Односоставные и двусоставные предложения тест. Тест "«Односоставные предложения

Тест по русскому языку Односоставные предложения Неполные предложения для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А - 10 заданий, в части В - 3 задания, в части С - 1 задание.

1 вариант

А1.

1) В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого.
2) Односоставные предложения могут быть только рас­пространёнными.
3) Сказуемое в безличном предложении может быть вы­ражено неопределённой формой глагола.
4) Назывное предложение — односоставное предложение, которое имеет один главный член — подлежащее.

А2.

А. Под дождик хорошо спится.
Б. Тощие тени ложились на мокрый снег.
В. Дорогой, видимо, давно не пользовались.
Г. Громко хрустел под ногами лёд.

1) А, Г
2) В, Г
3) Б, В
4) А, В

А3. Укажите тип предложения:

Здесь хорошо отдыхается после однообразного пути по пыльной и знойной дороге.

1) двусоставное
2) определённо-личное
3) неопределённо-личное
4) безличное

А4.

1) Словом, скверно было на улице.
2) Гляжу на голубые волны и слушаю их шум.
3) К утру лужи затянуло тонким льдом.
4) Сквозь серые тучи зловеще прослеживается луна.

А5.

1) Люблю тебя, Петра творенье.
2) Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.
3) Построили редут.
4) Сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.

А6.

1) Гусь свинье не товарищ.
2) Открой дверь.
3) На чужой роток не накинешь платок.
4) Извините, меня ждут.

А7.

1) Вот и материнский дом.
2) Весело кататься по звонкому льду.
3) Вдалеке туман стоит сплошной стеной.
4) Вскоре преодолели горный перевал.

А8. Сколько назывных предложений в отрывке из стихотворения К.Д. Бальмонта?

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

А9.

1) Не жалею, не зову, не плачу…
2) Дни поздней осени бранят обыкновенно…
3) Подойди, пожалуйста.
4) У брата глаза карие, а у меня — зелёные.

A10.

1) Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево — го­лову.
2) Если она захочет встретиться, то позвонит.
3) Красная Шапочка пошла по длинной дороге, а волк побежал по короткой.
4) Мне исполнилось пятнадцать, а тебе?

(1)Вечерняя заря. (2)Далеко на горизонте чернеет зубча­тая гряда леса. (3)И над этой грядой то тут, то там поднима­ются багряные сосны косматые, похожие на вздыбленных сказочных медведей.
(4)Под ногами похрустывают сухие сучки. (5)Лопочут, шлёпая прохладной листвой по разгорячённому лицу, беспо­койные, не знающие и ночью отдыха, осинки.
(6)Стоим на опушке осинника, и перед нами простира­ется громадная равнина, ощетинившаяся молодым сосня­ком. (7)В воздухе знойно и приятно остро пахнет сосной, смолой.
(8)Вдали, на западе, равнина вползла на пологий холм, и казалось, что оттуда на нас накатывается широкая морская волна. (9)И самые сосенки, то иссиня-чёрные, то сизые да се­дые, то золотисто-багряные со светлыми каплями смолы, на­поминали нарядную, пятнистую шкуру.
(10)Вдруг справа от нас — это всегда бывает вдруг — вспорхнул рябчик и низом-низом, журча, как пропеллер, крылышками, потянул в еловую глушь.
(11)Над головой таинственное, тушенное серенькой дым­кой небо, под ногами — мох. (12)Вот тут мы и располагаемся на ночлег. (13)3а ночь отдохнёт не только тело, но и душа на­полнится ощущением лесной тишины и покоя. (14)Долго по­том ещё вспоминали эту незабываемую ночь. (По Ф. Абрамову)

B1. Среди предложений 5-7 найдите сложное предложение, в составе которого есть простое односоставное определён­но-личное предложение. Напишите номер этого предло­жения.

В2. Среди предложений 1-3 найдите простое односоставное назывное предложение. Напишите номер этого предло­жения.

В3. Среди предложений 8-9 найдите сложное предложение, в составе которого есть простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

C1. Напишите сочинение, опираясь на данный текст. Как вы понимаете слова Ф. Абрамова, что в лесу «…душа напол­нится ощущением лесной тишины и покоя»?

2 вариант

A1. Какое утверждение является неверным?

1) В двусоставном предложении два главных члена.
2) Односоставные предложения могут быть как распро­странёнными, так и нераспространёнными.
3) Неопределённо-личные предложения — односостав­ные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедшего вре­мени.
4) Сказуемое в безличном предложении может быть вы­ражено безличной формой личного глагола.

А2. В каком варианте ответа все предложения односоставные?

А. Вяжут кружева над лесом в желтоватой пене облака.
Б. Начнут советовать и вкось тебе и впрямь.
В. Следовало бы создать заповедники тишины.
Г. Листья клёнов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей.

1) Б, Г
2) А, Г
3) А, В
4) Б, В

А3. Определите тип предложения:

Решительно берёшься за скобу, заменявшую коло­кольчик, и громко стучишь.

1) двусоставное
2) определённо-личное
3) неопределённо-личное
4) безличное

А4. Найдите определённо-личное предложение:

1) Пахнет дождём.
2) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.
3) Лишь из лесу доносится заунывное уханье совы.
4) На набережной было темно и пустынно.

А5. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Мне направо.
2) Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд.
3) Вилку держим в левой руке, нож — в правой.
4) Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.

А6. В каком предложении глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица?

1) Соловья баснями не кормят.
2) В садах жгут прошлогоднюю листву.
3) Позвони мне завтра.
4) В гостях хорошо, а дома лучше.

А7. Найдите безличное предложение:

1) Нам посоветовали побывать в этом музее.
2) У нас не оставалось времени побывать в этом музее.
3) Останавливаюсь возле калитки и смотрю на окна дома.
4) Дым от костра поднимается в небо.

А8. Сколько назывных предложений во фрагменте стихотворения А.А. Фета?

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Я ничего не пойму.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

А9. В состав какого предложения входит неполное предложение?

1) С вечера всё спится, на дворе темно.
2) Во всём утомленье, глухое, немое.
3) Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается.
4) Сестра учится в первую смену, а я — во вторую.

A10. Какое предложение включает неполное односоставное предложение?

1) На столе лежат тетради, на стуле — книги.
2) Руслан сначала победил Рогдая, а потом — Черно­мора.
3) Это происшествие по радио освещалось слабо, а по те­левизору — широко.
4) Мне тоскливо без тебя, а тебе?

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Ранняя весна, а у зайчихи уже родились зайчата.
(2)3айчата родятся зрячими, в тёплых шубках. (3)Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. (4)Наевшись до­сыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. (5)Лежат смирнёхонько, — не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то.
(6)Проходит день, другой, третий. (7)3айчиха по всем полям скачет, давно уже про них и забыла. (8)А зайчатки всё лежат. (9)Бегать им нельзя: как раз ястреб заметит или напа­дёт на след лиса.
(10)Вот, наконец, бежит мимо зайчиха. (11)Heт, не ма­маша: тётка какая-то чужая. (12)3айчата к ней: накорми нас! (13)Ну что ж, пожалуйста, кушайте. (14)Накормила — и дальше.
(15)И опять зайчата под кустиками лежат. (16)А мамаша их где-то чужих зайчат кормит.
(17)Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими счи­тать. (18)Где бы ни повстречались, она их накормит. (19)Всё равно, свои они ей или чужие.
(20)Думаете, плохо зайчатам беспризорниками жить? (21)Ничуть! (22)Им тепло: шубка у них тёплая. (23)А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется, — потом несколько дней сыт.
(24)Невольно задумаешься: зайчихи не бросают детёны­шей, пусть даже чужих. (25)А люди?.. (По В. Бианки)

В1. Среди предложений 17-19 найдите сложное предложе­ние, в составе которого есть простое односоставное неоп­ределённо-личное предложение.

В2. Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение, в составе которого есть простое односоставное назывное предложение.

В3. Среди предложений 15-1 7 найдите сложное предложе­ние, в составе которого есть односоставные безличные предложения.

С1. Напишите сочинение, опираясь на данный текст. Как вы понимаете значение последнего предложения текста: «А люди?..»

Ответы на тест по русскому языку Односоставные предложения Неполные предложения
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-4
А4-2
А5-3
А6-3
А7-2
А8-3
А9-4
А10-4
В1. 6
В2. 1
В3. 8
2 вариант
А1-3
А2-4
А3-2
А4-2
А5-4
А6-1
А7-2
А8-1
А9-4
А10-4
В1. 18
В2. 1
В3. 17

Односоставное предложение

    Молча пьём за друзей, не пришедших назад. (Ю.Друнина)

    Его зарыли в шар земной. (С.Орлов)

    Эту песенку любили, с этой песней в бой ходили. (А.Сурков)

    И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новогодним днём.(О.Беггольц)

    Стада сгоняют с пастбищ горных. (Н.Браун)

    Вижу глубоко над головой сосны, облака, голубизну. (М.Алигер)

    Изучать положено от века ремесло, науки, языки. (М.Алигер)

    Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)

    От далёких и близких почты жду новогодней. (А.Яшин)

    Мелколесье. Степь и дали. (С.Есенин)

    В Мещерском крае нет особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (К.Паустовский)

    Но всё же этот край обладает большой притягательной силой. (К.Паустовский)

    Что можно увидеть в Мещёрском крае? (К.Паустовский)

    В Мещёрском крае можно увидеть обширные болота, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Односоставное предложение

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого)

    Не расти траве после осени. (Кольцов)

    Люблю дымок спалённой жнивы. (М.Лермонтов)

    Из коры берёз гнали душистый дёготь, делали красивые туески. (И.Соколов-Микитов)

    Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной. (И.Бунин)

    Ветер повеял прохладой.

    Незнанием никогда не следует хвалиться. (Н.Чернышевский)

    Травы скашивают рано утром, пока они не уронили росы. (В.Солоухин)

    Мне было скучно одному и немного страшно. (В.Каверин)

    Отзвонили вечерню во святых церквах. (М.Лермонтов)

    Тянет горьким дымком. (М.Луговской)

    Ложкой моря не вычерпаешь. (пословица)

    Шёпот, робкое дыханье, трели соловья… (А.Фет)

    Солнца луч промеж туч был и жгуч и высок. (А.Фет)

    Страшнее кошки зверя нет! (И.Крылов)

Односоставное предложение

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    Мне безумно захотелось дышать русским воздухом, захотелось ходить по русской земле. (И.Тургенев)

    В полку отбой сыграли. (К.Вашенкин)

    Что-то целый день меня знобит.

    Не презирай совета ничьего. (И.Крылов)

    Утро ясное, морозное, и дома не сидится.

    Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

    Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)

    В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю.Олеша)

    Приветствую тебя, пустынный уголок. (А.Пушкин)

    На пригорке то сыро, то жарко. (А.Фет)

    По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А.Майков)

    Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

    Ради розы терпят и шипы. (пословица)

    Тихая, звёздная ночь… (А.Фет)

Односоставное предложение

В - т 4

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    Ей отвели уголок за перегородкой.

    Отговориться было невозможно.

    Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников.

    В городе меня приняли радушно.

    Не стану описывать нашего похода и окончания войны.

    Мне было жало бедного старика.

    Век буду за тебя Бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать не стану.

    Не жалеешь ты меня на старости лет.

    Береги честь смолоду.

    Пушку туда перетащили накануне. (По А.Пушкину)

Односоставное предложение

В - т 5

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    В зимнюю пору смеркается рано.

    Всё вокруг зазеленело.

    Молча сижу под окошком темницы. (А.Пушкин)

    Синее небо в окошко мне видно. . (А.Пушкин)

    Спой нам, ветер, про синие горы.

    От добра добра не ищут. (пословица)

    Его в степи без чувств нашли (М.Лермонтов)

    И снова мне легко. (А.Фет)

    В дверь несмело постучали, и в комнату вошла невысокая девушка.

Односоставное предложение

В - т 6

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    Чуть забрезжило на востоке.

    На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет.

    Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье! (А.Пушкин)

    У старика Михеича ломило поясницу.

    Снявши голову по волосам не плачут. (пословица)

    Ночь проходит, нет дороги ни вперёд и ни назад.

    Люблю тебя, Петра творенье! (А.Пушкин)

    Хоронили Катерину Петровну на следующий день. (К.Паустовский)

    [Дали за рекой стояли сизые.] От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. (К.Паустовский)

    Можно было различить самый дальний курган в степи.

    дай мне тростиночку простую, её вот этак очини.

    Я в ту тростиночку подую, пристроясь где-нибудь в тени. (Е.Винокуров)

    Ещё светло перед окном… (А.Фет)

    Во время новоселья домовому преподносили специальные дары. (Ф.Капица)

Односоставное предложение

В – т 7

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    Домового уважали, по праздникам выставляли ему угощение, называли почтительно кормильцем, хозяином, дедушкой. (Ф.Капица)

    Вокруг зазеленело.

    Дайте мне сиянье дня! (А.Пушкин)

    Синее небо в окошко мне видно.(А.Пушкин)

    Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

    Собирались в дорогу весело, дружно, без суеты.

    В XVIII и XIX вв. в России придерживались строгого бального этикета.

    Молодым девушкам не позволялось танцевать с незнакомыми кавалерами.

    Такое приглашение можно было принять только один раз на очень многолюдных балах.

    Мужайся, сердце, до конца. (Ф.Тютчев)

    Домовым называли домашнего духа, живущего по соседству с человеком. (Ф.Капица)

    Было бы глупо приступать к этому вопросу. (Ю.Олеша)

    И снова мне легко. (А.Фет)

    С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (А.Фет)

Односоставное предложение

В - т 8

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    Поутру пришли звать меня от имени Пугачёва.

    Отговориться было невозможно.(По А.Пушкину)

    Всё больше заносит снегом окошко. (И.Бунин)

    После дела за советом не ходят. (пословица)

    В горле у Севосьянова перехватило. (В.Панова)

    Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б.Пастернак).

    Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н.Шумаков).

    Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

    По аллее проводят лошадок. (А.Ахматова).

    В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков).

    По наружности о человеке не суди. (Пословица).

    Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А.С.Пушкин).

    Мне чистой ладожской воды не выпить никогда. (М.Дудин).

    Страшный треск…Крики…

Односоставное предложение

В - т 9

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами.(А.Н.Толстой)

    Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан.

    Во всём доверься высокой совести своей. (Н.Шумаков)

    Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. (А.Ахматова)

    Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. (пословица)

    От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А.М.Фёдоров).

    Тихая, звёздная ночь. (А.Фет)

    Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)

    Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам. (Н.Шумаков)

    Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А.Блок)

    Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.(С.Есенин)

    Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

Односоставное предложение

В - т 10

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    разведчика. (В.Некрасов).

    Светает. Мглистый банный чад. (Б.Пастернак).

    Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова. (Н.Шумаков).

    На заводе всё благополучно.

    Ждут только приезда Василия Терентьевича. (А.И.Куприн).

    В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо.(А.П.Чехов).

    Ночью курсантов подняли по тревоге. (Успенский В.)

    Мне в тебе разувериться никогда не пришлось. (Н.Шумаков).

    Рядом с Сенькой положили худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-

разведчика. (В.Некрасов).

    На даче спят под шум без плоти, под ровный шум на ровной ноте, под ветра яростный

надсад. (Б.Пастернак).

    Бодро идёшь домой. (И.А.Бунин).
    13. Шума волн не слышно было за голосами. (М.Горький).
    14. По наружности о человеке не суди. (Пословица).

Односоставное предложение

В - т 11

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

1. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова) 2. Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам. (Н.Шумаков)
3. Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А.Блок)
4. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.(С.Есенин) 5. Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди! (Н.Рубцов)
6. Тишина. Кукушка. Травы. (В.Боков)
7. Старую дорогу разобрали. Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова.
8. В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков). 9. Нет мне здесь прежних утех! (А.Майков) 10. Захолодало ещё в июле.

11. В комнате было совершенно светло. 12. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

13. Зимой свет зажигают рано.

14. С моря веет свежестью

Односоставное предложение

В - т 12

Определите тип односоставных предложений с главным членом – сказуемое. В безличных предложениях укажите способ выражения сказуемого.

    С вечера крепко подморозило.

    Изредка выводили медведей пред окна барского дома.

    Кому-то принесли от мастера ларец.

    Под музыку осеннего дождя иду во тьме

    Брошу в море сети частые, синий парус подниму.

    Нигде жилья не видно на просторе.

    Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

    Без зонта не выйдешь из дома, потому что льёт дождь

    Подул ветерок, и сразу стало свежо.

    Кому-то не спится в прекрасном далеке.

    С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.

    Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

    Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек.

    Старика трясло от злобы.

Упражнение 1.

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Упражнение 2.

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.

По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Упражнение 3.

Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Упражнение 4.

Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Упражнение 5.

Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.)

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые .

1) Шумим братец шумим.... (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездонную бочку водой н... наполн...шь. (Посл.) 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом н... замен...шь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. (П.) 5) На войне встреча...шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше превосходительство".(Г.)10) Любишь ката...ся - люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)

Упражнение 8.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец возвратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу.
(М. Ю. Лермонтов.)

Упражнение 9.

По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.
1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец:
Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.
1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.

Образец: У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.
1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У меня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.

Упражнение 10.

Прочитайте сложные (сложносочинённые) предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Обе грамматические основы в данных сложных предложениях двусоставны. Замените оба простых предложения безличными. Проанализируйте изменение стилистики высказываний.


Образец:
Повеял холодный ветер, и наступила темнота. Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил. 2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины. 3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб. 4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.

Упражнение 11.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).

1) Уже совсем ра...вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес...ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит... . (Кор.) 3) Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дохнул сентябрь - и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл...мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг...вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н...досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н... пришлось долго ждать.

Упражнение 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 2) - Отнести её вон,- проговорила изменивш...мся голосом старуха. - Скверная собач...нка! (Т.) 3) Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др...жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот...плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух... тишина. (Ч.) 8) Как постел...шься, так и высп...шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап...хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к...тались с большой ледя...ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр...делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)

Тест по теме «Односоставные предложения»

1. Укажите неверное утверждение.

1) Односоставные предложения могут быть распространенными.
2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
3) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен
для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение - это предложение, в котором:
1) опущено подлежащее,
2) опущено сказуемое,
3) нет второстепенных членов предложения,
4) грамматическая основа состоит из одного главного члена
предложения.

3. Какое предложение является односоставным?

1) Кругом все было тихо и спокойно.
2) Не будем подбрасывать дров в огонь.
3) В небе горела только одна маленькая звездочка.
4) Прошло около двух лет.

4. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре нет.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
3) Стою один среди равнины голой...
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) И нам пора опять в далекую дорогу.
3) Влажной землей из окна потянуло.
4) Им еще предстоит долго учиться.

7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.
3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?

8. Какое предложение является односоставным безличным?

1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило.

9. Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Мне от тебя ничего не надо.
2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
3) Этому коню цены нет.
4) Скоро можно было отправляться в путь.

10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?

1) Когда же прикажете ожидать вас?
2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.
3) Сюда ездят любоваться морем и горой.
4) В здешних морях иначе плавать нельзя.

11. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу...(6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Н.Вурдов)

12. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)

13. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней… (З.Сорокин)

14. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)

15. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера - неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. (К.Паустовский)

(Вариант-1)

1.Предложение, в котором один главный член сказуемое в форме 3-го лица, мн.ч, наст, буд, прош. времени:

А) Определённо-личное

Б) Неопределённо-личное

В) Безличное

Г) Назывное

2. Найдите определённо-личное предложение:

А) Только к вечеру ему удалось причалить к острову.

Б) На город спустились сумерки.

Г) Люблю дымок спалённой жнивы.

3. Найдите неопределённо-личное предложение:

А) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

Б) В дверь осторожно постучали.

В) В полях темнело.

Г) В приёмной мне пришлось немного подождать

А) Вот парадный подъезд.

Б) Умную голову почитают смолоду.

В) Тут снега наметает метра на три.

Г) Парк давно закрыли.

5. Определите тип предложения Не цвести цветам поздней осенью:

А) Безличное

Б) Определённо-личное

В) Неопределённо-личное

6. Найдите безличное предложение:

А) Совсем тепло.

Б) Апрель двадцать второго года.

В) В углах комнаты темно.

Г) Идёмте верхней тропой.

7. Определите тип предложения: В гостиную втащили ёлку.

А) Безличное

Б) Назывное

В) Неопределённо-личное

Г) Определённо-личное

8. Неполное предложение-это:

А) Предложение с одним главным членом.

Б) Предложение, состоящее из одной грамматической основы.

В) Предложение с пропущенным членом, который легко восстановить.

9. Найдите неполное предложение:

А) Улица в снежинках.

Б) С левой стороны-турецкий диван.

В) Под Москвой журавли, туман и дым.

Г) Вот у берёзки боровик.

10. Найдите безличное предложение:

А) Ласковый осенний день.

Б) От воды потянуло сыростью.

В) Как роскошно струилась река!

Г) Все растения уже в цвету.

11. Определите тип предложения Нет паутин на вырубках.

А) Безличное

Б) Определённо-личноеш

В) Назывное

БЕЗЛИЧНОЕ

НАЗЫВНОЕ

Г) Неопределённо-личное

12. Найдите предложение, соответствующее схеме: , и

А) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б) Уже смерклось, и надо было торопиться.

В) Чёрные контуры деревьев, и вокруг ни души.

13. Какой схеме соответствует предложение:

Встречный ветер начал крепчать, и грести становилось труднее:

двусоставное

назывное

А) , и. .

безличное

двусоставное

Б) , и.

назывное

безличное

В) , и.

безличное

безличное

Г) , и.

двусоставное

определённо-личное

14. Найдите предложение, соответствующее схеме: , и.

А) Из окна сильно дуло, и весь день было пасмурно.

Б) Не говори мне о плохом, и я воспряну духом.

В) С утра шёл дождь, и небо затянуло тучами.

Г) Светло на улице, и виден сад насквозь.

15. Найдите сложное предложение, состоящее из двух односоставных:

А) Ещё держатся по ночам морозы, а в воздухе уже веет весной.

Б) Чуть брезжилось, когда нас разбудили.

В) Приятно видеть, как тает последний снег.

ТЕСТ «Односоставное предложение» (Вариант-2)

1.Найдите среди данных предложений односоставное:

А) Не плачь ты попусту.

Б) Часам к двум пополудни началась гроза.

В) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения: Ночь как год:

А) Односоставное

Б) Двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным? Определённо-личное предложение-это:

А) Предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо

указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б) Односоставные предложения

В) Предложения, употребляющиеся в разговорной речи.

Г) Предложения с главным членом сказуемым.

4. Найдите безличное предложение:

А) Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б) Хорошо в зимнем лесу!

В) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения: Тропинки в лесу замело снегом:

А) Двусоставное

Б) Определённо-личное

В) Безличное

Г) Неопределённо-личное

6. Какая схема соответствует предложению: Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена:

двусоставное

двусоставное

А) , и.

опред.-личное

двусоставное

Б) , и, и.

неопред.-личное

двусоставное

В) , и.

безличное

двусоставное

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме: ( знаки препинания не проставлены)

И.

А) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.

Б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В) Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть

тяжёлые тучи.

Г) Ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев.

8. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

А) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать

под берёзами.

Б) Уже смерклось и в комнате стало темно.

В) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

Г) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

9. Определите тип предложения: В окружающей их осенней природе было грустно в этот час:

А) Безличное

Б) Неопределённо-личное

В) Определённо-личное

Г) Обобщённо-личное

10 Какое из предложений можно назвать обобщённо-личным:

А) После драки кулаками не машут.

Б) Не позволяй душе лениться.

В) Идёшь по лесу и слушаешь голоса птиц.

Г) Принеси мне поскорее зонт.

11. В каком предложении правильно указана грамматическая основа:

А) Оставь этот тон.

Б) Урожай уже убрали.

В) Рядом с домом построили новую школу.

12. В каком предложении главный член является составным именным сказуемым сказуемым:

А) Эту задачу можно решить дома.

Б) Адрес на конверте нельзя было прочитать.

В) В доме было совсем тихо.

Г) В жизни нет ничего случайного.

error: