия из Восточной Европы контролируются как гражданами Германии, так и выходцами из стран СНГ.

Всего за 2007 год было зарегистрировано 6,3 миллионов правонарушений. Несмотря на некоторую тенденцию к снижению этого показателя (на 1,4 %), преступность продолжает оставаться серьёзной угрозой.

В структуре криминала выделяются такие сегменты, как преступность этнических мафий, транснациональная преступность, экономическая преступность. Эти три вида преступности наряду с терроризмом представляют наибольшую общественную опасность. Показатель раскрываемости преступлений составил в 2007 году 55,4 % (самый высокий с момента воссоединения страны). Определённые опасения у правоохранительных органов вызывает также рост детской и подростковой преступности, особенно в восточных регионах и в Баварии.

Бремя традиционных внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае Франции может быть оценено как низкое, что подтверждается следующими фактами.

В период с 1974 года по настоящее время во Франции не было попыток неконституционной смены власти.

Нелегальные сепаратистские и антиправительственные движения отсутствуют. Исключением является ситуация на Корсике, где сепаратистские идеи пользуются поддержкой части населения. Корсиканские националисты регулярно осуществляют нападения на здания французских органов власти и частные владения французских граждан, не живущих на Корсике. В мае 2006 года националисты организовали серию взрывов в различных городах острова по случаю 30-й годовщины движения. В результате ряд активистов был арестован и приговорён к различным срокам тюремного заключения.

К Франции имеются территориальные претензии со стороны иностранных государств. Так, Мадагаскар претендует на ряд островов в Индийском океане, Коморские острова заявляют о своих правах на остров Майотта, Маврикий претендует на остров Тромелен. Кроме того, Франция претендует на часть антарктической территории.

Сохраняется угроза совершения терактов со стороны исламских радикалов.

Новой угрозой безопасности являются массовые беспорядки с участием иммигрантов и радикалов, не согласных с политикой находящейся у власти правоцентристской партии «Союз за народное движение». Последние крупные беспорядки имели место осенью 2005 и 2007 годов.

На основе экспертных оценок уровень коррупции во Франции может быть охарактеризован как относительно низкий.

Исследование «Глобальный барометр коррупции — 2007», подготовленное международной неправительственной организацией «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International), показывает, какие сферы общественной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. Во Франции наиболее коррумпированными население считает политические партии (3,7 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности); частный бизнес (3,5); СМИ (3,4); законодательные органы (2,9). Наименее коррумпированными граждане считают системы образования (1,9 балла); вооружённые силы (2,1); регистрирующие и лицензирующие службы (2,2); коммунальные службы, систему здравоохранения (2,3).

Франция не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005-2015 годах прогнозируется ежегодный положительный прирост населения, который составит 0,4 %. Более актуальной для Франции является общеевропейская проблема старения населения: по данным того же доклада, к 2015 году доля населения старше 65 лет возрастёт до 18,5 % по сравнению с 16,3 % в 2005 году, что приведёт к снижению экономического потенциала страны и необходимости восполнять нехватку рабочих рук трудящимися мигрантами. Кроме того, растущее число пенсионеров уже сегодня является вызовом для государственной пенсионной системы и соответственно для бюджета.

В настоящее время перед Францией стоит проблема избыточной миграции и контроля над иммиграционными потоками. Плохо ассимилирующиеся иммигранты уже продемонстрировали, что способны оказывать негативное влияние на общественный порядок. Правительство планирует ужесточить иммиграционные процедуры. Власти Франции не считают чрезмерно высоким уровень эмиграции и не предпринимают попыток убедить лиц, имеющих французское гражданство, вернуться из-за рубежа.


error: