Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Презентация "Правописание неопределённых и отрицательных местоимений" Правописание отрицательных местоимений с предлогами

Обобщение изученного по теме «Правописание неопределённых и отрицательных местоимений». Цель урока:

  • формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм (условия выбора дефисного написания и написания НЕ- и НИ-);
  • определение синтаксической роли местоимений в предложении.
Орфографическая разминка
  • Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
  • Выделить изученные орфограммы.
Пирож_к лишь ра_л_мила
  • Пирож_к лишь ра_л_мила
  • Да кусоч_к пр_кусила.
  • «Месяц месяц мой друж_к
  • П_з_лоченный рож_к!
  • Ты вст_ёшь во тьме глубокой…»
  • Ст_руш_нка хлеб поймала;
  • «Бл_годарствую, -ск_зала, -
  • Бог тебя бл_госл_ви…»
  • Вмиг тогда мой петуш_к
  • Пр_подымет гр_беш_к…
Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их. Разряды местоимений: - личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они); - возвратное (себя); - вопросительные (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько - служат для выражения вопроса); - относительные (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько - употребляются в сложных предложениях для связи их частей); - неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-какой, какой-то и др.); - отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, ни сколько, некому, не с кем и др.); - притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой и др.); - указательные (этот, тот, такой, таков, столько); - определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой). Чтобы не ударением , а НИ - в безударном положении. Например: НÉКТО- НИКТÓ, НÉЧЕМУ-НИЧЕМУ Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно, например: НÉ У КОГО, НИ О ЧЕМ. поплыл куда-то
  • поплыл куда-то
  • приплыл откуда-то
  • кто-то плыл
  • какие-то чайки
  • кричали о чём-то
  • какой-то дельфин
  • какие-то люди
  • кто-то думал
  • кто-нибудь встретит
  • кто-либо ждёт
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Чтобы не допускать ошибок при написании местоимений этих разрядов, необходимо помнить два правила: -местоимения с суффиксами -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис. Например: КТО-ТО, ЧТО-ЛИБО, ГДЕ-НИБУДЬ, КОЕ-КАК. Если приставка КОЕ- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно, например, КОЕ У КОГО; -в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка НЕ пишется под ударением , а НИ - в безударном положении. Например: НÉКТО- НИКТÓ, НÉЧЕМУ-НИЧЕМУ Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно, например: НÉ У КОГО, НИ О ЧЕМ. Самостоятельная работа.
  • Участвовал в какой(то) экспедиции, кто(то) ра_рисовал причудливые узоры, сотворил н(е, и)что уд_вительное, ра_даю(т, ть)ся какие(то) звуки, р_стут (кое)какие р_стения, (кое)(с)кем пов_да(т, ть)ся, о чём(нибудь) пом_чтать, п_думать о чём(либо) приятном, н(е, и)кто подош_л (к)нему бли_ко, (н_)(с)кем не ссорься, (н_)(к)кому мне пр_езжать.
Проверка.
  • Участвовал в какой-то экспедиции, кто-то раз рисовал причудливые узоры, сотворил нé что уди вительное, раз даются какие-то звуки, ра стут кое- какие ра стения, кое с кем пови даться , о чём-нибудь поме чтать, по думать о чём-либо приятном, нé кто подошё л к нему близ ко, ни с кéм не ссорься, нé к кому мне при езжать.
Выписать из текста все местоимения
  • Вдруг что-то шлёпнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. Я сидел и не шевелился. Внезапно она исчезла под кустами. Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.
Что-то, я, которая, она, которым, я, она, мне, что-нибудь Выводы
  • На этом уроке вы узнали, что:
  • местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис;
  • в отрицательных и неопределённых местоимениях приставка НЕ- пишется под ударением, а НИ- - в безударном положении;
  • если приставки НЕ-, НИ-, КОЕ- отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно;
  • местоимения бывают разными членами предложения.
Домашнее задание:
  • Написать мини-сочинение на тему «Весна пришла!», используя неопределённые и отрицательные местоимения.
Проверочная работа. Раскрыть скобки, вставить буквы, расставить запятые, подчеркнуть местоимения.
  • Всё смолкло. В грозной т_шине
  • Ра_дался дважды голос странный
  • И кто(то) в дымной глубине
  • Взв_лся чернее мглы туманной.
  • Всё тихо,(н_)кого здесь нет;
  • (Н_)кто на девушку не взглянет.
  • Чтоб чем(нибудь) играть от скуки,
  • Коп_ё ст_льное взял он в руки.
  • И од_нокие досуги
  • Уже (н_) с кем я не делил.

В правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:

1) употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях;
2) слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями;
3) слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоименных наречий было
частично разобрано.

Рассмотрим каждое правило подробнее.

1. Употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях :
Употребление НЕ и НИ в местоимениях.

А) в неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные
наречия) под ударением пишется не, без ударения – ни.

Приведем пример: никакой, нигде, некоторый, нисколько, ничто, никого,
некто, несколько, негде, незачем, никто.

Б) в словосочетаниях не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как
пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают
частицу как; без частицы как местоимения никто, ничто в этих
словосочетаниях – никто иной (другой); ничто иное (другое) – пишутся по
общим правилам: без ударения и без предлога – ни и слитно.

Приведем пример:
Вдалеке был не кто иной, как мой бывший однокурсник. – Никто иной этого
совершить не мог; Это было не чем иным, как простым мороженным. – Ничем
иным он не занимался.

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями :

А) в неопределённых и отрицательных местоимениях-числительных,
местоимениях-прилагательных, местоимениях-существительных не и ни
пишутся:
слитно, если между не и ни и корнем нет предлога;
Приведем пример: некого, никого, некто, несколько, нечто, никакого.
раздельно, если между не и ни и корнем есть предлог;
Приведем пример: ни у кого, не у кого, ни у какого, не к чему, ни к чему.

Б) в неопределённых и отрицательных местоименных наречиях не и ни всегда
пишутся слитно, поскольку это неизменяемые формы и не могут иметь при
себе предлогов;
Приведем пример: неоткуда ждать поступлений, негде жить, незачем уходить.

В) обратите внимание на правописание слов:
ни за чем, ни за что, нипочём – ни при чём, ни в какую, ни в чём ни
бывало.

Г) с остальными местоимениями (включая местоименные наречия) при
отрицании употребляется частица не, которая пишется с местоимениями
раздельно.
Приведем пример: не любой, не сам, не я, не вас, не каждому, не здесь, не
туда.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений :

А) местоимения-прилагательные, местоимения-существительные и местоимения
-числительные с предлогом пишутся раздельно.
Приведем пример: за тем деревом, по этому озеру, по тому берегу, на
сколько евро дешевле?

В данном случае местоимение можно изъять из словосочетания, а предлог
оставить, или заменить местоимение существительным, прилагательным,
числительным;
Приведем пример: за углом, по озеру, по морю, на семь центов дешевле.

Б) местоименные наречия, образованные путём слияния предлога и падежной
формы местоимения-существительного, местоимения-прилагательного,
местоимения-числительного, пишутся слитно.
Приведем пример: посему, поэтому, затем, потому, насколько.

В этом случае местоимение-существительное или местоимение-прилагательное
нельзя изъять из предложения или словосочетания, а предлог оставить;

Приведем пример: Она всё решит без ошибок, поэтому не стоит волноваться;
Его не было из-за того, что он был влюблен; Он сел, затем лег.

В) всегда пишутся раздельно сочетания:
зa этим, зa что, к чему, к тому, от этого, при этом, во что бы то ни стало;

Г) необходимо различать сочетание союза и с местоименным наречием так (в этом случае союз и можно изъять из предложения) и вводное слово итак со значением вывода, итоговой мысли (и нельзя изъять из предложения; вводное слово итак можно заменить другим вводным словом, например: таким образом).

Приведем пример: Отец ругал меня за бездействие каждый день, и это длилось в течение года (это длилось в течение года).
– Во-первых, он очень молод, во-вторых, не здоров.
Итак, рассчитывать на его помощь не следует (Таким образом, рассчитывать на его помощь не следует);

Д) местоимения с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

Кое-кто, кое-где, кто-то, где-либо, как-нибудь.

03.04

7 класс

Занятие № 14

Тема: Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

Цель урока : сформировать умение различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений, развивать внимание и память, стимулировать творческую активность детей

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (лист ответа для тестовой работы, справочные материалы)

Ход занятия

    Организационный момент. Введение в тему.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по необъятным просторам русского языка. Много тайн и загадок таится в глубинах каждого языка. Целью нашего путешествия станет поиск ответов на вопросы:

    как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?

    как правильно писать местоимения?

    Актуализация знаний:

Моряков в плавании нередко подстерегают опасности, поэтому каждый член экипажа должен быть уверен в своих силах. Давайте проверим свою смекалку, умение принимать правильное решение.

Тест

1. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая

1) называет предметы, признаки, количества
2) указывает на предметы, признаки, количества
3) обозначает предметы, признаки, количества

2. Укажите ряд, в котором допущена ошибка:

1)местоимения-существительные: кто-то, с кем-нибудь, к нему
2) местоимения-наречия: где, неоткуда, когда-либо
3) местоимения-прилагательные: свой, тебе, никакой

3. Найдите неопределённое местоимение:

1) нечего
2) некто
3) себя

4. Местоимения пишутся через дефис, если есть

1) приставка ПО и суффиксы ОМУ-ЕМУ
2) БЫ, ЛИ, ЖЕ
3) ТО, ЛИБО, НИБУДЬ

5. В этом ряду все слова пишутся через дефис:

1) (кое)где, поступил (по)своему
2) кое(с)кем, какой(либо)
3) чей(то), сделал (по)своему плану

Результат: “Вперёд, УДАЧА вас ждёт!”

    В поисках сокровищ”

Цель: повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений.

Словарный диктант (один человек у интерактивной доски; проверку осуществляет ученик-эксперт). Дополнительное задание для эксперта – указать местоимения.

Одноногий моряк на деревянной ноге, матросский сундук, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски чьих-либо сокровищ, кто-нибудь будет исследовать неприступные скалы, приключения на суше и на море, кое у чего развевался пиратский флаг.

    Остров исследователей”. Изучение нового материала.

    Сравните!

какой-то остров

где-нибудь плавали

кое с кем познакомились

увидели нечто

встретился некто

    никакого острова

    нигде не плавали

    ни с кем не познакомились

    нечего запоминать

    не встретился никто

ВОПРОСЫ:

    Найдите сходства и различия

    Как же отличить неопределённые местоимения от отрицательных?

    Почему у одних местоимений пишется приставка НЕ , а у других НИ ?

    Почему НЕЧЕГО написано слитно, а НИ с КЕМ раздельно?

    Посмотрите мультфильм, сформулируйте правило. Закончите составление схемы

Стихотворение-запоминалка

Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.

Эмоциональный итог работы: “Да, всякий раз убеждаешься, что НИКОМУ НИКОГДА не обойтись без ЗНАНИЙ, которые и приносят УДАЧУ”

Примечание . После того как дети сформулировали выводы, им раздаются справочные материалы

    Игра “Поймай местоимение”.

Найдите местоимения, определите разряд, объясните правописание.

Задание. Поймайте местоимение и посадите его в свою лодку.

    По острову бродил одинокий, грустный, никому не знакомый пират.

    Что-то ему подсказывало: никуда не надо уходить от воды.

    Обвинять пирату было некого и не в чем: он получил по заслугам

    Через некоторое время вдали показался какой-то корабль.

    Пират решил где-нибудь спрятаться, чтобы его никто не обнаружил.

    Кое у кого из прибывших на корабле в руках было нечто удивительное.

    Пристань чудес”.

Задание:

    объясните правописание;

    сделайте так, чтобы местоимение писалось раздельно

    нечему огорчаться – не к чему огорчаться

    никого не спрашивать – ни у кого не спрашивать

    нет никакой лодчонки – нет ни у какой лодчонки

    некому приходить – не к кому приходить

    нечем связать – не с чем связать

    Морские байки”

Задание . Придумать подписи к рисункам

    С кем бы поговорить моряку? - Моряку не с кем было поговорить, потому что на острове никого не было.

    У какого острова Флинт увидел свой корабль? - Ни у какого острова Флинт не увидел своего корабля.

    Откуда пират ждал помощи? - Пирату неоткуда было ждать помощи.

    Диктант с самопроверкой.

Предварительно объяснить правописание местоимений и не с глаголами, постановку знаков препинания. Затем закрыть шторкой. Дополнительное задание: найти другие местоимения.

Жило-было ничто.
Не умело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило.
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это ничего
И сказать-то
Нечего!
И.Михайлов

Как вы поняли смысл стихотворения?

Дополнительно. Р абота с программой “Уроки русского языка “Кирилла и Мефодия” 6 класс". Местоимения. Морфологический разбор местоимений. Слайд “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”

    Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в родной гавани. . Чему мы научились сегодня на уроке?

    Как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?

    Что нужно знать, чтобы грамотно писать местоимения?

Исключите лишнее:

    ТО, либо, нибудь, кое с неопределёнными местоимениями пишутся (слитно, через дефис)

    Под ударением в местоимении пишется (НЕ-НИ), без ударения – (НЕ-НИ)

    Если между КОЕ, НЕ, НИ и местоимением окажется предлог, то пишем (в одно слово, в два слова, в три слова

error: