Жизнь советских людей в 20 30 годы. Важнейшие предметы быта советского человека

Светлана Агафонова
Конспект урока по истории 9 класс «Жизнь и быт советских людей в 20–30 годы» в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Тип урока

Комбинированный

Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы .

Цель : Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских людей в 20-30 –е годы .

Задачи :

Образовательные

Дать сведения, что с проведением индустриализации и коллективизации в жизни всех простых людей произошли большие изменения;

Разъяснить, что у всех простых граждан жизнь и быт были одинаковыми;

Подчеркнуть изменения в психологии людей .

Коррекционные

Развивать познавательные способности в ходе беседы.

Воспитательные

Прививать интерес к истории своего Отечества .

Оборудование : мультимедийная презентация, карточки (инд. ,перфокарта, учебник

Ход урока

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку

II.Актуализация и проверка пройденного материала

1. Карточки (с индивид. опросом)

2. Фронтальный опрос :

Какую тему изучали на предыдущем уроке (Вспоминают тему предыдущего урока .)

О чем шла речь на уроке ?

Какие события оказали влияние на развитие советской культуры , науки, образования?

Какие области науки развивались успешно?

Какое изобретение сделал С. В. Лебедев?

В чем польза данного изобретения?

Почему в то время обществу нужны были полезные ископаемые?

Что нового появилось в киноискусстве?

О чем писали свои произведения писатели, поэты, художники?

III.Сообщение новых знаний

«людей жизнь Советских 20-30г . в быт и»

(Тему урока вы узнаете ,если поставите слова в нужном порядке)

Сообщение темы урока :

«Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы

Вводное слово учителя.

С проведением индустриализации и коллективизации в жизни советских людей произошли большие изменения.

Эти изменения были связаны со строительством новых промышленных предприятий.

В годы первых пятилеток тысячи молодых людей по путевкам комсомола ехали строить новые промышленные предприятия и электростанции.

Им приходилось жить в тяжелых условиях,в палатках или бараках. Питались в столовых.

Вокруг строящегося предприятия постепенно отстраивался и рабочий поселок. Домов на всех не хватало,поэтому строили общие бараки, где в одной комнате проживали несколько десятков человек.

Отдельных квартир рабочим не полагалось.

Молодые люди взрослели,обзаводились семьями. Для них стали строить дома коммуны или общежития. Такие дома напоминали многоэтажные бараки.

На каждом этаже располагался длинный коридор с множественными дверями. За каждой дверью находилась отдельная комната.

Кухня, ванная и туалет располагались в конце коридора, которыми пользовались все семьи, живущие на этом этаже.

По утрам в туалет и ванную выстраивалась большая очередь,т. к все начинали работать в одно и то же время.

На кухне у каждой семьи был свой стол с керосинкой, на которой готовилась еда.

Здесь же стирали и сушили белье. На общих кухнях соседи постоянно ссорились и скандалили между собой.

Во многих городах в старых жилых зданиях все квартиры были превращены в коммунальные. Коммунальные квартиры напоминали общежитие. Перед дверью в квартиру на стене было несколько звонков. Под каждым звонком писали фамилию, имя проживающего в одной из комнат квартиры. По количеству звонков можно было определить сколько семей живет в квартире. Но жилья все равно всем не хватало. Средств на строительство жилых домов правительство не выделяло. Поэтому в старых домах заселялись подвалы и даже чердаки. Питались люди плохо. Продукты распределялись по карточкам.

Это были хлеб, крупы, рыба,рыбные консервы . Мясо и масло давали редко. За всеми продуктами всегда выстраивалась очередь.

Все были одинаково равны. Кроме бедности люди жили в постоянном страхе. За любую критику правительства их могли посадить и расстрелять. Горожане боялись друг друга, т. к среди них было немало доносчиков.

По доносам арестовывали и отправляли в лагеря сотни тысяч людей .

Одевались горожане просто.

Мужчины в основном носили полотняные брюки, рубашку на выпуск и кепку. Женщины надевали темные юбки длиной чуть ниже колен и блузки с длинным рукавом. Роскошь в одежде и в быту осуждалась.

Если у кого-то из соседей в комнате видели хрустальную или дорогую посуду,то тут же доносили на него. Появилось слово «мещанин» , которым презрительно называли такого человека.

IV.Закрепление пройденного материала

А)Перфокарта (инд. карточки)

(см. в приложении)

Б)Вопросы для беседы :

1. Как вы думаете, насколько было неудобно жить в таких квартирах (см. иллюстрацию учебника на стр. 147)

2. Почему продукты выдавались по карточкам?

3. Что характерного было в их одежде?

А)Разгадывание кроссворда

По горизонтали :

1. На чем люди готовили еду?

По вертикали :

2. Если жилья не хватало, то куда еще заселяли людей ?

3. Что стали строить для тех, кто обзаводился семьями?

4. Где приходилось жить людям на новостройках?

По горизонтали :

V.Заключительная часть

1. Запись домашнего задания

2. Выставление оценок

3. Итог урока

Что мы изучали на уроке ?

В связи с чем произошли такие изменения?

Приложение перфокарты (для сильного ученика)

Вопросы общежития индустриализация бараки Промышленные предприятия карточка

1. С проведением чего в жизни людей произошли большие изменения?

2. Что строили молодые люди?

3. Где приходилось жить молодым людям на новостройке?

4. Что начали строить для тех, кто обзаводился семьями?

5. Как распределялись продукты?

Для среднего ученика

Вопросы общежития бараки Промышленные предприятия карточка

1. Что строили молодые люди?

2. Где приходилось жить молодым людям на новостройке?

3. Что начали строить для тех, кто обзаводился семьями?

4. Как распределялись продукты?

Для слабого ученика

Вопросы карточки бараки керосинка

1. Где приходилось жить молодым людям на новостройке?

2. На чем готовили еду?

3. Как распределялись продукты?

Список литературы :

1. История России . 9 класс . Учебник для специальных (коррекционных ) школ 8 вида .

Публикации по теме:

Конспект урока по чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида «К. Паустовский «Кот-ворюга» Тема К. Паустовский «Кот-ворюга» Тип урока Изучение нового материала. Цель Познакомить с произведением К Паустовского «Кот-ворюга». Задачи.

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида по сказке «Заяц и белка» Н. Сладкова. Урок чтения во 2 классе сказка «Заяц и белка» Н. Сладкова. Цели урока: 1. Коррекционно-образовательные: - познакомить учеников с произведением.

Тема: Все действия с многозначными числами Цель: Закреплять вычислительные навыки, совершенствовать умение решать задачи. Задачи Образовательные.

Конспект урока по природоведению 5 класс в школе 8 вида «Население и народы России» Тип урока Урок изучения нового материала Цель: Задачи: Образовательные Познакомить с народами России, их промыслом и традициями. Коррекционные.

ДАТА:

КЛАСС: 9

ТЕМА:

XX ВЕКА»

ЦЕЛЬ:

    Формирование представлений у учащихся о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века

ЗАДАЧИ:

    Дать знания о том, какие изменения появились в жизни и быте советского человека; на конкретных примерах показать, что нового появилось в техническом оснащении городского быта и за счет чего это было достигнуто;

    Коррекция и развитие мышления через выявление причин появления неравенства между советскими людьми;

    Формировать активную гражданскую позицию.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Магнитола, проигрыватель, транспарант

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедийный проектор

ТИП УРОКА:

Комбинированный

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку

    5 – ти минутное чтение

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

О чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся :

На прошлом уроке говорили о советской культуре и интеллигенции в годы «застоя»

Учитель:

Кто в годы «застоя» критиковал и осуждал политику Советского правительства?

Учащиеся :

В годы «застоя» критиковали и осуждали политику Советского правительства инакомыслящие и диссиденты

Учитель:

Как поступало правительство с теми, кто их критиковал?

Учащиеся :

С теми, кто критиковал советское правительство их высылали из страны, арестовывали.

Учитель:

Почему многие творческие люди уезжали из СССР?

Учащиеся :

Многие творческие люди уезжали из СССР потому, что они понимали, что и они могут попасть в немилость к властям, тогда и их могут арестовать или отправить в ссылку.

Учитель:

Кто относится к представителям «неофициального» искусства?

Учащиеся :

К представителям «неофициального» искусства относятся молодые художники, писатели и поэты.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В годы правления Л.И. Брежнева начался период «застоя» в экономике и политической жизни страны. Все это оказало огромное влияние на жизнь и быт советских людей. Оказывали влияние на жизнь и быт людей и достижения советской науки и техники. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили люди в 70-80 годы XX века. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70 – 80 ГОДЫ XX ВЕКА»

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель :

При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые выражения - магнитола, проигрыватель, транспарант

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

МАГНИТОЛА РАДИОПРИЁМНИК СО ВСТРОЕННЫМ В НЕГО МАГНИТОФОНОМ И ПРОИГРЫВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПЛАСТИНОК

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ АППАРАТ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЛАСТИНОК С ЗАПИСЯМИ МУЗЫКИ

Учитель :

В 60 годы Н.С. Хрущев начал строительство жилья. В годы правления Брежнева строительство жилья продолжилось.

В новые отдельные квартиры переезжали миллионы людей, что являлось большим послевоенным достижением. В свои новые квартиры люди покупали новую мебель, швейные и стиральные машины, телевизоры, холодильники. В стране появилась необходимость в увеличении выпуска этих товаров. Несмотря на то, что производство товаров увеличилось, но их все равно на всех не хватало. Появился дефицит товара. И поэтому их распределяли по предприятиям и организациям.

А там уже руководство предприятий распределяли эти дефицитные товары между своими работниками. Первые цветные телевизоры у нас в стране появились в 70 годы.

Стоимость такого телевизора была в два – три раза выше, чем черно-белый телевизор. Поэтому многие люди не могли себе позволить приобрести такую покупку. В это же время в стране начался выпуск магнитофонов и магнитол, которые также относились к дефицитным и дорогостоящим товарам.

Поэтому магнитофоны в семьях были редкостью. Так как магнитофоны были редкостью, то чаще всего музыка записывалась на грампластинки и для прослушивания пластинок существовал специальный аппарат, который назывался проигрыватель.

Сначала это были большие и тяжелые диски из специальной пластмассы. А в середине 70 годов появились лёгкие и гибкие пластинки. Со временем проигрыватели все-таки заменили магнитофоны. Сначала это были бабинные магнитофоны, затем кассетные.

Запись музыки производилась на магнитные ленты.

Учитель :

Какие товары покупали советские люди?

Учащиеся :

Советские люди покупали мебель, стиральные и швейные машинки, телевизоры, холодильники.

Учитель :

Почему на предприятиях и организациях шло распределение этих товаров?

Учащиеся :

На предприятиях и организациях шло распределение товаров потому, что товаров не хватало на всех советских людей.

Учитель :

Как вы считаете, почему магнитофоны, проигрыватели, цветные телевизоры были не доступны советским людям?

Учащиеся :

Эти товары были не доступны советским людям потому, что они стоили в два раза больше, чем допустим черно-белый телевизор.

Учитель :

В 70 – 80 годы началось массовое производство автомобилей. Московский автомобильный завод выпускал автомобиль «Москвич»,

на Украине производили самый маленький и дешевый автомобиль «Запорожец».


Но более престижными были такие автомобили как «Жигули», «Волга».

В то время считалось, что если семья приобрела автомобиль – то эта семья живёт в достатке. автомобили были самыми дорогими и дефицитными товарами того времени. автомобили продавались по записи на производстве. Многие люди ждали по несколько лет своей очереди на приобретение автомобиля. Заработная плата увеличилась и в среднем она стала 120 – 200 рублей в месяц. Престижными и более выше оплачиваемыми были профессора, ученые, творческая интеллигенция. Но самыми состоятельными людьми в советском обществе были продавцы магазинов.

Учитель :

Какие марки машин выпускались в эти годы?

Учащиеся :

В эти годы выпускались марки машин «Москвич», «Запорожец», «Жигули», «Волга».

Учитель :

Какие марки машин были более престижными?

Учащиеся :

Более престижными были марки машин «Жигули» и «Волга».

Учитель :

Кто мог себе позволить покупку автомобиля?

Учащиеся :

Покупку автомобиля могли себе позволить более обеспеченные люди.

Учитель :

Какие трудности существовали по приобретению автомобиля?

Учащиеся :

По приобретению автомобиля существовали трудности - это то, что автомобиль был дорогостоящим и дефицитным товаром.

Учитель :

Учащиеся :

Высокие зарплаты были у ученых, профессоров, творческой интеллигенции.

Учитель :

Сейчас работая самостоятельно с текстом учебника на стр. 268 – 269 (со 2 абзаца), вам нужно ответить на вопрос:

Как обстояли в стране дела с продуктовыми и промышленными товарами?

РАБТАЮТ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 268 – 269 (со 2 абзаца)

Учитель :

Какие продукты питания считались дефицитными?

Учащиеся :

Дефицитными считались мясо, колбасы, молочные продукты, рыбные консервы, икра, птица.

Учитель :

Все ли граждане Советского Союза жили одинаково?

Учащиеся :

Нет не все жители страны жили одинаково. Правительственные работники жили лучше – для них были открыты специальные магазины, ателье, проще было съездить в санаторий. Лучшая мебель, телевизоры, автомобили, холодильники продавались в магазинах для партийных работников. У простых рабочих не было возможности все это купить т.к. в магазинах не было нужных товаров.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель :

Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся :

Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века.

Учитель :

Какие товары пользовались спросом у советских людей?

Учащиеся :

У советских людей спросом пользовались такие товары как мебель, стиральные и швейные машинки, холодильники.

Учитель :

Какие товары были большой редкостью в магазинах?

Учащиеся :

В магазинах редкостью были магнитофоны, автомобили

Учитель :

Каждая ли семья могла приобрести автомобиль?

Учащиеся :

Нет, не каждая,

Учитель :

Какие трудности были с приобретением автомобиля?

Учащиеся :

Трудности с приобретением автомобиля были в том, что автомобиль дефицитный и дорогостоящий товар.

Учитель :

Сейчас давайте сделаем сравнительную характеристику жизни простых людей и партийных работников. Сравнение проведем по следующим пунктам:

    Зарплата

    Промышленные товары

    Продукты

    Обслуживание (специализированные магазины, ателье, больницы, очередность)

Учитель :

Глядя на нашу таблицу, что вы можете сказать?

Учащиеся :

Что в стране появилось неравенство.

Учитель :

Правильно, в 1970-1980 гг. в советском обществе стало появляться неравенство. Одни получали высокую заработную плату, другие жили гораздо хуже.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

I ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 3,4 вопросы стр.271

II ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 1,2 вопросы стр.271,

III ГРУППА – стр. 267 - 270, читать,

Первая половина 20-х годов ХХ века – расцвет НЭПа. И Москва этого времени – противоречивая, многоликая, с ужасными гримасами и попытками сохранить культурные традиции.

Что же творилось в городе, который примерял на себя облик первой в мире столицы социалистического государства?

После революции нахлынули в стольный град пролетарии из всех областей и регионов: люди простые, еще вчера стоявшие за сохой и не имеющие никакого понятия об этикете. Именно тогда и началось это вечное шариковское: "Взять и все поделить!". Ковры – долой, лестницы не моем, потому как решить не можем, кто первый, парадные входы –заколотить, так как все равно света нет. И началось повсеместное отторжение старорежимного строя.

В невежественных умах трепетало слово "Свобода", и это сыграло злую шутку с обывателями. Поруганию предавалось все старорежимное, вплоть до таких вечных ценностей, как семья и дом. В Москве процветала свободная любовь. Послабление властей в вопросах регистрации браков привело к тому, что увеличилось количество разводов, абортов, брошенных детей. Свободные граждане стремились полной мерой вкусить такую свободу. К половым связям относились очень свободно, брак и семья не имели никакой ценности. Стало модно кутить, прожигать жизнь и менять партнеров. Москву 20-х наводнили проститутки. Были слабые попытки вразумить сиих барышней – этим занималась жена самого С. Кирова. Устраивала для дамочек известного пошиба концерты и лекции, пыталась насильно лечить и отвадить от пьянства. Как известно, ничего не получилось.

Удивительный факт, но Москву не тронули "винные бунты", которые душили соседний Петербург. Хотя, пили много. Среднестатистическая московская семья мясо ела 2 раза в месяц, молоко считалось роскошью, но бутылка "Зубовки" была ежедневно. Кто не мог потратить 1 рубль на государственную водку, гнали самогон, в который для крепости добавляли керосин.

Сверху насаждалось повальное обобществление. Зачем советскому человеку личная жизнь? Достаточно закутка, где можно поспать, а все остальное – только строем, сообща. Отсюда очередные гримасы того времени: дома-коммуны. На личное пространство отводилось 6 кв. м. Туалеты и столовые, учебные кабинеты и детские, гардеробные и балконы – все общее. С одной стороны это было оправдано, так как Москва 20-х задыхалась от обилия приезжих. Впервые поднимался квартирный вопрос, и появилось понятие "квадратный метр". За эти метры шло настоящее сражение, вплоть до поножовщины, склок, драк и даже убийств. А московские коммуналки великолепно описаны в бессмертном творении Ильфа и Петрова. Помните "Воронью слободку"?

А Москва… Москва звенела трамвайными перезвонами, ощетинивалась криками торговок и шарманщиков. И над всем этим плыл благовест. Колокольный звон в столице полностью запретят лишь к 1930 году. А пока он еще лился с церквей и звонниц, и москвичи, как не странно, после революции хлынули в церковь. Храмы были переполнены. Удивительно, но в государстве, которое позиционировало себя как атеистическое, ходить в церковь считалось правильным. Интеллигенты искали какого-то оплота, а понаехавшие крестьяне – просто тишины.

А еще первопрестольная задыхалась: от смрада конюшен и канализационного амбре, от невероятного душка солонины и непереносимого запаха немытых тел, от удушливого аромата духов "Красная Москва" (они только появились) и стойкой вони нафталина (его скупали килограммами). Вопрос о санитарии рассматривался на правительственном уровне. Людей в срочном порядке учили мыть руки перед едой, ходить в баню хотя бы раз в неделю.

Но были и положительные стороны. На фоне общей разрухи и голода витрины магазинов ломились от обилия продуктов. НЭП позволил возродиться кооперативам и частному предпринимательству. К примеру, А.Райкин вспоминал, как в детстве с диким восторгом они с мальчишками бегали глазеть на горы шоколада и тортов к ближайшей кондитерской.

Нэпман – фигура одиозная, некий шарж на успешного и богатого. Помните Эллочку Людоедочку? Вот она – нэпманка того времени: денег за душой – ни гроша, в голове – ветер, зато бесконечные потуги жить богато, по примеру миллионеров. Нет, появились в Москве и по-настоящему богатые люди. Эти лихо подъезжали к ресторанам на такси, устраивали бесконечные оргии, ели рябчиков и ананасы. И называли их "буржуями". Именно это слово первым произносит и булгаковский Шариков. Вообще, бессмертное творение Булгакова – прекрасная зарисовка московского быта того времени. Разруха, бесконечные песни на бессмысленных собраниях, отключенное отопление и электричество и никаких калош. Прав, прав был гений, утверждающий, что разруха – не в клозетах, а в головах.

А что делать? Ушибленное трагедией войны и революции, поколение срочно нуждалось в "культуротерапии". Предложить большевикам было нечего, все старое – на поругание. Потому и гримасничала культура, выдавая немыслимые выверты в пролетарском сознании. В Москве впервые проводятся конкурсы красоты, где победительниц награждают россыпями бриллиантов. А на соседней улице греются возле костра стайки беспризорных детей, вечно голодных, замерзших, озлобленных. Москва пестрит афишами об открытии театральных лавочек и продаже "чудодейственного средства от геморроя". Но в театрах – пафосный "Красный мак" или вовсе непривычное для славянской души – эротика, кабаре и канкан.

Москва в годы НЭПа – это еще и культурный разгул. Любимый досуг – поход в кинематограф. Наряду с творениями С.Эйзенштейна (чего стоит один только "Броненосец Потемкин") в чести были американские комедии и фильмы с Мэри Пикфорд. Одних издательств в первопрестольной открылось свыше 300. Печатали все и всех! И сочинения Ленина, и печально знаменитую "Переписку Энгельса с Каутским", и бесконечные километры виршей новоявленных талантов. Маяковский был культовой фигурой, но даже он "плевался на богему" того времени, утверждая, что такое количество гениев, рожденных за 24 часа ему не осилить.

Москва 20-х – еще и торговая. Казалось, что все жители торгуют всем, что еще осталось. Говорили, что на Сухаревском рынке можно было купить даже "черта лысого". НЭП правил бал вплоть до конца 20-х. Город одевался по последней моде, маялся в очередях на бирже труда, кутил в ресторанах и подсчитывал трудовую копеечку, толкался в трамваях и ходил строем на партсобрания.

Лишь в конце 20-х, когда пришел к власти Сталин, начались перемены. НЭП "задушили" и искоренили, а москвичи с великим азартом кинулись строить новое, коммунистическое. Но это уже совсем другая история.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Новый социалистический быт в СССР


Выполнил:

Проверил:


Волгоград 2009


Введение

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг.

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества

3. Реформирования в области образования и науки

4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг.

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и построение нового социалистического быта направлено на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры.

Построение нового социалистического быта предусматривало ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

В 20-30-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг.


Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п.

В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности. Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От Советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению «социалистических ценностей», трудовые коммуны, «общие котлы», общежития.

Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее. Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затем в самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении к Советской власти и группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь встала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления в жизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранения старых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.


2. Культура и искусство, как модель социалистического общества


В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г) В.И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”. Классовой подход к культуре - определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”. Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.

Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения”.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации…”.

Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии и государства.


3. Реформирования в области образования и науки


В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников.

Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале 1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г.С.И. Вавилов основал Физический институт АН им.П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. В частности, на этот период приходятся значительные открытия в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетов и реактивного движения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в. « и др.); академик Е.В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С.П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И.В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.


4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг.


В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М.С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М.В. Нестерова П.Д. Корина. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - «Русь уходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих «Александр Невский» (1942 г).

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В.И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Отличительной чертой в области театра было становление новаторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольда работал в 1920-38 под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театре существовала специальная школа, сменившая несколько названий (с 1923 Государственные экспериментальные театральные мастерские - ГЭКТЕМАС). Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе - 1922) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского (1924); игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второй половине 1920-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко (1925) и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926). Среди других спектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Горе уму» («Горе от ума») А.С. Грибоедова (1928), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1933). Огромный успех театру принёс спектакль «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). В 1937-38 театр был подвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938 решением Комитета по делам искусств закрыт.

В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. В труппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И. Боголюбова, Э.П. Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона, З.Н. Райх, Е.В. Самойлова, Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н. Яхонтова и др.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г.М. Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского («Веселые ребята», 1934, «Цирк» 1936, «Волга-Волга» 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева («Трактористы», 1939, «Свинарка и пастух» 1941) создают атмосферу ожидания «счастливой жизни». Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - «Чапаев» (1934 г).


Заключение


Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил название культурной революции., которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.

Преобразования в духовно-культурной сфере и построение нового социалистического быта развертывались по следующим направлениям: - ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; - подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; - развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; - создание творческих союзов и развитие художественной культуры; - становление многонациональной культуры; - идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство.

Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности.

Список используемой литературы


Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. - М.: Издательство АСТ, 1996.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы в 20 - 30-е годы. М.: Правда, 1992.

Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 - 1945. М.: Искусство, 1991.

Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. Л., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945 гг. Учебное пособие для педагогических институтов - М.: Просвещение, 1991.

Похожие рефераты:

Целью статьи является краткий анализ особенностей системы гуманитарного образования республики Башкортостан второй половины 30-х годов.

Рабселькоровское движение - участие в печати рабочих и широких масс трудящихся, свойственное только коммунистической прессе. Принципиальное обоснование Р. д. дано в брошюре т. Ленина «С чего начать».

error: