Экспресс подготовка к огэ по химии. Подготовка к огэ по химии

В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.

Общая информация об экзамене

ОГЭ по химии состоит из трех частей.

В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.

Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.

Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.

Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.

Всего на работу дается 140 минут.

Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.

Для кого предназначены эти тесты?

Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.

Как устроены тематические тесты?

Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?

Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!

  • Тематический тест № 11. Химические свойства кислот и оснований. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 12. Химические свойства средних солей. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 13. Разделение смесей и очистка веществ. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 14. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. (Готовится к выпуску!)
  • Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?

    Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?


    Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!

    Типовые задания по химии ОГЭ

    В демонстрационном варианте огэ по химии 2018 года первые 15 заданий являются тестовыми и в ответе на вопрос необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа.

    Помните, вы всегда можете записаться к . У нашем учебном центре работают лучшие специалисты!

    Задание 1

    Атом, изображенный на рисунке, имеет 9 электронов, распределенных по двум электронным уровням, значит он находится во втором периоде таблицы Менделеева и имеет порядковый номер 9. Этот атом — фтор.

    Ответ: фтор

    Задание 2 в ОГЭ по химии

    Неметаллические свойства увеличиваются с увеличением количества электронов на внешнем энергетическом уровне и с уменьшением числа энергетических уровней. То есть слева направо в периоде и снизу вверх в группе. Алюминий, фосфор и хлор находятся в одном периоде и расположены слева направо.

    Ответ: алюминий — фосфор — хлор

    Задание 3

    Ионная связь образуется между атомами металла и неметалла, металлическая — между металлами, ковалентная — между неметаллами. Ковалентная связь подразделяется на полярную и неполярную. Неполярная связь образуется между двумя одинаковыми атомами, как, например, в молекуле фтора F-F. А полярная образуется между разными атомами неметаллов с разными значениями электроотрицательности.

    Ответ: ковалентная неполярная

    ОГЭ по химии задание 4

    В соединениях Na 3 N, NH 3 , NH 4 Cl азот имеет степень окисления -3. В HNO2 его степень окисления — +3.

    Ответ: HNO 2

    Задание 5

    Цинк является амфотерным металлом, который образует амфотерные оксиды и гидроксиды. Поэтому ZnO — амфотерный оксид. Na 2 SO 4 — это соль, состоящая из катионаNa + и аниона SO 4 2-

    Ответ: амфотерным оксидом и солью

    Задание 6

    Реакция между оксидом меди и водородом: CuO + H 2 = Cu + H 2 O

    CuO — это порошок черного цвета, образующаяся медь будет иметь красный цвет. Таким образом, в результате реакции будет наблюдаться изменение цвета.

    Ответ: изменение цвета

    Задание 7 в ОГЭ по химии

    Напишем уравнение диссоциации для каждого из веществ:

    Н 2 SО 4 = 2Н + + SО 4 2-

    1 моль серной кислоты диссоциирует на 2 иона водорода и 1 сульфат ион.

    (NH 4 ) 2 S = 2NH 4 + + S 2-

    1 моль сульфида аммония диссоциирует на 2 иона аммония и 1 сульфид ион.

    BaCl 2 = Ba 2+ + 2Cl —

    1 моль хлорида бария диссоциирует на 1 иона бария и 2 хлорид иона

    CuSO 4 = Cu 2+ + SO 4 2-

    1 моль сульфата меди диссоциирует на 1 ион меди и один сульфат ион, то есть одинаковое число молей анионов и катионов.

    Ответ: CuSO 4

    Задание 8

    MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 = реакция не идет, т.к. не образуется газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)

    Na 2 CO3 + CaCl 2 = CaCO 3 ↓ + 2NaCl В результате реакции выпадает осадок

    NH 4 Cl + NaOH = NaCl + NH 3 + H 2 O В результате реакции выделяется газ

    CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4 В результате реакции выпадает осадок

    Ответ: NH 4 Cl и NaOH

    Задание 9

    Cl 2 + H 2 = 2HCl

    Ca + O 2 = CaO

    N 2 + H 2 O = не реагируют

    Fe + S = FeS

    Ответ: азот и вода

    Задание 11 по химии ОГЭ

    В реакцию с соляной кислотой вступает только нитрат серебра:

    AgNO 3 + HCl = AgCl↓ + HNO 3

    С нитратом бария реакция идти не будет, так как не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)

    Соляная кислота не реагирует с металлами, находящимися в ряду напряжений металлов после водорода, с оксидом кремния реакция также не пойдет

    Ответ: нитрат серебра

    Задание 12

    Нитрат меди не будет вступать в реакцию с хлоридом натрия и сульфатом натрия, поскольку в обеих реакциях не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение.

    А сульфид натрия с нитратом меди будет реагировать по следующей схеме:

    Na 2 S + Cu(NO 3 ) 2 = CuS↓ + 2NaNO 3

    Ответ: только Na 2 S

    Задание 13 в ОГЭ по химии

    Разбитый ртутный термометр и вытекшую ртуть ни в коем случае нельзя просто так выбрасывать в мусорное ведро. Следует собрать ртуть в стеклянную банку с плотной крышкой, а стеклянный термометр упаковать в герметичный полиэтиленовый пакет. А не верно.

    Соли тяжелых металлов (в том числе и свинца) имеют токсичные свойства, поэтому не рекомендуется покрывать им игрушки и посуду.

    Ответ: только Б

    Задание 14

    Окислителем в реакциях является элемент, который принимает электроны, то есть понижает степень окисления.

    В первой реакции сера имеет степень окисления -2 в левой части и 0 в правой — то есть повышает степень окисления и является восстановителем.

    Во второй реакции сера понижает степень окисления от 0 до -2 и является окислителем.

    В третьей реакции сера понижает степень окисления от +2 до +3 и является восстановителем.

    В четвертой реакции сера понижает степень окисления от 0 до +3 и является восстановителем.

    Ответ: 3S + 2Al = Al 2 S 3

    Задание 15 в ОГЭ по химии

    Фосфат аммония — (NH 4 ) 3 PO 4

    Его молярная масса — 149 г/моль

    Массовая доля азота в нем = 100%*14*3/149 = 28%

    Массовая доля кислорода = 100%*16*4/149 = 43%

    Массовая доля фосфора = 100%*32/149 = 21%

    Массовая доля водорода = 100%*1*12/149 = 8%

    Ответ: 4

    ОГЭ по химии 2 часть

    В тестовой части в ОГЭ за 9 класс по химии задания 16-19 являются вопросами, в ответе на которые необходимо записать правильную последовательность нескольких цифр. Задания демонстрационного варианта 2018:

    Задание 16

    Магний и кремний располагаются в таблице Менделеева в третьем периоде, а значит имеют три электронных слоя в атомах (1) и значения их электроотрицательности меньше, чем у фосфора (4), так как фосфор находится правее в периоде и проявляет более выраженные неметаллические свойства, чем магний и кремний.

    Ответ: 14

    Задание 17 в ОГЭ по химии

    Этанол, или этиловый спирт, имеет формулу — С 2 Н 5 ОН. В нем два атома углерода, нет двойных связей. Этанол сгорает с образованием углекислого газа и воды. 1,2,5 — не верны.

    Этанол — это хорошо растворяющаяся при нормальных условиях в воде жидкость. 3 — верно.

    Спирты, к которым относится этанол, вступают в реакцию замещения с щелочными металлами (4).

    Ответ: 34

    Задание 18

    Na 2 CO 3 и Na 2 SiO 3 можно распознать с помощью кислоты:

    Na 2 CO 3 + HCl = NaCl + CO 2 + H 2 O

    Na 2 SiO 3 + HCl = NaCl +H 2 SiO 3 ↓

    K 2 CO 3 и Li 2 CO 3 можно распознать с помощью K 3 PO 4 :

    K 2 CO 3 + K 3 PO 4 = реакция не идет

    3Li 2 CO 3 + 2K 3 PO 4 = 2Li 3 PO 4 ↓ + 3K 2 CO 3

    Na 2 SO 4 и NaOH можно распознать с помощью CuCl 2 :

    Na 2 SO 4 + CuCl 2 = реакция не идет

    2NaOH+ CuCl 2 =Cu(OH)2↓ + 2NaCl

    Ответ: 241

    ОГЭ по химии 19 задание

    Сера может взаимодействовать с концентрированной серной кислотой:

    2H 2 SO 4(конц.) + S = 3SO 2 + 2H 2 O

    И с кислородом:

    S + O 2 = SO 2

    Оксид цинка – амфотерный оксид, поэтому может взаимодействовать и с кислотами и с основаниями:

    ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O

    ZnO +NaOH + H 2 O = Na 2

    Хлорид алюминия может взаимодействовать с нитратом серебра и гидроксидом калия:

    AlCl 3 + 3AgNO 3 + = Al(NO 3 ) 3 + 3AgCl ↓

    3KOH+AlCl 3 =3KCl+Al(OH) 3 ↓

    Ответ: 423

    Ответ на задания 20-23/24 демонстрационного варианта по химии огэ 2018 года предполагает развернутый ответ.

    Задание 20

    Сначала необходимо расставить степени окисления и найти элементы, которые меняют степень окисления. Для данной реакции — это йод и сера.

    Уравнения электронного баланса будут следующими:

    S +6 + 8ē = S –2

    Сера принимает электроны, следовательно, является окислителем

    2I –1 – 2ē → I 2 0

    Йод отдает электроны — является восстановителем

    Затем необходимо “уравнять” электронные полуреакции, умножив первое уравнение на 4:

    S +6 + 8ē = S –2 |*4

    2I –1 – 2ē → I 2 0 |*1

    8HI + H 2 SO 4 = 4I 2 + H 2 S + 4H 2 O

    Задание 21 в ОГЭ по химии

    Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции:

    AgNO 3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO 3

    n (AgCl) = m(AgCl)/M(AgCl) = 8,61г/143,5г/моль = 0,06 моль

    Количество прореагировавшего нитрата серебра по уравнению реакции равно количеству выпавшего в осадок хлорида серебра. Далее нужно найти массу нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе:

    m(AgNO 3 ) = n(AgNO 3 ) · M(AgNO 3 ) = 0,06 моль * 170 г/моль = 10,2 г

    Массовая доля нитрата серебра в исходном растворе:

    ω(AgNO 3 ) = m(AgNO 3 ) / m(р-ра) = 100% * 10,2г / 170г = 6%

    В первой экзаменационной модели ОГЭ 9 по химии, предполагающей “мысленный” эксперимент, задание 23 демонстрационного варианта выглядит следующим образом:

    Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2

    2+ + 2OH – = Fe(OH) 2

    Вторая экзаменационная модель ОГЭ по химии 2018 содержит реальное экспериментальное задание и содержит задания 22 и 23. Задание 22 является теоретической частью для выполнения задания 22.

    Задание 22 в ОГЭ по химии

    Гидроксид железа (II) с помощью предложенных реактивов в две стадии можно получить по следующей схеме:

    Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2

    Либо:

    CuSO 4 → FeSO 4 → Fe(OH) 2

    Реакции, которые соответствуют этой схеме:

    1) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓

    В результате реакции в осадок выпадает медь, осадок имеет красный цвет.

    2) FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

    В результате второй реакции выпадение серо-зелёный осадок гидроксида железа (II). Эта реакция является реакцией ионного обмена, сокращенное ионное уравнение будет: Fe 2+ + 2OH – = Fe(OH) 2

    Задание 23

    Ответ на задание 23 оценивается по двум критериям:

    Критерий 1 оценивает соответствие проведенных реакций составленной в задании 22 схеме и описанию изменений, происходящими с веществами:

    В результате первой реакции Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓ медь красного цвета выпадает в осадок, кроме того исчезает голубая окраска раствора, характерная для CuSO 4

    В результате второй реакции FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 гидроксид железа (II) выпадает в осадок серо-зелёного цвета.

    Также в ответе на это задание необходимо сделать вывод о свойствах веществ и о том, какие реакции были проведены:

    Первая реакция — окислительно-восстановительная реакция, в которой происходит замещение более активным металлом (железом) катиона менее активного металла (Cu 2+ ). Вторая реакция — это реакция ионного обмена между солью и щелочью, в результате которой выпадает осадок.

    Критерий 2 оценивает соблюдение общепринятых правил техники безопасности при лабораторной работе: умение безопасной работы с химическим оборудованием и веществами, например, при отборе нужного количества реактива.

    Готовимся к ГИА по химии

    ЕГЭ-11 - 2019

    Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что не один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности.

    (Н.Д. Зелинский)

    Когда наступает пора школьных экзаменов (ЕГЭ), волнуются все: ученики, учителя, родители. Всех интересует вопрос: как сдать экзамены более успешно? Надо сказать, что успешность зависит от многих факторов, в том числе и от учеников, учителей иродителей.

    ЕГЭ – независимый объективный государственный контроль результатов обучения.

    ЕГЭ - предоставляет равные возможности выпускникам различных регионов и различных типов школ для поступления в вузы РФ.

    ЕГЭ - дает возможность всем выпускникам подать документы сразу в несколько вузов или в один на разные специальности (согласно последним решениям Минобрнауки РФ – не более чем в пять вузов или не более чем по пяти специальностям), что, несомненно, увеличивает шансы абитуриентов на поступление.

    В ЕГЭ-2019 по сравнению с ЕГЭ-2018 нет изменений

    • Физические и химические свойства, получение и применение алкинов

    ОГЭ-9 - 2019

    ОГЭ (ГИА) по химии – экзамен по выбору, причём, один из сложных. Выбирать его, думая, что экзамен прост - не стоит. Выбирать ГИА по химии необходимо, если Вы планируете сдавать в будущем и ЕГЭ по этому предмету, это поможет проверить свои знания и лучше подготовиться к единому экзамену через два года. Также ГИА по химии зачастую требуется для поступления в медицинские колледжи.

    Структура ГИА по химии следующая:
    1 часть:
    15 общетеоретических вопросов, с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный и 4 вопроса, предполагающие множественный выбор ответов либо нахождение соответствия;
    2 часть: в ней учащийся должен записать развернутое решение 3-х задач.

    Соответствие баллов ГИА (без реального эксперимента) школьным оценкам следующее:

    0-8 баллов – 2;

    9-17 баллов – 3;

    18-26 баллов – 4;

    27-34 баллов – 5.

    Рекомендации ФИПИ по оценке работ ОГЭ (ГИА) по химии: 27-34 балла заслуживают только те работы, в которых учащийся получил не меньше чем 5 баллов за решение задач из части 2, это же, в свою очередь предполагает выполнение как минимум 2-х задач. Одна задача оценивается в 4 балла, две других – по три балла.

    Наибольшие трудности вызывают, конечно, задачи. Именно в них можно легко запутаться. Поэтому, если Вы планируете получить те самые 27-34 баллов за ОГЭ (ГИА) по химии, то необходимо решать задачи. Например, по одной задаче в день.

    Длительность ГИА по химии составляет всего 120 минут .

    Во время экзамена учащийся может пользоваться:

    • таблицей Менделеева,
    • электрохимическим рядом напряжений металлов,
    • таблицей растворимости химических соединений в воде.
    • Разрешено использование непрограммируемого калькулятора.

    ОГЭ (ГИА) по химии пользуется заслуженной славой одного из самых сложных экзаменов. Готовиться к нему надо начинать с самого начала учебного года.

    Инструкция по выполнению работы

    Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.

    Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 (4) задания с развёрнутым ответом.

    На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа(120 минут) (140 минут).

    Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

    Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

    В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

    К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на отдельном листе. Задание 23 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением эксперта-экзаменатора. К выполнению данного задания можно приступать не ранее, чем через 1 час (60 мин) после начала экзамена.

    При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    План КИМаОГЭ по химии

    9 класс ( МОДЕЛЬ №1)

    Проверяемые элементы содержания (банк заданий)

    Номер задания в работе

    Ионные уравнения реакций.

    Свойства простых веществ – металлов и неметаллов,

    Оксиды, их классификация, свойства.

    Кислоты и основания в свете ТЭД, их классификация, свойства.

    Соли в свете ТЭД, их свойства.

    Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

    Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

    Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

    _________________________

    Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

    Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

    Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;

    Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).

    Шкала перевода баллов в оценки:

    «2» – от 0 до 8

    «3» – от 9 до 17

    «4» – от 18 до 26

    «5» – от 27 до 34

    Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

    Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

    Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.

    На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут

    error: