Слова противоположные по значению списком для детей. Антонимы

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Веселая и увлекательная игра незаменима в период развития речи у ребенка. Она способствует улучшению речевых и коммуникативных навыков, образной и словесной памяти, внимательности, формированию логического мышления и обогащению словарного запаса. В ходе игры малыш научится сравнивать предметы по определенному признаку и быстро находить предметы с противоположными качествами.

Как играть

Распечатайте шесть листов с готовыми картинками на цветном принтере, для более удобного использования наклейте на плотную бумагу и разрежьте.

Принимать участие в игре могут от двух до шести человек. Ведущий перемешивает и оставляет себе карточки с красной каемкой, а с зеленой раздает всем в равном количестве. Затем достает одну карточку в красной рамке, читает написанное на ней слово и показывает карту всем. Игрок, который считает, что среди его карт есть подходящая пара, называет слово с противоположным значением слову ведущего. Если участник правильно подобрал противоположность, он забирает карточку. Если игрок ошибся, остальные участники продолжают искать пару среди своих карт. Станет победителем тот, кто первый найдет противоположные пары к своим карточкам.

Если Вы серьезно настроены подготовить ребенка к школе, играйте с ним в различные развивающие игры. Искать противоположности можно также вдвоем с малышом, например, во время прогулки, просто называете ему слово, а он подбирает к нему противоположное по значению.





подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни. приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;

Расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

Уточнение лексического значений слов;

Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.

При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.

При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.

Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.

Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)

  1. Осень
  1. Весна

Весной природа оживает, а осенью (замирает).

Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).

Зимой снег белый, а ранней весной (серый)

  1. Зима
  • Вставьте нужное слово.

В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.

В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).

  1. Лето
  1. Дикие животные.
  • Какого слова не хватает? Дополните предложения.

Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).

Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).

  1. Домашние животные.
  1. Сад. Фрукты. Ягоды.
  • Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

  1. Птицы.
  1. Овощи. Огород.
  • Дополните предложения.

Помидоры бывают зрелые и (незрелые)

Морковь сладкая, а лук (горький).

Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).

Укроп сеют густо, а морковь (редко).

Весной картошку сажают, а осенью (копают).

  1. Транспорт Город
  1. Мебель
  • Закончи предложения
    Стул твердый, а диван (мягкий).
    На стуле посидели, потом (встали).

Стул уронили, потом (подняли).

Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).

  1. Дом.

старый - новый
прочный - ветхий
старинный - современный
многоэтажный - одноэтажный

наружный - внутренний

порядок - беспорядок
уют - запущенность
чистота - грязь
строить - разрушать
забивать - выдергивать
прибить - оторвать
высоко - низко
внутри - снаружи
красиво - некрасиво

  • Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.

Старый дом разрушили, а новый - построили.

Снаружи стены красят, а внутри - клеят обоями.

  1. Одежда Обувь.
  1. Посуда. Продукты питания.
  • Скажите, какого слова не хватает.

Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу - раскладывают в... (мелкую) тарелку.

Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка... (хрупкая).

Молоко жидкое, а сметана (густая).

В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод - пить (горячий) чай.

  1. Семья.
  • Ответьте, какого слова не хватает.

Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

  1. Мое тело. Человек.
  • Дополните предложения.

Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).


Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий - узкий

"Я начну, а ты закончи"

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они... (выбежали).

" Веселые автомобили".

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч".

" Покатился под ворота

В огород, Добежал

Докатился До поворота

До ворот, Там попал

Подкатился под колесо...."

" Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.

Круглое и яркое,

Дарит всем тепло.

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

черная....

большая....

темнеет....

скорее....

3. Найди слова-синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

"Скажи похоже"

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

Этот дом большой, а этот.... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем.... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня..... (жаркий).

" Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

Ручей мелкий, а речка..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники..... (крупные).

Кашу варят густую, а суп.... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду.... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим.... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

Худое ведро, худое платье, худой человек.

Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

"Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."

Т. Белозерова "Подснежники".

Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет....(льет). Снегурочка идет...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет...(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется).

"Найди другое слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".

Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха".

Как научить ребёнка не путать противоположные понятия (антонимы): холодный-горячий, высокий-низкий, сладкий-солёный, пушистый-колючий, гладкий-шершавый и другие?

1. Нужно много показывать понятия в сравнении. Например, классическая игра: “Смотри, этот мячик большой, а этот маленький”.

2. Давать ребёнку исследовать противоположные понятия на ощупь: “Потрогай, этот стакан холодный, а в этой чашке горячий чай”.

3. Рассказывать сказки, в которых есть сравнения, например: “Три медведя”, “Дюймовочка”, “Рукавичка” и т.д.

4. Выполнять задания на сравнения, в которых необходимо что-то с чем-то сравнивать. Подобные задания часто встречаются в наших .

5. Вводить развивающий элемент во время прогулки: сравнивать звуки, запахи, скорость машин, размеры предметов, показывать ребёнку противоположности в окружающем мире.

6. Придумайте с противоположностями.

7. Играть с карточками, изображающими противоположные понятия.

Мы подобрали 16 пар карточек с понятными для детей предметами и знакомыми животными, чтобы им было проще понять смысл каждой противоположности.

| pdf формат



Чтобы играть с карточками, нужно:

  1. Распечатать листы с картинками на цветном принтере (лучше печатать на плотной бумаге).
  2. Наклеить листы на картон или заламинировать.
  3. Вырезать карточки и набор для игр готов!

Как играть с карточками-антонимами?

1. Для начала покажите ребёнку пару карточек, расскажите, что изображено на каждой картинке. Если ребёнок уже умеет сам говорить, спросите его, что он видит на карточке.

2. Смешайте карточки и попросите малыша найти ту, которую Вы называете.

3. Попросите ребёнка подобрать пары к названным карточкам.

4. Так же Вы можете использовать карточки в качестве находилок. Например, попросите ребёнка найти что-то холодное, или показать на улице и мальчика, или найти во время прогулки высокий и низкий дом.

error: