Кареев н и. Кареев николай иванович

Научная сфера:

история, социология

Никола́й Ива́нович Каре́ев (6 декабря , Москва - 18 февраля , Ленинград) - русский историк. Родился в деревне Аносово Смоленской губернии. С 1910 член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1917 г. член-корреспондент Российской Академии Наук, с 1929 почётный член АН СССР .

Учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету Моск. унив. в г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3 моск. гимназии. Выдержав в г. магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти ХVIII в.», M., ), защищенной им в г. В 1878-79 г он по приглашению ист.-фил. факультета Моск. унив. читал курс истории XIX в. в качестве стороннего преподавателя, а с осени по конец г. состоял экстраордин. проф. Варш. унив., откуда также получил заграничную командировку для приготовления доктор. диссертации («Основные вопросы философии истории», М., ; защищена в Московском университете в г.). Сочинение это вызвало большую полемику, по поводу которой Кареев издал (Варшава , ) книгу «Моим критикам».

В сентябре 1899 г. уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах , но продолжает преподавать Александровском лицее . С 1902 г. читает лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоит председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений. Продолжает быть председателем исторического общества и работать в комитете литературного фонда, равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоит фактическим председателем. С 1904 г. состоит гласным Петербургской городской думы.

В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (Смоленская губерния), находился под домашним арестом пять дней.

Дочь Н. И. Кареева, Елена Николаевна Верейская, была детской писательницей. Её муж, Георгий Семенович Верейский, был художником-графиком, действительным членом Академии художеств СССР.

Имя Н. И. Кареева носят Всероссийский конкурс им. Н. И. Кареева научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике (Третьи чтения состоялись в 1999 г.).

Научная деятельность

В бытность свою студентом Кареев сотрудничал в воронежских «Филолог . записках» и в «Знании», после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои Кареев посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и «Очерк истории франц. крестьянства», ). Во время пребывания в Варшаве он занялся польской историей, результатом чего было появление нескольких книг и статей по этому предмету («Падение Польши в исторической литературе», ; «Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше», ; «Исторический очерк польского сейма», ; «Польские реформы XVIII в. », ; «Causes de la chute de la Pologne», -, и др.); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах. Третью категорию работ К. составляют «Основные вопросы философии истории» (2-е изд. ), третий том которых вышел под заглавием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (), а также целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей (часть их собрана в книге «Историко-философские и социологические этюды», ). Кареев одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимания на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России.

Автор курса «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917). В 1911-15 приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 опубликовал 3-томную работу «Историки французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Являлся редактором исторического отдела ЭСБЕ .

Другие важные сочинения Н. И. Кареева:

  • «Философия культурной и социальной истории нового времени»,
  • «Монархии древнего Востока и греко-римского мира»
  • «Введение в изучение социологии»
  • «Старые и новые этюды об экономическом материализме»
  • «Политическая история Франции в XIX в.»
  • «Общий ход всемирной истории»
  • «Polonica» (сборник статей по польским делам).

Специально предназначенные для молодежи сочинения:

  • «Писем к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Мысли о сущности общественной деятельности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Труды Н. И. Кареева

  • Кареев Н. И. Философия культурной и социальной истории нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. (Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV-XVIII веков). - 2-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - 205 с.
  • Кареев Н. И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1903. - 348 с.
  • Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - 2-е изд., с добавл. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1914. - 574 с.
  • Кареев Н. И. Историки французской революции. - Л.: Колос, 1924.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: ЛГУ, 1990. - 384 с.
  • Кареев Н. И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - № 8-9. - С. 4-11.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 122-129.
  • Кареев Н. И. Отношение историков к социологии // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 4-36.
  • Кареев Н. И. Суд над историей (Нечто о философии истории) / Вступительная статья и комментарии В. П. Золотарева // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 6-32.
  • Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886.
  • Кареев Н. И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790-1795 гг. СПб, 1912.
  • Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). - СПб., 1913.
  • Кареев Н. И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. СПб, 1914.
  • Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох . - Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник жизни, 1993.
  • Кареев Н. И. О Сен-Жюсте / Публикацию подготовила Ю. В. Дунаева // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. М., 1998.
  • Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2002.

Литература о Н. И. Карееве

  • Гнатюк О. Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И. Кареев, П. Б. Струве, И. А. Ильин. - СПб., 1994. - 125 с.
  • Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. - СПб., 1997. - 377 с.
  • Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2).
  • Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в. // Из истории социально-политических идей. М., 1955.
  • Фролова И. И. Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма // Средние века. - Вып. 7. 1955.
  • Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  • Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  • Ростиславлев Д. А. Н. И. Кареев о якобинской диктатуре // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. М., 1998.
  • Классики российской социологии (К 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000, том III. - Вып. 4.
  • Николай Иванович Кареев: человек, учёный, общественный деятель: Материалы Первой всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева, Сыктывкар, 5-6 декабря 2000 г. / Отв. ред. Золотарев В. П. Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 2002.
  • Халтурин Ю. Л. Антипозитивистская концепция исторического закона Н. И. Кареева
  • Халтурин Ю. Л. Структура исторического знания по Н. И. Карееву // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Б.и., 2003. - № 6.
  • Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В.А. Филимонов. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. – 224 с. ISBN 978-5-98180-567-7

Ссылки

  • http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/145494.html - статьи
  • Ростиславлев Д.А. «Н. И. Кареев о якобинской диктатуре »
  • Работы Кареева по истории Великой Французской революции
  • Н. И. Кареев Фрагменты книги «Историки Французской революции»
  • Список работ В.А.Филимонова, в том числе около 50 работ о Н.И.Карееве. Более половины - полнотекстовые

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Николай Караченцов
  • Николай Карлович Баумгартен

Смотреть что такое "Николай Кареев" в других словарях:

    Кареев, Николай Иванович - Николай Иванович Кареев Дата рождения: 24 ноября (6 декабря) 1850(1850 12 06) Место рождения: Москва, Российская империя Дата сме … Википедия

    Кареев, Николай

    Кареев Николай Иванович - Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

    Николай Иванович Кареев - Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

    Кареев Н. - Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

    Кареев Н. И. - Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

    КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филологический факультет Санкт Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением… … Энциклопедия социологии

    Кареев Николай Иванович - Кареев, Николай Иванович историк. Родился в 1850 г.; окончил курс по историко филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских Филологических Записках и в Знании; первый его печатный… … Биографический словарь

    Кареев, Николай Иванович - историк; род. в 1850 г.; учился в 5 й московской гимназии и окончил курс по историко филологическому факультету Московского унив. в 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял вместе с тем учителем… … Большая биографическая энциклопедия

    КАРЕЕВ - Николай Иванович (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филол. ф т Санкт Петербург, ун та (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, ун тов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением по… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • История Западной Европы в Новое время. Развитие культурных и социальных отношений. Восемнадцатый век и французская революция , Николай Кареев , Данный том посвящен интереснейшему периоду истории Европы - эпохе Просвещения. Кареев так характеризует эту эпоху: "В середине XVII в… Категория: Европа Серия:

Лекция №34. Крупнейшие социологи России.

План:

1.Кареев Н.И.

2.М.М.Ковалевский

3.Представители ортодоксального марксизма.

1.Кареев н.И.

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд»Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года»;. Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 190507 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 17, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции»; первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной «русской традиции»; историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов. Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило;.

В работе «Общие основы социологии» Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: «Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух».

Основной источник социологии Кареева позитивизм, особенно контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. "Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную", - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать». Кареев писал: «Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы».

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. «Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить». Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история. С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его экономическим материализмом. Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслей и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества социальная организация результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения экономизма и психологизма. Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции, сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

В конце XIX в. в русской социологии зарождается плю­ралистический подход к обществу, наиболее полное выра­жение нашедший в работах М.М. Ковалевского. Это было связано с тем, что географический детерминизм, биологи­ческое и психологическое направления не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкого распро­странения. Стало очевидным, что для решения сложных социологических проблем недостаточно учитывать какой-то один фактор или момент, появилась необходимость рас­сматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии
(особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: ""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на пози­ции крайнего субъективизма, Кареев объяв­лял, подобно Михайловскому, содержа­нием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинно­го и справедливого, с которым будет срав­ниваться действительная история». С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материа­лизмом». Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включилвсю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы:

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.» , ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

Николай Иванович Кареев (1850 – 1931) Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов. Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря - по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества. В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции. Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе. Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались. Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания. Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место. Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности. Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения. "Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило". В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух". Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми. Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории. Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке. Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: ""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы". Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций. Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук. В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации. Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов. Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях. Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история». С тех же субъективно- идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии. Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала. Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы. Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез). Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены. Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия. Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов. Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право. В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач. Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов. Список литературы: 1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997. 2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и Панковой. М., 1995. 3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.» М., 1995. 4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995. 5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

СССР Место работы Московский университет , Варшавский университет , Петербургский университет

Никола́й Ива́нович Каре́ев (24 ноября [6 декабря ] , Москва - 18 февраля , Ленинград) - русский историк и социолог. С 1910 - член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1917 г. - Российской Академии наук), с 1929 - почётный член Академии наук СССР .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2001184 Ocherk 01 Аудиокнига. Кареев Н. И. "Общий ход всемирной истории"

    ✪ Социальная психология. Социологическое учение Кареева.

    ✪ 2000115_Glava_1_Аудиокнига. Соловьев Сергей Михайлович. История России с древнейших времен. Том 1

    Субтитры

Биография

«Мой дед со стороны отца (звали его Василий Елисеевич) был генералом и занимал должность полкового командира, когда умер ещё в сороковых годах в Москве, где и поселилась его жена и где в её доме 24 ноября 1850 года я увидел свет в день именин матери».

- Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С.48

Детские годы Н. И. Кареев провел в деревне Аносово Смоленской губернии. Учился в 5-й московской гимназии (до 1869), а в 1873 году окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета , причём первоначально он выбрал славяно-русское отделение и академика Ф. И. Буслаева как научного руководителя, но под влиянием лекций и семинаров В. И. Герье на четвёртом курсе перешёл на историческое отделение. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3-й московской гимназии . Выдержав в 1876 году магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века». M., 1879), защищенной им в 1879 году. В 1878-1879 годах по приглашению историко-филологического факультета Московского университета Н. И. Кареев читал курс истории XIX века в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 года по конец 1884 года состоял экстраординарным профессором Варшавского университета , откуда также получил заграничную командировку для приготовления докторской диссертации («Основные вопросы философии истории», М., 1883). Сочинение это вызвало большую полемику, на которую Кареев отозвался книгой - «Моим критикам». Варшава, 1883.

В сентябре 1899 года уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах , но продолжил преподавать в Александровском лицее . С 1902 года читал лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901 гг.); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоял председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений и работал в комитете литературного фонда (в 1909 г. - председатель комитета), равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоял фактическим председателем. С 1904 года состоял гласным Петербургской городской думы .

8 января 1905 года участвовал в депутации из десяти человек (Максим Горький , А. В. Пешехонов , Н. Ф. Анненский , И. В. Гессен , В. А. Мякотин , В. И. Семевский , К. К. Арсеньев , Е. И. Кедрин , Н. И. Кареев и рабочий-гапоновец Д. Кузин), явившейся к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому с требованием отмены некоторых предпринимаемых военных мер. Святополк-Мирский отказался принять эту депутацию. Тогда депутация явилась на приём к С. Ю. Витте , убеждая его принять меры, чтобы царь явился к рабочим и принял гапоновскую петицию. Витте отказался, ответив, что он совсем не знает этого дела и что оно до него совсем не касается. После событий 9 января 1905 года Кареев был подвергнут 11-дневному заточению в Петропавловской крепости.

В июле-августе 1914 г. пять недель находился в немецком плену.

В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (в имении его родственника О. П. Герасимова в Смоленской губернии), находился под домашним арестом пять дней.

18 октября 1930 года был подвергнут академиком Н. М. Лукиным несправедливой критике на заседании методологической секции «Общества историков-марксистов».

18 февраля 1931 - Н. И. Кареев на 81 году жизни скончался. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде.

Семья

Жена - Софья Андреевна Линберг (1863-1926), дочь известного педагога, автора учебников географии и составителя географических атласов Андрея Леонардовича Линберга (1837-1904 ).

Имя Кареева носят Всероссийский конкурс научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике.

Научная деятельность

В творчестве Н. И. Кареева можно выделить три темы, перекликающиеся с работами его учителя, В. И. Герье :

  1. Французская революция;
  2. русско-польские отношения;
  3. проблемы философии истории.

В бытность свою студентом Кареев сотрудничал в воронежских «Филологических записках » и в «Знании», после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои Кареев посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и «Очерк истории франц. крестьянства», ).

Другие важные сочинения Н. И. Кареева:

  • «Философия культурной и социальной истории нового времени»,
  • «Монархии древнего Востока и греко-римского мира»
  • «Старые и новые этюды об экономическом материализме»
  • «Политическая история Франции в XIX в.»
  • «Общий ход всемирной истории»
  • «Polonica» (сборник статей по польским делам).

Специально предназначенные для молодёжи сочинения:

  • «Письма к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Примечания

Литература

Список произведений

  • Кареев Н. И. Космогонический миф // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Мифологические этюды // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Книга законов Ману // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. О «новом взгляде» г. Шапиро на современную систему сравнительного языкознания. (Возражение) // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. Славяне в древнейшие времена // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Расы и национальности с психологической точки зрения // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Исторический очерк Польского Сейма. - М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1888
  • Кареев Н. И. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков. - СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1908
  • Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время (в 7 томах). - СПб.: Типография И. А. Ефрона, 1892
  • Кареев Н. И. Монархии Древнего Востока и греко-римского мира. - СПб., 1908.
  • Кареев Н. И. Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны. - М.: Типография Сытина, 1919
  • Кареев Н. И. Философия культурной и социальной истории нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. (Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV-XVIII веков). - 2-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - 205 с.
  • Кареев Н. И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. - 3-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1910. - 362 с. (недоступная ссылка с 21-05-2013 )
  • Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - 2-е изд., с добавл. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1914. - 574 с.
  • Кареев Н. И. Великая Французская революция. Пг.: Изд. Т-ва А. Ф. Маркса. 1918. 476 с. (Прил. к журналу «Нива»). То же: М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2003. 487 с. (В помощь студенту-историку)
  • Кареев Н. И. Историки французской революции. - Л.: Колос, 1924.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: ЛГУ, 1990. - 384 с.
  • Кареев Н. И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - № 8-9. - С. 4-11.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 122-129.
  • Кареев Н. И. Отношение историков к социологии // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 4-36.
  • Кареев Н. И. Суд над историей (Нечто о философии истории) / Вступительная статья и комментарии В. П. Золотарева // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 6-32.
  • Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. - М., 1886.
  • Кареев Н. И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790-1795 гг. - СПб, 1912.
  • Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). - СПб., 1913.
  • Кареев Н. И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. - СПб, 1914.
  • Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох (недоступная ссылка с 21-05-2013 - история , копия ) . - Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник жизни, 1993.
  • Кареев Н. И. О Сен-Жюсте / Публикацию подготовила Ю. В. Дунаева // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. - М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2002.
  • Кареев Н. И. Учебная книга Новой истории. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1906.
  • Кареев Н. И. Учебная книга истории Средних веков. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1905.
  • Кареев Н. И. Учебная книга древней истории. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1903.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л.: Ленинградский Университет. 1990. 384 с.
  • Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2).
  • Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в. // Из истории социально-политических идей. - М., 1955.
  • Фролова И. И. Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма // Средние века. - Вып. 7. - 1955.
  • Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  • Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  • Ростиславлев Д. А. Н. И. Кареев о якобинской диктатуре // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Классики российской социологии (К 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000, том III. - Вып. 4.
  • Николай Иванович Кареев: человек, учёный, общественный деятель: Материалы Первой всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева, Сыктывкар, 5-6 декабря 2000 г. / Отв. ред. Золотарев В. П. - Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 2002.
  • Халтурин Ю. Л. Антипозитивистская концепция исторического закона Н. И. Кареева
  • Халтурин Ю. Л. Структура исторического знания по Н. И. Карееву // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Б.и., 2003. - № 6.
  • Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В. А. Филимонов. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 224 с. ISBN 978-5-98180-567-7
  • Филимонов В. А. Лекционные курсы Н. И. Кареева по древней истории // Историк и его дело: судьбы ученых и научных школ. Сборник статей Международной научно-практической конференции к 90-летию со дня рождения профессора Василия Евгеньевича Майера. - Ижевск, 2008. - С. 68-75.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о национальной детерминанте в истории России. // Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории. Материалы международной научной конференции (Пятигорск, 25-27 апреля 2008 г.). - Ставрополь-Пятигорск-Москва: Изд-во СГУ, 2008. - С. 81-84.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев: in memoriam (к публикации малоизвестных биографических материалов об историке) // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 10. - Ставрополь-Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - С. 408-416.
  • Филимонов В. А. «Основные вопросы философии истории» и «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» Н. И. Кареева в рецензиях отечественных исследователей //Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. Материалы международной научной конференции. - М..: ИВИ РАН, 2008. - С. 286-288.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев в дискуссии о месте классических дисциплин в гуманитарной науке и образовании // Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспектива. Сб. ст. науч. конф., посв. пам. проф. А. В. Арсеньевой / Отв. ред. Л. П. Кураков - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - С. 347-354.
  • Н. И. Кареев и казанские социологи // Вестник экономики, права и социологии. Рецензируемый Федеральный науч.-практ. и аналит. ж-л. Казань, 2008. - № 6 - С. 115-122.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Казанские ученые в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ученые записки Казанского университета. - Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 2, ч. 1. - С. 164-173.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев и Первая мировая война: взгляд очевидца и рефлексия историка // Образ войн и революций в исторической памяти. Мат. межд. на-уч. конф. - Пятигорск-Ставрополь-Москва: ПГЛУ, 2009. - С. 178-186.
  • Филимонов В. А. М. С. Куторга и Н. И. Кареев: коммуникативная специфика и трудности верификации // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 30. М.: КРАСАНД, 2010. - С. 223-235.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев в 1899-1906 годы: «досуговый дискурс» историка // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2010. - Т. 152. - Кн. 3. - Ч. 1. - С. 169-178.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев и «толстые журналы» его времени: в поисках «своего» издания // Мир историка: историографический сборник / Под ред. В. П. Корзун, А. В. Якуба. - Вып.6. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 347-366.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. Дополненный доклад на научно-практическом семинаре в ИАИ РГГУ «У истоков отечественного краеведения, городоведения, экскурсоведения». - «Муниципальная власть», 2011, № 5.
  • Филимонов В. А. Антиковеды Варшавского университета в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 12. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - С. 229-240.
  • Т. Н. Иванова, А. Н. Зарубин . Н. И. Кареев и П. Н. Ардашев: к публикации забытого некролога // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 34, 2011,
  • Ростовцев Е. А. Н. И. Кареев и А. С. Лаппо-Данилевский: из истории взаимоотношений в среде петербургских ученых на рубеже XIX-XX вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.III. № 4. С.105-121
  • Долгова Е. А ." Документальные источники к научной биографии историка Н. И. Кареева 1917-1931 гг. // Отечественные архивы. 2012. № 2. С. 75-82.
  • Долгова Е. А . « Неизученные страницы жизни Н. И. Кареева // Вопросы истории. 2012. № 8. С. 131-137.
  • Долгова Е. А ., Тихонова А. В.» «Тяжелое материальное положение должно будет отразться и на ходе научных работ…»: частная жизнь Н. И. Кареева 1917-1931 гг. // Родина. 2012. № 7. С. 158-160.
  • Долгова Е. А ." Из истории издания работы Н. И. Кареева «Общая методология гуманитарных наук» // Вестник архивиста. 2012. № 1. С. 239-24.
  • Вешнинский Ю. Иван Гревс и градоведческая традиция. Сокращённый вариант статьи. - Сайт «Знание-Сила», 2012.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. - «ТЕЛЕΣКОП», 2013, № 2 (98).
  • «Своё право писать … я обосновал на нашем товариществе по науке»: деятельность Н. И. Кареева в Комитете по оказанию помощи русским в Германии. 1914 / подгот. Е. А. Долгова // Исторический архив. 2013. № 3. С.126-136.
  • Филимонов В. А. Универсальный дискурс Н. И. Кареева как опыт репрезентации античной истории // Древности 2010. Харьковский историко-археологический ежегодник - Вып. 9 - Харьков: Изд-во ХИАО, ООО «НТМТ», 2010. - С. 325-332.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о еврейском вопросе в Западной Европе и в России // Образ «Другого» в поликультурных обществах. Мат. Междун. науч. конф. 22 - 24 апр. 2011 г. - Пятигорск-Ставрополь-Москва: Изд-во ПГЛУ, 2011. - С. 430-437.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о рецепции античного культурного наследия в средние века и новое время // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 40. М.: ИВИ РАН, 2012. - С. 240-257.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев как гимназический преподаватель: постижение профессии и коммуникативые практики // Историческое произведение как феномен культуры. Сб. науч. ст. - Вып. 7 - Сыктывкар: Коми пединститут, 2012 - С. 66-80.
  • Филимонов В. А. Антиковеды - авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 41. М.: ИВИ РАН, 2012. - С. 129-164.
  • Филимонов В. А., Мягков Г. П. Проблема монархической власти и её организации в древних обществах в политико-историческом дискурсе Н. И. Кареева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4. Ч. 3. С. 161-167.
  • Филимонов В. А. Российские антиковеды в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева (Раздел 4.3 в коллективной монографии) // Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время / Под ред. Л. П. Репиной. - М.: «Аквилон», 2014. - С. 643-708.
  • Филимонов В. А. Издательский проект как площадка научной коммуникации («История Европы по эпохам и странам в Средние века и Новое время» под редакцией Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого) // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 156. - Кн. 3. - С. 197-206.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев и М. С. Корелин: коммуникация в рамках греко-римского дискурса // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 49. - М.: ИВИ, 2014. - С. 138-162.
  • Ученый в эпоху перемен: Н. И. Кареев в 1914-1931 гг.: исследование и материалы / автор-составитель Долгова Е. А. М.: РОССПЕН, 2015. 512 с.
error: