Михаил захарчук. Встречная полоса михаила захарчука

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

Михаил Александрович Захарчук
Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия

Фотография на обложке: © Татьяна Балашова / Russian Look.

В книге использованы фотографии:

© Дмитрий Донской, Сергей Пятаков, Сергей Ястржембский, П. Манушин / РИА Новости;

© Зинаида Байцурова, Борис Кавашкин, Валерий Христофоров / Фото ИТАР-ТАСС;

© Татьяна Балашова / Russian Look;

© Игорь Гневашев.

© Захарчук М., 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018

Вместо предисловия

Еще только приступая к работе над этой рукописью, я вдруг подумал: а ведь наверняка найдется где-то в стране человек, который совершенно ничего не знает об Алексее Владимировиче Баталове. И в том нет ничего такого уж предосудительного, страшного. У меня есть приятель, всю жизнь проработавший, как теперь принято выражаться, в средствах массовой информации, написавший несколько книг, редактировавший одно время журнал, издаваемый Региной Дубовицкой. И вот, когда он редактировал уже другой журнал, я принес ему очерк о выдающейся, да нет – гениальной балерине Галине Улановой. И этот редактор на голубом глазу меня спросил: а кто она такая?

Поэтому, как бы упреждая всякие возможные неловкости в данном направлении, я, как говорится, начну с того, что представлю возможному читателю своего героя, елико возможно, подробнее. Ну, а дальше уже буду излагать его жизнь и его великую игру в театре, в кино, на телевидении и его трагедию. Итак, Алексей Баталов был советским и российским актером театра и кино, кинорежиссером, сценаристом, общественным деятелем, педагогом, народным артистом СССР. Имел он и высшее звание бывшей советской страны – Героя Социалистического Труда. А еще ему присваивали за актерский труд звание лауреата Государственной премии СССР и двух Государственных премий Российской Федерации, премий Ленинского комсомола и Президента России. Был удостоен Баталов приза Международного кинофестиваля в Каннах за 1955 год и полутора десятка главных отечественных призов в области культуры, таких как «Юнона», «Кинотавр», «Ника», «Кумир», «Триумф», ну и так далее, всего около полутора десятка различных наград. Поздравляя Баталова с 80-летием, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал: «Ваши труды заметно обогатили достояние российской культуры. Своим творческим самовыражением Вы прокладываете, говоря словами Николая Васильевича Гоголя, «незримые ступени к христианству» и свидетельствуете о том, что служение красоте неотделимо от милосердия, попечения и благотворительности. Многие годы Вы принимаете активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства», оказывая всемерную помощь музыкально одаренным детям с проблемами здоровья и ограниченными возможностями. Это поистине благородное дело, и отрадно, что оно стало одним из значимых в Вашей жизни».

Если что-то и можно добавить к словам Святейшего, то разве лишь то, что актер еще избирался Почетным президентом Парижского киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов за лучшие актерские работы года, почетным членом Правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского Совета Марфо-Мариинского благотворительного общества. К слову, сама обитель восстановлена благодаря усилиям Баталова. Редко кто из бывших советских актеров мог бы сравниться в меценатстве с Алексеем Владимировичем.

Как бы предварительно итожа сказанное, можно без риска быть неправильно понятым утверждать: у нас в стране нет больше деятеля культуры такого калибра. Речь, как читатель прекрасно понимает, вовсе не о перечисленных регалиях и заслугах. Очень даже возможно, что у кого-то всяких наград и званий наберется больше, нежели у Алексея Владимировича. Но при этом никто ведь не сможет сказать вослед ему: «Когда Ахматова приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. Я поэтому был искренне убежден, что она – моя родная бабушка, и так к ней обращался до тех пор, пока не пошел в школу. В моей шестиметровке я, ложась спать, доставал ногами до противоположной стены, а Анна Андреевна выглядела в закутке как королева. Но больше всего мне душу греет то, что я был первым, кто после войны повез ее в разрушенное Царское Село. Это был такой невероятный день! Она там бродила молча, а я ходил рядышком, старался не мешать. Это было потрясающее зрелище! Мне, вернувшемуся из армии, Ахматова, хотя сама была небогата, дала денег, чтобы я приоделся. А я на все деньги купил себе первую машину – «Москвич». У нас в доме регулярно бывали Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Булгаков, Ильф и Петров. Олеша, можно сказать, вынянчил меня. Когда я ставил «Трех толстяков», он давал мне ценнейшие советы. Жаль, фильма увидеть Юрий Карлович не успел. А отец моей первой жены, художник Константин Ротов, срисовал Дядю Степу с меня. Очень смешно и похоже получилось. Он еще шутил: «У тебя ботинки 45-го размера, и у Дяди Степы тоже!»

Согласитесь, читатель, что это поразительная, трудно вообразимая среда по насыщенности великими деятелями российской культуры, в которой с пеленок рос, учился, творил и трудился Алексей Владимирович. Образно говоря, он произрастал на такой почве, где воткни оглоблю – дерево вырастет. Но самое потрясающее то, как он мощно сумел впитать в себя лучшие черты тех великих людей, с которыми сталкивался, переплавить общение с ними в собственной широкой душе и создать затем удивительные, неповторимые образы своих современников, людей из далекого прошлого. Вспомним лишь некоторые из ролей Баталова: «Большая семья» – Алексей Журбин; «Дело Румянцева» – Саша Румянцев; «Мать» – Павел Власов; «Летят журавли» – Борис Бороздин; «Дама с собачкой» – Дмитрий Гуров; «Девять дней одного года» – Дмитрий Гусев; «Свет далекой звезды» – Петр Лукашев; «Три толстяка» – Тибул; «Седьмой спутник» – комиссар; «Живой труп» – Федор Протасов; «Бег» – Сергей Голубков; «Чисто английское убийство» – доктор Ботвинк; «Звезда пленительного счастья» – князь Сергей Трубецкой; «Рикки-Тикки-Тави» – Роберт Лоусон; «Москва слезам не верит» – Георгий Иванович (Гоша). А ведь перечислены лишь фильмы, определенно ставшие классикой отечественной кинематографии.

Кроме всего прочего, и вся родня Баталова – люди чрезвычайно известные в отечественной культуре. Отец – Владимир Петрович Баталов – советский и российский актер и кинорежиссер. В 1925 году окончил Вторую студию МХТ. Почти сорок лет проработал затем во МХАТе. Некоторое время трудился в Большом театре, в Театре имени Ленинского комсомола. Преподавал на «Мосфильме» и в институте – нынешнем ГИТИСе. Долгие годы руководил Народным театром при заводе ЗИЛ. Снялся в шести фильмах и одну картину – «Бабы» – поставил сам. Между прочим, главную роль – Варвары Кладовой – у него сыграла выдающаяся актриса Алла Тарасова.

Мать Баталова – Нина Антоновна Ольшевская – советская театральная и киноактриса, режиссер, педагог. Родилась в семье сына главного лесничего Владимирской губернии и польской аристократки, графини Понятовской. Воспреемником при крещении стал Михаил Фрунзе, друг ее матери, известный в будущем революционер, общественный деятель и военачальник. В 17 лет Нина Ольшевская приехала в Москву и поступила в студию при Художественном театре. Руководил ее курсом Константин Сергеевич Станиславский. Через год вышла замуж за актера Художественного театра Владимира Баталова. В 1928 году у них и родился Алексей. После окончания студии молодую актрису приняли в труппу, что, безусловно, считалось огромной удачей. Однако, проработав в Художественном несколько лет, Нина перешла в Театр Красной Армии. Просто потому, что ей давали только эпизодические роли. В одной из гастрольных поездок познакомилась с Виктором Ардовым и вскоре вышла за него замуж. Во время Великой Отечественной войны эвакуировалась вместе с детьми и работала в Бугульминском русском драматическом театре. Затем вернулась в Театр Красной Армии. Обладая несомненным даром декламации, Ольшевская практически никогда публично не выступала, зато щедро обучала этому искусству других. Нина Антоновна входила в ближайшее окружение А. А. Ахматовой. В квартире Ардовых на Большой Ордынке Ахматова жила во время приездов в Москву и считала ее своим «московским домом». Анна Андреевна надписала Ольшевской свой сборник «Бег времени»: «Моей Нине, которая все обо мне знает, с любовью Ахматова». Нина Ольшевская снялась в нескольких фильмах. В соавторстве с режиссером Леонидом Чертоком поставила известный фильм «Сережка с Малой Бронной». Умерла на 90-м году жизни. Похоронена на столичном Преображенском кладбище.

Отчим Алексея Баталова – Виктор Ефимович Ардов – русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, публицист и карикатурист. В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актером и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец». Вместе с Л. В. Никулиным написал комедии «Склока» и «Статья 114-я Уголовного кодекса», «Таракановщина». С В. З. Массом – комедию «Именинница». Писал юмористические монологи для эстрадных артистов: В. Я. Хенкина, Р. В. Зеленой, А. И. Райкина, Б. Я. Петкера и других. С 1927 года заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, в звании майора служил в газете «Вперед к победе!», награжден орденом Красной Звезды. Виктор Ардов – автор более 40 сборников юмористической прозы, киносценариев к фильмам «Светлый путь» и «Счастливый рейс», теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана его книга воспоминаний «Этюды к портретам» о В. В. Маяковском, М. А. Булгакове, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, И. А. Ильфе, Е. П. Петрове, М. А. Светлове, Ю. К. Олеше, М. Е. Кольцове, И. В. Ильинском, Ф. Г. Раневской и других (переиздана под названием «Великие и смешные» в 2005 году). Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке. В их числе И. А. Бродский, А. И. Солженицын, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г. Раневская и другие. Особенно близка с семьей Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934–1966 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.

Первой женой Алексея Баталова стала Ирина Константиновна – дочь художника Константина Павловича Ротова и детской писательницы Екатерины Борисовны Борисовой, затем приемная дочь сценариста и историка литературы Н. А. Коварского. От этого брака родилась дочь Надежда, не поддерживавшая с отцом отношений.

Вторая жена – Гитана Аркадьевна Леонтенко – артистка цирка. В этом браке родилась дочь Мария, с рождения страдающая детским церебральным параличом. Тем не менее Мария окончила сценарный факультет ВГИКа и по сию пору занимается литературным трудом.

Единоутробный брат Алексея Баталова – Михаил Викторович Ардов – писатель, публицист и мемуарист; клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель Московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ. До 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях. Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешел в Русскую зарубежную церковь, став клириком Суздальской епархии. Ушел в раскол. Выступал против строительства храма Христа Спасителя в Москве, дав обет никогда не входить в этот храм. Заявлял о неприятии Олимпийских игр и любых спортивных соревнований, а также недопустимости занятий физической культурой и спортом для христиан. С братом на религиозной почве был в непростых отношениях.

Второй единоутробный брат – Борис Викторович Ардов. Учился в Шкoле-cтyдии MXAT на курсе A. Кapeвa. Работал в театрах «Coвpeмeнник» и Центральном театре Советской армии. Учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров, преподавал во BГИКе. Снялся в нескольких фильмах, в том числе «Живые и мертвые» и «Три толстяка».

Дядя – Николай Петрович Баталов – российский и советский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Учился во Второй студии МХТ. Женился на известной актрисе Ольге Андровской. Преподавал. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Тетя – Ольга Николаевна Андровская (Шульц) – выдающаяся советская российская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии первой степени. Была награждена тремя орденами Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями. В 1914 году окончила с золотой медалью Московскую женскую гимназию Л. О. Вяземской и поступила на медицинские курсы. Год проработала в клинике, ухаживала за ранеными, поступающими с фронта. По настоянию отца в 1915 году поступила на юридический факультет при Высших женских курсах В. А. Полторацкой. Во время учебы участвовала в любительских спектаклях. В 1918 году поступила в Театр Корша, где получила первые уроки театрального мастерства. Одновременно работала в Драматической студии имени Ф. И. Шаляпина. В память о младшем брате Андрее, погибшем в 1924 году от ран, полученных на Гражданской войне, взяла псевдоним Андровская. С 1924 года – актриса МХАТа. В 1938 году дебютирует в кинематографе – исполняет роль помещицы Поповой в фильме И. М. Анненского «Медведь» по А. П. Чехову. Вместе со своим партнером по фильму М. И. Жаровым через год снялась и в следующем фильме И. М. Анненского – «Человек в футляре» по рассказу А. П. Чехова. До последних дней О. Н. Андровская сохраняла творческую активность. 6 октября 1970 года состоялась премьера спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому с Андровской в роли генеральши Крахоткиной. В сентябре 1972 года она перенесла тяжелую операцию, но почти сразу же после выхода из больницы самостоятельно начала готовить роль Турусиной в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», о которой давно мечтала, но сыграть которую ей так и не довелось. Уже будучи неизлечимо больной, с блеском сыграла роль пани Конти в прославленном спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника в постановке О. Н. Ефремова. В спектакле были заняты и другие «старики» МХАТа – А. Н. Грибов, В. Я. Станицын, М. И. Прудкин, М. М. Яншин. Премьера состоялась 13 декабря 1973 года. Одновременно спектакль был экранизирован. Эта роль оказалась для нее последней.

О сестрах – тетках Баталовых известно мало. Но Зинаида Баталова была замужем за актером МХАТа Михаилом Веревкиным. А одним из мужей Марии стал Виктор Станицын (настоящая фамилия – Гезе). Выдающийся театральный актер, корифей мхатовской сцены, четырежды лауреат Сталинской премии. Сыграл множество ярких ролей в театре и несколько заметных ролей в кино: «Чины и люди», «Зори Парижа», «Падение Берлина», «Война и мир». Вдобавок Виктор Яковлевич многие годы преподавал в Школе-студии МХАТ. Наконец, именно он руководил курсом, на котором учился Алексей Баталов.

Племянница Баталова – Анна Борисовна Ардова – российская актриса театра, кино и телевидения, наиболее известная по главной роли в ситкоме «Одна за всех» на телеканале «Домашний». Актриса Театра им. Маяковского. В 2013 году – ведущая игры «Форт Боярд» на «Первом канале». Заслуженная артистка России. Снялась в полусотне фильмов.

Теперь хотя бы в нескольких словах следует, наверное, изложить и историю моего личного знакомства с героем дальнейшего повествования. Где-то в начале восьмидесятых известного артиста ленинградского театра БДТ Кирилла Лаврова наградили Ленинской премией за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Перечитывая заново…». Кирилл Юрьевич со столичными друзьями-приятелями отмечал свою высочайшую награду в малом зале Дома актеров, где я был завсегдатаем, как член бюро Всероссийского театрального общества. Узнав об этом торжестве, я с бутылкой шампанского наперевес четким парадно-строевым шагом вошел в комнату, где чествование лауреата самой престижной советской премии уже далеко перевалило за свой экватор, и громко попросил у собравшихся три с половиной (!) минуты внимания. Голос у меня, конечно, не такой сильный, как у Ричарда Львиное Сердце, от рыка которого приседали кони. Но хорошо подвыпивших гостей Лаврова умолкнуть я заставил. И в полной звенящей тишине произнес здравицу в честь лауреата, который в моем капитанском звании служил в авиации на Дальнем Востоке.

Гости, да и сам виновник торжества были откровенно шокированы и появлением капитана, и бутылкой шампанского, и особенно моим громким заверением о трех с половиной минутах. Но именно за указанное время я и доложил присутствующим военную биографию новоиспеченного лауреата, которую знал если и не назубок, то весьма прилично. В те времена я служил в газете «Красная Звезда» и всех деятелей культуры, имевших прямое отношение к армии и флоту, рассматривал исключительно как своих потенциальных героев. Так вот Лавров еще до войны подавал документы в мореходное училище, но его не приняли по возрасту. Когда фашистская Германия напала на нашу страну, Лаврову шел шестнадцатый год. Он опять отправился в военкомат. Вновь военком категорически пресек желание юноши воевать. А фашисты уже подступали к Ленинграду. Вместе с ровесниками Кириллу пришлось эвакуироваться в Новосибирск. Там он встал к станку и за смену регулярно выдавал две нормы выточенных деталей к военной технике. Но как только дорос до призывного возраста, сразу же поступил в Астраханское военное авиационное училище. Победа застала Лаврова на далеких Курильских островах в должности офицера-авиатехника. Обслуживал он пикировщики «Пе-2» – в народе «Пешка», а на финской войне – «Пекка-Емеля» – самый массовый советский пикирующий бомбардировщик. Как авиационному специалисту, Лаврову приходилось вкалывать до седьмого пота. «Пешка» была привередливой не только в пилотировании, но и в обслуживании. Но все равно пилоты и техники на Курилах жили по правилу: делу – время, а потехе – час. Художественная самодеятельность у них была на приличном уровне. Вот там, в солдатской самодеятельности, лейтенант Лавров впервые и сыграл роль Боба Морфи в «Русском вопросе» К. Симонова.

После моих заключительных слов Алексей Баталов подошел к Лаврову, поцеловал того и прочувствованно сказал: «Спасибо тебе, Кирюша, за такую оригинальную точку в нашей сегодняшней встрече. Это, право, весьма необычно, нестандартно! Мало кто из здесь присутствующих знал, что ты, оказывается, офицер-техник по самолетам, да еще и целый капитан. Но что особенно примечательно, так это то, что этот капитан уложился, шельмец, именно за три с половиной минуты – я хронометрировал!»

Изумленный Кирилл Юрьевич стал смешно клясться и божиться, что он ни сном ни духом, что впервые в жизни меня видит. И то была сущая правда. Но никто ему не поверил. Потом он подошел ко мне, поблагодарил за оригинальный кунштюк и как-то почти виновато предложил: «Если хотите, поедем с нами. Посидим в «Стреле». Надо ли вам говорить, дрогой читатель, с какой радостью я согласился! На трех автомобилях «Волга» мы отправились на Ленинградский вокзал. Мне выпало сидеть на заднем сиденье рядом с Баталовым и Юрием Сенкевичем, как впоследствии оказалось, самыми близкими друзьями Кирилла Лаврова. Мы о чем-то хмельно говорили – не запомнилось. Но телефонами обменялись. На следующий день я, всю жизнь исповедующий железное правило ковки железа, покуда оно горячо, позвонил Алексею Владимировичу и попросил его дать интервью для «Красной Звезды». К моему неописуемому удивлению, артист отказался не то чтобы агрессивно, но почти что раздраженно. Типа того заявил, что одно дело – треп в подвыпившей компании и совсем другое – интервью для известной газеты. Тем более военной, которую он лично никогда даже в руках не держал. Откровенно признаться, я был настолько огорошен и растерян, что даже не нашелся с ответом на баталовский «отлуп». Однако потом посидел, покумекал, полистал справочники и, как говорится, во всеоружии вновь побеспокоил Алексея Владимировича по телефону.

Как и следовало ожидать, Баталов стал отказываться, хоть и не столь агрессивно, как в минувший раз. Он говорил мне, что чрезвычайно далекий человек от армии. «Честно вам признаюсь: служил я срочную в чрезвычайно щадящем режиме при Театре Советской Армии, где мама работала. Я и автомат-то в руках держал от силы три-четыре раза. А так мы занимались охраной и хозяйственными работами. Но в основном я играл на сцене. Правда, исключительно эпизодические роли». – «Да нет, уважаемый Алексей Владимирович, – парировал я, – вы отслужили в спецроте при театре от звонка до звонка, получили там воинскую специальность водителя широкого профиля и даже возили на «УАЗе» начальника ЦТСА генерал-майора. В вашем послужном списке – все знаки воинского отличия. Если полагаете, что это не основание для выступления в военной газете, то я еще добавлю, что вы сыграли солдата Бориса в фильме «Летят журавли», военврача в картине «Дорогой мой человек» и комиссара в ленте «Седьмой спутник». В фильме «Звезда пленительного счастья» вы – гвардии полковник князь Трубецкой. Что-нибудь я упустил?» – «Так то ж роли. А служба в моем понимании – нечто особое. Так что не обижайтесь моим отказом и поймите меня правильно. Негоже мне, гражданскому до мозга костей человеку, красоваться в военной газете. Надо мной же потом смеяться будут те люди, которые взаправду служили в армии или на флоте».

Мне стало ясно, что «насчет бани», как тот анекдотический старшина, я договорился: бани не будет. И упавшим голосом я промямлил: «Да, честно говоря, Алексей Владимирович, мне и просто хотелось с вами пообщаться, послушать вас. Когда еще такая возможность выдастся». – «В таком разе я вас приглашаю на съемки телепередачи, которая готовится к моему 55-летию. Там мне волей-неволей придется многое о себе рассказывать. Там в перерывах и пообщаемся, коль вы уж такой настырный».

…Телевизионная запись длилась что-то около четырех часов. Потом я решил подойти к Баталову, поблагодарить его за откровенный и честный рассказ о собственном творчестве, который я подробно застенографировал. Артист подивился моей способности к скорописи. Какие-то еще я ему задавал вопросы, хотя для газетной публикации материалу набралось более чем достаточно. Повторюсь: Баталов был потрясающе откровенен и щедр на воспоминания. Чувствовалось, что готовился к записи очень серьезно. А еще при том коротком общении я стал невольным свидетелем потрясающей, ни разу доселе мне не встречающейся воспитанности актера. «Марина, – спросил он режиссера, – камеры выключены? Курить так хочется, что сил моих больше нет». – «Алексей Владимирович, я же не знала. Вы бы могли курить в кадре. Очень многие так делают». – «Ну что вы, курить в кадре, если это не роль, мне все равно что сейчас выйти и на улице раздеться догола».

Начало восьмидесятых. Еще никто понятия не имеет, что курение – вред. Самая великая похвала любому собранию – констатация: дым стоял такой, что можно было топор вешать. Еще женщина с сигаретой была такой же редкостью, как нынче сельская телега на Тверской. А Баталов оказался столь удивительно требователен к себе. Был я потрясен! И с тех далеких пор мое чувство восхищения великим актером только крепло. Не знаю, не уверен, что смогу передать собственные любовь и восторг великой, подвижнической деятельностью «главного интеллигента Советского Союза Алексея Баталова» в этой книге. Но, видит Бог, стараться буду изо всех своих сил. И пусть Он мне поможет…

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Как отмечал Г.К. Жуков, «из командующих фронтами в годы Великой Отечественной войны И.В. Сталин больше всего ценил К.К. Рокоссовского, Л.А. Говорова, И.С. Конева и Н.Ф. Ватутина. Именно в таком порядке…». А вот что писал И.Г. Эренбург: «Л.А. Говоров был настоящим артиллеристом, то есть человеком точного расчета, ясной и трезвой мысли. Он очень любил Ленинград, и было в нем что-то от классического ленинградца – сдержанность, хорошо скрытая страсть. В холодной избе возле Можайска я увидел не бравого вояку, а, скорее, математика или инженера, хорошего русского интеллигента».

При жизни И.В. Сталина в стране насчитывалось двадцать Маршалов Советского Союза, включая самого вождя. Наверное, нет нужды доказывать, сколь выдающимися личностями были люди, получавшие высшие воинские звания страны советов. Но даже и при этом следует признать, что Леонид Александрович Говоров стоит как бы особняком из всей когорты выдающихся советских военачальников. Многое в его судьбе было уникальным, отличавшим его даже в ряду самобытнейших самородков, каковыми предстают в нашей памяти маршалы Великой Отечественной. Достаточно сказать, что он оказался своего рода «долгожителем» в роли командующего войсками одного фронта – Ленинградского. Из тех 46 месяцев, что длилась война, Говоров занимал этот многотрудный пост более 36 месяцев. Вообще, больший стаж командования фронтом (точнее, фронтами) имел только маршал Иван Конев.

Говоров – единственный наш маршал, защитивший диссертацию и опубликовавший научный труд «Атака и прорыв укреплённого района». Он единственный среди маршалов, изучивший самостоятельно немецкий язык и сдавший экзамены на военного переводчика.

Десять раз на него писали доносы. Четыре раза его фамилию заносили в списки на арест, и всякий раз (говорят, по велению Сталина) вычёркивали. Доказать, что было именно так, у меня нет возможности. Зато могу смело утверждать: Говоров не провалил ни одного поручения, данного ему вождём. По большому, что называется, гамбургскому счёту, маршал не проиграл и ни одной битвы. Он стал коммунистом без прохождения кандидатского стажа. Иначе бы мы имели беспартийного командующего округом, что не могло быть даже теоретически. Говоров – единственный маршал, ни разу не замеченный в адюльтерах. Его сын Владимир стал генералом армии, Героем Советского Союза. Повторюсь: всё в судьбе Леонида Александровича было не только необычным – уникальным, начиная с биографии.

Родился в глухом провинциальном местечке Бутырки Вятской губернии. Детство провёл в Елабуге, где отец Александр Григорьевич работал письмоводителем – начальником канцелярии местного реального училища. И если после этой точки ничего не добавить, то читатель подумает: эка невидаль – начальник канцелярии.

Но всё дело в том, что изначально отец трудился бурлаком. Грамоту и письмо осилил самостоятельно! Поэтому и был для Леонида всю жизнь примером упорства, настойчивости в достижении цели, в трудолюбии.

В 1916 году юноша окончил реальное училище и поступил в Петроградский политехнический институт. Однако в декабре его призвали в армию. Февральскую революцию Говоров встретил подпоручиком Русской армии. Пришедшие к власти большевики подписали мир с Германией, и всех военных демобилизовали. Подпоручик вернулся в Елабугу. Осенью 1918 года вступил в Белую армию: в это время его родной край находился под контролем сторонников Колчака. Принял участие в весеннем наступлении белых. Воевал под Уфой, Челябинском, в Западной Сибири. Когда колчаковцы стали отступать на восток, Говоров от них отстал, и вскоре оказался в рядах 51-й стрелковой дивизии РККА, которую возглавлял будущий маршал Василий Блюхер. Под его началом Говоров командовал артиллерийским дивизионом. В боях с войсками Врангеля получил два тяжёлых ранения и орден Красного Знамени. Это автоматически значило полную реабилитацию: офицер снимался с особого учёта. Потенциального врага те люди, которые искренне заботились о Красной армии и её кадрах, в нём больше не видели. Вот в подтверждение характеристика на командира артполка Говорова: «Развит хорошо. В тактическом отношении подготовлен отлично и во всякой обстановке умеет разобраться. Склонен к самостоятельному принятию решений без боязни ответственности. Наиболее подготовлен к строевой артиллерийской работе. Для старшего общевойскового начальника явится надежным сотрудником и ценным помощником». Однако иные люди были и другого мнения о бывшем царском офицере. «Плохо ещё понимает товарищ Говоров, для чего существует партия. Надо воздержаться пока от приема. Пусть разберётся во всем, а мы поможем». В середине тридцатых «белогвардейское прошлое» с особой жестокостью аукнулось перспективному красному командиру. Его подозревали в поддержке нашумевшей «Промпартии». Ему инкриминировали «тесные связи» и даже «дружбу» с В. Блюхером, И. Якиром, И. Гарькавым, С. Туровским, А. Корком – расстрелянными впоследствии военачальниками. В 1936 году «неблагонадёжного офицера» даже пытались исключить из Академии Генерального штаба. Однако все нападки Леонид Александрович спокойно и хладнокровно отбивал.

Эти главные командирские качества – стальная выдержка и необыкновенное мужество – были развиты в Говорове необычайно. Не зря о нём ходили легенды, как о командире, который никогда не то чтоб не смеялся, но даже не улыбался…

Мне посчастливилось хорошо знать и многажды общаться с сыном маршала Владимиром Леонидовичем. Мы познакомились, когда он командовал Гражданской обороной СССР, а я работал спецкорром ТАСС при Министерстве обороны. Вместе бывали на ликвидации последствий Спитакского землетрясения, аварии на Чернобыльской АЭС. Тоже по-своему легендарный человек. Четырнадцатилетним сбежал с другом на гражданскую войну в Испании. Пацанов выловили уже в море на теплоходе. В Великую Отечественную войну командовал взводом. Был ранен, награждён за подвиг орденом Красной Звезды. После войны командовал несколькими округами. Провёл на Красной площади девять парадов как начальник столичного гарнизона. Характером обладал на диво располагающим к себе и весёлым. Это так не вязалось с теми легендами о его вечно мрачном отце, что я однажды спросил: «Это правда, что ваш батя никогда не смеялся?» – «Почти правда, – ответил, – потому как несколько раз я всё же видел его улыбку». …Финскую кампанию Говоров встретил начальником артиллерийского штаба 7-й армии. Это он готовил успешный прорыв знаменитой оборонительной линии Маннергейма. В начальный период Великой Отечественной Леонид Александрович организовывал оборонительные операции на центральном направлении наступления вермахта. Именно он готовил контрудар под Ельней с полным освобождением города. Тот успех, хоть и весьма кратковременный, позволил наши войскам выиграть время и перегруппировать силы. Примечательный факт.

В самом разгаре оборонительных боёв под Москвой командующего артиллерией генерал-лейтенанта Говорова награждают орденом Ленина. Невиданная редкость! В представлении, подписанном Г. Жуковым, читаем: «Тов. Говоров твердой воли, требовательный, энергичный, храбрый и организованный командующий войсками». Сталин с такой характеристикой согласился.

Весной 1942 года Говорова отправляют на Ленинградский фронт. Под его командованием оказалась обширная группировка советских войск: 55-я, 42-я и 23-я армии. И вот тут Леонид Александрович сумел во всю мощь раскрыть свой полководческий талант. Он практически с нуля создал Ленинградский артиллерийский корпус, предназначенный для контрбатарейной борьбы. Благодаря его неукротимому напору на фронт прибыли новые самолеты и свежие экипажи. На подступах к Ленинграду он создал пять новых укрепленных полевых районов. Вообще, выдающаяся роль маршала Говорова в обороне колыбели революции, а затем и в прорыве почти 900-дневной блокады города на Неве ещё требует своего вдумчивого, обстоятельного и глубокого осмысления как историками, так и ее творцами…

Сын маршала рассказывал, что в их семье хранится миниатюрная модель танка-чернильницы «Т-34» из латуни с надписью «Маршалу Советского Союза Сталину от гвардейцев 5-й танковой армии». В разгар подготовки операции по прорыву блокады Ленинграда Сталин вызвал Говорова и спросил, нет ли у него каких-либо просьб к Ставке. Видя хорошее расположение вождя, тот заявил, что накануне наступления хотелось бы иметь побольше танков.

Однако настоящие боевые машины все-таки поступили в распоряжение Ленинградского фронта к началу наступления.

В другой раз командующий Ленинградским фронтом побывал с докладом на ближней даче Сталина. Когда уходил, Иосиф Виссарионович насовал в карманы его шинели апельсинов. «У вас, – сказал, – в блокадном Ленинграде плохо с витаминами».

Артиллерист по образованию, Говоров получил в распоряжение армию из войск всех видов. Но это не помешало ему быстро во всем разобраться. Обладая почти феноменальной памятью, он умел мгновенно оценивать обстановку. Никогда не заглядывая в записи и в карту, Леонид Александрович отдавал точные распоряжения командирам своих частей, указывая при этом слабые места частей противника на любом участке фронта. Говоров умел выслушивать подчиненных, не перебивая их, но и жёстко пресекал пустую говорильню: отличать одно от другого тоже нужен талант. Это был полководец строжайшей самоорганизации, требовавший того же и от окружающих. У офицеров «из окопов» и штабистов командующий вызывал одинаково трепетное уважение. Партийное и советское руководство в лице А. Жданова, А. Кузнецова, Т. Штыкова, П. Попкова относилось к нему с нескрываемым пиететом. Хотя, если вспомнить «Блокаду» А.Чаковского – достаточно объективный роман – то там вождь питерских коммунистов поначалу настороженно принял нового командующего: «Он казался человеком, начисто лишенным темперамента, слишком замкнутым, чересчур угрюмым. И то, что новый командующий оказался к тому же беспартийным, являлось как бы закономерным следствием этих свойств его характера. Оставалось загадкой, почему Сталин остановил свой выбор именно на нем. Не означает ли этот факт, что Москва поставила крест на потенциальных возможностях войск, оставшихся в Ленинграде, и все надежды по ликвидации блокады города возлагает теперь только на прорыв извне? Жданов не смог бы сказать, в какой именно момент это впечатление поколебалось в нем. Но так или иначе он уже успел разглядеть в Говорове и нечто привлекательное, оценить конкретность его мышления, силу логики – этот «профессор» хорошо знал свой предмет».

Благодаря неустанным и просто-таки титаническим трудам командующего огневое и тактическое превосходство постепенно перешло на сторону Ленинградского фронта. Однако с древних времён известно: ни одна оборона, как ты мастерски её ни выстраивай, никогда не обеспечит победу. И Леонид Александрович пришёл, казалось бы, к немыслимому для блокированного города решению: придать обороне максимально активный характер.

Он задумал создать из сил, замкнутых вражеским кольцом, ударную (!) группировку для проведения крупной операции. Говоров понимал: идея удара из осажденного города способна, как ничто иное, вдохновить защитников Ленинграда на могучий наступательный порыв.

Плюс оперативная внезапность как чисто боевой фактор. Свой дерзновенный план командующий методично и настойчиво претворял в жизнь. Летом и осенью 1942 года ему удалось, не нарушая крепости и устойчивости обороны, вывести из первого эшелона семь стрелковых дивизий. Забегая вперед, скажем, что созданная из них ударная группировка сыграла ключевую роль при осуществлении операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.

Специфика Ленинградского фронта была таковой, что крупных наступательных операций там не проводилось. Однако и ни одного дня на нём не наблюдалось затишья. Говоров проявлял поистине чудеса полководческой изобретательности, изматывая силы и нервы врага. Железной рукой он сколачивал ударную группировку, которая в январе сорок третьего совместно с соединениями Волховского фронта прорвала-таки блокаду города! Выдающийся военный талант, стратегическая зоркость и дальновидность Говорова зримо проявились в последующих крупных битвах с его непосредственным участием.

Так, в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 1944 года он, обладая полными разведданными о противнике, решил прорывать оборону не на слабом ее участке, а на самом укрепленном. Многие соратники Говорова оказались в замешательстве: такое решение противоречило не только основам воинской науки, но и, казалось, здравому смыслу.

Но в том-то и заключался его полководческий талант, что он никогда не мыслил сообразно линейной логике. Он понимал: прорвав оборону на слабом участке, войска неизбежно увязнут в болотах. Бездорожье мигом обесценит победу, не даст полномасштабно ввести в прорыв резервы. Закрепившись на новом рубеже, противник станет сопротивляться с удвоенной злостью. Преодоление обороны на сильно укреплённом участке позволит в дальнейшем существенно развить успех и в целом с гораздо меньшими людскими потерями.

Или взять Выборгскую операцию летом 1944 года. Тогда Говоров принял ещё более нестандартное решение. Он приказал нанести удар по укреплениям противника, отличавшимся особой мощью, не перед самим наступлением, а за день до его начала! Такие случаи в истории боевых действий Великой Отечественной мне, например, неизвестны. Ибо, по существу, это значило раскрыть врагу свои намерения. С другой стороны, без предварительного разрушения мощных укреплений внезапность всё равно не дала бы наступающим особых преимуществ. И военачальник решил рискнуть. Тот риск был более чем оправдан. Наши войска овладели, казалось, неприступным Выборгом всего за несколько дней. Кстати, Верховный Главнокомандующий, в отличие от некоторых членов ГКО, в обоих случаях остался доволен дерзновенностью замыслов Говорова и утвердил операции без замечаний. Сталин очень высоко ценил неординарность действий и дальновидность Леонида Александровича. Именно поэтому и возложил на него, по сути, обязанности представителя Ставки Верховного Главнокомандования. По-прежнему командуя Ленинградским фронтом, Говоров одновременно координировал действия своего, а также 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов. И – за особые заслуги – уже в звании Маршала Советского Союза.

Знания и опыт маршала Говорова были сполна востребованы и после войны. Ещё примерно год он командовал войсками Ленинградского военного округа, а потом стал главным инспектором Вооруженных сил СССР и одновременно заместителем министра обороны. В этой должности Леонид Александрович разработал обстоятельные предложения по развитию противовоздушной обороны СССР. Они так понравились Сталину, что тот назначил его командующим войсками ПВО страны. Говоров ориентировал своих подчиненных на то, чтобы операциям стратегических ВВС противника, планируемым против тыловых объектов нашего государства, противопоставлялись воздушные оборонительные операции войск ПВО страны. Добиваясь этого, Леонид Александрович настойчиво перевооружал вверенный ему вид Вооружённых сил. Истребительная авиация переходила на реактивные самолеты первого поколения МиГ-9, Як-15, Ла-15, зенитная артиллерия – на новые 37, 57, 100 и 130-мм зенитные артиллерийские комплексы. Качественный скачок претерпело вооружение войск ВНОС, куда стали поступать первые РЛС сантиметрового диапазона П-20, а также РЛС обнаружения самолетов и наведения истребительной авиации П-3. Многолетняя служба Л.А. Говорова более чем достойно отмечалась советским государством. Маршалу присвоили звание Героя Советского Союза ещё зимой 1945 года. За разгром немецких войск под Ленинградом и в Прибалтике его наградили орденом «Победы». Из 5 орденов Ленина 4 Леонид Александрович получил за войну. А ещё – 2 ордена Суворова I степени, орден Кутузова I степени, 2 ордена Красного Знамени. Плюс ордена французские: Почетного Легиона, Военный крест и американский орден «Легион почёта». Однако власть не только награждала, но и нещадно эксплуатировала своего верного слугу. Именно Говорова назначили председательствующим на неправедном «суде чести» в январе 1948 года над группой адмиралов во главе с Н.Г. Кузнецовым.

«Во главе этого дела, – вспоминал Николай Герасимович, – был поставлен маршал Говоров. Порядочный человек, но “свое суждение иметь” не решился. Главный “судья” маршал Говоров, уже будучи больным, в Барвихе при встрече со мной без всякого повода с моей стороны сказал мне, что он понимал, что дело раздуто искусственно, правда, не сказал кем». …Наш брат газетчик любит заезженный штамп: «человек сгорел на службе». Не обижу я память великого маршала таким литературным канцеляритом. А с другой стороны, сколько же невероятно тяжелейших испытаний выпало на долю этого мужественного человека – не мудрено и сгореть. Ведь кроме упомянутого «суда чести» было и так называемое «ленинградское дело» 1949 года, когда под тупую секиру репрессий попали люди, с которыми Говоров пережил и блокаду, и радость от её избавления, и гордость за Победу. И при этом он не держал в своей душе обид.

Врождённые скромность, сдержанность, самокритичность и мудрость не изменили ему и в предсмертном состоянии. Чуть ли не с чувством вины, уже покидая сей бренный мир на 58-м году, Леонид Александрович успел продиктовать сыну: «Я должен был бы сделать больше, но сделал, что успел, что смог…».

К слову, Л.А. Говоров – единственный маршал Советского Союза, не оставивший после себя мемуаров. Не успел…

Михаил Захарчук – полковник в отставке


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Array ( => Array ( => 275837 => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( => DateTime Object ( => 2015-02-26 15:21:36.000000 => 3 => Asia/Irkutsk)) => iblock => 576 => 720 => 48672 => image/jpeg => iblock/395 => nar2.jpg => nar2.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/395/nar2.jpg) => Array ( => 275838 => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( => DateTime Object ( => 2015-02-26 15:21:36.000000 => 3 => Asia/Irkutsk)) => iblock => 576 => 720 => 65852 => image/jpeg => iblock/4ff => nar3.jpg => nar3.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/4ff/nar3.jpg) => Array ( => 275839 => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( => DateTime Object ( => 2015-02-26 15:21:36.000000 => 3 => Asia/Irkutsk)) => iblock => 576 => 720 => 64972 => image/jpeg => iblock/875 => nar4.jpg => nar4.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/875/nar4.jpg) => Array ( => 275840 => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( => DateTime Object ( => 2015-02-26 15:21:36.000000 => 3 => Asia/Irkutsk)) => iblock => 576 => 720 => 28877 => image/jpeg => iblock/3a3 => nar5.jpg => nar5.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/3a3/nar5.jpg) => Array ( => 275841 => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( => DateTime Object ( => 2015-02-26 15:21:36.000000 => 3 => Asia/Irkutsk)) => iblock => 576 => 720 => 47245 => image/jpeg => iblock/067 => nar6.jpg => nar6.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/067/nar6.jpg) => Array ( => 275842 => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( => DateTime Object ( => 2015-02-26 15:21:36.000000 => 3 => Asia/Irkutsk)) => iblock => 576 => 720 => 43601 => image/jpeg => iblock/925 => nar7.jpg => nar7.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/925/nar7.jpg))

Охота окончена. «Миша Захар» — известный в криминальном мире наркоторговец арестован накануне в Ангарске. У его подельников изъяли героин почти на 10 миллионов рублей.

Госнаркоконтроль. Дверь откройте, пожалуйста. Прямо сейчас.

Пришли с обыском. В этой иркутской квартире наркополицейских встретили так называемые «бригадирши». Эти возмущённые количеством гостей женщины занимались сбытом героина и сбором средств с наркоточек города.

Информация об активной деятельности в регионе преступного сообщества, торговавшего героином, была получена в 2013 году. Задерживать участников группировки начали прошлым летом. Операции проводили в городах, дачных посёлках и на трассе Ангарск - Иркутск.

Чем вы занимаетесь?
- Ничем. Безработная. Живу в Ангарске.

Наркополицейские отмечают - руководящие должности в преступном сообществе занимали цыгане. Вот этот человек, по версии оперативников, лидер группировки. Его задержали в Ангарске несколько дней назад.

Было установлено, что в данном преступном сообществе принимал участие активный член организованного преступного сообщества под названием «Братское». В состав которого входил Захарчук Михаил Васильевич.

Захарчук Михаил Васильевич больше привык к прозвищу «Миша Захар». Так он широко известен в криминальной среде. Ангарчанину 27 лет. Он курировал незаконный оборот наркотиков в крупных городах Прибайкалья. У членов группировки изъят героин и больше 9 миллионов рублей.

В настоящее время доказано, что героин и все денежные средства получены от незаконного оборота наркотиков. По данному преступному сообществу возбуждено более 20 уголовных дел. Привлечено к ответственности 15 лиц, 8 из которых арестованы, - говорит заместитель начальника ФСКН по Иркутской области Александр Сальник.

Наркополицейские надеются, что в этот раз «Миша Захар» получит серьёзный тюремный срок. Он уже привлекался за сбыт наркотиков, но тогда был только оштрафован на 25 тысяч рублей.

Организатор банды наркоторговцев 32-летняя ангарчанка Рада Матюшева. Участники преступной группы характеризовали ее как волевую, властную, умную, агрессивную и в то же время смелую и гордую женщину с яркими лидерскими качествами. На следствии Матюшева раскаялась в своих преступлениях. Доказанная вина Захарчука и поставщика Халимова - во многом результат ее сотрудничества с органами следствия. Несмотря на это и на то, что женщина воспитывает двоих детей, своего и приемного, суд не дал ей отсрочки исполнения наказания из-за ее организаторской роли и количества совершенных преступлений

Жила на широкую ногу

Доказанные следствием доходы организатора банды наркоторговцев Рады Матюшевой составили около 10 миллионов рублей. Вообще, женщина, имевшая мужа и двоих детей, жила на широкую ногу и ни в чем себе не отказывала, ездила на автомобиле BMW X5. По словам ее правой руки Калугина, в одной из ячеек Сбербанка Рада хранила так называемый общак - золотые браслеты, цепи, серьги, бриллианты. Однако найти эти ценности следствию не удалось. Из банка их забрала младшая сестра Матюшевой Рубина, на которую и была зарегистрирована ячейка.

Только цифры

Уголовное дело банды наркоторговцев насчитывает 50 томов. По нему было проведено свыше 40 судебных экспертиз, более 50 допросов обвиняемых и подозреваемых, было прослушано больше 600 фонограмм телефонных переговоров. Всем фигурантам провели психолого-психиатрические экспертизы, подтвердившие их вменяемость.

Дело банды наркоторговцев

Эта банда наркоторговцев появилась в Иркутской области в декабре 2011 года. Организатором и руководителем ее стала 27-летняя ангарчанка Рада Матюшева. Обладающая волевым характером и яркими лидерскими качествами, а также большими связями среди наркоторговцев и потребителей, цыганка быстро создала целую сеть по сбыту героина в Иркутске и Ангарске. Правой рукой ее стал бывший таксист Василий Калугин. Он, как и сама Матюшева, никогда не принимал наркотиков, но, когда она предложила ему этот криминальный заработок, соблазнился легкими деньгами. Его задачей было координировать действия членов групп-распространителей - он отвозил им наркотики, забирал деньги, решал мелкие рабочие проблемы.

Одна такая группа находилась в 178-м квартале Ангарска. Наркотиками торговала целая семья - Антонида Скольская и две ее дочери. На крючок к Матюшевой они попали из-за наркозависимости - сначала на героин плотно подсела Светлана, а потом и ее сестра Наталья Клочкова. Наркотики требовали денег, и Светлана быстро залезла в долги, а платить, разумеется, было нечем. Тогда-то на сестер и вышла Рада Матюшева, предложив «работу». Наркоманкам ничего не оставалось, как согласиться.

Вторая группа, построенная тоже по семейному принципу, действовала в иркутском микрорайоне Ново-Ленино. Ее «бригадиром» была наркозависимая Наталья Ахметова, которую с Матюшевой свел смотрящий за наркооборотом в Иркутске и Ангарске ставленник братской ОПГ Михаил Захарчук, известный как Миша Захар. Наполовину цыган, он имел большой криминальный опыт и был близок к цыганской диаспоре, занимавшейся распространением героина в России, активным членом которой являлась Матюшева. Захарчук, что называется, крышевал банду цыганки.

Наталья Ахметова в свою группу вовлекла ближайших родственников - сестер Марию и Светлану Кулешову, мужа сестры Татьяны Вячеслава Михеева и двух наркоманок - Светлану Назаренко и Карину Глухову. Под руководством Натальи они торговали героином в районе улицы Школьной в Ново-Ленино. Когда в феврале 2014 года Наталья умерла от пневмонии, руководить группой стала следующая по старшинству сестра Светлана Кулешова.

В поле зрения правоохранительных органов банда Матюшевой попала в мае 2013 года, - рассказывает старший следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области подполковник юстиции Александр Ханхасаев. - Клубок стал развязываться с разработки обычного наркозависимого Дмитрия Ильченко, который привлек внимание оперативников.

И как оказалось, не зря. Сам Ильченко в банду не входил, был всего лишь посредником между обычными потребителями и ново-ленинской группой Матюшевой.

Обычному человеку наркотики не продали бы, а Ильченко члены банды знали и доверяли ему. Поэтому к нему обращались наркоманы, а он в свою очередь покупал наркотик у Ахметовой или Михеева, - продолжает Александр Геннадьевич. - Когда Ильченко стали разрабатывать, цепочка потянулась. Летом 2014 года Матюшеву и Калугина задержали в Иркутске. У женщины нашли грамм героина и синтетические наркотики. Потом задержали членов ангарского подразделения, а затем отправились за ленинскими. Был задержан и поставщик Матюшевой - Туйчебек Халимов, таджик по национальности. На протяжении 20 лет он возил в Россию героин в особо крупных размерах. При обыске в его доме нашли не меньше килограмма этого наркотика.

Как рассказали члены преступной группы следователям, Раду Матюшеву они почти не видели - женщина руководила ими по телефону или отправляла своего управляющего Калугина.

Большую роль в ударе по наркопреступности региона сыграло задержание Захарчука. На нем были завязаны большие потоки денег, - говорит Александр Ханхасаев. - Почти все участники преступного сообщества давали признательные показания, изобличали себя и других. Им светило серьезное наказание, поэтому единственный выход они видели в полном раскаянии, что суд учел при вынесении приговора.

Судебное расследование по делу наркоторговцев длилось больше полутора лет. Два дня судья Ленинского районного суда оглашала наркоторговцам приговоры. Организатор банды Рада Матюшева получила 12 лет исправительной колонии общего режима, Антониду Скольскую и Наталью Клочкову приговорили к 7 годам заключения. Светлана Скольская и Карина Глухова по решению суда отправятся в колонию общего режима на 5 лет. 5 лет и 6 месяцев колонии получила Светлана Назаренко. Светлана Кулешова и Мария Ахметова были приговорены к 7 и 6 годам колонии с отсрочкой до достижения их малолетними детьми 14-летнего возраста. Вячеслава Михеева суд приговорил к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима, а Михаила Захарчука - к 15 годам колонии строгого режима.

Относительно легко отделался сбытчик героина Туйчебек Халимов - ему дали 8 лет колонии, поскольку он сразу заключил досудебное соглашение и активно сотрудничал со следствием.

В отношении Василия Калугина расследование приостановили из-за его болезни - у мужчины обнаружили рак пищевода. Долгое время Калугин в тяжелом состоянии лежал в больнице, где ему сделали операцию, и он до сих пор восстанавливается. Не повезло и посреднику Дмитрию Ильченко - приговоренный к 4 годам колонии, он умер от болезни в местах заключения.

Старший следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области подполковник юстиции Александр Ханхасаев:

Расследование уголовного дела длилось 15 месяцев. Проводилось множество сложных экспертиз. Впервые в Иркутской области была проведена организационно-управленческая экспертиза. Специалистами давалась оценка структуре преступного сообщества. Научные работники Байкальского госуниверситета в области менеджмента и организации труда дали заключение, что преступное сообщество, созданное Матюшевой, обладает признаками организации неформального типа, основанной на сетевом маркетинге, в то же время они отметили ее структурированность - роль каждого участника была оговорена

Фото автора, отдела по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области, телепрограммы «Вести - Иркутск» и пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области

Однажды, выступая на встрече офицеров-слушателей редакторского отделения военно-политической академии с писателем Константином Симоновым, мой однокурсник старший лейтенант Михаил Захарчук сказал: «До Симонова нам никогда не подняться». Верно: никому из нас не суждено подняться до уровня корифея военной журналистики Константина Симонова… Он был истинным мастером слова, в то же время глубоко порядочным офицером-журналистом, писателем и поэтом. Красивая фраза, произнесённая Мишей Захарчуком около сорока лет назад, вспомнилась сейчас в связи с явно неблаговидным поведением его самого, нечестностью его в работе как журналиста. Приведу конкретные примеры. В годы учёбы в академии Михаил Захарчук в коллективе однокурсников отличался особой, так сказать, журналистской прыткостью. В свободное от учёбы время, он часто посещал театры, встречался с известными артистами, брал у них интервью, публиковал газетные материалы. Безусловно, это достоинство, желательное для каждого журналиста. Однако... В канун одного из учебных дней всех нас, откровенно сказать, огорчила новость о том, что Захарчук влип в неприятную историю. Знаменитая актриса Малого театра Елена Николаевна Гоголева возмущалась необъективностью подготовленного Захарчуком интервью. Дошло до того, что Мишу вызывали на «ковёр» к начальнику академии. Помню, как Миша сильно переживал случившееся. Думаю, что не было дыма без огня. Видимо, он уже тогда пытался своевольно трактовать те или иные факты в газетных публикациях. Прошло много лет, прежде чем сегодня я воочию увидел, как подчас много себе позволяет журналист Михаил Захарчук. В личной переписке, в комментариях к статьям Захарчука я высказывал похвальные слова в его адрес. Вместе с тем давал советы и критиковал. Взять, например, мой отклик на его публикацию "Советский Моцарт": «Написано интересно, но уж очень растянуто, чрезмерно подробно, устаёшь читать порой одно и то же... По существу это компиляция, огромное полотно, сотканное из отдельных лоскутов фактического материала, взятого из различных источников. Надо отдать должное автору - он за многие годы преуспел в этом деле, набил руку, наловчился отыскивать, соединять, обобщать, анализировать факты. Как говорится, писатель пописывает, читатели почитывают. Да ещё взахлёб хвалят. Что ещё нужно? Подобные огромные статьи наряду с очень удачными очерками о выдающихся людях М. Захарчук накапливает и потом внедряет их в свои книги. Что сказать? Молодец! Он ведь взял ориентир не на публикацию газетных материалов-однодневок, а, как он однажды выразился, "НА ПОЛКУ", то есть на издание сборников. Успешно делает и уже, безусловно, сделал себе имя. Только вот, досадно, ЗАБОЛЕЛ МИША ЗВЁЗДНОЙ БОЛЕЗНЬЮ. Напрочь не желает признавать, пусть и скромные пока творческие шаги коллег-журналистов». Как-то я отправил Захарчуку свою миниатюру «Уловка Кобзона» и получил оценку: «Прям мне делать нечего, кроме как тебя ублажать. При твоей непосредственности, тебе кажется, что твой кнштюк чего-то представляет... Вот если бы ты написал большое полотно про Кобзона, тогда оно бы пригодилось». Я ответил: Миша, после твоих бестактных выпадов по отношению ко мне хочу заявить: мои миниатюры, новеллы и рассказы имеют полное право на существование. Из них можно ставить даже небольшие пьесы, снимать малометражные кинофильмы. А вот твои публицистические "полотна" вряд ли для этого сгодятся. Вот и задумайся: что в творчестве дороже и достойнее? На книжных полках явно не достаёт твоих произведений малого формата (малых жанров). В них своеобразный смак. Мой комментарий к статье М. Захарчука «БОСАЯ ДУША» (О Владимире Высоцком): В стремлении рассказать читателям некоторые неизвестные факты о Владимире Высоцком автор статьи М. Захарчук дошёл до крайностей. Представил нам его отца полковника в отставке войск ПВО Семёна Владимировича Высоцкого изощрённым матерщиником. Что в этом хорошего? Мне лично известно, что Михаил Захарчук не прочь иной раз сам употребить крепкое словцо. Догадываюсь, что многое из того, что якобы сказал ему отец Владимира Высоцкого, - плод неуёмной фантазии. Тут он явно переборщил, печатая утомительные абзацы словесного мусора (что ни строка, то мат). Признайся, Михаил Александрович, ты хотел соригинальничать, удивить этим читателей? ОШИБАЕШЬСЯ! Не работают ругательства ни на твой авторитет, ни, тем более, на авторитет Владимира Высоцкого. Поэтому, пожалуйста, отредактируй и убери из статьи не нормативную лексику. Не допусти пошлость в коллекцию своих достойных произведений. Лучше короче, меньше, да лучше. Думаете он прислушался к совету? Где там... Очередное моё острое письмо Захарчуку: МИША, ты продолжаешь вести себя бестактно и высокомерно. Уже одно то, что ты выключаешь из разговора звонившего тебе человека, не дав ему договорить... Как ты можешь? Теперь насчёт твоих слов "включи свои мозги". Жаргонную эту твою фразу считаю оскорбительной и никогда сам её не употребляю. Когда публикуешь материалы, ты тоже "включай свои мозги" и проверяй грамматику и пунктуацию. Стилистику - тоже. Не раз находил у тебя ошибки, пусть и не многочисленные. Все подобные случаи не упомнишь. Скажем, в статье "Всем смертям назло" (к 70-летию "Жди меня" К. Симонова) ты написал: " ...Прошу прощения у дорогих моих читателей за столь резкий поворот в означенной теме, но если они наберутся терпения, поймут, чем это вызвано. Так вот осенью 1979 года газета «Известия» опубликовала на своих страницах материал с фотографией «Константин Симонов: «Война была огромная, всенародная». ЗАЧЕМ ТЫ, МИША, ОБМАНЫВАЕШЬ? Данная публикация генерала Ф. Степанова появилась в "ИЗВЕСТИЯХ" 8 мая 1986 года. У меня имеется вырезка с этой публикацией. ***А как понимать следующий твой ляп: ". .. генерал тов. Степанов сам лично никаких записей не вёл - этим занимались мы ВДВОЁМ с однокашником Виктором Андрусовым." Знаешь, Миша, это похоже на ту басенку о мухе, сидящей на лошади: "Мы пахали...". А ведь в первичном варианте ТАССовской статьи, присланной мне в Ригу у тебя ещё была совесть, чтобы написать: «...тов. Степанов сам лично никаких магнитофонных записей не вёл – этим занимался мой товарищ В. Андрусов.» 1 декабря 2015 года в Одноклассниках я поместил открытое письмо: ТЕБЕ НЕ СТЫДНО, МОЙ ОДНОКУРСНИК, МИХАИЛ ЗАХАРЧУК?! К 100-летию К. Симонова (28 ноября 2015 года) офицер-журналист Михаил Захарчук опубликовал статью «Главный военный писатель СССР» в интернет-газетах «Российский героический календарь», "Столетии" (под новым заголовком "Правда Константина Симонова" - читайте по ссылке: http://www.stoletie.ru/kultura/pravda_konstantina_simonova_782.htm). Возможно, статья появится и в других изданиях, наверняка, и в книге автора. Первая часть статьи - компиляция чужих исследований и сведений. Вторая часть статьи построена в виде вымышленного им интервью, названного "Из того разговора с Константином Симоновым", в котором он как бы сознательно опускает вопросы из-за недостатка места. И по существу публикует расшифровку сделанной мной звукозаписи речи писателя. Вот плут! В статье Захарчук хитро обошёл тот факт, что выступление писателя К. Симонова было основано на заранее подготовленных, коллективных вопросах слушателей редакторского отделения академии, что эта речь была записана лишь одним мной на магнитофонную плёнку. Захарчук лживо утверждает, что якобы он специально нанял трёх девушек-стенографисток, чтобы они помогли записать выступление писателя и отпечатать материал. На самом же деле он воспользовался звукозаписью речи Симонова, подаренной ему мной в сентябре 1989 года в Риге, куда он намеренно приезжал ко мне и клялся, что никогда не нарушит моего авторского права. ОДНАКО НАРУШИЛ! КАК ЭТО НЕ КРАСИТ МИХАИЛА ЗАХАРЧУКА, ЖУРНАЛИСТА, ПРЕТЕНДУЮЩЕГО НА ТИТУЛ ПИСАТЕЛЯ! Теперь о том, какое мнение о Захарчуке имеют мои коллеги-газетчики. 14 ноября 2015 года флотский журналист Сергей Турченко, главный редактор «Российского героического календаря», опубликовал рецензию на книгу Михаила Захарчука «Через Великий Миллениум, или 20 лет на изломе тысячелетий. Дневник очевидца». Обратите внимание: какой длинный и заумный заголовок! От него, согласитесь, веет манией величия автора. Ну что поделаешь, если ему захотелось показать свою крутость? Но давайте вникнем в содержание этого «незаурядного события в литературной жизни современной России» (так сказано в первых строках рецензии). Оказывается, кроме громкой заявки автора, его философских рассуждений в преамбуле о жизни на изломе тысячелетий, книга не заслуживает того, чтобы её считать уникальной. Она состоит из уже опубликованных ранее статей о встречах Захарчука с разными известными людьми (артистами, писателями, музыкантами, художниками). Надо отдать должное автору рецензии Сергею Турченко, он не только воздал похвалу Захарчуку, но также указал на изъяны произведения. Цитирую: «Читатель найдет в книге и любопытные перлы «бытовой философии», например: «Наши жёны даны нам за наши прошлые прегрешения. Так Бог уравновешивает всё на свете, включая семейную жизнь. Плюс ко всему – каждый муж достоин той жены, с которой он живёт. А иначе бы искал другую, как наш общий знакомец Юра Беличенко. Уже три супруги сменил. Не понимая того, что все женщины одинаковы. Только имена у них различные... Во всяком случае, я не допущу, чтобы дочки мои остались безотцовщиной только лишь потому, что их мать не даёт себе труда оценить, какой ей замечательный супруг достался» . Книга густо пересыпана политическими и иными анекдотами описываемых времен. Но... и с черным юмором, граничащим нередко с кощунством. На мой взгляд, не красят книгу излишне откровенные подробности из взаимоотношений с женщинами, при этом с называнием их настоящих фамилий. И уж совсем ни к чему разбросанные по тексту матерные словечки, которые употребляют герои. Бытует мнение, что это придаёт произведению колорит документальности, так, мол, бывает в жизни. Думаю, что это просто лингвистическое хулиганство, граничащее с неприличием. В жизни бывают и унитазы, так что же описывать в красках их содержимое?». Воспроизвожу ниже отклик на мою публикацию опытного редактора, поэтессы Татьяны Моториной (Семёновой): «Дорогой Виктор! Я прочла твою статью - внутри у меня всё клокочет и бурлит! Прежде всего, спасибо огромное за гражданскую позицию, за неравнодушное отношение к безобразному поведению и не менее безобразному творчеству этого кадра! ... Тебе ли, офицеру, журналисту, бояться сказать правду в лицо лицемеру, приспособленцу, который превратился в хама?! Ты не можешь знать о том, что я тебя немного опередила, высказав свое отношение к творчеству Захарчука (а судить имею право, так как являюсь редактором с большим опытом). В результате нажила себе врага, и была послана им... (не стану уточнять куда). Случай с актрисой Малого театра Еленой Гоголевой едва не стоил этому «фрукту» карьеры. Хорошо помню, сколько шума наделало упомянутое тобой интервью Захарчука. В то далекое время мы обитали в общежитии слушателей академии на улице Пироговской, в "конюшне", построенной для комиссаров на средства Горького. Совместное проживание в крошечных комнатушках, расположенных по обе стороны длинного и мрачного коридора, многому научило меня. Здесь поняла, что далеко не все офицеры были отобраны в академию тщательно и исключительно по положительным качествам. Здесь познакомилась с Михаилом Захарчуком, однокурсником моего мужа по журфаку Львовского ВВПУ. Из нашей комнаты в 9 квадратных метров он не вылезал и вёл себя бестактно. Однако, спустя десятки лет, когда мы встретились в Интернете, я обрадовалась ему. Он похвастался, что вышла в свет его книга "Встречная полоса". Её он продавал по почте. Просила его выделить экземпляр по старой дружбе. Нет, не выделил, а стал выборочно пересылать по электронной почте отдельные страницы. Я читала, и было такое ощущение, что окунаюсь в какой-то сюрреализм. Столько неправды. Конечно, в большинстве своем люди, которых он якобы встречал в своей жизни, реальные, но зачастую уже умершие… Они ведь не смогут опровергнуть его россказней, пламенной публицистики, рассчитанной на простаков. С кем он только не пил на брудершафт! Помню, высказала ему свое мнение о множестве грамматических и стилистических ошибок, украинизмов, матерных слов и слишком часто употребляемого "Я". Он тогда сдержался, не послал меня по матушке... Потому что был гостем в «Моём блоге», восторгался моими стихами… Чисто из профессионального любопытства я нередко читала его опусы в интернет-издании "Столетие", оставляла там объективные, с замечаниями комментарии. Но чья-то интернетовская рука их вытирала... А скандал, который нас развел, начался с самоубийства одного из актеров... В своем блоге я выразила горечь по поводу его поступка и вспомнила, как он однажды помог мне с маленьким сыном добраться из аэропорта на морской вокзал в Мурманске, когда меня никто не встретил, а вещей было много. Михаил Александрович позволил себе (а он себе всё позволяет) в «Моём блоге» оскорбить память артиста, обозвать его жидом… Я не стала отвечать на этот выпад, а прервала с ним переписку. Он долго «бомбил» меня письмами, взывал к совести, критиковал моего бывшего мужа Володю Верховода (с которым мы, кстати, сохранили самые добрые отношения). А потом, я уже точно не помню в связи с чем, но думаю с Днем печати, я прочла его опус о журналистах. Написал он о себе любимом, как о светиле, бывшем запанибрата и с маршалами, и с актрисами, и с художниками, и с композиторами, и с певцами. . . Я ему посоветовала, что неплохо бы вспомнить о военных журналистах, которые составили цвет профессии. Привела в пример Валеру Глезденева, журналиста, погибшего в Афганистане в подбитом вертолёте. После чего и была послана Захарчуком на. . . Следует заметить, что такому кадру, как он, запросто хлестануть по лицу загаженной плетью, не взирая ни на что. Офицер, который просидел много лет в пределах Садового кольца, вряд ли знает о том, что такое есть служить в отдалённых краях… …Прошли годы, ушла в Лету страна, которая выучила таких вот захарчуков, дала им сытую жизнь. Много чего поменялось в очень не лучшую сторону в журналистике. Пришло время бахвалов и выскочек, компиляторов и откровенных сказочников… БЛАГОДАРНА ВИКТОРУ АНДРУСОВУ ЗА ЕГО ЧЕСТНУЮ ПОЗИЦИЮ. Виктор! Видишь, как сильно зацепило меня твое сообщение?!! Во мне не личная обида кипит, а обида за тех наших ребят, которые погибали от бандитских пуль в Афгане, а вернувшиеся живыми мучились в безвестности из-за равнодушия чиновников - потому что у них не было блата, мохнатых лап. Они не сумели пробиться к рампе, чтобы лизнуть ручку прима-балерине Майе Плисецкой, как это делал Захарчук… Виктор, благодарна тебе за то, что ты взял на себя такую ответственность - умыть этого ухаря. Самодовольный, он совсем потерял чувство меры. Больше года бомбил меня ссылками на свои "произведения" в "Столетии". Я читала не все, но от того, что прочитала, меня тошнило. Остается в душе и обида, что Захарчук оскверняет память действительно заслуженных и даже великих людей». В числе коллег, откликнувшихся на данную публикацию, Владимир Каушанский, мой однокурсник по журфаку ЛВВПУ, бывший специальный корреспондент газеты "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА", полковник в отставке. Он прислал короткое письмо: "Витя, привет! Внимательно прочитал твою статью и с грустью вспомнил эпизоды моей совместной работы с Захарчуком в разные годы. Он ведь после училища пришел в мой отдел комсомольской жизни окружной газеты "На страже" Бакинского округа ПВО. По сути я был его первым начальником отдела, если не считать его краткое пребывание в отделе авиации, где Михаил насмерть переругался и поссорился с начальником. Мне, конечно, есть что звонкого добавить к твоим аргументам. Но, знаешь, не хочу. В своих потугах сыграть роль успешного журналиста Захарчук просто смешон. Знаком с его книжными опусами, которые на поверку оказались ненужным хламом для всех, кроме его самого. Чем он сейчас занимается, не знаю да и знать не хочу. Бог ему судья!" Вслед за этим письмом поступил отклик полковника в отставке Бориса Анушкевича, в прошлом редактора журнала "СПОРТИВНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ" - органа печати армий стран Варшавского Договора. Мой однокурсник пишет следующее: "Привет, Викандр! Помню те времена, когда ты размещал ссылки на сайтах на опусы Миши Захарчука, прямо-таки заставляя прочитать их. Я отреагировал на некоторые твои призывы, касающиеся воспоминаний Миши о встречах с известными деятелями культуры. Он действительно некоторое время мелькал в театрально-киношных кругах, терся в среде столичной богемы, неплохо знал тех ее представителей, с кем встречался. Безусловно, Миша хорошо знаком с этой тематикой. Но его статьи и эссе мне, к примеру, читать тяжело: они перегружены однообразными фактами, статичны, написаны полумертвым языком. И больше всего претит то, как Миша преподносит свои встречи, беседы, интервью с этими людьми: себялюбие выпирает почти в каждом материале. Мне вспомнилось мнение нашей учительницы на журфаке ЛВВПУ Андросовой о книге Анатолия Мариенгофа "Роман без вранья", который после этого я быстренько прочитал. Друг Есенина Мариенгоф с достаточно откровенным самолюбованием описывает свою жизнь рядом с гениальным поэтом, создавая впечатление, что многие талантливые стихи в годы их дружбы написаны благодаря его рекомендациям и замечаниям. В описаниях кабацких загулов поэта чувствуется насмешка друга: вот какой на самом деле этот человек, стихами которого вы восхищаетесь... Миша преподносит себя немножко по-другому: он кичится тем, что со многими знаменитостями на короткой ноге, ими уважаем и любим... Кирилл Лавров приглашает его на торжество по случаю вручения Ленинской премии и усаживает рядом с Алексеем Баталовым... Лановой рад видеть его в своем доме, Пахмутова рассыпается в благодарностях и комплиментах Мише за статью о её творчестве... Если Захарчук в командировке, то непременно в обкомовской гостинице... Ну а использование твоей, Виктор, магнитофонной записи выступления Симонова без соответствующей ссылки на это - свинство. И т.д. и т.п. Подчеркивание Захарчуком значимости собственной персоны почти в каждом материале мне не по душе и потому я перестал читать его опусы. От чего ему, как и мне, ни жарко, ни холодно - мы вместе учились во Львове - и только! Ты ждал мою точку зрения на поступок Миши Захарчука по отношению к тебе, и я ее предоставил. Вскользь высказал и свое восприятие его специфической публицистики. С Володей Каушанским солидарен: Бог судья! Вот кому я верю безоговорочно - Вовке Каушанскому. Прекрасно владеющий словом, талантливый журналист, умный, обаятельный собеседник, педагог, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества". * * * * * Вот такой нелицеприятный разговор между коллегами возник сам по себе. Никто изначально не задавался целью развенчивать непорядочные приёмы творчества Михаила Захарчука. Вышло так, что он сам напросился на справедливые замечания пишущих товарищей, с которыми он когда-то вместе учился, сотрудничал, пытался дружить. . . Виктор Андрусов, офицер-журналист.

error: