Андрей георгиевич купцов. Невзоров

Миф о гонениях на церковь


Дело в том, что ввиду откровенной и очевидной дискриминации свободно мыслящих, атеистически мыслящих, агностиков или чистых атеистов в России, сейчас невозможно развенчать те мифы, которые усиленно создают церковники служители культа о своей несчастной судьбе в начале XX века. Притом, что я оговорюсь, тема эта болезненная, скользкая, и не всё надо воспринимать абсолютно буквально, хотя есть прекрасная книга господина Купцова (кстати, верующего) Андрея Георгиевича (если я не ошибаюсь) "Миф о гонениях на церковь", которая бесконечно ценна тем, что тут собраны все документы, касающейся вот той кровавой, страшной и беспокойной поры 20-30-х годов.

Во-первых, первый разговор о том, действительно ли большевики закрывали, громили и рушили церкви. Не исключено, что в частных, отдельных случаях в далёких губерниях мы имели дело и с какими-то маньяками, и с шизофрениками, и с террористами того времени, которые пользовались своей властью и действительно совершали какие-то и чудовищные, и противоправные действия. Но в целом, как принцип, как система, конечно же этого не было и быть не могло. Вот, в целом что произошло? Произошла Октябрьская Революция. Ну, этому предшествовало ещё много революционных событий и послереволюционных событий, и церковь была отделена от государства. Что это означало? Это означало, что с этого момента организации, как таковой, не существует. Не существует этого государственного департамента, на который только в 1911 году Россия потратила 37 535 478 золотых рублей. Из них только на зарплату духовенству 14 220 192 рубля. Это была абсолютно государственная структура, и, вот, согласно своду уставов государственного благоустройства, частей 4 и 5, в отделении 2 "О производстве церковных построений" статья 196: "Церкви сооружаются и содержатся за счёт казны", или, в скобочках: "за счёт прихожан". Приводится примерная процентовка. Это один случай. И это имеется в виду не содержание, а постройка этой церкви, когда действительно какой-нибудь впечатлившийся воодушевившийся купец решался на воздвижение какой-нибудь церквушки. Но этот процент ничтожный. Это всё было государственным и содержалось на государственные деньги. Причём, содержание такого количества церквей обходислось, как вы поняли по суммам, весьма недёшево, но и содержание одной церкви было очень затратно, потому что нужно понимать, что это здание постоянно нуждается в ремонтах, в реставрациях, в уборках, в очистках, требуются значительные суммы на уголь или дрова на отопление столь больших помещений, а не топить нельзя, иначе всё сыреть начинает, падать, плесневеть. Т.е. это весьма существенная трата даже на один храм, я уже не говорю про зарплату притчу, это же не только поп, это же как правило ещё и, как минимум, дьякон, проекклесиарх, хор, различные алтарницы и т.д., и т.д., и т.д. И что произошло? В какой-то момент церкви было сказано, что, ребята, вот, хотите, верьте, хотите, не верьте, вот вам абсолютная свобода, согласно инструкции народного комиссариата юстиции от 24.08.18 года храмы были переданы верующим. Государство отреклось от необходимости их содержать. Больше ни единой копейки этим храмам, этим попам, этим верующим государство не давало. И тут произошло, то что должно было произойти. Я не знаю, что там у них с мучениками, не знаю что там у них с какими-то страдальцами за веру, но примерно 96% всего личного состава духовенства кинулось искать себе другую работу. Счетоводами, бухгалтерами, литераторами, завхозами, кем угодно (просто, им надо было кормить семьи), и никто их труд больше не оплачивал. Естественно, те немногочисленные прихожане, которые пооставались (а мы знаем, что как только была аннулировано действие огромного количества статей уголовных уложений о наказании за отступление от веры, примерно 80% жителей России прекратили вообще всякие отношения с церковью и, естественно, финансовые тоже), и вот, этим маленьким группкам старушек, которые остались при церквях, естественно, было не под силу содержать эти сооружения и не под силу было платить, как они были бы обязаны платить, потому что как только церкви передали в некую такую аренду верующим, им было вменено в обязанности хранить и беречь, как доверенное им народное достояние, производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как то: отоплению, охранению, оплате долгов, местных сборов и т.д. И церкви, разумеется, начали пустеть. Попы сбегали, поскольку им больше никто не оплачивал их труд. Маленькие-маленькие приходики, остававшиеся при этих церквях, естественно, были не в состоянии оплатить даже сотой части того, что эти огромные и сложные архитектурные сооружения требовали. И поэтому началось запустение. Поэтому появились по всей России сперва десятки, поотм сотни, а потом и тысячи бесхозных храмов, которые потом, естественно, как всё бесхозное, стало разоряться, громиться, населяться беспризорниками. Там стали выкорчёвывать окна, двери, всё деревянное, всё относительно полезное в быту. Но вот такого сознательного, являющегося элементом государственной политики, разгрома церквей или закрытия церквей никто никогда не производил. Читайте замечательную книгу Купцова "Миф о гонениях на церковь". Она написана не очень академическим языком, правда, работает с хорошими документами, и автор, кстати, верующий. Причём, такой воцерковлённый верующий. Брадатый. Ну, я не по этому принципу сужу. Я прочёл всё, что о нём написано. Это вполне почтенный человек, который единственно, минутами он не скрывает эмоций. Книга не объявлена в числе экстремистских материалов, поэтмоу я подозреваю, раздобыть её несложно.

] .
(Москва: Крафт+, 2008)
Скан, обработка, формат: Zed Exmann, 2009; Формат Htm: Georg Lukas, 2012

  • ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Глоссарий социального понимания (3).
    Мифология контрреволюции: 1953-1956-1987-1991-1993. Как мы все проиграли битву за историю (4).
    К читателю (4).
    От автора. Наша молодость - нищий совковый СССР с ракетами и красивый капитан Америка в джинсах (7).
    Глава 1. Краткая предыстория вопроса о терроре (15).
    Коммунизм - модель программа общества будущего (45).
    Глава 2. Миф о красном терроре! А был ли он? (49).
    Глава 3. Легенда про Учредительное собрание, которое разогнали большевики (68).
    Глава 4. Грязная байка про ограбление народа большевиками (86).
    Глава 5. Миф о великой и богатой России до 1917 года (117).
    Глава 6. Грязная легенда о беззаконии большевиков (133).
    Глава 7. Великий миф о терроре ЧК, которая никого не стреляла и не сажала (136).
    Глава 8. Реальность России - лютая ненависть паразитарных групп (162).
    Глава 9. Миф о сравнении с США (172).
    Глава 10. ВПК (182).
    Глава 11. Новая Россия (190).
    Глава 12. С нами Бог (204).
    Глава 13. Враги в ассортименте (213).
    Глава 14. Peacemaker. Немного о реальных расстрелах ВЧК и Ревтрибунала (222).
    Глава 15. Первый «советский» голод. Продотряды. Первый кулацкий террор. Война в тылу (228).
    Глава 16. Белый террор де-факто и красный террор де-юре (241).
    Глава 17. Белые про белый террор (260).
    Глава 18. Bellum civile (279).
    Глава 19. Запад нам помогает. Иностранные интервенты на территории России (районы действия) (286).
    Глава 20. 1920-1921 (296).
    Глава 21. Пропавший из истории России и Европы великий голод 1921 года (304).
    Глава 22. Пропавшее из истории России западносибирское восстание 1921 года (309).
    Глава 23. А был ли вообще красный террор? Или все же белый? (319).
    Глава 24. Голод на Украине в 1933 году (326).
    Глава 25. Репрессии! Что это такое!? Ликбез для соотечественников от доктора наук (344).
    Глава 26. Что такое русская духовность в XX веке (356).
    Глава 27. Геоклиматическая трагедия России: земля, которая никого не могла прокормить (358).
    Глава 28. Куда исчез из памяти тотальный террор азиатских войн? (399).
    Глава 29. 1921 (402).
    Глава 30. Забытая система образования (411).
    Глава 31. Великий теоретик и историк-антикоммунист №1 в мире (424).
    Глава 32. Паразиты большой лжи (452).
    Глава 33. Детективы - публицистика - история - эпатаж (466).
    Глава 34. Дворянство ушло из социальной памяти (481).
    Глава 35. Теоретическое харакири (486).
    Глава 36. Всем известные, но никем не видимые исторические враги России (501).
    Глава 37. Дворяне были реальными врагами народа (507).
    Глава 38. Как же просто они все-таки победили (510).
    Глава 39. Мифы о ненужных темпах индустриализации, необеспеченности жильем граждан СССР и Каналстрое (525).
    Глава 40. 1924-1934: Народ натюрлих (545).
    Глава 41. Вот трамвай на рельсы встал - под трамвай фашист попал: фашисты, фашисты, кругом одни фашисты (550).
    Глава 42. Разгром антигосударственного 1937 года (551).
    Глава 43. Спаситель СССР - президент Чехословакии Бенеш (557).
    Глава 44. 1937: Леон Фейхтвангер и процессы гражданских вредителей (566).
    Глава 45. Миф о больших чистках (579).
    Глава 46. Москва 1937. Жизнь как таковая глазами Л. Фейхтвангера (586).
    Глава 47. Гражданские процессы (594).
    Глава 48. Враги о заговоре (605).
    Глава 49. Узаконенная ложь (614).
    Глава 50. Политэротика (622).
    Глава 51. Реставрация (629).
    Приложение. Le Kazaken (643).

Аннотация издательства: По мнению автора, «перестройка» представляет собой банальнейший буржуазный переворот. Это было не ново, если бы такую оценку давал «левый». Но автор - в прошлом диссидент-радикал, основатель религиозного общества, сохранивший мистико-религиозную систему восприятия, - рассматривает это событие с необычной позиции.
По его гипотезе, чтобы весь народ поддержал переворот, в общенародное сознание был гениально точно заброшен великий эпос «о кровавом прошлом СССР, который был «Империей зла». В этот эпос входили не менее великие мифы лжи: миф о том, что Россия до 1917 г. была богатой, сильной, индустриальной державой, миф о гонении церкви, миф о красном терроре, диктатуре Сталина, архипелаге ГУЛАГ и неэффективности советской экономики.
Все, следуя линейной закономерности возможного развития «великой» до 1917 г. страны, считали, что Россия могла быть лидером планеты, но динамичный путь империи остановил жидобольшевистский эксперимент. Мифы уничтожили систему...


Дело в том, что ввиду откровенной и очевидной дискриминации мыслящих свободомыслящих, атеистически мыслящих, агностиков или чистых атеистов в России сейчас невозможно развенчать те мифы, которые усиленно создают церковники, служители культа о своей несчастной судьбе в начале XX века. Притом, что я оговорюсь, тема эта болезненная, скользкая и не всё надо воспринимать абсолютно буквально. Хотя есть прекрасная книга господина Купцова, кстати верующего, Андрея Георгиевича, если я не ошибаюсь, «Миф о гонениях на церковь», которая бесконечно ценна тем, что тут собраны все документы, касающиеся той кровавой, страшной и беспокойной поры 20-х и 30-х годов.

Во-первых, первый разговор о том, действительно ли большевики закрывали, громили и рушили церкви?

Не исключено, что в частных отдельных случаях, далеких губерниях мы имели дело и с какими-то маньяками, и с шизофрениками, и с террористами того времени, которые пользовались своей властью и, действительно, совершали какие-то и чудовищные, и противоправные действия. Но в целом, как принцип, как система, конечно же, этого не было и быть не могло.

В целом, что произошло? Произошла Октябрьская революция, этому предшествовало много ещё революционных событий и послереволюционных событий, и церковь была отделена от государства.

Что это означало? Это означало, что с этого момента организации как таковой не существует. Не существует этого государственного департамента, на который: «только в 1911 году Россия потратила тридцать семь миллионов пятьсот тридцать пять тысяч четыреста семьдесят восемь золотых рублей. Из них только на зарплату духовенству четырнадцать миллионов двести двадцать тысяч сто девяносто два рубля». Это была абсолютно государственная структура, и согласно «Своду уставов государственного благоустройства», части четвертой и пятой, в отделении втором «О производстве церковных построений», статья 196-я: «Церкви сооружаются и содержатся за счёт казны», или в скобочках: «за счёт прихожан», и приводится примерная процентовка. Это примерно один случай, и то имеется в виду не содержание, а постройка этой церкви, когда действительно какой-нибудь впечатлившийся, воодушевившийся купец решался на воздвижение какой-нибудь церквушки, но этот процент ничтожный. Это всё было государственным и содержалось на государственные деньги. Причём, содержание такого количества церквей обходилось, как вы поняли по суммам, весьма недёшево, но и содержание одной церкви – это тоже было очень затратно. Потому что, надо же понимать, что это здание, то есть оно постоянно нуждается в ремонтах, в реставрациях, в уборках, в очистках; требуются значительные суммы на уголь или дрова для отопления столь больших помещений, а не топить нельзя, иначе всё начинает сыреть, падать, плесневеть. То есть это весьма существенная трата даже на один храм, я уже не говорю про зарплату- притчу, а это же не только поп, это же, как правило ещё, как минимум дьякон, параекклисиарх, хор, различные алтарницы и так далее, и так далее, и так далее.

И что произошло? В какой-то момент церкви было сказано: ребята, хотите верьте, хотите не верьте, вот вам абсолютная свобода и согласно «Инструкции народного комиссариата юстиции от 24.08. 1918 года» храмы были переданы верующим, государство отреклось от необходимости их содержать. Больше ни единой копейки этим храмам, этим попам, этим верующим государство не давало.

И тут произошло то, что должно было произойти. Я не знаю, что там у них с мучениками, не знаю, что там у них с какими-то страдальцами за веру, но примерно 96% всего личного состава духовенства кинулось искать себе другую работу: счетоводами, бухгалтерами, литераторами, завхозами, кем угодно. Просто им надо было кормить семьи, и никто больше их труд не оплачивал, а естественно, те немногочисленные прихожане, которые оставались… А мы знаем: как только было аннулировано действие огромного количества статей Уголовных уложений о наказании за отступление от веры, примерно 80% жителей России прекратили вообще всякие отношения с церковью, естественно, и финансовые тоже. И этим маленьким группкам старушек, которые остались при церквях, естественно, было не под силу содержать эти сооружения и не под силу было платить, как они были бы обязаны платить. Потому что как только церкви передали в некую аренду верующим «им было вменено в обязанности хранить и беречь как доверенное им народное достояние, производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как то: отоплению, охранению, оплате долгов, местных сборов и так далее». И церкви, разумеется, начали пустеть. Попы сбегали, поскольку им никто больше не оплачивал их труд, маленькие-маленькие приходики, оставшиеся при этих церквях, естественно, были не в состоянии оплатить даже сотой части того, что эти огромные и сложные архитектурные сооружения требовали. И поэтому началось запустение. Поэтому появились по всей России сперва десятки, потом сотни, а потом и тысячи безхозных храмов, которые потом, естественно, как всё безхозное стали разоряться, громиться, населяться беспризорниками, там стали выкорчевывать окна, двери, всё деревянное, всё относительно полезное в быту. Но такого сознательного, являющегося элементом государственной политики, разгрома церквей или закрытия церквей никто никогда не производил.

Читайте замечательную книгу Купцова «Миф о гонениях на церковь». Она написана не очень академическим языком, правда, автор работает с хорошими документами. Автор, кстати, верующий, причём, такой воцерковлённый верующий, бородатый. Но я не по этому принципу сужу, я прочёл просто всё, что о нём написано. Это вполне почтенный человек, который, единственное, минутами не скрывает эмоций. Книга не объявлена в числе экстремистских материалов, поэтому я подозреваю, раздобыть её несложно.

Комментарии: 2

    Александр Невзоров

    Истоки мифа о гонениях. Сила сценизма. Солдаты Суворова/Кутузова и репрессивная система. Русское язычество. Наполненность семинарий. Природа атеизма.

    Александр Невзоров

    Есть ещё такая деликатная и замечательная тема, как оскорбление чувств верующих. Конечно, чувства верующих должны быть оберегаемы от всяких оскорблений, и мы должны очень тщательно за этим следить и понимать, что верующие – это особые люди, они шныряют всюду и всюду ищут возможность оскорбиться. Они шныряют по послесловиям и предисловиям книг, по сайтам, по журналам, по выставке и везде жадно ищут возможности чему-нибудь оскорбиться и устроить очередную истерику. Но, они имеют право на эти истерики, и мы конечно должны эти чувства беречь. Вот такое трепетное отношение к их чувствам абсолютно, впрочем, не мешает нам поковыряться в истории того, что же на протяжении мировой истории оскорбляло верующих, оскорбляло христиан. Какие факторы для них были наиболее оскорбительны, и что вызывало у них наиболее массированные, продолжительные и шумные истерики?

    Александр Невзоров

    Итак, стояние, прошу прощение за выражение, произошло. То самое стояние, которое должно было изумить Россию и повергнуть в трепет всех врагов бизнес-корпорации под названием РПЦ. Сказать, что оно было особо впечатляющим нельзя. В общем, оно было в высшей степени жиденьким; и специалисты, в том числе из абсолютно религиозных организаций, из вполне авторитетных порталов типа христианского Портала Кредо, насчитали примерно пятнадцать тысяч участников. Причём понятно, что из этих пятнадцати тысяч участников 90% – это наиболее боевые, ответственные бабули-активисты, которые были свезены со всей России огромным количеством автобусов.

    Александр Невзоров

    Для нас это уникальный результат абсолютно чистого эксперимента, когда мы можем видеть научное, практически лабораторное доказательство того, что есть в действительности религия в соприкосновении со свободой, достоинством, личностью и современностью. Вероятно, другой такой образчик даже невозможно и припомнить. И невозможно найти столь же красноречивую, столь же характерную и демонстрационную ситуацию.

    Александр Невзоров

    А теперь поговорим о строительстве и восстановлении так называемых храмов. Это очень интересная тема, особенно интересная сегодня. Особенно интересная после этой истории с песнями и танцами каких-то девушек в каком-то очередном молитвенном собрании христиан. И в связи с тем, что мы вновь, наконец, даже те, кто не хотели этого, увидели знакомый звериный оскал, увидели дикую злобу, увидели агрессию, увидели, что, по сути дела, религия, в её таком доминирующем состоянии совершенно не совместима ни с цивилизацией, ни с демократией. Что она является существенным препятствием для строительства и организации любого гражданского общества. Именно в связи с этим стало понятно, что дни её, наверное, сочтены.

    Александр Невзоров

    Насколько я понимаю, эти девочки верующие, эти девочки просто несколько экзотично и непривычно помолились. Но для нас нет никакой разницы: одни странно одетые люди поют и танцуют или другие странно одетые люди поют и танцуют. К тому же, как Вы знаете, никаких понятий типа там кощунство, которым любят щеголять нынешние бородоносцы и служители культа, нам вообще непонятны и неизвестны, мы не обязаны знать, что это обозначает и что под этим подразумевается. Это целиком проблемы церкви. Ни в одном законодательном акте, ни в одном документе такого понятия не содержится, и мы этого, повторяю, не обязаны знать и знать этого не хотим.

    Александр Невзоров

    Владислав Аксенов

    Почему в начале XX века резко упал престиж Русской православной церкви? Какое влияние на культуру Серебряного века оказали русские внецерковные секты? Как расцерковление русского общества повлияло на его поведение в годы Первой мировой войны? Об этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Владислав Аксенов.

    19 апреля 2014 года в Петербурге в Концертный зале у Финляндского прошел творческий вечер писателя, журналиста и колумниста «Сноба» Александра Невзорова, во время которого он ответил на множество вопросов из зала. Бумажки с вопросами были сложены в ведро. Винегрет в этом ведре вышел удивительным: от просьбы посоветовать, стоит ли причащать ребенка, до вопроса в лоб: а не предатель ли Невзоров? Публикуем избранные вопросы и ответы.

    Александр Невзоров

    Итак, сегодня разговор о том, как спасать ребенка от так называемых основ православной культуры, а по сути дела, от прямой, лицемерной и предельно наглой религиозной пропаганды, которая вторглась уже и в школы.

Верите ли вы в миф о гонениях на церковь при большевиках? и получил лучший ответ

Ответ от Ковбой[гуру]
Гонение происходило под звон бокалов и брызги шампанского
Любой БаянЪ (с) можно тырить без всякого разрешения - правообладатель как таковой отсутствует.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Верите ли вы в миф о гонениях на церковь при большевиках?

Ответ от Госпожа СУДЬБА [гуру]
Привет))
Я не верю никаким Мифам, как хороши бы они не были.. . =))
Мифы всегда останутся Мифами...


Ответ от Ўлия [гуру]
Дыма без огня не бывает.
Моя прабабушка иконы в доме прятала и с дедом не разговаривала, когда тот флаг советский на дом вывешивал в праздники.. . боялись чего-то, видимо.


Ответ от Моя иллюзия [гуру]
А вы не мифы читайте, а историю.


Ответ от Ёветлый [гуру]
Я не верю... я знаю, что гонения были))


Ответ от Глот [гуру]
Откуда слова - свечной заводик откроем, будем наливочку попивать.


Ответ от Алексей Тихомиров [гуру]
Гонений не было, если только на отдельно зажравшихся попов или попов открыто хулящих советскую власть.


Ответ от Irina sabelina [гуру]
При большевиках - не знаю, говорят, что были. А вот при Брежневе - точно не было. Если же верить старшему поколению, то в последние годы жизни Сталина и при Хрущеве - тоже.


Ответ от Ђравница Анна [гуру]
Добрый анестезеолог совести, видно вы были у себя первым пациентом и ищите последователей. С таким взглядом на кровавую большевитскую историю - совесть не заболит.


Ответ от Александр самойлов [гуру]
это не гонения а суд за то что не приняли Христа во втором пришествии.пришли римские штыки (коммунисты) и смели всю старую христианскую веру вместе с попами в реку в огонь в землю их закапывали жьвьем.Они думали за веру а оказалось за предательство и пошли все верующие в валилонский плен на 70 лет по писанию


Ответ от .... [гуру]
зачем ты залез в могилу айболит?
и в ней зачем продолжаешь выпрашивать смерти?
зачем все это тебе?


Ответ от Ёвершилось! [гуру]
...да усохнет твой род. Амэн+
Занятного настроения айболитный крестоносец+


Ответ от Мэй [гуру]
поп Гапон во всём виноват, он и замутил революцию, так что мифы о Ленине - вдохновителе и пр. гонениях не соответствуют реалиям того времени


Ответ от Іерковный сторож. [гуру]
Еп. Василий (Зеленцов) Прилукский был расстрелян в подвале Лубянки, по др. версии - был живым брошен в тюремную клоаку. В начале 20-х годов организовал (в противовес комсомолу) Покровское Христианское об-во молодежи при Св. Троицкой ц. Был в ссылке на Соловках.
8.4.18При сопротивлении захвату имущества церкви с. Гнездова Тверской Епархии были замучены до смерти миряне Петр Жуков и Прохор Михайлов. С ними еще 30 прихожан.
11.4.19Свящ. Павел Войнарский с. Юрьевка Бердянского у. , Таврической губ. , зверски убит (11 пулевых ран и неск. штыковых) . С ним также расстреляны братья Павел и Алексей Кирьян.
12.4.79Суд над инокиней Валерией Макеевой в Москве за изготовление и продажу нескольких тысяч поясов с текстом 90 псалма «Живый в помощи Вышняго» . Направлена в спецпсихбольницу на принуд. лечение.
13.4.17Игумен Евгений, наст. Александро-Свирского мон. Олонецкой г. и с ним 5 чел. братии расстреляны. Противились разграблению монастыря. Сами рыли могилу, на ее краю пели «Христос Воскресе» .
18.4.21Прот. Серапион Черных во время освящения вербы в г. Николаевске на Амуре брошен в бухту.
20.4.20Постановление СНК за подписью Ленина: все находившиеся в пределах Троице-Сергиевой лавры и Загорске.. . здания и /ценности/... обращены в музей.
20.4.18Убит прот. Алексей Андронников, наст. Борисо-Глебской ц. в Костроме. Отцу Алексею шел 87 год.
22.4.31Расстреляны: протоиерей Александр Должинский, ключарь Софийского Киевского собора; протоиерей Виталий Богдан Скорбищенской ц. в Киеве.
24.4.44Прот. Александр Гутаревич села Слипче Грубешевского у. , Холмской губ. , убит партизанами-большевиками вместе с дочерью Ангелиной и ее подругой Евгенией.
26.4.22Начало судебного процесса в Москве по делу о церковных ценностях. 11 человек - к расстрелу.
30.4.18В Пасху, под святую заутреню свящ. о. Иоанну Пригоровскому станицы Незамаевской Кубанской епархии выкололи глаза, отрезали язык и уши; за станцией, связавши, живого закопали в навозной яме.
Апрель 1918.Свящ. Иоанн Краснов станицы Должанской Кубанской обл. после мучений живым был брошен в топку парохода.


Ответ от ?a? [гуру]
"Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу, тако благоволившему о Святой нашей Церкви. Выразим всенародно нашу благодарность и советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия. "
Вот как то так их гоняли..)


Ответ от Атеизм не пройдет! [гуру]
Протоирей Смирнов, очень жаловался, что 500- рублей от большевиков ему было унизительно получать было, мало мол. . Я ж говорю попы нас разорят.


Ответ от Володя Матвійчук [гуру]
Может кого то. но самою малость


Ответ от Ёергей Хандусь [гуру]
Бесспорно были в 20-х годах прошлого столетия, ну дык поповское отродье само в этом виновато))) А если взять более позднее время.. . в моем городе храм построили в 1968 году, какие уж тут гонения))


Ответ от Компенсатор_Х [гуру]
Почему - миф? Прижимали церковь, прижимали. Церковь рассматривалась как инструмент, неподвластный КПСС в полном объеме. Он воздействовал на малообразованную, более всего - деревенскую часто общества, что могло быть опасным. Потому и прижимали.



Урок 17. Миф о гонениях на церковь

Сейчас в России, ввиду откровенной и очевидной дискриминации людей, свободно и критически мыслящих, атеистически мыслящих, агностиков или чистых атеистов, практически невозможно развенчать те мифы о несчастной судьбе служителей культа в начале XX века, которые усиленно создают церковники. Отдельно подчеркну, что тема эта болезненная, скользкая и не все надо воспринимать абсолютно буквально. Хотя есть прекрасная книга Андрея Георгиевича Купцова – кстати, верующего, – «Миф о гонениях на церковь», которая бесконечно ценна тем, что в ней собрана огромная масса документов, касающихся той кровавой, страшной и беспокойной поры 1920-х – 1930-х годов.

Начнем с вопроса о том, действительно ли большевики закрывали, громили и рушили церкви.

Конечно, не исключено, что в частных, отдельных случаях, в удаленных губерниях мы в то время могли иметь дело и с маньяками, и с шизофрениками, и с террористами, которые пользовались своей властью и совершали какие-то чудовищные, абсолютно противоправные действия. Но в целом – как принцип, как система – массового разгрома церквей, безусловно, не было и быть не могло.

Что вообще тогда произошло? Произошла Октябрьская революция, которой предшествовало еще много всяких революционных событий, произошли разные послереволюционные события, и церковь была отделена от государства.

Что это означало? Это означало, что с данного момента организации как таковой не существует. Не существует этого государственного департамента, на который в одном лишь 1911 году Россия потратила 37 535 478 золотых рублей, причем 14 220 192 рубля из этой суммы ушло на зарплату духовенству. Я подчеркну – церковь была абсолютно государственной структурой, и в «Своде уставов государственного благоустройства», в разделе «О производстве церковных построений», в статье 196 мы читаем: «Церкви сооружаются и содержатся за счет казны», – и рядом в скобочках: «за счет прихожан». И приводится примерная процентовка, из которой мы видим, что расходы частных лиц здесь составляют совершенный мизер, и то имеется в виду не содержание, а постройка церквей, когда какой-нибудь воодушевившийся купец действительно решался на воздвижение небольшой церквушки. Это ничтожный процент.

Итак, повторю: вся эта церковная инфраструктура была государственной и содержалась на государственные деньги. Как вы уже поняли по приведенным суммам, содержание такого количества церквей обходилось весьма недешево. Но и содержание одной церкви – тоже очень затратное дело. Церковь, как любое здание, постоянно нуждается в ремонтах, в реставрациях, в уборке, в очистке; чтобы отапливать такое большое помещение, требуются значительные суммы на уголь или дрова, а не топить нельзя, иначе все начинает сыреть, осыпаться, плесневеть. Я уже не говорю про зарплату причту – а это же не только поп, это, как правило, еще как минимум дьякон, параекклисиарх, хор, всяческие алтарницы и т. д.

И вот в какой-то момент церкви было сказано: ребята, хотите – верьте, хотите – не верьте, но вот вам абсолютная свобода. И согласно инструкции Народного комиссариата юстиции от 24 августа 1918 года храмы были переданы верующим – государство отреклось от необходимости их содержать. Больше ни единой копейки на храмы, на попов, на верующих государство не давало.

А затем произошло то, что должно было произойти. Я не знаю, что там у них было с мучениками и прочими страдальцами за веру, но примерно 96 % всего личного состава духовенства кинулось искать себе другую работу: счетоводами, бухгалтерами, литераторами, завхозами, кем угодно. Просто им надо было кормить семьи, а никто больше их труд не оплачивал, за исключением разве что тех немногочисленных прихожан, которые остались при них.

Мы знаем, что как только было аннулировано действие всей огромной массы уголовных статей и уложений, предусматривающих наказание за отступление от веры, примерно 80 % жителей России прекратили вообще всякие отношения с церковью – включая, естественно, и финансовые. А маленькие приходики, состоящие в основном из старушек, которые остались при церквях, разумеется, были не в силах содержать попов и прочий причт и не в силах оплатить даже сотой части того, что требовали эти огромные и сложные архитектурные сооружения. Потому что как только церковное имущество передали в пользование верующим, той же инструкцией Наркомюста им было вменено в обязанность «хранить и беречь его как доверенное им народное достояние; производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как то: по отоплению, страхованию, охранению, оплате долгов, местных сборов и проч.» .

И церкви, разумеется, начали пустеть. Поэтому и появились по всей России сперва десятки, потом сотни, а потом и тысячи бесхозных храмов, которые со временем, естественно, как все бесхозное, стали разоряться, громиться, населяться беспризорниками, жители окрестных деревень стали выкорчевывать из них двери, оконные рамы, все деревянное, все относительно полезное в быту. Но сознательного, являющегося элементом государственной политики разгрома или закрытия церквей никто никогда не производил.

Читайте замечательную книгу Андрея Купцова «Миф о гонениях на церковь». Она написана не очень академическим языком, и автор минутами не скрывает эмоций, однако работает он с хорошими документами. Автор – вполне почтенный человек, кстати, как я уже сказал, верующий, причем такой воцерковленный, бородатый. Книга не входит в список экстремистских материалов, поэтому, полагаю, раздобыть ее несложно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Статьи автора

7. ЦЕРКОВЬ Мы все-таки выжили. Мы – альбигойцы Аквитанского Ренессанса, еретики европейского и русского Возрождения, философы, инженеры, техники, ученые конца второго тысячелетия, "простецы", костром платившие за Свободу, Творчество, Любовь – мы, те, которые "не рабы".

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Оборотни: люди-волки автора Каррен Боб

Церковь Наступивший позже раскол между католической и протестантской церквями привел к увеличению подобных голословных обвинений. Среди протестантов ходили слухи о том, что у ряда римских пап были незаконные отпрыски, рожденные в образе животных - как правило, волков.

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

Церковь Церковь - плоть от плоти народа. Поэтому не может быть нормальной церкви в ненормальном обществе. Религиозность превратилась в фарс, и поэтому неслучайно в США для так называемых истинно верующих женщин стали выпускать резиновые члены в виде распятия.

Из книги Газета Завтра 954 (8 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 961 (15 2012) автора Завтра Газета

Церковь и постмодерн Церковь и постмодерн Владимир Семенко 11.04.2012 Изучение религии и актуальное освещение событий, с ней связанных, следует вести как изнутри нее самой, так и с полным и всесторонним учетом контекста современного мира. С одной стороны, в нынешней

Из книги Газета Завтра 975 (32 2012) автора Завтра Газета

Из книги Четвертый крик автора Ленчик Лев

Из книги Девяностые (июль 2008) автора Русская жизнь журнал

Церковь Архиерейский собор Русской Православной Церкви утвердил «православную декларацию прав человека» - «Основы учения Русской Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Основная идея декларации - отказ от «безрелигиозного понимания прав человека»,

Из книги Поднять Россию с колен! Записки православного миссионера автора Кураев Андрей Вячеславович

Церковь и евреи О «еврейском взгляде на Россию и православие» Едва заходит речь о русско-еврейских отношениях, на одну из сторон допустимо примерять исключительно ангельски-белые ризы. Отгадайте - на какую?Сегодня «Закон о противодействии экстремистской деятельности»

Из книги Око тайфуна автора Переслегин Сергей Борисович

Церковь и общество О духе капитализма В западных странах довольно полно было прослежено влияние различных ветвей протестантизма на хозяйственный дух и настрой предпринимательского сословия. Известный специалист по русскому народу Владимир Познер вынес вердикт, что

Из книги Диалоги автора Навальный Алексей

Церковь: «Мир искушений» О понятии «искушение» Эта глава носит неправильное название. Если говорить богословски корректно, то искушение - это или действие диавола, ставшее препятствием для христианина на его пути к Богу, или собственное греховное влечение человека. В

Из книги Уроки атеизма автора Невзоров Александр Глебович

7. Церковь Мы все-таки выжили. Мы - альбигойцы Аквитанского Ренессанса, еретики европейского и русского Возрождения, философы, инженеры, техники, ученые конца второго тысячелетия, «простецы», костром платившие за Свободу, Творчество, Любовь - мы, те, которые «не рабы».

Из книги автора

9. Церковь и фундаментализм НАВАЛЬНЫЙ Раз мы вспомнили фигуру Мазовецкого, то было бы очень интересно обсудить тему взаимоотношений между церковью и государством. Мы уже неоднократно упоминали о католической церкви и ее политической роли. Насколько я понимаю, в Польше

Из книги автора

Урок 2. Церковь и наука: часть первая Наша вторая беседа – о науке.Последнее время мы можем наблюдать, как церковники всех мастей, калибров и сект с необыкновенной страстью лебезят перед наукой, братаются с ней и вообще делают вид, что они всегда были чрезвычайно близки к

Из книги автора

Урок 40. Церковь и наука: часть вторая Речь у нас сейчас опять пойдет о взаимоотношениях церкви и науки – при всей неоднозначности науки.Знаете ли вы, что в 1611 году, в связи с начинавшимся тогда процессом Галилея, в Ватикане был созван трехдневный кардинальский конклав,

error: