Положение о классах с углубленным изучением отдельных предметов. Профильное обучение в современных школах Обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.

К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Разработчик – Полякова Любовь Геннадьевна , учитель истории МОУ СОШ №8 города Лениногорска Республики Татарстан

Краткие сведения о разработчике и исполнителе эксперимента:

Образование - высшее педагогическое,

Педагогический стаж – 22 года, в должности – 10 лет,

Квалификация – учитель первой квалификационной категории

Разработчик о себе:

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.

К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.

Во- первых, профильное обучение – средство индивидуализации и дифференциации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Во-вторых, профильное обучение обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

В-третьих, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между школой и вузом.

Переработав программный материал, изучив нормативно-правовую базу, разработала и реализовала программы элективных курсов «Практическое право» и «Я бы в бизнес пошел…», программы профильных курсов экономики и права.

Научный руководитель : не было

Актуальность темы.

Идея эксперимента заключается в выявлении идей профильного обучения, обеспечивающих личностно-ориентированный учебный процесс и социализацию личности, и использование этих идей для повышения эффективности преподавания профильных предметов экономика и право, формирования конкурентоспособной личности.

Замысел эксперимента состоит в том, чтобы через углубленное изучение учебных предметов существенно развить интеллектуальные и духовно-нравственные способности каждого ученика. Полагаю, что углубленное изучение учебных предметов сделает обучение более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Объект экспериментирования - учебно-воспитательный процесс преподавания экономики и права и тесно связанная с ним внеурочная деятельность.

Предмет экспериментирования – углубленное изучение учебного материала при преподавании экономики и права.

Цель эксперимента – выявить, как углубленное изучение учебного материала по экономике и праву будет влиять на получение максимально возможных результатов обучения (то есть в зоне ближайшего развития) по этим предметам и на формирование у школьников надпредметных (общеучебных) умений и навыков, обладающих свойством широкого переноса в другие области образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Осуществить корректировку учебных программ по экономике и праву с целью углубленного их изучения;
  2. Выявить возможности формирования надпредметных способов учебной деятельности (самостоятельная работа с информацией, навыки социального проектирования, исследовательские умения и т.п.) в качестве результата углубленного изучения учебного материала в процессе преподавания экономики и права;
  3. Обогатить научные мировоззренческие представления школьников путем углубленного изучения экономики и права и применения их на практике;
  4. Исследовать возможности профильного обучения в старшем звене школы для формирования конкурентоспособной личности.

Гипотеза эксперимента. Если обеспечить углубленное изучение экономики и права, изменить традиционные подходы к организации учебной деятельности в условиях профилизации,

то в результате реализации названного:

  1. получим максимально возможные качественные результаты в обучении экономики и праву;
  2. обеспечим качественную подготовку к экзаменам;
  3. создадим оптимальные психолого-педагогические условия развития личности, способствующие её духовному и нравственному воспитанию;
  4. создадим условия для развития мотивов учения, что может сказаться на успешности обучения по другим предметам.

Диагностический инструментарий:

Опрос учащихся и родителей, как участников школьного образовательного процесса, тесты для учащихся, диагностические и контрольные работы.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Качество знаний учащихся профильного социально-экономического класса в сравнении со средней оценкой по городу;
  2. Возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости тех или иных сторон личности.

Сроки эксперимента : с сентября 2006 года по сентябрь 2008 года

При получении ожидаемых результатов эксперимент может быть продолжен, а опыт работы обобщен.

Прогноз возможных негативных последствий.

Хотя система преподавания строится с учетом психических процессов учащихся, возможностей наилучшего восприятия ими учебного материала, в соответствии с закономерностями и принципами общей теории обучения – дидактики, и частными теориями обучения – предметными методиками, сам эксперимент – это метод педагогического исследования с заранее неочевидным результатом. Поэтому в реальной образовательной практике могут возникнуть новые резуьтаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе. Позволю предположить возникновение следующих негативных последствий:

  1. Перегрузка учащихся в силу изучения дополнительных предметов (экономика, право);
  2. Возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуется какие-то дополнительные ресурсы;
  3. Возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности

Способы коррекции компенсации возможных негативных последствий :

  1. обстоятельное объяснение родителям и учащимся не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной системы организации учебно-воспитательного процесса; непосредственное и косвенное включение учащихся в сам процесс эксперимента;
  2. возможность перехода учащихся в классы, где эксперимент не проводился

Функциональные обязанности: учитель обеспечивает процесс преподавания экономики и права с учетом возрастным и психолого-педагогических особенностей учащихся, выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.

