Летняя педагогическая практика. Самоуправление Модель детского самоуправления в отряде

В дороге у вожатого всегда есть возможность присмотреться, познакомиться с детьми. Следует расспросить ребят, кем они были в активе класса своей школы, в лагере в прошлой смене (году). Не следует спешить с выборами, если нет твердой уверенности в кандидатах.

Актив (совет) отряда

Все решения внутри отряда принимаются на сборе отряда. Поэтому детям следует знать, что высшим органом их отряда является сбор. На сборе происходят выборы (возможно в форме ролевой игры «Выборы президента отряда»). На сборе утверждаются кандидатуры и обязанности актива отряда, (мы характеризуем минимальный состав актива отряда):

командир отряда - главный помощник вожатого,ответственный, пользующийся уважениемвсего отряда, представляет отряд на совете лагеря, помогает во всех организационных моментах.

физорг отряда организует спортивную работу отряда: посещение утренней зарядки, участие детей отряда в спортивных секциях, проведение соревнований внутри отряда и в лагере по всем видам спорта. Оказывает помощь в подготовке и проведении общелагерных спортивных и туристских соревнований и походов.

санитар отвечает за чистоту и порядок в отряде: заправка постелей в палатах, чистоту тумбочек, пола, опрятный внешний вид каждого члена отряда, следит за соблюдением правил личной гигиены, за четкость выполнения графика дежурства в комнатах.

староста палаты отвечает за дисциплину во время тихого часа и вечером, перед сном. Всегда последним выходит из палаты, оставляя ее в чистоте и порядке.

редактор опираясь на актив отряда, участвует в оформлении отрядного уголка, организует выпуск утренней «Молнии» и следит за наличием отрядного плана на текущий день в отрядном уголке.

Объединяющее начало

Детский временный коллектив - отряд (экипаж, бригада, команда, группа и т.д.) - это объединение детей под руководством воспитателей-вожатых, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с педагогической программой. Поэтому каждому воспитателю-вожатому нужно представлять факторы, способствующие сплочению и развитию детского коллектива.



Объединяющим началом является жизнь лагеря: единый распорядок дня, организованное самоуправление, совместное участие в мероприятиях, преодоление трудностей быта, общие трудовые и творческие дела.

Символика - немаловажный аспект создания коллективных традиций внутри отряда и лагеря. Ряд лагерей, на протяжении длительного времени своей деятельности, использует единую, традиционную символику. Нередко в лагере каждая смена получает название (например, Звездная, Патриотическая, Лесная и т.д.), в результате чего изменяются параметры символики.

Что следует понимать под термином «символика», и какая символика используется в детских оздоровительных лагерях? Это элементы единой одежды (бейсболки, футболки), значки (нередко изготовленные самими ребятами по разработанному ими же макету), эмблемы (лагеря, отряда, палаты), вымпела (выдается за достижение какой-либо цели, например лучшее выполнение утренней зарядки), флаг (также может изготовляться самими ребятами внутри отряда, и это приветствуется детьми).

Воспитателям-вожатым следует помнить, что символика, изготовленная руками самих ребят, более эффективна в воспитательном плане.

На основе коллективных дел, под влиянием личности воспитателя и наиболее авторитетных ребят-лидеров, постепенно выстраивается система правил и норм жизни, складываются традиции, формируется стиль и культура детского коллектива.

Мы выделили наиболее значимые традиции в детском лагере, которые способствуют положительным результатам в работе детского коллектива (отряда) и лагеря в целом.

Общее построение

Эффективное объединяющее начало, способствующее и поддерживающее жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой коллектива. Цель данной традиции - провести проверку готовности и подвести итоги коллективного дела, создать положительный настрой на предстоящую коллективную деятельность. Общее построение используется несколько раз в течение дня (перед началом общих дел, при встрече гостей, поздравлении с ребят с достигнутыми успехами в каком-либо деле, с Днем рождения и т.д.)

Групповое обсуждение итогов дня (свечка)

Демократичная форма выработки коллективного мнения. Исходя из полученных положительных результатов проведения вечерних свечек, важно отметить важность систематичного проведения итогов дня. Воспитатели-вожатые на свечках получают оперативную обратную связь, быстро выясняют и разрешают возникшие конфликтные ситуации, поддерживают комфортный психологический климат.

Мозговая атака

Групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем самым, повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Снижение критичности в процессе мозговой атаки достигается путем передачи инструкции сознанию (настрой быть свободным, оригинальным, не бояться оценки своей идеи окружающими) и подсознанию (сочувствие, поддержка и одобрение партнеров мозговой атаки). Известно, что иногда одной критической реплики достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим - проверенным, неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов отряда, но и открывается возможность перехода на чужую логику - логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участников атаки суммируются.

Деловая игра

Метод обучения и воспитания сближает события, далеко разрозненные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность творческой деятельности. Кроме максимально эмоционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность вернуть ход и использовать другую стратегию. Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Поскольку игра - мероприятие групповое, она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Ярким примером деловой игры на протяжении всей смены является «Биржа труда».

Костры

Эту традицию не следует рассматривать как чисто досуговую, развлекательную деятельность. Если воспитатели продумают сценарий каждого костра, песенный репертуар подберут в соответствии с периодом смены, то можно гарантировать успех в решении задач создания комфортного психологического климата в отряде, воспитания лучших качеств личности ребенка, духовной культуры, любви к окружающей природе. Адаптированным вариантом костра также можно считать кольцовку песен, в котором основной акцент делается на песню, выбранную тематику.

Развитие самоуправления в отряде и лагере

Сами строим жизнь свою...

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей .

    Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

    Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

    Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

    поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

    взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

    взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

    совместную работу вожатского и детского коллективов;

    информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде .

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

    уметь спланировать работу,

    правильно распределить обязанности среди участников дела,

    не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.

Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии , время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

    Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

    Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.

Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов . Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.

Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере . Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Дети, конечно же, интересуются успехами своего отряда, результатами спортивных и творческих мероприятий, они любят почитать остроумные советы воспитателей, узнать, что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом рассказывает отрядный уголок (или дружинный, если в пришкольном оздоровительном лагере небольшое количество детей). Отрядный уголок иногда называют ежедневником или информационником. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря. Отрядный уголок призван развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок — это место, где работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Оформление отрядного уголка следует начинать прежде всего с его названия. А его названием чаще всего является название отряда.

Названия отрядов и девизы

Прометей.

«Гори всегда, как Прометей,

Зажги огонь в сердцах людей!»

Дружба.

«Слово делом крепи,

Дело дружбой согрей,

Дружбу верно храни!»

Юность.

«Нам никогда не будет 60,

А лишь 4 по 15!»

Улыбка.

Буратино.

«Хочу все знать!», или

«Сую свой нос в любой вопрос!»

Эдельвейс.

«Всегда вперед, всегда в пути —

Свой эдельвейс хотим найти!»

Ритм.

«Решать! Искать! Творить! Мечтать!»

В ритме века — быть человеком!»

Только так живет «Успех!»

Олимпийцы.

«Один за всех, все — за одного!»

Неуловимые.

«Нас не поймаешь!

Нас не найдешь!

Неуловимых не проведешь!»

Лев. «Легко, если вместе».

АБВ . «Авангард боевых и веселых».

Муравьи.

«Больше дела, меньше слов, —

Только так у муравьев!»

Пираты.

«Наш девиз — четыре слова:

Тонешь сам — спасай другого!»

Радуга.

«Буде дружными все гда,

Как у радуги цвета!»

Бригантина.

«Пусть не будет скуки-тины

На борту у бригантины!»

Ералаш.

«Утром пользуйся девизом:

«Будь готов к любым сюрпризам!»

Юнга.

«Юнга станет капитаном,

Дайте только подрасти!»

Каравелла.

В удачу поверьте, и дело с концом,

Да здравствует ветер,

который в лицо!»

Ювента.

«Ювента — по-гречески «молодость»,

А молодость — это мы!»

Искатели.

«Нам тайны неоткрытые открыть пора!»

Пламенные . «Чем цель трудней, тем радостней победа!»

The Best.

«Мы просто супер, просто класс,

И все получится у нас.

Во всех делах нас ждет успех,

Ведь мы на свете лучше всех!»

Гелиос . «Больше солнца, больше смеха,

Больше в творчестве успехов.

Если вместе будем мы —

Грусть и скука не страшны!»

Лунатики.

«Ходим ночью, ходим днем,

Никогда не устаем!»

Светлячки.

«Хоть свет наш мал и мы малы,

Но мы дружны, и тем сильны».

Винни-Пух.

«Хоть ты лопни, хоть ты тресни,

Винни-Пух на первом месте».

Улыбка.

«Жить без улыбки — просто ошибка».

«Всюду улыбка — повсюду добро».

Одуванчики. «Держимся вместе, чтобы не сдуло».

Апельсин.

«Словно дольки апельсина,

Мы дружны и неделимы».

Робинзоны.

«Не нужны нам няни,

Мы — островитяне!

Смешинка.

«Лучше лопнуть нам от смеха,

Чем от скуки умереть».

Родничок.

«Наша дружба так чиста,

Как водичка родничка».

Лучики.

«Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи».

Вертикаль . «Живи, стремись по вертикали ввысь!»

Аэлита. «Все пути открыты девчатам Аэлиты».

Задорный.

«У «Задорного» девиз:

Где трудней — туда стремись».

Искорки.

«Искру оставляет тот,

Кто сам горит ярко».

«(Романтики, энтузиасты, мечтатели)

РЭМ всегда идет вперед,

РЭМ нигде не отстает».

Утята.

«Никогда не унывать,

Выше клювики держать!»

Смелый.

«Побеждает лишь тот,

Кто стремится вперед,

Только к смелым приходит победа!»

Данко.

«Возьми свое сердце,

Зажги его смело.

Отдай его людям,

Чтоб вечно горело!»

Оптимисты.

«Песню петь,

Шутить всегда,

Не падать духом никогда!»

Сорванцы.

«Без шалости, пожалуй,

И жизнь скучнее стала».

Неугомон.

«Скуку, лень из жизни вон!»

Так живет «Неугомон».

Неунывайки.

«Ныть и плакать по углам

Для неунываек просто срам».

Молодцы . «Мы веселые гонцы, потому и молодцы!»

Рубрики отрядного уголка

Вот несколько советов, которые помогут при оформлении отрядного уголка:

а) уголок должен быть «говорящим», то есть содержание и его рубрики должны меняться;

б) уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы);

в) в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие и дети. В работе над созданием, так же как и в самой лагерной смене, можно выделить три периода: оргпериод, основной, заключительный период. Задача вожатого — следить за своевременной заменой одних рубрик другими, в зависимости от периода смены.

Так, например, в оргпериоде в отрядном уголке могут присутствовать такие рублики, как:

а) «Это наш лагерь» (краткие сведения о лагере);

б) поздравление с открытием смены;

в) законы лагеря;

г) наказ ребят прошлой смены;

д) лагерная песня;

е) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя. В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждает и делает макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены в отрядном уголке может быть отражена такая ежедневная деятельность, как:

— соревнования;

— подготовка к отрядным и дружинным делам;

— участие в творческих смотрах, конкурсах;

— подготовка к дежурству отряда, дежурство;

— жизнь отряда;

— поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же заметки ребят о прожитых днях. Многие воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу...», и дети пишут на прощание друг - другу и лагерю пожелания.

Мы предлагаем следующие рубрики

Календарь

План на смену. (План-сетка. Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета. Наша стратегия. Завтречко и т. д.)

Сегодня. (Начни день со Sprite. Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего. А у нас сегодня... Сегоднячко.)

Поздравляем. (Гип-гип-ура!!! Маэстро, музыка! Целуем в щечку.)

Спорт. (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка. Назло рекордам. Физподготовка.)

Режим дня

Список отряда. (Знакомьтесь, это мы. Наша тусовка. Ба, знакомые все лица!)

За бугром. (В других отрядах. За горами, за долами. А в это время у соседа...)

Наша песня. (А мы поем... А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер... Музыкальный граммофон.)

Наши достижения. (Страна должна знать своих героев. Наши взлеты.)

Всякая всячина. (А вы знаете, что?.. Всяко-разно)

Очень важная Информация. (Новости. Скоро в отряде. Что пишут в газетах.)

А вы слышали, что... (Словно мухи, тут и там ходят слухи по углам. О том, что...)

Книга жалоб и предложений. (Бочка жалоб и предложений. Озеро доверия. Отрядная почта.)

Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять».)

Законы отряда

У каждого отряда должны быть свои традиции. Вот самые популярные и веселые законы, которые очень нравятся ребятам:

1. За двумя воспитателями погонишься, ни одного не поймаешь.

2. Поспешишь — весь отряд насмешишь.

3. Воспитатель — всему голова.

4. Увидел, услышал — запомни, доложишь.

5. Зовут есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.

6. Хочешь есть — умей вертеться.

7. Съел сам — помоги другому.

8. Если ты не получил питания, значит, тебя посетила птица Обломинго.

9. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС.

В сменную рубрику «Поздравляем!»

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и...

— всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись,

— с первым днем лета:

— всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере;

— всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое зарядкой;

— с первым дождем в лагере;

— всех нас, любимых;

— всех нас с хорошим настроением воспитателей;

— всех с полным последним днем смены;

— всех с последним воскресеньем смены;

— всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна;

— всех любителей поесть — с последним завтраком и обедом;

— всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене.

В рубрику «Время!»

погода и какое у отряда настроение, вожатые и ребята придумывают, какое же время настало:

— дежурить по столовой;

— убирать территорию;

— делать ноги;

— сматывать удочки;

— собирать потерянные вещи;

— срывать цветы удовольствия;

— ловить момент;

— играть на дудке;

— сверять часы;

— пухнуть с голоду;

— давать обещания;

— сушить весла.

Заповеди вожатого (воспитателя)

1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

2. Ищи истину вместе с ребенком.

3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую — учись сам.

4. Искренне восхищайся всем красивым, что есть вокруг.

5. Считай основным своим педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

6. Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.

7. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

Заповеди воспитателя (от Дэвида Льюиса)

1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

2. Покажите безусловно, что его любят и принимают безусловно, т. е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

3. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

4. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

5. Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

6. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

7. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

8. Учите ребенка общаться с взрослыми любого возраста.

9. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

10. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

11. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему

Введение

Глава I. Детское самоуправление: понятие, признаки, типы, принципы, задачи, функции, условия формирования

1.1. Понятие, признаки, типы, условия развития детского самоуправления

1.2. Принципы, функции, задачи самоуправления

Глава II. Органы самоуправления в детском оздоровительном лагере: виды, функции. Работа вожатого по формированию органов самоуправления.

2.1 Виды, функции органов самоуправления

2.2 Формирование органов самоуправления в отряде

Заключение

Введение

Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка молодого человека к жизни в обществе, формирование в нем позитивных качеств, помощь в выборе своего места в современном мире. Одним из факторов, который позволяет процессам самореализации развиваться в школьном возрасте, является детское самоуправление в лагере.

Е.Е. Решетова считает, что в условиях детского лагеря дети получают возможность приобретения нового социально значимого опыта. Поэтому, в лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый воспитанник чувствует свою сопричастность к решению задач, стоящих перед всем коллективом. Детское самоуправление в лагере помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, формированию лидерских качеств. Организация условий для развития самоуправления заключается в вовлечении ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе .

Л.М. Тарантей утверждает, что участвуя в решении проблем отряда, ребенок вырабатывает у себя качества, необходимые для преодоления трудностей лагерной жизни .

В.М. Коротова, воспитательное значение самоуправления в лагере состоит в подготовке ребенка к участию в общественном самоуправлении, в формировании у него главных качеств нового человека .

Согласно Н.И. Приходько, благодаря самоуправлению, у воспитанников развиваются такие умения, как:

1) умение проводить анализ создавшиеся управленческие ситуации и выявлять причины их возникновения;

2) умение предвидеть результаты своих действий;

3) умение оценивать возникшую ситуацию и находить выход из нее;

4) умение воспринимать и анализировать воспринимаемую информацию;

5) умение обосновывать и логично защищать свою точку зрения;

6) умение объективно оценивать действия органов самоуправления;

7) умение планировать работу органов самоуправления, определять перспективы их развития .

Так же Н.И. Приходько пишет, что самоуправление в лагере предполагает совместную деятельность вожатых и воспитанников, с помощью которой удовлетворяются творческие и духовно-нравственные потребности и интересы, складывается гармонично развитая и социально-активная личность .

Тема самоуправления в детских оздоровительных лагерях затронута в работах О.С. Газмана, В.Д. Иванова, А.С. Прутченкова, М.И.Рожкова, Л.И. Уманского и других.

Цель исследования: изучить органы самоуправления, их деятельность в детском оздоровительном лагере.

Объект исследования: детский лагерь.

Предмет исследования: органы самоуправления в лагере и их деятельность.

Задачи исследования:

1) изучить понятие «детское самоуправление» и раскрыть его сущность;

2) определить принципы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере, его задачи и функции;

3) охарактеризовать деятельность органов самоуправления в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Заключение

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические данные в организации детского самоуправлении, можно прийти к выводу, что его многогранность причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности самоуправления ведущих педагогов, возможно определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

При организации деятельности органов лагерного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. Воспитанники должны делать только то, что входит в функционал представляемых ими органов. Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию.

Основное предназначение детского самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов. Участие самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Самоуправление открывает для многих возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Участие детей в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

.
Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей. В режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное ученическое самоуправление направлено не на копирование существующих «пирамид власти», создание различных властных «органов», но складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно – творческих дел.

Ученическое самоуправление в нашей школе определяется работой детских общественных объединений «Росинка», «Радуга», «Единство».

Начнем с того, что объединение младших школьников «Росинка» является первоначальной ступенькой в формировании детского коллектива в прямом понимании этого слова. В объединении нет сложной структуры детского самоуправления как, например, в среднем и старшем звене школьников.

Ребят принимают в детское объединение, они получают первые поручения, а «лидером» классного коллектива учащихся является классный руководитель. В 4 классе детям доверяют первое общественное поручение (уборка Братской могилы), школьники вступают в пионерскую организацию района, участвуют во всех общешкольных мероприятиях.

Таким образом, можно сказать, что работа детского объединения «Росинка» является подготовительным этапом в структуре ученического самоуправления нашей школы.

Объединения «Радуга» и «Единство» отличаются наиболее сложной и отлаженной системой ученического самоуправления.

Каждое объединение имеет свою символику, атрибуты, устав. За основу деятельности выбран вариативно – программный подход работы со школьниками. С учетом системы этого подхода разработаны и адаптированы программы деятельности общественных объединений. Это программы «Память», «Милосердие», «Сотрудничество», «За здоровый образ жизни», «Живи, земля», «Трудовые дела», «Учеба и мы», «Красотою мир спасется», «Свой голос», «Игра –дело серьезное».

Учащиеся каждого класса (кроме начальной школы) выбирают своих представителей (т.е. командира и его заместителя) которые представляют свой отряд в системе ученического самоуправления школы (Совет детских общественных объединений).

Самоуправление в молодежном объединении «Единство» строится на демократических отношениях между школьниками и педагогами. Приняты демократические принципы: личной ответственности, стремления к согласию, свободы мнения, сменяемости управленческих позиций, равенства возможностей.

Ученическое самоуправление работает во взаимосвязи с «Фондом поддержки» куда входят педагоги, школьная администрация, районные детские организации, поселковое объединение «Молодость Белгородчины», сельская администрация, и т.

Работа Совета объединений строится на взаимодействии нескольких блоков ученического самоуправления. Это Советы командиров детских объединений «Радуга», «Единство», Советы ответственных за работу программных направлений, например, Совет программы «Игра – дело серьезное» или Совет программы «Свой голос».

Основой отрядного самоуправления является актив класса и ответственные за работу направлений, которые выбираются на первом заседании классного коллектива. Определяется план работы на четверть, оформляется классный уголок. Формируются рабочие группы детей ответственные за организацию и проведение классных мероприятий.

Самоуправление является непременным признаком коллектива, его функцией, но если нет коллектива – бесполезно говорить и о самоуправлении. Значит, самоуправление не цель, а средство воспитания. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Ученическое самоуправление – одна из форм управления детским коллективом .

Классификация форм управления коллективом школьников

Самоуправление в детском отряде возникает только тогда, когда в отряде есть какая – то общая цель, имеющая значимость не только для отряда, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить самоуправление как демократическую форму организации коллектива школьников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации для достижения отрядных целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова:


  • развитие самостоятельности;

  • принятие и реализация управленческих решений;

  • отрядные цели.
Проанализируем каждое из них:

Развитие самостоятельности. Поэтапная передача пионерам прав и обязанностей по мере развития ученического коллектива и формирование готовности лидеров – организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Давайте проанализируем самостоятельности на конкретном примере. Пронаблюдаем рост или спад в умении лидеров (т.е.командиров) организовать деятельность своих товарищей на примере Совета командиров. Я оценила индивидуальную работу каждого командира за два года, получилась диаграмма «Уровень самостоятельности командира»

Исходя из результатов этой диаграммы, можно сказать, что командиры этих классов самостоятельно могут организовать коллектив детей на то или иное дело. Они являются активными участниками Совета командиров и помощниками для классных руководителей, у этих детей есть накопленные знания и опыт в работе системы ученического самоуправления. Поэтому для эффективной и полноценной деятельности классного и школьного актива я предлагаю выбирать командира класса 1 развв3 года.

Принятие и реализация управленческих решений. Принятие и реализация управленческих решений – обязательный признак развивающегося самоуправления. Он говорит о реальной вовлеченности школьников в управлении делами своего коллектива.

В работе Совета командиров мы используем стандартные управленческие функции ученического самоуправления: мотивация, планирование, организация, анализ, оценка деятельности.

В начале учебного года активом разрабатывается и утверждается план работы Совета на год. Исходя из мотивации « нам это интересно» осуществляется планирование коллективно – творческих дел. Определяются цели, формируется «коллектив дела», где командирами собирается команда единомышленников со всех объединений. Актив решает как в общих чертах, так и конкретно, что надо делать для достижения поставленных целей. Затем происходит реализация, например, подготовка к конкурсу – проектов «Мусору - вторую жизнь!». В каждом классном коллективе учащимися разрабатываются костюмы из сырья вторичного использования (пластиковые бутылки, пакеты, конфетные обертки т.д.) После мероприятия на Совете командиров учащимися анализируются удачные и неудачные моменты. Дается оценка деятельности Совета в реализации данного конкретного дела. Настоящая команда рождается лишь в процессе работы над задачами ученического самоуправления, преодолев препятствия, стоящие в начале ее развития, такие, как неуверенность, нерешительность. Но именно борьба с трудностями развивает доверие и сплачивает команду актива.

Отрядные цели. Наличие отрядных целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой стороны – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Главный показатель изменений, которые происходят в ученическом коллективе в процессе самоуправления, - это развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений. Необходимо создать условия, чтобы каждое организуемое в объединении дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей. И в помощь классным руководителям, для правильного развития ученического самоуправления я хочу предложить модель развития самоуправления в детском коллективе .

Модель развития самоуправления в детском коллективе.

Цель работы органов самоуправления определяется общей целью, стоящей перед ученическим коллективом. Если для процесса управления желательно, но не обязательно принятие этих целей, то для развития самоуправления это условие непременно. Будучи общественной, по своей направленности, работа органов самоуправления зависит от отношения каждого учащегося к цели деятельности, наличия у него мотивов участия в этой деятельности.


Этапы развития самоуправления в отряде.

1этап (первый год членства в объединении)

Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления.

Пути достижения целей определяются на основе совместного решения коллективом педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.
Основные направления на данном этапе:


  • Сплочение коллектива отряда;

  • Формирование актива отряда;

  • Участие отряда в делах объединения и общешкольных мероприятиях
2этап (второй, третий годы членства в объединении)

Цели деятельности определяются совместно педагогами и школьниками. Постепенно пионерам предоставляется возможность самостоятельно определять цели своей деятельности.

Пути достижения целей определяются при консультативной роли педагога.

Основные направления работы на данном этапе:


  • Участие в организации и проведении общих мероприятий в объединении.

  • Участие в самоуправлении школьных объединений

  • Самостоятельное планирование работы отряда.

3этап (третий и последующие годы членства в объединении)

учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагога.

Пути достижения целей также определяются ими самостоятельно.

На данном этапе деятельности любое отрядное событие должно стать самостоятельным и самоуправляемым. Развертываться событие может по следующим этапам:


  • Объявление конкурса на лучший проект коллективно – творческого дела.

  • Создание временных групп по разработке проектов.

  • Складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь.

  • Работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.
Данные этапы развития ученического самоуправления (по Григорьеву к.п. наук) возможно использовать для формирования любого детского коллектива.

Кроме этого существуют другие методики по работе с детским коллективом «Сделай себя сам» - позволяет учащимся точно определить цель своей деятельности. Ж., «Воспитание школьника» №4 2003 год, стр.56.

«Найди свое место» - определение основных тенденций поведения человека в реальной группе. Ж., «Воспитание школьника», 2003 год №3, стр48.

Таким образом, развитие детского самоуправления можно регулировать посредством планомерного обучения пионеров и предоставления им свободы действий.


Мастер- класс «Определение лидера в классном отряде»

  1. «Мозговой штурм» как динамичная форма мониторинга.

  2. Анкета «Лидер ли я»
error: