Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти. Политические режимы- совокупность способов и методов осуществления власти Компонентами воспитательной системы являются

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

В дореволюционных дидактических руководствах методу давалось такое определение: метод - искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство - значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым будет и другое определение: методы - системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.

Методом управления называется совокупность путей, сборов, приемов и форм, воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы управления классифицируются по масшта­бам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможен­ных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение гло­бальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функ­ционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преиму­щественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм воздействия в таможенной систе­ме применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и ав­торитет государства. К ним относятся организационно-распо­рядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социаль­ные, психологические, экономические и экономико-матема­тические методы.

В процессе реализации в таможенных органах таких функ­ций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие ас­пекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полно­мочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранитель­ных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воз­действие на систему в целом или на ее элементы в отдельнос­ти; дают возможность руководителю таможенного органа при­нимать однозначное решение; основаны на обязательности ис­полнения нормативно-правовых и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организаци­онно-распорядительных методов: организационные, распорядитель­ные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам орга­низационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организацион­ных связей в системе, служащее основой ее управления, и вклю­чают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организа­ционных положений, к которым относятся: положения общеорга­низационного характера, устанавливающие организационную обо­собленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутрен­ний порядок работы, организационный статус различных подраз­делений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование - это менее жесткий тип организа­ционного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, ус­танавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Орга­низационное нормирование определяет пути и порядок выпол­нения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

Инструктирование - всегда имеет форму методичес­кой и информационной помощи, направленной на успешное вы­полнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздейст­вия. В основе методов распорядительного воздействия в тамо­женной системе лежат полномочия и обязанности. Данные ме­тоды реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, Резолюций на документах, а также принятия и доведения уп­равленческих решений в устной форме.

Приказы в таможенной системе издают только линейные Руководители, распоряжения - их заместители и руководители Функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.

В ФТС России правом подписи приказов пользуются и за­местители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС России.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в уста­новлении ответственности. Предназначены они для поддержа­ния стабильности организационных связей в системе управле­ния посредством дисциплинарных требований и системы ответ­ственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядитель­ных методов используются в таможенной системе как раздель­но, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юри­дических средств и способов воздействия на элементы социаль­но-экономической системы и отношения между ними в процес­се управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отноше­ний, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, оп­ределяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Основными такими правовыми нормами являются: Тамо­женный кодекс Российской Федерации, Закон «О службе в та­моженных органах Российской Федерации», Положение о Госу­дарственном таможенном комитете Российской Федерации, по­ложения о других таможенных органах РФ и ряд других.

Деятельность управленческого аппарата таможенных орга­нов регламентируется правовыми актами трудового, граждан­ского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социаль­ными характеристиками коллектива, экономическими и организа­ционными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вы­зывается социальными и психологическими условиями труда в та­можне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в кол­лективе и др.

Социальные и психологические методы управления пред­ставляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятель­ности коллективов. Эти методы управления основаны на исполь­зовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

Социальные методы управления включают методы соци­ального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стиму­лирования.

Методы социального воздействия находят отражение в пла­нах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспита­тельного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы управления направлены на регу­лирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в кол­лективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побужде­ния (мотивации), профессионального отбора и обучения.

Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодей­ствии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управле­ния, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономическо­го стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, и реализуется через два аспекта: первый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а вто­рой - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

Метод экономического стимулирования базируется на вто­ром аспекте и включает материальное стимулирование, коллек­тивную материальную заинтересованность и экономическую от­ветственность.

Экономико-математические методы управления. В зависимости от особенностей решаемых задач управле­ния, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на нефор­мализованные, слабо формализованные и формализованные.

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенство­вание методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органичес­кую и значительную часть всей проблемы повышения эффек­тивности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и при­менять в диалектическом единстве.

Таким образом, в этой теме рассмотрены понятия об ос­новных категориях теории управления применительно к тамо­женной службе.

Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управле­ния; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных орга­нов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчи­ненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных катего­рий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное науч­ное понимание значений основных категорий способствует совер­шенствованию имеющихся и созданию качественно новых струк­тур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.

  • 10.Выборочная совокупность, пути её формирования и способы отбора отдельных элементов.
  • 11. Закон больших чисел, как теоритическая основа выборочного метода исследования. Требования к выборочному методу.
  • 12.Относительные и абсолютные числа. Виды относит-х величин, их применение в дея-ти лпу.
  • 13. Вариационный ряд, этапы его построения. Графическое изображение варьирующего признака.
  • 14.Средний уровень признака, виды средних величин. Способы расчета сред. Арифметических величин. Применение в научной и практической дея-ти врача.
  • 15.Понятиео разнообразии признака статистической совокупности. Основные критерии разнообразия признака. Их расчет. Значение критериев разнообразия для оценки статистической совокупности.
  • 17. Этапы статистического исследования.Содержание программы и плана статист-гоисслед-я. Виды стат-х таблииц. Требование к их построению.
  • 18.Сбор,разработка и анализ материалов статистического исследования. Применение статич-го метода в клин исследованиях.
  • 19.Взаимосвязь(корреляционная зависимост)ь между группами признаков статист-й совокупности. Методы расчета корреляции и регрессии. Применение в научныхисслед-х и практ. Деят-и.
  • 20.Метод стандартизации. Методика расчета прямого метода стандартизации, применение в научных исслед-х и практ.Деят-и.
  • 21.Динамичекие ряды и их анализ. Их сущность, применение в науч. Исслед-х и практ. Дея-и.
  • 23.Предмет и содержания демографии. Методы изучения населения. Значение демограф. Данных в практике здравоохранения.
  • 25.Мииграция населения. Медико-социальные проблемы миграции населения. Учет миграционных потоков при планировании мед. Соц. Помощи населению. Связь демограф-й ситуации с условиями жизни населения.
  • 26. Основные закономерности естественного движения населения.
  • 27.Рождаемость,как показатель санитарного состояния населения. Динамика рождаем-ти в стране. Её значение при планировании мед соц помощи населению.
  • 28.Общая и возрастная смертность, её причины, структура. Правила оформления врачебного свидетельства о смерти
  • 31. Ожидаемая продолжительность жизни(опж),как показатель общественного здоровья, динамика опж в стране и зарубежьем. Постарение населения,(долголетие-как соц мед проблема).
  • 33.Возрастно-половые особенности заболеваемости и смертности населения, их соц мед характер-ка. Задачи врачей в изучении причин заболеваемости населения.
  • 34. Изучение заболев-ти по данным обращаемости ав амбулаторно-поликлинические учреждения. Учет 1й и общей забол-ти. Роль врачей в изучении заболев-ти населения.
  • 35.Мкб-10,её значение и применение в практике здравоохранения.
  • 36. Талон амбулаторного пациента, его роль в изучении заболев-тинаселен-япо обращаемости за мед. Помощью. Правила заполнения.
  • 38. Инфекцион-я заболев-ть, методы изучения и анализа. Организация учета и отчета инфекцион-х и паразитарных болезней в мед учреждениях.
  • 40.Заболевае-ь временной утратой трудоспособности,её показатели и методы изучения.
  • 41. Физическое развитие населения, как показатель общественного здоровья, методы его изучения, влияние образа жизни на физическое развитие.
  • 43.Компетенция в области охраны здоровья граждан рф, республик в ее составе, краев, областей, органов местного самоуправления.
  • 45.Права граждан и отдельных групп населения в об-ти охраны здоровья и оказания мед оц помощи.
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
  • 46 Соц-профилактич-я направленность, развития здравоохранения. Стратегия охраны здоровья населения рф.
  • 47.Мед –соц. Помощь, определение понятия. Организация мед. Соц. Помощи населению.
  • 48. Номенклатура медиц-х учреждений, ее характеристика. Лицензирование медицинских учреждений.
  • 49. Организация стационарной помощи населению в условиях современного города. Нормативны потребности населения в стационарной помощи.
  • 60. Учетная мед. Документация стационара больницы. Организация оперативного контроля за деят-тью структурных подразделений и специалистов.
  • 61. Анализ деят-ти поликлиники по данным амбулаторного пациента и материалам годового отчета.
  • 62. Профилак. Мед осмотры, цель, задачи. Виды профилак. Мед осмотров. Формы организации и проведения профилактических мед осмотров. Проведение дополнит. Диспансеризации в усл-ях пнп «Здоровье».
  • 63. Диспансерный метод в работе мед. Учреждений. Виды диспансеризации, содержание плана диспансерного наблюдения за больными и лицами с факторами риска. Показатели эффективности диспансеризации.
  • 64. Виды специализированных диспансеров, их структура и организация работы. Критерии качества и эффективности работы диспансеров.
  • 65. Организация смп в городе и на селе. Функции врача смп.
  • 66. Госуд. С-ма омд в стране. Права семьи, беременных женщин, матерей и несовершеннолетних детей в области охраны здоровья.
  • 67. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника, основные задачи, методы и формы амбулаторно-поликлинической помощи.
  • 68. Особенности организации лечебно-профилактической помощи матерям и детям на селе. Роль фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, црб, краевых лпу.
  • 69. Стационарная помощь детям. Задачи, структура, функции, методы работы. Показатели деят-ти стационара детской больницы.
  • 71. Атп-комплексы, их структура, направления деят-ти. Место атп-комплексов в с-ме мер по охране материнства и детства.
  • 1. Цель:
  • 3. Структура:
  • 73. Перинатальные центры, их структура, функции. Роль перинатал центров в снижении материнской, перинатальной и младенческой смертности.
  • 74. Мед экспертиза, ее разновидности, их хар-ка. Место в с-ме оказания медико-социал помощи населению.
  • 8. Статистическая совокупность и её свойства. Виды статистических совокупностей.

    Статистическая совокупность - группа или множество относительно однородных элементов, т. е. единиц, взятых вместе в конкретных границах времени и пространства и обладающих признаками сходства и различия.

    Свойства: неразложимость - частичное изменение элементов и исчезновение статистической совокупности не разрушает ее качественные основы; статистическая совокупность всегда однородна хотя бы по одному признаку; вариация - коллич изменения значения статистического признака при переходе одного ее элемента в другой.

    Виды совокупности: генеральная (состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесеныв зависимости от цели исследования); выборочная (часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом).

    9.Единица наблюдения в статистической совокупности,основные и учетные признаки,типы распределения признаков .

    Единица наблюдения - каждый первичный элемент статистической совокупности.

    Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, последние подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому дан­ные признаки называются учитываемыми (учетными).

    Учитываемые признаки - признаки, по которым различаются эле­менты единицы наблюдения в статистической совокупности. Призна­ки классифицируются: по характеру на: атрибутивные (описательные) признаки - выражены словесно, количественные признаки - выражены числом; по роли в совокупности признаки делятся на: факторные признаки, влияющие на изучаемое явление, результативные признаки, изменяющиеся под влиянием фак­торных признаков.

    Учитываемые признаки по характеру делятся на: атрибутивные - пол, наличие вредных привычек, состояние здоро­вья и т.п., количественные - возраст, число выкуриваемых сигарет, длитель­ность заболевания, стаж курения и т.п.;

    Программа сбора материала представляет собой последовательное из­ложение учитываемых признаков - вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые при­знаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты отве­тов. Эти варианты готовых ответов носят название «группировка».

    Группировка признаков осуществляется с целью выделения одно­родных групп для изучения тех или иных закономерностей явления.

    Группировка ответов по атрибутивным признакам называется типологической, если признак количественный - вариационной

    10.Выборочная совокупность, пути её формирования и способы отбора отдельных элементов.

    Выборочная совокупность - отобранная для исследования часть ге¬неральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть: репрезентативна (пред¬ставительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.

    Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной со¬вокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.

    Репрезентативность качественная основана на законе вероятнос¬ти и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризу¬ющих элементы выборочной совокупности по отношению кгене¬ральной.

    Для исследователя важно опре¬делить способ проведения исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).

    Сплошное наблюдение - регистрация всех единиц наблюдения, яв¬лений, составляющих генеральную совокупность.

    Несплошное (выборочное) наблюдение - изучение лишь части сово¬купности для характеристики целого.

    Существуют следующие методы отбора изучаемых явлений: слу¬чайный, механический, гнездовой, направленный, типологический, метод основного массива.

    Случайный отбор - проводится по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).

    Механический отбор - когда из всей совокупности берется для из¬учения механически отобранная единица наблюдения (например, каждая пятая, десятая или др.).

    Гнездовой (серийный) отбор - когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбира¬ются путем случайной или механической выборки.

    Пример: для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наибо¬лее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.

    Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав дан¬ного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность.

    Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.

    Направленный отбор - отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются толь¬ко те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неиз¬вестных факторов при устранении влияния известных.

    Пример. При изучении влияния стажа рабочих на травматизм отби¬раются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одно¬го образовательного уровня.

    Типологический отбор - отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп.

    Пример. При изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

    "

    Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

    Метод обучения характеризуется тремя признаками , он обозначает:

    – цель обучения;

    – способ усвоения;

    – характер взаимодействия субъектов обучения.

    Понятие метода обучения отражает:

    – способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

    – специфику их работы по достижению различных целей обучения.

    В структуре методов обучения выделяются приемы.

    Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

    Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

    В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части .

    Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

    Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

    Методы обучения осуществляются различными средствами обучения , к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

    Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

    На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.

    Черты демократического режима:

    Выборность государственных органов;

    Разделение властей на исполнительную, законодательную и

    судебную;

    Широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;

    Деятельность негосударственных общественных организаций;

    Политический плюрализм;

    Полная гласность;

    Широкие возможности для личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений. Непосредственная демократия - прямое выражение личнос­тью ее интересов через референдумы, митинги и пр., когда граж­данин оказывает непосредственное влияние на политические ре­шения и действия.

    Представительная демократия выражается в том, что гражда­не участвуют в политике не напрямую, а через своих представите­лей, депутатов.

    Формально-юридические принципы демократии:

    Принадлежность власти народу, народ - источник власти, его

    воля в конечном счете является решающей;

    Равенство всех перед законом: юридическое равноправие, на­деление одинаковыми, законодательно закрепленными соци­ально-политическими правами и свободами, в том числе рав­ными правами на участие в управлении;

    Признание подчинения меньшинства большинству при уваже­нии прав меньшинства;

    Право на многообразие политических объединений и полити­ческое мировоззрение.

    Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минималь­ном участии народа (королевская семья, группа элитарной демо­кратии, лидер сильной политической партии). Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме больше, чем свобо­да, согласие и участие в политической жизни народа. В нестабиль­ных ситуациях - функциональный вариант. Черты авторитарного режима:

    Носителем власти выступает один человек или группа лиц (мо­нарх, политическая партия, военная хунта);

    Волюнтаризм одного правителя (или правителей) в законода­тельной сфере;

    Держится в первую очередь на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению, но в то же время пра­вящий режим полностью не отказывается от тактики маневри­рования, уступок и реформ;



    Наиболее характерны: монополия на власть и определение по­литики, ограничение политической оппозиции, независимой легальной деятельности политических и общественных орга­низаций; разрешается при жестком контроле существование лишь поддерживающих режим партий;

    Система государственного управления реально группируется вокруг аппарата правящей авторитарной партии, персонифи­цированной в лице вождя или хунты;

    Разделение властей отвергается, происходит строгая централи­зация всей государственной власти; главой государства и пра­вительства становится лидер правящей авторитарной партии; вождизм превращается в официальный государственный прин­цип;

    Назначение политической элиты путем ее кооптации во все государственные и общественные институты правления;

    Отменяются юридически или сводятся на нет все демократи­ческие права и свободы граждан; большинство граждан отчуждено от власти; выборы либо отсутствуют, либо носят фор­мальный характер;

    Власть внешне не вмешивается во внеполитические сферы,

    прежде всего в экономику;

    Идеологическая основа - служение национально-религиозной

    Русская идея (русская автократия): сильная и авторитетная власть, идеал справедливой и «доброй» государственной власти, решающей накопившиеся проблемы «сверху», творя всеобщую ра­дость и довольство; соборность - единство устремлений правите­ля и народа.

    Тоталитаризм характеризуется:

    Наличием единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;

    Системой террористического полицейского контроля;

    Официально господствующей в обществе идеологией;

    Монополией на вооруженные силы;

    Монополией на средства массовой информации. Тоталитарные режимы возникают в конкретных исторических обстоятельствах, когда решение стоящих перед страной задач тре­бует объединения усилий всего общества.

    В XX в. выделяются два типа тоталитарного режима: право-радикальный (фашизм, национализм) и леворадикальный (советс­ко-сталинский, маоистский).

    Целью праворадикального режима является укрепление суще­ствующего порядка без коренной ломки через увеличение роли государства, упразднение отдельных общественных институтов и элементов. Провозглашается приоритет одной нации, идеологи­ческой основой является расизм, национализм. Основополагающая идея - естественное неравенство людей, народов, строгая иерар­хия, закрепляющая это неравенство.

    Леворадикальный режим возникает в результате смены суще­ствовавших ранее социальных и политических структур, форм соб­ственности на совершенно новые. Провозглашается приоритет ра­бочего класса. Идеологическая основа - марксизм, материализм, экономический детерминизм. Основополагающая идея - равенство людей. Устанавливается в результате рабоче-крестьянских рево­люций под руководством коммунистических партий.

    Эти режимы создаются власть имущими элитами и служат для реализации корыстных экономических интересов и идеологи­ческих доктрин господствующих классов.

    В чистом виде политические режимы редкость. Через полити­ческие режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ и на каждого человека в отдельности.

    В современном мире антидемократические режимы историчес­ки и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.

    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

    Правовым называют такое государство, которое в сво­ей деятельности подчинено праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность сво­их граждан. Правовое государство - это государство, где властву­ет закон.

    Признаки правового государства выделил в ХУШ в. И. Кант:

    Верховенство закона, государство, общество, отдельные лица обязаны подчиняться в своей деятельности законам;

    Реальность прав и свобод личности, права и свободы не только провозглашаются, но и закрепляются и защищаются государ­ством;.

    Правовая форма взаимоотношений гражданина, общества и государства, которая предполагает взаимное уважение прав и обязанностей;

    Организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации и принципа разделения властей.

    Основы правового государства:

    Многообразие форм собственности и свобода предприниматель­ства;

    Демократия, парламентаризм, наличие конституционных актов;

    Высокий уровень политической и правовой культуры людей;

    Единая и непротиворечивая система законодательства;

    Соответствие внутреннего законодательства принципам и нор­мам международного права;

    Наличие гражданского общества.

    В свою очередь правовое государство является главным усло­вием функционирования гражданского общества. Гражданское общество обеспечивает права человека и выражает интересы каж­дого. Правовое государство обеспечивает права гражданина и вы­ражает интересы всех.

    Для создания в России правового государства необходимо:

    Устранить противоречия между местным законодательством и федеральными законами;

    Привести все законы, действующие на территории Российской Федерации, в соответствие с Конституцией РФ;

    Воспитать в обществе уважение к праву;

    Добиться безусловного исполнения действующих законов;

    Создать механизм соблюдения прав и свобод граждан, гаран­тированных Конституцией РФ.

    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    Понятие «гражданское общество» ввел в оборот И. Кант, кон­цепцию разработал Г. Гегель, который считал гражданское обще­ство особой вехой от семьи к государству. Он понимал под граж­данским обществом систему индивидов, удовлетворяющих с по­мощью труда собственные потребности. Фундамент гражданского общества - частная собственность.

    К гражданскому обществу относят совокупность неполитичес­ких отношений в обществе: экономических, социальных, нравствен­ных, религиозных.

    Гражданское общество - это сфера деятельности граждан и их организаций, огражденных законами от вмешательства и про­извольной регламентации со стороны государства.

    Немецкий философ Дарендорф под гражданским обществом понимает свободную и независимую от церкви и государства мно­гогранную общественную жизнь.

    Институты гражданского общества не учреждаются сверху, а возникают снизу. Их деятельность направлена на решение задач самоуправления. Они снимают с государства функции, которые оно не может выполнить.

    Гражданское общество - совокупность негосудар­ственных отношений и институтов, выражающих частные инте­ресы граждан в различных сферах.

    В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благо­получии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенст­вовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.

    Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: со­циально-экономические, социокультурные, социально-полити­ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют не­государственные социальные институты: рыночная эконо­мика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм соб­ственности, свободе труда и предпринимательской деятельнос­ти; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессио­нальные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны - местное самоуправление и др.), общественно-политические дви­жения и политические партии.

    Местное самоуправление - самостоятельная деятель­ность населения по решению вопросов данной территории (ме­стного значения).

    Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти.Самостоятельно управляющиеся территориальные еденицы называются муниципальными образованиями. Среди полномочий местного само­управления - управление муниципальной собственностью территории, местный бюджет, охрана общественного порядка, организация комму­нально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.

    Местное самоуправление осуществляется либо непосред­ственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органами ме­стного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), глава местного самоуправления (гла­ва администрации, староста).

    Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, квар­талах, на улицах) органов территориального общественного са­моуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых коми­тетов и пр.

    Структура и организация деятельности местного самоуправ­ления определяется населением самостоятельно с учетом исто­рических и иных местных традиций.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

    Политическая партия - это политическая общественная орга­низация, которая борется за власть или участие в осуществлении власти.

    Функции политических партий:

    Выявление и оформление интересов социальных групп и от­дельных граждан;

    Нахождение путей и способов реализации этих интересов;
    -формирование общественного мнения в пользу своей партии.

    Существуют разные классификации партий.

    По характеру политических задач и доктрин выделяют:

    Революционные, которые нацелены на коренную ломку обще­ственных устоев;

    Реформистские, стремящиеся к изменениям без потрясений;

    Консервативные, нацеленные на сохранение существующих
    порядков;

    Реакционные, стремящиеся возродить ранее существовавшие

    По идеологии:

    Демократические (либерально-демократические);

    Клерикальные (основа - религиозная идеология);

    Социалистические (социал-демократические);

    Крестьянские (аграрные);

    Коммунистические.

    По отношению к власти партии делятся на правящие и оппози­ционные. Правящие партии осуществляют управление государством через законодательную и исполнительную власть; оппозиционные партии предлагают альтернативную политику.

    Политическая система, в которой кроме правящей партии су­ществуют оппозиционные партии, называется многопартийной. Она имеет следующие признаки:

    Статус (правящая или оппозиционная) партии зависит от ре­зультатов выборов;

    Конкуренция между партиями, наличие у них альтернативных программ общественного развития;

    Равенство прав всех партий в борьбе за власть.

    Принцип устройства политической жизни общества, основан­ный на борьбе за власть между различными партиями, группами, движениями, называется политическим плюрализмом. Его про­тивоположностью является политический монополизм, для кото­рого характерна монополия на власть одной партии, господство единой идеологии, приоритет интересов государства над интереса­ми общества и личности.

    В XX в., когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, партии начали терять свой классо­вый облик и превращаться в общенародные партии.

    Массовые политические движения отличаются от партий тем, что они нестабильны, организационно не оформлены, аморфны. В них объединяются люди неодинаковых политических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участники движений направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем. Массо­вые движения способствуют развитию прямой демократии, фор­мированию гражданского общества. Общественные движения до­полняют деятельность государства, выдвигая новые инициативы и идеи, способствуют ослаблению социального напряжения в об­ществе. Через массовые движения происходит воспитание членов общества, осуществляется перестройка общественного сознания, если оно не отвечает требованиям времени. Благодаря участию в массовых акциях люди удовлетворяют эмоциональную потребность в общении. Таким образом, участвуя в массовых движениях, чело­век получает возможность активно влиять на окружающую дей­ствительность.

    Многочисленные западные партийные системы можно разде­лить на следующие основные группы:

    Многопартийные системы без монопольно господствующей партии, отсутствие абсолютного большинства в парламенте у одной партии, парламентские блоки и коалиции;

    Многопартийные системы с монопольно господствующей партией, абсолютное большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство;

    Двухпартийные системы, монопольное господство на полити­ческой арене двух главных партий, которые попеременно сме­няют друг друга у власти: одна правящая, другая - в оппози­ции;

    Однопартийные системы.

    error: