Рациональное природопользование: принципы и примеры. Рациональное и нерациональное природопользование Основные направления государственной политики в области экологии и рационального природопользования

В современных вузах на первых курсах ввели обязательный предмет изучения – экология. В ходе занятий преподаватель пытается донести до студентов основы экологии и рационального природопользования. Есть разные учебные пособия (Гурова, Хванта, например), но суть везде одна и та же. Давайте мы кратко опишем вам содержание всей дисциплины.

Общие сведения об экологии

В основе охраны природы, как и любой другой науки, лежит теория.

Экология и есть та самая теоретическая (научная) основа природопользования, охраны природы – системы государственных и общественных мер, которые направлены на обеспечение гармоничного взаимодействия природы и общества, что будет способствовать сохранению, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов и среды обитания.

Все, что мы делаем, так или иначе влияет на окружающую нас среду. Но так как мы не в силах просто взять и ничего не делать, следует просто разработать комплекс мер по более рациональному ведению деятельности. Поэтому ученые мужи ввели более корректный термин, нежели экология – рациональное природопользование.

Рациональное природопользование – это режим использования природных ресурсов, который позволяет человечеству получать максимальную пользу при минимальном причинении возможного ущерба природной среде.

В рамках этой дисциплины возникло понятие экологической безопасности – необходимость разработки целого комплекса мер для предупреждения экстремальных естественных или антропогенных (то есть причиненных человеческой рукой) ситуаций в природе.

Вообще заниматься проблематикой рационального природопользования стали еще такие философы-ученые, как Гаузе, Вернадский, Болотов и пр. Последний, кстати, разработал целую систему правил-законов сотрудничества с окружающей средой. Американец Коммонер последовал в том же направлении и сформулировал более четкие правила с теми же основными посылами. Итак, вот они…

Законы Барри Коммонера

Закон 1: все связано со всем

В биосфере существует сложнейшая сеть взаимодействий, которая должна предотвратить необдуманное воздействие на природу со стороны человека, так как это может привести к непоправимым и серьезнейшим последствиям.

С учетом современных реалий было бы разумно немного поправить это понятие до следующего вида: все связано со всем, однако эти связи могут быть в пределах от значительных до крайне незначительных (малых) .

Закон 2: все куда-то девается

Немного напоминает современную формулировку закона о сохранении энергии, не так ли?

Но это правило включает в себя рассмотрение проблемы отходом материального производства. Мы извлекаем из недр земли одни вещества, затем преобразуем их в другие, которые потом рассеиваются обратно по окружающей среде. Но мы при этом совершенно не учитываем, что все это тоже куда-то девается.

Казалось бы, мы всего лишь вернули то, что взяли. Но на самом деле нет – большинство преобразованных нами веществ накапливается в тех местах, которые совершенно не предусмотрены природой.

Это интересно!

С точки зрения экологии грязь – это химические соединения не на своем месте.

Эта проблема сегодня особенно остро стоит сегодня, когда массово производятся одноразовые упаковки и изделия, которые придется куда-то девать, но никто не думает, куда.

Эта проблема хорошо описана в книге "Основы экологии и рационального природопользования" Гурова

Закон 3: природа лучше знает

Природные системы вырабатывались на протяжении миллионов лет, так что не нам нарушать выработанные порядки. Вмешавшись в биологическую эволюцию, мы можем навредить и скорее всего навредим, но прежде всего себе самим.

Закон 4: ничто не дается даром

Или иначе – за все придется платить. Природная среда – глобальная экосистема, представляющая собой единый механизм (или организм). И изымая из него что-то, мы обязаны вернуть это или возместить причиненный ущерб.

Мораль сей басни такова…

Все это к чему… К тому, что мы должны научиться максимально эффективно пользоваться предоставленными нам природой ресурсами. Решить вопрос разумного природопользования можно следующими способами:

  • Более глубокое изучение условий пользования природными ресурсами;
  • Разработка комплекса мер оптимальных норм пользования;
  • Эффективное и щадящее территориальное расположение производства;
  • Тщательное продумывание региональных систем хозяйствования;
  • Прогнозирование и реальная оценка последствий хоз. деятельности человека и пр.

Это, пожалуй, самые основные моменты, которые вам придется узнать на уроках экологии и рационального природопользования. Ну а если преподаватель решит не только преподнести вам эти знания, но еще и устроить проверку усвоенного материала, вам вовсе не обязательно учить эти сведения. Обратитесь к нашим авторам, и они с радостью помогут написать доклад, реферат, контрольную или если вы захотите !

Природопользование - это практическая деятельность человека по использованию природных ресурсов в целях удов­летворения материальных и культурных потребностей обще­ства.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Взаимодействие это носит как непо­средственный характер, так и опосредованный. Основу непо­средственного взаимодействия человека с окружающей его при­родной средой составляет общий для всех организмов био­логический обмен веществ. Однако наиболее специфическим и значимым для людей как социальных существ является опосредованный способ взаимодействия с природой бла­годаря применению различных технических приспособлений. При таком взаимодействии про­исходит обмен веществ между человеком и природой, но темпы его развития существенно отличаются от непосредственного обмена, поскольку нарастание его не огра­ничивается естественными размерами тел организмов, а обуслов­лено развитием знаний и совершенствованием технических приспособлений, применяемых людьми. Таким об­разом, взаимодействие в этом случае развивается по принципу положительной обратной связи: чем более совершенствуются техника и технологии, тем большие массы природного вещества приводятся ими в движение, и этот процесс может идти с не­прерывным нарастанием, пока не возникнет какое-либо внеш­нее непреодолимое препятствие. Если бы наши предки ограничивали свою деятельность только приспособлением к природе и присвоением ее готовых продуктов, то они никогда не вышли бы из животного состоя­ния, в котором находились изначально.

Только в противостоянии природе, в постоянной борьбе с ней и преобразовании соответственно своим потребностям и це­лям могло сформироваться существо, прошедшее путь от живот­ного к человеку. Начало человеку могла дать только такая не совсем природная форма деятельности, как труд, главной особенностью которого является изготовление субъек­том труда одних предметов (продуктов) с помощью других пред­метов (орудий). Именно труд стал основой человеческой эволю­ции. Трудовая деятельность, дав человеку колоссальные преиму­щества в борьбе за выживание перед остальными существами, в то же время поставила его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природную среду своей собствен­ной жизни.

Всю предыдущую историю можно рассматривать в эколо­гическом смысле как шедший с ускорением процесс накопле­ния тех изменений в науке, технике и в состоянии окружающей среды, которые, в конце концов, переросли в современный эко­логический кризис. Основной признак этого кризиса - резкое качественное изменение биосферы, происшедшее за последние 50 лет. Более того, не так давно появились уже первые признаки перерастания экокризиса в экологическую катастрофу, признаками которой являются процессы необратимого разрушения биосферы. Таки­ми признаками многие специалисты считают зафиксированное в середине 80-х годов разрушение озонового экрана в верхних слоях атмосферы, все более нарастающее обезвоживание мате­риковых территорий планеты, утрату климатической стабильно­сти и многие другие тенденции в изменении природной среды.

Экологическая проблема поставила человечество перед вы­бором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ори­ентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с бли­жайшими, но и с отдаленными целями социального развития.

Все эти вопросы требуют глубокого осмыс­ления, поскольку возникла пограничная ситуация неординарно­го порядка. Во-первых, она касается не отдельных людей или челове­ческих коллективов, а всего человечества в целом. Во-вторых, необычны темпы развития событий; они явно опережают возможности их познания не только на обыденном уровне, но даже на уровне научно-теоретического мышления. В-третьих, проблема не может быть решена простым при­менением силовых средств, как это зачастую было прежде; во многих случаях решение экологических проблем требует не столько наращивания технической мощи, сколько воздержания от таких видов деятельности, которые, не будучи обязательным условием существования людей, могут быть прекращены или существенно ограничены экологически допустимыми рамками, если они связаны с большим потреблением природных ресур­сов. Виды деятельности, обязательные для существования лю­дей, должны быть тщательно продуманы с учетом экологически щадящего режима в отношении как природных ресурсов, так и человеческого здоровья.

Таким образом, настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей зна­ния и духовной культуры, которые их обслуживают. Человече­ство в целом держит экзамен на подлинную разумность перед лицом тех новых требований, которые предъявляет ему биосфе­ра. Этими требованиями являются:

· биосферосовместимость на основе знания и использова­ния законов сохранения биосферы;

· умеренность в потреблении природных ресурсов, преодо­ление расточительности потребительской структуры об­щества;

· взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношениях друг с другом;

· следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно оставленным глобальным целям обще­ственного развития.

Все эти требования предполагают движение человечества к единой глобальной целостности на основе совместного формирования и поддержания новой планетной оболочки, которую В.И.Вернадский называл ноосферой.

Проблемы окружающей среды и использования природных ресурсов состоят из комплекса государственных, международных и общественных мероприятий, реализация которых находится в прямой зависимости от социально-экономического строя различ­ных государств и их технических возможностей.

Факты, характеризующие ухудшение состояния окружающей природной среды и расточительное использование природных ресурсов, в значительной мере связаны с просчетами, ошибками и порочной практикой некоторых плановых и хозяйственных органов, научных, изыскательских, проектных и строительных организаций, считающих, что достижение ближайших хозяй­ственных, экономических, экологических и иных целей имеет определенный приоритет перед решением долговременных за­дач сохранения биосферы.

Таким образом, ухудшение природной среды объясняется следующими при­чинами :

1. недостаточностью знаний об экологических системах, границах их устойчивого функционирования;

2. неумением прогнозировать изменения окружающей среды и их влияние на здоровье человека;

3. ведомственной и узкопрофессиональной ограниченностью в решении экономических, инженерно-технических вопросов, не­дооценкой мер предупреждения деградации и защиты природной среды и природо-хозяйственных объектов;

4. незначительностью разработок или отсутствием технологических основ безотходных производств и экономических исследований, направленных на выработку критериев развития производства с целью сохранения равновесия окру­жающей среды;

5. неподготовленностью производства;

6. низкой квалификацией кадров, работающих на очистных сооружениях;

7. определенной психологической неподготовленностью и инерционностью (до последнего времени вопросы охраны природы считались второстепенными).

Сегодня основной стратегической линией в научной и хозяй­ственной деятельности людей должна стать формула: по­нять, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы рационально исполь­зовать. Поэтому природопользование сейчас рассматривается не только как процесс использования природных ресурсов, но и как науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые позволяют избежать экологической катастрофы.

Условно можно выделить 3 уровня природопользования :

1. Локальный – уровень, ограниченный рамками владения одного субъекта: домохозяйство, двор, предприятие или ферма;

2. Региональный – совокупность субъектов одного региона или страны

3. Глобальный – совокупность всех стран и регионов природопользования.

Важно понимать, что непосредственное воздействие на природу оказывается лишь на локальном уровне, но совокупная сила таких воздействий может наносить значительный вред экосистеме региона и биосфере в целом.

Выработка методик и контроль над функционированием такой системы осуществляется на региональном уровне. Кроме этого, на региональном уровне проводятся восстановительные природоохранные мероприятия. Государство как сильнейший социальный институт сейчас оказывает самое значительное влияние на уровень разрушения экосистемы в том или ином регионе.

Важнейшими задачами природопользования как науки является изучение природной среды как ресурсовоспроизводящей системы и путей повышения ее продуктив­ности на основе закономерностей функционирования природных экосистем, а также раскрытие механизмов устойчивости и самовос­становления природных комплексов. Иначе говоря, человеку не­обходимо научиться предвидеть будущее и выработать страте­гию проектирования и создания нужной ему природно-технической среды. При этом следует учитывать, что экологическая проблема имеет, по крайней мере, три аспекта :

· технико-экономический (связанный с угрозой истощения при­родных ресурсов);

· экологический (связанный с биологическим равновесием человеческого общества с природой при глобальном загрязнении окружающей среды);

· социально-политический , (эти проблемы связаны с необходимостью их решения не только в рамках отдельных регионов и даже стран, но и в глобальном масштабе, охватываю­щем человечество в целом).

Академик А. В. Сидоренко, формулируя задачи, стоящие перед наукой в области охраны окружающей природной среды, писал: «Некоторые „охранители природы" выступают за сохра­нение природы в девственном состоянии, за то, чтобы оставить неприкосновенной природу в условиях непрерывно развивающей­ся созидательной деятельности человека. На самом же деле необ­ходимо найти такие методы ведения хозяйства, которые учиты­вали бы природные равновесия в сторону либо минимальных вредных последствий, либо приводили бы к улучшению природ­ного потенциала».

Развивая высказанную мысль, можно сформулировать сущность понятия «охрана окружающей природной среды».

Охрана природы (окружающей природной среды) - систе­ма международных, государственных и общественных меро­приятий, направленных на рациональное использование, вос­производство и охрану природных ресурсов, на улучшение со­стояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.

Иначе говоря, охрана природы- система мероприятий по оптимизации взаимоотношений чело­веческого общества и природы. В природоохранной деятельно­сти различают охрану атмосферы, вод, недр, почв, раститель­ности, животного мира.

Природопользование и охрана природы очень тесно связаны между собой. Это видно уже из определений этих понятий. Поэтому в одних случаях охрану природы рас­сматривают как составную часть природопользования, в дру­гих - эти понятия не различают. Это зависит от того, что в конкретном случае подразумевают под природопользованием.

В зависимости от последствий хозяйственной деятельнос­ти человека различают природопользование нерациональное и рациональное.

Нерациональное природопользование ве­дет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе.

Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая матери­альная заинтересованность производителей, низкая экологичес­кая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политичес­ких, экономических, социальных, нравственных и др.

Рациональное природопользование - это система деятельности человека, обеспечивающая наиболее эффективный режим воспроизводства и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей; Это - комплексное научно обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

Рациональное природопользование обязывает рассматри­вать природные (экологические) процессы и хозяйственную дея­тельность человека как единую биоэкономическую систему «производство - окружающая среда». Следовательно, проблема управления общественным производством перерастает в не­сравнимо более сложную проблему управления биоэкономической системой. В самом общем виде она может быть сформулирована следующим образом: выбрать такое соотношение между достигнутым уровнем мощностей технологических си­стем и темпами их роста, которое обеспечило бы сохранение качества окружающей среды в определенных строго заданных пределах.

Рациональный подход природопользования должен опирать­ся на два фундаментальных принципа :

1. возможно полное использование природного ресурса,

2. доведе­ние неиспользованных отходов производства до такого состоя­ния, при котором они могут быть ассимилированы экологиче­скими системами.

Современная практика использования даров природы выра­ботала другиепринципы рационального природопользова­ния :

· исключение вредных выбросов и отходов в окружающую среду;

· применение во всех отраслях народного хозяйства безотход­ных технологий и замкнутых циклов водопотребления;

· комплексное использование минеральных ресурсов;

· полная оценка геологических условий в промышленном строительстве;

· улучшение условий жизни людей во всех регионах страны за счет сохранения и улучшения окружающей среды, к главным компонентам которой относятся чистый воздух, чистая вода, солнечный свет и умеренная температура, а также красота и величие природы, влияющие на психологический настрой чело­века.

Теоретическим фундаментом рационального природопользо­вания и охраны природы в первую очередь является экология. Конечная цель рационального природопользования и ох­раны природы - обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д., для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.

Право природопользования понимается в двух зна­чениях. В объективном смысле право природопользования - это совокупность правовых норм, регулирующих отно­шения по поводу использования и охраны природных ресурсов.

Выделяют следующие группы отношений в сфере природопользования:

· отношения собственности на природные ресурсы;

· отношения пользования природными объектами;

· отношения по поводу охраны природных ресурсов.

В субъективном смысле право природопользования - это совокупность прав и обязанностей конкретного природопользователя по использованию и охране природно­го объекта. Субъектами права природопользования могут быть юридические и физические лица.

Право природопользования производно от права соб­ственности на природные ресурсы. Природопользователи осуществляют свое право либо в силу принадлежаще­го им права собственности на природный объект, либо на основе предоставляемого собственником природных ре­сурсов титульного права пользования природным объек­том, например, права аренды, права постоянного или временного пользования и т. д.

Объектами субъективного права приропользования являются конкретные природные объекты или их части, участки. Объектом права природопользования могут являться лишь те природные объекты, которые могут быть инди­видуализированы в установленном правовом порядке. Та­кими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса. В предмет права природопользова­ния не входят, например, отношения пользования атмос­ферным воздухом для дыхания, пользование солнечной энергией для удовлетворения физиологических потреб­ностей. Эти отношения составляют предмет регулирова­ния природоохранительного права. Содержание права природопользования составляют права и обязанности природопользователей и правоотно­шения, направленные на осуществление названных прав и обязанностей.

Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной заинтере­сованности в осуществлении мер природоохранного характера. Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономи­ческого стимулирования можно определить как меры заинтересо­ванности и меры ответственности. Экономический механизм при­родопользования должен не только противодействовать наруше­ниям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, способствующие сохранению природной среды.

В основе экономических механизмов лежит принцип максимальной прибыли, который стимулирует участников рынка к минимизации издержек. Надо отметить, что такой стимул действителен только в условиях конкурентного рынка, а значит, наипервейшая задача при реализации экономической программы защиты окружающей среды - создание конкурентной среды во всех отраслях природопользования.

Суммарные расходы субъекта на эксплуатацию какого-либо природного ресурса будут складываться из следующих затрат:

· Плата за ресурс (лицензию, квоту)

· Штрафы за плохое использование ресурса

· Потери от загрязнения (падение урожая, снижение капитализации)

· Социальные потери (потеря доверия потребителей, недовольство персонала)

· Издержки на охрану природы

Уровень нагрузки на окружающую среду будет обратно пропорционален издержкам на охрану природы, а размер остальных потерь - находится в нелинейной зависимости от этой нагрузки.

Схематично эту зависимость можно представить в виде графика (рис. 10).

Рисунок 10. График зависимости затрат и нагрузки на окружающую среду

Кривые характеризуют затраты на охрану природы, плату за ресурс и другие расходы (штрафы, потери). Расходы субъекта на ведение природопользовательской деятельности будут составлять сумму этих функций и достигать минимума в точке V 3 . Соответственно, необходимо, чтобы точка V 3 соответствовала ассимиляционному потенциалу окружающей среды (АПОС), а средства, полученные в виде платы за загрязнение, направлялись на увеличение этого потенциала.

Таким образом, для экономического стимулирования рационального природопользования, необходимо оценить ассимиляционный потенциал среды в отношении конкретного вида загрязнения, построить кривую затрат на его очистку и кривую потерь самого пользователя от загрязнения, а затем выработать систему оплаты и штрафов, чтобы сумма расходов достигала минимума на уровне АПОС.

Введение штрафов и платы за пользование природных ресурсов, является самым очевидным, но не самым оптимальным методом экономической стимуляции. Как известно, подобные платежи очень сложно и дорого администрировать, кроме того они создают предпосылки для роста коррупции, поэтому необходимо прилагать усилия к повышению экологической сознательности и социальной ответственности населения. Создание системы экологического образования, повышение информированности общества об экологической обстановке, поддержка общественных природоохранных организаций могут принести значительный эколого-экономический эффект

Система экономических механизмов охраны природы и окружающей че­ловека среды включает:

· ведение кадастров;

· планирование и финансирование приро­доохранных мероприятий;

· установление лимитов использова­ния природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

· установление нормативов платы и размеров платежей за ис­пользование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязня­ющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и дру­гие виды вредного воздействия;

· экологическое страхование;

· эколого-экономическое стимулирование.

Кадастры природных ресурсов - это систематизированные сво­ды или своеобразные банки данных, включающие качественные и количественные описания ресурсов, а в ряде случаев и их эколого-экономическую оценку. Они необходимы для организации эффективного использования ресурсов, рационального размеще­ния и определения специализации хозяйственных объектов, для проведения природоохранных мероприятий. На базе кадастров определяют экономическую оценку природных ресурсов, их про­дажную цену, стоимость мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

К составлению кадастров сложились два основных подхода - отраслевой (по отдельным видам природных ресурсов) и регио­нальный (по республикам и областям России). К отраслевым кадастрам можно отнести земельный, полезных ис­копаемых, водный, лесной.

Наиболее обстоятельно разработан земельный кадастр . Он включает сведения о природном, хозяйственном и правовом по­ложении земель, данные по видам землепользования, качествен­ную и количественную характеристику земель по видам угодий, качественную оценку (бонитировку) почв, экономическую оцен­ку земель. Материалы кадастра применяют при планировании использования земель, распределении их по целевому назначению (в случае предоставления или изъятия), при определении плате­жей за землю и оценке степени рационального использования зе­мель. Ведением земельного кадастра занимается Государствен­ный комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ.

Кадастр полезных ископаемых включает сведения о ценности каждого месторождения, качественные и количественные харак­теристики ресурсов, горнотехнические, экономические, эколо­гические условия их разработки. Его материалы находятся в веде­нии Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).

Водный кадастр представляет собой систематизированный, постоянно пополняемый и уточняемый свод сведений о водных объектах, составляющий единый государственный водный фонд. Он содержит данные о запасах, режиме, качестве и использовании вод. Кадастр состоит из трех разделов:

1. поверхностные воды (реки и каналы; озера и водохранилища; качество вод суши; селе­вые потоки; ледники; моря и морские устья рек);

2. подземные воды;

3. использование вод.

В рамках водного кадастра на базе на­блюдений, которые ведутся Росгидрометом, создаются банк дан­ных о водных ресурсах и автоматизированная информационная система. На основе материалов кадастра определяют целевое ис­пользование вод, проводят паспортизацию водных объектов, изъя­тие из хозяйственного оборота наиболее ценных вод, вводят огра­ничительные меры с целью охраны водоисточников.

Лесной кадастр составляет Министерство природных ресурсов России. Он содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качествен­ной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и кате­гории лесов по их защищенности, дает экономическую оценку лесных ресурсов. Материалы кадастра используются для определе­ния экономической и экологической значимости лесов, при вы­боре сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов вы­сокопродуктивными лесными угодьями.

Функции кадастров выполняют реестры охотничьих животных и рыбных запасов, на основе которых ведут количественный и качественный учет животных охотничьего фонда и рыбных ресур­сов, устанавливают ограничения охоты и вылова на те виды, ко­торые проявляют устойчивые тенденции к сокращению популя­ций. Поставлен вопрос о создании кадастра ландшафтов, ведутся работы по составлению свода данных об особо охраняемых при­родных объектах и территорий рекреационного назначения.

Природоохранные мероприятия планируют с учетом государ­ственных прогнозов социально-экономического развития, феде­ральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации на основе научных исследований, направленных на решение задач в области охраны природы. Эко­логические программы и мероприятия по сохранению природной среды финансируют за счет республиканского бюджета, бюджета регионов, средств предприятий, учреждений и организаций, эко­логических фондов, банковских кредитов и др.

Финансирование природоохранных ме­роприятий, включая экологические программы различных уровней, проводится из следующих источников:

· бюджеты всех уровней;

· средства предприятий, учреждений и организаций;

· фонды экологического страхования;

· кредиты банков;

· займы в инвалюте;

· средства населения, включая добровольные взносы ино­странных юридических лиц и граждан.

Лимиты в области охраны окружающей среды - одна из форм экологических ограничений, представляющих собой установлен­ные предприятиями-природопользователями на определенный срок объемы предельного использования природных ресур­сов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природу и разме­щения отходов производства. При их введении деятельность пред­приятий в области природопользования некоторое время регули­руется не нормативами предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов, а индивидуально установлен­ными нормами, т.е. временно согласованными выбросами.

Долгое время природопользование в нашей стране было бес­платным, т.е. предприятия использовали землю, воду и другие природные ресурсы, а также загрязняли окружающую природную среду без всякой компенсации. Только в случае очень сильного загрязнения с катастрофическими последствиями для человека и природы они были вынуждены выплачивать штрафы. Такая безот­ветственность вела к нерациональному расходованию природных ресурсов. В то же время государству приходилось вкладывать боль­шие средства в разведку запасов подземных вод и полезных иско­паемых, в подготовку к их добыче, в посадку вырубленных лесов. В начале 90-х годов XX в. была введена платность природополь­зования, включающая плату за право пользования практически всеми природными ре­сурсами, за загрязнение окружающей природной среды, размеще­ние в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Цели платного природопользования :

· рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

· стимулирование деятельности по охране окружающей среды;

· выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

· формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов. Внесение пла­ты за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от мероприятий по охране окружающей среды и возме­щения ущерба. Условия и порядок использования природных ре­сурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей закрепляют в договоре и лицензии (разрешении) на комплексное природопользование.

Экологическое страхование - это создание за счет денежных средств предприятий, организаций, граждан спе­циальных резервных фондов (страховых фондов), предназна­ченных для возмещения ущерба, потерь, вызванных небла­гоприятными событиями, экологическими и стихийными бедст­виями, авариями и катастрофами. По сути это, во-первых, страхование ответственности объектов - потенциальных ви­новников аварийного, непреднамеренного загрязнения среды, а во-вторых, страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель такого страхования - наиболее полная компенсация нанесенного экологического вреда. Страховое возмещение включает компенсацию ущерба, расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в пригодное состояние, расходы по спасению жизни и имуще­ства лиц, которым в результате страхового события причинен вред.

В настоящее время основной задачей является формирова­ние правовой и нормативно-методической базы для введения экологического страхования и планирования эффективного использования резервов превентивных природоохранных ме­роприятий, образующихся в страховых компаниях.

Эколого-экономическое стимулирование - это составная часть экономического механизма, обеспечивающая заинтересованность, выгодность для предприятия и его работников природоохранной деятельности, которая включает:

· налогообложение,

· ценовую политику,

· финансово-кредитный механизм,

· государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих и оказывающих услуги экологического назначения,

· создание системы экологической сертификации, в т.ч. аккредитации органов по сертификации,

· формирование рынка экологических работ и услуг,

· проведение политики торговли правами на загрязнение,

· лицензирование использования ресурсов.

К мерам материального поощрения относятся:

· установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, умень­шается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);

· освобождение от налогообложе­ния экологических фондов и природоохранного имущества;

· при­менение поощрительных цен и надбавок на экологически чис­тую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов и других вредных веществ могут стоить дороже, а поэтому их выгоднее продавать и выращивать);

· применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществля­ющих меры по охране окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование).

К мерам материального наказания относятся:

· введение спе­циального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологи­чески опасных технологий (т. е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);

· штрафы за нарушения природоохранного законода­тельства.

Меры стимулирования в виде дополнительного премирования или, наоборот, лишения премии, вручения ценных подарков и других мер поощрения и наказания по результатам природо­охранной деятельности должны быть предусмотрены и для от­дельных работников предприятия, непосредственно принимающих в ней участие.

Помимо рассмотренных способов экономического стимулиро­вания природопользования следует выделить такой путь, как фор­мирование рынка естественных ресурсов (создание бирж ресурсов, проведение аукционов и конкурсов на их разработку и т.п.). Данный путь особенно актуален в условиях огромного природно­го богатства России и дефицита средств для его рационального использования и охраны. В связи с этим большое значение имеет совершенствование ценообразования в природоэксплуатирующих отраслях экономики. В частности, разумное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет экологического фактора в ценообразовании могли бы стимулировать производителей на режим ресурсосбережения. Еще один путь улучшения финансиро­вания охраны природы - создание внебюджетных экологических фондов, которые должны формироваться как поддерживающие финансовые структуры, дополняющие государственные затраты на экологические цели. Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий экологических ава­рий является страхование ответственности предприятий - источ­ников повышенного риска за причинение убытков вследствие тех­нологических сбоев или стихийных бедствий, приводящих к заг­рязнению окружающей среды.

Исследованные зависимости и тенденции показывают экологическую ущербность сложившихся мировых экономических отношений. Хрупкая экологическая стабильность начала рушиться, когда глобализация экономики привела к увеличению потребления в странах, ранее бывших сырьевыми придатками развитого западного общества.

Таким образом, для предотвращения экологического кризиса необходимо построение новой экономики, ориентированной на восстановление и поддержание экологического равновесия, и новой идеологии, снижающей значимость нематериальных ценностей.

Основами новой экономики должны стать:

· платность пользования возобновляемыми экологическими ресурсами, в том числе ассимиляционным потенциалом окружающей среды.

· высокая стоимость не возобновляемых ресурсов

· выпуск продукции с учетом ее последующей переработки

· повышенная ответственность за нерадивое использование природных ресурсов

· естественное снижение численности человеческой популяции.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие природопользования.

2. Охарактеризуйте уровни природопользования.

3. Каковы задачи природопользования?

4. Назовите причины ухудшения природной среды.

5. Что такое нерациональное и рациональное природопользование?

6. Охарактеризуйте принципы природопользования.

7. Что включает в себя система экономических механизмов охраны природы?

Характер взаимоотношений природы и человека изменялся с течением истории. Впервые о рациональном природопользовании начали всерьез задумываться где-то в середине ХХ века. Именно в это время антропогенное давление на окружающую среду стало максимальным. Что такое рациональное природопользование и каковы его принципы - об этом пойдет речь в данной статье.

Сущность понятия "природопользование"

Данный термин имеет две трактовки. Согласно первой, под природопользованием понимают комплекс мероприятий по использованию природных ресурсов с целью удовлетворения экономических, промышленных, лечебно-оздоровительных или иных потребностей человека.

Вторая трактовка предусматривает определение понятия "природопользование" как научной дисциплины. То есть это, по сути, теоретическая наука, изучающая и оценивающая процесс использования человеком природных ресурсов, а также разрабатывающая пути его оптимизации.

Сегодня принято выделять рациональное и нерациональное природопользование. О них мы и будем говорить далее, делая акцент на первом виде. Для полного понимания того, что такое рациональное природопользование, следует также разобраться в том, какие бывают виды природных ресурсов.

Классификация природных ресурсов

Под природными ресурсами понимают те объекты (или явления), не созданные человеком, которые используются им для удовлетворения целого ряда своих потребностей. К ним относятся полезные ископаемые, грунты, флора и фауна, поверхностные воды и т. д.

Все природные ресурсы по характеру их использования человеком можно поделить на следующие классы:

  • промышленные;
  • сельскохозяйственные;
  • научные;
  • рекреационные;
  • лечебные и т. д.

Их также делят на две большие группы:

  • неисчерпаемые (например, солнечная энергия, вода);
  • исчерпаемые (нефть, природный газ и т. п.).

Последние, в свою очередь, подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

Стоит отметить, что относить тот или иной ресурс к определенной группе можно лишь условно. Ведь даже наше Солнце не вечно и может в любой момент времени "погаснуть".

Рациональное природопользование предусматривает охрану и грамотное использование всех видов природных ресурсов и компонентов.

История природопользования

Взаимоотношения в системе "человек - природа" не всегда были одинаковыми и изменялись с течением времени. Можно выделить пять периодов (или вех), во время которых произошли самые важные изменения в этой системе отношений:

  1. 30000 лет назад. В это время человек полностью приспосабливался к окружающей его действительности, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством.
  2. Около 7000 лет назад - этап сельскохозяйственной революции. Именно в это время начинается переход человека от собирательства и охоты к обработке земли и скотоводству. Для этого периода характерны первые попытки преобразования ландшафтов.
  3. Эпоха средних веков (VIII-XVII ст.). В этот период нагрузка на окружающую среду заметно возрастает, зарождаются ремесла.
  4. Около 300 лет назад - этап промышленной революции, которая началась в Британии. Масштабы влияния человека на природу возрастают в разы, он пытается полностью приспособить её под свои нужды.
  5. Середина ХХ века - этап научно-технической революции. В это время отношения в системе "человек - природа" качественно и сильно изменяются, а все экологические проблемы заостряются.

Природопользование рациональное и нерациональное

Что же означает каждое из этих понятий и в чем их принципиальные различия? Стоит отметить, что рациональное и нерациональное природопользование - это два антипода, термины. Они полностью противоречат друг другу.

Рациональное природопользование подразумевает такой способ использования природной среды, при котором взаимодействие в системе "человек - природа" остается максимально гармонизированным. Основными признаками такого вида отношений являются:

  • интенсивное хозяйствование;
  • применение новейших научных достижений и разработок;
  • автоматизация всех производственных процессов;
  • внедрение технологий безотходного производства.

Рациональное природопользование, примеры которого мы приведем ниже, более характерно для экономически развитых стран мира.

В свою очередь, под нерациональным природопользованием понимают неразумное, несистематическое и хищническое использование той части природно-ресурсного потенциала, которая является наиболее доступной. Такое поведение приводит к быстрому истощению природных ресурсов.

Основными признаками такого вида природопользования являются:

  • отсутствие систематичности и комплексности в разработке конкретного ресурса;
  • большое количество отходов при производстве;
  • экстенсивное хозяйствование;
  • большой вред для окружающей среды.

Нерациональное природопользование наиболее характерно для стран Азии, Латинской Америки и для некоторых государств Восточной Европы.

Несколько примеров

Сначала рассмотрим несколько мероприятий, которыми можно описать рациональное природопользование. Примеры такой деятельности можно привести следующие:

  • повторная переработка отходов, создание и усовершенствование безотходных технологий;
  • создание природных заповедников, национальных парков и резерватов природы, в которых полным ходом (не на словах, а на деле) осуществляется охрана флоры и фауны региона;
  • рекультивация территорий, которые пострадали от промышленной разработки недр, создание культурных ландшафтов.

В свою очередь, можно привести и несколько самых ярких примеров нерационального отношения человека к природе. Например:

  • бездумная вырубка лесных массивов;
  • браконьерство, то есть истребление отдельных (редких) видов животных и растений;
  • выброс неочищенных стоков, осознанное загрязнение вод и грунтов промышленными или бытовыми отходами;
  • хищническая и агрессивная разработка доступных недр и т. д.

Принципы рационального природопользования

На протяжении многих десятков лет ученые и экологи разрабатывали те принципы и условия, которые смогли бы помочь оптимизировать взаимоотношения человека и природы. Основы рационального природопользования кроются, прежде всего, в эффективном хозяйствовании, которое не провоцирует глубоких и серьезных изменений в окружающей среде. При этом природные ресурсы используются максимально полно и систематично.

Можно выделить основные принципы рационального природопользования:

  1. Минимальное (так называемый "нулевой уровень") потребление природных ресурсов человеком.
  2. Соответствие объема природно-ресурсного потенциала и антропогенной нагрузки на окружающую среду для конкретного региона.
  3. Сохранение целостности и нормального функционирования экосистем в процессе их производственного использования.
  4. Приоритетность экологического фактора перед экономической выгодой на долгосрочную перспективу (принцип устойчивого развития региона).
  5. Согласование хозяйственных циклов с природными.

Пути реализации этих принципов

Существуют ли способы реализации перечисленных принципов? Можно ли решить все проблемы рационального природопользования на практике?

Пути и способы реализации принципов природопользования на самом деле существуют. Их можно свести к следующим тезисам:

  • глубокое и комплексное изучение особенностей и всех нюансов освоения природных ресурсов;
  • рациональное размещение на территории промышленных предприятий и комплексов;
  • разработка и внедрение эффективных региональных систем хозяйствования;
  • определение комплекса природоохранных мероприятий для каждого региона;
  • мониторинг, а также прогнозирование последствий того или иного вида хозяйственной деятельности человека.

Экономика и экология: соотношение понятий

Эти два понятия тесно связаны друг с другом. Не зря же у них и корень один - "ойкос", что в переводе означает "дом, жилище". Однако многие до сих пор не могут осознать, что природа - это наш общий и единственный дом.

Понятия "экология" и "рациональное природопользование" практически тождественны. Наиболее доходчиво их могут раскрыть так называемые парадигмы экологического природопользования. Всего их три:

  1. Минимизация воздействия человека на природу в процессе использования природных ресурсов.
  2. Оптимальное (полное) использование конкретного ресурса.
  3. Максимально возможное извлечение пользы из конкретного природного ресурса для улучшения благосостояния общества.

В заключение

Рациональное природопользование и охрана природы - понятия, которые стали необычайно важными на пороге нового тысячелетия. Человечество впервые всерьез задумалось о последствиях своей деятельности и о будущем нашей планеты. И очень важно, чтобы теоретические принципы и декларации не расходились с реальными делами. Для этого нужно, чтобы каждый житель Земли осознавал всю важность правильного и рационального экологического поведения.

Для построения гармоничных отношений природы и человечества ему необходимо предварительно решить три важнейшие задачи.

Первая состоит в формировании нового типа социального и экологического мышления, которое должно базироваться на новых моральных критериях общественного развития, исключающих чи­сто утилитарный подход к природе.

Вторая задача состоит в обеспечении широкой гласности и освещения социально-экологических проблем, сопровождающих развитие человеческой цивилизации. Скрывая от людей информацию об условиях их существования, например, о степени загрязнения среды обитания, органы власти не смогут рассчитывать на общественность при необходимости решения крупных вопросов.

Третьей задачей является построение такого хозяйственного механизма природопользования, который обеспечивал бы наиболее полное согласование индивидуальных, коллективных и государственных интересов в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Согласно Н.Ф. Реймерсу (1990 г.), рациональное природопользование - система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

То есть, рациональное природопользование - высокоэффективное хозяйствование, которое не приводит к резким изменениям природно-ресурсного потенциала и к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, в частности сводит до минимума нарушение естественных круговоротов веществ.

Несмотря на тесную связь экологии с природопользованием, эти термины не следует смешивать. Природопользование (здесь имеется в виду только рациональное), основываясь на экологических законах и принципах, является в большей степени одной из сфер экономики, постоянно требующих новых подходов для решения назревших проблем.

Основные принципы рационального природопользования - это изучение, охрана, освоение и преобразование различных типов ресурсов окружающей природной среды.

Здесь изучение ресурсов означает учет и оценку, прогноз развития, разработку системы управления и использования ресурсов. Охрана ресурсов среды означает поддержание их качеств, благоприятных для ведения хозяйства, а преобразование - их улучшение (мелиорация, рекультивация земель и др.). В понятие о рациональном освоении природных ресурсов и условий входит наиболее полное использование достоинств среды и экономичное получение энергии, сырья.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях экономия сырья и топлива по все большему числу позиций становится экономически гораздо предпочтительнее, нежели дальнейшее наращи­вание объемов их производства. Наглядным примером здесь может служить Япония. В этой стране после нефтяного кризиса 1973 г. главной задачей правительства стала экономия энергетических ресурсов. В результате такой политики потребности в энергии возросли в 1984 г. всего на 7-8% по сравнению с 1973 г., в то время как валовый национальный продукт увеличился более чем в 2 раза.

Современное человечество в целом пока опирается на экстенсивный тип природопользования, при котором рост производства осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природные комплексы, причем эта нагрузка растет заметно быстрее, чем увеличивается масштаб производства. Общая нагрузка на природные системы, обусловленная антропогенной деятельностью, стала превышать их потенциал самовосстановления (самоочищения), что во многих случаях затронуло природные системы планетарного уровня и все важнейшие экологические системы планеты: Мировой океан, атмосферу, почвы, речные системы, леса, животный мир.

Все это определяет необходимость перехода к экологически сбалансированному природопользованию, когда общество контролирует все стороны своего развития с тем, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на природную среду не превышала самовосстановительного потенциала природных систем.

На рис. 3.2 приведены формы управления природопользованием.

Рис. 3.2 Формы управления природопользованием

Основными причинами истощения, загрязнения и разрушения природной среды, которые обусловлены антропогенной деятельностью на базе экстенсивного природопользования, являются, по мнению многих ученых, следующие:

1) ограниченность возможностей природной среды по переработке, очистке антропогенных отходов. Емкость ее не позволяет перерабатывать все возрастающие количества таких отходов, их накопление привело к глобальному загрязнению;

2) вследствие ограниченности территории планеты запасы полезных ископаемых, используемых человеком, постепенно расхо­дуются и перестают существовать. Тем самым человечество создало себе проблему изыскания альтернативных источников энергии и некоторых материалов;

3) в отличие от природного, созданные человеком производства являются отходными. Так, для обеспечения жизнедеятельности лишь одного человека ежегодно расходуется не менее 20 т природных ресурсов. Однако из них лишь около 5% идет на выработку чистой продукции, а остальное - отходы;

4) законы развития экосистем и биосферы в целом, на основе которых можно прогнозировать последствия антропогенной деятельности, человек, к сожалению, постигает в основном посред­ством накопления опыта ведения хозяйства, а это фактически метод «проб и ошибок».

У человечества, конечно, есть еще возможность заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, при этом понижается качество продукции. Следовательно, одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида («человека разумного») является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Отсюда вытекает важнейшая задача современной цивилизации - скорейший переход к контролируемому использованию природных ресурсов и систем с максимально возможным их сбережением.

    Мониторинг окружающей среды

Под экологическим мониторингом (мониторингом окружающей среды) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Экологический мониторинг является основным способом выявления информации о качестве окружающей среды, необходимой для подготовки органами управления решений на обеспечение экологической безопасности объектов инфраструктуры в условиях негативного воздействия на них экологических факторов, а также управление их деятельностью по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Рис 4.1. Структура информационного поля системы мониторинга.

Система экологического мониторинга объектов включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также мониторинг объектов животного мира и состояния недр территорий.

Осуществление экологического мониторинга позволяет решать следующие задачи :

наблюдение за качеством окружающей среды;

выявление фактов угрозы негативного воздействия или воздействия неблагоприятных экологических факторов на объекты, а также источников и причин возникновения этих факторов;

наблюдение за источниками природного и антропогенного воздействия на окружающую среду;

выявление фактов угрозы применения экологического оружия, а также воздействий на окружающую среду, запрещенных нормами международного права;

выявление предпосылок к экологическим последствиям чрезвычайных ситуаций, прогноз и определение их характеристик;

оценка и прогноз развития экологической обстановки, а также негативного воздействия экологических факторов на функционирование объектов инфраструктуры;

оценка негативного воздействия деятельности и функционирования объектов инфраструктуры на окружающую среду, рациональности использования и воспроизводства природных ресурсов;

оценка экологических последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и разработка рекомендаций по их ликвидации;

обеспечение органов управления данными:

    об экологической обстановке и прогнозе ее развития;

    о фактах угрозы или применения экологического оружия;

    о фактах угрозы или применения воздействий на окружающую среду, запрещенных нормами международного права;

    об экологических последствиях чрезвычайных ситуаций;

    о состоянии охраны окружающей среды и использованию и воспроизводству природных ресурсов;

    защите объектов инфраструктуры, окружающей среды от негативного воздействия экологических факторов в условиях неблагоприятной экологической обстановки;

    защите объектов инфраструктуры и окружающей среды от поражающих факторов экологического оружия и воздействий на окружающую среду, запрещенных нормами международного права;

    предупреждению и устранению экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

    охране окружающей среды, организации рационального использования и воспроизводству природных ресурсов;

формирование информационных ресурсов о состоянии окружающей среды, по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

осуществление информационного взаимодействия по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга с организациями специально уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих организацию и осуществление экологического мониторинга, в пределах предоставленной им законодательством Российской Федерации компетенции.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется для принятии решений на:

обеспечение требуемого уровня функционирования объектов инфраструктуры в условиях угрозы и негативного воздействия на них экологических факторов;

предотвращение угрозы возникновения и ликвидацию неблагоприятных экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

обеспечение защиты окружающей среды от негативного воздействия на нее с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и норм международного права по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

организацию и осуществление деятельности объектов инфраструктуры по охране окружающей среды, по рациональному использованию и воспроизводству ими природных ресурсов.

Результаты анализа информации мониторинга используются органами военного управления также при:

разработке программ и средств обеспечения экологической безопасности, целевых и инвестиционных программ экологического развития территорий;

организации и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов этих территорий;

создании и совершенствовании инфраструктуры Российской Федерации

планировании и осуществлении мероприятий по экологическому контролю;

разработке прогнозов и принятии решений на социально-экономическое развитие объектов РФ;

подготовке данных о состоянии и охране окружающей среды на объектах РФ для ежегодного Государственного доклада.

Система экологического мониторинга Российской Федерации (далее Система), является измерительно-информационной системой и представляет собой совокупность правовых, нормативных, организационных, методических документов, технических, математических, программных, информационных и других средств, предназначенных для:

слежения за качеством окружающей среды, отклонениями эксплуатационных характеристик объектов инфраструктуры в целом от нормативов безопасного воздействия на окружающую среду;

регистрации, сбора, обработки результатов наблюдений, оценки и прогноза экологической обстановки по результатам наблюдений, разработки рекомендаций органам управления по защите от воздействий неблагоприятных экологических факторов, организации деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, обеспечения этой информацией должностных лиц органов управления установленным порядком.

Структурное и функциональное построение Системы производится, исходя:

из целей и задач экологического мониторинга на объектах РФ;

принципов создания и функционирования систем;

особенностей организационной и административно-территориальной структуры, функциональных задач, видов и режимов деятельности и структурных единиц организационной и административно-территориальной структуры;

особенностей информационной технологии выполнения должностными лицами органов управления различных уровней и звеньев возложенных на них задач и функций по обеспечению экологической безопасности, при обработке информации результатов наблюдения и контроля состояния окружающей среды, оценки и прогноза экологической обстановки, ее влияния на окружающую среду;

видов экологических факторов, воздействий и загрязнителей, подлежащих наблюдению и измерению (ингредиентный, параметрический, биоценотический, стациально-деструкционный);

структурных компонентов биосферы (атмосфера, гидросфера, литосфера, биота);

среды, в которой функционируют средства размещения (носители) приборов и устройств наблюдения и регистрации качества окружающей среды (наземные, морские, авиационные, космические).

Система создается и функционирует с учетом реализации следующих основных принципов и требований:

руководства созданием и функционированием Системы экологического мониторинга;

соответствия структуры Системы иерархичной структуре Российской Федерации;

соответствия режимов функционирования Системы режимам деятельности;

системности;

применения принятых на снабжение информационно-измерительных систем и средств, а также средств промышленного применения, позволяющих производить наблюдения, выявление негативных воздействий экологических факторов, измерение и оценку значений показателей параметров и характеристик качества окружающей среды в интересах выполнения задач, возложенных на Систему;

применения единого информационного пространства Российской Федерации для передачи, обработки и документирования данных в Системе;

проведения оценки и прогнозирования развития экологической обстановки с учетом данных, получаемых от федеральных, территориальных (региональных), местных и локальных организаций специально уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих организацию и осуществление экологического мониторинга и государственной сети наблюдений;

информационной и функциональной совместимости с другими системами управления;

открытости системы;

унификации составных частей Системы (элементов, блоков, изделий, программных продуктов);

непрерывности функционирования;

предохранения сведений, составляющих государственную и военную тайну, от несанкционированного доступа к ним и разглашения, а также от разрушения информации, хранящейся в базах данных.

Основу организационной структуры Системы составляют системы экологического мониторинга.

Система экологического мониторинга каждой единицы организационной структуры, в общем случае, состоит из следующих основных функциональных подсистем:

1. Наблюдения, измерения, оценки и прогнозирования значений показателей параметров и характеристик:

источников негативного воздействия на компоненты окружающей среды;

состояния зон прямого воздействия источников негативного воздействия на окружающую среду (импактный мониторинг );

качества атмосферного воздуха, водных объектов (поверхностных и подземных вод) и почв территории (мониторинг абиотических сред );

качества атмосферного воздуха, воды, придонного слоя акваторий водных объектов;

качества земель и недр земли;

качества земной поверхности и водных объектов, в части их механических загрязнений твердыми отходами бытовой деятельности, а также стациально-деструкционных изменений ландшафта местности и геологической структуры из-за негативного воздействия на них сейсмических, тепловых и других экологических факторов;

растительности территорий и лесов;

воздействий неблагоприятных экологических факторов;

2. Наблюдения, измерения, оценки и прогнозирования значений показателей параметров и характеристик негативных воздействий на окружающую среду;

3. Сбора, обработки и выдачи данных результатов наблюдений, а также информационного взаимодействия с государственными информационно-измерительными системами, а также с автоматизированными системами РФ;

4. Управления функционированием Системы экологического мониторинга РФ.

Функциональная структура может быть дополнена другими функциональными подсистемами, учитывающими особенности, а также ожидаемые последствия от негативного воздействия их деятельности на окружающую среду.

Функционирование указанной Системы и ее структурных и функциональных систем (подсистем) обеспечивается следующими средствами:

инструментального экологического контроля качества окружающей среды;

биоиндикации и биоконтроля качества окружающей среды;

сбора, обработки информации результатов наблюдений;

передачи информации результатов наблюдений по назначению;

управления функционированием Системы в целом и единицами ее структуры.

Поддержание средств Системы в установленной степени готовности к применению и применение их по назначению возлагается на персонал, привлекаемый к организации и осуществлению мониторинга.

Средства инструментального экологического контроля (СИЭК) . Они предназначены для наблюдения и контроля качества окружающей среды, выявления негативного воздействия экологических факторов на объекты инфраструктуры и окружающую среду. К ним относятся:

специальные средства инструментального экологического контроля экологической службы;

средства наблюдений, измерений и контроля;

организационно-методические документы, устанавливающие порядок организации и проведения наблюдений с применением средств инструментального экологического контроля.

Для проведения наблюдений с применением средств инструментального экологического контроля привлекается персонал служб, в табели к штатам которых включены эти средства.

Средства инструментального экологического контроля изготовляются в стационарном, мобильном или в носимом, исполнении и могут быть наземного, морского (берегового или корабельного), воздушного (вертолетного или самолетного) и космического базирования.

Организационно-методические документы, определяющие порядок организации и проведения наблюдений, включают совокупность документов, устанавливающих методы, порядок и правила проведения измерений и наблюдений, а также права и обязанности должностных лиц при их выполнении.

Принципы создания и применения средств инструментального экологического контроля определяются отдельным положением.

Специальными средствами Системы инструментального экологического контроля являются отдельные приборы, устройства, комплекты и системы, разработанные и принятые на снабжение экологической службы, с целью применения их для наблюдения и выявления негативных воздействий экологических факторов, а также определения качества окружающей среды (ее отдельных компонентов) в интересах оценки их влияния на функционирование объектов инфраструктуры. Поддержание специальных средств инструментального экологического контроля в готовности к применению и применение их по назначению возлагается на экологическую службу.

Среди технических средств мониторинга укладка эколога, подвижные и стационарные лаборатории, судовые лаборатории.

Укладка эколога (рис. 4.2) предназначена для оснащения экологических служб отдельных объектов и экологических лабораторий космодромов и полигонов. Ее достоинствами являются небольшие габариты (2636106 см) и масса (16,5 кг), модульность конструкции и удобство применения.

Модульность конструкции позволяет осуществлять раздельное применение технических средств для отбора и анализа проб почвы, воды, воздуха как в составе укладки, так и в составе подвижных и стационарных лабораторий.

В состав укладки входят следующие основные модули:

      «ПОЧВА» -для отбора проб почвы (масса около 5,0 кг);

      «ВОЗДУХ» -для отбора проб и экспресс-анализа выбросов приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (масса около 3,0 кг);

      «ВОДА» -для отбора, консервации и экспресс-анализа проб воды и донных отложений (масса около 4,5 кг);

      «ТЕРМОКОНТЕЙНЕР» -для консервации, охлаждения, транспортировки проб воды и почвы (масса около 3,0 кг).

Кроме того, в состав укладки входят планшет со вспомогательными средствами измерения и регистрации и жилет для ношения предметов общего назначения.

Судовая лаборатория “ГВОЗДЬ-К”. Для контроля загрязнения водных объектов разработана судовая лаборатория “ГВОЗДЬ-К”. Она позволяет производить контроль приповерхностного слоя воды, отбор проб из придонного слоя и донного грунта, а также с любого водного горизонта. Кроме того, в состав судовой лаборатории входят система вычислительной техники и спутниковой навигации, комплекс устройств для дистанционного обнаружения пленок нефтепродуктов и измерения их толщины, а также комплект оборудования для проведения гидрохимического анализа.

error: