Система образования в современной россии. Педагогика

  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Принципы построения современной системы образования закреплены в “Законе об образовании РФ”, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены и к обществу, и к самой системе образования, и к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” - собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

    К этим условиям относятся :

    Гуманистический характер образования;

    Приоритет общечеловеческих ценностей;

    Свободное развитие личности;

    Общедоступность образования; бесплатность общего образования;

    Всесторонняя защита потребителя образования,

    Сохраненные единства федерального, культурного и образовательного пространства;

    Свобода и плюрализм в образовании;

    Открытость образования;

    Демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

    Светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях;

    Получение образования на родном языке;

    Связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

    Преемственность образовательных программ;

    Вариативность образования;

    Разграничение компетенций субъектов системы.

    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

    Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования.

    Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.



    Основные типы учебных заведений:

    · Детские сады

    · Начальная школа (1-4)

    · Средняя школа (неполное среднее 5-9) (полное среднее 10-11)

    · Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы; лицеи)

    · Высшая школа (бакалавриат, магистратура, специалитет)

    · Дополнительное образование – образовательные центры, курсы, повышения квалификации и т.п. (см подробнее 77 вопрос)

    · Начальное и среднее образование является обязательным для всех граждан РФ.

    ДОКЛАД: «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

    СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ГИБКИЕ СЕТИ, ВЫСТРОЕННЫЕ НА БАЗЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ЗНАНИЯМИ И КАДРАМИ

      За последние 20 лет в российском образовательном пространстве возникли и развились принципиально новые модели обучения, более гибкие и приспособленные к потребностям рынка, более открытые запросам потребителей.

      В современных условиях идет поиск форм и методов, способствующих становлению личности нового типа, не только знающей, но и способной свободно ориентироваться в сложных проблемах современного общества.

      Система образования должна помочь раскрытию творческих способностей, формированию неординарного мышления, свободной личности.

    МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ПРИ ООН (ЮНЕСКО) ПРОВОЗГЛАСИЛА ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" И "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ".

    В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но возникает ряд проблем. Помогает в решении проблем дистанционное образование. Что же это такое? Это обучение "на дистанции«, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов.

    Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств.

    ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

    1.кейс-технология на основе бумажных носителей (учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором.)

    Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах.

    2. телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.

    3.интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

    ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX СТОЛЕТИЯ СОВПАДАЮТ С ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В МИРЕ И В РОССИИ. ОНИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЕ УРОВНИ ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НА ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

    ЭТО СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

      - интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

      - гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

      - дифференциация и индивидуализация , создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

      - демократизация , создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

    Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.

    НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ФУНДАМЕНТ ВСЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБЩЕГО И ЛЮБОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

      Основными приоритетными направлениями развития начального образования в контексте модернизации российского образования являются повышение качества образования, формирование современной системы непрерывного образования.

      При отборе содержания непрерывного образования в концепции обращается особое внимание на те принципы, которые являются новыми, указывающими на пути преобразования начальной школы.

    ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    понимается как утверждение основных принципов гуманизма – уважения и доброжелательного отношения к каждому человеку, как исключение принуждения и насилия над личностью ученика.

    ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    рассматривается как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (в первую очередь влияющих на социально-личностное развитие ребенка), увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей, а также усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов.

    ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ И ИНВАРИАНТНОСТИ

    предполагает возможность реализации в содержании образования различных концептуальных подходов с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования, что обеспечивает право каждого ребенка – гражданина РФ – на получение равного с другими дошкольного и начального образования. Этот принцип реализуется посредством разно уровневого содержания образования, при котором верхний уровень образования значительно превышает инвариантный уровень требований.

    ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    понимается как сохранение самоценности каждого этапа развития, максимальное использование приобретений предыдущего этапа развития, обеспечение возможности безболезненного перехода и успешного функционирования ребенка на следующем этапе развития.

    ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    требует учета способностей и возможностей ребенка, индивидуального темпа его продвижения. Применительно к образования детей младшего школьного возраста это понимается как создание благоприятных условий для развития детей как с высокой, так и с низкой обучаемостью.

    ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ

    требует отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. А также позволит без потери качества обучения уменьшить общую учебную нагрузку ребенка.

    КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

    понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как предоставление каждому ребенку возможно более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества. Культурологический принцип позволяет формировать у каждого ребенка разнообразные познавательные интересы.

    В 1996 ГОДУ НАЧАЛОСЬ ВНЕДРЕНИЕ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ ТРЕХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ:

      – система Л.В.Занкова (система оптимального общего развития);

      – система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, которые имеют закрытые учебно-методические комплекты (далее УМК);

      –обновленная традиционная система

    СЕГОДНЯ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СУЩЕСТВУЮТ ДЕСЯТКИ ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ

      «Гармония» (руководитель Н.Б.Истомина),

      «Начальная школа XXI века» (руководитель Н.Ф.Виноградова),

      «Школа России» (руководитель А.А.Плешаков),

      «Перспективная начальная школа» (руководитель Р.Г.Чурикова),

      «Школа 2010–» и другие,

    Они направлены на реализацию принципов развивающего обучения и представляют возможность работать в системе альтернативных образцов открывают пути применения новых информационных технологий, в которых главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе, а также применения технологии творческого развития А.З.Рахимова, которая основана на педагогических идеях В.В.Давыдова.

    ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

    УМК «ШКОЛА РОССИИ»

      Принцип преемственности

      Принцип творчества

      Принцип дифференциации и индивидуализации обучения

      Принцип деятельности

      Принцип целостного представления о мире

      Принцип психологической комфортности

      Принцип вариативности

    НЕЗАВИСИМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PIRLS , ПОКАЗАЛИ, ЧТО УМК «ШКОЛА РОССИИ» ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛУЧШИЕ В РОССИИ РЕЗУЛЬТАТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ:

      приоритет понимания текста над его воспроизведением;

      причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом;

      акцент на собственном аргументированном суждении;

      неформальный, занимательный характер вопросов;

      полноту средств, формирующих сложные умения в работе с текстом;

    НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ ФГОС, ПРОВЕДЕННОЙ В 15 РЕГИОНАХ РОССИИ В 2009Г.
    (УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ)

    Первоклассники, обучавшиеся по УМК «ШКОЛА РОССИИ», показали самую высокую подготовку по предметам «Математика» и «Окружающий мир».

    Для обеспечения дальнейшей реализации задач концепции модернизации российского образования, для решения стоящих перед системой образования проблем, также для развития начальной школы определяется главная задача начального образования – реализация личностно-ориентированного образования в начальной школе.

    Особенностью новой начальной школы является то, что в ней основное внимание уделяется формированию и развитию у детей учебной деятельности – умение учиться, без чего в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования; развитие творчества, саморазвитие, обретение лидерских качеств.

    При этом личностно-ориентированное обучение должно стать основным.

    Построение процесса обучения подобным образом принципиально изменяет позицию ученика - ученик сам отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения- принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и.т.д.

    ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА - обучение детей младшей школы на качественно новом уровне образования, всемерное содействие духовному и гражданскому становлению детей, устойчивая мотивация на учение, познание, творчество.

    ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕОБХОДИМО РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

      принцип деятельности, где ученик «открывает знание в процессе собственной деятельности»;

      принцип целостного представления о мире;

      принцип психологической комфортности (создание в школе доброжелательной атмосферы);

      принцип вариативности (выбор оптимального варианта);

      принцип творчества.

      Вводится дифференцированное обучение для снятия нагрузки учащихся.

    Начальная школа работает по традиционной системе с развивающими элементами в обучении.

    ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

    ещё один из основных принципов современной системы образования, хотя хорошо известен. Над его обоснованием и всесторонней проверкой работали корифеи педагогики: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

      Во всем мире учат и воспитывают детей в согласии с природой. Принцип природосообразности является одним из основополагающих принципов в современного образовании. Для детей с задержкой психического развития создаются отдельные классы со щадящим режимом обучения. Для выявления одаренных и талантливых детей проводятся конкурсы и олимпиады. Вузы уже в средних классах ищут и часто находят “своего абитуриента”. Но это, разумеется, только начало.

      Опора на принцип природосообразности - единственное средство избежать перегрузки детей учением, защитить их здоровье, предупредить развитие комплекса страха перед школой и ненависти к ней.

    МНОГОЧИСЛЕННЫ ПОПЫТКИ РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

    С.П.БАРАНОВ

    ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

    1) воспитывающий характер обучения;

    2) научность обучения;

    3) сознательность обучения;

    4) принцип доступности;

    5) наглядность обучения;

    6) принцип сознательности и активности обучения;

    7) прочность обучения;

    8) индивидуализация обучения.

    Н.А.СОРОКИН

    предлагает включить в вышеперечисленную систему принцип связи теории с практикой и не считает необходимым включать в систему воспитывающий характер обучения как принцип дидактики.

    И.П.ПОДЛАСЫЙ

    считает, что принцип индивидуализации обучения не стоит включать в систему дидактических принципов, но как и Н.А.Сорокин вводит в данную систему принцип связи теории с практикой и принцип эмоциональности обучения.

    АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫДЕЛИТЬ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ, ПРИЗНАННЫХ БОЛЬШИНСТВОМ ДИДАКТОВ,

    СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

    1) научности;

    2) доступности;

    3) сознательности и активности;

    4) наглядности;

    5) систематичности и последовательности;

    6) прочности;

    7) индивидуализации и дифференциации.

    В современной дидактике устоялось положение, что прин­ципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности.

    Таким образом, количество принципов, вытекающих из закономерностей процесса обучения, не может быть постоянным. Известно, что наше познание не ограничено, можно считать, что не все уже обнаруженные закономерности нашли свое отражение в формулировке принципов и, возможно, со временем мы узнаем о новых закономерностях, требующих формулировки новых принципов.

    Под влиянием социального про­гресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные прин­ципы обусловливают требования ко всем компонентам учебно­го процесса - логике, целям и задачам, формированию содер­жания, выбору форм и методов, стимулированию, планирова­нию и анализу результатов.

    Современные ИКТ играют огромную роль в повышении качества обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде, поэтому при обучении с использованием средств ИКТ большую роль играет принцип доступности.

    ПОДВОДЯ ИТОГИ СКАЗАННОМУ, ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДЧЕРКНУТЬ:

    успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности.

    Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".

    Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.

    Желание учиться - это прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучие от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно потребность в них.

    Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму."

    Таков другой принцип обучения - СОБСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ.

    Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике

    ПОТРЕБНОСТЬ ЖЕ В ОБУЧЕНИИ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ АДЕКВАТНОСТЬЮ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

    Если школа сумеет создать условия для воспитания самостоятельно мыслящей личности, умеющей в течении своей жизни решать проблемы профессиональной ориентации и повышения квалификации достаточно безболезненно для себя, умеющей адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической ситуации информационного общества, тогда и общество и каждый член этого общества осознает значимость школы как существенного структурного элемента государства, осознает потребность в таком образовании.

    Мы стоим на пороге новых перемен.

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

    I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ...4

    1.1 Закон РФ «Об образовании»………………………………………….4

    1.2 Принципы построения и развития системы образования в России..4

    1.3 Виды и типы образовательных учреждений………………………....5

    1.4 Особенности функционирования муниципальных, государственных, негосударственных образовательных учреждений………………....7

    1.5 Учредитель образовательного учреждения…………………………8

    1.6 Платные образовательные услуги, их регламентация………………9

    1.7 Инновационные учебные заведения………………………………….9

    1.8 Требования к содержанию образования……………………………..10

    1.9 Общие требования к организации образовательного процесса……11

    1.10 Концептуальные подходы к отбору и построению содержания обучения в профильной школе………………………………………12

    1.11 Проблемы организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов……………………………………13

    II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ…………………………………..14

    2.1 Характеристика образовательных уровней, установленных в РФ...14

    2.2 Ступени общего образования…………………………………………16

    III. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………..17

    3.1 Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения……………………………………………………………17

    3.2 Назначение, содержание и сроки лицензирования, аккредитации образовательного учреждения……………………………………….18

    IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………….20

    4.1 Органы управления системой образования…………………………20

    4.2 Система федерального, регионального и муниципального управления образованием…………………………………………………………..20

    4.3 Компетенция различных уровней управления, порядок разграничения компетенции органов управления образованием…21

    4.4 Ответственность образовательного учреждения…………………..26

    V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН. ПРАВАИ ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ………………………...27

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….31


    Введение

    В жизни каждого из нас многое зависит от образования, а именно от его эффективности и качества. Ведь именно на начальном этапе образования закладываются основы интеллектуальной культуры, интеллектуального становления, формируются азы информационной и компьютерной грамотности, демонстрируются пути самостоятельного получения необходимых знаний, формируется умение творчески работать с информацией.

    На современном этапе социально-экономического развития существенно возрастает роль образования, которая определяется задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле мировых тенденций развития. Поэтому возникает необходимость модернизации всех сторон структуры образования и всех сфер образовательной деятельности. Модернизация (от английского Modern- современный). В нашей стране как раз таки проводится всесторонняя модернизация, осовременивание образования с выделением требуемых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

    Цель данной работы – охарактеризовать современную систему образования Российской Федерации, выделить её особенности. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи: определить принципы построения и развития системы образования в России, дать характеристику образовательных уровней, изучить органы управления системой образования, рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан на образование.


    I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

    1.1 Закон РФ «Об образовании»

    В законе Российской Федерации “Об образовании”, принятом в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.), содержатся те основные принципы и положения, на основе которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

    Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

    К ним относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя защита потребителя образования и т.д.

    Принципы построения и развития системы образования в России

    Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования, которые определяют развитие системы образования в целом:

    а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

    б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

    На всей территории России от Калининграда до Чукотки действует один базисный учебный план, инвариантная (неизменная, обязательная) часть которого определяет обязательный набор учебных предметов, которые изучают все школьники России, а государственный образовательный стандарт унифицирует содержание этих предметов. Это дает возможность учащимся в случае перемены места жительства беспрепятственно учиться в новой школе, позволяет унифицировать требования к абитуриентам.

    В то же время наша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции. Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметов национального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучение практико-ориентированным.

    в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

    Общедоступность образования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сети образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности (вот почему до сих пор сохраняются экономически неэффективные малочисленные сельские школы). Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количества педагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.

    Новым для нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развития и подготовки обучающихся. Проще говоря, не ученик должен приспосабливаться к образовательному учреждению, учителям, а они к нему.

    г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

    Принцип светскости образования предполагает недопущение преподавания и пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.

    д) свобода и плюрализм в образовании;

    Свобода в образовании - это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т. д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.

    е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.


    Похожая информация.


    Раздел V
    СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
    И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

    ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ
    ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

    1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

    Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

    Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

    Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

    1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
    2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
    3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
    4. Иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).
    5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).
    6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

    2. Понятие системы образования

    Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.

    Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин в то время не было.

    С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" в 1992 г.

    С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях.

    Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

    Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих;

    • - государственных образовательных стандартов образовательных программ;
    • - сети образовательных учреждений;
    • - органов управления образованием.

    Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении.

    Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы . Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.

    Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием "Москвоведение". Этот предмет необязателен для школ других регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.

    Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

    Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

    • - дошкольного образования;
    • - начального общего образования (I-IV классы);
    • - основного общего образования (V-IX классы);
    • - среднего (полного) общего образования (X-XI классы).

    Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

    • - начального профессионального образования;
    • - среднего профессионального образования;
    • - высшего профессионального образования;
    • - послевузовского профессионального образования.

    Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.

    Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т. д.).

    Образовательные учреждения. Прямыми задачами образовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

    К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и воспитания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.

    Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновременно. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников .

    По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

    В связи с тем что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

    1. Дошкольные.
    2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).
    3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).
    4. Дополнительного образования (детей, взрослых).
    5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.
    6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобразовательного учреждения. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?

    В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений (распоряжение премьера Правительства Москвы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

    Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

    Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

    Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

    Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы "детский сад -школа" и др.

    Органы управления образованием. Все мы знаем, что Российская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуществляется органами местного управления (третий уровень).

    Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управления трех уровней.

    Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

    Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т.д.).

    К третьему , местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

    К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:

    • 1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
    • 2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);
    • 3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
    • 4) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
    • 5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
    • 6) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
    • 7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

    Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

    • 1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
    • 2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
    • 3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
    • 4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
    • 5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.

    3. Формы получения образования

    Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" освоение образовательной программы допускается:

    • 1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
    • 2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь "обучаемый - преподаватель". Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

    При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.

    Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации "Об образовании" разреочетание этих различных форм. Следовательно, любой

    ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.

    Контрольные вопросы

    1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появился последним и с чем это связано?
    2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?
    3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы?
    4. Из каких элементов состоят образовательные программы?
    5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?
    6. Какие существуют типы образовательных учреждений?
    7. Какие существуют виды образовательных учреждений?
    8. По какому принципу построено управление образованием?
    9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?
    10. Какие существуют формы получения образования?

    Литература

    • Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ "Об образовании": опасности и необходимость. - М., 1995.
    • Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.
    • О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании". - М., 1996.
    • Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.
    error: