Нефертити: история жизни египетской царицы. Древние фараоны Египта

Слово «фараон» обязано своим происхождением греческому языку. Примечательно, что оно встречалось даже в Ветхом Завете.

Загадки истории

Как гласит древняя легенда, первый фараон Египта - Менес - стал позже и самым популярным божеством. Однако в целом, сведения об этих правителях довольно расплывчатые. Мы даже не можем утверждать, что все они существовали на самом деле. Наиболее полно в этом плане освещен Преддинастический период. Историки выделяют конкретных людей, которые правили Южным и Северным Египтом.

Атрибутика

Древние фараоны Египта в обязательном порядке проходили обряд коронации. Местом проведения традиционного торжественного действа был Мемфис. Новые божественные правители получали от жрецов символы власти. Среди них была диадема, скипетр, хлыст, короны и крест. Последний атрибут имел форму буквы «т» и был увенчан петлей, символизировавшей саму жизнь.

Скипетр представлял собой короткий жезл. Его верхний конец был изогнут. Произошел этот атрибут власти от Такая вещь могла принадлежать не только царям и богам, но и высшим чиновникам.

Особенности

Древние фараоны Египта, как сыновья не могли появляться перед своим народом с непокрытой головой. Главным царственным головным убором являлась корона. Существовало множество разновидностей этого символа власти, среди которых выделяют Белую корону Верхнего Египта, Красную корону «дешрет», корону Нижнего Египта, а также «пшент» - двойной вариант, состоявший из Белой и Красной корон (символизировал единение двух царств). Власть фараона в Древнем Египте распространялась даже на космос - таким сильным было преклонение перед каждым наследником создателя мира. Однако неправильно будет утверждать, что все фараоны были деспотичными правителями и единоличными властителями судеб.

На некоторых древних изображениях запечатлены фараоны Египта, головы которых покрывают платки. Этот царский атрибут был золотым с синими полосами. Часто на него водружалась корона.

Внешний вид

Согласно традиции, древние фараоны Египта были гладко выбритыми. Еще одна внешняя отличительная черта правителей - борода, которая символизировала мужскую силу и божественную власть. Примечательно, что Хатшепсут тоже носила бороду, правда, накладную.

Нармер

Этот фараон является представителем 0 или I династии. Он правил примерно в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Плита из Иераконполя отображает его как правителя объединенных земель Верхнего и Нижнего Египта. Загадкой остается то, почему его имя не включено в царские списки. Некоторые историки полагают, что Нармер и Менес - это одна и та же личность. До сих пор многие спорят о том, все ли древние фараоны Египта являются действительно невыдуманными персонажами.

Существенными аргументами в пользу реальности Нармера являются такие найденные предметы, как булава и палетка. Древнейшие артефакты восславляют победителя Нижнего Египта по имени Нармер. Утверждается, что он был предшественником Менеса. Однако и у этой теории есть свои противники.

Менес

Впервые править целой страной стал Менес. Этот фараон положил начало I династии. На основании археологических данных можно предположить, что время его правления приходилось примерно на 3050 год до нашей эры. В переводе с древнеегипетского его имя означает «крепкий», «прочный».

Предания, относящиеся к эпохе Птолемеев, повествуют о том, что Менес сделал очень многое для объединения северных и южных частей страны. Кроме того, его имя упоминалось в летописях Геродота, Плиния Старшего, Плутарха, Элиана, Диодора и Манефона. Считается, что Менес - основатель египетской государственности, письма и культов. Кроме того, он инициировал строительство Мемфиса, в котором и располагалась его резиденция.

Менес славился как мудрый политик и опытный военачальник. Однако период его правления характеризуется по-разному. Согласно одним источникам, жизнь простых египтян при царствовании Менеса стала хуже, в то время как в других отмечается установление богопочитания и храмовых обрядов, что свидетельствует о мудром управлении страной.

Историки полагают, что Менес отошел в мир иной на шестьдесят третьем году своего правления. Виновником гибели этого правителя, как предполагается, стал бегемот. Рассвирепевшее животное нанесло Менесу смертельные травмы.

Хор Аха

История фараонов Египта была бы неполной без упоминания этого славного правителя. Современные египтологи считают, что именно Хор Аха объединил Верхний и Нижний Египет, а также основал Мемфис. Имеется версия о том, что он был сыном Менеса. Этот фараон взошел на престол в 3118-м, 3110-м либо 3007-м году до н. э.

В период его правления зародилось древнеегипетское летописание. Каждый год получал особое название по самому яркому произошедшему событию. Так, один из годов царствования Хор Аха именуется следующим образом: «поражение и взятие Нубии». Однако войны велись далеко не всегда. В целом, период правления этого сына бога Солнца характеризуется как мирный, спокойный.

Абидосская гробница фараона Хор Аха является самой большой в северо-западной группе подобных сооружений. Однако наиболее претенциозной является Северная гробница, которая находится в Саккаре. В ней также были найдены предметы с высеченным именем Хор Аха. В большинстве своем это деревянные ярлычки и глиняные печати, находящиеся на сосудах. На некоторых изделиях из слоновой кости было высечено имя Бенер-Иб («сладкий сердцем»). Возможно, эти артефакты донесли до нас память о жене фараона.

Джер

Этот сын бога Солнца принадлежит к I династии. Предполагается, что он правил в течение сорока семи лет (2870-2823 гг. до н. э.). Не все древние фараоны Египта могли похвастаться большим количеством нововведений в период своего царствования. Однако Джер был одним из ярых реформаторов. Предполагается, что он имел успех на военном поприще. Исследователи нашли наскальную надпись на западном берегу Нила. На ней изображен Джер, а перед ним - стоящий на коленях пленный человек.

Гробница фараона, расположенная в Абидосе, представляет собой большую прямоугольную яму, которая выложена кирпичом. Склеп был сделан из дерева. Рядом с основным местом захоронения было найдено 338 дополнительных. Предполагается, что в них захоронены слуги и женщины из гарема Джера. Все они, как требовалось по традиции, были принесены в жертву после погребения царя. Еще 269 могил стали местом последнего пристанища вельмож и придворных фараона.

Ден

Этот фараон правил около 2950 года да нашей эры. Его личное имя - Сепати (это стало известно благодаря Абидосскому списку). Некоторые историки полагают, что впервые надел двойную корону, символизирующую объединение Египта, именно этот фараон. История гласит, что он являлся предводителем военных походов на Отсюда можно сделать вывод о том, что Ден был настроен на дальнейшую экспансию Египетского царства в этом направлении.

Мать фараона была на особом положении в период царствования своего сына. Об этом свидетельствует тот факт, что она покоится недалеко от гробницы Дена. Такой чести нужно было еще удостоиться. Кроме того, предполагается, что весьма уважаемым человеком был и Хемака - хранитель государственной казны. На найденных древнеегипетских ярлыках его имя идет вслед за именем царя. Это является свидетельством особого почета и доверия царя Дэна, объединившего Египет.

Гробницы фараонов того времени не отличались особыми архитектурными изысками. Однако этого нельзя сказать об усыпальнице Дэна. Так, в его гробницу ведет внушительных размеров лестница (она выходит на восток, прямо навстречу восходящему солнцу), а сам склеп отделан красными гранитными плитами.

Тутанхамон

Период царствования этого фараона приходится примерно на 1332-1323 годы до н. э. Номинально он начал править страной в возрасте десяти лет. Естественно, реальная власть принадлежала более опытным людям - царедворцу Эйе и полководцу Хоремхебу. В этот период произошло укрепление внешних позиций Египта благодаря умиротворению внутри страны. При правлении Тутанхамона было активизировано строительство, а также восстановление запущенных и разрушенных во время царствования предыдущего фараона - Эхнатона - святилищ богов.

Как было установлено в ходе анатомических исследований мумии, Тутанхамон не дожил даже до двадцати лет. Версий его кончины выдвигается две: фатальные последствия какой-то болезни или осложнения после падения с колесницы. Его гробница была найдена в небезызвестной Долине царей близ Фив. Она была практически не разграблена древнеегипетскими мародерами. В ходе археологических раскопок было найдено великое множество драгоценных украшений, предметов одежды, произведений искусства. Поистине уникальными находками стали ложа, сиденья и позолоченная колесница.

Примечательно, что вышеупомянутые преемники царя - Эйе и Хоремхеб - всячески стремились предать забвению его имя, причисляя Тутанхамона к числу еретиков.

Рамсес I

Этот фараон правил, как предполагается, с 1292 по 1290 год до нашей эры. Историки отождествляют его с временщиком Хоремхеба - могущественным военачальником и верховным сановником Парамессу. Занимаемая им почетная должность звучала так: «заведующий всеми лошадьми Египта, комендант крепостей, смотритель Нильского входа, посланник фараона, возничий Его величества, королевский писарь, полководец, общий жрец Богов Двух Земель». Предполагается, что фараон Рамзес I (Рамсес) - преемник самого Хоремхеба. На пилоне сохранилось изображение его пышного восхождения на престол.

Как утверждают египтологи, царствование Рамсеса I не отличается ни продолжительностью, ни значительными событиями. Его чаще всего упоминают в связи с тем, что фараоны Египта Сети I и Рамсес II были его прямыми потомками (сыном и внуком соответственно).

Клеопатра

Эта знаменитая царица является представительницей македонской Ее чувства к римскому полководцу были поистине драматическими. Годы правления Клеопатры печально известны из-за римского завоевания Египта. Строптивой царице настолько претила мысль быть пленницей (первого римского императора), что она предпочла покончить с собой. Клеопатра является наиболее популярным античным персонажем в литературных произведениях и кинолентах. Ее царствование проходило в соправительстве с братьями, а после - с Марком Антонием, законным супругом.

Клеопатра считается последним независимым фараоном в Древнем Египте до завоевания страны римлянами. Нередко ее ошибочно называют последним фараоном, однако это не так. Любовная связь с Цезарем принесла ей сына, а с Марком Антонием - дочь и двух сыновей.

Фараоны Египта наиболее полно описываются в произведениях Плутарха, Аппиана, Светония, Флавия и Кассия. Клеопатра, естественно, тоже не осталась незамеченной. Во многих источниках она описывается как развратная женщина необычайной красоты. За ночь с Клеопатрой многие были готовы расплатиться собственной жизнью. Однако эта правительница была достаточно умна и мужественна для того, чтобы представлять угрозу для римлян.

Заключение

Фараоны Египта (имена и жизнеописания некоторых из них представлены в статье) способствовали становлению могущественного государства, просуществовавшего более двадцати семи веков. Возвышению и совершенствованию этого древнего царства во многом способствовали благодатные воды Нила. Ежегодные разливы прекрасно удобряли почву и способствовали вызреванию богатого урожая зерновых. По причине избытка пищи наблюдался существенный рост населения. Концентрация людских ресурсов, в свою очередь, благоприятствовала созданию и поддержанию оросительных каналов, формированию многочисленной армии, развитию торговых отношений. Кроме того, постепенно осваивалось горнодобывающее дело, полевая геодезия и технологии возведения сооружений.

Общество контролировалось административной верхушкой, которую формировали жрецы и писари. Во главе, конечно же, стоял фараон. Обожествление бюрократического аппарата способствовало процветанию и порядку.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Древний Египет стал источником великого наследия мировой цивилизации.

Традиционные праздники и гарем фараонов

В древности у людей тоже были праздники, а не только серые будни, хотя их праздники с современной точки зрения кажутся, по меньшей мере, странными. Рождение ребенка, к примеру, вовсе не считалось основанием для радости, и дни рождения никак не отмечали и не праздновали. Но свадебные торжества у египтян были. В зависимости от имущественного и общественного положения молодых супругов в честь бракосочетания устраивали скромный праздник с небольшим числом приглашенных или изобильный веселый «пир на весь мир». Определенной церемонии, обязательной регистрации брака, записи у какого-нибудь писца, очевидно, не существовало.

Фараон был сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему фараону охватывал всю страну и продолжался 90 дней. Велика ли была скорбь по ушедшему фараону в дальних уголках страны, где его никогда не видели, неизвестно, но уныние и страх перед неизвестностью наверняка были сильны.

Одним из самых великих и радостных праздников фараона был праздник Хебсед, чаще называемый просто Сед. Праздником Сед торжественно отмечали важную дату – 30 лет со дня вступления фараона на престол. После первого праздника Сед его повторяли через каждые три года. Разумеется, не каждому фараону удавалось дожить до этого «юбилея». Если фараон предчувствовал, что его дни сочтены и он может не дожить до праздника Сед, он переносил его празднование на более ранний срок.

На празднике Сед фараон непременно должен был показать, что он еще силен и способен управлять страной. Иногда силы правителя поддерживали с помощью «омолаживающих» ритуалов.

Особыми торжествами отмечали награждение фараоном кого-нибудь из приближенных «почетным золотом» за выдающиеся заслуги. Сначала золотом награждали полководцев за успешные военные походы, а потом это вошло в обычай, и фараон стал лично одаривать золотом и драгоценностями своих сановников.

Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет – богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами.

Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили богов за помощь и просили не оставить их в дальнейшем своим божественным покровительством.

Высшее общество Древнего Египта праздновало все установленные праздники, но и в другие дни не сторонилось веселья – устраивали пиры, приглашали гостей. Пирующих развлекали танцовщицы, акробаты и музыканты. По нарядно убранным покоям сновали сотни слуги и служанок, выполнявших любую прихоть гостей. На красивых блюдах подавали различные сорта мяса и дичи, хлеб, фрукты. Обильную еду запивали пивом и вином. Египтяне очень любили выпить, они даже праздники называли попросту «пьянство» или «опьянение».

Одним из важнейших праздников Древнего Египта был, несомненно, любимый народом и очень красивый и веселый праздник бога Амона – Опет. Продолжался он долго, примерно 27 дней во время разлива Нила. Амон, бог солнца, воздуха и урожая, творец всего сущего, был божественным покровителем Фив. Его изображали в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром анх в руке, символом вечной жизни, и в высокой короне шути, с двумя длинными соколиными перьями и солнечным диском между ними. Первоначально Амон был местным, фиванским божеством, но по мере усиления единства Древнего Египта, когда Фивы в эпоху Среднего царства стали столицей государства, Амон был провозглашен величайшим богом-покровителем всей страны. Его возвеличивали пышными определениями «мудрый, всеведущий бог», «владыка всех богов», «царь всех богов», «могущественный среди богов», «небесный заступник, защитник угнетенных». Праздник Опет начинался с того, что из Карнака, храма бога Амона в Фивах, выходила многолюдная торжественная процессия. В пышно разукрашенных носилках в форме ладьи жрецы несли статую бога Амона, в двух других ладьях «плыли» по воздуху поддерживаемые сильными руками ладьи со статуями супруги бога Амона богини неба Мут и ее сына Хонсу.

Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» – выражение божественной вечности. Мут носила имена «владычицы неба», «царицы всех богов». Богиню представляли в виде статной женщины, голову которой венчали короны и гриф – обозначающий Мут иероглиф.

Хонсу почитали в Фивах как бога Луны. Во время Среднего царства его стали именовать «писцом правды», иногда отождествляя с богом Тотом. Хонсу проявлялся в двух формах – Милосердного и Управителя. Его считали также богом-целителем. Хонсу изображали в виде человека с серпом месяца и диском луны на голове, иногда с головой сокола-кобчика.

Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народу. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле.

Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мин – очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что Мин сидел на своей ступени и принимал приношение – первый сноп нового урожая.

Мин – это древний бог плодородия, урожая, скотоводства, дарующий дождь и богатый урожай. Под его покровительством находились странники в пустыне, торговые караваны, считалось, что он помогал рождению людей и разведению скота. Первоначально в эпоху ранних династий, Мин, предположительно, был также богом неба, творцом. Мина изображали в виде белого быка или человека в короне с двумя перьями и с эрегированным фаллосом. Одна рука Мина была поднята выше головы, а в другой он держал плеть или молнию.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка, символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников знати. На некоторых рельефах (например, в Мединет-Хабу, поминальном храме Рамзеса III в Луксоре) участники ритуальной процессии носят на головах венцы из перьев. В честь бога Мина воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. Праздник, по-видимому, был не таким всенародным, шумным и веселым, как праздник Опет, но от этого не менее радостным. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества.

На протяжении тысячелетий в Древнем Египте изменялось многое. Нравы и обычаи, видимо, тоже не оставались неизменными, но традиции были очень сильны. Так, например, великим правителям Верхнего и Нижнего Египта полагалось иметь гарем, причем весьма многочисленный. У фараона был даже не один гарем, а несколько, равномерно распределенных по всей длине Нила. Фараону не приходилось возить женщин с собой, но в каждом дворце, где он останавливался во время путешествия по своей державе, его ожидал богатый выбор холеных красавиц. В некоторых отдаленных гаремах жили женщины, которые уже состарились или перестали нравиться фараону. В гаремах жили не только наложницы фараона, но и их дети, а также близкие и дальние родственницы правителя. Например, в гареме фараона Аменофиса III находилось около тысячи женщин, а управлял гаремом специально назначенный чиновник.

Для египтянки попасть в гарем фараона было большой удачей и высокой честью. В отличие от наложниц правителей многих других стран, в Древнем Египте обитательницы гарема фараона обладали определенными правами и обязанностями. Женщины из гарема фараона имели свои собственные поместья, получали с них доходы, могли быть хозяйками ткацких мастерских, руководить производством.

Дети наложниц не имели никаких титулов, и их имена не сохранились в веках. Только в тех случаях, когда после смерти фараона не оставалось законного наследника, рожденного главной супругой фараона, на престол мог претендовать сын одной из второстепенных жен и наложниц, которая получала титул матери фараона. Но это случалось крайне редко, и был ли счастливчиком тот, кому неожиданно выпадала исключительная судьба божественного правителя Египта? Большой вопрос.

В гареме жили не только египетские женщины, но и иностранки, привезенные в Египет в числе военной добычи. Иногда в гареме коротали свои дни царские дочери из соседних государств, которых не по собственной доброй воле присылали фараону в подарок.

Иноземные принцессы были своего рода заложницами, чтобы коварные или воинственные соседи не совершали необдуманных действий против Египта. Некоторые принцессы, дочери и сестры правителей сильных и богатых государств называли фараона «братом» и считали себя почти равными ему. Принцессы прибывали ко двору фараона не в одной рубашке и не с пустыми руками, а с обязательным богатым приданым. В частности, принцесса Гилухепа из страны Миттани привезла с собой огромную свиту из 317 женщин. Другая миттанская принцесса по имени Тадучепа приехала в повозке, запряженной четверкой отличных лошадей. Это было ее приданое, которое включало еще целую массу предметов домашней утвари, ворох платьев, драгоценные украшения, золотая пекарская лопатка для хлеба и инкрустированный лазуритом веер от мух.

Несмотря на богатое приданое иностранные принцессы не играли в гареме фараона более значительную роль, чем другие наложницы. При египетском дворе царили неуклонно соблюдавшиеся законы и традиции, согласно которым фаворитки из гарема не имели влияния на политику и государственные дела, и вообще плотские утехи фараона – это была совершенно другая сторона жизни, хотя тоже строго регламентированная.

При всей своей огромной власти фараон был ограничен жестко установленными рамками и был, вероятно, не более свободен в своих поступках, чем любой из его подданных. Фараон, наверняка, ежеминутно помнил о присутствии управляющих миром могущественных богов, грозных и милосердных. Он ощущал свое родство с богами, причастность к великим делам, свою ответственность за благополучие Египта. Он верил в загробное царство и практически всю жизнь готовился к предстоящему пути на тот свет, к загробной жизни. Вера в загробную жизнь – одно из важнейших положений древнеегипетского миропонимания. И грандиозные пирамиды, и величественные гробницы с громадными поминальными храмами, и тщательно сохраненные мумифицированные тела доказывают первоочередную важность приготовлений египетских правителей к переходу в иной мир.

Из книги Конец Великолепного века, или Загадки последних невольниц Востока автора де Нерваль Жерар

III. ГАРЕМ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ Я не сожалел о том, что на некоторое время задержался в Каире и во всех отношениях стал гражданином этого города, поскольку это, бесспорно, единственный способ понять и полюбить его, ведь у путешественников, как правило, недостает времени

Из книги Конец Великолепного века, или Загадки последних невольниц Востока автора де Нерваль Жерар

ГАРЕМ ВИЦЕ-КОРОЛЯ Мы продолжали свою прогулку и отправились осмотреть прелестный, украшенный ракушками и камнями дворец, куда изредка приезжают на лето жены вице-короля. Вокруг этой резиденции разбиты цветники в турецком стиле, похожие на узорчатые ковры. Нас

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Китайские национальные традиционные праздники Китай - крупнейшее государство по своему населению, составляющему на конец XX в. 1,2 млрд человек. Кроме того, вне Китая, в странах Юго-Восточной Азии и в Южной Африке, проживает огромная китайская диаспора, почти 100 млн человек.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

33. Гарем-терем В , в разделе «Русский терем и восточный гарем - это одно и то же», мы показали, что в Руси-Орде XIV–XVI веков среди зажиточной части ордынцев был распространен обычай содержать гаремы. В этом видна прежняя общность обычаев Руси и Османии. Почему возникли

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

33. Гарем-терем В , в разделе «Русский терем и восточный гарем – это одно и то же», мы показали, что в Руси-Орде XIV–XVI веков среди зажиточной части ордынцев был распространен обычай содержать гаремы. В этом видна прежняя общность обычаев Руси и Османии. Почему возникли

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии автора Автор неизвестен

Города и городские жители Традиционные праздники Япония - страна с богатой историей и культурой. Многие из важнейших исторических событий оставили след в японском календаре и отмечаются как праздники. Кроме государственных праздников, большую популярность имеют и

Из книги Пираты автора Перье Николя

Из книги Роксолана и Сулейман. Возлюбленные «Великолепного века» [сборник] автора Павлищева Наталья Павловна

Гарем – место запретное… Гарем придумали не Османы, они существовали и в Китае, и в Индии, и в Византийской империи, и на Руси (князь Владимир Святой до того, как стать настоящим христианином, имел целых три гарема общим числом в восемьсот красавиц), просто назывались

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Гарем К западу от сокровищницы расположено обширное сооружение, которое Э. Херцфельд, первым производивший здесь раскопки, назвал гаремом, или помещением для женщин. Считалось, что в этом здании проживали многочисленные жены и наложницы царя.В то время как греческие

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Гарем Слово «гарем» имеет арабское происхождение, сами же турки называли его «darussade» («дом блаженства»). До принятия ислама турки не знали многоженства, и только в X в. они переняли от арабов эту традицию.До XVI в. султанский гарем располагался в старом дворце, на месте

Из книги Тайны египетских фараонов автора Сиднева Галина

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не

Из книги Расцвет и крах Османской империи. Женщины у власти автора Мамедов Искандер

Каким был гарем в XVII–XIX вв. Расположение помещений в гаремеВ XVII в. окончательно сформировалась структура султанского гарема, которая с незначительными изменениями просуществовала вплоть до его ликвидации в 1909 г. Нынешнее расположение комнат и апартаментов в гареме

автора Пензер Норман

Из книги Гарем [История, традиции, тайны] автора Пензер Норман

Папирус времен царствования фараона Рамзеса III содержит информацию о порядке проведения в древнем Египте судебного производства. Известный как «Заговор гарема» папирус включает три раздела. Судебный папирус, который хранится в (Турция), и рассказывает о процедуре осуждения лиц, объединившихся c целью заговора, чтобы убить царя.

Главным обвиняемым был один из управляющих провинцией древнего Египта и супруга Тия, которые надеялись увидеть на престоле своего сына, Пентевере. Вероятно, все имена были указаны в документе вымышленными, такие как например Меседсуре, что в переводе с древнеегипетского означает: «Ре ненавидит его». Сделано это было для того, чтобы показать, насколько велика кара за их преступление.

Свидетельства заговора против фараона

К счастью для царя, заговор был вовремя раскрыт, а виновные арестованы. Фараон Рамзес III поручил разбирательство. Он упомянут в папирусе не иначе как «великий владыка», поскольку на тот момент он, по-видимому, уже умер. Были осуждены четырнадцать чиновников, в том числе семь из них состояли при дворце, два управляющих, два из армии, два книжника и глашатай. Интересно, что некоторые имена были иностранными. Комиссия занималась сбором доказательств и должна была осуществить приведения приговора в силу. За покушение на жизнь фараона в древнем Египте полагалась смертная казнь.

Большинство заговорщиков лично знали и были близки к царю, особенно управляющие гаремов, насколько была опасна ситуация в государстве. Заговор распространялся за пределами дворца с целью осуществления переворота, в этом принимало участие более 40 человек.

Запись о суде над царицей Тии не сохранилась, но известно, что она была обречена на гибель. Суд происходил над зачинщиками группами. Первые двадцать восемь человек были осуждены на смерть. Вторые шесть были вынуждены совершить самоубийство в зале суда. Из четырех человек, в том числе князь Пентевере, были приговорены также к самоубийству сразу после суда, по-видимому, в своих камерах.

Фараон древнего Египта, как уже упоминалось, по-видимому, умер до того как был оглашен приговор. Он был похоронен в большой гробнице в номер KV 11, которая имеет необычный лабиринт камер. Усыпальницу выделяет среди царских гробниц то, что на них изображены светские сцены, из которых наиболее известными является сцена с фигурами слепых мужчин-арфистов, которые, к сожалению, в настоящее время сильно повреждены в отличие от копий, сделанных сэром Джоном Гарднером Уилкинсоном. В художественной литературе гробница Рамзеса III часто упоминается как «Могила Харперс» или как «Могила Брюса», в честь ее первооткрывателя Джеймса Брюса в 1769 году.

Тайны египетских фараонов продолжают будоражить людское воображение. Вроде бы, мы знаем о них достаточно, ведь историю Древнего мира изучают все школьники. При упоминании фараонов на ум сразу приходят , сфинксы, странный древнеегипетский пантеон, несколько имен – Рамсес, Тутанхамон, ...

Знаем мы обо всем этом благодаря тому, что 200 лет назад возникла наука, посвященная Древнему Египту, – египтология, и над раскрытием тайн богов, пирамид и фараонов уже два века трудятся многочисленные ученые-египтологи. Выдающиеся современные специалисты в этой области, французы Паскаль Вернюс и Жан Йойот, не так давно подготовили книгу, которая способна значительно пополнить наши представления о Древнем Египте в целом и фараонах в частности. Издание увидело свет в преддверии грандиозной выставки со скромным названием "Фараон", которая откроется на днях в парижском Институте арабского мира и продлится для середины апреля следующего года.

Называется книга "Словарь фараонов". Ее авторы в популярной манере рассказывают обо всем, что в той или иной мере связано с древнеегипетскими правителями – государственном строе, абстрактных категориях вроде жизни, смерти и вечности, ритуалах, военном деле и, конечно, женщинах.

Вернюс и Йойот пишут, что в целом положение женщин в Египте было лучше, чем в других древних странах – у каждого мужчины могла быть только одна жена, у супругов были практически одинаковые права, женщины считались юридически свободными и на всех рисунках и фресках изображались одного роста с мужчинами. Так было во всех семьях, кроме семьи фараона. У правителей, помимо главной супруги – "великой царицы", были еще второстепенные жены и несколько официальных любовниц. Фараоны (они же сверхлюди, и им почти все можно) нередко женились на своих сестрах и дочерях.

Женщины фараона жили в одном гареме. Его обитательницы воспитывали детей, ткали, красили ткани, шили (часть продукции шла на продажу и приносила приличную прибыль царственной семье), а также пели, танцевали и занимались музыкой. Царских жен обслуживали многочисленные слуги и служанки. А главное, в этих гаремах не было ни одного евнуха – то ли у фараонов хватало сил на всех женщин и они не боялись присутствия в доме "нормальных" мужчин, то ли относились к возможным интрижкам достаточно спокойно.

Впрочем, несмотря на возможность продуктивно трудиться и отдыхать со вкусом, дамы все-таки скучали. От нечего делать они периодически устраивали всякого рода заговоры, обычно направленные против "великой царицы" или самого фараона. Особенно отличилась на этом поприще второстепенная супруга Рамсеса II Тий, попытавшаяся свергнуть мужа и посадить на его место своего сына. У интриганки ничего не вышло, и закончилось все достаточно печально для Тий и ее сообщниц – фараон сначала решил казнить всех заговорщиц, но потом смилостивился и приказал отрезать им носы. Кто знает, что для женщины тяжелее – умереть красивой или до конца дней быть уродиной... Но некоторые женщины все же смогли избежать наказания – им удалось соблазнить судей либо палачей и остаться с носом. В хорошем смысле.

Жизнь женщины напрямую зависела от ее социального статуса. Женщины низкого сословия трудились не покладая рук, до изнеможения и изредка прерывали работу лишь на время рождения ребенка. Они быстро старились и умирали сравнительно молодыми. Правда, у них все же был небольшой шанс на улучшение своей доли. В том случае, если сын такой женщины занимал более высокое положение в обществе (такое в Древнем Египте случалось, и не было редкостью), ей и мужу обеспечивалась спокойная старость, а вместо могилы можно было заполучить гробницу для захоронения. Но в большинстве случаев удача не спешила улыбнуться, и судьба таких женщин была безрадостной.

Положение знатной женщины было совсем другим. Хотя она уступала первенство мужчине, ее правовой статус был практически таким же. У нее были свои собственные владения, которыми она могла распоряжаться по своему разумению и самостоятельно принимать отчеты по ведению хозяйства от личного же управляющего. Такая дама жречествовала в храмах и при гробницах, сооружала памятники умершим, занималась наукой и, если было желание - состояла на государственной службе. Известны женщины, руководившие придворной пищевой мастерской, столовой, ткацкими заведениями, дворцовыми певицами и плясуньями. Кое-кому из царственных женщин Древнего Царства приписывали наставления к изготовлению лечебных и косметических снадобий.

Многие надписи на стенах гробниц и сохранившаяся личная переписка свидетельствуют о любви и уважении к представительницам слабого пола. Женские имена красноречиво говорят о нежных чувствах, испытываемых мужьями. Например, «Первая любимица», «Единственно любимая». На фресках или скульптурах семейные сцены полны пасторальной идиллии. Мужья нередко изображены обнимающими своих жен. Супруги в ответ трогательно и доверчиво кладут ладонь на руку любимого. А сколько страстно-восторженных стихов древнеегипетских Шекспиров, дошедших до наших дней, повествуют о глубине и нерушимости чувств пиитов к возлюбленным! Можно с уверенностью утверждать, что браки, заключенные по любви, не считались чем-то экстраординарным в египетском обществе.

Для семейных отношений Древнего Египта характерно довольно высокое положение женщин, исходящее из системы матриархата, служившей основой семьи. В свою очередь, матриархат как общественная система получил свое признание в Древнем Египте благодаря тому огромному значению, которое имела богиня Исида в Эннеаде богов.

Вспомним «Сказание об Осирисе». В нем рассказывается о рождении Осириса, Гора, Сета и их сестер Исиды и Нефтиды. Красивый, рослый и благородный Осирис ярко противопоставлен злобному и уродливому коротышке Сету. Ненависть Сета к брату со временем переходит все разумные границы, и он решает его убить, чтобы занять место Осириса на троне. Однако все попытки покушения проваливаются. Исида бдительно охраняет мужа, защищая его от происков Сета. Ситуация какое-то время остается без перемен. И тут Исиде понадобилось отлучиться на недолгий срок, оставив беспомощного супруга один на один с завистливым братцем. Сет настолько обрадовался подвернувшейся возможности реализовать свою давнишнюю мечту, что в первую же ночь отсутствия Исиды снял со спящего Осириса мерку, по которой ретивые помощники изготовили деревянный гроб.

Вечером следующего дня Сет собрал на пир своих друзей и пригласил на него Осириса. За столом то и дело раздавались шутки и смех, вино текло рекой. Вдруг в пиршественный зал вошли слуги Сета и внесли изукрашенный рисунками и надписями гроб.

Гостеприимный хозяин, указав рукой на ящик, произнес: - Вот драгоценный гроб! Я подарю его тому, кто ляжет в него и так заполнит его своим телом, что не останется свободного места!

И гости не нашли ничего лучшего, как по очереди укладываться в него, примеряя, подойдет или нет. Как утверждает сказание, Осирис был выше всех живущих на земле, и гроб, сделанный по его размеру, должен был просто кричать своей громадой, для кого именно он так тщательно изготовлен. Зачем, в таком случае, гости пытались примерить его на себя, не вполне понятно.

Наконец, пришла очередь Осириса, который во время всего шуточного представления вел себя для бога более чем странно. Ему почему-то не пришла в голову банальная мысль о том, что появление гроба на пиру, тем более на пиру брата, который спит и видит занять трон Осириса не слишком благопристойным способом, должно было выглядеть, по меньшей мере нелепо и подозрительно, а тем более гроб таких размеров.

Нимало не колеблясь, излишне доверчивый, чтобы не сказать глупый, царь вытянулся в гробу и тот, конечно, пришелся ему впору. В тот же миг Сет подал знак гостям, и они закрыли его, приколотив крышку. В ночной тиши заговорщики вынесли из дома саркофаг с телом Осириса и, хорошенько раскачав, бросили его далеко в воды Нила. Сильное течение подхватило гроб и вынесло его в открытое море. Спустя некоторое время волны прибили саркофаг к берегу у города Библа на восточном берегу Средиземного моря.

Исида, вернувшись, поняла, что ее наихудшие предчувствия сбылись. Сету удалось погубить родного брата и спрятать тело в тайном месте. Она сначала пересекла весь Египет, а затем совершила путешествие в Сирию в поисках расчлененного тела Осириса, горячо любимого ею супруга. Испытав немалые трудности и лишения, Исида нашла саркофаг и вернулась с ним в Египет, в город Буто. Оставив гроб, как ей казалось, в надежном месте, она отправилась узнать о сыне, которого оставила в Буто, не решившись взять его с собой в Сирию.

В это время Сет охотился на диких зверей. В сказании здесь очередная неувязка, поскольку события происходят лунной ночью. На каких диких зверей мог охотиться Сет ночью? Пусть даже светлой, лунной?

Как бы то ни было, Сет, к своему ужасу, замечает знакомый ящик. Открыв его, он видит тело убитого брата. Кипя от охватившей его ярости, братоубийца вытаскивает труп Осириса и расчленяет его на 14 кусков. Этого ему показалось недостаточным, и он разбрасывает останки по всей египетской земле.

Снова преданная и любящая супруга ходит по стране, собирая куски тела Осириса. С помощью бога Анубиса Исида сложила их вместе, погрузила тело покойного в благовонную смолу и пропитала соком целебных растений. Затем завернула в пелены, умастила благоухающим маслом и расположила на погребальном ложе.

Исида рыдала над телом Осириса так горько, а скорбь ее была так велика, что Осирис услыхал плач жены и пробудился заново к жизни.

Без труда можно заметить, что красной линией через повествование проходит мысль о том, что только благодаря Исиде стало возможным воскрешение Осириса. Бог без любимой супруги оказался неспособным отстоять не только свои права на корону и трон, но даже на жизнь. Пока Исида находилась возле супруга, ему ничто не угрожало. Сет и другие враги Осириса были бессильны. Стоило ей покинуть мужа ненадолго, как заговорщики во главе с завистливым Сетом тут же добиваются успеха. Исключительно настойчивостью и терпением Исиде дважды удается отыскать тело Осириса, а сила ее любви к нему пробуждает в погибшем фараоне жизнь. Фактически богиня спасла тем самым человечество. Исида ни разу в течение всего повествования не проявила своей слабости или нерешительности, являя пример истинной любви, верности, трудолюбия, плодовитости и целеустремленности.

Почет и уважение, которое выказывалось жене со стороны супруга в обыденной жизни, по сути, были отражением поклонения богине

Исиде за спасение Осириса. Следует обратить внимание и на тот факт, что и в додинастический период, предшествующий появлению культа супруги Осириса, женщины в Древнем Египте почитались не меньше. Их считали хранительницами таинственного источника жизни, обладательницами могущественной психической силы, хранительницами магических ритуалов и традиций. Вероятно, основа подобных верований напрямую была связана с таинством зарождения жизни в материнском чреве. С точки зрения египтян, все сущее на земле зачиналось в женском начале.

Итак, как видим, женщины в древнеегипетском обществе обладали даже большими имущественными правами, нежели мужчины. Вся земельная собственность наследовалась по женской линии от матери к дочери. Брак заключался на основе договора от имени мужа и жены. При женитьбе на наследнице муж мог владеть собственностью жены только при жизни супруги (была возможна и передача жене всего семейного имущества). Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола, но личная (добрачная собственность) супруги отходила к дочери. Завещание могли составить как муж, так и жена. Стоит обратить внимание: дочерей любили не меньше сыновей. Какой контраст с нынешним положением женщин на Востоке!

Хотя полигамия и имела место в Древнем Египте, распространенной она не была, поскольку позволить себе содержать несколько семей мог только очень узкий круг высокопоставленных сановников. Безусловно, к нему относился и фараон. Женское окружение царя составляло гарем, что неудивительно, ведь у богов Египта тоже были «гаремы» богинь (Бат, Исида, Хатхор, Нехбет, Бастет). На сегодняшний день египтологам не все ясно о данном явлении. Выводы, к которым приходят ученые, не всегда однозначны. Но одно можно утверждать точно - арабско-турецкий и древнеегипетский гаремы сильно отличались друг от друга.

Сохранились сведения о наличии гаремов у Менеса, Аменхотепа III, Аменхотепа IV, Рамзеса II, Рамзеса III.

В гареме воспитывались дети фараона и высших сановников, вождей чужеземных стран. Совместные игры хорошо готовили их к будущей жизни и приучали к нелегкому управлению страной. Здесь же жили и иноземные жены царя. Они не становились главными супругами владыки Египта (исключения были редки). Одной из главных обязанностей женщин было участие в культовых мероприятиях.

Как видим, арабский гарем и древнеегипетский на самом деле не обнаруживают сходства.

Касательно евнухов мнения исследователей разделились. Одни, как Э. Райзер, например, считают, что в Древнем Египте института евнухов не существовало. Вряд ли можно согласиться с подобным предположением.

Действительно, их присутствие в период Древнего Царства на сегодняшний день не обнаружены. Зато во время Среднего и Нового Царств они уже были. В заговоре против Аменхотепа I, созревшего в тиши гарема, принимали активное участие и евнухи (Среднее Царство, XII династия). А в гробнице Эйе (Новое Царство, XVIII династия) гарем изображен во всех подробностях вместе с евнухами, скучающими под дверями женских комнат.

Словом, с эпохи Среднего Царства и до правления последней из Птолемеев, евнухи и гарем неотделимы. При этом роль их далеко не всегда пассивна. Они деятельны и предприимчивы, участвуют в заговорах и попытках переворота, на что редко отваживались их собратья из турецких сералей.

Фараон пришел отдохнуть от тяжкого бремени управления страной, а ему уже и преемника подобрали. В древнеегипетских документах сохранились сведения о трех заговорах, организованных в гареме, - при Пепи I, Аменемхете I и Рамзесе III. О последней из попыток «гаремного» переворота, исследователям стало известно по материалам следствия. Когда заговор раскрылся, оскорбленный в лучших чувствах фараон приказал одному из сыновей (тому, кого прочили вместо Рамзеса III на престол) покончить с собой. Следом казнили женщин-заговорщиц и их сообщников, среди которых были главный смотритель гарема, командир лучников, хранитель опахала и даже личный камердинер царя.

Как правило, выделялась одна или две главных жены, остальные женщины были на положении наложниц, которые могли быть изгнаны по велению царя. Тем не менее, попасть в гарем было не самым плохим вариантом. Так, о подобном повороте судьбы мечтает девушка из папируса Честер-Битти I. Она не скрывает желания следовать за Махи (так в этом документе назван фараон Хоремхеб). Вряд ли подобные мечты приходили в головы будущих наложниц турецкого султана.

error: