Тема природы в поэме «Мороз Красный Нос. Природа в стихах н

Казалось бы, что в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов рассказывает нам только про бытность и обычаи крестьянской жизни, отдельно раскрывая героизм и качества женской доли. Но, если рассмотреть глубже, то видно, что особый колорит и насыщенность произведению дает именно описание природы, применение метафор и аллегорий.

Поэма состоит из двух частей. Первая ее часть посвящена смерти крестьянина, здесь мало описаний природы, но и то, что есть, дает определенный акцент на происходящее. Слезы скорбящей вдовы, Некрасов сравнивает с дождем, зарядившим надолго и с колосом, который «беззвучно роняет созревшие зерна свои». Тем самым отождествляя крестьянку и природу.

В момент, когда отец копает могилу Проклу , природа приобретает скорбный вид, она грустит вместе с крестьянином:

«Нет солнца, луна не взошла...
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла...»

Так же и в день похорон, природа приобретает печальный образ, и конь стоит понуро. Кажется все настроено на один лад, одно настроение с родственниками умершего крестьянина:

«Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило»

Вторая часть поэмы пестрит описаниями природы, пейзажами, которые плотно пересекаются с настроениями главной героини Дарьи : «о корень древесный запнувшийся полоз стучит, и визжит, и за сердце скребет»,­ «деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой», «тишина гробовая».

Природа приобретает безразличное отношение к горю крестьянки, как бы дает ей возможность выговориться и излить душу: «и лес безучастно внимал», «и солнце, кругло и бездушно»,­ «глядело с небес равнодушно».

Но тут же, как бы в противовес равнодушию и скорби возникают совсем иные описания природы, которые придают происходящему совсем другой окрас:

«Любо весной человеку,
Солнышко ярко горит.
Солнышко всё оживило,
Божьи открылись красы,
Поле сохи запросило,
Травушки просят косы»

Можно заметить определенный цикл, периодичность пор года. Переход от зимнего пейзажа, к любованию весной, затем к тяжелому для крестьян летнему периоду:

«Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет,
Изо ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдает»

И…плавно переходит к осени – сватовству и рекрутскому набору. Дарья страшится такого будущего, поэтому используется аллегория, а природа в своем описании несет тревожные нотки:

«Черная туча, густая-густая,
Прямо над нашей деревней висит,
Прыснет из тучи стрела громовая».

Неспокойны и воспоминания крестьянки о ночи, когда она ходила в монастырь за чудотворной иконой. Здесь природа принимает суеверное изображение, Дарья боится любого знака данного ей природой, любого животного, будь то заяц или ворон – «дрогнуло сердце опять».

Так в своих думах вдова молодая не замечает приближения Мороза-воеводы, и, к сожалению, это не сказочный Морозко, который одарит и пощадит. По всему видно, что он настроен серьезно и даже враждебно, он символизирует стихию, неподвластную человеку, от которой можно ждать лишь погибели. Так и Дарьюшка не смогла противостоять: «стояла и стыла в своем заколдованном сне...»

Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно.

Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…

» Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему.

Пушкин рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев. Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг.

Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой. Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.

В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы. Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем — и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье. Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:

Придет-то весна красная, Запоют-то в лесу пташечки Загорюем-то мы, сироточки, Без родного-то батюшки!

Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:

Вытечет, вытечет за ночь Вся наша матушка-рожь… Где же ты, Прокл Севастьяныч? Что пособлять не идешь?..

Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания. Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания — его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца — Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями). И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:

Вести недобрые ходят в народе, Париям недолго гулять на свободе, Скоро-рекрутский набор!

Тема природы в поэме «Мороз Красный Нос»

Другие сочинения по теме:

  1. В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,...
  2. Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех...
  3. Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря....
  4. Современный человек иногда забывает о роли и значении природы в своей жизни. А как относились к природе раньше? Объектом для...
  5. Эта поэма является вершиной лирики прославленного азербайджанского поэта средних веков — Гянджеви Низами. Он, как и другие его современники мусульманского...
  6. Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
  7. Тема единства человека и природы всегда волновала писателей. Художники каждой эпохи, любой страны не оставались равнодушными то ли к суровым...
  8. Человек и природа… По-моему, они довольно тесно связаны друг с другом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает...
  9. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  10. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
  11. Приведя в канун 1941 года далекий 1913-й (в первой части), Ахматова не могла, конечно, предполагать, что и этот, сорок первый...
  12. В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала,...
  13. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
  14. В 1883 году писатель завершил лучшее свое произведение — рассказ «Красный цветок», который стал как бы символом его жизни и...
  15. Цель: углубить знание учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать навыки выразительного чтения сказки; воспитывать черты...
  16. Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето — глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень — глава...
  17. Цель: с помощью предложенных задач проявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме; закрепить их; развивать внимание,...

Человек и природа в поэмах А.Н. Некрасова и Я. Коласа («Мороз, Красный нос», «Новая земля») ПЛАН 1. Введение. Образ природы, пейзаж в литературоведении. 2. Человек и природа в поэме Н.Некрасова «Мороз, Красный нос». 3. Образ Мороза в поэме. 4. Картины природы в поэме Я.Коласа «Новая земля». 5. Тесная связь природы и человека в поэме «Новая земля». 6. Заключение. Введение. Образ природы, пейзаж в литературоведении. Взаимоотношения общества и природы издревле имели ключевое значение в жизни народа, где человек прошел путь от зависимых от него отношений до управления над ее силами. Взаимодействие человека и природы - одна из ключевых проблем современности. Ее всестороннее осмысление происходит на разных уровнях познавательной деятельности, в том числе и через искусство слова. Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи), и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays — страна, местность) — описания широких пространств. В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей. Образы природы (как пейзажные, так и все иные) обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью. В многовековой 1 культуре человечества укоренено представление о благости и насущности единения человека с природой, об их глубинной и нерасторжимой связанности. Это представление художественно воплощалось по-разному. Предмет нашего исследования - изображение природы и художественные функции пейзажа в произведениях Н.Некрасова и Я.Коласа. Целью исследования является выявление художественных аспектов изображения природы в ее взаимоотношениях с человеком. С этой целью в работе поставлены следующие задачи: . представить анализ названных произведений, отражающих процесс взаимоотношений человека с природой; . выделить основные проблемы взаимоотношений природы и человека Проследим, как соотношение человек - природа отразилось в поэмах Некрасова и Коласа. 2 Человек и природа в поэме Н.Некрасова «Мороз, Красный нос». Поэма “Мороз, Красный нос” - одно из самых сложных у Некрасова произведений. Современный поэту критик Вл.Зотов писал, что она “принадлежит к числу лучших поэм Некрасова. Вся она проникнута таким знанием русского человека и русской жизни, такой любовью к народу, что после этой поэмы всякое сомнение в значении Некрасова, как истинно народного поэта, не может иметь места… Вся русская природа, весь быт деревни обрисованы и прочувствованы чрезвычайно верно”. Интересно то, что социальная незащищенность крестьянина тесно связана с его природной незащищенностью. Крестьянин полностью находится во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельскохозяйственными работами, которые ведутся в это время года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой прослеживается и в лирике, и в поэмах Некрасова; лето, например", всегда связано со сбором урожая, с жатвой: Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться, Бог нам послал урожай! (“Мороз, Красный нос”) Жизненный цикл тесно связан с циклом природным, и нарушение одного звена цепи естественно приводит к разрушению других — нарушается природная гармония, создается ощущение катастрофы, совершающейся в природе: Нет солнца, луна не взошла... Как будто весь мир умирает: Затишье, снежок, полумгла... (“Мороз, Красный нос”) Это нарушение природного ритма происходит, например, когда у Дарьи умирает муж (“Мороз, Красный нос”). 3 Преждевременная смерть близкого человека как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, страшна именно незавершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого порядка. Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем-то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы: Слышу я конское ржанье, Слышу волков завыванье, Слышу погоню за мной… Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой: Черная туча, густая, густая, Прямо над нашей деревней висит, Прыснет из тучи стрела громовая, В чей она дом сноровит? В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Обратимся к представленным поэтом развёрнутым описаниям, широким картинам «всей природы». Уже вначале, говоря о слезах Дарьи, оплакивающей мужа, Некрасов употребил характерное сравнение: Слеза за слезой упадает На быстрые руки твои. Так колос беззвучно роняет 4 Созревшие зёрна свои. Сравнение из сферы земледелия, из жизни природы. И далее всё бытие героев поэмы, крестьян, земледельцев и прежде всего крестьянки всё время вписывается в жизнь природы. Они находятся с природой в тесном, но противоречивом родстве, подчас сливаясь с ней и ей же противостоя. Некрасов нашёл могучий образ духа суровой русской природы и воплотил его в своём «Морозе, Красном носе». Вторая часть так и называется, повторяя название всей поэмы, - «Мороз, Красный нос». Морозно. Равнины белеют под снегом, Чернеется лес впереди… Кругом - поглядеть нету мочи, Равнина в алмазах блестит… Картина яркого морозного зимнего дня с контрастными цветами: белый снег - чёрный лес. Снег блестит под солнцем, напоминая блеск алмазов. Кроме зрительных образов, Некрасов создаёт образы слуховые: В полях было тихо, но тише В лесу… Этот покой созвучен психологическому состоянию главной героини: …мёртвый могильный покой. Горе сильнее её. Морозным зимним днём нет ей сочувствия в природе: И солнце, кругло и бездушно, Как жёлтое око совы, Глядело с небес равнодушно. Другие по настроению картины природы возникают в воспоминаниях Дарьи о счастливых днях жизни с любимым мужем: Любо весной человеку, Солнышко ярко горит. Солнышко всё оживило, Божьи открылись красы, 5 Поле сохи запросило, Травушки просят косы. Иные эмоции, иное настроение: не равнодушие и скорбь, а любование. Даже небесное светило не «солнце», а «солнышко». Жизнь крестьян неразрывно связана с природой. Люди не просто любуются её красотой, а чувствуют желания полей, травы. Это неотъемлемая часть их существования. Настроение Дарьи, которая волнуется за сына («Скоро рекрутский набор!» ) также передано через картины природы. Недобрые предчувствия гнетут душу матери. Повсюду видит она нехорошие знамения: Стадо у лесу у тёмного бродит, Лыки в лесу пастушонко дерёт, Из лесу серый волчище выходит. Чью он овцу унесёт? Чёрная туча, густая-густая, Прямо над нашей деревней висит, Прыснет из тучи стрела громовая, В чей она дом сноровит? В представленных аллегориях (иносказаниях) смысл раскрывается через картины природы, так близкие и понятные каждому крестьянину: чью овцу унесёт волк? - чей сын попадёт в ректруты?; в чей дом попадёт громовая стрела? - какая семья останется без молодого работника? 6 Образ Мороза в поэме Н.Некрасова Появление Мороза-воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры - повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Сначала кажется, что поэма обращает нас к известной сказке о Морозке, но это не так. Не случайно в процессе работы поэт убирал всё, что мельчило образ Мороза. Некрасов возвращает читателя к просюжету народной сказки, к мифу, где выступал могучий и величественный образ духа природы. Мороз в поэме не просто аллегория, выдумка, ибо за ним, как в древнем эпосе, стоит целое народное мироощущение. Олицетворенный образ Мороза, без сомнения, навеян фольклором. Это ясно уже из названия поэмы, представляющего собой народное присловье. Сопоставление поэмы и сказки «Морозко» помогает нам сделать несколько наблюдений. Существенно, что поэт помнит и любит народную сказку, иначе не появился бы в поэме сказочный образ Мороза. Мороз в поэме, конечно, похож на Морозко из сказки: он веселый, удалой, могущественный. Кстати, как было замечено выше, переходя к изображению Мороза, поэт меняет ритм стиха. Но сказка и поэма — разные произведения, они по-разному изображают жизнь. Например, чудеса в сказке истинно волшебные: Морозко награждает падчерицу золотом, богатыми одеждами. Так не бывает в жизни, но так выражается мечта о лучшей жизни, о победе добра и справедливости. Мороз в поэме строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Это тоже чудеса, но такие, которые каждый из нас может видеть: причудливые нагромождения 7 льдов в горах и на море, надежный лед на реках, по которому идут пешеходы, обозы с товаром. Образ Мороза-воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов - поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз-воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ - многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз-воевода - это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого. В основе образа Мороза - разновидность метафоры - антропоморфизм. Мороз обходит, глядит, шагает, кричит, шепчет. Ему свойственны черты человека. Даже выглядит Мороз как человек: он красив, у него серая косматая борода. Его могущество над природой и людьми безгранично. Вот каким силам становится сопричастна героиня в поэме. Войди в моё царство со мною И будь ты царицею в нём! Вот какому герою она по плечу. Подобно статуе стынет Дарья в ставшем сказочном лесу, входит в мир природы и остаётся в нём. В уста её, в очи и в плечи Седой чародей целовал… И так-то ли любо ей было Внимать его сладким речам, Что Дарьюшка очи закрыла, 8 Топор уронила к ногам, Улыбка у горькой вдовицы Играет на бледных губах. В поэме «Мороз, Красный нос» Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За смертью мужа её настигает собственная смерть. Однако и её преодолевает Дарья. Преодолевает силой любви, распространяющейся у героини на всю природу: на землю-кормилицу, на хлебное поле. И умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд на вечной ниве. И Дарьюшка долго смотрела, От солнца рукой заслонясь, Как дети с отцом приближались К дымящейся риге своей, И ей из снопов улыбались Румяные лица детей… Образ Мороза-воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Мороз-воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ - многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз-воевода - это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого. 9 Картины природы в поэме Я.Коласа «Новая земля». Подчёркнутое внимание к главному герою белорусской литературы ХІХ - нач.ХХ века - крестьянину-труженику, не было случайным. Якуб Колас хранил в душе благоговейную любовь к русской литературе, был увлечён творчествеом писателей-демократов ХІХ века. Живой, неизгладимый след в творческой биографии Коласа оставило знакомство с поэзией Некрасова. Под благотворным влиянием великого русского поэтагражданина формировались эстетические принципы народного белорусского поэта. Поэзия Якуба Коласа очень земная, реальная, часто обращённая к бытовой стороне жизни. Земная, но не “приземлённая”. Картины быта, природы, образы людей в произведениях Коласа всегда пропущены сквозь призму особого мироощущения художника, лирического “я” поэта, согреты и обогащены его живым, негасимым чувством. Поэма Я.Коласа “Новая земля” - вершина поэтического мастерства песняра. Поэму называют царь-колоколом поэзии, одиссеей белорусской литературы, энциклопедией жизни белорусского крестьянства конца 19 века, национальным эпосом. Однако её можно назвать и поэтическим гимном природе, поэтическим календарём природы, энциклопедией белорусской природы.Тема природы настолько органично вписывается в поэтическую канву произведения, что её образы иногда “оживают”. Вот перед нами Тэма беларускай прыроды настолькі арганічна ўпісваецца ў паэтычную канву твора, што яе вобразы часам і "ажываюць". "елка ў пары з хваіною, абняўшысь цесна над вадою, як маладыя ў час кахання, у апошні вечар расставання", вот "крынічкі вузенькае ложа", "як неба — лес, як мора — долы". Лютая зима пугает своей суровостью, влечёт своей величественностью, неповторностью, но: Ёсць хараство і ў гэтых зімах, І ў мёртва-белых тых кілімах, Што віснуць-ззяюць хрусталямі 10 Над занямелымі лясамі. Начинается поэма лирическим отступлением, в котором поэт признаётся в любви родному краю: Мой родны кут, як ты мне мілы!.. Забыць цябе не маю сілы! Не раз, утомлены дарогай, Жыццём вясны мае ўбогай, К табе я ў думках залятаю І там душою спачываю. Поэт неслучайно начинает произведение с обращения к родному краю и описания его природы: в этом он находит вдохновение для спокойного рассуждения о вечных тайнах природы и человеческого бытия. Поэт постоянно сравнивает жизнь человека и жизнь природы, показывает их тесную связь и родство, созвучность природы человеку. Поэтическая мысль парит от конкретных картин жизни к большим обобщениям. Колас видит мир то близко, то издалека. Лирический герой признаётся в безмятежной любви родной стороне: криничке у леса, лесу, зелёному лугу, родному дому, где … у прошласць канулі гадочкі, Мае шчаслівыя дзянёчкі… 11 Тесная связь природы и человека в поэме «Новая земля». Слова «природа» и «народ» имеют одинаковый корень: природа - то, что навсегда, извечна при роде, а народ - название, которое проявляет мысль про изменчивость, рождение, рост, обогащение. Родина - это прежде всего природа. Она всегда в человеке, с человеком. Природа у Коласа почти одинаковая в произведениях различных жанров. Пейзажи изменяются, картины обогащаются подробностями, воспеваются с большей или меньшей силой вдохновения, но общее изображение постоянное: лес, поле, речка, деревня, дороги. Неизменность эта мнимая: и лес, и поле, и деревня каждый раз иные, потому что иное настроение у автора и его героя. С особенной щедростью создавал поэт картины родного края в поэме «Новая земля». Сам сюжет поэмы выстроен в соответствии с земледельческим календарём - от весны до зимы. Такого количества страстно опоэтизированных пейзажей в мировой литературе до Коласа не встречалось. О каждом времени года поэт находит что сказать особенное - у него нет нелюбимого времени года. У каждой поре крестьянин глазами которого и глядит поэт вокруг видел что-то такое, что придавало смысл его ежедневным заботам. Вясна была яшчэ ўпачатку, Але снягі ўжо раставалі, І дружна ў полі балбаталі Раўкі, рачулькі, і ў грамадку Яны ваду сваю злівалі, Ад сну гаі, лясы будзілі І людзям душу весялілі. Глядя на пробуждение природы, люди чувствовали прилив жизненных сил: Хацелась жыць, ушыр разняцца, За долю лепшую змагацца; Ўзнімалісь грудзі: чулісь сілы, 12 І божы свет здаваўся мілы. Тяжела жизнь крестьянина, но это жизнь в родной природе, среди всего такого знакомого и понятного с детства, когда природные явления воспринимаются с особенной чуткостью. Затое ж хвоечкі малыя Стаяць, як сіраты якія, Ад снегу выгнуўшы душою, На дол прыпаўшы галавою. “Пагнуў вас снег, мае хвоечкі! Эх вы, гаротныя націнкі!” - Над імі Костусь разважае І жаласць хлопца прашыбае. Опевая белорусские пейзажи Колас, в сущности, прощается с эпохой детства человечества, которую его герои ещё успели захватить в конце XIX века. Читая поэму, можно представить восход солнца и летнее утро, услышать аистиный клёкот и песню жаворонка, побывать на цветущем лугу и песчаном берегу. В поэме показана ранняя белорусская весна, летний зной, первые дни осени, когда с последней свезён хлеб, скошены луга, когда в багрянец оденется лес, а в воздух летают нити белой паутины. На ніцях белай павуціны Прывозяць восень павучкі. Яе красёнцы, чаўначкі У моры лесу мільгатнулі І лісце ў багру апранулі… Лютая зима пугает своей величественностью, неповторимостью: Ёсць хараство і ў гэтых зімах, І ў мёртва-белых тых кілімах, Што віснуць-ззяюць хрусталямі 13 суровостью, привлекает своей Над занямелымі лясамі. Поэт восхищается безбрежностью природной стихии, её мощью и величием. Я. Колас постоянно сравнивает жизнь человека и жизнь природы, показывает их тесную связь и единство, похожесть законов развития, созвучие природы человеку. Так, чтобы передать угнетённое состояние человека, его внутреннее отчаяние поэт использует образ темного елового леса, который стоит под натиском бури. Старыя вербы каля хаты Гудуць і гнуцца ва ўсе бокі, Над долам сцелюць верх шырокі, І круціць бура ім галіны… Зато лёгкое бодрое настроение мастерски передаётся описанием росного летнего луга. Дзянніца займецца шчасліва, І ў ясным бляску і ў красе Адб’юцца хораша ў расе Яе кароны агнявыя, І пасмы-косы залатыя Скрозь шоўк нябёс ружова-белы Рассыплюць радасныя стрэлы. Грустным мыслям Михала о недостижимости желанной цели главного героя соответствует мрачная природа. У лесе глуха, цесна стала, І смуткам цісне лёс Міхала, Душа імкнецца на прасторы… Радостью бытия переполнена душа белоруса, коласовских произведений, а потому он благодарен судьбе, невзирая на невыносимые условия труда и ежедневных забот. В любви к родному краю черпает этот человек свою духовную силу, веру, оптимизм. Природные 14 явления постепенно наполняются человеческим, конкретно историческим содержанием. Символика народного творчества довольно легко переносит в новый век старые понятия весны, зимы, молнии, грома, бури, тучи, солнца, дня, ночи. Жизнь на лоне природы описывается как величественное действие, целая мистерия, в которой принимают участие все герои поэмы. Природа, её изменчивость, её стихии открыты героям поэмы, ибо они не только предмет наблюдения, восхищения, но и активного участия. Крестьяне живут одной жизнью с природой, целиком зависят от её стихий, она для них - настоящий храм, святыня: Прайшоў вялікаднік свяценькі, Быруцца людзі за сявенькі, За плуг, за бораны, за сохі, Пайшлі разгульвацца патрохі, Запахла поле зноў раллёю; Гракі, вароны чарадою За свежай ходзяць баразною. Вясёлы шум і пануканне Чутны да самага змяркання. А над палямі ў ясным небе, Як быццам песнямі аб хлебе, Які даручан гэтай глебе, Зальюцца жаваранкі хорам, І песні моўкнуць па-над борам. «Природа живёт с людьми сообща», - такую мысль подчёркивает поэт. И действительно, с этим нельзя не согласиться. Земледельческий календарь, все основные годовые праздники, тяжкий крестьянский труд (пахота, косьба, сбор урожая) описываются в поэме на фоне природы. У Я.Коласа природа - самостоятельный герой произведения. Тонко ощущая её красоту, человек труда смотрит на природу глазами практика. От 15 того, какая стоит погода, в жизни крестьян зависит многое: "Вясна павінна быць ураджайнай, вада шуміць столь незвычайна". Труженику кажется, что "песнямі аб глебе зальюцца жаваранкі хорам". А у хозяйки есть примета: "Снег на куццю, грыбы на лета". "Такая суш, крый бог пажару" - беспокоится Михал. Поэта радует извечная природа, и та, к которой прикоснулась рука человека: "Эх, скошан луг, і зніклі краскі" -жалеет поэт. И как радостно, когда всё сделано вовремя: "А глянь на луг у вечар, браце" - приглашает поэт полюбоваться. Природа в поэме персонифицирована и будто живёт своей жизнью. Природа - место труда и отдыха любимых героев Я.Коласа. Поэт очень любил лес, знал особенности каждого дерева. Поэтому уже в первом разделе поэмы даётся описание леса и отдельных деревьев так, что мы их представляем зрительно. Природа в поэме приобретает характер особенного персонажа. Поэт воспринимает её во всех проявлениях как единое целое, как великую и таинственную книгу бытия. Также, как одно неразрывное целое воспринимает поэт и людей, которые не могут не жить по законам великой и таинственной книги - Природы. Поэт постоянно сравнивает жизнь человека и жизнь природы, показывает их тесную связь и родство, похожесть законов развития. Так, передавая угнетённое состояние человека, его внутреннее отчаяние, поэт обращается к образу тёмного елового леса, который стонет под натиском бури. Зато лёгкое, бодрое утреннее настроение героя мастерски передано описанием летнего росного луга. Грустным мыслям Михала о недосягаемости желанной цели соответствует мрачная природа. Быстрой сменой погоды автор подготавливает читателя к восприятию быстрых изменений в жизни героев. "Прырода... з людзьмі жыве супольна, згодна", — подчёркивает эту мысль поэт. И действительно, с этим нельзя не согласиться. Через тесную связь природы и человека раскрывает поэт и внутренний мир своих героев: 16 Ды толькі той будзе дастойны Вітаць у ранічак спакойны Златавалосую багіню, Той да грудзей яе прыхіне, Яе пацешыцца красою, Хто сам абмыецца расою. И солнце, и крестьянин вместе омываются утренней росой перед горячим трудовым днём. Созданные Якубом Коласом картины природы вызывают гордость за свою землю. Они как завет писателя любить эту землю, оберегать природу, разумно использовать её дары и не переставать восхищаться её красотой. 17 Заключение. Изображение природы в литературе начинается с пейзажа, пейзажных зарисовок, а затем идет усложнение его форм и функций. Своеобразие пейзажа зависит от эпохи, когда написано произведение, индивидуального стиля писателя, литературного направления, к которому принадлежит автор. В литературе важна не столько точность воспроизведения картин природы, сколько определенный эстетический выбор, то неповторимое взаимодействие и согласование образов, которое оптимально отвечает поставленным художником идейно-эстетическим задачам. С незапамятных времен родная среда, климат, жизнь, быт, занятия, история народа неизгладимо запечатлевались в его языке, изобразительных средствах литературы и искусства, способствовали созданию национальной образности в литературе. Таким образом, в жизни народа природа занимает огромное место, формируя его миросозерцание, психику и характер. Поэтому она оказывается вовлеченной и в искусство, художественную литературу, где изображением пейзажа утверждается категория прекрасного и гармоничного. В творчестве Н.Некрасова и Я.Коласа огромное внимание уделяется раскрытию взаимоотношений Человека и Природы, как части жизни народа, его мировоззрения. Проведя анализ поэм, можно сделать следующие выводы: 1. Взаимоотношения человека с природой имеют давние корни, восходящие к мифологии. 2. Писатели в своих произведениях создали не только художественный образ природы, но и посредством ее изображения раскрыли взаимоотношения человека и природы. 3. Писатели, изображая природу, показывают мироощущение и миросозерцание народа, особенности уклада его жизни и своеобразие национального характера. 18 4. В поэтическом образе природы писатели не только опирались на фольклорно-мифологических традиции, но и вдохнули в них новое содержание, создали новые формы изобразительно-выразительных средств. Народ чувствует, знает, что природа живет по своим собственным законам, и ее жизнь как бы протекает параллельно с человеческой. Но люди издревле преклонялись перед силами природы, сознавали себя ее частью и свою слитность с ней. Они подчастую оказывались зависимыми от ее условий, а порой она даже казалась враждебной человеку. Но человек, живущий в нелёгких социальных условиях, умело строил свои отношения с природой, это был его опыт, накопленный веками. Он ее боготворил, бесконечно восхищался и умел пользоваться ее дарами. 19 ЛИТЕРАТУРА 1. 20

Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…»

Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.

Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.

Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.

В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы.

Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем - и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.

Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:

  • Придет-то весна красная,
  • Запоют-то в лесу пташечки
  • Загорюем-то мы, сироточки,
  • Без родного-то батюшки!

Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:

  • Вытечет, вытечет за ночь
  • Вся наша матушка-рожь…
  • Где же ты, Прокл Севастьяныч?
  • Что пособлять не идешь?..

Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.

Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания - его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца - Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).

И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин.

Сочинение

Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…»

Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. Пушкин рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.

Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.

Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.

В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы.

Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем - и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.

Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:

* Придет-то весна красная,
* Запоют-то в лесу пташечки
* Загорюем-то мы, сироточки,
* Без родного-то батюшки!

Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:

* Вытечет, вытечет за ночь
* Вся наша матушка-рожь…
* Где же ты, Прокл Севастьяныч?
* Что пособлять не идешь?..

Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.

Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания - его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца - Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).

И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:

* Вести недобрые ходят в народе,
* Париям недолго гулять на свободе,
* Скоро-рекрутский набор!

Другие сочинения по этому произведению

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Женский образ Дарьи в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Сказочный Морозко в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос» Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3) «Есть женщины в русских селеньях...»(по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2)
error: