Деструктивный образ жизни. Деструктивный

Быть может, вы помните еще со школьной скамьи мальчишку, который никогда не слушался старших, плохо учился и не стеснялся приправить свою речь крепким словцом? Скорее всего, он раньше всех начал курить, а в отношениях с родителями у него были большие проблемы. А знаете ли вы, где сейчас этот парнишка? Интересовались ли вы его дальнейшей судьбой?

Вероятнее всего, у него диагностировалось деструктивное поведение. Это означает, что без своевременной психологической коррекции на судьбе его можно было бы поставить крест.

Что такое деструктивное поведение?

Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение - поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек?

Основные проявления деструктивности

Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • враждебность при общении;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.

Формы

Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое - созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.

В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания. К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу.

Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:

  1. Делинквентная - к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
  2. Девиантная - это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.

Причины деструктивного поведения

В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?

Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности. Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим. К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике.

Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит?

Еще несколько причин деструктивности

К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:

  • психические расстройства - в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
  • тяжелая соматическая болезнь - человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
  • неудачи в личных делах - человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам - иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.

Профилактика деструктивного поведения

Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.

Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.

Что было сделано в США для профилактики деструктивности

Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии.

Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду?

Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения.

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить.

9 30 535 0

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.

Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью. Обо всем этом мы расскажем в статье.

Почему возникает деструктивная модель поведения

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения. Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

  1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
  2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Состояние усугубляется при наличии некоторых факторов:

  • Алкоголизм, разгул преступности, отсутствие мер наказания со стороны государства и правящего класса;
  • Браки по расчету, различные спекуляции;
  • Общественное безразличие (падение уровня критики и осуждения со стороны);
  • Несовершенность или полное отсутствие мер наказания за проступки.

Характерные признаки

  • Жестокое и враждебное отношение к окружающим;
  • Агрессия в общении;
  • Тенденция к разрушению материальных вещей и ценностей;
  • Тенденция к разрушению уклада жизни близких людей;
  • Отчуждение от эмоций и чувств, что приводит к неспособности чувствовать что-либо;
  • Представление опасности для собственной жизни и жизни близких.

Виды разрушительного поведения

Психологам тяжело четко определить, что же собой являет деструктивная деятельность, поскольку она неразделима с понятием нормы, а норма, все же, является понятием нестабильным.

Основная классификация видов такого поведения приведена ниже.

    Делинквентное

    Являет собой противозаконные действия человека, что влечет за собой криминальную, административную и правовую ответственность.

    Девиантное

    Модель поведения, противоречащая моральным, нравственным и этическим представлениям общественности (отличие от признанной нормы поведения).

Формы

Формы деструктивной модели могут варьироваться и отличаться в зависимости от сложившихся отношений с социумом и социальной адаптации личности.

Деструктивный конфликт - какой он?

Конфликт являет собой противоречие взглядов и интересов отдельных людей или групп лиц. Психологи призывают . В таком случае все стороны смогут высказать свое видение и прийти к консенсусу.

Деструктивное поведение характеризуется неумением адекватно воспринимать чужое мнение.

В этом случае есть два варианта ведения конфронтации:

  1. Деструктивный – индивид намерено обостряет конфликт, переходит на оскорбления и личности, излишне эмоционален, провоцирует оппонента на агрессию, усугубляя тем самым ситуацию.
  2. Конформистский – в этом случае человек подчиняется оппоненту без оговорок, даже если он с ним не согласен.

В обеих моделях подход к решению конфликта не верен, так как спорная ситуация таким образом не разрешается и оставляет возможность в дальнейшем ситуации повториться.

Чем деструктивность опасна для общества

От воздействия деструктивного человека могут страдать семья, коллектив, друзья, незнакомые люди, если речь идет об убийстве и других проявлениях делинквентного поведения. Также это подрывает психологическое здоровье самого индивида, поскольку он также пытается разрушить себя.

Личность может не понимать, что несет угрозу обществу. Именно поэтому человек нуждается в помощи, так как деструктивная модель со временем может перерасти в .

Как деструктивному человеку измениться в лучшую сторону

Для изменения состояния нужно усиленно работать над собой. По возможности, следует , если степень расстройства достаточно сильна.

и способность к состраданию

Если человек проявляет сострадание и сочувствие к другим, значит, он ощущает намного меньше агрессии к себе самому и к окружающим. Люди перестанут бояться его и начнут с ним общаться, помогать и проявлять ответные чувства.


Не бойтесь

В психологии все страхи делятся на истинные и ложные. Истинные страхи являют собой обстоятельства, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью; ложные – все те страхи, которые человек ощущает по отношению к себе. Не бойтесь показаться смешным, неполноценным, несовершенным. Самое главное – ваше собственное адекватное восприятие самого себя. Тогда никто не сможет вас унизить или оскорбить.

Отсутствие разрядки может негативно повлиять на здоровье индивида, поэтому стоит подыскать для себя наиболее подходящий метод выхода эмоций. Для кого то это может стать музыка, кому-то больше по душе бег, кому-то нужно поколотить боксерскую грушу, а кто-то находит себя в арт-направлениях. Главное – чтобы это приносило эмоциональную разгрузку.

Начните уже, не отходя от экрана, заниматься эмоциональной разрядкой. Многие психологии практикуют в последнее время раскраски “Антистресс”. Ниже у вас есть возможность воспользоваться этой методикой абсолютно бесплатно.

Выберите как хотите закрашивать.

Если вы сами для себя будете полноценным и самодостаточным человеком, вам не придется никому ничего доказывать и самоутверждаться через других людей. Для этого займитесь личностным ростом и растите в своих глазах по отношению к себе вчерашнему.

Частые "вопросы - ответы"

    Какая есть профилактика деструктивного поведения?

    Так как деструктивному поведению наиболее подвержены подростки, а после люди, которым не уделялось должное время на воспитание, профилактические работы должны начинаться в семье с детства, иногда приобщая психолога. Алгоритм действий в следующем: понимание ребенка – баланс между желанием, возможностью и необходимостью – активизация личностных ресурсов и мотивов – отсутствие агрессии – мягкий переход к взрослению и ответственности.

    "Деструктивно" это как?

    Синонимы данного понятия – неплодотворно, разрушительно, гибельно, нестабильно, то, что опустошает, нарушает нормальную структуру.

    Что такое деструктивная деятельность?

    Что такое конструктивное поведение?

    Что такое деструкция в психологии?

    Что такое деструктивный подход?

    Что такое конструктивная и деструктивная агрессия?

    Конструктивная агрессия – это активная, любопытная позиция в жизни, желание устанавливать межличностные контакты, несмотря на препятствия и противоречия, идти к своей цели даже в неподходящих условиях, умение постоять за свое мнение, вступая в продуктивные конфликты. Данный тип агрессии дает возможность проявлять открыто свои эмоции, эмпатические переживания, интересы и мечты.
    Деструктивная агрессия, наоборот, это процесс разрушительный и уничтожающий «врагов» посредством оскорбления, унижения, высмеивания; проявления зла и желания истребить тот объект, что является в данный момент раздражителем.

    "Самодеструктивное поведение" это как?

    Иными словами, саморазрушающее. Это тип поведения человека, при котором его поступки, мысли, осознанные и подсознательные реакции направлены, чтобы принести себе вред – физический или психологический. Критическая форма – суицид, распространенная – вредные привычки, самокалечение, усугубление неприятной ситуации.

    Это такой тип личности, что можно охарактеризовать как «плодотворный и результативный». Такой человек умеет рационально вести себя в обществе, выделить и структурировать важное для себя, его слова и действия логичны, грамотно сформулированы, имеют эффективность и лишены агрессии. Люди, обладающие качеством конструктивности, мыслят в правильном порядке, движутся по направлению к своей цели.

    Деструктивные отношения – это какие?

    Их ещё называют «токсичные», потому что они не здоровые, в них плохо. Это такой вид отношений между людьми, когда один из пары теряет себя как личность, подвергается любому виду насилия и контроля, манипуляции чувством вины, чувствует массу негатива в свой адрес, саморазрушается, но не может разорвать связь, так как ощущает острую зависимость от партнера.

    Понравилась инструкция? 9 Да Нет 0

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Дети выказывают свой негативизм по отношению к игрушкам и родителям.

Подростки часто бывают агрессивными, нарушают нормы и правила поведения в обществе. А взрослые срываются на домочадцах на работе.

Деструктивный - это характер, или обычная реакция на внешние раздражители? Какая причина кроется в таком поведении, и что с этим делать?

Деструктивное поведение – это...

Деструктивное поведение – это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия.

Человек вторгается в чужую жизнь, портит свою. Может и законы.

Выражается как :

  1. упрямство;
  2. агрессия;
  3. грубость;
  4. страх;
  5. нетерпимость;
  6. драчливость;
  7. ненависть;
  8. паника.

Неосознанными целями могут выступать издевательства, пытки или даже убийство живых существ: как животных, так и людей. Также нарушение социального спокойствия – перевороты в государстве и акты терроризма, нанесение вреда природе или имуществу.

Типы деструктивного поведения:


Есть различие в деструктивном поведении в зависимости от пола .

Мужчины склонны к экстремальным видам спорта и развлечениям, выполнению опасных работ. Женщины выбирают пассивную форму саморазрушению – изнуряют себя рутинными обязательствами.

История изучения деструктивности

В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.

Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.

К.Лоренц , как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в . Она , приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.

А.Басс даёт определение:

«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».

Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции.

Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.

Другие точки зрения на деструктивное поведение:

  1. реакция на психический или физический дискомфорт;
  2. драйв и запал, который приносит удовольствие, несмотря на весь негатив;
  3. – при невозможности удовлетворить свои потребности или решить проблему.

Деструктивность в детском возрасте

Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы .

Борьба за власть

Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.

Некоторые делают это пассивно , и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».

В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами за свои поступки и решают, что делать.

Привлечение внимания

Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.

Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе. А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции.

Месть

Если детям не нравится, как к ним относятся , они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.

В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.

Демонстрация несостоятельности

Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.

Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить. Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении.

Деструктивный подросток

В подростковом возрасте чаще подвержены деструктивному поведению те , у кого:

  1. повышенная тревожность;
  2. зацикленность на негативных моментах;
  3. депрессивное расстройство;
  4. повышенное чувство вины за проблемы близких;
  5. соматическое или психическое заболевания.

Возможные причины :


В таких ситуациях стоит воспитывать в детях позитивный взгляд на мир, вовлекать в полезные виды деятельности.

А также родители должны настроить доверительный контакт, чтобы взрослеющие личности могли им довериться, попросить о помощи и знать, что они будут услышаны.

Признаки деструктивного человека (деструктора)

Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?

Скрытые и явные угрозы

Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.

Триангуляция

Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.

Проверка границ

Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.

Жестокий сарказм

Унижение других – с деструктивным характером. в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.

Газлайтинг

Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», « ?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.

Проекция

Поскольку человек не может признаться себе, что у него есть недостатки, то проецирует это на других. Может сказать, что кому-то не помешало бы пойти в спортзал, если сам не доволен своей фигурой. Таким образом, вызывает чувство стыда, которое должно быть свойственно ему.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Девиантное поведение - что это такое, типы и причины девиации, а также способы ее коррекции Социопатия - что это такое и кто такие социопаты
Альтруизм - что это такое и выгодно ли быть альтруистом Нимфомания - это плохое воспитание или болезнь Что такое ЧСВ в молодежном сленге Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое агорафобия: описание, симптомы, причины, лечение Кинестетик - кто это такой Что такое честолюбие - черты честолюбивой личности, плюсы и минусы честолюбия Гетеросексуал - кто это и как с этим жить

Что же включает в себя понятие деструктивный? Давайте разберемся.

Чтобы побольше узнать о понятии, обратимся к его истории. Откуда же произошел рассматриваемый термин, который очень часто любят использовать в философии, психологии, социологии, религиоведении, публицистике и криминологии.

Многочисленные словари подсказывают, что это слово определяется в следующем аспекте:

  1. Разрушительный.
  2. Нарушающий структуру чего-либо.
  3. Разорительный, опустошающий.

История термина деструктивный

Термин определенно происходит от латинского слова destructivus - разрушительный и от глагола destruere - ломать, разрушать . Происходит присоединение приставки de, означающей отделение, устранение, отсутствие завершения действия и т. д., с корнем struere, значащим класть, накладывать, распространять, простирать. Так, благодаря образованию слова с помощью приставки оно получило иное значение.

В первую очередь слово деструктивный появилось во французском языке, потом перешло в английский и распространилось дальше.

Использование в психологии

Чаще всего термин используется в психологии, определяя человека, его поведение и межсоциальные связи. О понятие деструктивный человек впервые заговорили такие метры психоанализа, как З. Фрейд, Шпильрейн, Э. Фромм .

Фрейд трактовал деструкцию, как агрессию, уничтожение, убийство, разрушение смерть и говорил об инстинкте деструктивности как одному из противоположных конструктивному. Он приравнивал этот инстинкт к инстинкту смерти, говоря, что он возможен в каждом живом существе, стремясь привести его к распаду, обратив живое в неживую материю. Существует и деструктивность, направленная вовне, стремление разрушать, сохранив собственную жизнь.

Фромм же понятию деструктивный уделял огромное значение и изучал его особенно подробно. Он пришел к выводу, что самой злокачественной формой деструкции является синдром распада .

Деструктивность как одно из качеств человека

Многие говорят о деструктивности, как об одном из качеств личности человека. Каким же будет деструктивный человек? Насколько его влияние отрицательно? Современные психологи приходят к мысли, что основой этого качества является неспособность личности создать определенную базу, которая будет основой для дальнейшего результативного развития. Направлена она может быть, как уже говорилось выше, внутрь и вовне.

Большинство негативных качеств личности, таких, например, как зависть, жадность, хитрость цинизм, относят к деструктивны . Именно они, так или иначе, приводят со временем к разрушению личности. Для такого человека свойственен определенный стиль жизни. Он стремится получить все моментально. То есть основное значение имеет только результат. Из-за этого эффективность близка к нулю.

Деструктивный человек знает, что действует во вред себе, он далеко не глуп. Но при этом не прилагает никаких усилий, чтобы изменить ситуацию. Скорее он даже получает удовлетворение от своей деструктивности.

Конструктивный же человек, наоборот, ратует за развитие и постепенное совершенствование.

Понятие деструктивного конфликта

Под ним обычно понимается столкновение , где существует проблема в достижении цели каждого из участников конфликта, кроме ущемления интересов другого. То есть, значит, цель у двух субъектов одинакова, это мешает полноценному ее достижению обеих сторон.

В результате последствия такого конфликта неблагоприятны. Точнее, после того как борьба сторон разрешилась, негативный итог значительно выше, чем позитивный результат.

Под таким взаимодействием понимают контакт людей, при котором на одного или на каждого оказывается негативное влияние со стороны другого или других. Примером может послужить манипулятивное общение, молчание, где цель - сокрытие информации , или, наоборот, коверканье информации, из-за которого собеседнику может быть причинен вред.

Взаимодействие лиц происходит через отрицательные черты одного или каждого из них. Такие черты могут проявляться либо преднамеренно, либо неосознанно. Агрессия, идущая от собеседника, может быть:

  • немотивированной;
  • мотивированной.

То есть возникать вследствие нервного напряжения или из стремления нанести вред - моральный или физический . Этот процесс может происходить незаметно для одного или каждого из собеседников, постоянно прогрессируя.

Деструктивность, как негативное явление

Несомненно, деструктивность не может влиять положительно на того, кого она направлена. В любом случае результаты и поставленные цели будут искажены и не возымеют положительного результата. Избавиться от деструктивности или деструктивного человека очень сложно. Это как алкогольные напитки. Человек знает, что с утра ему будет плохо, но не отказывается от спиртного, так как для этого необходимо иметь силу воли и не стремиться к моментальному результату.

Что значит деструктивный? - определенно, разрушительный.

__________________________________________________________

5.1.Деструктивное психологическое влияние

Психологическоевлияние может быть разрушающим для личности: лишить человека возможности выбирать, принимать на себя ответственность, планировать, рассчитывать на свои усилия, творить новое. Такое влияние называется деструктивным.Деструктивное влияние – влияние, предполагающее взаимодействие на позициях неравенства партнёров, отношение к другим людям как к объектам воздействия, на которых можно влиять силой или хитростью с целью достижения только собственной выгоды. Ограничение личной свободы и ущемление достоинства приводит к разрушению отношений и нарушению развития личности. В зависимости от того, открыто или скрыто оказывается давление на другого человека, выделяютразновидности деструктивного влияния:

    силовое;

    манипулятивное.

Силовое психологическое влияние

Силовое психологическое влияние имеет различные названия в исследованиях современных авторов: «императивное » [Ковалёв, 1987]; «доминирование » [Доценко, 1996].

Силовое влияние – открытое, без маскировки, императивное воздействие для достижения собственных целей и игнорирование интересов и намерений другого человека.

Отличительной особенностью этого влияния является взаимодействие с позиции силы, поэтому некоторые современные авторы называют этот вид влияния «варварским », примитивным, близким к физическому воздействию и недостойным цивилизованного человека [Сидоренко, 2001].

Силовое влияние может быть сиюминутно эффективным: заставил сделать, добился желаемого. Однако оно неэффективно в долгосрочной перспективе, так как приводит к постепенному разрушению дела, деловых отношений, личностной целостности. Силовое влияние может быть оправдано лишь в крайних случаях – экстремальных ситуациях, создающих угрозу жизни и безопасности человека (пожар, наводнение и т.д.).

Способами силового психологического влияния являются:

    нападение;

    принуждение.

Нападение выражается в том, что другой человек воспринимается как добыча или какпрепятствие , которое может помешать схватить добычу, и поэтому должно быть устранено или нейтрализовано.

Принуждение состоит в том, что другой человек воспринимается как орудие , которым можно воспользоваться, или какпрепятствие , которое можно попробовать превратить в орудие.

Нападение – это атака, внезапное воинственное действие против другого человека или группы людей. Это проявление психологической агрессии или войны. В психологическом нападении в качестве атакующих инструментов используются исключительнопсихологические средства вербальные, невербальные и паралингвистические. Психологическое нападение – это, прежде всего,словесная атака . Используемые нападающим слова обращены не к когнитивному, а эмоциональному пласту личности. Это резкий и сокрушительный удар словом, от которого сотрясается всё душевное существо. Нападение заставляет партнёра страдать. Удар вызывает душевное равновесие на более или менее длительный период времени.

Формы психологического нападения:

    Импульсивное – иррациональное, ненамеренное действие, причиной которого является стремление освободиться от напряжения, разрядить агрессивные импульсы(«Я вспылил»).

    Целенаправленное – осознанное и контролируемое действие с целью оказать влияние на эмоциональное состояние, мысли, намерения, поступки другого человека(«Это заставит его испугаться и изменить поведение».)

    Тотальное – действие, сначала совершаемое под влиянием импульса, затем продолжаемое уже и для того, чтобы достичь определённой цели(«Я вспылил, и это испугало его и заставило изменить тактику»).

Средства психологического нападения:

    Деструктивная критика;

    Деструктивные констатации;

    Деструктивные советы.

Деструктивная критика ‑ это:

    пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека («Тебе трудно даются такие вещи»; «Кроме тебя, так плохо эту работу никто не смог бы сделать»);

    грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, материальных объектов и т.п. («Меня поражает твоя страсть к дешёвым вещам»; «Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми»);

    риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («Как ты можешь так нелепо одеваться?» «Ты что, совсем соображение потерял?»).

Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникающими отрицательными эмоциями, отнимает веру в себя. По форме деструктивная критика часто неотличима от формул внушения: «Ты безответственный человек». Однако инициатор воздействия имеет своей осознаваемой целью «улучшение» поведения адресата воздействия (а неосознаваемой – освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Он отнюдь не имеет в виду закрепления и упрочения тех моделей поведения, которые описывают используемые им формулы. Характерно, что закрепление отрицательных моделей поведения – один из наиболее разрушительных и парадоксальных эффектов деструктивной критики. Известно также, что в формулах внушения и аутотренинга настойчиво отдаётся предпочтение положительным формулировкам, а не отрицанию отрицательных (например, формула «Я спокоен» предпочтительнее формулы «Я не волнуюсь»).

Деструктивные констатации – это:

    упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная и расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких; наследственные и хронические болезни; природная конституция; черты лица и т.п.). («Ну да, ты же из маленького города»; «Когда ты сердишься, я почему-то вспоминаю твоего брата, который попал в места не столь отдалённые».)

    «дружеские», «безобидные» ссылки и намёки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн адресата («Я часто вспоминаю, сколько мы возились всем отделом, чтобы исправить твою ошибку»).

Деструктивные констатации могут совершаться намеренно, чтобы вызвать негативные реакции партнёра, или по недоумению, недомыслию, бестактности, под влиянием импульса. Эффект во всех случаях одинаков: у адресата возникает состояние растерянности, беспомощности, смятения.

Деструктивные советы – это:

    безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумеваемые социальными или рабочими отношениями партнёров.

Е.В. Сидоренко в своей работе приводит пример случая, произошедшего с ней и её американской коллегой и иллюстрирующего распространённость в нашей повседневной жизни деструктивных советов и их отрицательных последствий.

«Однажды одна американская коллега Шелби Морган сказала мне: «Я вовсе не всегда открыта для чужой критики и чужих советов. Часто мне хочется покоя и целостности, а иногда я чувствую, как что-то важное вызревает во мне. Зачем мне в этот момент чужая интервенция?» Однажды Шелби приехала ко мне на дачу со своей дочерью Сарой. Девочке было пять лет. Мы шли по платформе втроём, и у Сары шнурки от кроссовок были не завязаны. Только что прошёл дождь. Белоснежные шнурки на глазах превращались в грязные мокрые хвостики. И Шелби, и Сара не обращали на это никакого внимания. Я, наученная опытом общения с моей американской подругой, тоже помалкивала и держала возможные комментарии при себе. Однако каждая идущая нам навстречу женщина обязательно говорила что-то вроде: «Ребёнку шнурки завяжите! Смотрите, как они болтаются!» Почуяв в Шелби иностранку, они обращались уже ко мне: «Скажите ей…» и т.д. Я всем отвечала: «Спасибо» и шла дальше. После третьего такого обращения Шелби не выдержала: «Почему мы должны ходить с завязанными шнурками? Почему все вокруг лучше меня знают, что мне надо делать, и пытаются заставить меня жить по-другому? Почему в России все мне что-то советуют? Ведь это нарушение моих прав!» [Сидоренко, 2002, с. 44 - 45].

Непрошенные советы относятся к средствам психологического нападения, потому что нарушают личностные права, бросают вызов способности человека самому определять, какие вопросы задавать себе и каких избегать, на что обращать внимание, какие принимать решения и как учиться на собственных ошибках.

Другой способ силового влияния – принуждение.

Принуждение – приневоливание (стимуляция) человека к выполнению определённых действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений.

Принуждение возможно только в том случае, если принуждающий действительно обладает возможностями реализации угроз, то есть полномочиями в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. Такие возможности можно назвать контролирующими . Принуждая, инициатор угрожает применением своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата нужного ему поведения.

Формы принуждения:

    Объявление жёстко определённых сроков или способов выполнения работы без каких-либо объявлений или обоснований: «Вы должны три раза проверить свои расчёты, это моё золотое правило».

    Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений: «Вы не имеете права подойти к клиенту, если я с ним веду переговоры, даже если это ваш личный знакомый».

    Запугивание возможными последствиями: «Те, кто собирается мне сейчас возразить, потом долго будут это расхлёбывать».

    Угроза наказанием, в наиболее грубых формах – физической расправой: «Вы либо делаете это ко вторнику, либо увольняетесь».

Принуждение – это способ влияния, который ограничен в области своего возможного применения, так как инициатор влияния должен обладать рычагами непсихологического давления на адресата. Если оба партнёра обладают такими рычагами, то они могут начать «мериться силами». Такое взаимодействие можно назвать открытой силовой борьбой. Побеждает тот, чьи угрозы оказались более действенными.

В повседневной жизни, особенно деловой, мы часто встречаемся с цивилизованными формами принуждения. Мы принуждены следовать условиям договора, принятого решения, официальной инструкции, правилам вежливости и т.п. Во всех этих случаях мы добровольно соглашаемся на то, что условия договора, решения и т.п. будут принуждать нас поступать соответствующим образом. По-настоящему принуждает тот запрет, решение, ограничение, наказание и т.п., которые не были согласованы с нами заранее и не имеют статуса определённого договора.

error: