С кем бился тарас бульба. С кем воевал тарас бульба

Николай Васильевич Гоголь - один из знаменитейших русских писателей. Его творчество активно изучается в школе и входит в список обязательного чтения. Именно поэтому так востребован краткий пересказ «Тараса Бульбы».

О книге

Повесть «Тарас Бульба» входила в состав самого известного гоголевского цикла под названием «Миргород». Произведение рассказывает о событиях XVII века, о чем свидетельствует ряд исторических фактов. Гоголь же, желая подчеркнуть фантастичность своего произведения, указывает XV век временем рождения главного героя. Нереальность событий повести и собирательность образа Тараса Бульбы подчеркивает и краткий пересказ.

«Тарас Бульба» - самобытное и уникальное произведение. В нем ярко выразился потрясающий талант Гоголя изображать свой народ, красочно описывать происходящее и вызывать душевный отклик у читателей всех возрастов, не говоря уже про сочный, образный и выразительный язык повествования.

Краткий пересказ «Тараса Бульбы»: глава первая

Андрий и Остап возвращаются домой из духовной школы (бурсы). Их выходит встретить отец, который начинает потешаться над нарядами сыновей. Остап, не стерпев оскорбления, начинает бой на кулаках, Андрий же остается стоять в стороне.

Тарасу не терпится испытать сыновей, поэтому через неделю он собирается отправиться с ними в Запорожье.

Перед отъездом мать плачет над спящими детьми, расчесывает им волосы, горюет о том, что может никогда их больше не увидеть. Бульба же рад предстоящим сражениям, он рано будит сыновей, поторапливает их. На прощание мать в слезах благословляет Остапа и Андрия, обнимая их. Сами молодые казаки не в силах сдержать чувства, они прячут от отца собственные слезы.

Глава вторая

Многими лирическими отступлениями богат краткий пересказ. Тарас Бульба, Остап и Андрий едут молча, думая каждый о своем. Гоголь в этом эпизоде рассказывает о прошлом молодых казаков. Так, Остап не отличался прилежанием, несколько раз сбегал из бурсы, выбрасывал букварь, однако был надежным другом. Андрий, наоборот, охотно учился, был наделен сильным, но тяжелым характером. Как и брат, стремился к подвигам.

После трехдневной дороги путники добираются до Днепра, где располагалась Сечь. Знакомые казаки радушно встречают Тараса с сыновьями.

Глава третья

Неделю жили в Сечи Тарас и его сыновья. Окунувшись в непрекращающееся веселье и совершенно неведомую до этого жизнь, Андрий и Остап забывают про дом и свои печали. Несмотря на кажущийся хаос Сечи, она тем не менее жила по своим законам. Смертоубийство каралось самой страшной казнью - вырывалась яма, опускали туда убийцу, сверху ставили гроб с покойным (убиенным), а затем засыпали могилу. За воровство привязывали к столбу, и каждый мимо проходящий должен был ударить рядом лежащей дубиной провинившегося.

Оба сына Бульбы отличались удалью, хорошо стреляли, могли переплыть против течения Днепр, за что быстро сыскали уважение казаков. Однако Тарасу не нравилась такая спокойная жизнь, он желал поднять Сечь, сподвигнуть казаков на бой, где он смог бы вволю потешиться.

Глава четвертая

Продолжаем краткий пересказ глав. Тарас Бульба по совету одного казака, назначенного кошевым, поднимает всех по тревоге. В то же время к берегу пристает паром, с которого сходят казаки. Они сообщают, что полковники отдали все церкви и святыни полякам.

Все казаки собираются на берегу обсудить нерадостные новости. Единогласно решили идти на Польшу, чтобы отомстить за поругание веры, славы казаков и все злодеяния. Начинаются сборы, нет больше прежнего гульбища, слышны лишь звуки бряцанья сабель, стрельбы, скрипы возов. Табор трогается в путь, и каждый казак прощается с Сечью.

Глава пятая

Даже очень краткий пересказ («Тарас Бульба») не может исключить описания чувств, переживаемых героями. Итак, поляки в страхе, ходят слухи о запорожцах, в панике они спасают себя и то, что могут унести. Никто не хотел иметь дело с казаками.

Войско идет на город Дубно, где, как говорили, было много богатых жителей и большая казна. Горожане решили стоять до конца, не пускать казаков. Потерпев первую неудачу, запорожцы отошли и окружили город. Настало затишье, казаки курили, играли в чехарду, менялись добычей. Но вот подошел полк Тараса Бульбы, теперь запорожцев было не менее четырех тысяч.

Ночью перед осадой к Андрию приходит служанка панночки, с которой казак когда-то встречался. Город голодает, и она просит кусок хлеба хотя бы для матери. Молодой казак берет хлеб и идет тайным путем, что показала служанка, в Дубно.

Глава шестая: пересказ

«Тарас Бульба», краткое содержание которого мы рассматриваем, изобилует красочными описаниями, в том числе и ужасных сцен. Так, пробравшись в город, Андрий видит страшные жертвы голода. Служанка проводит казака в дом панночки. Начинается разговор. Панночка сокрушается о том, что молодой казак не может ее любить, так как они враги. На что Андрий с жаром отрекается от своих братьев и родины, называя девушку своей новой отчизной.

Разговор прерывает служанка, сообщающая о том, что в город вошли поляки, а значит, все они спасены.

Глава седьмая

Удивительны и реалистичны описания казаков, которые дает Гоголь («Тарас Бульба»). Краткий пересказ лишь подтверждает это. Шум и неразбериха царят в таборе запорожцев. Оказывается, что Перяславский курень был весь пьян, и казаков половину пленили, а вторую половину перерезали. Пока запорожцы просыпались и разбирались, поляки подошли к городу. Кошевой берет на себя командование казаками. Он распоряжается разделиться и ждать выхода войска поляков у каждых городских ворот.

Вернувшись в свой курень, Тарас понимает, что нет Андрия. Отец волнуется, опасается, как бы его не взяли в плен или не убили.

Казаки начинают подступать к воротам. Поляки выходят на вал, окружающий город, и выводят пленных. Начинается бой. Казакам удается смешать вражеские ряды. Особой храбростью отличается Остап, за что получает назначение в атаманы.

Казаки отступают, располагаются на отдых.

Глава восьмая

Краткий пересказ повести «Тарас Бульба» продолжается. Утром в стан запорожцев приходит известие о том, что татары напали на оставленные казаками дома, забрали добро и пленных. Кошевой предлагает их догнать и отбить добычу, многие его поддерживают. Но Тарас призывает остаться и освободить пленных, которых захватили поляки. В итоге казаки разделяются: одни уходят преследовать татар, а вторые остаются освобождать пленных, их атаманом становится Бульба.

Глава девятая

Поляки выступают из города. Завязывается бой. Пушечные залпы теснят казаков, но те героически не сдаются. Победа запорожцев близка, но тут из города выходит гусарский полк, среди всадников Бульба узнает Андрия. Тарас заманивает сына в лес и убивает.

Но тут к полякам подошло подкрепление, Бульба велит Остапу уходить. На них налетают враги, Тарас отбивается, Остапа же хватают и связывают, но неожиданно свет меркнет в глазах отца.

Глава десятая

Приходит в себя Тарас уже в дороге, казаки возвращаются на Украину. Бульба впадает в беспамятство и долго болеет. Промучившись от незнания, он решает разузнать, что случилось с Остапом. Тарас едет в город Уман, встречается с Янкелем и уговаривает того провезти казака в Варшаву, где за его голову назначена награда.

Глава одиннадцатая

Краткий пересказ «Тараса Бульбы» подходит к развязке. В Варшаве выясняется, что Остап сидит в темнице. Янкель берется устроить встречу отца и сына. Но это ему не удается, на завтра уже назначена казнь пленных. Единственное, что можно сделать для Тараса - провести на площадь, где будет проходить казнь.

Начинается казнь. Остап призывает казаков мужественно принимать свою смерть. Гоголь красочно описывает муки запорожцев, которые те стоически сносят. В беспамятстве Остап зовет отца, и Тарас окликается. Бульбу пытаются поймать поляки, но безуспешно.

Глава двенадцатая

Тарас собирает войско и идет громить поляков. Так он празднует поминки по Остапу. На поимку казаков взволнованные поляки снаряжают пять полков. После шестидневного преследования, врагам удается пленить Тараса, его ждет страшная казнь - его сожгут заживо.

Происходит казнь. Бульбу приковывают цепями к дереву, прибивают руки гвоздями и поджигают. Но не о своих мучениях думает казак, а радуется, что некоторым его товарищам удалось переплыть Днепр и уйти от преследования. Так заканчивается краткий пересказ «Тараса Бульбы».

Кадр из фильма «Тарас Бульба» (2009)

К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.

По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своём решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого козака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от неё; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.

Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твёрдый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого козака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костёле, вскоре она уехала - и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий.

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и козацкой славы.

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые козаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Козацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Польские войска, присланные в подкрепление осаждённым, проходят в город мимо пьяных козаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает козаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.

Поляки устраивают вылазки, но козаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся козаков и пленили их, захватив казну. Козацкое войско под Дубном делится надвое - половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остаётся продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества.

Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает козакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово - имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленён, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас большими деньгами и угрозами заставляет жида Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» - «Слышу!» - отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.

Сто двадцать тысяч козаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами козаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Так мстит он за смерть сына. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прошенные ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание - собравшись с силами, поляки вероломно нападают на козаков и разбивают их.

А Тарас гуляет по всей Польше со своим полком, продолжая мстить за смерть Остапа и товарищей своих, безжалостно уничтожая все живое.

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых козаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту думает старый атаман о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними старого Тараса.

Козаки уходят от погони, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана.

Пересказал

По программе российской общеобразовательной школы изучение повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба» стоит в плане шестого класса. Но может быть и так, что на экзаменах после девятого класса или же на итоговых выпускных экзаменах необходимо будет написать изложение или сочинение по этой повести. Поэтому учащемуся необходимо перед экзаменом ознакомиться с кратким рассказом содержания повести.

Вконтакте

Первый и второй варианты повести «Тарас Бульба»

В 1835 году в Санкт-Петербурге вышел из печати сборник повестей Николая Гоголя «Миргород». В него вошли четыре произведения:

  • «Вий»;
  • «Тарас Бульба»;
  • «Старосветские помещики»;
  • «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Сборник читали почти все жители столицы. Критики написали восторженные отзывы. Но сам Николай Васильевич считал повесть «Тарас Бульба» недоделанной, сырой. И в1842 году переписал повесть. Добавил новые и расширил ранее написанные эпизоды.

Основа повести «Тарас Бульба»

Великое произведение Гоголя Н. В. описывает быт и уклад жизни днепровских казаков в семнадцатом веке, заселивших низовье Днепра ниже порогов. Основой повести стало восстание нереестровых казаков 1637-1638 годов против несправедливостей и насилий шляхетской Польши в отношении жителей Приднепровья.

Восстание возглавил гетьман Павлюк. Ему удалось взять Киев, поднять против Польши крестьян и казаков левобережья Днепра. Но казацкие старшины, получив богатые взятки от короля польского, в 1638 году предали Павлюка, арестовали его и выдали заместителю командующего войска польского Николаю Потоцкому, который по поручению короля Польши подавлял это восстание.

Необходимость в кратком пересказе «Тараса Бульбы» по главам

Изложение повести «Тарас Бульба» в кратком содержании по главам возникла из-за того, что при большой загруженности выпускников общеобразовательных школ им не хватает времени читать книгу или слушать в аудиозаписи само произведение великого писателя.

Пересказ в кратком виде поможет им, будем надеяться, хоть как-то коснуться произведений классика нашей литературы Н. В. Гоголя. Для первоначального понимания произведения «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приводится ниже. В кратком пересказе нет красивых описаний природы, запоминающихся монологов. Да и в план автора статьи это не входит.

Главные персонажи произведения:

  • Тарас Бульба – основной герой повествования. Вокруг него и построен весь сюжет повести. Он –казачий полковник, уважаемый воин, землевладелец. Жизненные ценности: независимость от властей и православная христианская вера;
  • Остап – старший сын Бульбы, получил образование в Киевской семинарии. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Это Гоголь такую дал краткую характеристику;
  • Андрий – младший сын Тараса. Он видит красоту природы и окружающего его мира. В сражениях проявлял разумную храбрость, не терял головы. В нём до определённого времени уживались две крайности: смелый рубака-воин и тонкая чувствительная натура.

Другие персонажи:

  • Янкель – еврей, торгующий на Сечи;
  • Панночка – дочь польского воеводы, возлюбленная Андрия.

Главы 1 и 2 (краткое содержание)

Остап и Андрий, сыновья Бульбы , вернулись домой из Киева, где учились в семинарии. Отец встретил их шутливым смехом над их одеждой семинаристов. Остап не склонен шутить и грозится поколотить Тараса, несмотря на то, что он его отец. Между ними происходит короткая потасовка. А в это время Андрий уже обнимает радостную мать.

Вечером за пиром со своими сотниками по случаю приезда сыновей решают отправить Андрия и Остапа в Запорожскую Сечь. По мнению Тараса, только там можно из юношей воспитать настоящих удалых казаков. И полковник пожелал сам отвести их туда. А матери было очень горько и тяжело расставаться с сыновьями. Всю ночь провела у изголовья своих спящих детей.

Ехали всадники по необъятной степи молча . Бульба вспоминал свою полную приключений молодость, о боевых товарищах, которые находились в Сечи. Представлял себе их реакцию, когда он прихвастнёт сыновьями-молодцами.

Остап думал о другом. Когда ему исполнилось двенадцать лет, родители отправили его учиться в Киев. Подросток несколько раз, зарыв в землю учебники, убегал из семинарии. Но суровый отец, купив новую книгу, возвращал его обратно. Когда это ему надоело, пригрозил отдать Остапа за непослушание в монастырь. Эта угроза оказалась действенной. Мальчик стал проявлять старание в обучении и становится одним из лучших семинаристов.

Андрия тоже в двенадцать лет отправили на обучение туда же . Он охотно учился, без усилий запоминал учебную программу. Мальчик выделялся гибкостью ума и изобретательностью. Он часто становился зачинщиком всяких проделок, и ему это сходило с рук, так как его не могли уличить. Однажды он встретил красивую девушку-полячку и сразу влюбился. Ночью он пробрался к ней в спальню. Панночка было испугалась, но потом развеселилась.

Вскоре Бульба с сыновьями приехал на Хортицу.

Главы 3 и 4 (краткое содержание)

Сечь жила своей обыденной жизнью . Ремесленники трудились, купцы торговали. А рядовые казаки большей частью гуляли, спуская торговцам добытое в опасных походах. На этом большом острове был разный люд. И грамотные казаки, и те, кто никогда грамоте не обучался. Были и офицеры, покинувшие свои воинские подразделения. Были и банальные партизаны-разбойники. Весь этот люд объединяло одно: вольный образ жизни.

Сыновьям Тараса Бульбы нравилась эта атмосфера вольности и они быстро влились в эту среду. Отцу не понравилось это. Он привёз сюда детей, чтобы закалялись в походах и битвах.

Но кошевой атаман не намерен в ближайшее время затевать где-нибудь войну. Тогда Тарас организовывает переворот и ставит кошевым атаманом своего давнишнего друга Кирдягу.

Тарас Бульба подталкивает нового кошевого к военному походу . Однако рассудительный Кирдага не желает нарушать установившийся недолгий мир. Не хочется ему брать на себя такую ответственность. В это время к острову причаливает паром с казаками. Они стали рассказывать об усилившихся притеснениях православных христиан со стороны католических ксендзов. О том, что торговцы-жиды не дают народу свободно дышать.

Это беззаконие обозлило казаков: никому не дано право так притеснять их веру, оскорблять чувства народа. Казаки-запорожцы полны решимости встать на защиту своего народа, своей Отчизны. Все готовы сражаться с поляками за православную веру и взять побольше добычи с захваченных поселений.

Запорожцы с криками: «Перевешать всю жидову!» ринулись ловить евреев и громить их лавки. Одному из торговцев, Янкелю, который знал покойного брата Тараса, Бульба спасает жизнь и разрешает ехать с казаками на Польшу.

Главы 5, 6 и 7 (краткое содержание)

Начался поход на Польшу . Казаки совершали марши по ночам, а день отводился на отдых и кормления лошадей. Тарас не перестаёт гордиться сыновьями, которые мужают от битвы к битве. Выяснилось, что Остапу на роду написано стать настоящим воином. Кроме отчаянной смелости, у него оказался ум аналитического склада. Андрию в войне понравилась её романтика: подвиги и битвы на саблях.

Запорожское войско подступило к городу Дубно. Штурм не увенчался успехом, и запорожцы решили осадить город и взять его измором. Потравив хлеб на полях вокруг крепости, стали несколькими лагерями недалеко от крепости. Сыновьям Бульбы не нравится такая скучная жизнь. Андрий всё больше скучает по матери.

Однажды ночью его находит татарка, служанка панночки, в которую Андрий влюблён. Она поведала юноше о страшном голоде в осаждённой крепости, о том, как мучается её госпожа. Андрий забирает мешок с продуктами у спящего Остапа и вместе с татаркой проникает в крепость по тайному подземному ходу.

В городе Андрий видит страшные следы голода: людей, просящих хоть что-нибудь из еды, мертвую женщину с ребёнком и другие следы вымирания. Узнаёт, что в городе съедено всё живое. Но воевода приказал не сдаваться – ждёт прибытия двух польских полков.

Служанка приводит Андрия панночке . Молодой человек и полячка не могут наглядеться друг на друга. Любовь вспыхивает с новой страстью. Она так сильно овладела им, что юноша отрекается и от веры, и от отца, и от Отчизны своей. Он заявляет, что готов сделать всё, чтобы услужить красавице. Прибегает служанка с вестью о том, что прибывшее подкрепление разблокировало город, взяло много казаков в плен.

Янкель рассказал Тарасу, что видел в городе его Андрия. Что он готовится к свадьбе с дочкой воеводы. А после свадьбы собирается с поляками изгнать запорожцев обратно за пороги Днепра.

Наутро начинается сражение . Атамана, в курене которого воевал Остап, убивают. Остап отомстил за убитого командира. И казаки выбирают его куренным атаманом. А Бульба во время боя всё выглядывал Андрия. Он решил жестоко отомстить польской красавице за то, что его младший сын отрёкся от него, от его идеалов.

Главы 8 и 9 (краткое содержание)

В городе опять недостаток провизии. Но воеводу обрадовала весь об отбытии части запорожцев в поход на татар. И он начинает готовить войска к решающему сражению. Поляки, спустив со стен несколько пушек, начинают атаку. Запорожцы несут невосполнимые потери – конница бессильна против пушек. В пылу битвы Бульба увидел младшего своего сына на аргамаке в рядах польской конницы. Бульба отсекает юношу от боевых порядков. Последнее, что услышал присмиревший Андрий, были слова отца: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Поляки разгромили казаков . Остап попадает в плен. Сильно раненного Тараса казаки привезли в Сечь. Туда же вернулось и сильно поредевшее казацкое войско.

Главы 10, 11 и 12 (краткое содержание)

Бульба оправился от ран . Теперь он ставит перед собой задачу во что бы то ни стало освободить из плена Остапа. Несмотря на то, что за его поимку назначена большая награда, уговаривает Янкеля отвести его в Варшаву. Янкель, спрятав казака на дне повозки с кирпичом, ввозит его в польскую столицу.

Все попытки Тараса освободить сына не имеют успеха. Тогда он решает присутствовать на казни запорожцев. Своими глазами увидел, какой мучительной и жестокой казни подвергли его старшего сына ляхи. Когда терзаемый палачами Остап крикнул: «Отец, где ты теперь? Слышишь ли меня?». Бульба во всеуслышание крикнул: «Слышу!».

Всю Сечь поднял Тарас Бульба на новый поход на Польшу . Он стал более жестоким, а ненависть к полякам ещё больше усилилась. Со своим войском сжигает дотла восемнадцать городов. И доходит до Кракова. Гетьману Николаю Потоцкому поручили пленить Тараса Бульбу. Решающее сражение длилось четыре дня. Казаки наконец-то начали одерживать верх, но Бульба попадает в плен. Его живьём сжигают на костре. А оставшимся казакам получилось сбежать на лодках. изучайте по ссылке.

Мы публикуем отзыв Дариуша Клеховского, литературоведа-полониста, докторанта Лодзинского университета (Польша), на «Тараса Бульбу» Владимира Бортко - фильм, вызвавший множество дискуссий в России, Украине и не оставшийся без внимания и в Польше.

Автор, принимая во внимание, что объектом его рассмотрения становится коммерческое кино, рассчитанное на массового зрителя, размышляет о задачах фильма (создание мифологического образа казачества, укрепление государственной идентичности россиян), о сложном взаимодействии картины с её литературным прототипом, о возможностях гармонии в киноэпопее между реальностью и мифом, разбирает отдельные сильные и слабые моменты получившейся киноинтерптерации. Взгляд Д. Клеховского обращает внимание на многие стороны этой экранизации, до сих пор остававшихся за рамками широкого обсуждения.

Сразу хочу подчеркнуть, что не считаю фильм «Тарас Бульба» Владимира Бортко сознательно антипольским, как это подсказывают некоторые польские критики (например, Вацлав Радживинович на страницах «Газеты выборчей» ). Думаю, что режиссёр, хоть и снимал фильм, выполняя конкретный государственный заказ, не ставил себе, как, впрочем, и заказчик, столь близоруких политических целей.Если же кому и можно было бы адресовать такой упрек, хотя тоже с осмотрительностью, то это автору литературной основы фильма.

А замечательным материалом, как подчеркнул сам В. Бортко, почти готовым сценарием для фильма был, конечно, текст Николая Гоголя. Изданная первый раз в 1835 году (вторая редакция в 1842 году) романтическая повесть (лучше сказать романтическая эпопея), создавшая миф о казачестве, с самого начала вызвала разнообразные эмоции у читателей: от абсолютного восторга до абсолютного отрицания. Восторг - у русского читателя. Это понятно, ведь повесть связала историю запорожских казаков с идеей великой, царской, православной России. Отрицательно она была принята частью украинских читателей, посчитавших её фальсифицирующей историю этой части мира. Польским читателем повесть Гоголя была воспринята как антипольская. Лучше всего свидетельствует об этом тот факт, что между первым польским изданием сочинения Гоголя (1850 год) и вторым прошло 150 лет . Иначе и быть не могло. Текст Гоголя подталкивает к полемике. Ведь Украина была предметом споров для многих народов, которые претендовали на владение этим клочком земли . Объективная интерпретация истории Украины XVI и XVII вв. - задача пока невыполнимая. Я уже не говорю о казачьем мифе, который подвергался и подвергается самым разнообразным интерпретациям.

Владимир Бортко, опытный режиссёр, решил измерить себя этим мифом. Однако думаю, что у него не было особых шансов на успех уже в момент принятия решения о съёмках фильма. Кто даёт деньги, тот ставит определенные условия. Понятно, какие цели преследует государственный заказ . Фильм в своей основе должен крепить дух российской государственности и соотноситься с определённым пониманием истории. Ясно при этом, что система такого рода заказов действует в каждом государстве. Достаточно посмотреть на американский, английский и польский опыт в этом деле. Но хороший режиссёр сумеет даже в столь сложном положении осуществить свою интерпретацию, в данном случае исторических событий и литературного произведения. Как справился с этой задачей В. Бортко?

Начало фильма разочаровывает, потому что воспринимается как однозначная любезность по адресу заказчика. Первая сцена, представляющая своего рода эпиграф к фильму, соотносится с 9 главой повести. Это речь Тараса, подготовляющая казаков к решающей битве под осаждённым ими городом Дубно. Впрочем, она показывает и то, что режиссёр не собирается до конца быть верным оригинальному тексту . Чёрно-белые кадры под дождём и при отзвуках грома, с акцентируемым актёром текстом являются в большей степени обращением к современному российскому зрителю, который должен помнить о традиции предков (идея содружества и казачьего товарищества), столь необходимой сегодня, но не пользующейся большим уважением в обществе. Итак, слова Гоголя превращаются в часть пропагандируемого единства России. Это, к сожалению, и определяет направление фильма.

Если эту композиционную перестановку можно понять, то другие отступления от текста Гоголя заставляют задуматься. Чтобы в глазах зрителей оправдать поступки казаков, режиссёр вводит сцену с убитой ляхами женой Тараса. У Гоголя же мотивация казачьих действий часто связана с импульсом, с желанием получить временную пользу. Как заявляет об этом главный герой, казак должен погулять, это отвечает его природе. Слово «погулять» содержит массу смыслов, но меньше всего в нём серьёзных политических намерений. Хоть это слово Бортко сохраняет, всё равно он старается сделать из Тараса мстителя и борца за веру и родину. В фильме сцена прибытия товарищей Бульбы с трупом его жены в запорожскую крепость даёт главному герою мотив для мести. У Гоголя же Тарас становится мстителем только в конце повести, после исполнения приговора его старшему сыну Остапу. До того, как кажется, гоголевским Тарасом управляло безграничное чувство свободы. В этом он весь, настоящий, а слова о защите родины и веры в повести - скорее, уже знаки XIX в. , отчасти условные и предназначенные современникам писателя.

Особенностью казачества XVII в. было их нежелание покориться кому бы то ни было: туркам, полякам, Москве. Но казаки не создали собственной государственности. Их свобода - особенная, свобода вплоть до анархии. Бортко пытается придать казакам черты, которых у Гоголя не так много (и они могут быть оправданы жанровыми характеристиками эпоса) и которые мало согласуются с историческими обстоятельствами того времени.

В фильме, на мой взгляд, нарушается гармония между реальностью и мифом.

И если уже об этом речь, то стоит немного сказать о специфических чертах исторической эпохи, изображённой в повести и в фильме. Гоголь говорит об истории XV в., что, конечно, является литературным вымыслом, потому что описываемые события датируются первой половиной XVII в. Но в произведении историческое время лишено конкретности специально, ведь писатель ставил перед собой задачу создать мифологический образ Запорожской Сечи. Рассказчик у Бортко говорит о XVI в., но реалии исторической эпохи относятся к 30-м годам XVII в. Фильм, действительно, визуализируя, уточняет то, что в произведении остается невыявленным: детали казачьей и польской одежды, архитектуры, вооружения.

Например, приятные, не только для глаз польских зрителей, образы польских гусаров с огромными крыльями, прикреплёнными к спине. Однако эта деталь, как и в фильме «1612» Владимира Хотиненко, слабо соотносится с реальной военной практикой. Крылья эти были очень неудобными для всадников. Их надевали только перед битвой в открытом пространстве, где гусарам можно было развить большую скорость, благодаря чему ветер, шевеля крылья, создавал специфический шум, пугавший лошадей противника. В фильме же польские гусары ездят с этими крыльями постоянно. Понятно, это создает эстетический эффект. «Эстетское» изображение поляков - на мой взгляд, аргумент против тех, кто считает фильм антипольским. Поляки в фильме изящно одеты, горды, умело защищают осаждённый казаками город. Их позиция кажется вполне обоснованной, ведь они пытаются сохранить пределы своего влияния. Иногда они доходят до жестоких мер (режиссёр это подчеркнул в сцене исполнения приговора казакам, которой нет у Гоголя), но в этом не чувствуется какой-то особенной ненависти к противнику, скорее всего, это наказание с целью устрашения. Ляхи, конечно, враги, а врагов любить и восхищаться ими нельзя. Жаль только, что режиссёр опустил то, что мы находим в тексте Гоголя - жестокость казачьего войска. В повести мы можем прочитать следующее: «Дыбом стал бы ныне волос, от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу - словом крупною монетою отплачивали козаки прежние долги» . Цитирую этот фрагмент не для того, чтобы подчеркнуть особенные зверства запорожцев, но чтоб показать жестокость той эпохи, жестокость, которая была нормой для всех враждующих сторон.

Вообще, для современного зрителя, даже зрителя коммерческого кино, важным и честным было бы разъяснить основу трагической борьбы на Украине в XVII в. Хотя бы коротким текстом вначале фильма. Конечно, у Гоголя мы этого не найдем, но романтическая эпопея в этом и не нуждалась. А в фильме несколько слов о борьбе казаков за уравнение в правах с польской шляхтой дали бы верное представление о том, что будет впоследствии показано на экране. Но, видимо, это не было задачей режиссёра.

Возвращаясь к проблеме нарушения гармонии между мифом и исторической реальностью в фильме, надо подчеркнуть, что Бортко взял из текста Гоголя всё, что может считаться патриотическим в понимании современного россиянина . Итак, казаки идут сражаться с ляхами за православную веру и русскую землю. Произносят патриотические речи, характеризующие их борьбу как справедливую, а противника как агрессора. Это, конечно, не вполне согласуется с историей, но согласуется с идеей Гоголя и стилем его повести. Однако пафос этих сцен, который не коробит в литературном произведении, в фильме гиперболизирован . Воплощённый посредством реалистической эстетики, он становится невыносимым. Особенно это коробит в сценах гибели казаков во время последней битвы под осаждённым Дубно: они, подобно античным героям, убивают десятки врагов и перед тем, как пасть в бою, произносят похвалу русской земле. Я сейчас говорю о впечатлениях зрителя, который воспринимает этот фильм как исторический. Но картина В. Бортко, как я уже несколько раз подчёркивал, рассчитана на массового зрителя, не стремящегося к историческому и художественному осмыслению увиденного.

Добавлю, что батальные сцены фильма поражают натурализмом, обилием крови, столь поразительными в столкновении с пафосными и поэтическими словами, произносимыми казаками в момент смерти. Режет ухо музыка, как будто из синтезатора, столь не соответствующая сценам битвы, как, впрочем, и казачьему стилю жизни.

Несмотря на указанные моменты в картине Бортко, я нахожу в ней несколько интересных аспектов, которые всё-таки могли бы подтвердить высказанную ранее мысль о том, что хороший режиссёр даже в самом сложном положении может сопротивляться предложенным обстоятельствам .

Первый замечательный ход - исполнение главной роли Богданом Ступкой. Его игра, выразительная и ровная, без каких-нибудь психологических подтекстов даёт представление о казачьей природе и силе. Тарас в исполнении Ступки суров, беспощаден, скуп в проявлении своих чувств. Это воплощение казака, казачьего стиля жизни. Патетика его речей кажется достоверной, в отличие от речей его товарищей. Добавим, что Ступка - в каком-то смысле настоящий легионер. Он исполнял роли казаков в украинском, польском, а сейчас в российском кинематографе. Запомнился его Богдан Хмельницкий в фильме «Огнём и мечом» (реж. Ежи Гофман, по мотивам романа Г. Сенкевича). Тарас в исполнении Ступки даёт замечательное представление о гоголевском «великом казаке» .

Фильм, на мой взгляд, не подтверждает точку зрения, согласно которой сыновья Бульбы - Остап и Андрий - выражают две стороны природы самого Тараса. Остап в исполнении Владимира Вдовиченкова - довольно бледный персонаж. Даже сцена его страшной казни не имеет того выразительного эффекта, на который рассчитана. Просто зрителю был преподнесен урок под заглавием: я и отец - одно, даже тогда, когда я выступаю против него.

Мне кажется, что режиссёр в историю Андрия (весьма средне исполненная Игорем Петренко роль) вместил гораздо больше, чем мы могли найти у Гоголя. Прежде всего он добавил сцены, которых нет в повести. Первая - рождение Андрия и его крещение в Днепре. Тарас сам принимает роды, а потом трижды погружает младенца в реку и осеняет его православным крестным знамением. Потом он передаёт мальчика в руки старшего сына и обнимает их обоих в знак принятия в ряды казачьего товарищества. Эти воспоминания главного героя выражают его представления об идеале и являются фоном для развернувшейся позднее семейной трагедии. Надо подчеркнуть и второстепенную роль женщины в казачьей жизни, ведь не ей - матери - дано было первой взять на руки новорожденного сына.

Вторая сцена - это разговор братьев в Запорожской Сечи, сразу же после закапывания живьем казака, который для развлечения убил своего друга. Когда Остап жалеет казнённого запорожца, Андрий спрашивает, жалел бы он его и в том случае, если б на месте казака был обычный человек или лях. Режиссёр обозначает два разных подхода братьев к личности, праву, родине . Остап разделяет человечество на своих, казаков, и чужих, то есть всех остальных. Интересует его только казачья земля и права, на ней установленные. О латинской традиции, с которой он познакомился вместе с братом в Киево-Могилянской академии, Остап говорит как о чуждой ему и украинской (можно догадаться, что и русской) почве. Поэтому лях для него не человек, а враг, которого надо уничтожить. Андрий же, проникнутый духом гуманизма, склоняется к размышлению об общем (римском) праве и человечности, без разделения на племена или нации (хотя последнего понятия, конечно, тогда еще не было). Спор между братьями предвещает будущий раскол. Для зрителя, разбирающегося немного в истории XVII в., становится ясно, что это выразительный знак ситуации выбора, осуществляемого в этой части мира не только в прежние времена .

Третья добавленная режиссёром сцена - это рождение сына прекрасной полячки и Андрия. Этой любви (которая у Андрия из фильма Бортко стала логичным следствием его образа мыслей) препятствуют все мыслимые обстоятельства. Единственная дорога для Андрия, пытающегося завоевать любимую, это сословное возвышение, которое для сына богатого и пользующегося уважением казака обозначает предательство своих, тем более что любовь Андрия разворачивается в военных условиях. Но любовь оказывается сильнее, чем неизбежный позор предателю. Добавим, что и у Гоголя, и у Бортко любовь эта имеет романтический характер, а Андрий прежде, чем станет рыцарем, спасает польку от голодной смерти. Предательство Андрия имеет оттенок романтической трагедии, а не обычного для XVII в. утилитаризма . Напомним, что одной из причин казачьих бунтов был отказ польского короля и магнатов уравнять в правах казаков с польской шляхтой.

В картине Бортко казак Андрий и рыцарь Андрий - как будто два разных персонажа (как костюм меняет человека!) Метаморфоза здесь происходит в духе романтического преображения героя, правда, с трагическим финалом, как в и повести - смертью от рук отца. Режиссёр остался верным Гоголю и показал, как из страшного рыцаря, раздающего удары в разгар битвы, Андрий опять становится безоговорочно послушным сыном, принимающим слова отца: «Я тебя породил, я тебя и убью» . Это может показаться парадоксальным, но такое поведение связано в каком-то смысле с правосознанием Андрия, который, невзирая на силу своей любви, в конечном итоге всё же признает право первенства отца.

Рождение сына Андрия и польской дворянки (она тоже умирает во время родов) - наверное, один из самых важных символов, по замыслу режиссёра . Перед лицом смерти и той страшной трагедии, которую мы наблюдаем, новая жизнь - это обещание непрерывности истории двух народов. Воевода, дедушка младенца, не решается на убийство внука, что может обозначать и слабеющее польское влияние, утрату витальности. Развитие сюжетной линии Андрия в фильме может свидетельствовать о попытке режиссёра выйти за рамки пропагандистского изображения трагедии Украины XVII в. с выразительным посланием в нашу современность.

Чтобы пополнить перечень эпизодов, важных для моего понимания фильма, хочу упомянуть ещё одну коллективную сцену, сохраненную Бортко в фильме. В речи - тосте перед битвой - Бульба третий раз пьёт за всех христиан в мире, совершая при этом широкий жест рукой в сторону осаждённых ляхов. Это многозначительно .

В заключение хочу подчеркнуть, что в артистическом смысле, на мой взгляд, самая лучшая в картине Бортко часть - та, которая показывает Запорожскую Сечь. Это важно, ведь именно Сечь у Гоголя является главным героем повести. Красочные, полные энергии, жестокости и юмора образы казачьей жизни могут дать современному зрителю представление и о том месте, и о том времени. Упоминания заслуживает и ослабление антисемитских ноток в фильме, в чём, наверное, заслуга Сергея Донцова, исполнившего роль хитрого, но понимающего еврея Янкеля. Зато не убеждает польская актриса Магда Мельцаж в роли панночки. Статисты - польские рыцари - почему-то пользуются исключительно современной ненормативной лексикой . Перевод польских выражений на русский язык бывает странным, например, слова воеводы: « du ż o ich jest ?» (много их?) переведены: «что скажешь?», а фраза: « w polu ich jak szara ń czy »(в поле их как саранчи) почему-то в переводе звучит: «я только один пробился».

Конечно, фильм В. Бортко не является шедевром. Это коммерческое кино, рассчитанное на массового зрителя, поддающегося пропагандистским лозунгам. Ибо укрепление единства государства было одной из главных культурных целей фильма. Как я уже предположил в начале текста, существенной была вовсе не задача атаки на поляков, образ которых в фильме вполне сбалансирован.

Без сомнения, режиссёр пытался создать в своей картине мифологический образ казачества, идя в этом вслед за Гоголем. Как сложно снять фильм на основе национальной эпопеи, убедились и другие мастера кино, например, Анджей Вайда , создавший фильм по «Пану Тадеушу» Адама Мицкевича. Трудно перевести на язык кино стилистику эпоса и специфический род романтического пафоса. Поэтому режиссёры иногда впадают в своеобразную «комиксовость». Тем не менее я полагаю, что фильм В. Бортко может быть важным словом в дискуссии об истории того времени и той территории.

Дариуш Клеховский, литературовед-полонист, докторант Лодзинского университета (Польша). Область научных интересов - русско-польские культурные связи.

Тарас Бульба встречает сыновей. Они учившились в Киевской бурсе и теперь приехали домой к отцу. Это два дюжих молодца, крепкие и здоровые. Тарас посмеивается над одеждой сыновей; те, не ожидая такого приема от отца, стоят сконфуженные. Старший сын, оскорбленный словами отца, начинает колотить Тараса, тот отвечает. Мать останавливает обоих. Отец обнимает сыновей.

Мать не может наглядеться на любимчиков, а Тарас говорит, что на этой же неделе отправит обоих в Запорожье, где они пройдут настоящую школу жизни. Все входят в светлицу, садятся выпить и закусить.

После очередной рюмки Тарас начинает бушевать, бьет горшки и фляжки и решает, что в Запорожье они поедут завтра. Ведь он казак, ему свободы хочется, а тут, дома, ему делать нечего. Жена, привыкшая к подобным выходкам мужа, стоит в стороне и думает о скорой разлуке с сыновьями.

Тарас идет раздавать приказания для сборов в дорогу, затем вместе с сыновьями ложится спать во дворе. Вслед за Бульбой засыпают все, кроме его жены. Она лежит возле сыновей и плачет из-за скорой разлуки с ними. Она втайне надеется, что Бульба, когда проснется, отсрочит день отъезда. Но поутру Бульба сразу начинает собираться в дорогу.

Бедной старушке ничего не остается, как помогать ему. Когда все собрались, Тарас присаживается на дорожку. Мать обнимает сыновей, плачет, вцепляется в седло младшего и не хочет отпускать. Ее уносят домой казаки. Сыновья сдерживают слезы, боясь гнева отца.

Все едут молча. Тарас представляет, как приедет с сыновьями в Сечь. Они же думают о другом. Оба в двенадцать лет были отданы в бурсу. Старший, Остап, сначала не хотел учиться, сбегал, но потом угомонился, когда отец пообещал запереть в монастырь.

Вскоре Остап стал лучшим в академии. Но это не сломило его упорный характер: он любил войну и пирушки. Младший, Андрий, учился легко. Он был более изобретательным, чем его брат, кипел жаждой подвига, любил женщин и теперь тоскует по одной полячке, в которую влюбился в Киеве.

Между тем Тарас выходит из задумчивости и предлагает остановиться закурить. Затем едут дальше. Всюду только степь. Только через три дня пути казаки чувствуют близость Днепра.

Они сходят с коней и садятся на паром. Наконец прибывают в Сечь. «На пространстве пяти верст были разбросаны толпы народа. Они собирались в небольшие кучи». Казаки добираются до площади, где собирается рада. Тарас вскоре видит знакомые лица, начинаются приветствия.

Уже около недели Тарас живет с сыновьями в Сечи. Остап и Андрий мало занимаются военным делом, так как в Сечи молодые люди в основном воспитываются опытом, а не теорией.

Все свободное время казаки отдают гульбе. И братья с головой окунаются в разгулье.

Между тем Бульба думает, как бы затеять какое-нибудь дело, например пойти на турок или татар, но ему говорят, что подписан договор о ненападении. Тогда Тарас устраивает пирушку, на которую собирают старшин и куренных атаманов.

Те, когда хорошенько выпивают, идут на площадь и зазывают народ на войну. Но кошевой предлагает не идти войной, так как казаки обещали мир, а «пустить с челнами одних молодых.

Пусть немного пошарпают берега Анатолии». Решают, что отправят нескольких молодых под руководством опытных вояк. Начинаются сборы.

В это время к берегу причаливает паром, на котором стоят оборванные и замученные люди. Один из них рассказывает, что на гетманщине жиды не дают житья, католичество хочет, чтобы отреклись христиане от своей веры. Кошевой спрашивает, что же они не взялись за сабли.

Ему отвечают, что жидов слишком много, а полковники и гетман убиты. Сеча собирается на площади, решают идти на Польшу, так как именно оттуда идут все беззакония. Бульба доволен сложившимися обстоятельствами: открываются возможности для подвигов.

Вскоре весь юго-запад Польши захвачен запорожцами. Не сдается только город Дубна. Запорожцы решают во что бы то ни стало взять город. Но через две недели все остается по-прежнему. Все в нетерпении, в том числе и Остап с Андрием, которые теперь набрались опыта в военном деле.

Однажды Андрий сидел вечером под стенами города, когда к нему подошла какая-то женщина. Приглядевшись. Андрий узнал в ней татарку, служанку панны, в которую был влюблен еще в Киеве.

Служанка говорит, что панна в городе, она не ела уже несколько дней. Она просит помощи Андрия, так как уверена, что тот ее не предаст. Андрий находит съестные запасы и идет с ней через подземный ход в город.

Здесь он видит страшные картины голода: мертвую женщину с грудным ребенком, который еще жив и ищет материнское молоко; иссохшее тело повесившегося, который не вынес страданий.

Наконец Андрий встречается со своей возлюбленной, которая кажется ему еще прокрасней. Панна просит помощи Андрия, так как уверена, что тот ее не предаст. Он говорит, что готов умереть за нее. Приходит татарка и сообщает, что в город вошли поляки, привезли продовольствие и пленных казаков.

Поляки смогли пройти в город, потому что казаки Переяславского куреня были пьяны. Многих перебили, других взяли в плен.

Еврей Янкель говорит Тарасу Бульбе, что Андрий среди поляков и должен жениться на дочери пана. Бульба сначала не верит, но затем, вспомнив характер Андрия, его склонность к женской красоте, понимает, что это правда. Тарас в гневе, хочет убить сына.

Начинается битва между казаками и поляками. Один из атаманов убит, и Остап мстит за него. Бесстрашного Остапа выбирают атаманом. Тарас думает, почему в битве не было Андрия: может, ему Стыдно, как Иуде, а может, все-таки солгал жид? Бульба представляет, как он жестоко отомстит панночке за Андрия.

К казакам приходит весть, что, пока они в походе, на Сечь напали татары, захватили богатство и увели многих в плен.

Казаки на совете принимают решение отправиться в погоню за татарами. Тарас Бульба возражает. Он говорит, что казаки забыли о товарищах, что в плену у поляков. Один из самых старых казаков, Касьян Вондюг, говорит, что кто-то должен идти за татарами, а кто-то — остаться здесь, под Дубной, чтобы попытаться освободить товарищей.

Узнав о том, что половина казаков ушла, поляки решают дать сражение. Тарасу Бульбе сообщают, что идут поляки с пушками, а с ними сын его Андрий. Бульба в злобе сначала не верит, но потом вспоминает, что вот уже два дня не видел его.

Во время битвы Бульба видит Андрия. Он кричит казакам, чтобы те заманили Андрия в лес, и там встречается с сыном один на один. Бульба говорит ему о предательстве и убивает. Андрий перед смертью произносит имя своей возлюбленной.

К полякам приходит подкрепление, и они разбивают казаков. Остапа берут в плен. Тарас Бульба ранен.

Верный друг Тараса Бульбы Товкач спасает его и везет в Сечу, лечит и поднимает на ноги. В Сечи теперь все новое: старые товарищи, стоявшие за веру и казацкое братство, погибли. Тарас не может участвовать в весельях казаков: он думает об Остапе. Он упрашивает Янкеля переправить его в Варшаву, хотя знает, что за его голову обещают большие деньги.

Бульба пытается устроить Остапу побег, но уже поздно: завтра состоится казнь. Тарас стоит в толпе и видит, как на лобное место вместе с другими казаками ведут сына. Остап держится как герой: он не желает слышать женских стенаний, но хочет увидеть сильного, твердого мужа, воина, и Остап призывает отца. Среди тишины из толпы раздается голос Тараса: он говорит, что слышит сына. Бульбу пытаются поймать, но он исчезает.

След Тараса отыскивают. Тридцать тысяч украинцев показываются на границах. Это не разрозненная толпа, а целая нация, которая поднялась за свою честь, права, униженную религию. Среди начальников войска — Бульба. Он готовит для обидчиков только огонь, виселицу и истребление.

Вскоре он с полком отсоединяется от остальных. Он выжигает много селений и городов, схватить его не могут. Так Бульба справляет поминки по Остапу. Наконец польское правительство поручает Потоцкому непременно поймать Тараса.

Бульба чует опасность и решает возвращаться в Сечь. Потоцкий идет по следу и настигает Тараса на берегу Днестра. Бульбу ловят и казнят, но его казакам удается уйти. Они плывут по Днестру и говорят о своем атамане.

4.7 / 5. 6

error: