Обобщение изученного по теме «Правописание неопределённых и отрицательных местоимений». Цель урока:
- формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм (условия выбора дефисного написания и написания НЕ- и НИ-);
- определение синтаксической роли местоимений в предложении.
- Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
- Выделить изученные орфограммы.
- Пирож_к лишь ра_л_мила
- Да кусоч_к пр_кусила.
- «Месяц месяц мой друж_к
- П_з_лоченный рож_к!
- Ты вст_ёшь во тьме глубокой…»
- Ст_руш_нка хлеб поймала;
- «Бл_годарствую, -ск_зала, -
- Бог тебя бл_госл_ви…»
- Вмиг тогда мой петуш_к
- Пр_подымет гр_беш_к…
- поплыл куда-то
- приплыл откуда-то
- кто-то плыл
- какие-то чайки
- кричали о чём-то
- какой-то дельфин
- какие-то люди
- кто-то думал
- кто-нибудь встретит
- кто-либо ждёт
- Участвовал в какой(то) экспедиции, кто(то) ра_рисовал причудливые узоры, сотворил н(е, и)что уд_вительное, ра_даю(т, ть)ся какие(то) звуки, р_стут (кое)какие р_стения, (кое)(с)кем пов_да(т, ть)ся, о чём(нибудь) пом_чтать, п_думать о чём(либо) приятном, н(е, и)кто подош_л (к)нему бли_ко, (н_)(с)кем не ссорься, (н_)(к)кому мне пр_езжать.
- Участвовал в какой-то экспедиции, кто-то раз рисовал причудливые узоры, сотворил нé что уди вительное, раз даются какие-то звуки, ра стут кое- какие ра стения, кое с кем пови даться , о чём-нибудь поме чтать, по думать о чём-либо приятном, нé кто подошё л к нему близ ко, ни с кéм не ссорься, нé к кому мне при езжать.
- Вдруг что-то шлёпнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. Я сидел и не шевелился. Внезапно она исчезла под кустами. Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.
- На этом уроке вы узнали, что:
- местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис;
- в отрицательных и неопределённых местоимениях приставка НЕ- пишется под ударением, а НИ- - в безударном положении;
- если приставки НЕ-, НИ-, КОЕ- отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно;
- местоимения бывают разными членами предложения.
- Написать мини-сочинение на тему «Весна пришла!», используя неопределённые и отрицательные местоимения.
- Всё смолкло. В грозной т_шине
- Ра_дался дважды голос странный
- И кто(то) в дымной глубине
- Взв_лся чернее мглы туманной.
- Всё тихо,(н_)кого здесь нет;
- (Н_)кто на девушку не взглянет.
- Чтоб чем(нибудь) играть от скуки,
- Коп_ё ст_льное взял он в руки.
- И од_нокие досуги
- Уже (н_) с кем я не делил.
В правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:
1) употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях;
2) слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями;
3) слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.
Слитное, раздельное и дефисное написание местоименных наречий было
частично разобрано.
Рассмотрим каждое правило подробнее.
1. Употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях
:
Употребление НЕ и НИ в местоимениях.
А) в неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные
наречия) под ударением пишется не, без ударения – ни.
Приведем пример: никакой, нигде, некоторый, нисколько, ничто, никого,
некто, несколько, негде, незачем, никто.
Б) в словосочетаниях не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как
пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают
частицу как; без частицы как местоимения никто, ничто в этих
словосочетаниях – никто иной (другой); ничто иное (другое) – пишутся по
общим правилам: без ударения и без предлога – ни и слитно.
Приведем пример:
Вдалеке был не кто иной, как мой бывший однокурсник. – Никто иной этого
совершить не мог; Это было не чем иным, как простым мороженным. – Ничем
иным он не занимался.
Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями :
А) в неопределённых и отрицательных местоимениях-числительных,
местоимениях-прилагательных, местоимениях-существительных не и ни
пишутся:
слитно, если между не и ни и корнем нет предлога;
Приведем пример: некого, никого, некто, несколько, нечто, никакого.
раздельно, если между не и ни и корнем есть предлог;
Приведем пример: ни у кого, не у кого, ни у какого, не к чему, ни к чему.
Б) в неопределённых и отрицательных местоименных наречиях не и ни всегда
пишутся слитно, поскольку это неизменяемые формы и не могут иметь при
себе предлогов;
Приведем пример: неоткуда ждать поступлений, негде жить, незачем уходить.
В) обратите внимание на правописание слов:
ни за чем, ни за что, нипочём – ни при чём, ни в какую, ни в чём ни
бывало.
Г) с остальными местоимениями (включая местоименные наречия) при
отрицании употребляется частица не, которая пишется с местоимениями
раздельно.
Приведем пример: не любой, не сам, не я, не вас, не каждому, не здесь, не
туда.
Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений :
А) местоимения-прилагательные, местоимения-существительные и местоимения
-числительные с предлогом пишутся раздельно.
Приведем пример: за тем деревом, по этому озеру, по тому берегу, на
сколько евро дешевле?
В данном случае местоимение можно изъять из словосочетания, а предлог
оставить, или заменить местоимение существительным, прилагательным,
числительным;
Приведем пример: за углом, по озеру, по морю, на семь центов дешевле.
Б) местоименные наречия, образованные путём слияния предлога и падежной
формы местоимения-существительного, местоимения-прилагательного,
местоимения-числительного, пишутся слитно.
Приведем пример: посему, поэтому, затем, потому, насколько.
В этом случае местоимение-существительное или местоимение-прилагательное
нельзя изъять из предложения или словосочетания, а предлог оставить;
Приведем пример: Она всё решит без ошибок, поэтому не стоит волноваться;
Его не было из-за того, что он был влюблен; Он сел, затем лег.
В) всегда пишутся раздельно сочетания:
зa этим, зa что, к чему, к тому, от этого, при этом, во что бы то ни стало;
Г) необходимо различать сочетание союза и с местоименным наречием так (в этом случае союз и можно изъять из предложения) и вводное слово итак со значением вывода, итоговой мысли (и нельзя изъять из предложения; вводное слово итак можно заменить другим вводным словом, например: таким образом).
Приведем пример: Отец ругал меня за бездействие каждый день, и это длилось в течение года (это длилось в течение года).
– Во-первых, он очень молод, во-вторых, не здоров.
Итак, рассчитывать на его помощь не следует (Таким образом, рассчитывать на его помощь не следует);
Д) местоимения с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.
Кое-кто, кое-где, кто-то, где-либо, как-нибудь.
03.04
7 класс
Занятие № 14
Тема: Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Цель урока : сформировать умение различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений, развивать внимание и память, стимулировать творческую активность детей
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (лист ответа для тестовой работы, справочные материалы)
Ход занятия
Организационный момент. Введение в тему.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по необъятным просторам русского языка. Много тайн и загадок таится в глубинах каждого языка. Целью нашего путешествия станет поиск ответов на вопросы:
как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?
как правильно писать местоимения?
Актуализация знаний:
Моряков в плавании нередко подстерегают опасности, поэтому каждый член экипажа должен быть уверен в своих силах. Давайте проверим свою смекалку, умение принимать правильное решение.
Тест
1. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая
1) называет предметы, признаки, количества
2) указывает на предметы, признаки, количества
3) обозначает предметы, признаки, количества
2. Укажите ряд, в котором допущена ошибка:
1)местоимения-существительные: кто-то, с кем-нибудь, к нему
2) местоимения-наречия: где, неоткуда, когда-либо
3) местоимения-прилагательные: свой, тебе, никакой
3. Найдите неопределённое местоимение:
1) нечего
2) некто
3) себя
4. Местоимения пишутся через дефис, если есть
1) приставка ПО и суффиксы ОМУ-ЕМУ
2) БЫ, ЛИ, ЖЕ
3) ТО, ЛИБО, НИБУДЬ
5. В этом ряду все слова пишутся через дефис:
1) (кое)где, поступил (по)своему
2) кое(с)кем, какой(либо)
3) чей(то), сделал (по)своему плану
Результат: “Вперёд, УДАЧА вас ждёт!”
“В поисках сокровищ”
Цель: повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений.
Словарный диктант (один человек у интерактивной доски; проверку осуществляет ученик-эксперт). Дополнительное задание для эксперта – указать местоимения.
Одноногий моряк на деревянной ноге, матросский сундук, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски чьих-либо сокровищ, кто-нибудь будет исследовать неприступные скалы, приключения на суше и на море, кое у чего развевался пиратский флаг.
“Остров исследователей”. Изучение нового материала.
Сравните!
где-нибудь плавали
кое с кем познакомились
увидели нечто
встретился некто
никакого острова
нигде не плавали
ни с кем не познакомились
нечего запоминать
не встретился никто
ВОПРОСЫ:
Найдите сходства и различия
Как же отличить неопределённые местоимения от отрицательных?
Почему у одних местоимений пишется приставка НЕ , а у других НИ ?
Почему НЕЧЕГО написано слитно, а НИ с КЕМ раздельно?
Посмотрите мультфильм, сформулируйте правило. Закончите составление схемы
Стихотворение-запоминалка
Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.
Эмоциональный итог работы: “Да, всякий раз убеждаешься, что НИКОМУ НИКОГДА не обойтись без ЗНАНИЙ, которые и приносят УДАЧУ”
Примечание . После того как дети сформулировали выводы, им раздаются справочные материалы
Игра “Поймай местоимение”.
Найдите местоимения, определите разряд, объясните правописание.
Задание. Поймайте местоимение и посадите его в свою лодку.
По острову бродил одинокий, грустный, никому не знакомый пират.
Что-то ему подсказывало: никуда не надо уходить от воды.
Обвинять пирату было некого и не в чем: он получил по заслугам
Через некоторое время вдали показался какой-то корабль.
Пират решил где-нибудь спрятаться, чтобы его никто не обнаружил.
Кое у кого из прибывших на корабле в руках было нечто удивительное.
“Пристань чудес”.
Задание:
объясните правописание;
сделайте так, чтобы местоимение писалось раздельно
нечему огорчаться – не к чему огорчаться
никого не спрашивать – ни у кого не спрашивать
нет никакой лодчонки – нет ни у какой лодчонки
некому приходить – не к кому приходить
нечем связать – не с чем связать
“Морские байки”
Задание . Придумать подписи к рисункам
С кем бы поговорить моряку? - Моряку не с кем было поговорить, потому что на острове никого не было.
У какого острова Флинт увидел свой корабль? - Ни у какого острова Флинт не увидел своего корабля.
Откуда пират ждал помощи? - Пирату неоткуда было ждать помощи.
Диктант с самопроверкой.
Предварительно объяснить правописание местоимений и не с глаголами, постановку знаков препинания. Затем закрыть шторкой. Дополнительное задание: найти другие местоимения.
Жило-было ничто.
Не умело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило.
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это ничего
И сказать-то
Нечего!
И.Михайлов
Как вы поняли смысл стихотворения?
Дополнительно. Р абота с программой “Уроки русского языка “Кирилла и Мефодия” 6 класс". Местоимения. Морфологический разбор местоимений. Слайд “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”
Подведение итогов урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в родной гавани. . Чему мы научились сегодня на уроке?
Как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?
Что нужно знать, чтобы грамотно писать местоимения?
Исключите лишнее:
ТО, либо, нибудь, кое с неопределёнными местоимениями пишутся (слитно, через дефис)
Под ударением в местоимении пишется (НЕ-НИ), без ударения – (НЕ-НИ)
Если между КОЕ, НЕ, НИ и местоимением окажется предлог, то пишем (в одно слово, в два слова, в три слова