База эксперимента: 11А класс, 16 учащихся

Масштаб эксперимента: экспериментальная работа рассчитана на проведение 2 недельных часов экономики и 2 недельных часов права в 10 классе и в 11 классе. Никаких дополнительных часов к программе не предусматривается.

Статус эксперимента: эксперимент школьного уровня (программа одобрена методическим советом СОШ №8)

Форма представления результатов:

  1. Диагностический материал;
  2. Справка о ходе эксперимента;
  3. Методические разработки уроков;
  4. Заключение по итогам эксперимента.

Научно-методическое обеспечение эксперимента:

  1. Государственные программы по экономике и праву;
  2. Комплекты альтернативных учебников по экономике и праву;
  3. Научно-методическая литература

Результаты экспериментальной работы.

Результаты промежуточного этапа экспериментальной работы свидетельствует о том, что учащиеся профильного социально-экономического класса имеют более глубокие знания по экономике и праву, умеют применять их в нестандартной ситуации.

В экспериментальном классе у учащихся возросли активность, потребность и способность к учебной деятельности, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, умение самоорганизовываться и творчески подходить к решению возникающих проблем. Кроме того, что особенно важно, одновременно с интеллектуальными навыками сформировались

  1. Личностные социально значимые качества учеников: трудолюбие, ответственность, гуманность,
  2. Позитивное отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, к труду, к школе, к природе, к самому себе;
  3. Социально ценные мотивы поведения детей, ответственные поступки.

Результаты экспериментальной деятельности по итогам 2-х лет работы приведены в следующих материалах:

  1. Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по экономике за 2 года;
  2. Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по праву за 2 года;
  3. Сравнение показателей воспитанности учащихся в экспериментальном и контрольном классах.

Для диагностики уровня воспитанности учащихся проведено сравнительное микроисследование учеников экспериментального класса. В данной диагностике ведущими для меня являлись следующие параметры:

  1. Вежливость;
  2. Умение достойно вести себя в обществе;
  3. Выдержка, терпение;
  4. Целеустремленность;
  5. Умение контролировать и анализировать свою работу;
  6. Умение работать самостоятельно;
  7. Умение работать вместе с товарищем;
  8. Умение помогать и принимать помощь от других;
  9. Умение видеть и ценить прекрасное в человеке, в природе, в искусстве.

Создание школ, где ученики проходят профильное обучение, является адекватным ответом на пожелания самих школьников, которые по результатам опросов высказали мнение, что модель простой общеобразовательной школы уже исчерпала себя и не позволяет им в полной мере ориентироваться профессионально. Государство в принципе согласно с этими утверждениями. Это явствует из того факта, что объявило о постепенном преобразовании большинства «простых» школ в профильные образовательные учреждения.

По своей сути, профильное обучение не одно и то же, что производственное или профессиональное - они отличаются поставленными целями. Основной целью, которую преследует профильное обучение, является своего рода подготовка к дальнейшему обучению школьника в ВУЗе по выбранной профессии. Для этого в школьной программе вводится углубленное изучение профильных, то есть тех, которые в первую очередь необходимы для дальнейшего обучения, предметов. Это не значит, что остальные предметы не будут преподаваться вовсе. Просто профильное обучение в школе подразумевает выделение большего количества учебных часов именно на выбранные предметы. При этом, как и при обычном обучении, профильное обучение в школе предусматривает выдачу аттестата с итоговыми оценками не только по предметам с углубленным изучением, но и по другим общеобразовательным дисциплинам. Увеличенное число часов может быть не только в составе основных уроков, но и в форме факультатива, то есть дополнительных занятий.

Сама концепция профильного обучения вводится обычно со и включает в себя право самостоятельного выбора старшеклассниками варианта обучения по какому -либо приоритетному направлению. Министерством образования и науки по Российской Федерации разработано и утверждено 4 основных варианта, по которым может проводиться профильное обучение. Это профили с математическим, социально-экономическим, технологическим и гуманитарным уклоном. Причем каждый отдельный профиль подразумевает изучение углубленное изучение не одного какого-нибудь предмета, а сразу нескольких. В математическом уклоне это математика и физика, а в гуманитарном - литература в комплексе с русским и иностранными языками и т.д. Но эти разработки носят чисто рекомендательный характер, и администрации каждой конкретной школы дано право внедрять свой собственный профиль. Поэтому перечень различных профилей на сегодняшний день уже значительно расширился. Например, по данным все того же Минобразования, отмечено формирование аграрного, медицинского и педагогического профилей, а также многих других.

Может иметь несколько видов преподавания в классах. Это могут быть профильные классы ч использованием специально разработанных или классы с углубленным изучением профильных предметов, но наиболее перспективными с позиции дальнейшего поступления учащегося в ВУЗ, являются специальные классы, функционирующие по схеме школа-ВУЗ. Именно к последней модели, как к наиболее перспективной для дальнейшей профориентации в условиях жестких требований, которые предъявляет современный рынок труда, и стремится большинство школ. Но для формирования подобных классов необходимо тесное взаимодействие школьного учреждения и курирующего ВУЗа, преподаватели которого ведут факультатив у старшеклассников в виде дополнительных подготовительных курсов. Далеко не все школы, особенно те, которые расположены в сельской местности, имеют возможность наладить такое тесное сотрудничество с высшим учебным заведением. Поэтому здесь для учеников, как правило, преподаётся профильное обучение в классе с более глубоким изучением предметов.

В целом, профильное обучение несомненно очень полезная форма получения знаний, позволяющая молодому поколению как можно раньше определиться с выбором профессии иначать активную подготовку к её получению.

Как известно,в этом учебном году в школах введено профильное обучение. В связи с этим у работников образования возникает очень вопросов, ответить на которые мы попросили директора Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Б. А. Альмухамбетова.

Вопросы задают редактор журнала «Коллеги»Людмила Мананникова, учителя школы-гимназии им. Абая с. Узынагаш Алматинской области: З. М. Абеуова, Г. М. Суртаева, К. Б. Омарова,Э. Т. Вильданова ичитатели журнала.

- Каким образомбудет осуществляться профильная дифференциация в школах?

Она может осуществляться двумя путями. В первом случаебудут вноситься коррективыв учебные планы для отдельных классов в обычных в массовых общеобразовательных школах. Во втором -изменятсяструктуры уже существующих школ, будут создаваться новые модели учебных заведений.

- А зачем вообщезаварили весь этот сыр-бор с профильным обучением? Ведь у нас уже существуют гимназии,лицеи, классы с углубленным изучением предметов?

На сегодняшний день у данных учебных заведений много проблем. Отсутствует нормативно-правовая база перехода на профильное обучение. Нет критериев оценки знаний (особенно в связи с введением ЕНТ). Слабое учебно-методическоеобеспечение. Недостатокучителей, подготовленных для преподавания профильных предметов и многое другое.

- А не зачахнут ли профессиональные школы и колледжипри внедрении новой системы образования?

Ни в коем случае! Напротив, здесь предполагается более тесноевзаимодействие школы (особенно ее старшей ступени) с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Планируется отработка вариантов взаимодействия образовательных учреждений: «школа-школа, школа-УПК, школа- ПУ, школа-ПЛ, школа-колледж, школа-техникум, школа-вуз».

- Насколько выгодно профильное обучение самим учащимся? Раньше «средний» ученик получал среднее образование и после окончания школы шел, куда ему нравилось: в профессиональную школу, в вуз… А сейчас ребенок сидит в гуманитарном классе (так уж получилось),и учителя забивают ему голову ямбами и хореями, который ему вовсе не нужны.

Думаю, что ситуация, когда ребенок сидит в гуманитарном классе, потому что «так получилось» - издержки переходного периода. На самом деле, профильное обучение работаетв первую очередь на ученика. Сегодня у учащегося наоборот появляется выбор. Он выбирает, куда ему идти -в «физики» или в «лирики», причем даннаясистема обучения удачно сочетает интересы иличности, и общества. Выйдя из школы, ученик уже не будетметаться по жизни, как слепой котенок, он твердо будет знать, чем ему заниматься, будет менее болезненно адаптироваться к взрослой жизни.

- С какого возраста ребенок должен определить, кем ему быть?

Сделать это надо как можно раньше – на I , ІІ ступенях обучения. Практическина всех ступенях основной школы должна осуществляться предпрофильная подготовка учащихся. Ее главная задача – формировать у школьников ценностное отношение к труду, выявлятьих интересы, склонности и способности, формировать практический опыт, готовить ребятк выбору профиля обучения в старшей школе.

-А как школы определят свой профиль?

Не с бухты-барахты. Здесь желательно провеститестирование с учетом психолого-педагогической диагностики, выслушать пожелания родителей детей, изучить потребности рынка труда.

- А что делать учащимся, которыеодинаково успевают по всем предметам и пока не хотят специализироватьсяв чем-то конкретном?

Для нихбудут сохранены универсальные школы - школы для детей со средними способностями, уровень знаний которых одинаково равный. Тех, чтоне хотят делать выбор, но желают поддерживать свои знания на довольно высоком равномерном уровне.

- А не произойдет ли у нас распределение детей в профильные классы начальственно-принудительным методом?И кто будет нести за нарушение правил ответственность?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. При этом безусловным остается выполнение закона о бесплатности и доступности среднего общего образования.

Для того чтобы попасть в выбранный профильный класс, школьнику необходимо будет пройти конкурс. Во время конкурса станут учитываться результаты итоговой аттестации и портфолио ученика: индивидуальные учебные достижения, дипломы олимпиад, конкурсов, сертификаты и т.д.

Ответственность за реализацию этого права граждан несут учредители образовательных учреждений - местные органы и департаменты образования. Ониготовят для свободного выбора учащихся «образовательную карту района». Она должна соответствовать интересам школы, а также готовитьвыпускников не для «биржи», а для «рынка труда».

- Новые программы и учебники и по русскому языку, и по физике-математике – довольно сложные. Они явились сюрпризом и для учеников, и для учителей. Даже больше скажем: впервые многие учителя взяли программы в руки перед 1 сентября. А ведь нужно было заранее собрать учителей, отправить их на соответствующие курсы. На августовских конференциях учителяммало оказывалось методической помощи. Как быть учителю, который не готов к профильному обучению, сталкивается с ним первый раз в жизни?Что должен знать и уметь учитель, чтобы смело работать в классах с профильным обучением? Кто имеет право работать по этой программе?

- Конечно же, профильное обучение может состояться только при наличии высококвалифицированных кадров. Прежде всего, учитель должен пройти курсы по переподготовке кадров иполучить соответствующий сертификат. Обучение это должно проводиться на плановой основе.

Обучившись,преподаватели должны четко для себя представлять:

Ø изменение содержания образования в профильных классах;

Ø изменение технологии обучения;

Ø нормативно-правовое обеспечение профильного обучения;

Ø критерии оценки профильной подготовки, методику психолого-педагогической диагностики;

Ø итоговую аттестацию в системе профильного обучения – ЕНТ;

Ø полное учебно-методическое обеспечение и работу со средствами обучения (например, аудиовизуальными), а также со специализированными техническими средствами.

Особая роль в обучении учителей принадлежит педагогическим вузам,колледжам и системе повышения квалификации педагогических кадров . Кроме того, учитель должен помимокомплекта программ и учебников иметь книги для учащихся и учителей, специальный комплект средств обучения, в который входят аудиовизуальные и информационные средства.

- В структуреосновной и старшей ступени школы заложены два компонента содержания образования: базисный (инвариантный) и школьный (вариативный). Какая между ними разница?

Инвариантная часть приобщаетучащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует у учащихся личностные качества. Вариативная часть - индивидуальный характер развития школьников. При нейучитываются их личностные особенности, интересы и склонности.

- Чем отличаются элективная и селективная системы дифференциации?

Элективная система предусматривает свободный набор учебных предметов для их изучения на базе ряда обязательных предметов (инвариантного ядра образования). Здесь гибкая модель состава класса, предметы по выбору, факультативные занятия и кружки по интересам и так далее. Элективная система осуществляетсяи по жесткой модели, которая строится не только согласно интересам и склонностям учащихся, но и учитывает проектируемую профессию (профильные классы, ПТШ, ПТЛ, колледжи).

Селективная система дифференциации предусматривает разделение учащихся на старшей ступени обучения. П осле окончания единой общеобразовательной ступени они выбирают те или иных направления обучения . Здесь особенно учитывается проектируемая профессия (профильные классы для углубленного изучения того или иного предмета, ПТШ, ПТЛ, колледжи).

- Чем отличается углубленное профильное обучение от расширенного?

Углубленное профильное обучение – этоуглубленное изучение привычных школьных предметов и соответствующих им элективных курсов. Расширенное профильное обучение – изучение дисциплин (в т.ч. и элективных), полностью выходящих за пределы привычных школьных предметов. В свою очередь профильное обучение можно разделить на три типа.

Индивидуальный тип обеспечивает реализацию учащимися личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на послешкольное или дополнительное образование. Здесь набор изучаемых профильных и элективных курсов может быть случайным, определяемым исключительно склонностями учащихся. При реализации этого типа профильного обучения не требуется разработка программ профильного обучения и сертификация учителей общеобразовательных учреждений. Индивидуальные учебные планы учащихся разрабатываются на школьном уровне и не требуют согласования на вышестоящем уровне.

Социализирующий тип направлен на улучшение коммуникационных и адаптивных возможностей учеников (изучение языка, культуры, морали, права и др.) или подготовку их непосредственно к трудовой деятельности (знания рынка труда, технология, экономика и предпринимательство, фермерство), профессиональную подготовку к работе в учреждениях сферы обслуживания или в сельском хозяйстве, либо специальную подготовку к получению начального или среднего профессионального образования. Программы социализирующих профилей разрабатываются на региональном уровне, на этом же уровне производится сертификация учителей и образовательных учреждений.

Педвузовский (академический) тип направлен на реализацию преемственности в звене «школа-вуз». Он ликвидирует разрыв между конечным уровнем подготовки учащихся по предметам в школе и требованиями к начальному уровню знаний для успешного обучения в вузах.

- А какие конкретно могут быть профили? Естественно-математический и гуманитарный или есть еще какие-нибудь?

Профилей много – на любой вкус. Естественно-математический (физика, химия, математика), биолого-экологический, историко-географический, гуманитарный (культурология, философия, социология, педагогика, психология), экономико-правовой, лингвострановедческий, информационно-технологический, инженерно-технологический, агротехнологический, медицинский и художественный.

Возможны и такие предвузовские профили:технологические (агротехнологический и информационно-технологический), естественно-научные (физика, химия, математика), биолого- экологические, лингвострановедческие, экономико-правовые, медицинские, педагогические, историко-политологические, культурологические, спортивные, военные.

- Кто разрабатывает п рограммы предвузовских профилей? Что в них входит?

Программыразрабатывают работники школьного образования вместе с учеными-педагогами,представителями вузов.

В них входятначальные требования к учащимся 9(10) классов для вхождения в профиль (предпрофильная подготовка); содержание профильного обучения в 10-11(11-12) классах и конечные результаты - для завершения профильного обучения и поступления в вуз.

Причем с ертификацию учителей и общеобразовательных учреждений, реализующих предвузовские профили, осуществляют уполномоченные вузы и региональные органы управления образованияпод контролем Министерства образования и науки.

- Так что, ученику, который отправится изучать естественно-математический цикл, Пушкин и Абай уже ни к чему, а «гуманитарщик» может забыть о теореме Пифагора?

Нет, каждый из учебных планов будетвключать в себя предметы двух блоков: общеобразовательные (непрофилирующие) и профилирующие предметы.Вообще я хочу предупредить, чтопри внесении изменений в структуру и содержание деятельности школ,необходимо проявлятьмаксимальную осторожность. В начальной и основной школе, например, следуетбольше внимания уделять общенаучной и общекультурной подготовке учащихся. Ведь при переходе к системе непрерывного образования возрастает роль общего образования. Учащийся должен развивать познавательные способности, самостоятельность, приобрести общие учебные умения и навыки – без этого все последующие этапы непрерывного образования малоэффективны.

А вот на старшей ступени можно использовать уже вариативные программы и учебники, новые учебные курсы. Очень важно при построении учебных планов профильного обучения ставить во главу угла актуальные проблемы школы: заботиться о сохранении здоровья учащихся, нормализоватьучебную нагрузку, повышать качество обучения.

- Говорят, в России при построении базисных учебных планов ориентируются на соблюдение «Гигиенических требований к условиям обучения школьников»?

Да, и согласно этим санитарно- гигиеническим нормам максимальные объемы учебной нагрузки по классам следующие: 1 класс - 4 часа, 2-6 классы - 5 часов, 7-11(12) классы - 6 часов. При этом 1-6 классы могут быть ориентированы на 5-дневную, а среднее и старшее звено 7-11 (12) классы - на 6-дневную учебную неделю.

В содержании профильного обучения базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент составляет 65% учебной нагрузки, профильный компонент (специальные курсы, изучаемые по выбору на углубленном уровне 25%), а элективный компонент - 10%.

Следовательно, на профильное обучение предполагается отводить 35% учебной нагрузки. При этом недельная нагрузка составляет 22 часа для базового компонента, 14 часов для профильного, в том числе и для элективных курсов. Консультации и индивидуальная работа со школьниками в рамках профиля могут проводиться за счет ученического компонента учебного плана - 2 часа в неделю.

- Новые учебники по русской литературе для 10-х классов с казахским языком обучениянам понравились. Раньше дети только поверхностно знакомились с большими русскими поэтами, сейчас они подробно изучают творчествоПушкина,Лермонтова, других классиков. Даются рассказы об их жизни, отрывки из прозаических произведений стихи. Чем отличаются учебники для профильного обучения от учебников, которые существовали до этого?

В содержании учебников для профильного обучения имеется обязательное ядро и вариативная часть. В вариативной части возможен модульный принцип изложения содержания образования. Каждый отдельный модуль включает содержание, соответствующее типу профиля. Хочу подчеркнуть, что в учебно-методическом обеспечении серьезное внимание должно уделяться разработке программ и учебников элективных курсов. Ив первую очередь, необходимо разработать (возможно, усовершенствовать) программы углубленного изучения предметов.

- В последнее время много говорится о том, что в наших школах головы детей забивают знаниями, но не учат их эти знания добывать. Будут ли здесь какие-то изменения?

Да, конечно. Надо учить детейне только усваивать знания и общие учебные умения, но и обучать их различным способам деятельности. Они должны иметь возможность развивать свои интеллектуальные способности, особенно при освоении более сложного (по сравнению с предусмотренным в образовательном стандарте) содержания.

Должны уметь пользоваться Интернетом, просматривать учебные видеофильмы, электронные тексты. Здесь очень важно проводить как можно большетворческих конкурсов, эвристических контрольных, выставлять рейтинговые оценки успешности профильного обучения, организовывать экскурсии на предприятия и специализированные выставки, устраивать практикумы на учебных и рабочих местах в предприятиях по профилю.

- Профильному обучению нужна соответствующая материально- техническая база:новые технические средства, приборы,установки. Где все это взять?

В данное время для школ очень больной вопрос. Здесь можно было бы порекомендовать использовать (как это сейчас практикуется в лицеях при вузах) материально-техническую базу других учебных заведений (колледжей, вузов, межшкольных УПК и так далее). Конечно, необходим и Интернет, как я сказал, а для работы с ним должны быть подготовлены как ученики, так и учителя.

"Завуч" №5, 2002

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной думой 21.10.94 г., Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года № 1008.
1.2. Классы с углубленным изучением предметов ориентированы на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивают непрерывность среднего и высшего образования. Классы с углубленным изучением предметов дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляют раннюю профилизацию, обеспечивают условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.
1.3. Классы с углубленным изучением предметов открываются приказом по Управлению образования в соответствии со статусом Центра образования.
1.4. Классы с углубленным изучением предметов открываются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материальных условий и соответствующего социального запроса.
1.5. Классы с углубленным изучением предметов организуются на III ступени среднего общего образования в составе старших (10-11-х) классов.
1.6. Центр, имеющий классы с углубленным изучением предметов, несет ответственность перед учащимися, родителями, педагогической общественностью и органами образования за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицейскому образованию.
2.1. Обучение в классах с углубленным изучением предметов осуществляется в соответствии с образовательной программой, отражающей образовательную стратегию определенной направленности.
Образовательная программа предусматривает:
  • обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
  • овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по отдельным предметам и изучение дополнительных курсов по профильным дисциплинам;
  • максимальное использование гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
2.2. Классы с углубленным изучением предметов работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающим углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированных на вуз. Учебный план и программы разрабатываются педагогическим коллективом Центра образования совместно с кафедрами вузов.
2.3. Образовательный процесс в классах с углубленным изучением предметов носит личностно-гуманную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности.
2.4. Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности.
2.5. Количество учащихся в классе не должно превышать 25 человек. Классы делятся на две подгруппы при проведении уроков информатики и иностранного языка.

3. Порядок приема и выпуска учащихся классов с углубленным изучением предметов


3.1. В классы с углубленным изучением предметов принимаются учащиеся независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор. Для организации приема в Центре образования формируется приемная комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образования повышенного уровня учеников.
3.2. При зачислении в классы обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня.
3.3. При поступлении в классы с углубленным изучением предметов учащиеся, их родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в Центре образования.
3.4. Вопросы зачисления и отчисления учащихся решаются совместно с комиссией и педагогическим советом Центра образования в соответствии с порядком, установленным Уставом; решения оформляются приказом директора.
3.5. Дополнительный набор учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам конкурса.
3.6. Выпускникам классов выдается аттестат о получении среднего общего образования с указанием предметов углубленного изучения профильных дисциплин.
3.7. Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по программе общеобразовательной школы, и им предоставляется возможность перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем образовании.
3.8. Право зачисления выпускников в вуз без вступительных экзаменов по результатам выпускных экзаменов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и определяется дополнительным соглашением между Центром образования и вузом.

4. Управление классами с углубленным изучением отдельных предметов


4.1. Деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов, открытых в Центре образования, организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка.
4.2. Педагогический коллектив для работы в этих классах формируется из высококвалифицированных педагогов. Для преподавания профильных дисциплин привлекаются преподаватели вузов.
4.3. Ставки заработной платы учителей, работающих в классах с углубленным изучением отдельных предметов, устанавливаются из расчета 18 часов в неделю и повышаются на 15%.
4.4. Для организации научно-исследовательской работы, анализа деятельности педагогического коллектива и определения основных направлений развития учреждения вводятся ставка заместителя директора по научной работе и ставки заведующих кафедр в количестве, определенном Уставом Центра образования.

5. Правовое положение и финансовое обеспечение


5.1. Финансирование Центра образования осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
5.2. Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением отдельных предметов, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
5.3. Допускается использование целевых взносов, сделанных родителями учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг в части углубленного изучения дисциплин, выходящих за рамки базисного компонента, или новых курсов и предметов. Порядок и размер оплаты устанавливаются договором с родителями при приеме учащихся.
5.4. Финансирование определяется после издания приказа Управления образования.

6. Международная деятельность


6.1. Центр образования, имеющий классы с углубленным изучением предметов, имеет право осуществлять международную деятельность в установленном порядке.

7. Реорганизация, ликвидация классов с углубленным изучением предметов


7.1. Реорганизация и ликвидация классов с углубленным изучением предметов производятся в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом "Об образовании".
7.2. Закрытие классов возможно при расторжении соответствующего договора с вузом, а также по решению учредителя.

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

В соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255"О введении федеральных государственных образовательных стандартов" переход на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) общего образования осуществляется поэтапно: в 5-х классах – с 2012/13 уч. г., в 10-х классах – с 2013/14 уч. г.

Если образовательная организация (далее – ОО) не перешла на ФГОС, то учебный план разрабатывается на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (далее – Приказ № 1312), а также региональных учебных планов. В соответствии с приказом № 1312, углубленное изучение отдельных учебных предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения в 10–11-х классах.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10–11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждая ОО вправе формировать собственный учебный план. Приказом № 1312 утверждены примерные учебные планы для некоторых профилей, которые определяют число недельных часов, отведенных на обучение по профильным предметам.

Если ОО реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, то согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (далее – ООП), утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных ООП.

При этом ФГОС не регламентирует количество часов по учебному предмету. Определены только обязательные предметные области, минимальный и максимальный объем часов учебного плана. Поэтому ОО вправе распределять количество часов по обязательным предметам самостоятельно. На основании:

    п. 19.3 ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

    п. 18.3.1 ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

    п. 18.3.1 ФГОС С(П)ОО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".

Учебный план конкретной ОО как раздел ООП разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной ООП. Утверждение ООП и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом ОО.

error: