«Как учились на Руси» или «Сказочные школы. Презентация на тему: "«Как учились на Руси» или «Сказочные школы»

«На Руси учились так»

Экскурс в историю.

Ведущий 1: Сегодня мы пого-ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?

(Ребята отвечают.)

Летописи — исторические про- изведения XI XVII веков, в кото- рых повествование велось по го-дам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «лето- пись».

Ведущий 2: Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще-ния киевлян начал строить церк-ви, назначать священников, соби-рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна-ют о православной вере и не гото-вы к учёбе. Так обучение распро-странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?

(Ребята отвечают.)

Монастырь — это религиоз- ная община монахов или мона-хинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление уча-щихся было обычным в Средние века.

Ведущий 1: Покровителем учащихся счи-тается святой Сергий Радонеж-ский.

(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)

Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфо-ломея, такое имя дали С. Радоне-жскому родители, отдали обучать-ся грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Сте-фаном и младшим Петром. В от-личие от братьев Варфоломей су-щественно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огор-чались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба впе-рёд не продвигалась. И тогда слу-чилось событие, о котором сооб-щают все жизнеописания Сергия Радонежского.

Ведущий 1: По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лоша-дей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Вар-фоломей сначала смиренно пок-лонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закон-чит молитву. Старец, увидев маль-чика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Вар-фоломей, поклонившись, с волне-нием поведал ему своё горе и про-сил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо-лившись, старец отдал Варфоло-мею кусочек просфоры , благосло-вил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

(Демонстрируется картина «Виде- ние отроку Варфоломею» художни- ка М.В. Нестерова.)

Ведущий 2: В древности писали на воско-вых дощечках, которые называ-лись «цера», с помощью костяно-го или деревянного писала. В ка-честве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)

Ведущий 1: То, что мы теперь называем школьными предметами, в Сред-невековье называли искусствами, художеством, хитростью.

Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи-ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

(Демонстрируются предметы на- родного быта.)

Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те време-на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Давайте вспомним пословицы о грамоте.

(Ребята отвечают.)

Пословицы

  • Пророк Наум наставит на ум.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Красна птица перьем, а чело-век — ученьем.
  • Не учась, и лаптя не спле-тёшь.
  • Аз, буки и веди — страшат, что медведи.

Ведущий 1: Школа для детей обычно нахо-дилась при церкви. На урок соби-рал колокол, позднее колоколь-чик, а теперь звонок.

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя-там присаживаться на лавку толь-ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на-ходилась у окна, чтобы было боль-ше света. Когда все рассажива-лись, учитель начинал урок. Ребя-та, какое тогда было освещение в храмах?

(Ребята отвечают.)

Храмы освещают паникади-ла — огромные светильники со множеством свечей или лампад.

(Демонстрируется изображение паникадила.)

Ведущий 1: Главными школьными пред-метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз-бука. Часослов включает неизме-няемые молитвословия ежеднев-ных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной релик-вией, передававшейся из поколе-ния в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.

Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Снача-ла ребята наблюдали, как работа-ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус-тавом. Каждая буква стояла от-дельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, от-сюда и выражение «Писать с крас-ной строки». В очертаниях стро-гой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской кни- ги.)

Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжё-лое занятие. Изо дня в день выво-дили буквы — аккуратно и внима-тельно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Ког-да появилась бумага, писать стали гусиными перьями.

(Демонстрируется гусиное перо.)

Ведущий 2: Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.

(Демонстрируется чернильный при- бор.)

Ведущий 1: Чтобы чернила быстрее высы-хали, лист бумаги посыпали пес-ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе-сочницу затем сменила промокаш-ка, или промокательная бумага.

(Демонстрируется промокашка.)

Ведущий 2: Грамоту осваивали по Свят-цам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи ми-неи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православ-ной церкви. Причём повествова-ния эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по меся-цам и дням года.

(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)

Ведущий 1: Когда ученики уставали, им раз-решалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давай-те и мы сейчас немного отдохнём.

«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(Ребята делятся на 2 команды. Ве- дущий зачитывает начало послови- цы, а участники продолжают её.)

  • Азбука — наука... (А ребятам мука.)
  • Что написано пером... (Не вы- рубишь топором.)
  • Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
  • Не красна книга письмом... (А красна умом.)
  • Побольше грамотных... (По- меньше дураков.)
  • Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
    • Без муки... (Нет и науки.)
  • Ученье — красота... (А неу- ченье простота.)
  • Книга мала... (А ума придала.)

Ведущий 2: В полдень учени-ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за-нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за-учивать на уроке. Заученное про-износили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кри-чать как можно громче. Кто начи-нал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?

(Ребята отвечают.)

Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для ба-ловников считалось стоять на го-рохе часами. Но ещё больше боя-лись они розг. А вы знаете, что та-кое розги?

(Ребята отвечают.)

Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кро- вавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невоз-можно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили та-кую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».

Ведущий 2: Чтобы обучение шло успеш-нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода-ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зи-му преподаватель получал два руб-ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг ро-дители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр-на была каша. Именно с тех вре-мён одноклассников стали назы-вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?

(Ребята отвечают.)

Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.

Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угоще-ние. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать нас-тоящими однокашниками?

(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)

«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»

(Ребята отгадывают загадки.)

Загадки

Какая водица только для гра-мотных годится? (Чернила.)

Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)

. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)

Ведущий 1: По окончании школы человек становился гра-мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи-сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по-тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови-лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото-му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»

(Ребята отвечают на вопросы Ве- дущего.)

Вопросы

1.Как называли в Средние ве-ка школьные дисциплины? (Худо- жество, хитрость, искусство.)

  1. Почему песок на грамоте ещё не засох? (Потому что грамо- та только что написана.)
  2. Что за Наум, что ставит на ум? (Пророк Наум.)
  3. За что можно было заплатить соломой? (За учёбу.)

5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)

  1. Без чего не стояли на горохе? (Без провинности.)
  2. С кем вы больше всего каши съедите? (С одноклассниками.)
  3. Назовите главные предметы в древней школе. (Часослов, псал- тырь, письмо, старославянская аз- бука.)
  4. Сколько получал учитель за зиму? (Деньгами 2 рубля да ещё продукты и дрова.)
  5. Как в древности называли человека по окончании школы? (Грамотей.)
  6. За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? (За две зимы.)

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ре-бята!

Составитель: Ч.Е.А.

Использованная литература.

  1. Жития святых: Святителя Ди-митрия Ростовского: т. 11. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — (Русь православная).
  2. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003.
  3. Кошмина, И.В. Основы рус-ской православной культуры. — М.: Гуманит. изд. центр Владос,
  4. Круглый год. Русский земле-дельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. — М.: Правда, 1991.
  5. Крутогоров, Ю. Крещение Ру-си. Владимир Красное Солныш-ко. — М.: Белый город, 2001.
  6. Махотин, С. Ярослав Муд-рый. — М.: белый город, 2005.
  7. Скоробогатько, Н. Русская православная культура. — М.: Бе-лый город, 2006.
  8. Филякова, Е. Русская пись-менность. — М.: Белый город, 2004.
  9. Шангина, И. Русские девуш-ки. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  10. Шангина, И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование медиаресурсов. В работу на уроке вовлечены все учащиеся с учетом их индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булдакова Наталья Владимировна

МОУ «СОШ № 73»

Учитель начальных классов

Урок окружающего мира

«Как учили школьников на Руси»

В 3 «А» классе

(система Л.В.Занкова)

Тема урока: «Как учили школьников на Руси».

Цели: познакомить детей с первыми письменными источниками, сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков, развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности, воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.

Оборудование для учителя: иллюстрации берестяных грамот и письменных источников, выставка книг, пословицы, презентация

Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир» 2 часть, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Подведение к проблеме. Слайд № 1

Чтение предложения: «С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь».

Что можете сказать об этом предложении? (пословица)

Объясните смысл данной пословицы.

Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чём бы вы хотели спросить?

(Например)

Когда появилась первая школа?

Как учились наши сверстники?

Какие были у них учебники?

Какие предметы преподавались?

Какие были портфели?

Как долго продолжались уроки?

Кто был учителем?

3. Формулирование проблемы. Слайд № 3

Итак, определите тему нашего урока.

Как учились школьники на Руси.

4. Составление плана исследования. Слайд №5

Где будем собирать информацию?

(Выслушиваем ответы учащихся)

Подумаем сами.

Посмотрим в компьютере.

Понаблюдаем.

Спросим у других людей.

Проведем эксперимент.

Посмотрим в книгах.

Учитель. Составим план исследования.

5. Проведение исследования.

1) Подумаем сами

2) Понаблюдаем. Слайды 6-11

Учитель. Сейчас мы с вами отправимся в музей.

Сегодня нашим экскурсоводом будет Фёдорова Анастасия.

  • Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далёкое прошлое.

(1 картинка) Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.

(2картинка) Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.

(3 картинка) Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми брёвнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты. Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли.

(4 картинка) А это страница из «Азбуковника» 16 века. «Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.

(5 картинка) Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.

3) Посмотрим в книгах. Слайд №12

Учитель. Обратимся за помощью к нашему учебнику.

Чтение статьи «Как учили школьников» в учебнике «Мы и окружающий мир» стр. 21-23.

Зададим вопрос товарищу.

4) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Руси». Слайды № 13-14

Учитель. Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый дьяк. Поделитесь своими наблюдениями. (Высказывание детей)

Учитель. Присядем с краешку на лавку. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 в. Целый год зубрили они названия букв. Читаем:

А - «Аз», Б- «Буки», В – «Веди», Г – «Глаголь», Д – «Добро», М – «Мыслите», Ш- “Ша», К- «Како». По правилам надо назвать «полным именем» каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Итак, дружина, вам задание: сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Дом, мама, школа)

Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?

5) Спросим у других людей. Слайд № 15

Наш класс превращается в телестудию. Готовы к съемке наши операторы. Приглашаю к разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком)

Ведущий. - Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача «Не за тридевять земель» и я её ведущая Усова Анастасия. Представляю своих собеседников: историки – Атепаева Марина и Кузнецова Ксения, библиограф – Шумов Владислав.

Подтвердите или опровергните высказывание: «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу».

Историк 1. – Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.

Ведущий. - Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?

Историк 2. - Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.

Ведущий. - Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть вопросы у ребят в нашей студии?

1 гость.- Егорова Дарья, 3 «А» класс. Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? Спасибо.

Историк 1. – В документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вёл все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.

2 гость . – Филимонова Александра, 3 «А» класс. Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.

Историк 2. – Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно.

3 гость .- Самоша Виктория, 3 «А» класс. Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.

Библиограф .- Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Всё зависело от способностей.

Ведущий .- А какие наказания были в древнерусской школе?

Библиограф. – За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

4 гость .- Пригода Дмитрий, 3 «А» класс. В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.

Историк 2.- Посмотрите на иллюстрацию «В Древнерусской школе». Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал её на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.

Ведущий. – Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. До свидания.

Физминутка. Учитель. - После занятий в школе дети отдыхали. Отдохнем и мы с вами. (Дети исполняют русскую народную песню, играя на русских народных инструментах)

Учитель. Наш корреспондент Пронина Алина обратилась с вопросом к учителю истории Рудь Н.В. . Послушаем ее интервью.

Пронина Алина, 3 «А» класс. Я учусь в МОУ «СОШ № 73». Скажите, пожалуйста, Наталья Васильевна, а как раньше назывались учебные заведения?

Наталья Васильевна. Вместо слова «школа» употреблялось «училище», а вместо слова класс - «дружина». В документе «Стоглав» говорится: «В Новгороде, в Москве ив других городах учили грамоте, умению писать и петь». Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки.

Наш корреспондент, Подколзина Екатерина, побеседовала с библиотекарем нашей школы Федорцовой Ларисой Юрьевной. Послушаем её интервью.

Подколзина Екатерина, 3 «А» класс. Лариса Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке. Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше?

Лариса Юрьевна. Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней не загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет»

6) Посмотрим в компьютере. Слайд №16

Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия», статья «Письменность славян»

6. Подведение итогов исследования. Слайд № 17

Учитель. – Трудно ли было учиться школьникам на Руси?

Чему удивились на уроке?

Что узнали нового?

7. Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд № 18

1) Составьте ребусы и кроссворды по теме.

2) Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учились школьники на Руси

3) Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?

8. Слово учителя. Слайд № 19

Литература

1 . Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.- М.: 1994

2. История России. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого.- ЗАО Издательский дом «Аванта+», М.: 1997.

3. Утевская П. Слов драгоценные клады. - Издательство «Детская литература», 1985.

4. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек.- Выпуск 6, 2008.

5. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. - Выпуск 1, 2003.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Как учились дети в прошлом

Окружающий мир, 3 класс

УМК «Гармония»

Марченко Е.В.

Когда и какие появились школы

В старину детей учили навыкам ведения домашнего хозяйства, крестьянского и ремесленного труда.

Читать и писать на Руси стали учить около 1000 лет назад. Книги в то время печатать ещё не умели. Их писали на выделанной тонкой коже животных- пергаменте. Листы пергамента сшивали в книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Каждая книга писалась около нескольких месяцев и ценилась на вес золота.

Для переписки книг нужны были грамотные люди. В крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них стали летописцами и донесли до нашего времени сведения о жизни в Древней Руси.

С древней истории мира начал свою летопись «Повесть временных лет» Нестор, монах одного из киевских монастырей. Её главная тема – русская земля, её защита.

В летописи «Слово о полку Игореве» рассказывается о самовольном походе на половцев новгород-северского князя Игоря. Его войско разбито, а сам Игорь попал в плен. Автор «Слова» скорбит о павших воинах и призывает русских князей к единству, чтобы общими усилиями под предводительством Великого князя дать отпор «степи».

Первую школу для детей дружинников и священнослужителей организовал князь Владимир в Киеве. Археологи нашли в Новгороде целую пачку упражнений мальчика Онфима, учившегося почти 800 лет назад, Среди них алфавит, склады и даже рисунки

300 лет назад стали открываться первые школы:

духовные- для обучения детей священников

цифирные- для подготовки способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях.

ДУХОВНАЯ ШКОЛА В РЯЗАНЕ

ЗДАНИЕ ЦИФЕРНОЙ ШКОЛЫ, ГДЕ УЧИЛСЯ П.БАЖОВ

Образованием дворянских детей занимались домашние учителя и приезжие иностранцы- гувернантки и гувернёры, которые обучали их французскому языку.

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

В.Перов, 1886 год

При церквях в городах и сёлах стали открываться для детей начальные школы. В них два или четыре года учили детей Закону Божьему, чтению, письму и арифметике.

«Запамятовал! Устный счёт»

Богданов-Бельский, 1895 год

Чтобы продолжить учение в гимназии или лицее, надо было выдержать вступительные экзамены и оплатить учёбу. От платы за учёбу освобождались только самые талантливые ученики.

НАЧАЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА РАСПОЛАГАЛАСЬ В ОБЫЧНОЙ ИЗБЕ. УЧЕНИКИ СИДЕЛИ НА ЛАВКАХ ВДОЛЬ ДЛИННОГО СТОЛА. ЗА ПЛОХОЕ ПРИЛЕЖАНИЕ В УЧЁБЕ И ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИ УЧЕНИКА МОГЛИ НАКАЗАТЬ: ПОСТАВИТЬ НА КОЛЕНИ В УГОЛ НА СУШЁНЫЙ ГОРОХ.

УЧЕНИКАМИ БЫЛИ ТОЛЬКО МАЛЬЧИКИ 10-12 ЛЕТ. ДЕВОЧЕК СТАЛИ ПРИНИМАТЬ ШКОЛУ ТОЛЬКО ОКОЛО 100 ЛЕТ НАЗАД. УЧЕНИЕ НАЧИНАЛОСЬ С ЗАПОМИНАНИЯ НАЗВАНИЙ БУКВ. АЗБУКУ И КНИГУ МОЛИТВ ЧИТАЛИ ВСЛУХ И УЧИЛИ НАИЗУСТЬ.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВВЕЛИ ОКОЛО 80 ЛЕТ НАЗАД. ТОГДА ЖЕ ОТМЕНИЛИ И НАКАЗАНИЯ В ШКОЛАХ.

КАКИМИ БЫЛИ ШКОЛЬНЫЕ

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ОДЕЖДА

В НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ХОДИЛИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ОДЕЖДЕ.

В ГИМНАЗИЯХ И УЧИЛИЩАХ БЫЛА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА- ФОРМА.

У МАЛЬЧИКОВ ГИМНАСТЁРКА С РЕМНЁМ И БРЮКИ, ШИНЕЛЬ И ФУРАЖКА СО ЗНАЧКОМ ГИМНАЗИИ ИЛИ УЧИЛИЩА.

ДЕВОЧКИ НОСИЛИ ОДИНАКОВЫЕ ТЁМНЫЕ ПЛАТЬЯ И ФАРТУКИ. В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ НАДЕВАЛИ ВМЕСТО ТЁМНЫХ ФАРТУКОВ И ЛЕНТ НАРЯДНЫЕ БЕЛЫЕ.

ЖЕНСКАЯ СЕМИНАРИЯ, 191 ГОД

ЕЩЁ ОКОЛО 20 ЛЕТ НАЗАД УЧЕНИКИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВСТУПАЛИ В ПИОНЕРЫ- НАДЕВАЛИ КРАСНЫЕ ПИОНЕРСКИЕ ГАЛСТУКИ И ПИОНЕРСКИЕ ЗНАЧКИ.

НА РУСИ УЧЕНИКИ ПИСАЛИ НА СЫРЫХ ГЛИНЯНЫХ ПЛИТКАХ, НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОЩЕЧКАХ, ПОКРЫТЫХ СЛОЕМ ВОСКА, НА БЕРЕСТЕ. БУКВЫ И ЦИФРЫ ЦАРАПАЛИ ПИСАЛОМ- ЗАОСТРЁННОЙ С ОДНОГО КОНЦА ПАЛОЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИЛИ КОСТИ. ДРУГОЙ КОНЕЦ ПИСАЛА ДЛАЛИ ПЛОСИМ, ЧТОБЫ РАЗГЛАЖИВТЬ ВОСК.

КОГДА ИЗОБРЕЛИ БУМАГУ И ЧЕРНИЛА СТАЛИ ПИСАТЬ ГУСИНЫМИ ПЕРЬЯМИ, КОТОРЫЕ ОБМАКИВАЛИ В ЧЕРНИЛЬНИЦУ. НАПИСАННОЕ ПОСЫПАЛИ МЕЛКИМ ПЕСКОМ, ЧТОБЫ ЧЕРНИЛА БЫСТРЕЕ ВЫСЫХЛИ. ПОЗЖЕ ПЕРО БЫЛО ЗАМЕНЕНО НА ДРЕВЯННУЮ РУЧКУ СО СТАЛЬНЫМ ПЕРОМ. В ШКОЛУ НОСИЛИ ЧЕРНИЛЬНИЦЫ. ДЛЯ НИХ В ПАРТАХ ДЕЛАЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕРСТИЯ. ПОЗЖЕ ПОЯВИЛИСЬ СОВРЕМЕННЫЕ ШАРИКОВЫЕ РУЧКИ.

ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛА МАТЕМАТИКИ ИЗУЧАЛИ ПО «АРИФМЕТИКЕ» МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА МАГНИЦКОГО

РУССКИЙ ЯЗЫК УЧИЛИ ПО «ГРАММАТИКЕ»- МЕЛЕНТИЯ СМОТРИЦКОГО

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ УЧЕБНИКИ Л.Н. ТОЛСТОЙ

УЧЕБНИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ К.Д. УШИНСКИЙ


Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».


С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.


В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».






А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».


К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений.


Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.




К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».











«Школы на Руси» - Наказания в школах. Что нужно для урока? В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда». Как учились на Руси. Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Чему учили в школах? В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие. Зачем на Руси стали нужны школы? Когда появились первые школы?

«Дольмен» - Диаметр отверстий от 32 до 43 см. Г) дольмены – монолиты – полностью, вместе с крышей, высечены в скале. Легенда о происхождении дольменов. План урока: Отверстия закрывались пробками (втулками). Дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 до 1400 г. до н.э. Отверстия и пробки. Камеру любой формы и размера;

«Русская национальная кухня» - Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Петербургская кухня конец XVIII в.-60-е годы XIX в. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 3.

«Русские обычаи» - Русский обычай при встрече дорогих гостей. 11. Как называется праздник проводов русской зимы? Весной. Молодые невестки принимали у себя родных. Назовите авторов славянской азбуки. Пословица: «У золовки злая головка». На Крещение в церквах освящают воду. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.

«Изба» - Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Место хозяина дома называлось большим местом. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. 6-стенная изба-связь.

«Дома на Руси» - Восковые свечи выделывали катанием. «Когда в печи жарко – тогда и варко» - как устроена русская печь? Верхней границей избы служил потолок. При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы? Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в «Светец». Охотились на рябчиков, диких уток, зайцев, гусей и другую дичь.

Всего в теме 39 презентаций

error: