Анализ стихотворения Некрасова “Да наша жизнь текла мятежно”. Да, наша жизнь текла мятежно Да наша жизнь текла мятежно идейное содержание

Название работы: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…» «Панаевский цикл» Н. А. Некрасова.

Предметная область: литература

Участники: 10 класс

Цели:

Познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А.Некрасова и А.Я. Панаевой;

Создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся, чувства прекрасного;

Аннотация: Данный урок является уроком изучения нового материала. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит с помощью сообщений подготовленных учеников. Урок проведён с использованием ИКТ. Одним из преимуществ использования ИКТ на уроках литературы является возможность образного представления изучаемого материала.

На уроке используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочитанное.

Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

Тема: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…» «Панаевский цикл» Н.А. Некрасова.

Цели урока :

Познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А. Некрасова и

А.Я. Панаевой;

Познакомиться с некоторыми стихотворениями прекрасного цикла стихотворений Н. Некрасова;

Закрепить навыки самостоятельного анализа стихотворного произведения;

Продолжить обучение умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

Создать условия для развития монологической речи учащихся, образного мышления;

Создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся,

чувства прекрасного;

Создать условия для привития интереса к изучению русской классической литературы, к творчеству Н.А. Некрасова.

Тип урока : изучение новой темы.

Оборудование к уроку : поэтические тексты Н. Некрасова; воспоминания современников поэта; цитаты из писем А. Панаевой; презентация к уроку; мр 3 «Прости» (лирическая миниатюра Чайковского на слова Н. Некрасова в исполнении Тамары Милашкиной).

Эпиграф : «Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца…»
Н.А. Некрасов

Ход урока.

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

Человек мечтает быть счастливым, не мыслит своей жизни без счастья и одной из составляющих его считает любовь.

Искусство – зеркало жизни, поэтому тема любви – одна из основных его тем. Красоту возлюбленного или возлюбленной, состояние человека, охваченного «страстями мятежными», психологическую правду любовных переживаний, взлёты и падения души, охваченной этим чувством, запечатлели на страницах своих произведений гениальные русские поэты XIX века.

Дома вы должны были вспомнить, как писали о любви А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, и составить ассоциативный ряд любовной лирики этих поэтов. Перед уроком я собрала ваши синквейны, обобщила их, и вот что получилось (на доске):

    любовь

    бескорыстная, поэтическая

    вдохновляет, возвышает, окрыляет

    чувство не между телами, а между душами

    божество

Сегодня на уроке мы прочитаем с вами роман Некрасова о любви, составленный из его стихотворений, и в конце урока вы выполните аналогичную работу: составите ассоциативный ряд любовной лирики Некрасова.

Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Записываем в тетрадь тему). Слайд № 1.

Сообщение целей урока. Слайд №2

Эпиграфом к уроку являются строки из стихотворения Н. Некрасова (записываем в тетрадь). Слайд №3.

    Знакомство с историей взаимоотношений Н. Некрасова и А. Панаевой.

    Слово учителя. Слайд №4. «Женское сердце, с трудом отвоеванное у толпы поклонников, у мнения света, у собственного мужа, разбивается больнее. Но эффектнее. Любовная лирика Некрасова тому официальный документ.»

В стихах, посвященных не гражданским, а сокровенным личным чувствам, Некрасов остается верен себе, своей повествовательной манере. Здесь есть довольно ясный сюжет, персонажи… как в прозе. Почти каждое стихотворение – это не просто лирика, а рифмованный пересказ. Некрасова не раз упрекали в излишней простоте, прозаичности.

«Проза в любви» у Некрасова с постоянными размолвками, ссорами, с взаимным мучительством, с нечастными радостями.

В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического романа, который образует группу стихотворений так называемого «Панаевского цикла». Прототипом лирической героини стала Авдотья Яковлевна Панаева.

«… Петербург, 1842 г. В доме у Пяти углов литератор Иван Панаев на правах гостеприимного хозяина потчевал чаем всю отечественную литературу. Здесь сходились в спорах Тургенев и Грановский, расхваливали обеды Гончаров и Герцен, засиживался допоздна Белинский, дремал Чернышевский, робко жег глазами хозяйку дома только что шагнувший в печать Достоевский… Конечно, у него, конфузливого и пока «многообещающего», не было никаких шансов. Слайд № 5.

Авдотья Яковлевна Панаева, известная красавица Петербурга, лишь дружески подавала ему руку да наливала чай. Но какая она была…ослепительная! Артистичная, приветливая, великодушная и такая мудрая – не по летам! Настоящая богиня!»

б) Выступление ученика о семье А.Я. Панаевой.

Авдотья Яковлевна Панаева родилась в Петербурге 31 июля 1820 года. Родители её служили актёрами на Императорской сцене: отец выступал в трагических ролях, мать играла различные роли в драме, комедии и оперетте. В доме царила далеко не идеальная атмосфера, которую создавали деспотичная картёжница мать и заядлый игрок в бильярд, жестокий, взбалмошный отец. «Меня никто не ласкал,- вспоминала Авдотья Яковлевна,- а потому я была очень чувствительна к ласкам». Но, судя по всему, характер всё-таки унаследовала маменькин – властный и решительный.

Жизнь в родительском доме казалась девушке мукой, и потому, не достигнув и девятнадцати лет, она вышла замуж за литератора Ивана Панаева. Происходил он из богатой и славной литературными традициями дворянской семьи (по отцу он внучатый племянник Г. Р. Державина; его дядя был крупным государственным чиновником и известным поэтом-идилликом). Рано лишившись отца, тоже не чуждого литературному творчеству, Панаев рос в доме бабушки. Мать воспитанием сына практически не занималась, предпочитая жить в своё удовольствие – широко и не считая денег. Эта страсть к беззаботной, роскошной жизни передалась затем и её сыну…

Красавица Авдотья досталась фанфарону, неисправимому кутиле, человеку, пустоту которого, как сокрушался Белинский, «не измерить никакими инструментами». Нахваставшись перед друзьями красавицей-женой, Иван Панаев уже в первый год женитьбы потерял к ней интерес и бросился за новыми легкомысленными юбками. А Авдотье назначил роль украшения гостиной. И не стремился защищать от откровенных домогательств некоторых приятелей.

Авдотья сама, как могла, сдерживала их пыл. Любви хотелось жадно, но разве чувства предлагали ей многочисленные вожделеющие взгляды? Потому и 22-летний Николай Некрасов, введённый в их дом Белинским, получил решительный отказ – сразу, как только, по примеру многих, жарко припал к её руке.

в) Рассказ подготовленного ученика о сложных взаимоотношениях

Н. Некрасова и А. Панаевой.

В начале 1840-х годов в салоне Панаевых появился Н. А. Некрасов. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и ещё никому не известного поэта (он был на год моложе очаровавшей его хозяйки). Юноша долго и упорно добивался её любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. Но новоявленный поэт, едва-едва забрезживший на горизонте русской поэзии и закалённый трёхлетним полуголодным прозябанием, оказался настойчивее прочих. Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем = он и не заметил. А обнаружив «потерю», решил, что отступать было бы глупо.

Некрасову как раз начинало везти: он активно публиковался, его заметила критика, Белинский – мастер отыскивать таланты – взял его под своё крыло и привёл в сердце русской культуры, где и блистала эта невероятная женщина… Убежденный, что настойчивостью можно добиться всего, Николай ринулся в бой.

Однако поединок затянулся. Панаева красноречивому поклоннику не верила. Всячески отстраняла от себя, тем самым только разжигая его страсть. Однажды Некрасов катал Авдотью на лодке по Неве и вдруг, вдали от берега, возобновил дерзкие ухаживания, пригрозив, что в случае отказа прыгнет в воду. Неприступная красавица хмыкнула, а он возьми… да прыгни! И, можете не сомневаться, пошел бы ко дну – ведь плавать он не умел!

Панаева подняла крик на всю реку. Обезумевшего поэта выловили и кое-как привели в чувство. А он тут же запел свое: не согласитесь, дескать, обожаемая, ответить на мои чувства, пойду и опять прыгну. Да так, что, будьте покойны, вытащить не поспеют. И ледяная корочка, сжимавшая сердце Авдотьи Яковлевны, хрустнула…

В 1846 году супруги Панаевы в компании с Некрасовым провели летние месяцы в своем имении в Казанской губернии. Здесь поэт детально обсудил с Панаевым план выкупа и совместного возрождения журнала «Современник». И здесь же окончательно сблизился с его женой – как и мечтал.

Вернувшись в Петербург, богемная троица поселилась в одной квартире. И началась странная жизнь… Иван Панаев – муж без жены, редактор без журнала (всеми делами процветающего издания заправлял Некрасов), рогоносец без обмана… А Авдотья – супруга перед Богом и людьми одного, по факту и велению сердца – другого. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова – в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их «неприличных» отношений не прекращались еще очень долго.

Некрасов все половодье своих чувств излил на бумагу. Так родился поэтический «Панаевский цикл» - история неровной, бурной, мучительной любви.

    Откроем 1 главу этого романа.

Чтение наизусть стихотворения «Ты всегда хороша несравненно» (1847 г.).

Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радость, наслаждение)

Обратите внимание на антитезу в характеристике героя (мудрый - глупый). Что она обозначает? (Противоречивость героя)

Искренен ли лирический герой в выражении своих чувств? (Да)

В каких ситуациях человек предельно искренен? (Когда произносит исповедь. Лирика Некрасова очень исповедальна.)

Какое слово выбивается из ряда, выстроенного для лирической героини? (Лукавый)

Почему? (Лукавый – хитрый, коварный)

Что мы, читатели, чувствуем? (Настороженность)

Итак, даже когда роман Некрасова и Панаевой только начинался, в мире поэта чувствуется какая-то противоречивость, настороженность. Вроде бы все хорошо, но…

5. Шли годы. Отношения между Н. Некрасовым и А. Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными. Редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя и подозревая, раскаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться.

Это вторая глава романа Н. Некрасова и А. Панаевой.

Чтение наизусть стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» (1851г.)

Каким настроением проникнуто стихотворение? (Раздражение, обида)

Что вызвало ссору?

Какой мы видим лирическую героиню в этом стихотворении? (Бестолковая, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница)

А лирического героя? (Ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению)

Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта прежний? (Нет)

Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, ограничениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств)

А о какой любви мечтает человек? (О романтической)

Некрасов любил эту женщину ревнивой, угрюмой, изнурительно-трудной любовью. Совместная их жизнь была ад. Но стоило им разлучиться, как он снова влюблялся в неё. Похоже, что он любил Панаеву только тогда, когда её не было с ним: все те нежные любовные стихи, которые он посвятил ей, написаны в её отсутствие, заочно.

Выразительное чтение стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно…»(1850г)

Что представляют собой 2 первые строчки этого стихотворения? (Конспект повести или романа, напряженного, динамичного. Любовь зависит от воздействия мира)

На время или навсегда расстались влюбленные? (На время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи)

6. Однако стоит им воссоединиться – его стихи отражают не ласки, а бурные семейные сцены, оскорбления, упреки и ссоры. Вообще любовная лирика Некрасова охотнее останавливается на любовном тиранстве. «Слезы и нервы» – это у него чаще всего, поэтому в покаянную минуту лирический герой зовет себя палачом этой женщины и молит её о прощении.

И это третья глава романа.

Изумительная лирическая миниатюра «Прости»(1856г.) (Слушаем mp 3; слайд № 7 с текстом стихотворения)

Интерпретация стихотворения (самостоятельная работа ученика)

- Каковы отношения между лирическими героями? (Они ведут к разрыву).

Нет, совсем не так легко быть женой известного поэта. Некрасов сам это понимает.

Выразительное чтение стихотворения «Тяжелый крест достался ей на долю» (1856) (Интерпретация и сопоставительный анализ со стихотворением Ф. Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1854); «Панаевский» и «Денисьевский циклы» - самостоятельная работа ученика).

Вывод: «Панаевский цикл» Н. Некрасова и «Денисьевский цикл» Ф. Тютчева имеют много общего: нервность интонации, фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми заканчиваются многие стихотворения. Мотивы страдания, незаконности любви, мятежности пронизывают оба цикла и тем самым объединяют в интимной лирике.

Но : отношения между любящими в лирике Некрасова стали более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

7. Перед вами лежат тексты стихотворений Некрасова. Посмотрите, какой знак препинания стоит в конце большинства его стихотворений о любви? О чем это говорит? (О незавершенности; продолжение следует).

Окончательный разрыв между Некрасовым и Панаевой произошел в 1863г. Их роман длился 15 лет.

Любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой Некрасов сохранил до конца жизни.

8. Стадия рефлексии.

Вернемся к ассоциативному ряду, о котором мы говорили в начале урока. Какая же она, любовь в лирике Н. Некрасова? (Разная: борение, противоречия, ревность, страдания, счастье, мука, ссора, мир)

Если у Пушкина возлюбленная – божество, то кто она для лирического героя Некрасова? (Это обычная женщина, с достоинствами и недостатками, равная ему во всем. Любовь к ней и счастье, и горе).

Вернемся к эпиграфу. Как вы его понимаете? (Слайд №9)

(Какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь – желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться)

9. Выставление оценок, запись д/з : выучить понравившееся стихотворение наизусть; сформулировать и записать в тетрадь особенности любовной лирики Некрасова; составить синквейн на тему «Любовь в лирике Н. Некрасова».

"Да, наша жизнь текла мятежно..."

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло...
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все... одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову...

А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...

Стихотворение Некрасова Н.А. - Да, наша жизнь текла мятежно...

“Он был человек высокого благородства души”, – сказал о Некрасове Н. Г. Чер­нышевский. Эти слова вспоминаются, когда читаешь некрасовские стихотворения о любви, оставляющие неизгладимый след в душе.

Новатор в поэзии, Некрасов открыл новые страницы и в русской любовной

Ли­рике, показал ее новые возможности. Если великие поэты первой половины XIX века воспевали любимую как чудо, совершенство, если для них она была “гением чистой красоты”, недосягаемым идеалом, мечтой, далекой от прозы жизни, то ге­роиня интимной лирики Некрасова – живая женщина с трудной, а иногда и тра­гической судьбой, с непростым характером. У нее “веселый, насмешливый ум”, она резка, иронична и в то же время способна на большое, глубокое чувство.

Многие стихотворения некрасовской любовной лирики автобиографичны, их ге­роиня узнаваема. Это А. Я. Панаева – яркий, талантливый человек, друг, сорат­ник,

Гражданская жена поэта. Почему Некрасов не скрывал, кто адресат его стихот­ворений о любви? Наверное, потому, что стихи эти исповедальны: в них раздумья о прошлом, горькое признание своей вины (а ведь каждый, наверное, в чем-то вино­ват перед любимой, близкими людьми, и эта вина особенно горько ощущается, ког­да они уходят навсегда), попытка объяснить необъяснимое, в чем-то оправдаться…

“Когда из мрака заблужденья…”, “Давно – отвергнутый тобою…”, “Я посетил твое кладбище…”, “Ах ты, страсть, роковая, бесплодная…” и т. п. буквально зас­тавляют меня рыдать”, – писал поэту Н. Г. Чернышевский.

Раскрывая сложные отношения любящих, Некрасов идет новым путем: в его лирике появляется “проза любви”, поэт позволяет читателю войти в мир противо­речивых чувств и отношений любящих. Он создает своеобразный лирический ро­ман-дневник, куда входит ряд стихов “панаевского цикла”.

Героиня Некрасова совсем не “небесное созданье”: она может быть самоотвер­женной и непримиримой, любящей и ревнивой, доброй и жестокой.

“Я не люблю иронии твоей” – уже в этой первой строке, вступлении к стихот­ворению, есть и характеры двух людей, и волнующая сложность их отношений. Интересно, что почти все произведения любовной лирики поэта заканчиваются многоточиями, будто диалог продолжается, спор не закончен. Но за внешней кон­фликтностью всегда – высокая человечность, понимание и сопереживание, состра­дание и уважение.

Вот стихотворение “Тяжелый крест достался ей на долю” – одно из самых тра­гичных у Некрасова. В нем гениально найден основной образ – образ креста – как символ страдания и жертвенности: тяжелый крест – это и судьба, и надмогиль­ный памятник.

А какой сложный и прекрасный мир нелегкой любви воспет в небольшом сти­хотворении “Прости”:

Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, – Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, – Благослови и не забудь!

В некрасовской антитезе – вся жизнь с ее взлетами и падениями, бурями, сле­зами и светилом счастья. Так “Проза любви” становится темой высокой поэзии.

А как мудры и гуманны одноименные стихотворения “Зине” (“Ты еще на жизнь имеешь право…” и “Двести уж дней…”), созданных смертельно больным, мучительно страдавшим поэтам, благословляющим юную жизнь.

Я не знаю, можно ли отнести к любовной лирике стихотворение “Еду ли ночью по улице темной”, но для меня это бесспорно. Жизнь несчастной проститутки стала темой лирического стихотворения. Рассказ о трагической истории “падшей” жен­щины проникнут таким сочувствием и пониманием, что ее реальная история ста­новится фактом высокой поэзии.

В этом лирическом стихотворении Некрасов словно предсказывает открытия гениального Достоевского. Ситуация повторится в “Преступлении и наказании”, в истории “вечной Сонечки Мармеладовой”, быть может, самой высоконравственной героини русской литературы, ради спасения семьи вынужденной “пойти на панель”.

Не было для Некрасова “низких” тем. В своей лирике он раскрыл внутренний мир современников, людей разных социальных слоев. Высокое благородство его души проявилось в способности понять и близких, и далеких, протянуть руку по­мощи страдающим, быть не судьей, а другом и защитником обездоленных, воспеть те чувства, которые делают человека Человеком.

Сочинения по темам:

  1. Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50...
  2. Стихотворение, написанное в 1875-1877 годах, относится к позднему периоду творчества П. А. Вяземского и по своей при­роде философично. Вяземский построил...

Любовная лирика Н. А. Некрасова, или скорее интимная лирика, - это нечто новое в русской поэзии XIX века и, когда приходится читать стих «Да, наша жизнь текла мятежно» Некрасова Николая Алексеевича становится понятно почему.

Текст стихотворения Некрасова «Да, наша жизнь текла мятежно» был впервые опубликован в 1850 году и относится к так называемому «панаевскому циклу». Этот цикл, как рассказывают на уроках литературы в старших классах, - своеобразный роман-дневник, в котором поэт, не скрывая ничего, рассказывает о сложных отношениях лирических героев. В них легко узнать самого Некрасова и Авдотью Панаеву. Любимая женщина поэта, как и он сам, изображена в стихах предельно откровенно. Это не «гений чистой красоты», а капризная, избалованная, эгоистичная женщина с трудной судьбой. Воспринимать все произведения «панаевского цикла» однозначно нельзя и именно поэтому учить их полностью очень сложно.

Подробно познакомиться с этим стихотворением «панаевского цикла» можно на нашем сайте в режиме онлайн. Есть возможность скачать текст для занятий.

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло…
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все… одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу –
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову…

А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать… Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки…

Николай Алексеевич Некрасов
«Да, наша жизнь текла мятежно...»

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло...
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все... одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову...

А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...

error: