Профилактическая беседа с подростками "Что такое толерантность?". Беседа, посвящённая Международному дню толерантности Беседа международный день толерантности

Беседа на тему «О толерантности»

В каждом человеке-солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Цели: развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.

16 ноября 1995г. ООН приняла Декларацию принципов толерантности. Что же такое «толерантность»? Слово это происходит от латинского tolerantia – терпение. Толерантность – это умение понимать другого человека.

Толерантность предполагает единство трёх П:

Принятие другого мнения;

Проявление сочувствия и сострадания;

Признание ценностей и многообразия культур.

стихотворение Е.Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

Учащиеся высказываются по теме собрания, обсуждают случаи конфликтов, возникающие из-за отсутствия взаимопонимания.

А теперь подумаем, в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма:

«Мне было очень трудно. Иногда не могла сдержать слез, иногда подавляла слезы, просто отворачивалась, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла подойти к ним. Если и обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь».

«Одиночество я почувствовал сразу и остро. Обычная тема разговора наших ребят не выходит за обсуждение глупых выходок. Я понял, что не могу продолжать эти бессмысленные разговоры, что я далек от этих тем. Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить… Я по характеру робкий, да и к тому же краснею по пустякам…»

Вопросы для обсуждения:

    В чем причина одиночества ребят?

    Как им можно помочь?

    Как можно охарактеризовать одноклассников этих ребят?

–А теперь давайте поразмышляем над следующими.

    Как возникает взаимопонимание между людьми?

    Ощущаете ли вы поддержку и понимание со стороны одноклассников, учителей, родителей?

    В чем причина отсутствия взаимопонимания?

    Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми?

Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет следующим: дать словесный портрет одного ученика из своей группы. В характеристике отразить физические данные, внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки, слабости. Подростки должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Анализ ситуаций

Двум-трем ученикам предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступил на ногу. Ваша реакция…

    С возмущением посмотрю на обидчика.

    Сухо, без эмоций сделаю замечание.

    Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция…

    Не приму участия.

    Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.

    Активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».

Учащимся предлагается высказать предположения о том, как поступил бы в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.

Тест «Насколько вы терпимы»:

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстраиваетесь ли вы? - а) да б) нет

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? –

а) Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет

б) Чтобы играли только те, кто еще не знал правил

3.Спокойно ли вы воспринимаете неприятную для вас новость?

– а) да б) нет

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

А) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует.

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли легко найти контакт с людьми иной профессии, иного положения, других обычаев? – а) мне трудно бы было это сделать б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? – а) Мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники б) если шутка мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не свое дело»? – а) да б) нет

8.Вы приводите в компанию своего друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? – а) мне неприятно, что отвлечено внимание от меня б) я лишь радуюсь за него (неё)

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете? – а) уходите пораньше под благовидным предлогом б) вступаете в спор

А теперь подсчитайте очки:

№ вопроса

Вариант ответа

Если вы набрали:

0-4 очка – вы непреклонны и упрямы. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы.

6-12 очков – вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог. Иногда идёте на излишнюю резкость, проявляете неуважение к собеседнику.

14-18 очков – твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с уважением к собеседнику, вы способны отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

9.Подведение итогов

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

государственное казённое учреждениеСамарской области «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект

Занятия на тему: «Разговор о доброте и толерантности».

Составил: воспитатель Лелюх Е.Г.

отделение Пестравка

Цели:

    Познакомить детей с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

    Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.

    Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

    Предложить детям модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.

    Дать детям возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления.

    Продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения занятия: тренинг, работа творческих групп, групповая дискуссия, сюжетно-ролевая игра.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель:

- «А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. А что оно означает, знаете? (выслушать мнение воспитанников).

2.Контроль исходного уровня знаний.

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников).

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников).

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
Сегодня вы узнаете, что же обозначает слово толерантность.

3.Обучающий этап.

Что такое толерантность tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).

А что же объединяет эти определения? (Ответы ).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).

– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей , а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности .

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Он посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости».

Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это гармония в многообразии.
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Толерантность – путь к миру и согласию.

Воспитатель:

Так кто же нуждается в милосердии?

Да, это дети с ограниченными возможностями – инвалиды.

У кого есть знакомые инвалиды? Встречали ли вы инвалидов на улице? Если да, то где? Как вы думаете, сколько инвалидов на нашей планете Земля? Какие бывают инвалиды? (выслушать ответы воспитанников)

В нашем селе есть тоже люди - инвалиды.

Как следует относиться к ним? (выслушать ответы воспитанников)

4.Самостоятельная работа.

Упражнение. Игра “Возьму с собой”.

– А сейчас я бы хотел провести с вамиигру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.

Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей !” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.

Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.

Вопросы по итогам игры :

    Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость .)

    Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д .)

    А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность .)

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность ? (Толерантными).

Толерантность в семье, школе .

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Воспитатель:

Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1).

Воспитатель: - Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.

Упражнение. “Мой портрет в лучах солнца”

Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других . При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Воспитатель:

- Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация .

Прогулке, при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация .

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в группе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята начали его дразнить. Твои действия?

5.Контроль достигнутого уровня знаний.

Воспитатель :

У Н.Заболоцкого, поэта, есть такие строчки.

«Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь. И день, и ночь»

Воспитатель:

Послушайте историю – притчу, которую я приготовил для вас.

Ворота сада

(Притча)

Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

Какой вы извлечёте из неё урок, зависит от вас. Всё в твоих руках.

6.Итог.

Пришло время заканчивать наше необычное занятие.

Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Что такое толерантность?

Кто после этого урока будет по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

Наталья Некраова
Конспект беседы с детьми подготовительных групп «Беседа о толерантности»

Мы вместе!

Беседа о толерантности .

Цель : воспитывать у детей ценности культуры мира, толерантности и прав человека .

Задачи :

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой , уважать чужое мнение.

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать, любовь к малой родине.

Результатом будет являться приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Ход урока:

Воспитатель : Здравствуйте ребята. В начале нашего мероприятия я хочу прочитать вам стихотворение Акрамовой Галии.

Люди на свет

Рождаются разными :

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Как вы думаете, о чем оно? (Ответы ребят)

Воспитатель : Верно, сегодня мы с вами поговорим о доброте, уважении и терпимом отношении друг к другу, то есть о толерантности .

Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Ответы ребят) .

Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю : На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

Воспитатель : Как вы считаете, чем люди отличаются друг от друга? (цветом волос, глаз, ростом, цветом кожи, интересами, характерами)

А если бы все люди были бы одинаковыми, было бы интересно жить?

Различие людей ведет к прогрессу, развитию науки и техники.

Представьте себе, что будет, если заспорят два вспыльчивых человека и никто из них не будет уступать другому? (они поругаются) А вдруг они являются главами государств? К чему может привести их конфликт? (к войне)

Чтобы было меньше конфликтов между людьми и никогда не было войны, нужно быть терпимыми друг к другу, учиться уважать друг друга и признавать мнения, отличные от твоего собственного.

Итак, из чего состоит толерантность ? (рассматривают схему)

Быть толерантным – значит обладать всеми этими качествами. Если каждый из вас будет толерантно относится друг к другу, то, конечно, в классе будет дружеская атмосфера.

Так же, есть люди не похожие на нас из- за своих возможностей. Этих людей называют «Люди с ограниченными возможностями» . Как вы думаете, кто они? (ответы детей) .

Это люди с проблемами со здоровьем. Слабослышащие, слепые, люди с ограниченными двигательными функциями. Но это не означает, что они плохие. Это такие же люди как и мы, которые учатся, любят животных, любят рисовать, петь и т. д. Очень многие из них становятся спортсменами. Вы знаете, что такое параолимпийские игры?

Часто, люди с опаской и презрением относятся к таким людям. Но правильно ли это? Они такие же как и мы, только им намного тяжелее.

Упражнение : пробуем рисовать цветок в закрытыми глазами.

Игра «Крокодил»

Прыгаем на одной ноге до цели.

Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с несправедливостью, понимать друг друга, чтобы вместе строить мирное будущее.

У вас в жизни были такие случаи, когда обижали человека из-за его недостатков?

Правильно, нельзя обижать другого человека, если он отличается от вас.

Игра «Те, кто любит…»

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории :

Хлопают все присутствующие;

Только девчонки;

Только те, кто любит вкусно поесть;

Только те, кто хорошо учится;

Только те, кто не любит лето

Только те, кто любит сладкое;

Только те, кому нравится играть в футбол;

Только те, у кого прекрасное настроение.

Упражнение называется «КОМПЛИМЕНТЫ»

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит : “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Ребята, я надеюсь, что после нашей беседы , вы станете чуточку добрее к тем, кто отличается от вас. Ведь, все люди разные, но доброта должна присутствовать в каждом из нас.

Публикации по теме:

Цель беседы: Формировать культуру межличностных отношений между детьми Актуальность В последнее время педагоги и родители отмечают, что.

Конспект совместной деятельности по физической культуре для детей подготовительных групп «Зимние веселые старты» Задачи: Создать у детей положительное эмоциональное настроение; Способствовать укреплению здоровья детей; Развитие спортивных и двигательных.

Что такое доброта и забота? Цели: формирование (актуализация) понятий «доброта», «забота» в ходе беседы и изучения творчества Агнии Барто;.

Осенний КВН для подготовительных групп Осенний КВН для подготовительных групп. Действующие лица: 1 Ведущий 2 Гномик Кирюша 3 Лиса Под веселую музыку дети забегают в зал, рассаживаются.

План-конспект занятия-развлечения «Экологические сказки» для старших и подготовительных к школе групп План- конспект занятия- развлечения на тему: «Экологические сказки, приуроченные году охраны окружающей среды» (для старших и подготовительных.

План-конспект сюжетного занятия по физическому воспитанию «Моряки» для старших и подготовительных групп Цель: совершенствовать двигательную активность. Задачи: развивать и закреплять физические качества, развивать зрительную память, координацию.

Классный час в 3 классе

Тема: «Что такое толерантность»

Цель : знакомство с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

    Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих;

    Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве;

    Способствовать формированию уважительного отношения к людям.

Оборудование: презентация, клей, карточки с качествами личности, солнце, фломастеры, клубок ниток, картинки для игры «Найди себе подобного».

Форма проведения: беседа

Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход классного часа.

    Эмоциональный настрой.

Чтобы лучше работать вместе встаньте в круг. У меня в руках волшебный клубочек, который поможет нам создать круг дружбы. Я начинаю, вы продолжаете. Я рада, Сережа, ты рядом со мной (Дети выполняют задание).

Что у нас получилось? Верно, получился круг дружбы.

Дружно поднимите руки вверх, вниз, чтобы не разорвать общий круг.

Желаю вам на сегодняшней встрече быть единой и дружной командой.

    Постановка задачи. Выявление проблемы.

Игра «Найди себе подобного»

Останьтесь в кругу. Руки за спину. Прошу вас прикрыть глаза и не разговаривать. Я вложу вам в руки рисунок.

Откройте глаза и найдите «себе подобного», объединяясь тройками. Разговаривать при этом нельзя.

Обращаю внимание детей на то, что один ученик остался.

Какой у тебя рисунок? (грозовая тучка)

Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?

Что бы вы предложили сделать?

Я с вами согласна. Я бы взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить, несмотря на то, что он «грозовая тучка». Из этой тучки пошел бы дождь, а после дождя мы бы веселились и бегали по лужам.

Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.

    Обсуждение понятия толерантность.

Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью. Сегодня мы будем говорить об этом понятии.

Слышали это слово?

Кто-нибудь знает, что оно обозначает?

Символом толерантности я выбрала солнце.

Как вы думаете, почему? (Солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю).

Чего не хватает у солнца?

В конце нашего занятия, подводя итоги, изобразим лучи у солнца в виде качеств личности, которые согревали бы своим теплом людей планеты Земля. Как солнце согревает Землю своим теплом, так и человек может согреть своими качествами других людей.

У меня на доске житель планеты Земля. Не важно, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. У вас на столах написаны качества характера человека.

Работа в группах.

Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Милосердие Честность Чуткость Забота

Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность

Смелость Злость Раздражительность Чуткость

Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм

Выбранные качества вывешивают на доску.

Какими качествами мы надели человека планеты Земля?

Какие карточки остались?

Зачитайте.

Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью.

Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Работа в группах.

На столе лежат 10силуэтов человека.

Что у них общее? (голова, руки, ноги)

Чем могут отличаться?

Предлагаю вам, используя всех человечков, составить символ дружбы.

Дети, работая в группе, составляют символ дружбы из 10 человечков.

Почему так соединили?

Все мы разные, но готовы принять друг друга такими, какие мы есть. Пусть люди будут разных национальностей, пусть у них будет разный цвет кожи, пусть будут говорить на разных языках и жить на разных континентах.

Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.

(Читаю наизусть)

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих,

Помоги ему, он – твой друг.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведет в прекрасную даль.

Работа в парах.

На столах у вас треугольники. Соедините их так, чтобы получилась звезда. Объединитесь в пары и склейте звезду.

Тепло, доброту мы можем подарить друг другу находясь здесь в классе.

Ребята, а давайте выйдем из стен школы и посмотрим, что там в «большом мире»

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Она нуждаются в помощи.

Что мы можем сделать, чтобы помочь таким людям.

(Дети высказывают свои предположения).

Я, заметила, что вы добрые, талантливые, отзывчатые ребята. Предлагаю вам подумать и попробовать поставить спектакль, концерт к Новому году и поздравить стариков «Дома престарелых». У вас получится.

Ребята! Обратите внимание, я раздала текст со стихотворением, цифрами обозначены номера отвечающих. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки из стихотворения, учитывая номера.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

То вместе мы сделаем толерантным нашмир

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Наше солнце должно засиять. Какие качества личности нужны, чтобы класс, школа, город, весь мир стали пространством толерантности.

(Дети на желтых полосках пишут качества личности и прикрепляют их на солнце).

    Рефлексия.

Выскажите свое мнение о нашем сегодняшнем разговоре.

На столах полоски с готовыми фразами, вам нужно продолжить.

    Эта встреча, привлекла меня…..

    Эта встреча, заставила меня задуматься…..

    Эта встреча навела меня на мысли….

Благодарю всех за активное участие. Вижу, что наш разговор оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение к друг другу, взаимопонимание, терпимость на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

error: