Проект «Развитие школьного ученического самоуправления «Алые паруса. Проект деятельность школьного ученического самоуправления обучающихся в образовательной организации Проект организации ученического самоуправления как эффективная форма

Каримова Альфия Сулеймановна,

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель татарского языка и литературы,

МБОУ СОШ №3, г. Бугульма

Проект

Деятельность школьного ученического самоуправления обучающихся в образовательной организации

Жизнь без нашего управления

подобна кораблю без штурвала

или блужданию в огромном лесу

без компаса и карты

Ф. Карделл

(амер. психолог и психотерапевт)

Постановка проблемы

В современных социально-экономических условиях эффективные результаты в области воспитания школьников могут быть получены только при равноценном сочетании методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами школьной самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Особое внимание должно быть уделено созданию органов ученического самоуправления, развитию и реализации форм самоуправления, представляющего собой эффективный механизм конструктивного раскрытия внутреннего потенциала школьника, реализации гармоничной социализации личности. Ученическое самоуправление – демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

В соответствии с ФГОС нового поколения считается, что наличие в образовательном учреждении развитой системы самоуправления обучающихся свидетельствует об успешности воспитательной деятельности образовательного учреждения в целом. Это та социально-управленческая база, которая может служить лабораторией для формирования социально значимых личностных качеств и практических лидерских навыков школьников, апробации их авторских программ, творческих инициатив.

Ученическое самоуправление – демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

В своей деятельности орган ученического самоуправления руководствуется Декларацией о правах человека, Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Новым Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ, статья 26 пункт 6, ФГОС НОО, Уставом школы, положением школьного ученического самоуправления.

Цель проекта ученического самоуправления:

Создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условии, для самореализации, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в коллективную деятельность, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Задачи проекта ученического самоуправления:

    обучение всех нормам демократических товарищеских отношений в ученическом коллективе;

    предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса;

    развитие навыков лидерского поведения, организаторских навыков;

    самостоятельно и совместно принимать решения;

    формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

    воспитание чувства честного партнерства;

    формирование умения вести здоровый образ жизни;

    приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества и других стран.

Целевая группа проекта: обучающиеся школы

Срок реализации проекта: 2014 – 2015 учебный год

Место реализации проекта: средняя общеобразовательная школа

Проект включает 4 модуля: 1 модуль – аналитический, 2 модуль – организационный, 3 модуль – реализация и развитие системы УС, 4 модуль – мониторинг реализации и развития проекта

1 модуль - аналитический:

    анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах.

2 модуль – организационный:

    формирование общественного мнения о значимости и необходимости УС путем конкретизации функции и содержания деятельности всех органов УС;

    разработка содержания проекта;

    формулировка целей, задач;

    изучение нормативно –правовых документов, воспитательных программ;

    организация учебы педагогов.

3 модуль – реализация и развитие системы УС:

    Выбор школьного ученического самоуправления, президента ученического самоуправления;

    Отработка механизмов сотрудничества, совершенствование отношении системы «Ученическое самоуправление – педагогический коллектив»;

    Проведение Ученической конференций, где рассматриваются вопросы:

    Разработка положения об ученическом самоуправлении:

    Цели, задачи; структура ученического самоуправления; права и обязанности, круг вопросов, находящихся в компетенции ученического самоуправления; функции ученического самоуправления; деятельность ученического самоуправления

    План работы органов школьного ученического самоуправления

    План работы общешкольных творческих дел по направлениям воспитательной работы.

    План заседаний органа Ученического самоуправления

    Участие органов ученического самоуправления в запланированных мероприятиях коллективно-творческих дел.

    Работа с ученическими, педагогическими коллективами и родительской общественностью.

    Отчеты органов самоуправления Ученического совета.

4 модуль – мониторинг реализации и развития проекта:

    оценка личностного роста обучающихся;

    Диагностика уровня психологического климата в коллективе;

    анализ результатов;

    подготовка аналитических материалов.

    награждение активных участников проекта на церемонии «Любимец муз»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

    улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

    развитие и сплочение ученического коллектива школы;

    приобретение опыта управленческой деятельности;

    раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей обучающихся;

    ощущение значимости и причастности к решению вопросов и проблем школы;

    формирование умения конструктивно решат возникающие проблемы;

    умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками на основе общих взглядов, ценностей и интересов;

    строить доверительные и уважительные отношения в коллективе;

    приобретение опыта самоорганизации;

    приобретение знаний проектной деятельности. Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.

Список литературы:

1. Бочкарев, В. И. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.

2. Прутченков, А., Новикова, Т. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г.

3. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.- метод. пособие / М.И. Рожков. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 160 с.

4. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2002. – 92 с.

5. Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., «Педагогическое общество России», 2001 – 284 с.

6. Всеобщая декларация прав человека.

7. Конвенция о правах ребенка.

8. Конституция Российской Федерации.

9. Новый Закон РФ «Об образовании».

10. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к школам. Готовы ли мы сегодня к демократизации учебно-воспитательного процесса? Опыт показывает, что в школах, где педагоги, ученики и родители готовы к таким переменам, существует реально действующее ученическое самоуправление.

Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии. Но этот путь состоит из выявления и решения множества вопросов. Что скрывается за самим словом “самоуправление”? Где заканчивается игра и начинается деятельность, направленная на самореализацию учащихся в интересах своего коллектива? Какие полномочия нужны органам ученического самоуправления.

На некоторые вопросы мы предлагаем найти ответы в нашем проекте “Ученическое самоуправление”.

Цель:создание условий для формирования активной позиции учащихся через обновление содержания, форм и методов ученического самоуправления.

Основные задачи, решаемые внедрением проекта:

  • Повышение роли классного и общешкольного коллектива в формировании ученического самоуправления.
  • Расширение арсенала форм работы ученического самоуправления.
  • Воспитание актива и обучение его методике организаторской работы.

Ожидаемые результаты:

  • Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив (класс, общешкольный коллектив).
  • Большинство учащихся, активные участники самоуправленческой деятельности, обладает достаточным арсеналом форм работы.
  • Большинство актива обучено методике организаторской работы, поэтому может применить опыт на практике.

Обоснование актуальности.

Бурмакинская школа с 1996 года строит и развивает свою воспитательную систему, опираясь на программу “Востребованное воспитание”. Одно из направлений данной программы – повышение роли ученического самоуправления.

Мы рассматриваем самоуправление не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности своего коллектива, организации этой деятельности, в анализе работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Мы давно заметили и принимаем как должное то, что ребята сами, без особых проблем, определяют, кто будет капитаном команды. Сами скажут, кто должен войти в состав сборной класса на викторине “Что, где, когда?”, кому представлять класс в конкурсе “На лучшую поделку”.

Наши ученики (по итогам опроса) понимают сущность самоуправления и определяют ее как:

– управление жизнью класса, школы;

– решение задач, самостоятельно поставленных перед коллективом;

– организация дел для своего класса, школы, а значит, и для себя;

– школа ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Радует, что дети понимают сущность правильно, но на деле не всегда получается так, как надо. Поэтому данный проект “Ученическое самоуправление” позволит нам обновить содержание, активизировать работу в данном направлении.

“Новизна” проекта.

“Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благодарный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это путь самый горький”. (Конфуций).

Мы выбираем третий путь. “Новизна” данного проекта, на наш взгляд, заключается в отработке нового содержания, форм, методов ученического самоуправления в следующих положениях:

  • Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив – класси общеученический коллектив школы.
  • Необходимо обладать арсеналом форм работы, которые ставят наших детей в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.
  • Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.

Основной структурный элемент ученического самоуправления является первичный коллектив – класс и общеученический коллектив школы.

Класс является центром воспитательной работы, основой школьного самоуправления. Самоуправление в классе формируется в определенную систему благодаря функционированию микроколлективов (звенья, содружества, звездочки). Ребят разбиваем по микроколлективом по разным принципам: дружба, местожительство, интересы, характер деятельности. Кстати, завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений – преемственность (обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности), последовательность, (постепенное усложнение содержания характера заданий), массовость, (участие в делах коллектива каждого воспитанника).

Обычно в первичных коллективах преобладают индивидуальные поручения, но наиболее эффективными в воспитательной работе являются групповые и коллективные.

Общешкольный ученический коллектив имеет структуру, подобную структуре классных коллективов. В школьном коллективе функционирует высший орган (у нас это Большой звездный совет), есть исполнительные органы (Совет больших звезд), действует большая армия уполномоченных органов (выборный актив).

Одной из задач органов самоуправления – вместе с педагогическим коллективом формировать морально-этический климат в школе, специальную атмосферу, т.е. дух школы!

Как свидетельствует опыт развития ученического самоуправления, многие школы имеют свой девиз (таковой есть и у нас – “Образование сегодня – наше благополучие завтра”), законы (закон правды, закон добра, закон заботы, закон памяти, закон уважения, закон свободы, закон смелости, закон чести), клятву (вступающего в детскую организацию “Вселенная детства”), Устав ДПО (где прописаны права и обязанности членов организации), свой орган печати (газета “Первый шаг”).

Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Необходимо обладать арсеналом форм работы, которые ставят наших детей в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.

Коллективное планирование. Мы активно используем методику коллективного планирования, для этого проводим конкурс на лучшее предложение в план, анкетирование по изучению мнений учащихся, тематические задания по планированию, публичную защиту проектов и предложений, банк идей интересных предложений, разведку интересных дел и др. При выборе любой формы работы следует помнить, что планировать за ребят нельзя. Сам процесс планирования является процессом воспитания.

Следующей важной формой привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности является собрание. Очень ответственно относимся к пропаганде темы собрания (через газету, листовки), изучаем общественное мнение (через анкетирование, интервью), готовим творческий доклад. Кульминационным моментом собрания является дискуссии. Могут быть изложены коллективные точки зрения, точки зрения отдельных групп, индивидуальные.

Совет дела – создание групп для выполнения творческих поручений. Деятельность таких мини-групп строится по логической цепочке: планирование и подготовка конкретного дела; организация и проведение; анализ и оценка; принятие решений о дальнейшем деятельности. В коллективе столько советов, сколько и дел.

Ученический референдум проводится в период между общешкольными собраниями. На референдум выносятся вопросы, по которым собрание и конференция не смогли принять решение.

Дежурство по школе. Это наиболее распространенный вид самоуправленческой деятельности, привлечение самих детей к борьбе за культуру поведения и четкий распорядок.

  • Дежурство по школе организуется согласно графика.
  • Продолжительность дежурства 1 неделя.
  • Дежурная линейка в 7.20ч., ежедневно.
  • Смена дежурства 1 раз в неделю – суббота.
  • Ответственный дежурный отчитывается по итогам дежурства на общешкольной линейке в понедельник в 7.45ч.
  • В дежурном классе назначается ответственный дежурный.

Каждый ученик, который принимает участие в коллективных формах работы, может пользоваться определенными правилами: “Чтобы решение было верным, необходимо дать четкий ответ на 5 вопросов: Зачем? Кто? Когда? Где? Каким образом?”

Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.

Мы считаем, что лидеров в детском коллективе следует не искать, а воспитывать. Для этого каждого ребенка периодически ставим в условия функций вожака, например, командира класса, старшего друга малышей, организатора конкретного дела. Используем разнообразные методы выдвижения учащихся для выполнения функций лидера: назначение (не знают друг друга), выборы (знают друг друга и могут подойти объективно), очередность (большинство обладает организаторскими навыками), перемещение (изменение обязанностей: от исполнительной к
организаторской). Проводим мероприятия, которые способствуют обучению актива:

Школа “Лидер” (проводится под руководством вожатой, которая по совместительству является психологом). Организуется для актива учащихся, проводится 1 раз в месяц, тематика разноплановая.

Коммунарский сбор – элемент коллективного творческого воспитания, хорошая традиция нашей школы, которая продолжается 19 лет.

  • На 2 дня школа превращается в улей, где встречаются учащиеся 5-11 классов, за один сбор мы обучаем до 50 человек учащихся, педагогов.
  • Тематика сборов разноплановая.
  • Отряды разновозрастные. (12-15 человек. 3 отряда).
  • Командир и комиссар – учащиеся старших классов.
  • Весь день расписан по минутам (одно дело на день главное, обучающие мастер-классы).
  • Выпускники, которые прошли школу – проводят мастер-классы.

Продолжительность реализации проекта 3 года.

1 этап (2005-2006гг.) – подготовительный,
2 этап (2006-2008гг.) – практический,
3 этап (2008г.) – заключительный.

Объем финансирования.

В рамках тарификации и использования ресурсов надтарифного фонда, согласно Положению о поощрении педагогического и ученического коллективов.

Промежуточные результаты.

В классных коллективах выстраивается своя система самоуправления.

В общешкольном ученическом коллективе оптимальная структура органов самоуправления.

Используем в работе следующие методики:

  • Уровень воспитанности учащихся (Е.Н.Степанов)
  • Уровень удовлетворенности школьной жизнью (А.А.Андреев).
  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков).
  • Методика “Экзаменуем лидера” (пособие “Учить самодеятельности Л.Г.Садакова).

В перспективемы видим, что в школе выстроена система ученического самоуправления, которая очень логично впишется в программу воспитания “Школа социального успеха”. Стержневой идеей мы считаем формирование и саморазвития личности ученика, ориентированного на социальный успех, выделили три эффективные пути: творчество, социальность действий, лидерство.

Тамбовская область

Пичаевский район

МБОУ «Пичаевская СОШ»

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ШКОЛЬНОГО САМОМОУПРАВЛЕНИЯ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Пашина Мария Михайловна,

Старшая вожатая

с. Пичаево, 2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

Перед тобой открыты все дороги

Перед тобой открыты все пути

Ведь в жизни сделать надо много

Лишь сделай шаг, всё впереди…

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Самоуправлению присущи определенные функции:

  • адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонии взаимоотношений в коллективе);
  • интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей, родителей; сферное объединение культурных норм различных наук);
  • рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);
  • ввод в управленческую культуру (учить жить в будущем!)

Актуальность: в современной школе необходим новый подход к воспитанию личности. Одним из механизмов является детское самоуправление, с помощью которого можно внедрять различные социокультурные проекты.

Мы предлагаем социально-творческий проект «Шаг в будущее »

Цель: создание воспитательного пространства школы, с помощью которого происходит формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Задачи:

1. Формирование модели «социально-активная личность».

2.Предоставить учащимся возможность участвовать в управлении школы через деятельность органов ученического самоуправления и детскую организацию имени Ульяны Громовой..

3. Развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями, родителями и учениками.

4. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

5. Развитие творческих и лидерских способностей.

6. Развитие умения писать проекты.

На основе данной цели выдвинута рабочая гипотеза : целенаправленное воспитательное воздействие на учащихся с помощью институтов семьи и школы будет способствовать формированию социально-активной личности, способной адаптироваться в современном мире.

Социально-творческий проект основан на принципах:

- индивидуальности (личностно ориентированном подходе);

- деятельностного подхода (через систему мероприятий, дел, акций учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка);

Творчества (каждое дело, занятие, в т.ч. создание проекта, модели, участие в мероприятии художественно-эстетического направления и т.д., - творчество ученика, коллектива учащихся, педагогов);

- разновозрастного единства (существующая система ученического самоуправления обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов);

- открытости системы (совместная работа школы, семьи, других социальных партнёров направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей)

Способы и методы создания проекта:

  1. Анализ литературы и теоретическое обоснование проблемы.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Социологические методы – беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, педагогов.
  4. Статистическая обработка полученных материалов: результатов анкет и интервью с последующим анализом.

5) Консультации со специалистами: заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна.

В ходе написания проекта проводились консультации со специалистами: заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна

Вот выдержки из интервью:

«Детское самоуправление – одно из важных составляющих воспитательной системы школы. С помощью самоуправления ребята вовлекаются в активную общественную деятельность. Кроме того, они развивают свои творческие и лидерские способности. Не каждый ребёнок способен к хорошей учёбе, но он всегда может себя реализовать в любой другой внеклассной деятельности. К тому же работа детского самоуправления адаптирует ребёнка во взрослую жизнь. После школы ребята становятся студентами, а некоторые начинают работать, поэтому им необходимо быть готовыми к новому этапу жизни. Я считаю, что данный проект поможет активизировать работу детского самоуправления и окажет влияние на формирование социально-активной личности», - так считает заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Место проведения: МБОУ Пичаевская СОШ

Сроки проведения: в течение одного календарного года (2011-2012 учебный год)

Целевая группа: учащиеся школы 1-11 классов

Материально-техническое обеспечение:

Учебные кабинеты,

Актовый зал,

Вожатская,

Компьютерный и мультимедийный кабинеты,

Спортивный зал,

Библиотека,

Медпункт,

Школьный стадион,

Канцелярские товары и расходные материалы,

Грамоты, дипломы,

Призы,

Костюмы,

Школьный автобус,

Техническое оснащение (звуковая аппаратура, компьютеры, ноутбук, принтер, копировальная техника, медиапроектор, интерактивная доска, камера, фотоаппарат)

Кадровое обеспечение:

Лидеры детской организации имени Ульяны Громовой (5-8 классы), совет старшеклассников (9-11 классы),

Педагогический коллектив,

Родители,

Внешний социум (специалисты центра занятости, методисты ЦРТДиЮ и другие).

Информационное обеспечение: размещение информации на сайтах школы, в школьной газете «Школьный Олимп» и по необходимости в средствах массовой информации.

Финансирование : проект будет осуществляться с помощью проведения учащимися школьной ярмарки.

СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА:

Проект основан на моделировании образа социально-активной личности.

Какой должна быть социально-активная личность?

  • Каждая характеристика личности ассоциируется с месяцем, в течение которого проводятся несколько ключевых мероприятий, воспитывающих ту или черту характера личности.
  • В начале года оформляется творческая план-сетка с основными мероприятиями. На специальном стенде в течение года творчески оформляется модель «Социально-активная личность» по ходу реализации проекта.

Перспективный план мероприятий, реализуемый в ходе

социально-творческого проекта «Шаг в будущее»

Сентябрь

Общение

Октябрь

Право

Ноябрь

Здоровый образ жизни

1. Круглый стол на тему «Школьное самоуправление». Перспективы на будущий учебный год.»

Среди 5 – 11 классов

2. Посвящение в Совет Актива всех новых лидеров.

Среди 5 – 11 классов;

3. Игра по станциям «Мы вместе». Цель: сплочение коллектива, выявление лидерских способностей отдельно взятой личности, знакомство, общение. Для Совета Актива

4. Специальное собрание для 1 – 4 классов. Цель: ознакомление с понятием детского самоуправления. Назначение шефства старшими классами.

1.Тематическая игра «Я имею право».

Цель: ознакомление учащихся со своими основными правами и обязанностями.

Среди 7 – 8 классов.

2. Анкетирование среди учащихся «Что мы знаем о правах?». Среди 5 – 11 классов.

3. Дискуссионный клуб «Правовое общество». Цель: беседа, развитие дискуссии об обществе. Среди 5 – 11 классов.

4. Лекторий на тему: «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних». (С приглашением инспектора ОПДН). Среди 1 – 11 классов.

1. Школьная агитбригада «Молодёжь за здоровый образ жизни».

Участники: 8 – 11 классов.

2. Игра по станциям «Быть здоровым – это стильно!». Среди 3 – 4 классов;

3. Интеллектуальная игра «Основы ЗОЖ». Среди 5-6 классов.

4. Проведение семинаров – тренингов команды волонтёров «Юный патриот».

5. Тематический лекторий: «Вредные привычки и способы борьбы с ними». (С приглашением нарколога).

Среди 7-11 классов

Декабрь

Творчество

Январь

«Шаг в будущее».

Переход в новый год!

Февраль

Патриотизм

1. Творческий конкурс «Созвездие талантов».

Среди 1 – 11 классов.

2. Творческий мини – проект «Новогодний ажиотаж».

Среди 1 – 11 классов.

3. Новогоднее представление для старшеклассников «Ночь перед Рождеством».

Среди 8 – 11 классов.

1. Профориентационная игра «Профессия моей мечты». Среди 9 – 10 классов.

2. Конкурс рисунков и плакатов: «Я и моя семья в мире профессий», «Кем я хочу стать». Среди 1 – 11 классов.

3. Конкурс стихов, сочинений, эссе на тему: «Я хочу стать…». Среди 1 – 11 классов.

4. Конкурс мультимедийных презентаций «Нужные профессии». Среди 5 – 11 классов.

5. Дискуссионный клуб между учащимися и родителями «Выбор профессии»

1. Маршрутная игра «Мы – дети России». Среди 5 классов.

2.Встреча – экскурсия с участниками ВОВ в школьной музейной комнате «История поколений». Среди 7 – 11 классов.

3. День классической музыки.

4. Конкурс «Суперпарень – 2017». Среди 8 – 11 классов.

5. Конкурс рисунков «Нам дороги эти позабыть нельзя…». Среди 1 – 8 классов.

Март

Интеллект

Апрель

Ответственность

Май

Семья

1. Интеллектуальная игра «Цивилизация». Среди 11 классов.

2.Интеллектуальная игра «Самый умный». Среди 1 – 4 классов.

3. Творческий конкурс «Экспериментальный театр моды». Среди 5 – 8 классов.

4. Круглый стол на тему: «Трудоустройство в современном мире». Среди 8 – 11 классов. (С приглашением специалиста из Центра Занятости).

1. Игра по станциям «ПДД». Среди 1 – 2 классов.

2. Выставка рисунков по теме «Безопасное поведение на воде», «Не играй с огнём», «Внимание, дорога!» Среди 1 – 4 классов.

3. .Лекторий на тему: «Особенности подросткового образа жизни. (Приглашение школьного психолога).

1. Семейная туристическая тропа. Среди 3 – 4 классов.

2. Круглый стол на тему: «Толерантность в наши дни». Среди членов Совета Актива.

3. Семинар – тренинг «Семейные будни». Среди 10 классов.

Июнь

Позитив

Июль

Красота

Август

Дружба

1. Организация трудовой бригады «Позитив». Среди 8-10 классов.

2. Работа волонтёров школы в детском саду «Берёзка»

3. Организация профильного отряда «Лидер».

1. Активный отдых, досуг.

2. Дневник «Мои увлекательные каникулы».

3. Фоторепортаж «Ах, лето…».

1. Встреча с одноклассниками.

3. Акция «Подарок библиотеке».

  1. Что в Вашем понимании означает социально-активная личность?

1. Это творческая, креативная личность, которая не только может мастерски конструировать уже имеющийся опыт, но и претворять в жизнь самые смелые свои идеи и замыслы. Он созидает и вдохновляет.

2. Человек, который всегда повышает качество своей работы.

3. Человек, который принимает активное участие в деятельности организации, поддерживает её своим делом, мнением, советом.

4. Свой вариант ответа.

2. Каким должен быть по - Вашему мнению настоящий, действительно настоящий лидер?

1. Этот лидер может иногда пожертвовать своим временем, чтобы совершить важное для других и для себя дело.

2. Этот лидер должен день ото дня повышать свою ответственность.

4. Этот лидер должен активно относиться не только к обществу, с которым он постоянно взаимодействует, но и, прежде всего, к себе. Он постоянно личностно и профессионально растёт и развивается.

3. Какие, на Ваш взгляд, должны проводиться мероприятия для полного развития социально-активной личности?

4. Вы слышите слово «лидер»…Какие ассоциации сразу вызывает у Вас это слово? Сравните, одним словом, лидера с кем-нибудь или с чем-нибудь.

Результаты опросов и анкетирований:

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

Какие на Ваш взгляд должны проводиться мероприятия для полного развития социально-активной личности?

Большинство учащихся считают, что должен проводиться комплекс различных мероприятий: творческие (музыкальные, танцевальные, актёрские, КВН), интеллектуально-игровые, спортивные.

Вопрос № 4

Вот Вы слышите слово «Лидер»…Какие ассоциации у Вас сразу вызывает это слово?

Сравните одним словом лидера с кем-нибудь или с чем-нибудь.

В.В. Путин

Главный человек

Первый

Лев (гордый лев)

Движение, энергия

Тигр

Народ

Активность

Спортсмен, бегущий впереди всех на высокой горе

Победа

Человек-зверь

Герой

Лучший в определённом обществе

Человек, участвующий во всех мероприятиях и хорошо знающий своё дело

Человек, который в меру может командовать людьми

Лидер

ВЫВОДЫ : 1) Не все учащиеся полностью представляют что такое «социально- активная личность», никто из опрошенных не смог дать свой вариант ответа;

2) О том, кто такой «лидер» большинство учащихся имеют представление. Однако, социально- активная личность и лидер это не одно и тоже.

3) Большинство учащихся осведомлены о разных направленностях мероприятий и готовы помочь в реализации данного проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вишневская С.Ю., Либерман А.А., Патракеева В.А., Репина О.К. Создание развивающего пространства для подростков (методическое пособие). М.: Сентябрь, 2005.
  2. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Научно – методический журнал «Классный руководитель». М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  4. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование у учащихся основных представлений о социально- активной личности и способах адаптации в современном обществе.

Развитие лидерских и творческих способностей.

Активизация работы детского самоуправления как внутри класса, так и на общешкольном и городском уровнях.

Содействие формированию у учащихся правильных социальных установок в отношении здорового образа жизни.

Содействие формированию у учащихся собственной жизненной позиции и способности противостоять негативному влиянию референтных групп.

Развитие умения писать проекты.

Развитие сотрудничества между учащимися разных возрастов, педагогов и родителей.

Подтверждение рабочей гипотезы: целенаправленное воспитательное воздействие на учащихся с помощью институтов семьи и школы будет способствовать формированию социально-активной личности, способной адаптироваться в современном мире.

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  • Основные механизмы реализации проекта
  • Стратегия проекта
  • Перспективный план проекта
  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  3. ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Анкетирование на тему «Социально-активная личность»
  • Сценарии мероприятий, реализуемых в проекте

ПРИЛОЖЕНИЕ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

п. Ханымей Пуровского района

Инновационные технологии в современной образовательной организации

ПРОЕКТ «УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ»

МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей

Пуровского района ЯНАО

I . Актуальность, проблема, цель и задачи.

Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Сегодня школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа в развитии России.

Решая задачу развития воспитательного пространства нашей школы, педагоги нашего общеобразовательного учреждения исходит из того, что воспитание ребенка должно решать следующие задачи:

    повышение социальной компетенции детей, подростков и молодежи;

    формирование гражданской позиции;

    формирование ценностного отношения к себе, к человеку, к миру.

Решение этих задач возможно по двум основным взаимосвязанным направлениям :

    обеспечение получения нормативных знаний;

    создание развивающей среды, содействующей росту творческого потенциала и формирования готовности к социальным действиям обучающихся.

Второе направление подчеркивает важную роль ученического самоуправления. Участие в работе органов самоуправления – это способ научить детей жить в социальном пространстве прав и обязанностей. Иными словами смысл ученического самоуправления с одной стороны состоит в том, чтобы дети включились в существующие пирамиды отношений, с другой, чтобы они приобрели личный опыт демократических взаимоотношений и форм его осознания.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Целевой аудиторией проекта являются подростки. Именно в этом возрасте социальные ценности подвергаются испытаниям, а именно в этом возрасте важно самореализоваться. Способы самореализации зависят от того, во что верит подросток. Представленный проект позволит найти себя через социально значимую деятельность, привлечет интерес к социальным проблемам, позволит учащимся принять активное участие в их решении, сможет повлиять на формирование социальных ценностей, а также разнообразить формы работы с детьми внутри школы, таким образом, чтобы эта деятельность вызывала живой интерес для учащихся. В ходе проекта учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, и будут способствовать социальной адаптации.

Новизна разработки:

Предлагаемый проект представляет собой принципиально новое направление в работе с обучающимися, они не просто будут привлекаться к управлению школой, а пройдут специальную подготовку и обучение, приобретут навыки управленческой деятельности и смогут по-новому осуществлять взаимодействие со школой, что поспособствует их самореализации.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Социологические опросы, анкетирование, проводимые в школе, показали:

    педагоги видят актуальность проекта в повышении общей культуры подрастающего поколения, формировании чувства патриотизма, активной гражданской позиции;

    для родителей важна возможность включения детей в активную деятельность, направленную на социализацию, воспитание чувства ответственности, уважения к старшему поколению и приобщение к общегосударственным ценностям;

    для учащихся значимость проекта – в возможности самовыражения, переоценка собственных способностей и возможностей, повышение личного статуса среди сверстников, приобретение социального опыта и осознание значимости своей деятельности для школы и общества в целом.

После тщательного анализа опроса была выявлена приоритетные проблемы:

    недостаточная активность и инициатива самих учащихся, непонимание смысла и значимости социальной практики, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности;

    негативное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);

    формальный, эпизодический характер самоуправление учащихся;

    учебная занятость учащихся.

Сформулирована цель данного проекта: способствовать развитию системы самоуправления как воспитывающей среды, обеспечивающей формирование социально активной личности каждого ребенка.

Задачи:

    создать условия для развития ученического самоуправления на всех ступенях школы;

    формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия;

    создание условий для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;

    поддержка инициативы и социальной активности учащихся в решении проблем организации школьной жизни;

    формирование позитивной мотивации педагогического коллектива на развитие и поддержку детской инициативы;

    формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

    передача и сохранение традиций.

Ожидаемые результаты:

    Повышение гражданской позиции школьников;

    Повышение заинтересованности в развитии школы;

    Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

    Увеличение занятости детей во внеурочное время;

    Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

    Активизация творческой деятельности учащихся;

    Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

    Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Проект долгосрочный, направлен на разработку модели по улучшению и консолидации сотрудничества и взаимодействия ученик-педагог-родитель.

Риски:

    формальный подход к деятельности ученического самоуправления;

    несформированность гражданской позиции некоторых учащихся, нежелание принимать участие в общественной жизни школы.

Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный:

    создание рабочей группы;

    разработка Устава Ученического государства, Положения Ученического государства, Программы деятельности детской общественной организации «Союз неравнодушных» .

    составление схемы модели ученического самоуправления детской организации «Союз неравнодушных»

2. Аналитический:

    принятие Положения ученического государства;

    проведение выборов Главы ученического государства;

    составление плана работыученического самоуправления;

    проведение апробации предложенной модели ученического самоуправления.

    Реализационный:

    деятельность комитетов ученического самоуправления;

    активизация работы классных секторов;

    реализация проекта «Добрые дела» классными коллективами;

Проведение анализ путем:

    мониторинга участия обучающихся в творческих конкурсах различных уровней;

    диагностики общественного мнения о школе;

    мониторинга результатов внеурочной деятельности ОУ;

    создание стенда по освежению деятельности ученического самоуправления.

4. Заключительный

    Подведение итогов проекта

Анализ работы провести в виде круглого стола

Реализация плана проекта

    Разработана модель Управляющего Совета в школе

Школьное самоуправление :

    глава ученического государства (выбирается учащимися на 1 год из числа старшеклассников). Осуществляет основные направления внутренней и внешней политики школьного государства, является главой государства, гарантом Конституции (Приложение 3)

    заместитель главы ученического государства ;

    комитеты ( Правительство – призвано претворять законы в жизнь):

комитет образования и воспитания - ответственный за учебу и посещаемость; организует и проводит совместно с научными обществами учащихся познавательные дела ученического государства; ответственный за номинацию «Ученик года», за номинацию «Лучший класс» проекта «Звездопад» конкурса «Школьный олимп»(проект Звездопад), организует и проводит дни самоуправления в школе;

комитет безопасности и труда - ответственный по вопросам опозданий учащихся на занятия, за дежурство на этажах школы; ответственный за номинацию «Восхождение к вершинам» конкурса «Школьный олимп»;

комитет по туризму и спорту - ответственный за организацию проведения спортивных мероприятий, ответственный за номинацию «Спортсмен года» проекта «Звездопад»; ответственный за оформление к различным школьным мероприятиям.

комитет по культуре – ответственный за организацию и проведение совместно с педагогами и НОУ предметных олимпиад, интеллектуальных игр.; ответственный за номинации «Активист года», «Мир увлечений» проекта «Звездопад»; ответственный за проведение КТД торжественных мероприятий.

комитет по связям с общественностью – ответственный за организацию выставок, концертов и других культурных мероприятий в общеобразовательном учреждении и в поселке; ответственный за организацию культпоходов (музей, библиотека); организует «опросы общественного мнения», ответственный за выпуск объявлений по работе ученического государства; ведет подготовку информации на школьный сайт.

Заседания Совета ученического государства проходят 1 раз в месяц (запланированные) и по возникновения проблемы, требующей принятия решения (незапланированные), определяются планы на будущее. Заранее составляется план работы на учебный год. (Он может корректироваться по мере необходимости).

В каждом классе в систему школьного самоуправления входят и уполномоченные органов самоуправления , это – мэры городов. Все они и составляют вторую ступень в схеме самоуправления школы. Все представители этих объединений наделены определенными правами и действуют от имени тех органов, которые они представляют.

Классное ученическое собрание обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

В структуре самоуправления определены взаимосвязи школьного самоуправления по уровням:

1-й уровень: классные коллективы и активы классов во главе с мэрами;

2-й уровень: ученическое самоуправление во главе с Главой Ученического государства;

3-й уровень – школьное самоуправление – выход на педсовет, родительскую общественность, Управляющий совет школы.

В структуре первого уровня выделяются ведущие виды деятельности, такие как познавательная, самообслуживание, спортивная, информационная, досуговая.
Каждый вид деятельности имеет свои рабочие органы самоуправления - секторы. Из ответственных за сектора формируется совет класса. На совет класса возложены функции: подготовка и проведение классных собраний, анализ деятельности секторов, осуществляет связь с вышестоящими органами Ученического государства.
Второй уровень – Государство, в которое входят комитеты: образования и воспитания, культуры, безопасности и труда, по связям с общественностью, спорта и туризма.

Третий уровень – школьное самоуправление. Данный уровень представлен и педагогическим советом школы, и Управляющим советом школы.
Сфера деятельности
– организация функционирования системы внутришкольной жизни.
Как видно из структуры, система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности ее органов. Содержательная сторона обеспечивается общим планированием, в котором четко
формулируется цель деятельности для каждого органа.

    Разработаны: Устав Ученического государства, Положение Ученического государства, Программа деятельности детской общественной организации «Союз неравнодушных», План работы Правительства ученического государства «Союз неравнодушных».

    Члены детской организации получают:

    интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

    возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

    выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

    участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

    возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

    Наличие жизнеспособной, апробированной и мобильной системы координационной работы органов самоуправления, выполняющей задачи школы, Устав ученического государства, Положение ученического государства;

    Выполнение лидерами и учащимися функций управления.

    Повышение уровня воспитанности учащихся; социальная адаптация детей в современных условиях.

    Сотрудничество ученического государства, педагогов, родительской общественности в общеобразовательном учреждении

Мы хотим сформировать постоянно действующие органы самоуправления, повысить статус актива в жизни школы, хотим, чтобы в школе появились твердо установившиеся традиции. Хотим воспитать у обучающихся уважения к самому себе, добиться уважительного отношения к членам коллектива, стремления к активной социальной деятельности и обеспечить взаимодействие учеников и учителей. Самоуправление в нашем общеобразовательном учреждении базируется на следующих принципиальных позициях:

    Равноправие. Все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения

    Выборность. Полномочия приобретаются в результате выборов.

    Откровенность и гласность . Работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

    Законность . Неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

    Целесообразность. Деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся и педагогов.

    Гуманность. Действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

    Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

    Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

    Ежегодно в сентябре проходит конференция , где заслушивается отчёт Главы ученического государства, лидеры выступают с отчётами о работе своих комитетов, даётся оценка их работы и работы всей организации, выбирается новый состав ученического самоуправления. Глава ученического государства выбирается путем проведения выборов.

Выборы Главы ученического самоуправления проходят в форме ролевойигры по этапам:

    выдвижение кандидатов от класса;

    выступление кандидатов с предвыборными программами на общем собрании;

    создание избирательной комиссии;

    инаугурация вновь выбранного Главы ученического государства.


    В общеобразовательном учреждении по инициативе обучающихся проходят Дни самоуправления.

Старшеклассники берут на себя роль дублеров членов администрации и педагогов школы. В этот день педагоги выступают в роли учеников. Ведется тщательная подготовка учителей – дублёров к проведению уроков. План - конспект урока прорабатывают сами учителя-дублеры, после чего согласовывают с учителем-предметником. День самоуправления проходит на достойном уровне. Многие старшеклассники, выступающие в роли педагога-дублёра, по-иному оценивают профессию педагога. После проведения дня самоуправления проводится педсовет педагогов-дублеров, где подводятся итоги работы.

Так день самоуправления проходит в нашей школе:





После проведения Дня самоуправления проводится анализ (некоторые вопросы опроса):

    Определены основные мероприятия, с учетом новых форм внеурочной деятельности.

    познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация;

    трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

    спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, Дней здоровья;

    художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

    шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

    информационная деятельность – информация о деятельности общеобразовательного учреждения.

Основным видом работы в общеобразовательном учреждении является организация КТД (коллективно – творческих дел), обеспечивающих каждому воспитаннику возможность применять свои знания и умения, раскрытие своих способностей.

При подготовке КТД обязанности распределяются с учетом особенностей детей, их интересов, склонностей. Организуется Совет дела, в который включаются учителя, ученики, родители, сотрудники объектов социума. Все это способствует тому, что каждый ученик может найти себе дело по душе, при этом испытывает ответственность за результат своей работы.

Традиционные КТД:

    День Знаний, Последний звонок;

    Новогодние праздники;

    Выставки творчества;

    Ежегодный фестиваль детского творчества «Все краски Ямала»;

    Мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;

    Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества (месячник оборонно-массовой работы);

    Акции: «Забота», «Посылка ямальскому солдату»;

    Мероприятия, посвященные Дню Победы;

    Участие в конкурсах, фестивалях различных уровней;

    Волонтерское движение;

    Участие в работе ежегодных конференций, в работе детского парламента;

    Поисковая работа;

    Экскурсии, походы;

    День матери;

    Осенний бал, осенняя ярмарка;

    Проектная и исследовательская деятельность.

Проведение КТД способствует развитию творческого потенциала, укреплению уверенности обучающихся в свои силы, способности нести людям радость, в стремлении преодолеть любые трудности.






Ежегодно представители общеобразовательного учреждения участвуют в конкурсах лидеров детских организаций и объединений.



На заседаниях ученического самоуправления рассматриваются и принимаются решения по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий, акций, успеваемости и дисциплины обучающихся, вопросам организации питания и дежурства в школе, внешнего вида обучающихся, сохранности учебников и др.

    Проводятся мониторинги, диагностики

Анализ деятельности органов ученического самоуправления нашей школы показывает, что мы находимся на этапе становления. В диагностике используется методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

(некоторые результаты диагностики)

Сравнительный анализ участия

в поселковых, районных, окружных, всероссийских и международных конкурсах обучающихся

23

участников -85

Победителей и призеров-10

участников- 52

Победителей и призеров -28

участников -60

Победителей -4

лауреатов -18

участников -25

2014-2015 уч. год

Победителей и призеров-24

Лауреатов-3

Участников -86

Победителей и призеров-9

Участников-79

Победителей и призеров- 28

Участников -81

Победителей и призеров- 2

Участников -14

2015-2016 уч.год

Участников 76

Победителей и лауреатов -23

Участников 132

Победителей и лауреатов -27

Участников 47

Победителей и лауреатов -17

Участников 34

Победителей и лауреатов -8

Анализируя результативность участия в конкурсах за последние 3 года, можно отметить рост количества участников.

Общественные отношения в сфере реализации права детей на объединение регулируется комплексом нормативных и правовых актов:

    Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»;

    Федеральным законом от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

    «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012г. №761.

    Информация и деятельность ученического самоуправления отражена на стенде «Ученическое государство «Союз неравнодушных»

Самоуправление в школе необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцом своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать именно школа.

    Ресурсная база общеобразовательного учреждения.

Школа оснащена необходимым оборудованием. Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет, проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран.

Есть необходимые помещения в школе: для проведения праздников, мероприятий – актовый зал, спортивный зал.

Начало положено - мы движемся вперед, к своей цели, появились замыслы, реализуются проекты. А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время.

Ученическое самоуправление в нашем общеобразовательном учреждении - это организация школьников, которая не зависит от администрации. Ученики школы сами решают, чем заниматься самоуправлению. Поле его деятельности не ограничено - от учебной организации досуга до связи с учащимися различных городов (классов). Самоуправление в школе влияет на жизнь учебного заведения, принимает законы школьной жизни, поддерживает инициативу учителей и администрации общеобразовательного учреждения

Проведенная работа по реализации данного проекта способствует:

Приобретать навыки и умения:

    ставить цель и достигать её;

    организовывать свою деятельность и деятельность других;

    работать в команде;

    передавать собственный опыт;

    анализировать свою деятельность.

Литература:

    Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.

    Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.

    Прутченко А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.

    Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36-41.

Проект «Управление как средство развития ученического самоуправления» Проект «Управление как средство развития ученического самоуправления» Закирова Ирина Геннадьевна заместитель директора по воспитательной работеМОУ СОШ имени М.И.Калинина Г. Бугуруслан






Задачи проекта 1.Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами и родителями в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса; 2.Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания; 3.Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства; 4.Развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество; 5.Формирование социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности; 6.Сделать школу притягательным местом для учащихся посредством изменения жизни в лучшую сторону.


Этапы проекта. Этап первый. Диагностирование внутришкольного пространства отношений. На этом этапе проводится диагностика межличностных, внутри и межвозрастных, других отношений детей в рамках школы. Вокруг инициативной педагогической группы могут объединиться ребята, готовые встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы. Они составляют детскую диагностическую службу школы. Возникновение подобной службы как коллективного исследователя, а затем и проектировщика деятельности в режиме самоуправления - главная задача начального этапа.


Этап второй. Разработка проекта. Постановка и согласование целей и задач ученического самоуправления через серию деловых проектировочных игр Анализ и обобщение собранных предложений в ходе изучения общественного мнения. Разработка документов определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления. Проведение различных конкурсов по содержанию программных документов.


Этап третий. Становление самоуправления как основного принципа событийной жизни школы. Теперь любое общешкольное событие по возможности должно стать самодеятельным и самоуправляемым. Развертываться событие может в несколько этапов: Объявление конкурса на лучший проект коллекктивно- творческого дела (например, в рамках годового цикла общешкольных праздников). Создание временных творческих групп по разработке проектов. Определение экспертным советом старшеклассников лучшего проекта или - в случае невозможности такого - лучших проектировщиков по результатам внутригруппового рейтинга в творческих группах. Складывание "команды Дела", готовой претворить проект в жизнь. Работа "команды Дела" с привлечением всех заинтересованных лиц.




Время проведения и содержание основных этапов Подготовительный этап – разработка проекта, проведение обучающих семинаров для классных руководителей, социологических исследований и анкетирований учащихся, подготовка материально- технической базы (1 января - 1 февраля 2007 года). Избирательный этап – проведение выборов Мэров, членов Школьной Думы (2 – 7 февраля 2007 года), Совета Председателей (9 – 14 февраля 2007года) и Президента (16 февраля – 12 марта 2007 года). Правовой этап – изучение локальных актов школы, разработка Положения об ученическом самоуправлении, Положения о выборах и других нормативных актов (12 марта – 12 апреля 2007года).


Краткая характеристика функционирующей модели самоуправления В школе функционируют 3 ветви самоуправления – педагоги, дети, родители, образуя единую систему управления школой. Высшим органом самоуправления школы является Конференция, на которой избирается Совет школы, состоящий из Председателя, представителей педагогического коллектива и родителей обучающихся. В Совет школы в обязательном порядке входят директор школы, Президент, а также председатель попечительского совета. Система ученического самоуправления является важным звеном управления школы. В каждом классе старшего и среднего звеньев на общем собрании избираются: 1. Мэр (реализует исполнительную власть в классе); 2. Член Школьной Думы (реализует законодательную власть в школе). 3.Председатели секторов.(смотри структуру самоуправления) В состав Школьной Думы входят делегаты от классов, активы детских и молодежных общественных объединений, действующих на базе школы. Члены нижней палаты Парламента выбирают из своего состава Председателей, которые входят в Совет Председателей (верхнюю палату). Также в Совет Председателей входят главы детских и молодежных общественных объединений, действующих на базе школы. Каждый блок, входящий в состав нижней палаты Парламента (старшее звено, среднее звено, детские и молодежные общественные объединения, действующие на базе школы), выдвигает из своего состава кандидата в Президенты ученического самоуправления, который избирается путем открытого голосования.


Технологичность данной модели Реальность использования данной модели обусловлена тем, что ее разработка велась с учетом реальных возможностей и потребностей учащихся школы, а также социального заказа. Ожидаемые результаты: Повышение гражданской позиции школьников; Повышение заинтересованности в развитии школы; Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями; Увеличение занятости детей во внеурочное время; Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся; Активизация творческой деятельности учащихся; Снижение количества детей, имеющих вредные привычки; Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.


Риски 1.Конфликт структуры управления школой и необходимости внедрения новой модели. 2.Отсутствие научно-методического сопровождения, которое может вызвать недостаточно грамотную разработку стратегии по внедрению проекта. 3.Ограниченность и неравномерность поступления ресурсов сопровождения проекта. 4.Психологическая неготовность учителей к принятию новых обязанностей. 5.Недостаточное владение педагогами новыми информационными и педагогическими технологиями. 6.Отсутствие мотивации у детей в связи с длительным сроком реализации проекта


Предупреждение рисков 1.Привлечение к работе педагогов, не занятых в других проектах; анализ сложившейся ситуации, демонстрация ожидаемых результатов проекта. 2.Участие в конкурсах для укрепления материально-технической базы; 3.Моральное и материальное стимулирование педагогов. 4.Проведение мастер-классов, консультаций для педагогов, желающих освоить новые технологии. 5.Переподготовка имеющихся кадров; организация курсов повышения квалификации; дистанционное обучение


Творческий вклад авторского коллектива в развитие теории и практики ученического самоуправления. Данная модель самоуправления опирается на: реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся; финансовую обеспеченность школы, основные нормативные документы школы, не противореча им, сохранение и преумножение школьных традиций. Отличительными признаками данной модели являются: простота внедрения проекта в жизнь, вовлечение детских и молодежных общественных объединений в систему самоуправления; массовость; вовлечение в процесс самоуправления; Координационные центры разных социальных групп.


Ресурсы финансовые: Попечительский совет, департамент образования, Победа в национальном проекте, Всероссийском конкурсе, учебно-материальная база: школа обеспечена компьютерами; имеется отдельное рабочее место для работы органов ученического самоуправления, оборудованное компьютером, сканером, принтером; имеется цифровой фотоаппарат и видеокамера; персонал: школа полностью обеспечена кадрами; информационные ресурсы: есть выход в Интернет; нематериальные активы: - высокий интеллектуальный человеческий потенциал педагогического коллектива, готового заниматься развитием детей, психолог - структурный потенциал: школа является Центром ученического актива по созданию органов ученического самоуправления на базе которой предполагается реализация проекта;.


Показатели в сфере самосознания личностное и профессиональное самоопределение на основе осознания своих склонностей; наличие потребностей в саморазвитии; ответственность; готовность связать себя конкретными обязательствами. в сфере общения выбор линии поведения в зависимости от ситуации; отстаивание своей позиции, регулирование поведения; способность строить отношения с окружающими в зависимости от требований. в сфере деятельности владение общими способами организации своей деятельности в любой форме, сформированность потребности в труде;


Основные результаты, предполагаемые проектом Привлечение внимания общественности к проблемам детей и подростков. Приобретение участниками проекта навыков социального поведения и применение их в повседневной жизни. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей детей и подростков, саморазвитие, самовыражение личности.


Совет школы Президент Председатель попечит. совета Директор школы Попечительск. советСовет Председателей Школьная Дума Старшее звено Среднее звено ДОО «Гармония» «ШАНС» Сектор порядка Учебный сектор Информационный сектор Культурно-развлекательный сектор Спортивный сектор Социологический сектор Гражданско-патриотический сектор Шефский сектор Педагогический совет Работники школы, учащиеся, родители. КОНФЕРЕНЦИЯ Система самоуправления МОУ СОШ имени М.И. Калинина Редакция газеты «Частный сектор»



error: