Михаил Лермонтов — Бой с барсом (Отрывок Мцыри): Стих. Сочинение: эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера Мцыри Бой с барсом

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме - у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».

«Весело», «ласково», «играя» - все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри - равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге). Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова - Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация - вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость – Могучий барс.

Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, - и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!



Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое ружье…Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно – и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..

Свобода - это главное, что есть у человека. Мы чувствуем себя вольнее и счастливее, находясь на родной земле, в своём доме, в кругу близких людей. В поэме "Мцыри" М.Ю.Лермонтов уделяет большое внимание описанию душевного состояния главного героя поэмы - юноши, в раннем детстве попавшего в монастырь, воспитывавшегося там монахами и потому никогда не знавшего свободы.

Особенно подробно характер мцыри раскрывается автором в эпизоде битвы с барсом. Мы быстро понимаем, что герой невероятно силён как физически, так и духовно, ведь для того, чтобы вступить в борьбу с диким зверем, требуется огромная смелость. Юноша не боится барса, потому что в его жилах течет горячая грузинская кровь. Побег из монастыря, запахи леса, красота летней ночи - всё это пробуждает в нём жажду битвы. Мы наблюдаем, как впервые в жизни мцыри, не сдерживаясь и никого не боясь, позволяет себе ярость. М.Ю.Лермонтов отмечает при этом, что юноша словно отождествляется с диким зверем, в схватку с которым вступает, настолько он поглощён битвой:

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик...

Стоит отметить, что пробуждение от природы данной мцыри силы происходит неспроста: в его душе зарождается надежда на то, что вскоре он окажется "в краю отцов", а мысли о родине всегда поддерживают человека в трудную минуту. Мы понимаем, что барс значительно превосходит юношу в физической силе, но рвение к свободе, мечты о родном крае буквально делают его неуязвимым. Именно это позволяет юноше одолеть свирепого противника. Герой с радостью осознаёт, что он

Быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

М.Ю. Лермонтов подчёркивает, что нанесённые юноше барсом в смертном бое раны тяжелы, но и этому обстоятельству не под силу сломить его несокрушимый дух. Выйдя из битвы победителем, мцыри доказывает в себе, что способен на огромные подвиги, что вольная, свободная жизнь - истинное счастье для него, пусть даже оно длится всего лишь один день. Герою остаётся жалеть только о том, что он так и не доберется до родины.

Таким образом, эпизод битвы с барсом является важнейшим в раскрытии характера юноши. Благодаря описанию автором яростного сражения с диким зверем мы понимаем, что главному герою присущи такие качества, как мужество, самоотверженность и смелость. В действиях мцыри можно также наблюдать безрассудство и неосторожность, но это лишь в очередной раз подчёркивает его горячее рвение к свободе, присущее каждому молодому человеку, способному на любовь и преданность своей родине.

Вариант 2

Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.

Легенда о бое горца с грозным и мощным животным давно живет на Кавказе и могла быть услышана впечатлительным поэтом в детстве. Повзрослевший Лермонтов, годами вынашивая идею написания «Мцыри», взял этот эпизод за основу. Он не случайно поместил его в центр композиции и уделил ключевое внимание. По замыслу автора духовное перерождение главного героя происходит именно в момент победы над достойным соперником. Юный послушник понимает, что настоящая жизнь-это события от которых закипает кровь, а не многочасовые молитвы и ежедневное соблюдение строгого поста.

Оба соперника выступают равными друг другу. Это видно в словах юного монаха, описывающего хищного зверя. Мцыри с восхищением отзывается о барсе, в его словах не видно страха, призрения или ужаса. Юноша понимает, что соперник, встретившийся ему на пути-такой же воин, как и он сам. Они оба, животное и мальчик, борются за жизнь с полной самоотдачей и проявление их инстинктов естественно и не наигранно.

Пьянящее ощущение свободы дается Мцыри очень дорогой ценой. Израненный, голодный и крайне истощенный, он был найден служителями монастыря в степи. Тем не менее, юный горец не готов променять эти три коротких дня даже на две длинных размеренных монашеских жизни. Он с горечью и тоской сожалеет лишь о том, что так и не смог найти дорогу домой, в родной аул, воспоминания о котором живо вспыхнули в его душе во время побега.

Поэма до сих пор производит сильное впечатление на думающего читателя потому, что только через трудности и их достойное преодоление человек обретает истинную свободу в душе и гармонию сердце. А Лермонтов, как гениальный автор смог донести это посредством красоты и силы русского слова.

Несколько интересных сочинений

    Весна приходит не одна, она приносит с собой то, что всю зиму спало крепким сном. Нет, я говорю не о медведях! И не о зеленых листьях на ветках деревьев. Я говорю о той силе и энергии что приносит с собой весна.

    Зимой рано темнеет и вечером уже особо не погуляешь. День кажется очень коротким. И мы больше времени проводим дома.

  • Сочинение Моя любимая игрушка Лего конструктор

    Первый конструктор, который у меня появился, был про полицейского, который на машине гонится за преступником. Потом мне подарили полицейский катер, и у меня начал собираться целый набор про полицейских

  • Сочинение господин Простаков в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образ

    Одним из второстепенных персонажей произведения является господин Терентий Простаков, представленный писателем в образе мужа главной героини помещицы Простаковой, отца их незадачливого сына Митрофанушки, фигурального владельца фамильного поместья.

  • Сочинение Алена Дмитриевна и Кирибеевич (сравнительная характеристика и отношение)

    Герои поэмы Алена Дмитриевна и Кирибеевич противопоставлены друг другу их взглядами и понятиями о чести, достоинстве, любви.

Поэма "Мцыри" - одно из самых известных творений М. Ю. Лермонтов. Поэт путешествовал по Военно-Грузинской дороге, занимаясь изучением местного фольклора, и встретил монаха, рассказавшего ему историю своей жизни. Лермонтов был так впечатлен его рассказом, что написал поэму. Особое место в сюжете занимает бой Мцыри с барсом.

Краткое описание первой части

Юноша рассказывал монахам о том, что с ним случилось, что он видел за пределами монастыря. Один из ключевых моментов в сюжете, в котором раскрывается характер персонажа, - это бой Мцыри с барсом. Он описан в трех главах.

В первой главе говорится о том, что ночью в лесу юноша встретил барса. Он предстает перед читателем не просто как опасное и дикое животное, а как гость пустыни. Мцыри не боится его - он им восхищается. Барс наслаждается красотой ночи, как и юноша. Для его описания поэт использует слова, подходящие под описание дитя, каким он и является, только барс - дитя природы.

В этот же момент Мцыри почувствовал, что хочет сразиться с хищником. И юноша понимает, что мог бы быть удалым воином. Для Мцыри бой с барсом - это возможность стать ближе к своей семье, к тому человеку, которым бы он мог стать. Поэтому юноша не боялся схватки, а ждал ее и радовался возможности проявить свою удаль.

Краткое описание второй части

Во второй части описывается начало боя Мцыри с барсом. Зверь почувствовал опасность и стал готовиться к схватке. Несмотря на то, что он был могучим, юноша не растерялся и не испугался. Мцыри подготовился к тому, чтобы отразить удар барса.

Прыжок зверя мог стать роковым для юноши, но он смог отразить его и нанести рану хищнику. И поэт в этот момент сравнивает его с человеком, тем самым показывая, что и дикие животные могут чувствовать. Но, несмотря на тяжелое ранение, зверь не собирается сдаваться и готов продолжить поединок с юношей.

Краткое описание третьей части

В третьей части описывается сам бой Мцыри с барсом. Зверь бросился на юношу, но тот успел защититься и ранить его. Схватка была жаркая, никто из них не хотел сдаваться. Сам Мцыри почувствовал себя диким животным, и другие люди испугались бы его в тот момент.

Барс сражался изо всех сил, и в том поединке они стали единым целым. Для юноши дикий зверь стал ближе, чем был бы друг. Но все-таки, несмотря на свою силу, барс пал в том поединке. Но Мцыри было его не жаль, потому что он погиб, как и подобает отважному и могучему бойцу.

Значение этого эпизода в поэме

Эпизод схватки главного героя и барса - это объединение человека и природы. Барс в поэме являлся олицетворением силы дикой природы, для которой важны все живые существа. В поединке сошлись два бойца, достойные быть ее частью. Но главное, что в тот момент Мцыри чувствовал себя свободным, как и дикий зверь.

Для юноши этот бой стал проверкой его способностей, его отваги. Во время этой схватки он смог показать свою силу, которую не получалось применить в стенах монастыря. Несмотря на то, что Мцыри не задумывался над тем, что он может быть отважным бойцом, он смог одолеть могучего соперника. И после этого юноша имел право с гордостью считать, что был бы не последним из храбрецов в родном краю.

В поэме "Мцыри" бой с барсом показал, что юноша не только смел, но и физически силен. Эта встреча и схватка с диким зверем продемонстрировали, что он не испугается никаких трудностей и будет дальше следовать своему пути. И даже израненный, юноша не пошел обратно в монастырь, а продолжил двигаться к своей цели.

Описание боя с барсом получилось динамичным, насыщенным событиями благодаря большому количеству глаголов. На протяжении чтения эпизода встречи с диким зверем читатель волнуется за героя: сможет ли он справиться со столь опасным и могучим противником? В схватке с барсом Мцыри проявил не только физическую, но и духовную силу, показав себя отважным воином.

error: