Что с русским языком в татарстане. Языковой "день икс" для татарстана

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин, но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться . А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже , сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года. И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета, ни у кого-либо еще не получится.

В течение всего постсоветского периода в отношениях между федеральным центром и Татарстаном периодически возникали непростые ситуации, спровоцированные в основном желанием части региональной элиты получить для себя больше политических и экономических возможностей. В результате Москве путем переговоров удавалось приходить к тому или иному компромиссу, где главной ценностью являлась территориальная целостность России. Причем во время этого диалога руководящая элита Татарстана для поддержки своей аргументации в той или иной степени задействовала зарубежные диаспоры, а также националистические организации, отстаивающие «полную независимость республики от России» .

Среди последних стоит, к примеру, выделить Всетатарский общественный центр (ВТОЦ‌*), созданный местной партноменклатурой в конце 1980-х в качестве «народного движения в поддержку перестройки» для борьбы за «особый статус Татарской республики и татарского языка». А также партию национальной независимости «Иттифак», выступающую за «отделение от России и создание в междуречье Волги и Урала нового Великого тюрского государства» .

В начале 1990-х татарстанская элита активно использовала национал-сепаратистов в торге с Москвой относительно повышения статуса республики.

Так было в 1992 году, когда Казань, требуя особых для себя условий, не стала подписывать с Москвой новый Федеративный договор. Причем тогда же была принята Конституция республики, в которой Татарстан провозглашался «суверенным государством».

Так было и зимой 1994 года во время подписания отдельного Договора о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан именовался как «объединенное с Россией ассоциированное государство с конфедеративным статусом» и получал (по сравнению с другими регионами) некоторые преференции, например в сфере экономики и внешнеполитической деятельности.

С 2000 года (под влиянием обострения ситуации на Севером Кавказе) федеральный центр, руководствуясь «принципом равноправия субъектов Федерации», стал приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным. В отношениях с Татарстаном это привело к заключению в 2007 году (на 10 лет) нового Договора (в статусе Федерального закона), где на часть данных ранее региону преференций были наложены существенные ограничения.

Заметим, что все эти годы руководство республики уделяло большое внимание не только расширению внешних политических и экономических связей (в значительной степени со странами исламского мира), но и распространению татарского языка как символа «возрождения национальной культуры» и «укрепления татарской государственности». Причем, по данным переписи 2010 года, в республике насчитывалось чуть более 53 % татар и около 40 % русских. Соответственно, русский и татарский языки являются в регионе самыми распространенными и используемыми для обучения в школах и вузах.

И вот, в ожидании подписания очередного Договора с федеральным центром, руководство Татарстана пошло по уже «проверенному сценарию», проведя несколько мероприятий с участием представителей зарубежной диаспоры и, как их теперь называют, «умеренных этнонационалистов». Причем сразу же была задействована и тема «повышения статуса татарского языка», вокруг которой сейчас в республике разгораются серьезные политические страсти.

8 апреля 2017 года в Казани состоялся курултай (съезд) старейшей национал-сепаратистской организации ВТОЦ‌*, собравший из российских регионов порядка 200 делегатов и выдвинувший в адрес федеральной власти, что называется, максимальные требования (по принципу «проси больше - глядишь, что-нибудь дадут»). Среди них выделим следующие.

Первое. Подписание нового Договора (по образцу 1994 года), учитывающего результаты референдума о государственном статусе Татарстана 1992 года, где... республика именуется «суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированным с РФ» .

Второе. 70 % доходов должно оставаться в республике и 30 % отчисляться в федеральный центр.

Третье. Необходимость «введения второго государственного языка в России - татарского» , так как порядка 2/3 татар проживает не в Татарстане, а в других субъектах Федерации. (Плюс - возможность сдавать ЕГЭ на татарском языке.)

Напомним, что ВТОЦ‌* периодически проводит мероприятия в «защиту родного языка», а в феврале 2016-го организация собрала конференцию «Татарский язык как государственный в республике Татарстан. Почему не получилось за 25 лет?», где резко критиковалась «языковая политика» местной власти.

По мнению казанских экспертов, несмотря на то, что некоторые представители националистических организаций в последние годы привлекаются к уголовной ответственности (за экстремистские действия и призывы к сепаратизму), власти республики по-прежнему используют этнонационалистов в качестве «политического инструмента для разговора с федеральными властями» . И состоявшийся курултай ВТОЦ‌* с участием околовластных экспертов - яркое тому подтверждение.

Через некоторое время руководство Татарстана, продемонстрировав Москве крайнюю позицию националистических сил, инициировало несколько крупных мероприятий с уже более умеренными требованиями.

22 апреля 2017 года был собран III съезд народов Татарстана, объединивший более 700 делегатов и обратившийся (в своей резолюции) в адрес федеральных властей с двумя предложениями. Во-первых, «сохранить наименование должности Президент Республики Татарстан» (Татарстан на сегодня остается единственным регионом России, где так именуют главу республики). И, во-вторых, «в связи с истечением срока Договора... проработать формы урегулирования возникающих вопросов, касающихся разграничения полномочий между федеральным центром и Татарстаном» .

Обратим внимание на то, что два предыдущих съезда народов республики прошли в 1992 и 2007 годах, то есть незадолго до подписания Договоров.

Уже в июне 2017 появилась информация о том, что очередной договор между Москвой и Казанью подписан не будет. При этом некоторые эксперты среди причин неподписания называли позицию нынешнего первого замруководителя администрации президента С. Кириенко, который, занимая в 2000–2005 гг. пост полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе, отвечал за «приведение законодательства Татарстана в соответствие с федеральным» . При этом считается, что этот процесс тормозил тогдашний президент республики М. Шаймиев, ссылаясь на Договор 1994 года.

Несмотря на то, что некоторые представители политического истеблишмента Татарстана (к примеру, сенатор от республики О. Морозов) считают, что «договор с Москвой уже не имеет сакрального значения» , последовала бурная реакция части региональной элиты, заинтересованной в продолжении договорных отношениях с Центром и получившей в свое время от этого определенные политические и экономические выгоды.

Так, в конце июня 2017 в интервью газете «Вечерняя Казань» бывший политический советник М. Шаймиева, директор Института истории АН Татарстана Р. Хакимов (считающийся одним из идеологов ВТОЦ‌*) возмущался провалом кампании по лоббированию перезаключения договора: «Они совещаются в нашем аппарате президента, а надо сидеть в Москве, и Госсовет Татарстана шевелиться должен! Мы, продвигая договор, с 2005-го из Москвы не вылезали...»

11 июля Госсовет республики «зашевелился» и выступил с обращением к президенту РФ В. Путину с двумя «сакральными» просьбами: сохранить за главой региона право именоваться «президентом» и продлить договор как «важный фактор сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» .

В этой ситуации неожиданно возникшее обсуждение вопроса об уровне преподавания русского языка в национальных республиках стало удобным поводом со стороны националистов и части элиты Татарстана продолжить «торг с Москвой».

21 июля 2017 года в Йошкар-Оле прошло заседание Совета по межнациональным отношениям, где президент РФ В. Путин обратил внимание на продолжающиеся уже многие годы нарушения при преподавании русского языка в национальных республиках: «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского [языка] государственного, межнационального общения... Языки народов России - это неотъемлемая часть самобытной культуры народов России, изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное» .

Обратим внимание на то, что о подобных нарушениях, известных по многочисленным жалобам родителей школьников в основном из Татарстана и Башкирии, говорилось (и как оказалось, безуспешно) на предыдущем заседании Совета в 2015 году.

В ответ на этот очередной месседж федеральной власти в Татарстане началась бурная общественная дискуссия о... «сохранении татарского языка» .

2–6 августа в Казани прошел VI съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ), собравший более 1000 делегатов и гостей из более чем 70 российских регионов и 40 стран мира. Напомним, что ВКТ был создан в 1992 году властями Татарстана для объединения (и использования в диалоге с Москвой) «умеренных» и подконтрольных ей националистов. В этот раз эта публичная площадка была применена для озвучивания неких «компромиссных предложений». На съезде вновь говорилось о «позитивной роли Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Татарстана» , о поддержке «сохранения в республике должности Президента» , о возможности «сделать татарский язык вторым государственным языком в России... и сдаче ЕГЭ на родном языке» .

Во второй половине августа стало известно мнение первого замглавы АП С. Кириенко о невозможности перезаключения Договора о разграничении полномочий с Татарстаном: «Сейчас не по договорному типу строится государственность... все нормы [договора] уже имплементированы в действующее законодательство... Не нужно возвращаться, дергать эту тему» . Чуть позже появилась информация о том, что в Москве пошли лишь на сохранение поста президента Татарстана до 2020 года, когда заканчивается срок полномочий нынешнего главы республики Р. Минниханова. А вопрос о продлении договора был окончательно закрыт.

В конце августа президент РФ В. Путин поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору проверить соблюдение прав россиян на «добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков [национальных] республик» . И довести «объем изучения школьниками в регионах русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки» . В Татарстане начались проверки.

В то же время за последние два месяца в республике прошла целая серия акций, позволяющая говорить об организации пропагандистской кампании против федерального центра.

Во-первых, по мнению экспертов, среди чиновников республики наблюдался явный саботаж указаний президента РФ.

Во-вторых, теме «защиты национального языка» были посвящены многочисленные материалы экспертов и местных политиков, а также разнообразные петиции и опросы в интернете. В то же время многочисленные законные требования родителей дать возможность школьникам «изучать русский в полном объеме», а «татарский - на добровольной основе», трактовались в республиканских СМИ как «борьба за запрет и вытеснение татарского языка» .

В-третьих, начались митинги и пикеты с участием националистов, в том числе с требованиями «отправить в отставку» федеральное правительство и руководство регионов.

21 сентября во время выступления с ежегодным посланием Госсовету Татарстана президент республики Р. Минниханов довольно сдержанно высказался относительно непродления договора о разграничении полномочий с Москвой, указав на то, что регион и при новом формате отношений «в полной мере пользуется широкими возможностями, имеющимися в РФ» . Тогда же Р. Минниханов заявил о необходимости «обеспечения высокого уровня знания и владения русским языком» в республике.

Фактически проверки по «языковому вопросу» начались в регионе только после 27 сентября, когда Татарстан посетил генпрокурор РФ Ю. Чайка. Школы стали получать из районных прокуратур предписания по «устранению нарушений требований федерального законодательства об образовании» , включая «исправление учебных планов в сторону увеличения русского языка» и изучения татарского «на добровольной основе» .

Между тем пропагандистская кампания в защиту обязательного изучения в школах татарского языка набирала обороты. Письмо президенту РФ В. Путину, генпрокурору Ю. Чайке и главе республики от 60 писателей Татарстана (среди них - основатель Татарской партии национальной независимости «Иттифак» Ф. Байрамова)... Обращение к президенту РТ Р. Минниханову от делегатов прошедшего в Берлине III форума татарской молодежи Европы...

14 октября прошло два крупных мероприятия, где кроме «вопроса о национальном языке» была также затронута тема о «необходимости продления договора между республикой и федеральным центром» . В Казани состоялся традиционный митинг, посвященный Дню памяти павших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, собравший около 400 представителей национальных движений из Татарстана, Марий Эл, Чувашии и Мордовии. После митинга его участники провели учредительное собрание Координационного совета (КС) народов Поволжья и Урала, провозгласившего «восстановление прав национальных систем образования» .

Обратим внимание на то, что заявила избранная в КС, как ее именуют, «бабушка татарского национализма» Ф. Байрамова: «Надо требовать отмены поручения Путина в Йошкар-Оле!.. Во время выборов не нужно выбирать ни Путина, ни «Единую Россию». Надо так и написать [в резолюции собрания]: ...нерусские народы России призывают не выбирать такого президента, который против нашего языка... Лучше «Яблоко» .

При этом на данной встрече от муфтия Кировской области З. Галиуллина можно было услышать о необходимости «собрать Конгресс народов России» , а также о том, как «Московское княжество грабит всю страну» . Все эти тезисы были включены в резолюцию Координационного совета (следующее заседание которого запланировано на 6 ноября, День Конституции Татарстана).

Отметим, что на 4 ноября (День народного единства, отмечаемого, в том числе, и «Русскими маршами») русскоязычные родители и общественные организации планируют Республиканское родительское собрание, посвященное вопросу о «добровольности изучения татарского языка» .

Таким образом, можно предположить, что в Татарстане накануне начала президентской кампании 2018 года пытаются спровоцировать крупный, как его называют, этнолингвистический, а точнее, межнациональный конфликт. И выборная тематика здесь играет вовсе не последнюю роль.

22 октября в группе «Татары за Собчак» соцсети «ВКонтакте» было опубликовано Открытое письмо к «будущему кандидату в президенты России К. Собчак» , где содержится просьба «заступиться за наш родной татарский язык» , а также за «башкирский, чувашский, якутский, марийский и многие другие языки РФ» .

То есть татарские этнонационалисты уже напрямую адресуются к оппозиционным либералам, с которыми у них есть такие общие темы, как «свержение путинского режима» и «отдача Крыма Украине». Напомним, также и о контактах белоленточников с местными националистами и исламскими радикалами во время протестной кампании 2011–2012 годов.

Во второй половине октября Всемирный конгресс татар (ВКТ) заявил «решительный протест против абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка в республике» .

Заметим, что в данном случае подспудно была оглашена позиция руководства Татарстана, пытающегося не допускать открытых резких высказываний в адрес федерального центра. Так, председателем Исполкома ВКТ является депутат Госсовета Р. Закиров. А вице-премьер Татарстана В. Шайхразиев возглавил Национальный совет конгресса (Милли шура), созданный на вышеупомянутом VI съезде ВКТ. Таким образом, республиканские чиновники по-прежнему используют «умеренных» националистов. Но, как предполагают эксперты, реальное руководство ВКТ, а значит, и частью татарстанской элиты, осуществляется с зарубежных терминалов.

К концу октября в развивающейся пропагандистской кампании уже принимало участие Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана, объявившее о запуске учебной программы («Мы - татары») по изучению татарского языка в мечетях республики. В интернете возникло письмо порядка 250 преподавателей татарского языка и литературы к депутатам Госсовета РТ... А также «Обращение татар Российской Федерации» (от лица более 40 представителей национальной интеллигенции), адресованное высшему руководству и депутатам Госсовета республики и собравшее за несколько дней около 13 тысяч подписей.

Данный текст можно рассматривать как некий ультиматум влиятельной части региональной элиты в адрес действующей власти. Здесь говорится, к примеру, следующее: «Ваше решение - наш последний рубеж. В зависимости от того, каким оно будет, вы получите нашу поддержку или отчуждение. Наши пути разойдутся, когда «заинтересованные» люди придут за «Татнефтью», «ТАИФом» или за некоторыми руководящими персоналиями. Вас некому будет поддержать...»

Обратим внимание, что в обращении называются крупные компании, имеющие прямое отношение к Р. Минниханову (председатель совета директоров «Татнефти») и сыну бывшего президента Татарстана Р. Шаймиеву (которому принадлежит более 11 % холдинга «Татаро-американские инвестиции и финансы»).

Необходимо отметить, что реакция на данное обращение, в котором региональная власть обвинялась в молчании и бездействии по отношению к учителям и директорам школ, была стремительной.

Буквально на следующий день, 26 октября, на заседании Госсовета РТ президент республики Р. Минниханов, отчасти понимая «рукотворность» надвигающейся на него катастрофы, устроил региональной прокуратуре и некоторым чиновникам настоящий разнос: «Работа над этим идет. И не надо ее политизировать... Сейчас уже оппозиционные как бы структуры пытаются быть сторонниками татарского языка, чтобы был раздрай между русскими и татарами... Мы вернулись в 90-е годы... К сожалению, получилось, что виноватыми остались директора школ... К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я с ними должен организовывать выборы. В преддверии выборов разве можно такие вещи делать?.. Или специально это так делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту В. Путину?»

Некоторые эксперты предполагают, что среди организаторов мощной антироссийской кампании, задевающей положение нынешних глав Татарстана и Башкирии, может стоять окружение прежних руководителей этих регионов, соответственно, М. Шаймиева и М. Рахимова, пытающихся отстоять свои «завоевания 90-х годов». А также местные национал-сепаратисты, которых власть не может уже так плотно контролировать, как ранее. Называются также зарубежные диаспоры, связанные с лидерами «Меджлиса крымско-татарского народа» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и их кураторы, заинтересованные в разрушении российской государственности. Напомним, что в 2014 году нынешнее руководство Татарстана (безуспешно) пыталось сыграть роль посредника, склоняя М. Джемилева и Р. Чубарова к переговорам с российскими властями. И определенная «заслуга» в срыве этих переговоров принадлежит западным спецслужбам.

Что же выясняется во время публичных «дискуссий об языке» в СМИ и прокурорских проверок в Татарстане относительно нарушений в отношении общероссийских образовательных стандартов?

Региональный закон 1992 года декларирует, что в общеобразовательных учреждениях татарский (как «государственный язык Татарстана», согласно конституции республики) и русский языки изучаются в обязательном порядке и равных объемах. В 2008 году бывший тогда президентом Татарстана М. Шаймиев выступал против «новых образовательных стандартов, где отменялся национальный и региональный компоненты» , заявив, что «изучение татарского языка будет вестись в прежнем объеме» .

Однако в 2011 году представители Общества русской культуры Татарстана направили письмо президенту РФ (тогда этот пост занимал Д. Медведев), где утверждалось, что в республике «дети за весь период обучения получают вместо 1200 всего 700 часов русского языка» . Заметим, тогда в регионе на замечания из Москвы практически не отреагировали.

В результате к 2017 году во многих школах республики за счет изучения двух самостоятельных предметов «Татарский язык» и «Татарская литература» количество часов, отведенных на русский язык, оказалось в 1,5–2 раза меньше. И только во время нынешних прокурорских проверок правительство Татарстана приняло решение «о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых Минобрнауки РФ» .

При этом, как проговариваются сами казанские историки и эксперты, «в городской местности на литературном татарском разговаривает только треть семей, две трети - на русском» . А с 2002 по 2010 годы «количество знающих татарский язык в РФ уменьшилось примерно на 1 млн человек» .

Добавим, что еще в 2013 году во время подготовки единого учебника истории между центральной и региональной властями возникли серьезные разногласия относительно трактовки периодов, связанных с существованием Золотой Орды. В результате татаро-монгольское иго было названо «системой зависимости русских земель от ордынских ханов» . Тогда же в некоторых вузовских учебниках по истории Татарстана можно было встретить описание «оккупации Казанского ханства в 1552 году Московией» .

В 2015-м Госсовет Татарстана выступал против федерального законопроекта, вводившего «базовые учебники» в России, а также образовательной концепции, пре дусматривающей «преподавание основных школьных предметов на русском языке» . И к 2017 году тема «суверенного самостоятельного государства Татарстан» (стоящего в одном ряду с Турцией, Францией, Великобританией и Россией) уже активно развивалась в отдельных школьных пособиях по татарскому языку, используемых в обучении, несмотря на запрет Минобром РФ.

Эксперты обращают внимание на то, что в результате такого произвола региональных властей «в Татарстане и других республиках, например, в Якутии и Чувашии, в течение 25 лет шло формирование этнического сознания, формирование у носителей этих языков сознания республиканской гражданственности...»

Как такая политика соотносится с декларируемой элитой Татарстана поддержкой «курса руководства РФ... по реализации Стратегии государственной национальной политики и... формированию общероссийской гражданской идентичности» ? И какие еще «мины замедленного действия» под территориальную целостность России закладываются в некоторых национальных республиках недальновидными и провокационными решениями части местной элиты (и ее зарубежных партнеров)?

Министерство образования и науки Татарстана должно сделать акцент на обеспечении высокого уровня знаний и владения русским языком. Об этом в ежегодном послании Госсовету заявил президент республики Рустам Минниханов. Заявление примечательное — еще пару месяцев назад глава вышеупомянутого ведомства Энгель Фаттахов заявлял, что в регионе нет проблем с изучением русского и татарского языков.

Архивное фото

Изучение татарского языка в общеобразовательных учреждениях республики является обязательным, поскольку в Конституции Татарстана за русским и татарским языками закреплен статус государственных. При этом в последнее время родители учеников отдельных классов стали инициировать коллективные обращения к руководству как учебных заведений, так и министерств образования России и Татарстана, а также прокуратуры, в которых речь шла либо от отказе от уроков татарского языка, либо о сокращении часов, отведенных на изучение предмета. Многие родители жалуются на недостаточное количество уроков по изучению русского языка.

Разумеется, это рождает ответную реакцию, которая сводится к тому, что "раз вы живете в Татарстане, то обязаны знать татарский". Но эта реакция, скажем так, неформальная. Формальная же заключается в том, что чиновники признают недостатки в преподавании татарского языка, прежде всего по причине нехватки кадров и достаточно сложной программы, что является следствием не слишком удачной проработки методики преподавания. В то же время в профильных ведомствах республики отмечают, что результаты ЕГЭ по русскому языку в Татарстане являются одними из лучших в России.

Следовательно, проблемы нет? Если судить по заявлению министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова, нет.

"У нас все нормально. Мы федеральные стандарты выполняем, ничего не нарушаем. По Конституции РТ у нас два государственных языка. На мой взгляд, президент России не имел в виду Татарстан", — заявил министр в июле этого года. Так он прокомментировал выступление президента России Владимира Путина на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле. Тогда президент заявил о недопустимости принудительного изучения неродных языков.

Владимир Путин подчеркнул на заседании совета, что русский язык — "естественный духовный каркас" страны, и знать его должен каждый. "Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации", — подчеркнул Путин.

Судя по сегодняшнему выступлению Рустама Минниханова, заявлениями "у нас проблем нет" вопрос закрыть не удалось. "Особого внимания требуют вопросы языковой политики. При сохранении приоритетов изучения государственных и родных языков министерству образования и науки республики надо сделать акцент на обеспечение высокого уровня знаний и владения русским языком", — сказал Минниханов.

Вместе с тем, по словам главы республики, необходимо совершенствовать методику преподавания татарского языка как государственного языка Татарстана, а также подготовку и переподготовку учителей. В целом при изучении языков, по его мнению, следует развивать прежде всего коммуникативные навыки.

"Эти задачи неоднократно ставились перед министерством образования и науки республики. Однако эффективность проводимой работы по-прежнему невысока и вызывает обоснованные нарекания граждан. Министерству, как центру ответственности, следует сделать соответствующие выводы и принять необходимые меры", — подчеркнул Минниханов.

По случайному совпадению или нет, но в день выступления президента Татарстана перед Госсоветом в социальных сетях начали распространять заявление, которое приписывают Энгелю Фаттахову. Якобы на одном из совещаний в министерстве он заявил, что "у нас государственный язык татарский, поэтому в следующий раз совещания будут на татарском языке".

"Так же и по служебным вопросам заходя ко мне, говорите по-татарски. Если не знаете татарского, то просите своих подчиненных Вам на бумажке написать текст, зайдете и прочитаете", — продолжил свою речь министр.

Вот только новость об этом появилась в прессе республики еще пять лет назад, когда Фаттахов только занял пост министра образования. И были эти слова произнесены в самом деле или нет — неизвестно, ссылались на "анонимный источник".

Хотя, в общем, сегодняшнее заявление президента Татарстана оснований для разночтений не оставляет. Не очень, правда, понятно, каким образом планируется исправлять ситуацию , которая складывалась годами. И как скоро это будет сделано.

Вконтакте

Ильнар Гарифуллин

Татарстан в последние несколько месяцев стал все чаще появляться в федеральной политической повестке. Сперва была короткая эпопея с Москвы продлевать Договор с республикой. Затем начались «языковые» баталии, начатые после высказывания В. Путина на совещании в г. Йошкар-Оле 20 июля 2017 года, о том, что обязательным языком для изучения может быть только русский язык, и никого нельзя принуждать изучать неродной язык. Для тех кто «в теме», было понятно, что данное высказывание касается преподавания государственных языков в национальных республиках РФ. Парадоксально, но под это никоим образом почему-то не относили иностранные языки, которые изучаются в школах без всякого на то желания родителей. Но таких парадоксов как выяснилось потом, было немало.

Здесь стоит вначале рассмотреть, что называется, технический аспект проблемы. Проблемы начались в 2007 году, когда Госдума приняла федеральный закон №309 под названием «О внесении изменений в части изменения и понятия федерального государственного образовательного стандарта». За длинной формулировкой скрывалась ликвидация национально-регионального компонента в российском образовательном стандарте. В дальнейшем на основе этого закона был создан «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС), который, по мнению гражданских активистов национальных объединений, стал могильщиком национально-регионального компонента в системе образования. Никаких русскоязычных «родительских комитетов» против изучения региональных языков до этих реформ не было.

Вообще проблема ФГОСа в том, что в пункте, касающемся национального компонента, имеется на сегодняшний день только предмет «родной язык». То есть там абсолютно не прописан такой предмет как «государственный язык» субъекта Российской Федерации. Но и здесь своя особенность – предмет «родной язык» преподается по желанию родителей и не является обязательным предметом. Что тоже, мягко говоря, не соответствует международной практике, если брать опыт современных многонациональных стран с развитыми институтами демократии, вроде Испании, Великобритании, Канады и т.д. (впрочем, это тема для отдельного рассмотрения). То же касается и мер государственной поддержки региональных языков путем расширения их правоприменительной сферы. В тех же западных демократических государствах никто не считает это недопустимой дискриминацией.

Отсутствие в Федеральном образовательном госстандарте предмета «государственный язык республик РФ» по сути своей диссонирует с 68 статьей Конституции РФ, где прописан пункт о праве республик на принятие своих государственных языков, имеющих такой же статус, что и русский язык. Но зато в содержании ФГОС есть вариант с изучением двух иностранных языков.

После «йошкар-олинского совещания» прокуратура РФ дала предписание своим региональным управлениям начать проверку по результатам распоряжения президента. Как часто бывает в России, ради быстрого отрапортования об «успехах», чиновники рьяно принялись за дело. В Башкортостане, уже после первого общего предписания прокуратуры, министерство образования и глава этой республики Рустем Хамитов объявили об изменениях. Башкирский язык отныне вошел в вариативную часть учебного плана (то есть стал добровольным). В большинстве уфимских школ сразу же выяснилось, что основная масса родителей отказывается от башкирского языка. Причем это касалось и самих башкир. Впрочем, ситуация в Башкорстостане требует отдельного детального рассмотрения в силу ее внутренних сложностей, которые серьезно отличаются от «классических» национальных республик.

В Татарстане же, напротив, руководство министерства образования в лице его главы Энгеля Фаттахова не согласилось с Москвой. Сразу после выступления В. Путина он обозначил позицию своего ведомства: «Распоряжение президента РФ не может касаться нас, т.к. татарский язык, являясь государственным языком Республики Татарстан, преподается в соответствии с Конституцией республики, и региональным законодательством об образовании». Эта принципиальная позиция вызвала неудовольствие у ряда чиновников казанского Кремля, которые попытались использовать это в аппаратной борьбе. Пошли разговоры о скорой отставке своенравного министра.

Но прокуратура республики более послушна «вертикали». Так, с ее стороны под давлением московского начальства уже к концу сентября началась форменная травля директоров школ. Они получили предписания с приказом немедленного (это после начала учебного года) пересмотра учебных планов, сокращения объемов изучения татарского языка и перевода его в вариативную часть. В случае промедления, руководителям учебных заведений и завучам школ грозили уже уголовным преследованием.

Одновременно с давлением прокуратуры началась и информационная кампания. На целом ряде казанских сайтов, ранее постивших «котиков» и расписания праздничных мероприятий, вдруг начали интересоваться языковой проблемой. И материалы «топили» исключительно на стороне прокуратуры и так называемого «комитета русскоязычных родителей», выступающих за отмену обязательности татарского языка и требующих перевода его в разряд факультативных предметов (таких, как курсы кройки и шитья, безо всяких итоговых экзаменов).

В то же время выяснились и весьма любопытные вещи. К примеру основная масса немногочисленных активистов этой организации (которая ныне переименовалась просто в «родительский комитет Татарстана») https://vk.com/rus_rodnoyэто даже не русские, родившиеся в Татарстане, а недавние приезжие из других регионов страны , не имеющие в отличие от местных русских, исторического и социокультурного опыта сосуществования и взаимодействия с татарским населением. Постепенно даже самым наивным стали очевидны истинные цели этих «варяжских» активистов. Первоначальные возгласы про неэффективность нынешних методик преподавания татарского языка затем перешли к требованиям полной отмены татарского языка в школах, и далее – отмены его государственного статуса (дескать, республика – это не государство, а потому и незачем государственный статус татарскому языку).

Ожидаемо эти обсуждения пошли еще дальше. Руководительница этого «комитета» Инесса Гудочкина на своих страницах в соцсетях, помимо лозунгов за ликвидацию национальных республик, уже открыто начала призывать вообще к ликвидации всяких учебных заведений на территории России, где преподавался бы язык народов России (разумеется кроме русского языка), поскольку там «готовят потенциальных сепаратистов».

Далее другая «активистка» Ольга Гавриленко, подавшая в суд на министерство образования иск о возмещении морального и материального вреда (!) за обучение ее сына татарскому языку, прославилась татарофобскими комментариями на своей странице в сети «Вконтакте». Здесь в частности, помимо оскорбительных эпитетов (цитировать их – это прямой выход на 282 ст. УК РФ), выражались ее сожаления по поводу того что «Иван Грозный не добил татар до конца».

Все это даже для самых ярых скептиков обнажило основную суть «языкового противостояния» – противники татарского языка ставят в конечном итоге своей целью борьбу вообще с национально-территориальным делением нынешней РФ и ликвидацию вообще всего национально-регионального компонента в образовательной сфере. Хотя в этой связи справедливее будет отметить, что за их спинами стоят гораздо более могущественные силы. Широкую информационную поддержку «комитету» обеспечили имперские инфопорталы («Свободная пресса»), клерикальные телеканалы («Царьград»), праворадикальные сайты (запрещенный Роскомнадзором «Спутник и погром») и т.п.

В ведущем интернет-издании Татарстана «Бизнес-онлайн», в комментариях под материалами по языковой проблеме наблюдались все признаки работы так называемых «фабрик троллей», топивших именно на стороне противников татарского языка. Местные популярные телеграм-каналы также стали ареной «языкового противостояния».

Неудивительно, что подобные накаты вызвали небывалый подъем активности у татарской части населения республики, выступающей за сохранение позиций татарского языка и тех немногих достижений суверенитета, что еще остались . Наступление на главный и чувствительный нерв национального самосознания – язык, вызвало ответную реакцию. Многие из тех, кто еще вчера занимал вполне тихую конформистскую позицию, вдруг проснулись от «спячки». Причем это именно тот искренний порыв гражданского общества, безо всякого участия властных кругов, которые в обстановке накала страстей предпочли уйти в тень, долгое время не высказывая свою позицию по данному вопросу.

Первым делом было создано сетевое сообщество «Комитет татароязычных родителей» (https://vk.com/telemtatar) от имени которого написано обращение на имя Путина с требованием оставить татарский язык в качестве обязательного предмета в школах. Это письмо-обращение всего за несколько дней собрало несколько тысяч подписей.

Был использован и предвыборный фон. Возникло даже сообщество «татары за Собчак», которое выступило с предложением Ксении Собчак, собирающейся стать кандидатом в президенты РФ, включить в свою предвыборную программу пункт о защите языков народов России.

Далее с целью привлечения внимания были проведены уличные флешмобы с исполнением неофициального гимна всех татар «Туган тел» («Родной язык») на слова знаменитого татарского поэта Габдуллы Тукая. Этот вирусный флешмоб был подхвачен татарскими артистами и студентами Казанского Федерального университета. Ряд артистов напрямую обратились к президенту республики Рустаму Минниханову, покритиковав его молчание по такому важному вопросу.

Вообще, стихотворение «Туган тел», как и букварь татарского языка «Алифба» стали своеобразным символом татарского протеста. Поэтому неслучайно на самом пике этих событий 26 октября, прямо перед зданием республиканского парламента – Госсовета Республики Татарстан, молодежь провела массовый флешмоб с раздачей татарских букварей депутатам парламента, спешившим на заседание по обсуждение как раз языкового вопроса. Стоит отметить, что популярность министра образования Энгеля Фаттахова резко возросла, благодаря решительности и последовательности его позиции, которую он проявил в языковом вопросе. Сегодня он фактически стал самым популярным политиком в республике. Президент Татарстана же, напротив, стал объектом серьезной критики, как из-за своего долгого молчания, так и по причине постоянных зарубежных вояжей на фоне больших имиджевых неудач Татарстана последних месяцев.

26 октября на сессии Госсовета Минниханов потребовал от прокурора Татарстана прекратить давление на директоров школ, с которыми, как он выразился, ему предстоит организовывать президентские выборы 2018 года. В 1,5 тысячах мечети Татарстана прошли пятничные проповеди с призывом защитить татарский язык и национальную идентичность. Представители татарской интеллигенции направили президенту Минниханову «Обращение татар Российской Федерации», которое подписали десятки тысяч человек.

Эта неожиданная для многих гражданская активность вызвала у имперских унитаристов весьма нервную реакцию. В частности, на студентов, принявших участие во флешмобе в поддержку татарского языка у Госсовета 26 октября, началось давление: их вынудили написать объяснительные с пояснением кто, когда позвал их на акцию, какова была причина их появления там, кто организовал и т.д.. Также отныне им было приказано ограничить свое общение в социальных сетях. По словам самих студентов, руководитель высшей школы татаристики и тюркологии имени Габдуллы Тукая Альфия Юсупова вызвала кураторов с каждого курса и приказала выйти из групп в соцсетях, посвященных защите татарского языка - а также студентам отныне запрещено общаться друг с другом в WhatsApp и Telegram. Она пояснила свою директиву тем, что участие в подобных акциях непременно скажется на их будущем, т.к. его участников, что называется, «берут на карандаш».

Региональные власти, обещая учесть интересы всех сторон конфликта, не нашли ничего лучшего, чем запретить любую уличную активность с обеих сторон баррикад «языковой войны» . Так мэрия Казани не разрешила митинг в поддержку татарского языка, заявка на который была подана на 3, а затем и на 6 ноября. 4 ноября «Общество русской культуры Татарстана» и «Комитет русскоязычных родителей Татарии» готовились провести в Казани так называемое «Республиканское родительское собрание» в форме митинга, но он тоже был не согласован. Серьезный скандал вызвало желание руководителя ОРК Михаила Щеглова привлечь к охране митинга вооруженных мятежников из Донбасса. Вот такая интересная политическая коалиция…

Максимум, на что согласились власти после долгих согласований – это концерт ко Дню Конституции Татарстана (6 ноября), да и то с подачи аппарата президента республики (а иначе никакого концерта просто не было бы), превращенный в «дружбонародный» фестиваль.

В общем, можно сделать вывод о том, что Татарстан стал ареной «языкового противостояния», своеобразной «холодной войны» между защитниками татарского языка и их противниками.

Власти Татарстана после прогремевшего на всю страну заседания 26 октября поспешили успокоить общественность и депутатов и пообещали вскорости представить свой «компромиссный» вариант разрешения ситуации. 8 ноября с подачи министра образования республики Энгеля Фаттахова и при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова такой вариант наконец появился. Он предусматривает в частности, что татарский язык останется обязательным предметом с 1 по 9 класс, где ему будет отведено два часа в неделю. Еще 3 часа в неделю может добавляться по программе «родной язык», но уже в вариативном ключе. Для 10-11 классов татарский язык будет полностью добровольным. Также для узаконивания именно такого варианта, власти республики намерены добиваться включения изучения татарского языка как государственного в ФГОС.

Удастся ли властям республики все-таки отстоять свой «компромиссный» план урегулирования – остается пока под вопросом. Московский Кремль пока подает весьма противоречивые сигналы на сей счет. Хотя уже ясно, что власти республики будут в торге с Москвой уповать на предстоящие выборы и нежелательность в их преддверии «раскачивать лодку» . И многие национальные республики, не принявшие в отличие от Казани открытой дискуссии с Москвой в «языковом» вопросе, несомненно ждут результатов, в случае чего надеясь апеллировать к «татарстанскому опыту».

При таком раскладе татарская общественность, как и республика в целом, несомненно сохранит свое лицо. Но вот для татарского языка это все равно будет иметь негативные последствия, т.к. его статус уже очевидно не будет прежним. Вероятнее всего ожидается ликвидация итогового экзамена у учеников 9 классов по татарскому языку. Это, в свою очередь, снижает и планку требований к знаниям учащихся и их мотивацию. Более мягкое отношение к ученикам, завышенные оценки - это то, чего будут негласно требовать от учителей татарского. По сути, это уже полуфакультативный статус, который означает еще более низкую мотивацию к изучению языка и второсортность учебной дисциплины. И это не говоря уже о сотнях уволенных учителей татарского языка, которые, несомненно, появятся уже в ближайшее время.

Как бы то ни было, «языковое противостояние» 2017 года стало еще одним ударом по этноязыковому многообразию России. А также – по ее федеративному устройству, которое прописано в Конституции. Впрочем, многие ли об этом помнят?

В школах республики Татарстан наступила вторая четверть, а вместе с ней - перемены и новая неразбериха с языковыми дисциплинами. Напуганные прокурорскими проверками школы наспех вносят изменения в учебные планы, меняя татарский язык на такие новообразования, как "казаневедение", "риторика", "наследие Татарстана" , иные и вовсе ничего не меняют, потому что "нет возможности". Родители, отчаявшиеся писать в прокуратуру запросы об отказе от изучения неродного татарского, недоумевают, почему вместо более глубокого изучения русского языка дети "шатаются по коридорам" в часы национального языка, а местные власти, как заколдованные, повторяют мантру про "компромиссный вариант с федеральным центром". Тем временем приближается 1 декабря - день, ставший для Татарстана "днем икс", - обозначенный президентом РФ срок, до которого власти республики должны довести объем изучения русского языка до рекомендованного Минобром уровня. За пару дней до этого острую проблему рассмотрят в Госсовете республики. Об особенностях нового этапа лингвистического конфликта в Татарстане читайте в материале Накануне.RU .

"Ничего не изменилось, только хуже стало, родители в отчаянии, не знают, что делать. Дети в коридорах, фактически беспризорные!" - рассказала мама восьмиклассника Инесса Гудочкина .

В школе, где учится ее ребенок, объемы изучения русского языка довели до рекомендованных Министерством образования объемов: три часа в неделю - "русского языка" и два часа - "родного русского языка" . Согласно образовательным программам школ Татарстана, это два разных предмета. У школ, а, следовательно, и у русскоязычных родителей, возникла новая проблема - отсутствие учебных планов и пособий для преподавания "родного русского". Из-за этого дети, чьи родители отказались от родного татарского языка, вынуждены бездельничать, пока их сверстники занимаются изучением национального языка республики. Этот факт вкупе с давлением на родителей приводит к тому, что они отзывают свои заявления, соглашаясь на возвращение к татарскому.

"Многие родители забрали свои заявления. Им звонили из школы домой, просили, они переписали заявления. Давление на родителей идет колоссальное. Предложили моего сына-отличника перевести в класс послабее. Он согласился. Пообещали, что там вместо татарского языка дети будут изучать какой-то другой предмет. В итоге другого предмета нет, он у меня остался "коридорным", девать его некуда. Он и еще два мальчика сидят на том же татарском, но на задних партах и делают свои уроки. Так во многих школах" , - поделилась Инесса.

Во многих, но не во всех. Мама второклассницы Рая рассказала о положительных изменениях в школе, где учится ее дочь.

"У нас довели количество уроков русского языка и литературы до требований, предъявляемых Министерством образования и науки РФ. И вместо татарского языка (которого раньше было четыре урока в неделю) сделали родной язык (в объеме два урока в неделю). В эти часы класс теперь делится на две подгруппы. Те, кто выбрал русский язык, изучают родной русский (в настоящий момент - без учебников), те, кто выбрал татарский - изучают родной татарский язык" , - рассказала она корреспонденту Накануне.RU .

Правда, возникла новая проблема: администрация школы не может угодить всем родителям - одни хотят, чтобы ребенок учился пятидневку, другие - исключить "родной русский".

"Учебные планы с родным языком невозможно реализовать при пятидневной учебной неделе - в СанПиН не укладываемся. У нас не вводят учебный план без родного языка, как я понимаю, в том числе и из-за того, что тогда русскоязычные дети начнут претендовать на пятидневку. А те, кто хочет изучать татарский язык, вынуждены будут учиться по шестидневке. А так - мол, никому не обидно. У всех шестидневка. А то, что наши дети чем-то непонятным занимаются на ненужных им уроках родного русского языка (потому что глупо это - делить русский язык на "государственный" и "родной" для детей - носителей русского языка), никого не волнует" , - добавила родительница.

Проходить на "родном русском" программу "русского языка" дети не могут: тогда возникнет перекос в скорости усвоения программы теми, кто выбрал для изучения русский язык как родной, и теми, кто выбрал для изучения татарский язык как родной, пояснила она.

Чтобы наполнить урок "родного русского" содержанием, директора исхищряются как могут. Где-то вводят "казаневедение", где-то "риторику", а где-то "наследие Татарстана".

"В одной из школ Татарстана на уроках родного русского языка даже на ложках играть учатся!" - добавила она.

Отдельного внимания заслуживает содержание уроков татарского языка, где зачастую отсутствует дисциплина. Это подтверждает и тот факт, что после выпуска из школы дети не владеют национальным языком на разговорном уровне. А в некоторых школах учителя татарского и вовсе пытаются заниматься политпросвещением .

"Меня волнуют национальные классы в школах. У сына есть друг из татарского класса, они встречаются на перемене. Он рассказывает, что им учительница по татарскому, она у них классный руководитель, говорит, что Путин плохой , что якобы государство Татарстан самостоятельно , что у нас свои законы и Путин не имеет право вмешиваться, говорит, что Иван Грозный был плохим, а татары самоотверженно защищались от него. Учителя татарского таким образом обрабатывают детей, воспитывают маленьких сепаратистов. А после родительского собрания, когда я написала отказ от изучения татарского, учитель сказала моему сыну: "Иди в класс, учись. А если не хочешь учиться, езжай в Москву и Россию" , - вспоминает Инесса Гудочкина откровенно сепаратистские высказывания.

"Как на Украине "онижедетей" воспитали, так и у нас. Когда я училась, у нас не было такого разделения, мы не задумывались, кто по национальности татарин, а кто русский. А теперь в школе делят на татар и на русских. Вроде, Кремль заявляет о принципе добровольности, но в реальности его нет" , - добавила она.

Кремль, действительно, выступает за добровольное изучение национальных языков в российских школах. Позицию федеральных властей на прошлой неделе напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

"Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого" , - заявил РБК федеральный чиновник.

Заявление Кремля местные власти проигнорировали, рассказал член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов .

"Заявление Кремля никак не повлияло на ситуацию. Школы с этой нахлынувшей проблемой воюют в одиночку, воюют против родителей - не только русскоязычных, но и татар. Идет настоящая война школы против родителей. Действуют запугиванием, на детей давят, при проведении бесед требуют убрать мобильные телефоны, чтобы родители не могли записать на диктофон или на видео этот разговор и потом пожаловаться в прокуратуру. Больше никакого регулирования со стороны регионального руководства нет. Школы не допускают, чтобы во время отсутствующего у части школьников татарского языка они учили русский язык в полном объеме. Ведут себя как собака на сене. Конечно, ведь те дети, которые в это время будут учить русский и литературу, окажутся потом более конкурентоспособными, легче поступят в вузы, и так далее. Доходит до того, что требуют на это время покинуть школу!" - отметил в разговоре с Накануне.RU Михаил Щеглов.

Конкретику в разрешение наболевшего вопроса внес 24 ноября во время рабочей поездки в Казань полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич .

"Минобразования РФ разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ. Впервые в учебных планах в части, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики" , - сообщил Бабич журналистам.

Полпред добавил, что во всех республиках Поволжья изменены учебные планы, а количество часов русского языка доведено до установленного и рекомендуемого Министерством образования РФ, во всех регионах округа организована, а где-то уже завершена работа по выбору детьми и их родителями или законными представителями родного языка. Соответствующие методические указания, по его информации, Минобрнауки РФ направит в регионы в ближайшее время.

"Тем самым, вопросы изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республик и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы. И тем самым поручение президента РФ будет выполнено в полном объеме. Далее практической деятельностью органов государственной власти регионов необходимо довести эти вопросы до фактического исполнения" , - отметил полпред, его слова приводит РИА Новости.

При этом нельзя утверждать, что власти Татарстана игнорируют проблему. Языковой вопрос поднимался на заседаниях госсовета республики в конце ноября и начале октября.

"Как государственный язык может быть добровольным? Он добровольный в Швейцарии, где из четырех языков выбирают один. А у нас один государственный язык нашего субъекта . Я согласен, нам надо работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем! Если кто-то хочет сказать, что президент республики не реагирует, не занимается - я работаю над этим вопросом, и не надо его политизировать!" - взволнованно заявил президент республики Рустам Минниханов и попросил прокуратуру все претензии адресовать ему, а не директорам школ.

"К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. В преддверии выборов разве такие вещи можно делать? Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину?" - недоуменно вопрошал глава региона.

Минниханов согласился: за 20 лет законы республики несколько устарели и требуют внесения коррективов.

Обсуждение продолжилось 8 ноября на заседании госсовета. Тогда президент республики призвал школы "сохранять спокойствие" и заверил учителей татарского, что те не останутся без работы.

Разговор продолжится незадолго до знакового для республики дня - установленного президентом срока для проверки добровольности изучения татарского в школах. 29 ноября на заседании госсовета парламентарии рассмотрят "вопрос о преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан".

Тем временем, министр образования и науки республики Энгель Фаттахов обивает пороги кабинетов Министерства образования РФ в попытках утвердить "компромиссный вариант". Об этом пишут местные СМИ.

"Во вторник на приеме у чиновника Минобрнауки РФ я рассказала о текущей ситуации в школах и поинтересовалась, что решено насчет татарстанского "компромисса". Он мне ответил, что вариант учебного плана от Татарстана у них "лежит"… По его словам, Энгель Фаттахов бывает в министерстве через день, "ходит из кабинета в кабинет" и всюду ему отвечают одно и то же: "Ваш вариант прекрасен, если его одобрит высшее руководство страны. Ведь ваш вариант с двумя часами обязательного татарского не согласуется с поручениями президента России" , - пересказала свой диалог с сотрудником Минобрнауки РФ активистка интернет-сообщества "Елабужский контроль образовательных организаций" Оксана Ермакова .

Успеют ли власти Татарстана смириться с необходимостью выполнять поручения президента РФ и вернется ли регион в правовое пространство остальной России, станет ясно уже скоро - 1 декабря. На следующий день после "дня икс" русскоязычные родители республики планируют масштабный митинг в поддержку решений Путина, но, как и следовало ожидать, его согласованию препятствуют местные власти. К слову, не в восторге они и от деятельности организаторов - комитета русскоязычных родителей. На днях человек, представившийся представителем МВД, звонил "за дачей показаний" администратору группы комитета "Вконтакте" Инессе Гудочкиной.

В противовес деятельности русскоязычных родителей активизируются татарские семьи, который выкладывают в сеть видео со страдающими без татарского языка детьми. Что странно, на одном из таких роликов девочка говорит на русском.

"Это настоящая информационная война, в которую суют детей" , - прокомментировала Инесса Гудочкина.

Подпишитесь на нас

error: