В чем разница между активностью и деятельностью. Контрольная работа деятельность как высшая форма человеческой активности


Содержание

Введение………………………………………………………… …………………...3

    Часть I
      Соотношение понятий «активность» и «деятельность»………………...4
      Деятельность: понятие, структура, виды………………………………...8
    Часть II
      Задание № 1………………………………………………………………15
      Задание № 2……………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………… …………………….16
Библиографический список……………………………………………………….. 17
Приложение…………………………………………………… ……………………18

Введение

Существенным признаком, который должен быть отражен в содержании логически корректных понятий «общество», является деятельность. Однако для использования в исследовательских целях нескольких понятий «общество», сформированных с учетом этого признака, необходимо сделать более отчетливым само понятие «деятельность».
Деятельностью называется особенная форма социальной активности человека, возникшая у него в исторический период существования и обеспечивающая его нормальное существование и развитие как современного, культурного, цивилизованного человека. Деятельность человека вне общества не существует, как нет ее у младенца, у любого ребенка, не достигшего определенного уровня психологического развития. Деятельность не является и не может быть врожденной формой активности, она приобретается людьми в филогенезе и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его индивидуального развития в обществе, среди людей.
Целями и задачами данной контрольной работы является:

    самостоятельное изучение темы «Деятельность как высшая форма человеческой активности»;
    получение практических навыков, путем решения конкретных ситуаций;
    анализ изученного материала, и вывод о проделанной работе.
    Часть I
      Соотношение понятий «активность» и «деятельность»
Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
    форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
    деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
    личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой - с другой;
    деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
    качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремленностью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности. В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приемы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определенной цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами 1 . В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приемы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия. Определяя активность как особую форму деятельности, требуется осознавать ее отличия, ее особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности ее составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приемами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нем внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.
Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество - качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для ее достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций - внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определенной цели или превышать ее. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу - мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.
Уровень активности, ее длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определенный уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведет к утомлению, падению активности, и за счет эмоционально-мотивационного подкрепления. Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения.
      Деятельность: понятие, структура, виды
Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.
Активность растений практически ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека.
Главные отличия деятельности человека от активности животных :
    Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
    Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
    Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
    Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
    Предметная деятельность людей с рождения не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения . Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики : мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными:
и т.д.................

Понятие деятельности и поведения.

Структура деятельности

Виды деятельности

Понятие деятельности и поведении.

Живым существам от природы свойственна активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые вызывают соответствующие действия, реакции. Но активность животных и человека существенно отличаются своими психологическими аспектами. Активность животных ограничивается инстинктивными и условно-рефлекторными действиями, направленными на приспособление к условиям жизни и удовлетворения биологических потребностей в пище, размножении, защите. Активность человека реализуется в деятельности, когда человек не только приспосабливается к условиям жизни, но и активно изменяет их в соответствии со своими человеческими потребностями, которые возникли и развивались исторически.

Деятельность это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генетически обусловленные возможности.

Существенными признаками деятельности являются:

- предметность , которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира;

- осмысленность – реализующий деятельность человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит ожидаемый результат;

- социальная опосредованность – активность человека реализуется в социуме, имеет общественный характер, требует координации и активности других людей;

- субъективность – она реализуется как отдельными, так и коллективным субъектом, имеет субъективную значимость.

В зависимости от того, кто выступает в роли субъекта деятельности – конкретный индивид, социальная группа или общество в целом – выделяют индивидуальную, коллективную и общественно-историческую деятельности.

Когда в ходе деятельности, т.е. взаимодействия субъекта с объектом (вещью, предметом) на передний план выступают отношения между людьми, а не отношения между вещами, то в мотивации человека центр тяжести переносится из сферы вещной в план межличностных отношений, с обязательным атрибутом – общением. Тогда деятельность выступает в новом качестве, она становится поведением. Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть.

В психологии выделены и описаны четыре формы индивидуального поведения, дифференцирующим признаком которых служит соотношение в структуре действий генетически заданных и приобретенных при жизни компонентов:

- инстинктивное поведение – мотивация, ориентировка и исполнение заданы генетически, их реализация обеспечивает непосредственный адаптивный эффект;

Запечатленное поведение (импринтинг ) – мотивация и исполнение заданы генетически, а недостающий компонент формируется при жизни;

Заученное поведение (навык) – мотивация задана генетически, ориентировка и исполнение отыскиваются в прижизненном опыте и закрепляются упражнением;

- интеллектуальное (разумное) поведение – мотивация задана генетически, но требует обязательного опосредования проблемной ситуацией; ориентировка и исполнение должны быть найдены в индивидуальном опыте.

На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям , рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки , в которых выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

Личность порождается поступком, но и поступок порождается личностью. Поступок – обращение к людям, борьба за понимание морали. Благодаря поступку жизнь человека обогащается, приобретая вид сложных многоуровневых отношений с миром, при этом личность исследует себя и свою жизнь, стремится найти свое место в ней.

С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим, потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др., когда поведение подчиняется социальной норме и социальным ценностям.

Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение . Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio – отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, драки, агрессия, бродяжничество, наркомания, алкоголизм.

Делинквентное (от лат. delictum – проступок, правонарушение) – это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является проступок, то критерием делинквентного поведения - преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т.е. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

Структура деятельности.

В структуре деятельности следует прежде всего различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.

Единая целостная психологическая система деятельности включает следующие функциональные блоки:

Мотивы и цели деятельности;

Программу (план деятельности);

Информационную основу деятельности;

Принятие решения;

Восприятие результатов деятельности (обратную связь).

Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив-цель » это своего рода вектор, задающий деятельности направленность и интенсивность. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремиться достигнуть. Цель выступает как регулятор и системообразующий компонент деятельности. Отношения мотива и цели весьма сложны и динамичны. В одних случаях цели и мотивы могут расходиться и даже вызывать ситуацию внутренних противоречий, в других они создают гармоничное единство. При определенных условиях может происходить смещение мотива на цель. Однако, в любом случае, вектор «мотив-цель» является ведущим регулятором деятельности, определяющим строение и динамику ее составляющих. Осознание цели – залог успеха и эффективности любой деятельности.

Деятельность реализуется в последовательности действий . Связь между ними возможна только в том случае, если человек имеет план деятельности. План, так же как и цель, формируется в сознании человека еще до начала деятельности. Неотъемлемыми компонентами процесса планирования является целеполагание, предвидение, прогнозирование , которые относятся к опережающему отражению объективного хода событий (что нужно делать и как).

Под информационной основой деятельности понимается совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовывать деятельность в соответствии с вектором «цель-результат». Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информации.

Кроме того, в любую деятельность входит и принятие решения , которое может относиться как ко всей деятельности в целом, так и к отдельным действиям. Любая деятельность включает в себя также творческие процессы.

При выполнении деятельности важная роль принадлежит процессам ее психической регуляции. Различают три основных уровня регуляции: уровень ощущений и восприятия; уровень представлений; уровень речемыслительных процессов. Соотношение между ними меняется в зависимости от характера решаемых задач и уровня обученности человека. Важная роль в регуляции деятельности принадлежит сигналам обратной связи , несущим информацию о ее результатах.

Структурными компонентами деятельности являются действия и операции. В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий.

Действие это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель – мотив – способ – результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия сенсорные, моторные, волевые, умственные и т.д.

Действия, имея определенную цель, осуществляются разными способами. Способы осуществления действий называются операциями.

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, относится исключительно к уровню операций. Главное психологическое свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и осознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действий.

Операции это преобразованные действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности .

Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

Может происходить и обратный процесс, а именно: превращение операций в действие, т.е. дробление деятельности на более мелкие единицы. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие при изменении его цели может превратиться в операцию. В процессе деятельности непосредственные предметные действия над объектами переходят в идеальные (психические) операции над существенными свойствами этих объектов. Подобный процесс перехода от внешнего действия к внутреннему называется интериоризацией (превращение во внутренние). Главным средством осуществления этого перехода является слово. Так, если человек просто выполняет какое-то действие, то его перевод во внутренний план деятельности может быть неточным, неполным. Если же одновременно идет проговаривание того, что делается, то соответствующая действию идеальная модель формируется быстрее и адекватнее.

Обратный процесс перевода внутренней, психологической, деятельности во внешнюю, предметную форму называется экстериоризацией (превращение во внешнее).

Подготовка к профессиональной деятельности состоит в том, что будущий специалист должен интериоризировать огромное количество предметных, физических действий, сформировывать на их основе множество умственных действий и теоретических моделей, овладеть приемами последующего их перевода в действия внешние, учитывая при этом вариативные условия практики.

Для того, чтобы процесс деятельности протекал в нужном направлении с постепенным переходом от одного этапа к другому, им необходимо управлять. Такое управление осуществляется при помощи воли , которая выражается в усилиях, затрачиваемых на принятие решений и их выполнение. Управляя собственной деятельностью, человек тем самым управляет самим собой, намечает и выдерживает определенную линию поведения.

В процессе деятельности формируются психические образования, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания – это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности . Знание человека о мире возникает первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Умение – это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение появляется там, где знание определенного дела объединяются с искусностью в выполнении тех действий, из которых состоит эта деятельность. Деятельность человека часто состоит из ряда разных действия, поэтому умение ее выполнять также составляется из ряда частных умений. Так, умение водить автомашину включает такие составные моменты, как умение завести мотор, регулировать его работу, управлять движением, следить за дорогой и др.

На этапе умения усвоенный способ действий регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение новых задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык.

Навык – это автоматизированное выполнение простейших действий, усовершенствованных путем многоразовых упражнений . Умения и навыки подразделяют на разновидности в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые ею удовлетворяются. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и т.п.

Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения (упражнения). В этом процессе выделяют три основных этапа:

Аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия;

Синтетический - объединение изученных элементов в целостное действие;

Автоматизацию действия – формирование собственно навыка.

6.3. Виды деятельности .

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется и проявляется в ее деятельности.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей , мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Существует по крайней мере три причины того, почему человек занимается творчеством: удовлетворить потребность в новой и разнообразной ситуации; улучшить способности передавать свои идеи и ценности; разрешать проблемы.

К личностным особенностям, связанным с творчеством, относятся интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой, заинтересованность в достижении высоких результатов, автономность, интуиция, уверенность в себе, толерантность к неопределенности, независимость суждений, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения.

Творчество предполагает по меньшей мере пять этапов: очерчивание проблемы, сбор информации и накопление знаний, создание образов или категорий, синтез и воздержанность от суждений.

В зависимости от цели, содержания и форм различают четыре главные разновидности деятельности: игру, учение, труд и общение.

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно, деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотив деятельности - это то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Цель деятельности - это конечный результат самой деятельности. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Предметом деятельности - это то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности -- знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности -- создаваемый материальный продукт.

1.3 Структура деятельности

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

В отличие от других представителей живой природы, человек склонен к осознанным действиям, абстрактному мышлению, пониманию своего места в окружающем мире. Более того, социум в той или иной степени управляет активностью каждого человека, заключая индивидов в установленные рамки. Никто не станет спорить с тем суждением, что деятельность людей отличается от такой категории, как поведение. В чём разница между данными понятиями и почему так важно отделять их друг от друга?

Определение

Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение своих потребностей и желаний. Главное её свойство – сознательность, то есть понимание субъектом поставленных целей и задач. Деятельность может быть практической, эстетической и познавательной и всегда имеет определённый смысл.

Поведение – способность живых существ к действию под воздействием различных факторов. Главная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение проявляется у многоклеточных организмов, где им управляет центральная нервная система. Необходимо отграничивать данное понятие от действия, которое присуще и одноклеточным существам, а также растениям.

Сравнение

Главное отличие деятельности от поведения – это наличие определённой цели, которая стоит перед субъектом. Именно наличие мотива выделяет такую активность и делает её уникальной. Деятельность – это система целенаправленных действий, которые подчинены друг другу, имеют мотив, предмет и средства. Именно психическое осознание совершаемого поступка является необходимым в некоторых отраслях. К примеру, в уголовном праве ответственности подлежит лишь то лицо, которое осознаёт фактический характер совершаемых им деяний.

Кроме того, поведение существа может быть только внешним, в то время как деятельность – ещё и внутренней (мышление, научная работа). Проявления типов активности также различаются между собой. Поведение всегда направлено на удовлетворение биологических потребностей, а деятельность – ещё и на реализацию социально-культурных запросов. В науке есть мнение, что именно они предопределили развитие человека и оказали существенное влияние на него.

Деятельность является доминирующим видом активности у людей, поведение же более свойственно другим живым существам, которые сознанием не наделены. Между данными категориями есть и определённые сходства. Так, и поведение, и деятельность направлены на изменение исходной материи, реализацию определенных задач, решение которых очень важно для субъекта активности. Обе формы взаимодействия с внешним миром могут быть запрещёнными, если они представляют опасность для общества.

Выводы сайт

  1. Осознанность. Деятельность человека всегда сознательна, в то время как поведение является спонтанным и выступает в качестве реакции на раздражители.
  2. Уровни. Деятельность человека бывает внутренней и внешней, поведение – только внешним.
  3. Мотивация. Деятельность является целенаправленной, в то время как поведение может быть лишено всякой цели.
  4. Проявление. Поведение живого существа выражается в единичном акте, ответе на раздражитель. Деятельность – это организованная система, во главе которой стоит определённая цель.
  5. Стимул. Основной потребностью к поведению является наличие внутренних потребностей, то есть инстинктов. Деятельность может определяться ещё и культурными, социальными потребностями.

В психологии поведения различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психологическим содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать "подготавливающей" частью действия (желание), регулятором действия (чувства), "неполным" действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения человека. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню относятся элементарные интеллект, акты.

На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию так называемых интеллектуальных объектов. Шестой уровень поведения - это умственная деятельность, мышление, которое считается производным от практического действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Величайшее своеобразие воли заключается в том, что у человека нет власти над своим поведением, кроме той власти, которую имеют над его поведением вещи. Но власть вещей над поведением человек подчиняет себе, заставляет её служить своим целям, направляет её по-своему. Он изменяет своей внешней деятельностью окружающую обстановку и таким образом воздействует на собственное поведение, подчиняет его своей власти.

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают, так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности:

«Н., очевидно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Деятельность отличается от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Одним из проявлений деятельности, поведения выступает «инициативность». Инициативность в поведении работника присутствует как необходимый элемент трудовой деятельности. Степень обязательности инициативы в труде зависит от категории работника.

Обязанность трудиться инициативно в значительной степени входит в трудовую функцию руководителя и специалиста и в гораздо меньшей степени отражается в числе трудовых обязанностей рабочего. По-видимому, само по себе наличие или отсутствие инициативности в труде не может быть критерием трудовой активности. Проблема решается соотношением инициативности и требования трудового договора к ее проявлению применительно к конкретным категориям работников.

Превышение обязательных требований закона в проявлении инициативы в общественном труде можно квалифицировать как активное выражение инициативы, а это в свою очередь -- один из показателей правовой активности личности. Рассматривая соотношение категорий «поведение», «активность», «инициативность» (не инициатива), можно, располагая их от «общего к частному», сформировать следующую конструкцию: «поведение -- правомерное поведение -- правовая активность -- инициативность».

Человек, ведущий себя пассивно в силу своего характера, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях, и в тоже время он беззащитен перед требованием других. Пассивный человек не обладает иммунитетом против активной деятельности других. Достаточно малой попытки натиска и он начинает принимать ее безропотно, что практически подавляет и без того его слабое самосознание. В его действиях отсутствует уверенность, он мучается оттого, что не может должным образом применить свои способности и силу.

Такое состояние приводит к нарушению внутреннего самосознания как личности, что отражается во всей сфере его деятельности. Однако пассивность это не только безропотное подчинение. Человек может решить, что какое-то действие не заслуживает тех затрат и усилий, которых от него требуется, тем самым проявляя пассивность. Но, в дальнейшем он начинает изводить себя по поводу того или иного факта вопросом, правильно ли он поступил или нет. И такое сомнение оставляет отпечаток неизвестности в правильности принятого им решения.

Агрессивный человек, ведущий себя агрессивно по отношению другим, наносит психологический или моральный ущерб, т.к. добивается своего желания в ущерб другим, тем самым подавляя их права.

Такое поведение к окружающим разрушает доверие к нему и настраивает людей против него, что в конечном счете проявляется в обратном действии, т.е. такого же поведения по отношению к нему. Человек, проявляя агрессивный характер, часто добивается временного достижения успеха, который в последствии ничего хорошего не дает. Результат такого успеха равен нулю.

Рассматривая пассивное и агрессивное состояние можно на первый взгляд сказать, что между ними существуют разница. Однако это не верно, т.к. база у них общая - противоположная сторона расценивается, как противник, который преследует единственную цель - навредить. Следовательно, отсюда вывод - не следует говорить то, что может быть истолковано по-разному. Информация должна подаваться избирательно, в согласии сложившейся ситуации.

Человек умеющий находить компромисс в любых ситуациях, способен четко и ясно контролировать происходящее вокруг него. Его главное отличие от выше перечисленных - это то, что он имеет позитивное мнение по отношению к людям и адекватную самооценку. Всем своим телом он способен показать, на сколько справедлива и исполнима по отношению к нему реакция другого.

Для компромиссного поведения характерно спокойствие, свойственное на первый взгляд - расслабление, речь должным образом выразительная и уверенная. От такого человека исходит уверенность в себе, он хорошо ориентируется в сложившейся ситуации и контролирует ее. Он ничего заранее себе не внушает и даже если ему что-то не удается, он не винит в этом других. Он умеет распознавать различные уловки и всегда вовремя защитит себя от них. Он легко сходится с другими людьми и прекрасно чувствует себя в любой обстановке.

error: