История создания поэмы "демон". История создания поэмы "демон" Жанр и направление

И полный текст). Он задумал ее пятнадцатилетним мальчиком и работал над ней всю жизнь. Сохранилось пять редакций, но и последнюю нельзя считать окончательной; поэт так любил свое создание, что даже та ослепительно-нарядная одежда, в которой оно до нас дошло, не казалась ему достаточно пышной.

Лермонтов. Демон. Аудиокнига

Сюжет «Демона» характерен для романтической школы: бессмертный дух, влюбляющийся в смертную женщину, изображен в поэме Ламартина «Падение ангела»; ангел, из сострадания любящий демона, появляется в мистерии Альфреда де Виньи «Элоа»; падший дух, гордый и несчастный, выведен в поэме Байрона «Каин». Вообще образ могучего духа, восстающего против Бога и носящего на челе печать проклятия и отвержения, привлекал романтиков своим титаническим величием.

У Лермонтова «печальный демон, дух изгнанья» летает над вершинами Кавказа. Мрачная и дикая красота горного края обрамляет его гордый и зловещий образ. Но лермонтовский демон не похож на библейского сатану: он не любит зла, ибо нигде не встречает сопротивления. «И зло наскучило ему».

Он тоскует по тем дням, когда «в жилище света блистал он, чистый херувим», тяготится своим могуществом, своим беспредельным одиночеством, своей бесплодной свободой.

И все, что пред собой он видел,
Он презирал и ненавидел.

На высоком утесе, на плоской крыше замка княжна Тамара среди игр и песен подруг ожидает жениха. Демон видит ее и

…на мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук,
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты…

Такое внезапное перерождение было бы невозможно для духа зла. Но лермонтовский демон под маской злого духа прячет вполне человеческое лицо разочарованного романтического героя. Он губит жениха у часовни в ущелье гор – и невесте, рыдающей над трупом, нашептывает влюбленные и страстные слова:

Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир волшебным словом
Завороженный, замолчит…
К тебе я стану прилетать,
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать.

Святым захочет ли молиться,
А сердце молится ему.

Демон находит ее и там. Его влечет любовь, он «входит, любить готовый, с душой, открытой для добра». Он верит, что для него возможно обновление, что любовь чистой девушки спасет его.

В большом лирическом монологе демон исповедуется перед Тамарой и умоляет ее:

О, выслушай – из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.

Он касается поцелуем ее губ, и в это мгновенье она умирает. Ангел на золотых крыльях несет ее душу в рай; демон, как шумный вихрь, взвивается из бездны и заявляет: «Она моя». Но ангел отвечает:

Исчезни, мрачный дух сомненья!
Довольно ты торжествовал…
Она страдала и любила
И рай открылся для любви.
Побежденный демон проклинает свои «безумные мечты «.
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.

Образ Демона до конца остался неясным Лермонтову. Он подчеркивает искренность его любви, его обращения к «добру», его раскаянья, а вместе с тем дает понять, что его вдохновенные и пламенные речи были только соблазном и обманом. В волнах лирического потока образ падшего духа дробится и расплывается. Мы так и не знаем, к чему стремится демон: спасти себя любовью чистой девушки или погубить ее своими коварными соблазнами. И эта двойственность знаменательна: в самом поэте была борьба добра со злом, нераскаянной гордыни и жажды искупления.

Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

В «Демоне» стих Лермонтова достигает необычайной образной и эмоциональной насыщенности. И описания природы, и язык раскаленных страстей, и борьба идей необыкновенно напряжены. Как роскошная природа Грузии, поэма сверкает драгоценными камнями, звенит голосами птиц, благоухает ароматами южного полдня. Поэт без меры расточает свои поэтические сокровища; в русской литературе, пожалуй, нет поэмы более пышной и живописной.

В 1839 году закончил писать поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ представлены в статье. Сегодня данное творение великого русского поэта включено в обязательную школьную программу и известно во всем мире. Опишем сначала основные события, которые изобразил в поэме "Демон" Лермонтов.

"Печальный Демон" летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей. Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют. Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал. Праздничное торжество готовится в его усадьбе.

Демон любуется Тамарой

Уже собрались родственники. Вино льется рекой. Жених должен прибыть к вечеру. Молодая княжна Тамара выходит замуж за молодого властителя Синодала. Старинные ковры тем временем расстилают слуги. Невеста по обычаю должна еще до появления своего жениха исполнить танец с бубном на кровле, устланной коврами.

Вот девушка начинает танцевать. Невозможно себе представить ничего прекраснее, чем этот танец. Она настолько хороша, что сам Демон залюбовался Тамарой.

Мысли Тамары

В голове молодой княжны кружат разные мысли. Она покидает дом отца, где не знала ни в чем отказа. Неведомо, что ожидает девушку в чужом краю. Выбором жениха она довольна. Он влюблен, богат, красив и молод - все, что необходимо для счастья. И девушка гонит прочь сомнения, всю себя отдавая танцу.

Демон убивает жениха девушки

Следующим важным событием продолжает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание эпизода, связанного с ним, следующее. Демон уже не в силах оторвать свой взгляд от прекрасной Тамары. Он очарован её красотой. И поступает, подобно настоящему тирану. Разбойники по велению Демона нападают на жениха княжны. Синодал ранен, однако скачет к дому невесты на верном коне. Доехав, жених падает замертво.

Тамара уходит в монастырь

Князь убит горем, плачут гости, Тамара рыдает в своей постели. Вдруг девушка слышит приятный, необычный голос, утешающий ее и обещающий послать волшебные сны. Находясь в мире грез, девушка видит прекрасного юношу. Она понимает утром, что её искушает лукавый. Княжна просит отправить её в монастырь, где она надеется найти спасение. Не сразу соглашается на это отец. Он грозит проклятьем, но в конце концов сдается.

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.

Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

На этом заканчивает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.

Специфика анализа поэмы "Демон"

Поэма "Демон", которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов ("Демон").

Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой. Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона "Каин", Сатану, изображенного Мильтоном в "Потерянном рае", Мефистофеля в знаменитом "Фаусте" Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон - мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он - "царь познанья и свободы". Демон - воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Любовь Демона к Тамаре

В своем надменном уединении главный герой страдает. Он тоскует о связях с людьми и миром. Демону наскучила жизнь исключительно для себя. Для него любовь к Тамаре, земной девушке, должна была означать начало выхода к людям из угрюмого одиночества. Однако поиски "любви, добра и красоты", гармонии в мире для Демона фатально недостижимы. И он проклял свои безумные мечты, остался вновь надменным, одиноким во Вселенной, как и прежде, без любви.

Разоблачение индивидуалистического сознания

Поэма Лермонтова "Демон", краткое содержание которой мы описали, - произведение, в котором разоблачается индивидуалистическое сознание. Такое изоблечение присутствует и в предыдущих поэмах этого автора. В этой разрушительное, демоническое начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Данная проблема, которая глубоко волновала поэта, разрабатывалась им также в прозе ("Герой нашего времени") и драматургии ("Маскарад").

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного "несправедливого приговора"? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма "Демон" Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше. Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта. Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал "Демон". Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.

"Демон" - образец романтической поэмы

Художественное своеобразие поэмы определяет также богатство ее философско-этического содержания. Это яркий образец романтизма, построенный на антитезах. Герои противостоят друг другу: Демон и Бог, Демон и Ангел, Демон и Тамара. Полярные сферы составляют основу поэмы: земля и небо, смерть и жизнь, действительность и идеал. Наконец, противопоставляются этические и социальные категории: тирания и свобода, ненависть и любовь, гармония и борьба, зло и добро, отрицание и утверждение.

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность - все это должно привести и привело к тому, что "Демон" Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

"Демон" - повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть - прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.

  • Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
  • обучение
интерпретации поэтического текста;
  • развитие
  • навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание
  • нравственно - духовных ценностей.

    Оборудование:

    • портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
    • иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
    • текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
    • стихотворения «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.);
    • аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».

    О вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги!
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!
    Ф.И.Тютчев

    I. Вступление

    – Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

    II. Вхождение в урок

    Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

    – Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

    – В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.

    Работа в группах

    – Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

    «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).

    – Над каждым из них интересно поразмышлять. Выберите себе одно. Объединитесь в группы те, кто выбрал одинаковые стихотворения. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

    Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

    Например:

    «Мой демон» (1829г.)

    унылый и мрачный
    зло – его стихия и т. д.

    «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

    всесильный – бог
    я – грешник
    теснота мира и т. д.

    «Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

    я – чужой для мира (земли) и небес
    я – зла избранник и т. д.

    «Ангел» (1831г.)

    соединение души с телом
    разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

    Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

    Проблема урока: Итак, что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?

    III. Анализ поэмы

    Сообщение учеников о поэме «Демон»

    1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

    2. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. У Пушкина читаем:

    В дверях эдема ангел нежный
    Главой поникшею сиял,
    А демон мрачный и мятежный
    Над адской бездною летал.
    Дух отрицанья, дух сомненья
    На духа чистого взирал
    И жар невольный умиленья
    Впервые смутно познавал.
    «Прости, – он рек, – тебя я видел,
    И ты недаром мне сиял:
    Не все я в мире ненавидел,
    Не все я в мире презирал».

    3. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.

    4. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

    5.Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

    Работа над образом главного героя

    – Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

    – Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

    Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

    – Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

    1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!...

    Его коварною мечтою
    Лукавый Демон возмущал:…

    2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

    Тоску любви, ее волненье
    Постигнул Демон в первый раз…

    Насквозь прожженный виден камень
    Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!.. и др.

    – Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

    1. Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И все, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.

    2. И дик и чуден был вокруг
    Весь божий мир; но гордый дух
    Презрительным окинул оком
    Творенье бога своего.
    И на челе его высоком
    Не отразилось ничего.

    Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

    Образ Тамары (работа по группам )

    1 группа – портретная характеристика:

    И ни единый царь земной
    Не целовал такого ока…
    …фонтан…своей жемчужною росою
    Не омывал подобный стан!...
    …рука земная…таких волос не расплела;…

    И влажный взор ее блестит
    Из-под завистливой ресницы;
    То черной бровью поведет… и др.

    Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

    2 группа – судьба героини:

    Увы! заутра ожидала
    Ее, наследницу Гудала,
    Свободы резвую дитя,
    Судьба печальная рабыни,
    Отчизна, чуждая поныне,
    И незнакомая семья.

    А мне не быть ничьей женой!
    Я гибну, сжалься надо мной!
    Отдай в священную обитель
    Дочь безрассудную свою… и др.

    Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

    – Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

    Любовь героев

    – Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

    Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

    – Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

    Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

    Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

    Ей часто слышалася речь.
    Под сводом сумрачного храма
    Знакомый образ иногда
    Скользил…Манил и звал он…но – куда?...

    Тоской и трепетом полна,
    Тамара часто у окна
    Сидит в раздумье одиноком…

    Все чувства в ней кипели вдруг;
    Душа рвала свои оковы! и др.

    Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

    Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

    …Будь к земному без участья
    И беспечна, как они!

    – Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

    Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

    Меня добру и небесам
    Ты возвратить могла бы словом
    Твоей любви святым покровом
    Одетый, я предстал бы там,
    Как новый ангел в блеске новом…
    Демон даже дает клятву Тамаре, что:
    Отныне яд коварной лести
    Ничей уж не встревожит ум;

    – Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,…

    Я отрекся от старой мести,
    Я отрекся от гордых дум;…

    Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться,…

    – Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

    И вечность дам тебе за миг;…
    И будешь ты царица мира,
    Подруга первая моя;…

    Я дам тебе все, все земное –
    Люби меня!.. и др.

    Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию ):

    1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

    2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

    1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

    Люби меня!..
    ………………………….
    Могучий взор смотрел ей в очи!
    Он жег ее.
    ………………………….
    Увы! злой дух торжествовал!
    ………………………….
    «Она моя! – сказал он грозно, – и др.

    Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои…

    2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

    …И сладкой речью упованья
    Ее сомненья разгонял,
    И след проступка и страданья
    С нее слезами он смывал.

    Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

    …И вновь остался он, надменный.
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!...

    Итог урока

    Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

    Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

    Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

    В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик – о нет!
    Он был похож на вечер ясный:
    Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

    Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

    М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

    О вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги!
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!

    Домашнее задание

    Демоны близки духовному миру своих авторов. М.А.Врубель, иллюстрации картин которого вы видите, как и М.Ю.Лермонтов, рано почувствовал свою избранность. М.А.Врубель никогда бы не написал своего «Демона», если бы образ не был частью самого художника. Что вы можете сказать об авторе картин? Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова? Это тема вашей творческой работы.

    Фазлиева Елена

    Исследовательская работа "Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон": от текста к иллюстрации

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная образовательная средняя школа № 25

    Городской слёт научных обществ учащихся

    Секция 2, литература

    М.Ю. Лермонтов поэма «Демон»:
    от текста к иллюстрации

    Руководитель: Шуралёва
    Наталья Анатольевна,
    учитель русского языка и
    литературы
    МОСШ № 25

    НИЖНЕВАРТОВСК
    2010

    Аннотация

    В поэме Демон М.Ю. Лермонтов создал незабываемый образ падшего ангела, притягательный своей противоречивостью, неоднозначностью, многомерностью.

    Многие художники пытались воплотить в иллюстрациях свое видение образа Демона, основываясь на библейских мотивах, собственных представлениях или даже следуя модным тенденциям своего времени. Единственным, кто приблизился к пониманию трагизма и глубины образа Демона, был М. Врубель. В иллюстрациях к поэме «Демон» он стремился в первую очередь раскрыть лермонтовский образ, но лермонтовского героя он видел по-своему. Врубель считал, что «Демона» Лермонтова не понимают, поэтому, работая над образом центрального героя поэмы, Врубель все больше понимает, что он творит что-то новое.

    Цель

    В ходе исследования были использованы следующие методы : контекстуальный и концептуальный анализ, эксперимент.

    Результатом исследования стал вывод о том, что основным приёмом, который использует М.Ю. Лермонтов, создавая своего героя - это приём антитезы, который проявляется на всех проанализированных уровнях текста: на уровне использованных автором слов-концептов, как конгломерата смыслов, представлений, ассоциаций, на уровне отобранных Лермонтовым средств художественной выразительности, на уровне фонетической оболочки слов. Это необходимо, чтобы показать трагическое противоречие, которое заложено в натуре Демона.

    Учитывая результаты концептуального, контекстуального анализа, а также анализ звуко-цветовых соответствий, были сделаны иллюстрации к 2 эпизодам поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», основным сюжетообразующим приёмом которых стал приём контраста.

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»: от текста к иллюстрации.

    План исследования.

    Изучая на уроках литературы поэму М.Ю. Лермонтова «Демон», я поймала себя на мысли, что мне очень интересен центральный образ произведения, образ неоднозначный, в чём-то трагический. М.Ю. Лермонтов “Демона” пишет всегда. Начиная с первых поэтических опытов и до самой своей смерти. За двенадцать лет он создаёт восемь различных вариантов поэмы. Существует также мнение о том, что в поэме «Демон» нашло отражение подсознание Лермонтова, в ней он искал ответы на многие жизненные вопросы 1 . Да и в образе Демона нашли воплощение черты самого автора поэмы. Я учусь в художественной школе, поэтому мне известны иллюстрации к поэме Зичи, Маковского, Врубеля. Меня заинтересовал вопрос: смогу ли я передать средствами изобразительного искусства сложность и противоречивость образа Демона.

    Основным критерием при оценке иллюстраций является соответствие иллюстрации тексту, выражение в рисунках основных идей автора. Нами была выдвинута гипотеза , что для создания хорошей иллюстрации необходим глубокий и всесторонний анализ как произведения в целом, так и изображаемого образа или эпизода.

    Цель данной работы – воплощение образа Демона средствами изобразительного искусства через контекстуальный и концептуальный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова и анализ звуко-цветовых соответствий.

    Для реализации поставленной цели в процессе работы решались следующие задачи :

    1. На основании полученных результатов анализа создать иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

    Объектом исследования в настоящей работе является текст поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

    В качестве предмета исследования выступают наиболее значимые, на наш взгляд, слова-концепты поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», средства художественной выразительности, используемые автором, фонетическая оболочка лермонтовского слова.

    Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в современном мире, где телевидение и Интернет заменили чтение газет и книг, значение иллюстрации многократно возрастает, так как большинство людей наиболее остро расположены к зрительному восприятию. В этой ситуации, на наш взгляд, довольно странным выглядит практически полное или, как в учебнике под редакцией Ю.В. Лебедева, полное отсутствие иллюстраций в учебниках литературы для 10 класса. А ведь хорошо выполненная иллюстрация помогает увидеть героя произведения, место действия, сравнить своё видение героя с представлением художника. Иллюстрация, по нашему мнению, являясь одним из способов воздействия на читателя, может способствовать популяризации художественного произведения.

    В ходе анализ были использованы следующие методы :

    • концептуальный анализ, состоящий в выявлении доминантных черт образа Демона;
    • контекстуальный анализ, который заключается в установлении особенностей употребления средств художественной выразительности для создания внутреннего и внешнего портрета центрального героя поэмы;
    • эксперимент, заключающийся в подсчёте коэффициента частотности употребления гласных звуков в иллюстрируемых эпизодах поэмы с целью выяснения повторяемости звуко-цветовых соответствий.

    Исследованию текста поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» в разных его аспектах литературоведы и критики уделили достаточное внимание. Проблематика произведения глубоко раскрыта в работах Д. Максимова, В. Турбина и Л. Мелихова, Т. Недосекина «Ранние поэмы М.Лермонтова», «Автор в поэме М.Лермонтова «Демон», и ряде других. В указанных ранее работах большее внимание уделялось идейной и содержательной характеристике главного персонажа, его месту в системе образов романтического произведения, проблематике поэмы, нашедшей выражение в бунте героя. Однако нам не удалось познакомиться с работами, содержащими анализ образа Демона через объяснение слов-концептов, а также анализ звукоцвета отдельных эпизодов.

    Практическая значимость работы заключается в том, что в ней собран и проанализирован значительный по объему критико-литературоведческий и искусствоведческий материал. Полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе в 10 классе при изучении темы «Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», а также определяется возможностью использования ее результатов при проведении нестандартных уроков литературы (диспуты, «круглые столы», конференции), в практике проведения интегрированных уроков (предметы: литература, изобразительное искусство).

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»: от текста к иллюстрации.

    Введение.

    В современном мире, где телевидение и Интернет заменили чтение газет и книг, значение иллюстрации многократно возрастает, так как большинство людей наиболее остро расположены к зрительному восприятию. В этой ситуации, на наш взгляд, довольно странным выглядит практически полное или, как в учебнике под редакцией Ю.В. Лебедева, полное отсутствие иллюстраций в учебниках литературы для 10 класса. А ведь хорошо выполненная иллюстрация помогает увидеть героя произведения, место действия, сравнить своё видение героя с представлением художника. Иллюстрация, по нашему мнению, являясь одним из способов воздействия на читателя, может способствовать популяризации художественного произведения.

    Изучая на уроках литературы поэму М.Ю. Лермонтова «Демон», я поймала себя на мысли, что мне очень интересен центральный образ произведения, образ многомерный, неоднозначный, в чём-то трагический. Я учусь в художественной школе, поэтому мне известны иллюстрации к поэме Зичи, Маковского, Врубеля. Меня заинтересовал вопрос: смогу ли я передать средствами изобразительного искусства сложность и противоречивость образа Демона.

    Иллюстрация, по точному определению А. А. Сидорова,- это выявление средствами изобразительного искусства того образного содержания, которое посредством слова проявляется в литературе 2 . Цель нашей работы – воплощение образа Демона средствами изобразительного искусства через контекстуальный и концептуальный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова и анализ звуко-цветовых соответствий.

    Основным критерием при оценке иллюстраций является соответствие иллюстрации тексту, выражение в рисунках основных идей автора. Следовательно, нами были поставлены следующие задачи :

    1. Проанализировать особенности создания образа Демона через объяснение значимых слов-концептов;
    2. Изучение художественно-выразительных средств, использованных М.Ю. Лермонтовым, для создания внешнего и внутреннего портрета главного героя;
    3. Проанализировать звуковые художественные средства, цветовое значение гласных звуков, используемых М.Ю. Лермонтовым в поэме «Демон».
    4. На основании полученных результатов анализ создать иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

    Основная часть.

    Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял М.А. Зичи. В 1860 году он написал картину «Демон и Тамара». В 1863 А. Д. Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара»).

    В 1879 Зичи получил от издательства Глазунова предложение иллюстрировать отдельное издание «Демона». Художник выполнил 2 сюиты рисунки к «Демону» и несколько станковых акварелей. Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова), но именно они в то время имели большой успех.

    В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара»; в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости».

    В 1898 художник В. К. Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково – «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары»; роспись отмечена приторной «красивостью».

    Над живописным решением образа Демона работал К. С. Петров-Водкин .

    В 1885 к «Демону» обратился М. А. Врубель , и с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Три полотна - «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901-02) так же, как и серия его книжных иллюстраций к этой поэме (1890-91), по глубине филосовского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.

    Найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Л 3 .

    Образ Демона был одним из трех сюжетов акварелей на темы стихов Лермонтова, которыми Врубель восхищался всю жизнь. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это сделал Врубель. В иллюстрациях к поэме «Демон» он стремился в первую очередь раскрыть лермонтовский образ, но лермонтовского героя он видел по-своему. Врубель считал, что «Демона» Лермонтова не понимают, путают с чертом и дьяволом, хотя черт по-гречески значит просто «рогатый», а дьявол - «клеветник», в то время, как «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего и не находящего ответов ни на земле, ни на небе 4 .

    Демон Врубеля - в чем-то близкий лермонтовскому, а в чем-то другой. Во всем многообразии его оттенков и ликов можно различить три основных. Первый – обуреваемый сомнениями и жаждой познания. Он сродни и байроновским титанам, и герою Лермонтова. На наш взгляд, его образ ближе всего к лермонтовскому герою. Но в отличие от лермонтовского героя врубелевский Демон отчетливо видит, что ничего отрадного впереди его не ждет, ничего не сулит ему надежды на счастье. Отсюда и бесконечная тоска темнокудрого гиганта, бессильно ломающего руки. Кажется, что вся скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках, сцепленных в бездействии ладонях, в его глазах, из которых выкатилась одинокая и горюче-тяжкая слеза.

    Второй аспект этого же образа – его смягченная, «примиряющая» ипостась; тот, кто у Лермонтова «похож на вечер ясный – ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет»; он печален, задумчив, но не озлоблен.

    Третий лик Демона – лик отверженного и ожесточенного, проклинающего и проклятого. Это был уже не лермонтовский Демон, но могучий бунтовщик, обдумывающий план своего бунтарства. В одной его руке меч, юное лицо проникнуто решимостью и зреющей яростью.

    Живописные произведения Врубеля «Демон сидящий», «Летящий демон», «Демон поверженный» демонстрируют эволюцию образа Демона в творчестве мастера на протяжении двух с лишним десятилетий. Развитие образа, его эстетика и художественный замысел прошли изменения в соответствии с философскими взглядами Врубеля, что-то, как бы помимо него, влекло к новым цветовым ощущениям, новым гармониям, заставляло класть краски, определяло новый ритм работы кистью.

    Чтобы создать иллюстрацию к художественному произведению, необходимо тщательное изучение авторского текста, осмысление образов, кропотливая работа над художественным словом. Мы выделили следующие составляющие анализа текста:

    1. Характеристика героя лирическим повествователем через анализ значимых слов-концептов.
    2. Детали внешнего портрета, отражающие суть искусителя.
    3. Развернутый внутренний портрет, включая цветовые эпитеты.
    4. Характеристика героя путём анализа звуковых художественных средств, используемых М.Ю. Лермонтовым в поэме «Демон».

    Приступая к анализу образа Демона, мы выделили слова, которые были использованы автором для его характеристики. Мы выяснили, что ряд слов повторяется, а, следовательно, на наш взгляд, несёт на себе особую смысловую нагрузку, помогающую лучше понять сложный образ лермонтовского героя, и может быть рассмотрено как концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека, которая существует в его сознании в виде представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний 5 . Наиболее часто повторяющиеся слова, использованные Лермонтовым для создания образа Демона, выглядят следующим образом: слово «Демон» повторяется 7 раз, «зло, злобный, злой» - 7 раз, «дух» - 5 раз, «пустыня», «гордый» - по 3 раза.

    В центре сюжета произведения - образ Демона. Демоном «Библейская энциклопедия» называет сатану, дьявола. Слово «демон» (греч., из Нового Завета, даймин – злой дух, дьявол) этимологически восходит к греческому деймпт – ужас, страх и латинскому timeo (бояться) 6 . Следует отметить, что мятежный, мрачный дух был одним из излюбленных образов в произведениях романтиков. Эта «область» занимала кумира русских писателей начала XIX века - Дж.‑Г. Байрона.

    Произведения, где главными действующими героями являются инфернальные существа, встречаются у русских писателей Жуковского В. А. и Подолинского А. И. Это демоны персидской мифологии - дивы, пери, эвлисы. Мелихов А.М. в работе «Человечность сверхчеловечества» пишет: «Образ гордого духа, бросающего вызов небу, будоражил умы многих романтиков, но лишь в лермонтовском “Демоне” этот мотив прозвучал с гениальной силой» 7 .

    Двойственность, противоречивость, присущая художественному творчеству и миропониманию Лермонтова, находит воплощение в образе Демона. Персонаж Лермонтова не вполне соотносится с библейским дьяволом, хотя в нем много от Денницы (Денница , (Люцифер , Самаэль ) - небесное имя Дьявола ) (история отречения от Отца, изгнание из рая, функция искусителя, сатанинская гордость).

    В Демоне много земного, т.к. в православном сознании демоническое тесно связано с понятием греха, соотносимого с человеческим существом. В то же самое время, лирический повествователь называет Демона печальным духом, изгнанником неба, противопоставляя его грешной земле. Так задается небесная природа героя. «Прежние дни» - утраченная райская жизнь, где Демон еще выступал в ипостаси ангела, «чистого херувима». Он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья». Поэт сразу указывает, что прежнюю природу света теперь он утратил и обречен на бесконечные блуждания в пустыне мира. Мы помним, что слово «пустыня» повторяется в поэме 3 раза и, следовательно, неся на себе особую смысловую нагрузку, требует более пристального изучения.

    Толковый словарь Ушакова даёт следующее толкование слова «пустыня»:

    «обширное, необитаемое пространство земли со скудной растительностью или вовсе лишенное растительности» 8 .

    В словаре В.И. Даля читаем:

    «Пустыня ж. – необитаемое, обширное место, простор, степи. Глас вопиющего в пустыне. Пустыня, пустынь – уединенная обитель, одинокое жилье, келья, лачуга отшельника, одинокого богомольца, уклонившегося от сует 9 .

    В словаре К.С. Горбачевича можно найти следующие общеязыковые эпитеты:

    «Пустыня

    О величине, характере поверхности, цвете и т.п.

    Безбрежная, безграничная, бесконечная, бескрайняя, беспредельная, бурая, гладкая, голая, горячая, громадная, жаркая, жгучая, желтая, зеленая, знойная, необозримая, необъятная, обнаженная, обширная, огромная, палящая, пламенная. Плоская, раскаленная, рыжая, сухая, холодная, черная.

    О впечатлении, психологическом восприятии; о пригодности для жизни.

    Бедная, безводная, безгласная, безжизненная, безлюдная, безмолвная, безрадостная, бесплодная, бесприютная, глухая, голодная, грустная, девственная, дикая, жалкая, задумчивая, мертвая, молчаливая, мрачная, немая, омертвелая, печальная, скорбная, скудная, скупая, сонная, угрюмая, унылая, чахлая» 10 .

    Пустыня в поэме «Демон» – где нет близкой души; где человек обречен на одиночество изгнания; где нет людей, нет жизни. «Изгнанник рая» утратил в себе то, что составляет божественную суть небожителей - любовь и способность созидания. «Гордый дух» презирает творца и его творение, а значит, творческое, созидательное начало ему самому чуждо, ведь при виде красот Кавказа «на челе его высоком не отразилось ничего». Красота и совершенство пробуждают в Демоне только зависть, презрение, ненависть. Поэтому лирический повествователь и называет его душу пустыней, т. е. мертвой, бесплодной почвой. Может быть, поэтому демон, хоть и является духом зла и отрицательным персонажем, вызывает почему-то чувство сострадания.

    Трагедия Демона заключается не столько в том, что он отвергнут Богом и обречён на одиночество, сколько в том, что в его душу вошло зло и стало управлять им. Так совершилось внутреннее перерождение героя. Зло стало частью души Демона, и он уже не может приносить людям добро. В презрении к земной жизни проявляется демоническая суть лермонтовского героя:

    Ничтожной властвуя землей,

    Он сеял зло без наслажденья…

    Так, с самого начала произведения лирический повествователь задает философскую проблему противостояния добра и зла в мире и человеке.

    Православная культура включает человеческий мир и Божественный мир, в которых концепты "добро" и "зло" специфичны. Толковые словари описывают данные концепты следующим образом.

    Добро - «Все положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-н.».

    Зло - 1. «Нечто дурное, вредное, противоположное добру. Причинить зло кому-нибудь»; 2. «Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло»; 3. «Досада, злость. Сделать что-н. со зла» 11.

    Добро - «Все хорошее, положительное, направленное на благо. Добро торжествует над злом. За пределами добра и зла. // Хороший поступок. Делать добро. Помнить добро».

    Зло - 1. «Все дурное, плохое, вредное. Бороться со злом»; 2. «Беда, несчастье, неприятность. От чьей-либо помощи только зло»; 3. «Разг.-сниж. Недовольство, гнев, досада. Высказать все, чтобы зла не осталось» 12 .

    Словарные определения "добра" и "зла" базируются на христианских ценностях, согласно которым добро созидает, зло разрушает; добро любит, зло ненавидит; добро помогает, зло топит; добро побеждает добром, зло силой; добро радостно, зло хмурится; добро красиво, зло уродливо; добро мирно, зло враждебно; добро спокойно, зло раздражается; добро миролюбиво, зло задирается; добро прощает; зло злопамятно; добро свято, зло гнусно 13 .

    Зло как таковое не может существовать, оно олицетворено Демоном и проявляет себя только относительно человека. Главным мотивом, движущим всеми поступками и переживаниями лермонтовского героя, является непомерная гордыня, приносящая Демону бесконечные страдания и всякий раз ставящая последний предел его благим порывом.

    Канонический список смертных грехов, числом семь, был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим. Григорий Великий отметил гордыню, алчность (жадность), похоть (сладострастие), гнев, чревоугодие, зависть и лень (уныние). Гордыня (лат.superbia – «высокомерие, тщеславие») является самым главным грехом потому, что влечет за собой все остальные. Гордыня – это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Господа, ведь ослепленный гордыней грешник, гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Гордыня именно тот грех, который привел к низвержению Люцифера в Ад 6 .

    Гордыня Демона проявляется в желании создать другой мир, в противовес Божьему, и властвовать в нем. Отринутый Отцом - Создателем всего сущего, Демон находится между небом и Землей, скитается неприкаянный и одинокий. Даже любовь Демона к Тамаре не свободна от гордого стремления обладать её красотой, овладеть её святыней. Гордость, этот смертный грех, всегда посягавший и посягающий на святыню, - вот причина поражения Демона, источник его страданий 14 .

    Таким образом, анализ характеристики героя показал, что поэма построена на антитезе, то есть на противопоставлении образа Демона всему миру, а также персонажу - антагонисту – Ангелу, посланнику неба.

    Демон – образ притягательный. Он обладает неземной силой и властью. Об этом говорит портрет Демона: высокое чело - небесное, гордое, прекрасное. Как же выглядит Демон? Какие у него волосы, губы? Какого цвета глаза? - поэма не даёт ответов на эти вопросы. Поэт описывает своего фантастического героя иносказательно: “Он был похож на вечер ясный: // Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!”

    Создавая внешний портрет своего героя, Лермонтов шаг за шагом разворачивает его, постепенно дополняя деталями. Сначала это не вполне конкретный, персонифицированный облик, в котором угадывается нечто, отражающее общие представления христиан о небесных существах: высокое чело, око, крылья (он летал над землей), обращает на себя «венец терновый». С движением эпического сюжета превращения Демона все более обращают на себя внимание: в описании появляется указание на «волшебный голос», Демон предстает как «пришлец туманный и немой, красой блистая неземной», «взор его с любовью, так грустно …смотрел». Демон принимает вид ангела. Православная традиция всегда включала знание о всемогуществе сатаны, способного перевоплощаться. В дальнейшем портретные черты Демона все более и более будут отражать истинную демоническую суть героя поэмы: « нечистый взор», « жаркие уста», «могучий взор... блистал, неотразимый, как кинжал». Теперь ясно, что, дополняя отдельными штрихами внешний портрет Демона, автор произведения показал традиционную уловку сатаны, меняющего облика, т.е. перед нами опять натура двойственная.

    Демон заключает в себе черты и положительные и отрицательные. Демон - сложная, противоречивая натура. Создавая внутренний портрет своего героя, лирический повествователь использовал разные средства, чтобы показать противоречия в натуре своего героя. Эпитеты: сияющий, печальный, могучий, жаркий, нежный, волшебный... и, в то же время, мрачный, злой, злобный, лукавый, порочный, надменный, гордый, коварный. Сравнения: «поверженная ладья // Без парусов и без руля», «Отрывок тучи громовой, // В лазурной тишине чернея…// Летит без цели и следа», «метеор, // Во мраке полночи глубокой», «неотразимый, как кинжал», «могущ, как вихорь шумный, // Блистал, как молнии струя»

    Анализ художественно-изобразительных средств, использованных для создания внутреннего портрета героя, показывает, что поэта интересовала сама природа зла в мире и человеке, поэтому он создаёт образ Демона, стоящего между Землей и небом, т. е. несущего в себе небесные, божественные и человеческие черты.

    Создавая иллюстрацию, важно уловить колорит произведения, цветовую гамму, которая помогает раскрыть сущность образа. В поэме «Демон» практически отсутствуют «цветовые» эпитеты, используемы в описании главного героя произведения. В поэме встречаем эпитеты: холодный, мрачный, бескровный, одетый молньей и туманом, ясный. В отличие от описания природы Кавказа, той «грешной земли», над которой пролетает Демон: «Казбек, как грань алмаза, // Снегами вечными сиял», «в лазурной высоте», «камней разноцветных», «земля цветёт и зеленеет», «природы блеск». То есть, автор опять использует свой излюбленный приём – антитезу.

    В книге А.П. Журавлёва «Звук и смысл» содержится интересный материал о цветовом значении гласных звуков родного языка, о «цветописи» в русской поэзии. Поэтический талант, чувство языка, по мысли А.П. Журавлёва, помогают поэту отобрать наиболее выразительные языковые средства, чтобы картина получилась яркой, зримой. Поэт заставляет речь самим своим звучанием вызвать в глубинах сознания (или подсознания?) читателя нужный цвет. Для этого в стихотворении должны быть подобраны такие слова, в которых много звуков нужного автору цвета. Поэт, конечно, не может осознавать этих звуковых соответствий, но тонкое чутьё художника подскажет ему, что подбор именно таких гласных звуков усиливает нужное эмоционально-образное впечатление 15 . Следуя методике А.П. Журавлёва, мы подсчитали частотность звуков в интересующих нас отрывках поэмы «Демон», чтобы посмотреть, каких гласных будет больше нормы, а каких меньше. Среди гласных наиболее заметны ударные, поэтому при подсчёте их количество удваивается. Будем считать Е с Э, Ё с О, Ю с У, Я с А. Чтобы знать долю каждой такой звукобуквы в тексте, нужно посчитать общее количество букв в нём.

    Звуко-буквенные соответствия А.П. Журавлёв характеризует следующим образом:

    А – густо-красный

    Я – ярко-красный

    О – светло-жёлтый или белый

    Е – зелёный

    Ё – жёлто-зелёный

    Э – зеленоватый

    И – синий

    У – тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

    Ю – голубоватый, сиреневый

    Ы – мрачный тёмно-коричневый или чёрный

    Нами были проанализированы звуко-буквенные соответствия в эпизоде «Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй…» (Часть I, главы I,II,III)

    Всего звукобукв в отрывке 752

    Звуко-буквы

    Доли звукобукв в тексте

    Цвет преобладаю-щих звукобукв

    Э+Е

    0,09

    0,085

    О+Ё

    0,097

    0,109

    0,89

    0,02

    0,010

    Мрачный чёрный

    У+Ю

    0,04

    0,035

    0,07

    0,056

    1,25

    синий

    А+Я

    0,110

    0,117

    Как показало исследование стихоцвета данного эпизода, в этом описании звуки «горят» 2 контрастными цветами: тёмным, чёрным (Ы) и синим (И). Это подтверждает то, что в образе Демона сливается грешное и божественное.

    Звуко-буквенные соответсвия в эпизоде «В пространстве синего эфира» (Часть I, глав XVI). В этом эпизоде поэмы с наибольшей силой звучит противопоставление образа Демона антагонисту – Ангелу, посланнику неба. Поэтому отдельно мы проанализировал отрывок, в котором даётся описание Англела, и отрывок, где описывается Демон.

    Всего звукобукв в первом отрывке 281 во втором – 435.

    Звуко-буквы

    Количество звукобукв в тексте

    Доли звукобукв в тексте

    Нормальные доли для звукобукв

    Отношение долей звукобукв в тексте к норме

    Места звукобукв по их преобладанию над нормой

    Цвет преобладающих звукобукв

    Э+Е

    0,06

    0,054

    0,085

    О+Ё

    0,147

    0,109

    0,02

    0,054

    0,018

    мрачный чёрный

    У+Ю

    0,02

    0,048

    0,035

    0,07

    0,053

    0,056

    1,25

    синий

    А+Я

    0,12

    0,108

    0,117

    В звуковой ткани этого эпизода господствуют те же 2 цвета: синий и чёрный. Но божественным синим изображён Ангел. Демон же окрашен одной чёрной краской. Он утратил всю свою привлекательность, он в этом эпизоде – олицетворение зла.

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»: от текста к иллюстрации.

    Выводы.

    Таким образом, наш анализ показал, что М.Ю. Лермонтов, создавая своего героя, использует приём антитезы, которое проявляется на всех проанализированных нами уровнях текста: на уровне использованных автором слов-концептов, как конгломерата смыслов, представлений, ассоциаций, на уровне отобранных Лермонтовым средств художественной выразительности, на уровне фонетической оболочки слов. Это необходимо, чтобы показать трагическое противоречие, которое заложено в натуре Демона.

    Учитывая результаты концептуального, контекстуального анализа, а также анализ звуко-цветовых соответствий, мы попытались проиллюстрировать 2 эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»: это начало 1 части и конец 2 части. Подписью к 1 иллюстрации могут быть слова поэмы: «Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй…». Фигура Демона противопоставлена миру людей, «грешной земле». Использованный нами художественный приём контраста проявляется в цветовой гамме (яркий, красочный мир земной природы, он наполнен цветами, звуками, запахами – жизнью, и нарисованная чёрными красками фигура Демона). Изображая Демона, мы использовали также белый и синий цвет, ведь Демон – это дух, это бывший ангел, это существо, принадлежащее и небу, и Земле, это микрокосмос, раздираемый противоречиями:

    И лучших дней воспоминанья

    Пред ним теснилися толпой;

    Тех дней, когда в жилище света
    Блистал он, чистый херувим…

    Жёлтые мазки, которые использованы нами при создании тела Демона, заставляют вспомнить о пустыне, которая является символом его одинокой и бесплодной души. Разные техники живописи – земной мир изображён акварелью, тёплый колорит которой помог передать тепло домашнего очага, а фигура Демона выполнена графически, – ещё больше подчеркивают противопоставление Демона всему земному, усиливает его трагизм и одиночество. Мы старались изобразить одинокий и гордый мятежный дух, который не видит величия окружающего мира. Мы не ставили целью прорисовать детально лицо Демона, ведь и сам Лермонтов не даёт нам портретного описания героя. Но изображённая нами фигура, на наш взгляд, заставляет вспомнить авторские эпитеты: мрачный, злой, надменный, гордый, отверженный (Приложение I).

    На второй иллюстрации мы видим борьбу Ангела и Демона за душу Тамары. Антитеза лермонтовского повествования звучит в этом отрывке с особенной силой. Приём контраста является сюжетообразующим и в нашей иллюстрации. Ангел и Демон существуют как будто в двух мирах: мир мрака, холода, зла, ненависти Демона, и мир света, тепла, добра, любви Ангела. Демон изображён нами как олицетворение злых сил, в нём есть и сила, и могущество:

    Он был могущ, как вихорь щумный,

    Блистал, как молнии струя,

    И гордо в дерзости безумной

    Он говорит: «Она моя!»

    Но мрачный колорит той части картины, где изображён Демон, говорят о том, что он – порождение зла, и эта битва будет им проиграна (Приложение II).

    Таким образом, мы прошли путь художника: от текста художественного произведения к созданию иллюстрации. Мы не можем судить о том, насколько художественно нами выполнены иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», но можем с полной уверенностью сказать, что образ главного героя поэмы, художественное слово, то, по утверждению Бальмонта, волшебное чудо из всего того, что «есть ценного в человеческой жизни» / Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

  • Библейская энциклопедия. М., « Тера», 1991.
  • Мелихов А. М. Человечность сверхчеловечества: Лермонтовские чтения 2006: Сборник статей.- СПб., 2007
  • Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова – М., 1995
  • Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. .
  • Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. «Норлит» С-Пб 2001г.
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1991
  • Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка – Норинт. 2005
  • Год души: Православный календарь с чтением на каждый день 2005.- Единецко-Бричанская епархия, 2004.
  • Лебедев В.Ю. Литература 10 класс.- М., Просвещение, 2006
  • Журавлёв А.П. Звук и смысл: книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. М., 1991
  • Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М., 1982
  • Карпов И.П., Человек творящий Православные традиции в русской литературе XIX века часть1. – М.: Дрофа, 2007
  • Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово, образ, смысл. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006
  • Лермонтов М.Ю. Сочинения. – М., «Правда», 1988
  • За годы учёбы является активным членом научного школьного общества, участвует во всех научно-практических конференциях, семинарах.

    Принимает активное участие в школьных, городских, творческих конкурсах. Как член литературного клуба «Алые паруса», является неоднократным победителем конкурса «Самотлорские роднички».

    Приложение

    «Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй…».

    Борьба Демона и Ангела за душу Тамары.

      Именно Демон, а не человек, мог «всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать». Демону были под стать нечеловеческие страдания: «Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений. Перед минутою одной Моих...

      Тот занемог, не перенес Творчески развивая революционный романтизм поэтов-декабристов и Пушкина (в «южных» поэмах), Лермонтов в своих последних романтических поэмах использует и художественный опыт реалистической поэзии автора «Полтавы» и «Медного...

    1. Новое!

      Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты «безумными» и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической правдой вскрывает причины этой неудачи. Он показывает, что в развитии переживаний...

    2. Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя...

      ТАМАРА - героиня «восточной повести» М.Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, «Демон» в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения - способом непосредственного переживания...

    3. Новое!

      Рабство и свобода - один из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. «Бедный! Больной, несчастный век!» - восклицал в одном...

    error: