Типология общества. Новейший философский словарь что такое традиционное общество, что означает и как правильно пишется Традиционном виде

Традиционное общество - социологическое понятие

Изучение различных форм человеческой деятельности обуславливает то, что некоторые из них определяются как наиболее значимые и базовые для характеристики разных типов общества. Довольно часто таким фундаментальным понятием является общественное производство. Начиная с 19 века, многие философы, а затем и социологи выдвигали идеи о том, что разные виды этой деятельности обуславливают идеологию, массовую психологию и социальные институции.

Если по Марксу таким базисом являются производственные отношения, то сторонники теорий индустриального и постиндустриального общества считали более фундаментальным понятием продуктивные силы. Однако первой стадией развития социума они называли традиционное общество.

Что это значит?

В специальной литературе нет точного определения этого понятия. Известно, что так для удобства обозначали стадию, которая предшествует индустриальному обществу, начавшему развиваться с 19 века, и постиндустриальному, в котором мы живем сейчас. Что же это за тип социума? Традиционное общество - это некий вид взаимоотношений между людьми, который имеет слабую или неразвитую государственность, а то и вовсе характеризуется отсутствием последней. Этот термин также употребляют при характери

стике сельских, аграрных структур, которые находятся в ситуации изоляции или стагнации. Экономику таких обществ описывают как экстенсивную, полностью зависящую от капризов природы и основанную на скотоводстве и обработке земли.

Традиционное общество - признаки

Это прежде всего практически полное отсутствие промышленности, устойчивых связей между различными секторами, патриархальная культура, основанная на преобладании религиозных догм и традиций, а также устоявшихся ценностей. Одним из главных цементирующих аспектов такого социума называют диктат коллективных устремлений над индивидуальными, жесткую иерархическую структуру, а также неизменность уклада жизни, возведенного в абсолют. Им управляют неписаные законы, за нарушение которых полагаются весьма суровые наказания, а наиболее сильным рычагом регламентации поведения его членов являются семейные связи и обычаи.

Традиционное общество и историки

Эта теория не приобрела популярности среди историков, которые упрекали социологов в том, что подобная социальная структура является «плодом ученого воображения» или же существует в маргинальных системах, таких как племена аборигенов Австралии или провинциальные деревни в африканских или ближневосточных государствах. Социологи представляют традиционное общество в качестве некоего этапа развития человечества, господствовавшего до 19 века. Тем не менее, ни Древние Египет или Китай, ни античные Рим и Грецию, ни средневековую Европу или Византию нельзя представить, как полностью соответствующие этому определению. Более того, многие признаки индустриального или даже постиндустриального общества, такие как писаное право, преимущество взаимоотношений между людьми над отношениями «человек-природа», сложная система управления и социальные структуры присутствовали и в ранний период времени. Как это можно объяснить? Дело в том, что понятие традиционного общества используется социологами для удобства, чтобы иметь возможность охарактеризовать изменения, произошедшие в индустриальную эпоху.

не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изме- няющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным и избегаться многими социологами. См. Аграрная цивилизация

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально-культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций, это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития "присваивающего" хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию "неолитической революции", могут быть не менее и даже более значительными, чем между "доиндустриальными" и "индустриальными" обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики прединдустриальной стадии развития используется более адекватная нежели, нежели понятие "Т.О.", терминология - "аграрное", "аграрно-письменное общество" и т.д.

Нам, людям практических из будущего, крайне трудно бывает понять людей традиционного уклада жизни. Это обусловлено тем, что мы выросли в иной культуре. Однако понять людей традиционного общества крайне полезно, ведь такое понимание делает возможным диалог культур. К примеру, приехали вы отдыхать в такую традиционную страну, вы должны понимать местные обычаи и традиции, и уважать их. Иначе никакого отдыха не получится, а будут лишь сплошные конфликты.

Признаки традиционного общества

Т радиционное общество — это общество, в котором вся жизнь подчинена . Кроме этого оно имеет следующие признаки.

Патриархальность — примат мужского начала над женским. Женщина в традиционном плане существо не совсем полноценное, более того, она — исчадие хаоса. Да и при прочих равных условиях, кто добудет больше пропитания мужчина или женщина? Скорее всего мужчина, конечно, если мы опустим «женщинизированных» представителей мужского пола.

Семья в таком социуме будет стопроцентно патриархальной. Примером такой семьи может быть та, на которую ориентировался протопоп Сильвестр, когда писал свой «Домострой» в 16 веке.

Коллективизм — будет еще одним признаком такого социума. Индивид здесь ничего не значит перед лицом рода, семьи, тэйпа. И это обоснованно. Ведь традиционное общество было развито там, где было крайне трудно достать пропитание. А значит только вместе можно обеспечить себя. В силу этого решения коллектива гораздо важнее любого индивида.

Аграрное производство и натуральное хозяйство будут признаками такого общества. Что сеять, что производить говорит традиция, а не целесообразность. Вся экономическая сфера будет подчинена обычаю. Что людям мешало осознать какие-то другие реалии и привнести новшества в производство? Как правило это были серьезные климатические условия, благодаря которым традиция доминировала: раз наши отцы и деды вели именно так хозяйство, с какой стати мы должны что-то менять. «Не нами придумано, не нам и менять» — , так думает человек, живущей в таком обществе.

Существуют и другие признаки традиционного общества, которые мы более детально рассматриваем на курсах подготовки к ЕГЭ/ГИА:

Страны

Итак, традиционное общество, в отличие от индустриального, отличается приматом традиции и коллектива. Какие же страны можно назвать таковыми? Как это ни странно, но многие современные информационные общества можно отнести одновременно к традиционным. Как это возможно?

Вот, к примеру возьмем Японию. Страна крайне развитая, и одновременно в ней сильно развиты традиции. Когда японец приходит к себе домой, он находится в поле своей культуры: татами, сёдзи, суши — все это является неотъемлемой частью интерьера японского жилища. Японец, снимает повседневный деловой костим, как правило, европейский; и надевает кимоно — традиционную японскую одежду, очень просторную и комфортную.

Китай — также очень традиционная страна, и вместе с этим относящаяся к . К примеру, за последние пять лет в Китае было построено 18 000 мостов. Но вместе с тем, существуют деревни, где сильно чтут традиции. Сохранились монастыри Шаолинь, тибетские монастыри, которые неукоснительно соблюдают древние китайские традиции.

Приезжая в Японию или Китай ты будешь чувствовать себя чужаком — гайдзином или ляованем соответственно.

К таким же традиционным странам можно отнести Индию, Тайвань, страны Юго-Восточной Азии, страны Африки.

Предчувствую ваш вопрос, дорогой читатель: все-таки традиция это плохо или хорошо? Лично я считаю, что традиция — это хорошо. Традиция позволяет нам вспомнить, кто мы такие. Она позволяет помнить, что мы не покемоны и не просто люди из ниоткуда. Мы — потомки людей, которые жили до нас. В заключение хочу привести слова из японской пословицы: «По поведению потомков можно судить об их предков». Думаю, теперь вы понимаете, почему страны Востока традиционные страны.

Как всегда, жду ваших комментов 🙂

С уважением, Андрей Пучков

Понятие традиционного общества

В процессе исторического развития примитивное общество преобразуется в традиционное общество. Толчком к его возникновению и развитию послужила аграрная революция и возникшие в связи с ней социальные изменения в обществе.

Определение 1

Традиционное общество можно определить как общество с аграрным укладом, основанное на четком соблюдении традиций. Поведение членов данного общества строго регламентировано обычаями и нормами характерными для данного общества, важнейшими устойчивыми социальными институтами, такими как семья, община.

Особенности традиционного общества

Рассмотрим особенности развития традиционного общества с помощью характеристики его основных параметров. Особенности характера общественного устройства в традиционном обществе обусловлены появлением избыточного и прибавочного продуктов, что в свою очередь обозначает возникновение оснований для образования новой формы социального устройства – государства.

Формы правления в традиционных государствах, в основе своей носят авторитарный характер – это власть одного правителя или узкого круга элиты – диктатура, монархия или олигархия.

В соответствии с формой правления существовал и определенных характер участия членов общества в управлении его делами. Само возникновение института государства и права обусловливает необходимость возникновения политики и развитие политической сферы жизнедеятельности общества. В данный период развития общества наблюдается повышение активности граждан в процессе участия их в политической жизни государства.

Еще одним параметром развития традиционного общества является господствующий характер экономических отношений. В связи с появлением прибавочного продукта неизбежно возникает частная собственность и товарный обмен. Частная собственность оставалась господствующей на протяжении всего периода развития традиционного общества, менялся лишь ее объект в различные периоды его развития – рабы, земля, капитал.

В отличие от примитивного общества в традиционном обществе значительно усложнилась структура занятости его членов. Появляется несколько секторов занятости – земледелие, ремесло, торговля, все профессии связанные с накоплением и передачей информации. Таким образом, можно говорить о возникновении большего разнообразия сфер занятости членов традиционного общества.

Изменился и характер поселений. Возник принципиально новый тип поселений – город, который стал центром проживания для членов общества, занимающихся ремеслом и торговлей. Именно в городах сосредоточена политическая, промышленная и интеллектуальная жизнь традиционного общества.

Ко времени функционирования традиционной эпохи относится формирование нового отношения к образованию, как к особому социальному институту и характеру развития научных знаний. Появление письменности обуславливает возможность формирования научного знания. Именно в момент существования и развития традиционного общества были совершены открытия в различных научных сферах и заложен фундамент во многих отраслях научного знания.

Замечание 1

Очевидным минусом развития научных знаний в данный период развития общества являлось независимое развитие науки и техники от производства. Данный факт и служил причиной достаточно медленного накопления научных знаний и их последующего распространения. Процесс приращения научных знаний имел линейных характер и требовал значительного количества времени для накопления достаточного количества объема знаний. Люди, занимающиеся наукой, чаще всего делали это ради собственного удовольствия, их научные изыскания не подкреплялись потребностями общества.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уже несколько лет стоит вопрос, какой подход к анализу социальных явлений надо избрать: формационный или цивилизационный. Необходимо провести анализ данного подхода в изучении традиционного общества и государства, выявить все плюсы и минусы цивилизационного подхода.

Теоретическая разработанность темы закреплена в трудах многих ученых например таких, как А.Тойнби, О.Шпенглер, П.А.Сорокин, Г.Еллинек., У. Ростоу.

Исследованием данного подхода занимались такие ученные В.С. Степин, В.П Каряков, А. Панарин.

Традиционное общество в цивилизационном подходе изучают Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский.

Актуальность и теоретическая разработанность позволяют выделить объект исследования и предмет.

Объектом является начальная стадия цивилизационного процесса (доиндустриальная (аграрная)), рассматривая которую мы придем к более детальному познанию предмета исследования.

Предмет: Традиционное общество и аграрное государство в цивилизационном подходе типологии государств.

Объект и предмет позволяют наметить цель и задачи.

Целью исследования является подробно рассмотреть развитие традиционного общества и аграрного государства в рамках указанного подхода.

Задачи исследования:

1. Традиционное общество и аграрное государство;

2. Исследование проблемы цивилизационного подхода в типологии государств

Решение поставленных задач планируется осуществить использованием следующих методов: анализа, метод систематизации исторической базы.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами данного исследования и включает следующие части: введение, две основных части и заключение, список используемых источников и литературы.Во введении определена актуальность темы,теоретическая разработанность,определены объект и предмет исследования,поставлены цели и задачи, указаны методы.

традиционный общество цивилизационный государство

Развитие и становление традиционного общества

Традиционное общество -- общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный вклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

1. Традиционная экономика

2. Преобладание аграрного уклада;

3. Стабильность структуры;

4. Сословная организация;

5. Низкая мобильность;

6. Высокая смертность;

7. Низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило -- по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

Одним из тех, кто изучал традиционное общество является американский экономист и политический мыслитель Уолт Уитмен Ростоу. В своих работах "Стадии экономического роста" и "Политика и стадии роста" он описывает традиционное общество как одну из стадий развития социально-экономический тенденций. При этом за основу берет уровень развития производительных сил. Для «традиционного общества», считал У. Ростоу, характерно, что свыше 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия. Национальный доход используется главным образом непроизводительно. Это общество структурировано иерархически, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству Rostow W. The Stage of Economic Growth. A Non-communict Manifesto. Cambridge, 196O. См. также: Rostow W. The Process of Economic Growth. 2 ed. Oxford, 1960. P. 307-331 .

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены -- нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в лока-льном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Традиционное общество относительно стабильно, индустриальное общест- во постоянно оживляется переменами. Это не означает, как пишут некоторые журналисты, что происходит ускорение истории. Все идет так, как должно идти, просто индустриальное общество создано для перемен и может меняться, оставаясь самим собой; традиционное общество меняется относительно медленно, но очень глубоко.

Традиционное общество, как правило, малочисленно и размещается на относительно ограниченной территории. Выражение массовое общество подчеркивает гигантские размеры индустриального общества, противопоставляя их относительно небольшим размерам традиционного общества. Отсюда вытекают специализация и разнообразие, более характерные для социальных единиц (групп и индивидов) внутри социального общества.

Традиционных обществ много и все они разные; говорят, что у них одно общее - то, что они не современные. Современные общества в основных своих структурах и проявлениях одинаковы.

Понятие традиционное общество охватывает огромную историческую эпоху - от (условно) патриархально-родового общества с господствующим мифологическим сознанием до (так же условно) окончания феодального периода, для которого были характерными господство натурального хозяйства, деление общества на сословия с их привилегиями, с достаточно жесткими, в том числе юридическими, межсословными перегородками, монархическая наследственная власть.

Для традиционного общества характерен замедленный рост средств производства, что порождает представление об ограниченности жизненных благ, доступных обществу (стереотип постоянного пирога), и возможностей природы как источника благ. Поэтому важной заботой для общества является соблюдение привычной меры распределения имеющихся средств существования.

Производство традиционного общества ориентировано на непосредственное потребление.

В традиционном обществе родство - основная форма социальной организации, в современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и изолировалась от нее. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников, скажем троюродных братьев. Ближайшие родственники тоже собираются реже, чем прежде. Чаще всего поводом для их встречи служат юбилеи и праздники.

В традиционном обществе индивид не может изменить положения, данного ему при рождении.

Доиндустриальная социальность основана на межличностных отношениях. В научной литературе в применении к нерыночным связям принято употребление разных терминов: коммунократические, коммуналистские, солидаристские, коллективистские, ассоциативные отношения. Каждый из них в определенной степени оправдан, хотя и подразумевает специфический вариант таких отношений или какую-либо их сторону. Определение этих отношений как общинных или традиционных оказывается слишком размытым или частичным, не отражающим существа положения.

Эгалитаризм в традиционных обществах сосуществовал в сложном переплетении с принципами иерархизма, четко фиксируемыми в сознании. Степень и характер иерархизма резко менялись в зависимости от уровня социальной дифференциации. Ранговые, кастовые, сословные разделения, оформляемые внешними признаками и нормами поведения, становились и в сознании воплощением внутренней ценности индивидов. Такая система вырабатывает не только повиновение, но и преклонение, раболепие, льстивость по отношению к вышестоящим и установки на доминирование и презрение по отношению к нижестоящим. Господство и подчинение воспринимаются как составные части солидаризма своих, в рамках которого большой человек (хороший монарх, помещик, вождь, чиновник) оказывает обязательное покровительство, а маленький человек отплачивает ему повиновением.

Распределение в традиционном обществе тесно связано с эгалитаризмом и иерархизмом традиционного социума и сознания.

Богатство в традиционном обществе также тесно связано с системой межличностных отношений и необходимо для ее поддержания. Как уже сказано выше, материальное благосостояние служило подтверждению социального статуса и реализации сопутствующих ему обязанностей.

Богатство в традиционных обществах не связано с трудом и хозяйственной предприимчивостью. Предпринимательство тоже, как правило, не связано с хозяйственной деятельностью. Традиционная знать, обладающая большими богатствами, считает хозяйство недостойным занятием, несовместимым со своим статусом, и брезгует предпринимательскими занятиями. Крестьянство и ремесленники в условиях традиционного хозяйства не в состоянии производить так много, чтобы разбогатеть и наращивать свою деловую активность, да они и не ставят себе такой цели. Это не означает, что в традиционных обществах вообще отсутствует жажда богатства и наживы и предприимчивость - они существуют всегда и везде, но в традиционных обществах всякая страсть к наживе, всякая жажда денег стремится к своему удовлетворению за пределами процесса производства благ, транспорта благ и даже большей частью и торговли благами. Люди бегут в рудники, копают клады, занимаются алхимией и всякими волшебствами, чтобы добыть деньги, потому что их нельзя добыть в рамках обыденного хозяйствования. Аристотель, который наиболее глубоко познал существо докапиталистического хозяйства, совершенно правильно поэтому считает наживу денег за пределами естественной потребности не принадлежащей к хозяйственной деятельности

Торговля в традиционных обществах имеет иной смысл, нежели в современном капиталистическом. Прежде всего, товары не являются просто меновыми стоимостями, а покупатель и продавец - безличными участниками обмена. Товары являются потребительными стоимостями, несущими знак тех социальных отношений, которые в добуржуазных обществах связаны с потреблением материальных благ, и эти отношения, символические и престижные, в первую очередь определяют цены.

Обмен в традиционных обществах распространяется не только на товары. Важнейшим элементом традиционных межличностных отношений является услуга.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном его основой выступают писанные нормы: инструкции, указы, постановления, законы.

Таким образом, традиционные общества чаще всего являются наиболее стабильными до тех пор, пока в них не происходят изменения. Но как только нормы и ценности начинают подвергаться сомнению, люди испытывают резкое обесценивание своих стремлений. Такую ситуацию некоторые ученые называют революцией растущих ожиданий. Известно, например, что революции возникают не там, где люди бедствуют, а там, где условия жизни улучшаются. Все дело в том, что параллельно с улучшением условий жизни значительно расширяются желания и потребности людей. Революции и другие восстания наиболее вероятны тогда, когда прерываются периоды улучшения условий жизни и создается разрыв между увеличением потребностей и падением возможностей для их реализации.

Напомним, что традиционные общества характеризуются не только нулевым экономическим ростом, стремлением к своеобразному эгалитаризму, но и жесткой религиозной (или специфической) так называемой деревенской системой ценностей, моралью, обычаями, которые служат основой чувства национальной общности. Высшими ценностями в рамках традиционной модели являются стабильность и порядок, а также неизменность моральных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. К существенным характеристикам относится также замкнутость социальной структуры, стабильность обычаев и традиций.

Важнейшая характеристика экономики традиционных обществ состоит в том, что потребление, как физически необходимое, так и престижное, определяется социальным статусом. При этом статус в традиционном обществе также является жизненной потребностью индивида, и уровень потребления призван его демонстрировать.

Ценность труда в рамках традиционных обществ не однозначна. Причина этого - существование двух субкультур (правящего и производящего классов) и определенных религиозных и этических традиций. Но в общем и целом подневольный физический труд имеет низкий социальный статус. Изменения в отношении ценности труда связаны с распространением христианства. Средневековым теологам труд уже представляется необходимым занятием, поскольку способствует праведному образу жизни. Труд признается достойным похвалы как умерщвление плоти, искупление греха, но он не должен сопровождаться даже мыслью о приобретении, обогащении. Для святого Бенедикта труд выступает орудием спасения, поскольку он позволяет помогать другим (монастырская милостыня) и потому что, занимая тело и ум, отгоняет греховные искушения. Ценностью труд является и для иезуитов, для которых хорошо трудиться - миссия, которую Господь доверил нам на Земле, способ участия в божественном созидании мира. Человек обязан трудиться, и цель труда состоит в удовлетворении потребностей, устранении праздности и в благотворительности.

В патриархальной системе (традиционном обществе) практически все нормы экономического поведения, вплоть до количественных параметров производства и распределения конкретных благ, почти неизменны. Они формируются и существуют буквально как неотъемлемая часть самого экономического субъекта.

Именно поэтому базар в традиционных обществах - не просто место торговли. Прежде всего, это место общения, где не только заключают сделки, но и устанавливают межличностные отношения.

Целью хозяйственной деятельности в традиционных обществах является не только обеспечение себя необходимыми продуктами, но и (хотя бы на уровне нормативной этики) нравственное совершенствование, целью распределения - сохранение стабильного социального (божественного) порядка. Реализации этой же цели служат обмен и потребление, которые в значительной степени носят статусный характер. Не удивительно, что предприимчивость и хозяйственная активность не являются ценностями для данной культуры, поскольку они подрывают порядок, установленный Богом, нарушают основы порядка и справедливости http://www.ai08.org/index (Электронный ресурс) .Большой технический словарь..

Как нам стало понятно, традиционное общество - это аграрное общество, которое формируется в государствах аграрного типа.

При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.). И даже на рыбной ловле в исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (в доколумбовой Америке).

Характерным для доиндустриального традиционного общества является господство редистрибутивных отношений (т.е. распределения в соответствии с общественным положением каждого), которые могут выражаться в самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта или Месопотамии, средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д.

В современном мире до сих пор сохраняются типы аграрных государств. Доиндустриальный тип организации общества господствует сегодня в большинстве стран Африки, ряде стран Латинской Америки и Южной Азии.

В следующей главе мы рассмотрим аграрное общество в цивилизационнм подходе типологии государств. Значимость аграрного государства в данном подходе.

error: