Анализ профилактической работы классного руководителя. Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений среди учащихся (из опыта работы)

Пояснительная записка

Охрана здоровья и жизни детей – важнейшая задача не только родителей, но учителей и других педагогических работников. В связи с этим встает вопрос профилактики детского травматизма при организации образовательной деятельности. Через обучение и воспитание возможно сократить количество несчастных случаев с детьми и предотвратить их травмирование. Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Классный руководитель и его предназначение

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательной деятельности.

Институт классных руководителей в российской школе имеет свою историю. До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т. д.). В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. Классное руководство в России насчитывает более 130 лет. За это время изменились не только функции и обязанности классного руководителя, но и само понятие классного руководства в школе.

Основным направлением профессиональной деятельности современного классного руководителя является внеклассная работа, внутри которой выделяют такие приоритетные направления, как:

Осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания;

Укрепление духовных контактов между классным руководителем и учениками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему;

Постоянное побуждение человека к сохранению и укреплению здоровья, самовоспитанию и самообразованию.

Формирование безопасного поведения учащихся

Классный руководитель участвует в формировании у участников образовательной деятельности устойчивых навыков безопасного поведения во время учебной, внеурочной и трудовой деятельности.

Классному руководителю надо знать, что причины детского травматизма можно разделить на три группы:

Поведение самого ребёнка (низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия; отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий; травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний);

Действия окружающих сверстников;

Действия взрослых, окружающих ребёнка (обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля за их поведением).

Часто травмируются дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю.

Чаще травмируются дети 8–10 и 14–15 лет. Дети первой возрастной группы – школьники младших классов – отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т. д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом, когда запинаются и неудачно падают.

Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьёт твёрдым предметом и т. д.

Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но тем не менее пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Условия травмирования учащихся

Показателями предрасположенности к получению травм являются эмоциональные свойства и качества темперамента ребёнка.

Подверженности несчастным случаям способствуют:

Низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение),

Недостаточная сенсомоторная координация,

Малая наблюдательность (осмотрительность),

Низкая выносливость,

Чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Стрессовые состояния ученика заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Установлено, что для 60% учащихся характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

В современном мире серьезной проблемой у обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в образовательных организациях становится гипокинезия. От её последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать или в индивидуальной беседе, или в классе. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.

Организация профилактической работы классным руководителем

Классный руководитель призван быть организатором детской жизни, корректором межличностных отношений и защитником учащихся своего класса в трудных условиях и психологических коллизиях школьной жизни, проводить работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования среди учащихся своего класса. Эту работу он выполняет не один, а совместно с учащимися класса, их родителями, учителями, работающими в этом классе.

Функции классного руководителя, которые обеспечат возможность проведения профилактической работы с детьми:

- когнитивно-диагностическая функция (от лаг. cognitio – знание, познание; от греч. diagnоsis – определение) – связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учёта этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы;

- организаторско-стимулирующая функция . Она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с принуждением, ни с жёстким регламентированием деятельности учащихся, главное – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к её проведению;

- объединительно-сплачивающая функция . Действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности детей;

- координирующая функция . В классе работает несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе.

Воспитательная работа классного руководителя ведётся по плану. План работы классного руководителя – конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда – целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий. Лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные периоды.

При планировании воспитательной работы по направлению «Профилактика детского травматизма» классный руководитель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы обучению учащихся безопасному поведению и в школе, и дома, и на улице;

б) план должен предусматривать включение школьников в познавательную и спортивно-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива, формированию межличностных отношений;

г) план должен содержать мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей (законных представителей).

Планирование работы по профилактике детского травматизма

Мероприятия по профилактике детского травматизма включаются в планы воспитательной и просветительной работы. Для младших школьников целесообразно устраивать утренники здоровья, различные викторины, соревнования. Дети среднего и старшего школьного возраста уже имеют определённые знания о мерах профилактики травматизма. При работе с этой возрастной группой следует обратить внимание на формирование правильного отношения к возможным опасностям.

В целях профилактики детского травматизма и несчастных случаев с учащимися класса можно спланировать следующие мероприятия:

Беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

Определение графика дежурства учащихся класса;

Систематическую индивидуальную работу педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины.

Для эффективности осуществления намеченного плана работы, классный руководитель должен грамотно подобрать формы работы с учащимися по вопросам профилактики травматизма и предупреждения несчастных случаев. Ниже приводится перечень форм работы с учащимися:

По видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и другие;

По способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;

По времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;

По времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

По субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и её реализация принадлежит детям;

По результату – формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

По числу участников – индивидуальные, групповые, массовые.

Классные руководители в начале учебного года, перед каждыми каникулами, а также перед походами, экскурсиями, выездными мероприятиями должны проводить инструктажи с учащимися класса по следующим направлениям:

Правила безопасного поведения на дорогах, транспорте, соблюдение ПДД;

Соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристских походов, нахождении на спортплощадке;

Безопасное поведение на воде, у водоёма, в бассейне, на льду;

Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах;

Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов;

Правила обращения с взрывоопасными предметами, веществами;

Правила пожарной безопасности и электробезопасности.

Планируя внеклассную деятельность, надо исходить из того, что важнейший источник влияния на детей – это, прежде всего, сама жизнь. Жизнь школьника можно рассматривать с двух сторон: собственно школьной (обучение, различные школьные дела, одноклассники), и остальной – домашней, дворовой, уличной, в различных компаниях, сообществах. Часто «вторая» жизнь приобретает большую власть над ребёнком, чем «первая». Часто можно наблюдать огромную пропасть между этими частями жизни школьника. Пытаясь воздействовать на какую-либо одну сторону, получаем, как правило, лишь негативный результат: деформацию личности ученика, снижение мотивации, поведенческие проблемы. Поэтому задачей классного руководителя является тесная интеграция школьной жизни и внеклассной деятельности.

Создание целостной развивающей среды посредствам кружков, секций, использования возможностей родительского коллектива (поездки, походы, и т. д.), тематические недели, портфолио помогает формировать полноценную здоровую личность.

Школа, семья могут направить совместные усилия на то, чтобы каждый ребёнок свое свободное время не растрачивал бездумно, а пополнял знания, приобщался к литературе и искусству, занятиям физической культуры и спортом. Культурно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые для школьников – надежный заслон от травматизма.

Предсказать, предвидеть то, где ребёнок может травмироваться, невозможно. Следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать своё физическое превосходство. Увеличивается количество травм в результате драк между подростками.

Научить ребёнка правилам поведения в общественных местах могут и классные руководители и родители. Важно объяснить, например, что драка – это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать всё от них зависящее, чтобы их ребёнок ни по незнанию, ни тем более умышленно не наносил вред своими действиями другим детям. А помочь родителям проводить такую работу может классный руководитель.

Классный руководитель и родительское сообщество

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно, стиль работы должен быть демократическим, основанным на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создавать воспитывающую среду, обеспечивать единство требований школы и семьи по отношению к личности ребёнка.

Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:

Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личностей как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами:

Изучение условий семейного воспитания;

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Взаимодействие с родительским комитетом;

Совместная деятельность родителей и учащихся;

Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Литература:

1. Лаврентьева В. В. Сборник методических материалов по профилактической работе в школе // Классный руководитель. – 2012. – № 6.

2. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Приложение № 1

Примерный перечень тем для проведения бесед и классных часов по предупреждению детского травматизма

Тема № 1. Правила поведения учащихся:

Общие положения;

Правила поведения в раздевалках и столовой;

Правила поведения на уроках и переменах;

Лестница может быть опасной.

Тема № 2. Правила дорожного движения:

Город, микрорайон, в котором мы живем и возможные чрезвычайные ситуации;

Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Практическое занятие;

Правила поведения на улице. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

Правила дорожного движения. Практическое занятие;

Светофор и его сигналы;

Дорожные знаки;

Пешеходные переходы и правила пользования ими;

Правила езды на велосипеде;

Где можно и где нельзя играть;

Движение группами;

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила безопасности на железной дороге;

Знакомство с транспортом города;

Правила поведения на транспорте.

Тема № 3. Правила пожарной безопасности:

Причины возникновения пожаров.

Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.

Пожарная безопасность при обращении с горючими, легковоспламеняющимися материалами и веществами.

Правила пользования электроприборами.

Тема № 4. Опасности криминогенного характера:

Как вести себя дома, когда ты один в квартире;

Как вести себя на улице, когда посторонний человек пытается увести тебя куда-то.

Тема № 5. Безопасность на воде:

Правила и меры безопасности поведения на водоёмах;

Правила поведения на водоёмах в разные сезоны года;

Основные спасательные средства и правила пользования ими.

Тема № 6. Домашние животные и возможные опасности:

Домашние животные. Опасности, связанные с животными;

Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными в городе.

Приложение № 2

План работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

№ п\п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Оформление в классах уголков по профилактике детского дорожного травматизма, подбор методического материала по обучению детей дорожной безопасности, планирование работы на год

сентябрь

классные руководители

Защита безопасных маршрутов учащихся в школу и домой

сентябрь

классные руководители

Родительское собрание «Безопасность детей»

сентябрь, апрель

классные руководители

Беседа на родительских собраниях на темы, связанные с правилами поведения на дорогах города.

Консультация для родителей: особенности безопасного поведения в зимнее время года.

октябрь, декабрь

классные руководители

Участие во Всероссийской акции «Внимание, дети»:

Изготовление памяток, схем «Безопасное движение в микрорайоне школы»,

Оформление стационарного «Уголка безопасности дорожного движения»,

Беседы с учащимися о безопасном пути из школы домой,

Беседы по ПДД

сентябрь, май

зам. по ВР, классные руководители

Классные часы, посвящённые Всемирному дню памяти жертв ДТП

классные руководители

Проведение классных часов, викторин по правилам дорожного движения, сотрудничество с инспекторами ГИБДД

в течение года

классные руководители

Профилактические мероприятия «У безопасности каникул не бывает!»

октябрь, декабрь, апрель, май

классные руководители

Семинар «Требования по обеспечению безопасности детей при организации перевозок, выходе за пределы школы»

сентябрь

зам. директора по воспитательной работе

Приложение № 3

План работы с учащимися, имеющими велосипеды и скутеры

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Выявление детей, имеющих велосипеды и скутеры

сентябрь

классные руководители

2.

Проведение инструктажа с учащимися, имеющими велосипеды и скутеры

сентябрь, январь, май

классные руководители

3.

Встреча учащихся с инспектором ГИБДД (1–11 кл.)

в течение года

зам. директора по ВР, классные руководители

4.

Конкурс рисунков «Мой друг велосипед» (1–4 кл.)

классные руководители

5.

Викторина «Правила велосипедистов»

классный руководитель

6.

Ведение строгого учёта учащихся, имеющих велосипеды, скутеры

в течение года

классный руководитель


Справка
«О состоянии работы классных руководителей

по профилактике употребления ПАВ»
В соответствии с планом работы школы на 2012-2013 учебный год, на основании приказа №281 от 30.11.2012г. заместителем директора по воспитательной работе Никоноровой М.В. осуществлен контроль состояния работы классных руководителей по профилактике употребления ПАВ».

Цель контроля: состояние работы классных руководителей с участниками образовательного процесса по профилактике употребления ПАВ.

Вид контроля: тематический.

Форма контроля: персональный.

Метод контроля: изучение планов воспитательной работы, собеседования с обучающимися, классными руководителями, анкетирование кл. руководителей.
В ходе изучения данного вопроса было установлено следующее:

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года в школе осуществляется комплекс мер по реализации государственной программы профилактики употребления психоактивных веществ. При составлении школьного плана совместной работы по профилактике правонарушений учтены основные направления Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. Во всех планах воспитательной работы с классами предусмотрены мероприятия по профилактике употребления обучающимися ПАВ.

В данном направлении классные руководители используют социальные, педагогические и психологические технологии профилактики употребления ПАВ: в рамках реализации программы воспитания культуры здорового образа жизни проводятся классные часы, пропагандирующие здоровые привычки (все классы), соблюдение режима дня (1-2 классы), увлечения спортом (4б), показывающие последствия курения и употребления алкогольных напитков (5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8б, 9а, 9б), правильное и здоровое питание (2б).

Классные руководители используют разнообразные формы для проведения классных часов: час-беседа, час-размышление (все классы), лекция (все классы), час-диспут (5а, 7а), презентация проекта (5а, 6а, 6б, 8а), практическое занятие (2а, 2б, 3а, 5а,6а, 6б, 7а, 9а).

Классными руководителями проводятся индивидуальные беседы о негативном воздействии ПАВ на детский организм: 6а (с Кононовым С.), 6б (с Рейсбихом Д.), 7а (с Фалевым Д., Дедухом М., Веретенкиным П.), 7б (с Шаяхматовым С.), 8б (с Нащекиной А., Матанцевым А.), 8а (с Осипенко Г., Зайцевым М., Косолаповым В.), 9а (с Селезневым А), 9б (с Аносовым Е., Горбуновой А., Козловой В.).

Приглашались для профилактических бесед обучающиеся с родителями: Логунова А. (3б), Синяков К (3б), Кононов С. (6а), Хорина Е. (7б), Столярова Е. (8а), Осипенко Г. (8а), Козлов В. (6б), Мелков К. (6б), Рейсбих Д. (6б).

В течение года ученики принимают участие в школьных (все классы) и городских (1а, 2б, 3б, 5а, 6б, 7а, 8а) спортивных соревнованиях, 39% записаны в спортивные секции и кружки.

На классных родительских собраниях рассматривались вопросы:

Режим дня школьника (1а, 1б, 4б);

Профилактика употребления ПАВ (5а, 6б, 9а, 9б);

Питание ребенка (2б).

На беседы и занятия приглашаются специалисты здравоохранения: 5а, 6а, 6б, 7а;

1. Классным руководителям 7-9 классов приглашать врачей-специалистов для проведения профилактических бесед и лекций.

2. В марте провести опрос обучающихся «Я и мое здоровье» с целью выявления отношения детей к своему здоровью (Отв. классные руководители).

3. В рамках месячника пропаганды ЗОЖ провести анонимное анкетирование детей с целью выявления фактов употребления ПАВ обучающимися школы (Отв. Гоммершмидт Н.О.).
Справку составила зам. директора по ВР

Никонорова М.В.

Справка
«О состоянии планирования

воспитательной работы в классах»
В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2012-2013 учебный год, на основании приказа № 218 от 18.09.2012г. с 20.09.12г. по 30.09.12г. проводился контроль состояния планов воспитательной работы в классах.

Цель проверки: соответствие планов воспитательной работы целевым установкам школы.

Проанализированы планы воспитательной работы каждого классного руководителя. В результате проверки выявлено:


  1. Несвоевременно подготовили планы воспитательной работы классные руководители 5а (Кононова З.Г.), 7б (Кривцова Е.В.), 8а (Осипенко Е.И.).

  2. Все классные руководители составили социальный паспорт класса, систематизировали сведения о семьях обучающихся. Наиболее глубокий анализ в 1а (Галковская И.Г.), 3а (Вышатицкая Н.Б.), 4б (Лаврова Н.Г.), 5б (Гуренович Г.В.).

  3. Качественные, подробные характеристики класса и анализ состояния дел на начало года просматривается в планах классных руководителей 2б (Жук О.М.), 3а (Вышатицкая Н.Б.). 3б (Ларионова Е.В.), 4б (Лаврова Н.Г.), 5а (Кононова З.Г.), 5б (Гуренович Г.В.), 6а (Жураковская Л.М.). Неполная, обобщенная характеристика класса в 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.). В 9б классе (Павлова Л.И.) не соблюден официально-деловой стиль характеристики класса. У Молчан Н.В. (6б), Кривцовой Е.В. (7б) характеристика класса отсутствует.

  4. Цели и задачи воспитательной работы классов на 2012-013 учебный год соответствуют школьным. В 4а (Орлова Т.А.), 9а (Тутова Г.Н.) не определены цели и задачи воспитательной работы на год. В 3б классе (Ларионова Е.В.) некоторые задачи сформулированы некорректно. В 8б (Арутюнян И.В.) некоторые задачи воспитательной работы не соответствуют уровню развития классного коллектива.

  5. Классными руководителями 1а (Галковская И.Г.), 1б (Чубарова Ю.Л.) и 4б (Лаврова Н.Г.) разработаны подробные планы диагностических исследований обучающихся, подготовлены методики изучения классного коллектива и личности обучающихся.

  6. В 5б классе (Гуренович Г.В.) разработана программа воспитательной работы, в которой есть ссылки на недействующие нормативные акты.

  7. Все классные руководители запланировали различные формы взаимодействия с родителями, но наиболее подробно разработаны направления работы в 1а (Галковская И.Г.), 3б (Лаврова Н.Г.).

  8. Не определен родительский актив в 9а (Тутова Г.Н.), 6б (Молчан Н.В.).

  9. Во всех планах просматривается проведение тематических классных часов, бесед, экскурсий по ОБЖ, ЗОЖ, патриотическому, нравственному, правовому, экологическому воспитанию, запланировано участие в общешкольных мероприятиях, акциях, месячниках. Во 2б (Жук О.М.) некоторые запланированные мероприятия не соответствуют возрасту детей. В 3б (Ларионова Е.В.) в плане воспитательной работы не учтены общешкольные мероприятия, не запланированы классные часы и беседы по правовому воспитанию и профориентации. В 4б (Лаврова Н.Г.) не запланированы мероприятия по профориентации. В 5б (Гуренович Г.В.) формулировки классных часов не соответствуют возрасту детей. В 6б (Молчан Н.В.) неверно сформулированы некоторые формы работы. В 7а классе (Степанова М.Ю.) не запланированы классные часы экологической направленности. В 9б (Павлова Л.И.) не прописаны мероприятия по правовому воспитанию обучающихся.

  10. В 1а (Галковская И.Г.), 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), 6б (Молчан Н.В.), 9б (Павлова Л.И.) классные руководители разработали план работы и с одаренными детьми, и с «трудными». Не разработан план работы с детьми «группы риска» в 7а (Степанова М.Ю.), 8б (Арутюнян И.В.), 6а (Жураковская Л.М.), 9а (Тутова Г.Н.), хотя в классе есть дети данной категории.

  1. Отметить качественное планирование воспитательной работы в 1а (галковская И.Г.), 4б (Лаврова Н.Г.).

  2. Дополнить характеристику классов 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), написать характеристику в 6б (Молчан Н.В.), в 7б (Кривцова Е.В.).

  3. Конкретизировать цели и задачи воспитательной работы в 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), 9б (Павлова Л.И.).

  4. В программе воспитательной работы 5б (Гуренович Г.В.) внести изменения, ссылаясь на действующие нормативные документы.

  5. Разработать план работы с детьми «группы риска» в 7а (Степанова М.Ю.), 8б (Арутюнян И.В.), 6а (Жураковская Л.М.), 9а (Тутова Г.Н.),

  6. Жук О.М., Ларионовой Е.В., Лавровой Н.Г., Гуренович Г.В., Молчан Н.В., Степановой М.Ю., Павловой Л.И. внести коррективы в планирование классных часов и мероприятий.

  7. Провести работу по выбору родительского актива в 9а (Тутова Г.Н.), 6б (Молчан Н.В.).

  8. Все классным руководителям заполнить тетрадь инструктажа обучающихся по ТБ.

Справку составила

зам. директора по ВР Никонорова М.В.

“Трудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидает?

Может быть, нелишне взглянуть на ситуацию глазами ребенка? И ему взрослые могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, творящими «суд скорый и неправый». В самом деле, каждый ли ребенок, не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?

По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится классному руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, врача, коллективом учащихся и воспитанником. Именно поэтому от качества работы классного руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения, в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной творческой деятельности. Делом классного руководителя остается и непосредственное участие в организации занятости школьников в период каникул, освоение новых технологий и методик образования учащихся.
Кто, как не классный руководитель способен первым увидеть тревожные проявления неблагополучия положения ребенка, порадоваться его успеху, ободрить в случае неудачи?

В своей работе классные руководители, педагоги должны руководствоваться:


  1. Законом РФ «Об образовании»,

  2. Конвенцией ООН «О правах ребенка»,

  3. Семейным кодексом РФ: глава 11 ст.54,56,57 (права несовершеннолетних детей), глава 12 ст. 63,64 (права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей),

  4. Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,

  5. «Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» (Приказ МО РФ № 21 от 03.02.2006 г.)

  6. Приказами и рекомендательными письмами департамента образования Сургутского района, локальными актами ОУ.
Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, медицинской службы.

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений:

решает задачи разрушения трудновоспитуемости,

устранения отрицательных компонентов характера,

восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования.

Главное направление в работе классного руководителя:

Это забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений;

Формулирование положительного «Я»;

Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

Анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.

Важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни является ликвидация пробелов в учёбе учащихся . Если учащийся по каким-либо причинам имеет пробелы по каким – либо предметам, у него появляется внутренний психологический дискомфорт. Ребёнок ощущает себя не нужным на уроке, ему скучно.

Ведущая деятельность школьника – учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию.

Контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника».

Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение.

Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни.

Неотъемлемой частью в профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, является работа с семьёй.

Классный руководитель должен обладать большой педагогической «гибкост ью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вот несколько направлений работы классного руководителя с родителями.

  1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.


  2. Выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

  3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

  4. Педагогическое просвещение родителей. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

  5. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

  6. Посещение семей школьников. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Все посещения должны быть зафиксированы в журнале учета посещений. Некоторые посещения проводятся совместно с социальным педагогом, а иногда и с инспектором ПДН, особенно в семьи, состоящие на профилактическом учете или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании работа проводится одновременно с родителями и детьми. Как правило, необходимо обращаться за рекомендациями к педагогу-психологу.

Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуального конкретного плана мероприятий направленных на коррекцию девиантного поведения обучающегося.

Необходимо изучить и иметь полную информацию о семье, которая может быть:

Педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

Педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

Конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

Асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

Криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

Какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

Как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);

Каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

В среднем возрасте девиантное поведение стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

На данном этапе необходимо:


  • подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;

  • учить различать истинную и ложную красоту человека;

  • воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;

  • формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;

  • правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;

  • создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;

  • организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
Старшие подростки , взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Классному руководителю необходимо организовать:


  • общение в микрогруппах ближайшего окружения;

  • деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Принципом работы с учащимися «группы риска» является гуманно-личностный подход к ребенку.

Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.

При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:


  • провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;

  • поставить задачи воспитательной работы;

  • выделить основные разделы плана.

Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.

Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.

Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьёй и школой, ухудшение нервно – психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

Однако социальная дезадаптация – процесс обратимый , можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Поэтому на сегодняшний день актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства. И первым человеком в ОУ, которому принадлежит основная роль в профилактике дезадаптации является КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

Основная цель в работе с такими детьми – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.

Задачами в работе с дезадаптированными детьми и подростками являются:
- профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
- оказание медико – психологической помощи таким детям;
- формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
- содействие в решение внутрисемейных конфликтов, если в этом есть необходимость…

Способствовать созданию комфортной обстановки в коллективе, где обучаются такие дети.

Наиболее важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Применение творческих подходов в этой работе, личной ответственности за работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.

в профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Согласно данному Закону, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

На основе нормативных документов в нашей школе выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе , повышение качества воспитательной работы , нормализацию межвозрастных отношений учащихся, занятость учащихся во внеучебное время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль за посещением учебных занятий, проведение индивидуальных занятий с учащимися.


Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, медицинской сестры.

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя , который лучше других знает своих учеников .

Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений : решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, работающими с данным ребёнком, коллективом сверстников. Создаёт атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Классными руководителями разработаны программы воспитательной работы с ученическими коллективами. Программы предполагают комплексную реализацию нескольких направлений: «В плену вечных вопросов», «Гражданин Отечества», «Человек в окружающей среде», «Культура общения», «Зеркало» и другие.

При составлении Программы планируется план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который включаются профилактические беседы, родительские собрания, посещения на дому и т. д.; ведет дневник классного руководителя, где на детей из группы «риска» выделена отдельная страница, на которой фиксируются вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.

1. Главное направление в работе классного руководителя:

Это забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений;

Формулирование положительного «Я»;

Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

Анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.

2. Важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни является ликвидация пробелов в знаниях учащихся . Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы , у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ведущая деятельность школьника – учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию, поэтому основным блоком в диагностическом модуле является педагогическая диагностика. Основными направлениями педагогической диагностики являются:

Уровень и качество знаний;

Проблемы в усвоении приемов мыслительной деятельности;

Проблемы управления учебной деятельностью;

Сформированность коммуникативной компетентности;

Анализ педагогической запущенности.
Контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника».
Для решения проблем учебно-познавательной деятельности в этом модуле проектируется план конкретных действий по устранению пробелов.
Конкретный план действий может быть представлен в форме таблицы.


Карта информации и контроля по реализации индивидуального подхода

в работе со слабоуспевающими учащимися

Фамилия, имя ученика ______________________________________ класс _________

Ф. И.О. классного руководителя ____________________________________

Информация социального педагога об особенностях социальной среды ученика, об индивидуальной работе

Информация педагога-психолога об особенностях познавательных процессов, об индивидуальной работе

Информация классного руководителя об уровне взаимоотношений в системе ученик-ученик, ученик-учитель

Информация учителя об индивидуальной работе с учеником

Информация классного руководителя об индивидуальной работе с родителями

3. Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. В школе в каждом классе ведутся дневники ежедневного учета посещаемости учебных занятий, за ведение которых отвечают ответственные учащиеся, назначаемые в начале учебного года. Ежедневно выявляются причины отсутствия детей, осуществляется контроль за предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски.
Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета профилактики в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.


4. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. Деятельность военно-спортивного клуба «Патриот», система дополнительного образования , проведение запланированных мероприятий, сотрудничество с сельским домом культуры решают проблему занятости школьников во внеучебное время. Все 17 учащихся «группы риска» посещают кружки и секции, активно вовлекаются в мероприятия различного уровня.


5. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни.
В пропаганде здорового образа жизни классными руководителями используются такие мероприятия:
- беседа медработника (педиатра , школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся

(«Как не стать наркоманом» - 8 класс ,);
- проблемная беседа, подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками («Коварная сигарета» в 7-9 классах; «О вреде алкоголизма» - 9 класс);
- «классный видеочас» с обсуждением видеофильма (в 5-6 классах проведено обсуждение видеофильма «Опасные шалости»);

Организация походов в лес совместно с родителями и учащимися. присутствует в работе всех классных руководителей.
При этом роль классного руководителя заключается в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений.
Мы стараемся, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры - до инсценировок: «Путешествие в Спортландию» в начальных классах в рамках спортивного месячника и профилактики гриппа; инсценировка «Дыхательные лабиринты» в рамках месячника профилактики Спида.

6. Профилактика наркомании и токсикомании . В школе спланирована и проводится работа по ранней профилактике наркомании и токсикомании.
В беседы с подростками о вреде наркомании включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Такую подборку информационного материала помогает подбирать библиотекарь.
Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение учащихся путем демонстрации последствий употребления наркотиков через показ фильмов. Родителям раздаются «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.


7. Правовое воспитание . Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Во время проведения традиционного Месячника правовых знаний проведены беседы, классные часы , родительские собрания, велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды; разъяснялись понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних. В 9 классе (классный руководитель) целями и задачами классного часа «Хулиганство несовершеннолетних. Каковы последствия?» были: воспитание правовой культуры, профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних, ознакомление подростков с правовым понятием хулиганства и мерами наказания за данный вид преступления, мотивация на ответственность за свои действия.


8. Классный воспитатель должен обладать большой педагогической «гибкост ью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вот несколько направлений работы классного руководителя с родителями.

1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

2. Выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

4. Педагогическое просвещение родителей. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время .

5. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

6. Посещение семей школьников. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Все посещения записываются в журнале учета посещений. Некоторые посещения проводят совместно с соцпедагогами, особенно в семьи, состоящие на профилактическом учете или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании работа проводится одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе привлекается школьный психолог.

9. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы, конкретного плана совместных действий администрации, педагогов, психолога, медиков, родителей, обучающегося, общественности по коррекции девиантности обучающегося.
Сегодня, когда общество и государство декларируют принципы гуманизации и демократизации в сфере образования, необходимо соблюдение принципа «не навреди» ребенку при проведении процедуры постановки на внутришкольный контроль и проведение с ним индивидуальной профилактической работы.
Необходимо изучить и иметь полную информацию о семье, которая может быть:

Педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

Педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

Конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

Асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

Криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

Какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

Как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т. д.);

Каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

10. Проведение индивидуальной воспитательной работы. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года декларируется необходимость «обеспечения детей с проблемами асоциального характера обязательным индивидуальным психолого–педагогическим сопровождением». Наиболее эффективно индивидуальная работа с детьми данной категории возможна при создании системы совместных, взаимосвязанных действий администрации, педагогов, психологов, медиков, родителей обучающегося, общественности по обучению, коррекции, социализации и реабилитации подростка с девиантным или асоциальным поведением. В школе осуществляется программы индивидуальной коррекционной работы с двумя учащимися 5 и 11 классов , с двумя неблагополучными семьями, комплексная программа профилактической работы с детьми «группы риска» (15 учащихся).

Наиболее важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности . Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Применение творческих подходов в этой работе, личной ответственности за работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.


1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в осеннем кроссе.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:

  1. Мероприятия в рамках декады «SOS»;
  2. Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;
  3. Акция «Я выбираю спорт как альтернативу».
  4. Проведены классные часы по следующим темам:

1 - 4-й классы

“Курить – здоровью вредить”;
5, 6-й класс

“Мифы об алкоголе”

“Школьнику о вреде никотина”

7-й, 8-й, 9-й класс

“Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

10-й класс

“Жизнь без наркотиков”

11-й класс
“Мы против наркотиков”

5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений . В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:

  1. участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» (сентябрь);
  2. неделя правовых знаний. Встречи с работниками ОДН Оленегорского ОВД (ноябрь);
  3. участие в областной межведомственной декаде «SOS» «Оставайся на линии жизни». Анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам» (декабрь);
  4. месячник по военно-патриотическому воспитанию (февраль);

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
В течение 2011–2012 (сентябрь – март) учебного года классные руководители провели классные часы:

1 - 4-й классы

“Что такое хорошо и что такое плохо”
“Правила поведения в общественных местах”

5, 6-й класс
“Мы и улица, наши интересы”\

“Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

7-й, 8-й, 9-й класс
“Права и обязанности школьника”;
Почему подросток совершает преступление”
“Поговорим об ответственности”

10-й класс

“Преступления и его последствия”
“Как научится быть ответственным за свои поступки”

11-й класс
“Административная и уголовная ответственность”;

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:

  1. установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
  2. разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
  3. формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
  4. формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье»; совместные мероприятия с детьми и родителями (ведение летописи класса, достижений класса, портфолио ученика, участие в совместных воспитательных мероприятиях, помощь в организации экскурсий. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении вечерних рейдов представителей родительского комитета и учителей по гарнизону.

Совместно с представителями Комитета образования и отдела попечительства, администрацией школы, родителями школы проведено расширенное заседание круглого стола по теме «Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся» (февраль).


7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители Лось М.В., Вымятниной П.Н. в работе с обучающимися Котомцевым А. Дроздовым Д. тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

10. Методическая работа.

  1. Педагогический совет по проблеме «Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся»
  2. На заседаниях МО классных руководителей рассматривались следующие вопросы:
  1. «Компетенции педагога на этапе информатизации образования» (один из вопросов «Перспективы воспитательной работы школы. Анализ и корректировка плана работы по профилактики правонарушений, выстраивание е единой системы координационной работы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся», (сентябрь).
  1. «Портфолио ученика как оценка его деятельности. Требования к структуре ведения портфолио» (анализ диагностики уровня воспитанности обучающихся, формы и методы работы со школьным портфолио, обобщение опыта по теме самообразования «Семья в системе социального воспитания», профилактика вредных привычек среди молодёжи и подростков), ноябрь
  1. «Работа классного руководителя по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся» (январь)

Все эти мероприятия направлены на повышение методического уровня классного воспитателя в работе по профилактики правонарушений.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся (2 раза в год по полугодиям). На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).

error: