Cочинение «Почему Мцыри бежал из монастыря. Сочинение на тему: Почему Мцыри бежал из монастыря? в поэме Мцыри, Лермонтов О чем поведал юноша посетившему его старому монаху

«Мцыри» - пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто онБродил безмолвен, одинок,Смотрел, вздыхая, на восток,Томим неясною тоской

Но стороне своей родной. И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.

Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,Я променял бы, если б мог.

Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей.

В душе я клятву произнес:Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной.

А также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также «узнать, прекрасна ли земля». И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме - монастырю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:

Казалось, звон тот выходилИз сердца - будто кто-нибудьЖелезом ударял мне в грудь.

Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни. В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: «…что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…»

Тема Кавказа встречалась в творчестве Лермонтова и раньше, до написания им поэмы «Мцыри», она найдет отражение и в его более поздних произведениях. Поэта привлекали образы смелых, мужественных, свободолюбивых людей, близких по духу самому Лермонтову. Первоначально Лермонтов озаглавил свою поэму «Бэри», что в переводе с грузинского означает «монах». Но герой поэмы не монах и никогда им не будет, его только готовят к этой роли, он послушник, что на грузинском языке звучит как «мцыри».

Нам очень мало известно о жизненном пути героя. Мцыри - это грузинский ребенок, который попал на Северном Кавказе в плен к русским. Его забрали с собой, но по дороге он заболел и попал на излечение к монахам. Когда ребенок начал понимать русский язык, его стали готовить к постригу. Это все, что мы знаем о жизни мальчика. Большее значение Лермонтов придает внутреннему миру мальчика, его душе, что находит наиболее полное отражение в исповеди Мцыри перед старым монахом.

Мцыри - из горцев, которые свободолюбие впитывают с молоком матери. Но только в монастыре он это почувствовал по-настоящему. Скучные унылые монахи непонятны ему, они тоже не могут понять душу мальчика. Мцыри очень одинок, монастырь стал для него тюрьмой, темницей, из которой не выбраться. Одиночество мальчика усиливается тем, что он не знает своей родины, родных:

Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных,А у себя не находилНе только милых душ - могил!

ОТ СВОИХ предков, которых никогда не видел, Мцыри унаследовал «могучий дух», смелость, выносливость и жажду свободы. Эти природные качества несовместимы с заточением в монастыре. Мцыри не выдерживает. Тоска по дому, по вольной жизни становится невыносимой:

Скачала бегал он от всех,Бродил безмолвен, одинок,Смотрел, вздыхая, на восток,Томим неясною тоскойПо стороне своей родной.

Мцыри видел монахов, которые добровольно отказывались от полноценной жизни, от свободы и обрекали себя на безрадостное существование в монастыре, среди серых стен, унылых пейзажей и безликих люде

«Мцыри» – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег из монастырских стен, и о его гибели. Перед смертью Мцыри исповедуется старому монаху, когда-то спасшему и воспитавшему его. В своей исповеди он говорит, что не раскаивается в побеге и не жалеет, что за стенами монастыря перенес мирские трудности. Почему же он бежал из монастыря?

Мцыри – гордый и свободолюбивый юноша, дитя гор и сын отважного народа. Он всегда хотел жить как его предки, на воле и в единении с дикой природой. Однако судьба распорядилась иначе. В возрасте шести лет его пленили, лишив семьи и родного дома. По дороге Мцыри всерьез занемог и русский генерал, пожалев его, отдал на воспитание местным монахам. Мальчика вылечили, окрестили и воспитали в праведном духе. Однако мысли о свободе и родном ауле не покидали его. Монастырская жизнь так и не смогла убить в нем любовь к необъятным просторам и горам. Мрачные стены и душные кельи не стали для него родными.

Несмотря на то, что люди, окружавшие юношу, не были для него врагами. Напротив, они его когда-то спасли, не дали умереть от голода, даровали кров, воспитали достойным человеком, относились к нему как к брату. Эти монахи по тем или иным причинам сознательно отреклись от мирской жизни. Однако Мцыри не мог принять навязанный ему образ жизни. Он даже и не знал, чего лишиться, приняв постриг, но все равно без этого не мог жить. Жизнь в монастыре для него означала серое, скучное и безрадостное существование. Он готов был променять таких две жизни на одну, лишь бы полную тревог и волнений. Поэтому он решился на этот побег.

Все помыслы Мцыри были устремлены на Кавказ. Он хотел побывать в родных краях, найти светлую и прекрасную родину предков. Родина в поэме выступает символом свободы и идеального мира. Он с детства поклялся себе отыскать свою семью и хоть раз увидеть родных, и мысль о том, что он не смог этого сделать не дает ему покоя. Даже перед смертью его больше всего тяготит именно это клятвопреступление. Но он рад, что смог прожить хотя бы три дня вне стен постылого монастыря, увидеть красоту природы, испытать чувство страха или нежности, встретиться лицом к лицу с могучим барсом, украдкой наблюдать за красавицей-грузинкой. Только за стенами монастыря он смог в полной мере ощутить и понять что такое жизнь. Он словно побывал в раю, после которого не боялся и умереть.

Мцыри умер от тоски. Поняв, что никогда не увидит родного края и не сможет существовать на воле, он потерял интерес к жизни и намеренно торопил свою смерть. Самому автору главный герой близок по духу. Он поддерживает порывы и переживания молодого послушника, считает его воплощением храбрости и свободолюбия.

Тот занемог, не перенёс

Трудов далёкого пути;

Он был, казалось, лет______

а) пяти б) шести в) семи

    Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас....

а) отец б) чернец в) старик

    Кругом меня цвёл ___________сад

а) чудный б) милый в) Божий

    Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Спутанный плющом...

а) терновник б) кустарник в) шиповник

    ...........Я цель одну,

Пройти в __________страну

Имел в душе, - и превозмог

Страданье голода, как мог.

а) любимую б) родимую в) хорошую

    И Божья благодать сошла

На _________! она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов...

а) Россию б) Грузию в) Армению

    .....Угрюм и одинок,

Грозой оторванный _______

Я вырос в сумрачных стенах....

а) цветок б) росток в) листок

    Все поиски по нем

Напрасны были...

а) два дня б) три дня в) четыре дня

    И я был страшен в этот миг;

Как _____ пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он...

а) волк б) тигр в) барс

    И я, как жил, в земле ________

Умру рабом и сиротой.

а) сырой б) родной в) чужой

    В каком году была написана поэма?

а) 1839; б) 1850; в) 1899; г) 1814.

    Эпиграф к поэме «Мцыри» взят из:

а) былин; б) Библии; в) древнерусских летописей; г) стихотворения Горация.

    В какой главе перед нами предстает жизнь послушника?

А) в 1 главе Б) в 3 главе В) во 2 главе Г) в 5 главе

    К какому жанру относится поэма Лермонтова?

А) психологическая поэма Б) героическая поэма В) романтическая поэма Г) эпическая поэма

15.С каким зверем встречается Мцыри в лесу:

а) тигром; б) пантерой; в) барсом; г) львом.

16.Как переводится с грузинского «Мцыри»?

А) «Барс»; Б) «Послушник»; В) «Воин»; Г) Это распространенное грузинское имя.

17.Почему Мцыри оставляют в монастыре?

А) Русский генерал хочет, чтобы мальчика научили языку и окрестили; Б) Мцыри хотел стать монахом и сам об этом попросил; В) Мальчик не вынес трудностей пути и заболел;

Г) Лошадь генерала пала, и он не мог больше везти ребенка.

18. Кого из своих близких вспоминает Мцыри после побега?:

А)Отца и сестер; Б) Старшего брата; В) Маму, поющую над колыбелью;

Г) Дедушку, дремлющего на пороге дома.

19. Кому исповедуется Мцыри?:

А) Случайному встречному; Б) Прекрасной грузинке, которую он повстречал на воле;

В) Воспитавшему его монаху; Г) Кавказской природе - полям, лесам и рекам.

20. Укажите тему произведения:

А) показать прошлое Грузии; Б) рассказать о жизни в монастыре; В) показать красоту человека, готового умереть за свободу; 4) рассказать о жизни молодого человека.

    2 вариант

    Ам, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был _______________

а) дом б) монастырь в) храм

    Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - __________поля.....

а) чудные б) пышные в) шумные

    Я сам, как _________, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

а) зверь б) тигр в) барс

    Однажды _________ генерал

Из гор к Тифлису проезжал...

а) прусский б) русский в) польский

    Я мало жил, и жил в ___________

а) аду б) плену в) тюрьме

    Она мечты мои звала

От ________душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...

а) комнат б) келий в) залов

    .............и жизнь моя

Без этих ______ блаженных дней

Была б печальней и мрачней....

а) трёх б) двух в) четырёх

    Держа кувшин над головой,

Узкою тропой

Сходила к берегу.

а) армянка б) осетинка в) грузинка

    Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Незыблемый Кавказ.

а) родной б) седой в) большой

    Я никому не мог сказать

Слов «отец» и «мать».

а) понятных б) священных в) любимых

    В чём заключается смысл эпиграфа:

а) восстание против судьбы; б) раскаяние, безнадёжное смирение; в) защита прав человека на свободу.

12. За три дня скитаний Мцыри видит то, что не видел и не испытывал никогда в жизни (исключите лишнее):

А) свободу, Б) страсть, В) тревогу, Г) любовь Д) безумную радость.

13. В какой главе описывается заброшенный монастырь?

А) в 1 главе Б) в 3 главе В) в 5 главе Г) во 2 главе

14. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:

а) побег из монастыря; б) встреча с девушкой; в) бой с барсом; г) гибель Мцыри.

15. Мцыри совершает побег из монастыря:

а) во время грозы; б) ночью, когда все спят; в) во время очередного богослужения, когда все находятся в церкви; г) на рассвете.

16. Для создания художественного образа Лермонтов использует в выделенных сочетаниях «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник»:

а) эпитет; б) сравнение; в) метафору; г) аллегорию; д) гиперболу.

17. О ком идёт речь: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу»:

а) барс; б) Мцыри; в) монах.

18. Укажите местоположение монастыря, в котором томился Мцыри:

а) при стечении Арагвы и Куры; б) при стечении Риони и Терека; в) при стечении Куры и Терека.

19. Главной философской проблемой поэмы является проблема:

а) добра и зла; б) веры и богоборчества; в) смысла жизни

20. Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?

Б)Сюжет для «Мцыри» Лермонтов взял из грузинского эпоса.

В) На Военно-Грузинской дороге Лермонтов познакомился с монахом, рассказавшем ему историю своей жизни.

Г) Сюжет для «Мцыри» рассказала Лермонтову его бабушка.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Тема 6. Поэма «Мцыри»

Задание 1 . Прочитайте в учебнике поэму «Мцыри» и ответьте на вопросы.

    Что означает слов «мцыри»? Есть ли имя у героя поэмы? Почему?

    Какие исторические факты упоминаются в 1-ой главе поэмы?

    Как мальчик-горец попал в монастырь? Сколько лет ему было? Почему ему пришлось остаться в монастыре?

    Какое значение имеет слово исповедь ? Почему Мцыри не сразу стал отвечать на вопросы, но потом решил «словами облегчить» грудь?

    Можно ли по рассказу Мцыри утверждать, что к нему плохо относились в монастыре? Почему он считает свою жизнь здесь пленом? На что готов променять такую жизнь? О чем это говорит читателю?

    О какой «пламенной страсти» говорит Мцыри? С чем он ее сравнивает и почему?

    О ком тосковал Мцыри в стенах монастыря? Какую клятву он себе дал?

    Почему Мцыри спрашивает старого монаха о юности?

    Как Мцыри описывает то, что он видел на воле? Как можно объяснить, что, вспоминая картины кавказской природы, он отмечает: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»?

    Сколько дней провел Мцыри на воле? Как он объясняет свое стремление попасть за пределы монастыря? Случаен ли выбор момента, когда он совершает побег?

    В чем причина того, что Мцыри не боится грозы и опасностей пути среди гор? С кем он себя сравнивает и почему?

    Как описывается битва Мцыри с барсом? Почему Мцыри называет зверя «бойцом»?

    Что обнаружил Мцыри, когда он вышел из леса? Почему он говорит: «Но тщетно спорил я с судьбой»?

    Почему Мцыри сравнивает себя с «цветком тепличным»?

    Что видит Мцыри в предсмертном бреду?

    Почему в предсмертной исповеди Мцыри говорит, что готов «рай и вечность» променять на несколько минут в родном краю?

    Куда просит Мцыри отнести его перед смертью? О чем его последние мысли?

Задание 2. В тексте поэмы вам встретились слова и выражения, которые требуют комментария. Дайте объяснение этим словам, при затруднении обратитесь к сноскам в учебнике, словарям или ресурсам Интернета.

Инок_

Благодать __

Монашеский обет ________________________________________________

Обитель

Чернец _

Кадильница _____________________________________________________

Келья

Клятва _________________________________________________________

Исповедь ________________________________________________________

Жребий _________________________________________________________

Терновый венец __________________________________________________

Проклинать _____________________________________________________

Ниц

Аул ____________________________________________________________

Чадра __________________________________________________________

Сакля ___________________________________________________________

Задание 3 . Как вы понимаете ответ Мцыри на вопрос монаха: «Ты хочешь знать, что делал я / на воле? Жил…»? Аргументируйте свой ответ, используя цитаты из текста.

Задание 4. Проанализируйте сцену боя с барсом . Какое место занимает она в поэме? Какой основной художественный прием использует в изображении сражения человека и зверя автор? Подтверждает ли эта битва слова Мцыри о том, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

Задание 5. Подготовьте рассказ о Мцыри по плану:

План

    Место, занимаемое персонажем в произведении.

    Возраст, положение в обществе.

    Образование и воспитание

    Основные интересы, идеалы, жизненные цели.

    Внешность, манера держаться.

    Речь персонажа.

    Поступки, особенности поведения.

    Взаимоотношения с другими персонажами.

    Значение в раскрытии идеи произведения.

Задание 6. Обратите внимание на особенности композиции поэмы. Какую сцену можно считать кульминацией поэмы и почему? Сколько главок занимает рассказ о Мцыри и сколько его исповедь? Почему автор так неравномерно распределяет художественный материал? Как в этом выражается идея произведения?

Задание 7. Вспомните, что называется эпиграфом ? Откуда взят эпиграф к поэме «Мцыри»? Выпишите его. Что он означает? Как вы думаете, какую важную для автора мысль призван подчеркнуть этот эпиграф?

Эпиграф к поэме _________________________________________________

Задание 8. Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описания природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя? Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри?

Задание 9.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

1)гипербола

4)сравнение

5)метафора

Задание11. Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

Мир темен был и молчалив;

Лишь серебристой бахромой

Вершины цепи снеговой

Вдали сверкали предо мной,

Да в берега плескал поток.

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в этом фрагменте.

1)гипербола

4)сравнение

5)метафора

Впишите соответствующие номера в таблицу

Задание 12. Докажите, что Мцыри – романтический герой, поэма Лермонтова – романтическое произведение. В качестве аргументов используйте основные положения статьи учебника о романтизме и примеры из текста поэмы.

Задание 13. Напишите сочинение на одну из следующих тем:

    «Одна – но пламенная страсть…»

    Три «блаженных дня» Мцыри.

    «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!...»

    Природа в поэме «Мцыри».

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старо­му монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед чита­телем загадочную и мятежную душу героя. Так поче­му же Мцыри бежал? Что движет им и к чему он стремится? Мцыри горд и силен. Он дитя гор, сын отважного и свободолюбивого народа. Эти качества проявились у него уже очень рано: плененный в детстве, он тяже­ло заболел и был готов умереть так, как умирают на его родине: без слез и жалоб. Но судьба зло подшути­ла над ним, оставив жить, но лишив того, что дороже жизни, - свободы. Мцыри остался пленником на чужбине. Несмотря на то что Мцыри всю сознательную жизнь провел в монастыре, мрачные стены не стали ему род­ными. Юный кавказец остался таким же чужаком, по­тому что принадлежал совершенно иному миру - миру свободы, необъятным просторам, горам… Он был рож­ден с пылким сердцем, которое жаждало бурной, яркой жизни, и потому он никогда не смог бы приспособиться, смириться со своей участью. Люди, окружавшие Мцыри, не были ему врагами. Напротив, они спасли его от смерти, дали кров, пи­щу - ему не в чем упрекнуть их. Они видели в нем брата, желали ему добра. Но он не мог быть счастлив среди них, потому что отказ от мирской жизни для не­го не результат свободного выбора, как для других обитателей монастыря. Те, кто принял монашество со­знательно и добровольно, имели на то какие-то причи­ны. Они хотели этого, им по душе такая жизнь. А Мцыри был вынужден принять навязанный ему об­раз жизни. Он говорит монаху, спасшему его: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб, ты сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, - я также мог бы жить! Он даже не успел узнать, чего его лишили, но чув­ствовал, что не сможет без этого жить. Как бы ни был благороден и достоин путь служения Богу и людям, человек вправе ненавидеть то, что ему навязали без его согласия. Поэтому Мцыри нельзя упрекнуть в том, что он так дерзко отзывается о монастыре, называет его тюрьмой. Для него это действительно так. Скучная, серая, монотонная и безрадостная жизнь в монастыре тяготит Мцыри. Он готов променять Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Он мечтает о жизни, полной событий и пережива­ний. Отказ от всего мирского неприемлем для него, по­тому что как раз то, от чего он готовился раз и навсег­да отречься, и представлялось ему истинным счастьем. Ему опостылел монастырь. Его божество - свобода. Он бежит …От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Безусловно, Мцыри имеет в виду Кавказ, свою ро­дину. Именно туда и устремлены все его помыслы. Об­раз родины для Мцыри свят, светел и прекрасен. Он стремится туда, где осталось все, чего он был лишен на чужбине, в том числе и самое главное - свобода. Ро­дина в поэме - воплощение свободы, символ другого, идеального мира, где обитает счастье. Кроме того, одна из главных причин побега - это желание Мцыри обрести то, что у него отняли еще в детстве, вместе со свободой. Сам Мцыри в самом начале исповеди говорит о своем сиротстве с тоской и сожалением; он вспоминает, что уже давно поклял­ся разыскать свою семью, своих родителей. Этот по­рыв вполне понятен: нельзя не сочувствовать челове­ку, который вырос без материнского тепла и отцов­ской заботы. Одиночество тяготит героя. А жизнь в монастыре обрекает его на вечное одиночество, так как никто из тех, кто его там окружает, не в состоянии понять и разделить его чувства. Он хотел встретить людей, сходных с ним по духу; наконец, хотел любить - это так естественно для молодого человека. Ему хотелось увидеть мир, увидеть красоты приро­ды, о которых он уже потом, на смертном одре, будет так восторженно рассказывать старцу. Разве справед­ливо было бы, если бы он так и не узнал самых про­стых, самых естественных человеческих радостей: ви­деть, слышать, чувствовать природу. Быть одним це­лым с природой, просить у нее убежища, общаться с ней на равных было для Мцыри счастьем. Там, среди необъятных просторов, он чувствовал себя свободным, и это чувство было для него настоящим раем. Счастье в поэме приравнивается к свободе. Выхо­дит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много. Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он по­лучил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немно­го свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блажен­ных дней». Лермонтов композиционно подчеркивает это. Вся жизнь Мцыри, с шести лет и до смертного часа, уместилась в одном стихе; исповедь героя - почти вся поэма - это его рассказ о трех днях, про­веденных на свободе, которые оказались важнее, ве­сомее и памятнее, чем долгие дни, месяцы, годы в угрюмых стенах монастыря. За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счаст­лив. Не каждый способен понять это счастье, но мя­тежный гений Лермонтова именно таким счастьем на­делил своего героя. По духу Мцыри близок поэту, он разделяет все порывы и переживания молодого по­слушника. Мцыри - романтическое воплощение сво­бодолюбия и храбрости.
error: