Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.
Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.
В дореволюционных дидактических руководствах методу давалось такое определение: метод - искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство - значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым будет и другое определение: методы - системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.
Методом управления называется совокупность путей, сборов, приемов и форм, воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.
При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.
Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.
По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.
Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.
Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).
В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.
К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.
В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.
Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.
В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.
Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.
Нормирование - это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.
Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.
Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, Резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме.
Приказы в таможенной системе издают только линейные Руководители, распоряжения - их заместители и руководители Функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.
В ФТС России правом подписи приказов пользуются и заместители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС России.
Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.
Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.
Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.
К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.
Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.
Основными такими правовыми нормами являются: Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, положения о других таможенных органах РФ и ряд других.
Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств.
Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др.
Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.
Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.
Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стимулирования.
Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.
Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.
Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, и реализуется через два аспекта: первый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.
Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.
Экономико-математические методы управления. В зависимости от особенностей решаемых задач управления, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на неформализованные, слабо формализованные и формализованные.
В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и применять в диалектическом единстве.
Таким образом, в этой теме рассмотрены понятия об основных категориях теории управления применительно к таможенной службе.
Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.
8. Статистическая совокупность и её свойства. Виды статистических совокупностей.
Статистическая совокупность - группа или множество относительно однородных элементов, т. е. единиц, взятых вместе в конкретных границах времени и пространства и обладающих признаками сходства и различия.
Свойства: неразложимость - частичное изменение элементов и исчезновение статистической совокупности не разрушает ее качественные основы; статистическая совокупность всегда однородна хотя бы по одному признаку; вариация - коллич изменения значения статистического признака при переходе одного ее элемента в другой.
Виды совокупности: генеральная (состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесеныв зависимости от цели исследования); выборочная (часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом).
9.Единица наблюдения в статистической совокупности,основные и учетные признаки,типы распределения признаков .
Единица наблюдения - каждый первичный элемент статистической совокупности.
Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, последние подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому данные признаки называются учитываемыми (учетными).
Учитываемые признаки - признаки, по которым различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются: по характеру на: атрибутивные (описательные) признаки - выражены словесно, количественные признаки - выражены числом; по роли в совокупности признаки делятся на: факторные признаки, влияющие на изучаемое явление, результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков.
Учитываемые признаки по характеру делятся на: атрибутивные - пол, наличие вредных привычек, состояние здоровья и т.п., количественные - возраст, число выкуриваемых сигарет, длительность заболевания, стаж курения и т.п.;
Программа сбора материала представляет собой последовательное изложение учитываемых признаков - вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые признаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты ответов. Эти варианты готовых ответов носят название «группировка».
Группировка признаков осуществляется с целью выделения однородных групп для изучения тех или иных закономерностей явления.
Группировка ответов по атрибутивным признакам называется типологической, если признак количественный - вариационной
10.Выборочная совокупность, пути её формирования и способы отбора отдельных элементов.
Выборочная совокупность - отобранная для исследования часть ге¬неральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть: репрезентативна (пред¬ставительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.
Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной со¬вокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.
Репрезентативность качественная основана на законе вероятнос¬ти и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризу¬ющих элементы выборочной совокупности по отношению кгене¬ральной.
Для исследователя важно опре¬делить способ проведения исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).
Сплошное наблюдение - регистрация всех единиц наблюдения, яв¬лений, составляющих генеральную совокупность.
Несплошное (выборочное) наблюдение - изучение лишь части сово¬купности для характеристики целого.
Существуют следующие методы отбора изучаемых явлений: слу¬чайный, механический, гнездовой, направленный, типологический, метод основного массива.
Случайный отбор - проводится по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).
Механический отбор - когда из всей совокупности берется для из¬учения механически отобранная единица наблюдения (например, каждая пятая, десятая или др.).
Гнездовой (серийный) отбор - когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбира¬ются путем случайной или механической выборки.
Пример: для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наибо¬лее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.
Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав дан¬ного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность.
Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.
Направленный отбор - отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются толь¬ко те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неиз¬вестных факторов при устранении влияния известных.
Пример. При изучении влияния стажа рабочих на травматизм отби¬раются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одно¬го образовательного уровня.
Типологический отбор - отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп.
Пример. При изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.
" |
Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Метод обучения характеризуется тремя признаками , он обозначает:
– цель обучения;
– способ усвоения;
– характер взаимодействия субъектов обучения.
Понятие метода обучения отражает:
– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
– специфику их работы по достижению различных целей обучения.
В структуре методов обучения выделяются приемы.
Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.
В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части .
Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.
Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.
Методы обучения осуществляются различными средствами обучения , к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.
Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.
На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.
Черты демократического режима:
Выборность государственных органов;
Разделение властей на исполнительную, законодательную и
судебную;
Широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;
Деятельность негосударственных общественных организаций;
Политический плюрализм;
Полная гласность;
Широкие возможности для личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений. Непосредственная демократия - прямое выражение личностью ее интересов через референдумы, митинги и пр., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия.
Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов.
Формально-юридические принципы демократии:
Принадлежность власти народу, народ - источник власти, его
воля в конечном счете является решающей;
Равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равными правами на участие в управлении;
Признание подчинения меньшинства большинству при уважении прав меньшинства;
Право на многообразие политических объединений и политическое мировоззрение.
Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа (королевская семья, группа элитарной демократии, лидер сильной политической партии). Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В нестабильных ситуациях - функциональный вариант. Черты авторитарного режима:
Носителем власти выступает один человек или группа лиц (монарх, политическая партия, военная хунта);
Волюнтаризм одного правителя (или правителей) в законодательной сфере;
Держится в первую очередь на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению, но в то же время правящий режим полностью не отказывается от тактики маневрирования, уступок и реформ;
Наиболее характерны: монополия на власть и определение политики, ограничение политической оппозиции, независимой легальной деятельности политических и общественных организаций; разрешается при жестком контроле существование лишь поддерживающих режим партий;
Система государственного управления реально группируется вокруг аппарата правящей авторитарной партии, персонифицированной в лице вождя или хунты;
Разделение властей отвергается, происходит строгая централизация всей государственной власти; главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии; вождизм превращается в официальный государственный принцип;
Назначение политической элиты путем ее кооптации во все государственные и общественные институты правления;
Отменяются юридически или сводятся на нет все демократические права и свободы граждан; большинство граждан отчуждено от власти; выборы либо отсутствуют, либо носят формальный характер;
Власть внешне не вмешивается во внеполитические сферы,
прежде всего в экономику;
Идеологическая основа - служение национально-религиозной
Русская идея (русская автократия): сильная и авторитетная власть, идеал справедливой и «доброй» государственной власти, решающей накопившиеся проблемы «сверху», творя всеобщую радость и довольство; соборность - единство устремлений правителя и народа.
Тоталитаризм характеризуется:
Наличием единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;
Системой террористического полицейского контроля;
Официально господствующей в обществе идеологией;
Монополией на вооруженные силы;
Монополией на средства массовой информации. Тоталитарные режимы возникают в конкретных исторических обстоятельствах, когда решение стоящих перед страной задач требует объединения усилий всего общества.
В XX в. выделяются два типа тоталитарного режима: право-радикальный (фашизм, национализм) и леворадикальный (советско-сталинский, маоистский).
Целью праворадикального режима является укрепление существующего порядка без коренной ломки через увеличение роли государства, упразднение отдельных общественных институтов и элементов. Провозглашается приоритет одной нации, идеологической основой является расизм, национализм. Основополагающая идея - естественное неравенство людей, народов, строгая иерархия, закрепляющая это неравенство.
Леворадикальный режим возникает в результате смены существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые. Провозглашается приоритет рабочего класса. Идеологическая основа - марксизм, материализм, экономический детерминизм. Основополагающая идея - равенство людей. Устанавливается в результате рабоче-крестьянских революций под руководством коммунистических партий.
Эти режимы создаются власть имущими элитами и служат для реализации корыстных экономических интересов и идеологических доктрин господствующих классов.
В чистом виде политические режимы редкость. Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ и на каждого человека в отдельности.
В современном мире антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
Правовым называют такое государство, которое в своей деятельности подчинено праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Правовое государство - это государство, где властвует закон.
Признаки правового государства выделил в ХУШ в. И. Кант:
Верховенство закона, государство, общество, отдельные лица обязаны подчиняться в своей деятельности законам;
Реальность прав и свобод личности, права и свободы не только провозглашаются, но и закрепляются и защищаются государством;.
Правовая форма взаимоотношений гражданина, общества и государства, которая предполагает взаимное уважение прав и обязанностей;
Организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации и принципа разделения властей.
Основы правового государства:
Многообразие форм собственности и свобода предпринимательства;
Демократия, парламентаризм, наличие конституционных актов;
Высокий уровень политической и правовой культуры людей;
Единая и непротиворечивая система законодательства;
Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права;
Наличие гражданского общества.
В свою очередь правовое государство является главным условием функционирования гражданского общества. Гражданское общество обеспечивает права человека и выражает интересы каждого. Правовое государство обеспечивает права гражданина и выражает интересы всех.
Для создания в России правового государства необходимо:
Устранить противоречия между местным законодательством и федеральными законами;
Привести все законы, действующие на территории Российской Федерации, в соответствие с Конституцией РФ;
Воспитать в обществе уважение к праву;
Добиться безусловного исполнения действующих законов;
Создать механизм соблюдения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие «гражданское общество» ввел в оборот И. Кант, концепцию разработал Г. Гегель, который считал гражданское общество особой вехой от семьи к государству. Он понимал под гражданским обществом систему индивидов, удовлетворяющих с помощью труда собственные потребности. Фундамент гражданского общества - частная собственность.
К гражданскому обществу относят совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных.
Гражданское общество - это сфера деятельности граждан и их организаций, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Немецкий философ Дарендорф под гражданским обществом понимает свободную и независимую от церкви и государства многогранную общественную жизнь.
Институты гражданского общества не учреждаются сверху, а возникают снизу. Их деятельность направлена на решение задач самоуправления. Они снимают с государства функции, которые оно не может выполнить.
Гражданское общество - совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.
В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.
Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: социально-экономические, социокультурные, социально-политические. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют негосударственные социальные институты: рыночная экономика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, свободе труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны - местное самоуправление и др.), общественно-политические движения и политические партии.
Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории (местного значения).
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Самостоятельно управляющиеся территориальные еденицы называются муниципальными образованиями. Среди полномочий местного самоуправления - управление муниципальной собственностью территории, местный бюджет, охрана общественного порядка, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.
Местное самоуправление осуществляется либо непосредственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органами местного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), глава местного самоуправления (глава администрации, староста).
Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварталах, на улицах) органов территориального общественного самоуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр.
Структура и организация деятельности местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Политическая партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или участие в осуществлении власти.
Функции политических партий:
Выявление и оформление интересов социальных групп и отдельных граждан;
Нахождение путей и способов реализации этих интересов;
-формирование общественного мнения в пользу своей партии.
Существуют разные классификации партий.
По характеру политических задач и доктрин выделяют:
Революционные, которые нацелены на коренную ломку общественных устоев;
Реформистские, стремящиеся к изменениям без потрясений;
Консервативные, нацеленные на сохранение существующих
порядков;
Реакционные, стремящиеся возродить ранее существовавшие
По идеологии:
Демократические (либерально-демократические);
Клерикальные (основа - религиозная идеология);
Социалистические (социал-демократические);
Крестьянские (аграрные);
Коммунистические.
По отношению к власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Правящие партии осуществляют управление государством через законодательную и исполнительную власть; оппозиционные партии предлагают альтернативную политику.
Политическая система, в которой кроме правящей партии существуют оппозиционные партии, называется многопартийной. Она имеет следующие признаки:
Статус (правящая или оппозиционная) партии зависит от результатов выборов;
Конкуренция между партиями, наличие у них альтернативных программ общественного развития;
Равенство прав всех партий в борьбе за власть.
Принцип устройства политической жизни общества, основанный на борьбе за власть между различными партиями, группами, движениями, называется политическим плюрализмом. Его противоположностью является политический монополизм, для которого характерна монополия на власть одной партии, господство единой идеологии, приоритет интересов государства над интересами общества и личности.
В XX в., когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, партии начали терять свой классовый облик и превращаться в общенародные партии.
Массовые политические движения отличаются от партий тем, что они нестабильны, организационно не оформлены, аморфны. В них объединяются люди неодинаковых политических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участники движений направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем. Массовые движения способствуют развитию прямой демократии, формированию гражданского общества. Общественные движения дополняют деятельность государства, выдвигая новые инициативы и идеи, способствуют ослаблению социального напряжения в обществе. Через массовые движения происходит воспитание членов общества, осуществляется перестройка общественного сознания, если оно не отвечает требованиям времени. Благодаря участию в массовых акциях люди удовлетворяют эмоциональную потребность в общении. Таким образом, участвуя в массовых движениях, человек получает возможность активно влиять на окружающую действительность.
Многочисленные западные партийные системы можно разделить на следующие основные группы:
Многопартийные системы без монопольно господствующей партии, отсутствие абсолютного большинства в парламенте у одной партии, парламентские блоки и коалиции;
Многопартийные системы с монопольно господствующей партией, абсолютное большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство;
Двухпартийные системы, монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти: одна правящая, другая - в оппозиции;
Однопартийные системы.