Люблино история названия. История района

Дорогие друзья, я продолжаю свою рубрику «Москвоведение» и приглашаю вас на очередную прогулку. Учитывая прошлый опыт и критику в адрес предыдущего поста, постарался исправиться и действительно интересно рассказать об одном из самых зеленых районов города Москвы. Мы держим с вами путь в обитель Николая Алексеевича Дурасова - в прекрасное Люблино!

Начну с описания герба Люблино и небольшого экскурса в историю района. Первые сведения об этой местности появились еще в начале XVII века, тогда здесь располагалась деревня Юркино. В свое время это владение было пожаловано Михаилом Федоровичем своему подьячему - Григорию Ларионову. В то время усадьба и все ее постройки были деревянными. Затем владение кочевало из рук в руки (в т.ч. и в руки Годуновых), а в начале уже XIX века перешло к отставному бригадиру Н. А. Дурасову, чей фамильный герб частично перешел на герб современного Люблино. Сегодня он обозначает в верхней части - дурасовский герб, в середине паровозное колесо напоминает о проходящей рядом железной дороге, а красные стены говорят о «городском» прошлом этого места. Внизу герба - синяя водица - символ замечательных Люблинских прудов.

Собственно, «дурасовский период» владения Люблино и прославил данную местность, с этого времени сохранилось наибольшее количество памятников (о них пойдет речь ниже). Дальнейшая история Люблино была связана в основном с советским периодом, так как большую часть сегодняшних жилых кварталов до массовой застройки использовали в качестве полей фильтрации. Люблино сегодня - промышленный центр на юго-востоке, зеленые легкие города на севере и сосредоточение памятных мест Великой Отечественной войны во всех уголках этого любопытного района Москвы.


Историки спорят о названии района, не находят концов. Кажется, свое имя (сначала ударение было на втором слоге) Люблино получило в XVIII веке, когда подобные «пасторальные» названия были довольно популярны. Начать рассказ следует, конечно же, с точки отправления - для нас это одноименное метро. Бегло кинем взгляд на карту. Нам с вами предстоит посетить 10 различных объектов. Благодаря ним мы вспомним и о славных временах дореволюционной России, и о советском прошлом района, и, конечно, о совсем недавних событиях, связанных с этим южным местечком нашего мегаполиса.


Собственно, с последнего и начнем. Люблино фигурировало в СМИ в этом году из-за довольно любопытного случая - спиливания креста храма Святой Татианы Римской (1) . Это новая постройка на территории района (на картах двухгодичной давности храм не указан). Кто это сделал (спилил крест) и зачем? - вопросы, на которые до сих пор многие ищут ответы. Так или иначе, за месяц до моего приезда в этот район, крест восстановили на радость местным жителям. Спокойному спальному району не нужна слава антихристов.


Сам храм находится около метро. Тут же рядом разбит ухоженный парк, где есть площадки для детей, многочисленные скамейки, футбольное поле. Напротив - супермаркет, а также обыкновенный рынок, где можно купить всё - от огурцов до батареек.


Чуть вдалеке виднеется современная застройка. Люблино - район для жизни. По пути далее можно встретить множество подобных многоэтажек.


Идем на восток. Мимо футбольной «коробки», мимо закрытой площадки для выгула собак. Зеленая пробивающаяся травка бросается в глаза.


Вдали виднеется крытое помещение, куда мы и отправляемся. На территории Люблино находится уникальный музей - Ломаковская коллекция старинных автомобилей и мотоциклов (2) .


Было бы серьезным упущением не зайти внутрь.


При входе нас встречают забавные экспонаты.


Заплатив всего 200 рублей за вход, мы в теплом помещении можем насладиться советской и зарубежной авто-стариной. Всего «Ломаковка» насчитывает более 130 исторических автомобилей и мотоциклов!


Коллекция собирается с 1959 года (последний экспонат привезен в гараж, по-моему, в прошлом году). Помимо автомобилей вас также будут окружать предметы быта советского времени, собранные бережливыми руками владельца данного музея.


Рули, повисшие над головой, так и просятся в руки!


На входе меня встретил, видимо, один из Ломаковых. Будущий владелец данного гаража охотно рассказал мне о «Чайках», «Победах», «ЗИСах»… В общем, провел для меня настоящую экскурсию.


Это, пожалуй, самый маленький и один из самых быстрых экспонатов.


Здесь под одной крышей собраны настоящие раритеты. Это касается как мотоциклов, так и автомобилей, которые до сих пор остаются на ходу.


Конечно же, культовой личностью для российского автопрома был товарищ Сталин, о чем нам ненавязчиво напоминает его потрет.


Машины Завода имени Сталина вообще занимают в гараже, кажется, больше всего места. Хотя, может, мне так показалось.


Здесь можно встретить и черную «Чайку», и зеленый «Запорожец». Будто возвращаешься на полвека назад!


А в углу притаилась черная «Шкода» - чешский раритет коллекции Ломаковых.


Конечно, нельзя не вспомнить и про «Волгу». Эти машины до сих пор можно встретить на улицах столицы и других городов России. Правда, не ГАЗ-21Р, а скорее ГАЗ-24…


Советским плакатам посвящена отдельная стена музея.


Небольшое пространство уделено и военной технике. Вот, например, ГАЗ 1933 года («полуторка»), который часто использовался во время Великой Отечественной (модифицированный ГАЗ-АА до ГАЗ-ММ). Здесь рядом с ним стоит почти настоящий солдат.


Вообще, экспонатов в музее Ломакова достаточно, так что просто советую вам заглянуть сюда. Музей работает ежедневно.


Очень любопытен, к примеру, «Опель» 28 года рождения. Выглядели машины тогда именно так.


А вот и мина-указатель. Осторожно!


Тот же «Опель», только спереди.


За отдельные деньги можно покататься на одном из чудес советского машиностроения. Но в любом случае, покинуть этот уникальный музей в Люблино вам придется с открытой улыбкой!


Выходим из здания музея. Здесь нас ждут мины и другие экспонаты, просто-напросто не поместившиеся в закрытый гараж.


Впрочем, эти экспонаты, как по мне, самые красивые!


В «Ломаковке» мы были около получаса. Теперь мы держим путь на юго-восток, направление - улица Марьинский парк.


Большие скопления народа, идущие с нами вперед, рассеиваются на середине пути, когда мы достигаем торгово-ярмарочного комплекса «Москва» (3) .


Это уже современная история Люблино. В течение многих лет с районом устойчиво ассоциировался именно этот торговый центр. Не мудрено: он стал первым многофункциональным торгово-ярмарочным комплексом Москвы. В прошлом году «Москва» отпраздновала свое пятнадцатилетие!


Но мы движемся далее по Краснодарской улице. Напротив нас - интересное здание. Это пожарная станция с характерной архитектурой.


Идем по Краснодарской улице до пересечения с улицей Марьинский парк. По пути нам встречается многоуровневая свалка, а также многоуровневый паркинг.


Пока мы идем к нашей очередной достопримечательности, пару слов скажу о названиях здешних улиц. Так получилось, что каждый раз, когда Москва расширялась, определенному району выдавали стандартный «пакет» названий улиц (за отсутствием фантазии). Так в Москве появилось …дцать улиц Строителей, …дцать улиц Ленина, …дцать профсоюзных улиц. Подобные наименования мешали «скорой помощи», пожарным, и т.д. качественно обслуживать население. Возникала постоянная путаница. И тут в дело вступила спасительная топонимика! Для более удобной навигации было решено обозвать улицы в районах Москвы по именованиям крупных городов, мест, и т.д., так или иначе, связанным с той стороной света, где этот район находится. Так на севере Москвы появились улицы Полярная, Северодвинская, Таймырская. На востоке - Байкальская, Хабаровская. На юге островок из Азовской, Ялтинской, Одесской улиц напоминает нам о теплых ветрах с южных морей. Не исключением стало и Люблино. В районе целая россыпь подобных названий. Это и Краснодарская улица, и Ставропольская (две основные артерии). И Мариупольская улица, и Краснодонская. В общем, полным-полно таких вот южных адресов (перечисляйте, кстати, их в комментариях, хочу перебрать все!).


Пока я вам рассказывал об этой занимательной топонимике, мы дошли до светофора (вдалеке виднеются электростанции), а теперь поворачиваем налево, проходим улицу Кожедуба, затем сворачиваем во дворы. Конечно, мой экскурс в недавнее прошлое был не простым лирическим отступлением. Давнее родство со Ставропольем и Краснодарским краем местные власти решили закрепить еще и отдельным памятником. Так он и называется - памятник Кубани (4) . Сей экспонат стоит во дворе одной из местных школ.


Честно признаюсь, что ваш покорный слуга потратил около 25 минут, чтобы разглядеть в окрестностях микрорайона злосчастный монумент. Пришлось заходить на разные детские площадки, ходить по малолюдным дворам.


Впрочем, местные жители вполне располагали к себе, да и весь микрорайон излучал только один позитив!


В конце концов, когда я делал очередной круг, то остановился над небольшим колосьями ржи, сделанными из непонятно чего. Пригляделся… Оказалось, что это и есть памятник Кубани.


На месте жителей житницы России я бы обиделся. Во-первых, куда-то делся каравай с хлебом (изначально памятник состоял не из одних колосьев), во-вторых, здесь даже не написано, что это памятник Кубани…


И это несмотря на то, что его открыли 11 октября 2008 года в самой торжественной обстановке. Так или иначе, в немного расстроенных чувствах я покидаю Марьинский Парк.


Сделать это можно на автобусе «201» или «728», которые ходят тут достаточно часто. Мы должны поехать до конечной остановки. Но пока мы ждем транспорт, еще раз оглянемся назад на новостройки и приветливый 14-ый микрорайон.


А теперь посмотрим вперед. Прямо по курсу у нас объект повышенной важности - знаменитая электрическая подстанция «Чагино» № 510 (5) . Все мы должны помнить события 25 мая 2005 года, когда на несколько часов из-за отключения электричества встала половина Москвы. То ли в этом был виноват Чубайс, то ли еще кто… тем не менее, вертолеты в тот злополучный майский денек летали именно над Люблино.


Сейчас подстанция немного реконструирована, она обеспечивает юг Москвы электричеством, так как входит в «Московское энергетическое кольцо». Тем не менее, блок электростанций и подобных крупных строений напоминает нам о том, что на территории города, а именно в Люблино, находится одна из крупнейших энергетических промзон столицы. Движемся дальше.

Пока мы едем на автобусе, расскажу о люблинских полях фильтрации. Конец XIX века - начало строительства полей орошения на месте Чагинского болота. Здесь по специальным каналам сточные воды, проходя через песок, очищались и сливались в Москву-реку. С тех пор сохранились названия улиц - Верхние поля и Нижние поля. Они проходят по южной границе района. К слову, здесь, в Люблине, впервые во всем мире был опробован метод биологической очистки стоков, что было признано выдающимся достижением на выставке в Брюсселе. Однако какую интересную славу имеют Люблинские поля!


По приезду на конечную остановку «Больница им. Семашко» мы можем разглядеть наш следующий объект - храм апостола Андрея Первозванного в Люблине (6) .


Сам храм был построен не так давно - в 2001 году, хотя смотрится как строение уж точно не двадцать первого века! Теперь мы идем на запад.


Начинается дождь… Проходим мимо больницы имени Семашко при РЖД. Дальше мы будем идти строго по улице Ставропольской к дому номер «1». По пути мы встречаем ухоженный сквер, который напоминает нам о трагических событиях сороковых, роковых…


В центре сквера памятник летчику А.Ф.Авдееву - посмертно Герою Советского Союза (7) .


Он прожил всю свою жизнь в родном Люблине, в молодости работал слесарем на местном заводе, а когда пришло время воевать, стал командиром звена. В небе он сбил 7 самолетов, совершил 189 боевых вылетов, один из которых стал для него последним. В 1942 году Авдеев протаранил вражеский самолет, после чего на землю так и не вернулся…


Люблино свято чтит память тех, кто сражался на той войне. Восточнее находится, например, улица Степана Шутова - еще одного участника Великой Отечественной; юго-западнее - сквер имени танкиста Судакова - героя Советского союза. Однако мы продолжаем наше путешествие. Идем вдоль Ставропольской до упора.


По пути встречается много чего интересного (обратите внимание на табличку в левом нижнем углу!). Вот так, к примеру, раскрашены входные двери в обычные дома на Ставропольской.


Дойдя до перекрестка с улицей Люблинской, мы ждем около двух минут зеленого света, чтобы перейти на другую сторону. Здесь идут какие-то раскопки и строительные работы, а вообще это здание дома культуры «Люблино» (8) .


Это бывший клуб имени III Интернационала. Здесь рабочий народ заседал, образовывался и развлекался. Тут расположено три зрительных зала на 70, 420 и 1200 мест, есть отдельный спортзал. Снаружи - ничем не приметный памятник советского конструктивизма. Оставим его реставраторам.


Пройдя вглубь небольшого зеленого участка, что расположен севернее здания клуба, можно наткнуться на одинокий бюст Ильича. Плачущая голова Ленина под дождем - это незабываемое зрелище.


Теперь же ваш покорный слуга оказывается под тропическим ливнем, но мы не можем просто так бросить экскурсию без главной жемчужины Люблино - усадьбы с прудами! Поэтому держим путь вдоль Люблинской улицы. Слева у нас останется платформа «Люблино», справа же постепенно начинает открываться вид на зеленую зону.


Итак, мы на месте. С западной части входим в парк «Люблино» (9) . Тихо и умиротворенно нас встречает Верхний Люблинский пруд.


Под звуки спокойного дождя вода так и манит своим парным отблеском.


На некоторой возвышенности позади (в самом уголке района) расположилась управа Люблино. О том, что это за здание, нам напоминает реющий на ветру флаг РФ.


Пройдемся по краю водоема, подышим свежим воздухом. Люблинские пруды замыкают систему Кузьминских прудов, они были созданы в начале XIX века на территории усадьбы. В целом, они отлично вписываются в местный ландшафт, так как ранее Люблино представляло собой нечто вроде полуострова на возвышенности. Ведь если посмотреть внимательно на карту, можно понять, что район почти со всех сторон, так или иначе окружен водой. Люблинские пруды - северная граница территориальной единицы и по сей день.


Сворачиваем в глубину парка. Здесь ориентир - огороженное здание (не знаю, как оно используется сейчас. Знаете - пишите в комментариях!).


Теперь мы проходим к географическому центру парка. Здесь начинается наше путешествие к изюминке Люблино - усадьбе Дурасова.


Ансамбль усадьбы «Люблино» - памятник исторического и культурного наследия (10) . На указателе белым по синему написано, что парковая зона вмещает до 5000 человек. Это примерно 3,3% населения территориальной единицы.


Пока мы преодолеваем крутой ландшафт, расскажу об этом месте подробнее. С тех пор, как Люблино (оно же Юркино) было небольшим поселением за территорией Москвы, сюда любили ездить отдыхать многие горожане. После владения этим местом Годуновыми и Прозоровскими (уже при бригадире Дурасове) здесь начинают появляться первые дачи. Расцвет усадьбы приходится на времена Н.А.Дурасова, когда здесь работал крепостной театр, имелся скотный двор, существовал огромный огород. Источники свидетельствуют о том, что на этом месте можно было найти даже ананасные теплицы, а рядом паслись коровы, привезенные специально с австрийских лугов. До нашего времени в хорошем состоянии сохранились дворец Дурасова, здание театра, несколько жилых помещений, оранжерея, конный двор.


Дурасовский дворец - необъятное здание, построенное с точки зрения архитектуры достаточно любопытно. Сам бригадир очень любил святую Анну, поэтому мы можем видеть, что бельведер украшает ее статуя - почти со всех сторон можно хорошо разглядеть высокий монумент. Более того: если посмотреть на план-схему здания с высоты птичьего полета, то можно удивиться еще раз - дворец построен в виде ордена Святой Анны! Он такой же круглый, с некоторыми выступами по сторонам.


К сожалению, внутрь я не попал, но знаю, что там очень красиво. Да и снаружи дворец производит потрясающее впечатление! Архитекторы Р.Р.Казаков и И.В.Еготов (он же реставрировал здания Кремля, создал план Гостиного двора) основали красивый ансамбль.


Само здание внушительно и занимает центральное место в усадьбе. Барельефы о Дионисе и Афродите, массивные колонны с узорчатыми капителями - задумка хозяина дворца, который был не просто любителем пышного палладианизма, но еще и настоящим интеллигентом, ценителем высокого искусства!


Это вид из-под крыши дворца.


Вообще же главное здание напоминает виллу Ротонда, и некоторые источники указывают на то, что богач Дурасов хотел возвести в пригороде Москвы такое же массивное произведение искусства. Ансамбль включает в себя еще некоторые здания, к которым мы сейчас и пройдем. Если будете повторять данный маршрут, обязательно загляните внутрь дворца. Это настоящий праздник великого классицизма!


Статский советник Дурасов любил искусство во всех его проявлениях, и как богатый помещик XIX века он не мог не иметь свой крепостной театр. Театр Дурасова был широко известен по всей России. Посмотреть спектакли сюда съезжалась не только Москва (что уже много!). Отсюда многие актеры перешли на Императорскую сцену. Самой труппой руководил знаменитый тогда актер П.А.Плавильщиков. Эпоха дурасовского театра - расцвет крепостных театров в России.


До нашего времени сохранились здание театральной школы, сам театр, жилое помещение для актеров. К сожалению, после смерти Дурасова заниматься искусством в усадьбе было некому, поэтому вскоре о театре все забыли.


Вот так выглядело окружающее пространство для тех, кто учился в театре.


В советское время эти здания использовались не по прямому назначению. Сегодня же стоит вопрос о том, чтобы возродить здесь театральную школу. По крайней мере, в 2007 году Правительство Москвы не раз заявляло об этом. Если данная инициатива получит продолжение, то я, конечно же, «за»!


Все здания ансамбля находятся в двух метрах друг от друга, поэтому обойти их за пять минут не составит никакого труда.


А вот и сам театр. Как и в предыдущих случаях, архитекторами зданий выступали Казаков и Еготов.


Это непримечательное сооружение - пансион для дворянских детей. К слову, некоторые части «Преступления и наказания», а также «Игрока» были написаны Ф.М.Достоевским именно в этом пансионе, на втором этаже здания! Интересно.


Пройдем мимо оранжереи. Направляемся вдоль по Летней улице за тем, чтобы оставить в покое владения Дурасова и вернуться домой. Наша прогулка в дождливом Люблине подходит к концу.


Экскурсия получилось достаточно длинной, но познавательной.


Если кто-то хочет узнать о Люблине гораздо больше, то советую вам пройти по этой ссылке: http://prolublino.ru/ . Здесь можно найти много интересного об истории района, названиях улиц, усадьбе Дурасова. Всё уместить в одном посте очень непросто, поэтому рекомендую!


Дойдя до конца улицы Летней, мы приходим к мосту над Люблинскими прудами.


Направляемся к станции метро «Волжская», которая находится на территории уже другого района.


На этом, думаю, пора прощаться с чудесным миром Люблино, где переплетение истории XIX века с советским прошлым и новейшей историей создает поистине удивительные узелки, которые так приятно распутывать, прогуливаясь по тихим и мирным улочкам района.


Как всегда, пишите в комментариях свои замечания, пожелания и благодарения! За сим прощаюсь. Это был район «Люблино». Весь маршрут я прошел за 3 часа и 9 минут.


С вами был Николай Несколов. До встречи на перекрестках столицы! ;-)

Являлось Люблино, по названию которой получил своё имя . Первые сведения об этих местах восходят к середине XVI в., когда здесь находилась деревня Юркино на речке Голеди, получившая свое название, видимо, от первых владельцев. Сначала это было поместье Романа Полянинова, а затем подьячего Алексея Лукича Корепанова. В годы Смутного времени деревня запустела, а в 1622 г. была пожалована в поместье Григорию Ларионову, служившему подьячим в Разрядном приказе. По описанию 1624 г., здесь уже значилась его усадьба.

Григорий Ларионов умер в середине XVII в., а в дальнейшем имение перешло во владение Годуновых и получило двойное название — сельцо Годунове, Юркино тож. В 1680-е годы сельцом под названием Юркино-Люблино владел стольник Григорий Петрович Годунов, позднее офицер лейб-гвардии Семёновского полка, один из последних представителей этого рода. Его дочь Аграфена в начале XVIII в. вышла замуж за генерал-адъютанта князя Владимира Никитича Прозоровского, и на протяжении столетия это владение находилось в роду Прозоровских — сначала его сына Петра Владимировича, за которым сельцо Люблино записано по первой ревизии в 1722 г. По второй и третьей ревизиям сельцо числилось за их сыном, адъютантом Ревельского драгунского полка Петром Владимировичем, который приходился двоюродным братом фельдмаршалу А.А. Прозоровскому. Затем в середине XVIII в. Люблином, на речке Голедянке, владел князь Владимир Петрович Прозоровский (1743—1796). По описанию 1760-х годов, в сельце насчитывалось всего 5 дворов, где проживали 15 мужчин и 7 женщин. Впоследствии оно принадлежало графине М.Г. Разумовской, а позднее, в 1790-х годах — княгине Анне Андреевне Урусовой (урождённой Волковой).

От её первого брака с генералом Н.Е. Муравьёвым (умер в 1770 г.) происходил сын Николай Николаевич (1768—1840), основатель первого в России военного училища «колонновожатых», но гораздо большую известность получили внуки: нижегородский губернатор декабрист А.Н. Муравьёв, герой турецкой войны Н.Н. Муравьёв-Карский и усмиритель польского восстания виленский губернатор граф М.Н. Муравьёв-«Вешатель». Вторым мужем Анны Андреевны стал генерал А..Б. Урусов (1729—1813). Их единственная дочь Софья вышла за барона А.С. Строганова, но 26 апреля 1801 г. она скончалась вместе с новорожденной дочерью. Люблино стало Урусовым в тягость: соседство с усадьбой Кузьминки, принадлежавшей родственникам зятя, напоминало о семейной трагедии, и они поспешили расстаться с ним.

В самом конце XVIII в. Люблино переходит в руки действительного статского советника Николая Алексеевича Дурасова (1760—1818), известного московского богача, который устраивает здесь усадьбу. Своё богатство он унаследовал от матери, Степаниды Ивановны, одной из четырёх дочерей крупного горнозаводчика Ивана Семёновича Мясникова, владевшего несколькими железоделательными и медеплавильными заводами на Урале.

По легенде, он долго жаждал стать кавалером одного из российских орденов и, наконец, удостоился получить орден св. Анны. В честь этого достопамятного события он решил выстроить и действительно выстроил в 1801 г. в Люблине усадебный дом, представлявший в плане форму креста ордена Анны I степени, а на крыше воздвиг статую святой, в честь которой была учреждена награда. Казалось, трудно было ожидать, что при этом из архитектурных стараний вышло бы что-нибудь путное, а вышел дворец, один из очаровательнейших по своей красоте, оригинальности и вкусу. Во многом это произошло потому, что дом был воздвигнут по проекту московского архитектора И.В. Еготова, одного из талантливейших учеников зодчего М.Ф. Казакова, а роспись внутренних помещений на тему мифологических сюжетов выполнил известный в то время живописец-декоратор Д. К. Скотти. Послушаем современницу англичанку Кэтрин Вильмот, посетившую усадьбу Дурасова 4 октября 1806 г. во время праздника, устроенного им в честь княгини Е.Р. Дашковой: «Когда мы подъезжали к дому, — писала она, — он представился нам в виде какого-то мраморного храма, потому что весь первый этаж его покоится на мраморных колоннах за исключением одной только средней части всего здания, которая имела вид величественного купола; потолок этой залы со сводами и украшен разными аллегорическими рисунками, и в дни торжественных приёмов она служит столовою. Всё общество было собрано под колоннами, фундамент которых состоял из мраморных ступеней, покрытых благоухающими и роскошнейшими тепличными растениями и окаймленными зелёным лужком, обсаженным деревьями, и спускающимися к берегу. Со всех сторон этого очаровательного места представляются новые виды, пленяющие взор своим разнообразием и счастливым сочетанием красок и теней: тут видны и кусты, и рощи, луга и озёра, холмы и долины, а там вдали блестящие златоглавые купола московских церквей, как бы заканчивающие всю картину».

Рядом с главным домом было устроено несколько флигелей, соединённых террасами, а чуть поодаль — здание домашнего театра. За ним располагался скотный двор, оранжерея, парники и псарня. При Дурасове в Люблине существовал пансион для дворянских детей с гувернером-французом. Хозяин славился своим гостеприимством, и в усадьбе часто можно было увидеть многочисленных гостей, привлечённых сюда, главным образом, театральными представлениями, дававшимися два раза в неделю. Усадебный театр отличался роскошью декораций и постановок. Артисты, балет и оркестр состояли исключительно из крепостных. Современник вспоминал: «…эти артисты, создававшиеся барской прихотью тогдашнего времени, будучи артистами и исполнителями в спектаклях, не переставали в то же время исполнять свои хозяйственные должности при доме: официантов, лакеев, поваров, писарей, горничных и проч. Если же театры закрывались, то их отправляли в деревню».

Уровень крепостных актеров был довольно высок, и некоторым из них удалось позднее поступить на сцену императорских театров. Слава ходила и про люблинские зимние обеды. Проходили они в оранжереях с экзотическими растениями, где между деревьев накрывались столы, ломившиеся в разгар зимы от южных фруктов. После обеда для гостей обычно выступали песенники под аккомпанемент кларнета и рожка. Продуманное до мельчайших деталей освещение оранжерей превращало их в волшебное царство. Продолжим описание современником одного из подобных приёмов: «Я не стану описывать роскошный обед, хотя всё было великолепно, как в волшебном замке. По выходе из-за стола мы разделились на группы и разбрелись по парку; вечер снова соединил нас всех в театре, этой неизбежной принадлежности сколько-нибудь замечательного поместья. На сцене и в оркестре появилось около сотни его собственных крепостных людей, и хотя между большой и малой пьесами проплясали балет, и всё сошло как нельзя лучше, хозяин рассыпался в извинениях насчёт бедности всей обстановки, которую он приписывал рабочей поре и жатве, отвлекшей почти весь его народ, кроме той горсти людей, которую успели собрать для представления. Однако самый театр и декорации были очень нарядны и исполнение актёров весьма порядочное. В промежутках разносили подносы с фруктами, пирожками, лимонадом, чаем, ликёрами и мороженым, а ароматические курения сожигались в продолжение всего вечера… ».

После смерти бездетного Дурасова, последовавшей в июне 1818 г., имение переходит к его сестре Аграфене Алексеевне Дурасовой. В 1835 г. Люблино достается её дочери Агриппине Михайловне, которая была замужем за Александром Александровичем Писаревым (1780—1848), попечителем Московского учебного округа, а позже Варшавским военным губернатором. В 1859 г. в Люблине насчитывалось 7 дворов и 23 души мужского пола.

Дальнейшая участь усадьбы могла сложиться печально — в это время территория к юго-востоку от Москвы начинает превращаться в промышленные пригороды первопрестольной. Но судьба миловала Люблино — во второй половине столетия его приобретают московские купцы Конон Никонович Голофтеев (1822—1896) и его родственник и компаньон Пётр Николаевич Рахманин.

К.Н. Голофтеев происходил из боровских мещан и с 1845 г. числился в московских 3-й гильдии купцах. Здесь он женился на купеческой дочери Анне Николаевне Рахманиной. Её богатые родственники помогли ему с шурином П.Н. Рахманиным создать фирму «Голофтеев и Рахманин», которая торговала модным дамским товаром и галантереей в лавке при Чижевском подворье, а затем и в пассаже «Галерея с магазинами князя М.Н. Голицына». С A.M. Писаревой он познакомился через её двоюродную сестру графиню Закревскую, жену московского генерал-губернатора, которая передала Российскому обществу любителей садоводства усадьбу «Студенец». Общество возглавлял К.Н. Голофтеев, ставший к тому времени купцом 1-й гильдии. Он вместе с шурином и приобрёл у неё сельцо Люблино.

Компаньоны приводят в порядок дворец и оранжерею, флигеля и хозяйственные постройки переоборудуют под летние дачи и сдают их дачникам. Среди них были и известные люди. В историю русской литературы Люблино вошло тем, что на одной из таких дач у своих родственников Ивановых в 1866 г. жил Ф.М. Достоевский. Позже он писал: «…нестерпимая жара, а пуще всего знойный ветер заставили меня бежать из Москвы… А в Люблине, окружённом лесами, всегда было тихо и спокойно». Впечатления от здешней жизни на даче, по свидетельству жены писателя, отразились в его романе «Вечный муж». В 1896 г. лето в Люблине проводил известный исследователь русского языка академик Фёдор Иванович Буслаев. Здесь же он и скончался летом следующего года.

Дальнейшее развитие Люблина определило строительство железной дороги Москва — Курск, начавшееся в 1866 г. Напротив деревни была выстроена платформа Люблино, позднее переименованная в Люблино-Дачное, а округа становится модным дачным местом.

Постепенно Голофтеев, ставший единственным владельцем после смерти компаньона, возводит в имении и другие постройки. После окончания Всероссийской Политехнической выставки 1872 г. Голофтеев покупает экспонировавшиеся на ней деревянные церковь и несколько павильонов выставки и перевозит их в Люблино. Небольшая деревянная летняя Петропавловская церковь (архитектор Н.А. Шохин), выполненная в модном тогда «ложнорусском стиле», ставится напротив дворца (она сохранялась до 1927 г., а службу в ней прекратили в 1924 г.). По соседству строятся новые дачи, а от железной дороги к дачным участкам прокладывается аллея, обсаженная деревьями. Люблино становится одним из лучших подмосковных дачных мест. Тогдашние московские газеты писали, что «Люблино резко выделяется из большинства подмосковных дачных местностей отпечатком изящества. Вы не встретите здесь наскоро сколоченных полуразвалившихся хибарок, которыми изобилуют наиболее известные из дачных мест: Перово, Богородское и др.» Но здешние дачи из-за дороговизны были доступны немногим, и в «этой местности сосредоточена денежная аристократия Москвы».

В 1896 г. имение унаследовал сын К.Н. Голофтеева — Николай Кононович, служивший инспектором Северного страхового общества. И хотя при нём Люблино сохраняло свой дачный характер ещё и в первые годы XX в. (в 1910-х годах здесь насчитывалось около 250 дач), позднее оно, как и окрестные селения, из-за близости к Москве начинает заселяться фабричными рабочими, и мир дачников постепенно уходит в прошлое.

Станция Москва-Товарная-Курская не справлялась с сортировкой грузов. Новую грузовую станцию решено было построить на 12-й версте близ Люблино. В 1906 г. началась укладка сортировочных путей, в 1908 г. вступила в строй первая очередь, а 5 ноября 1909 г. и вся станция. Накануне Первой мировой войны сортировочная станция обрабатывала более 500 грузовых вагонов в сутки. На пассажирской станции сооружён новый каменный вокзал удвоенной площади, имевший вестибюль, зал ожидания и небольшой зал для пассажиров 1-го и 2-го классов. У деревни Печатники соорудили крытую пассажирскую платформу, от которой к вокзалу был перекинут через 7 путей стальной пешеходный мост. Для главных путей Московско- Курской железной дороги над проезжей дорогой были перекинуты два железобетонных путепровода между нынешними улицами и , на которых до нашего времени сохранились памятные даты «1907» и «1908».

Между имением Голофтеева и железнодорожной линией, вдоль аллеи, строится посёлок. Земля здесь принадлежала купцу Н.Ф. Китаеву, и новый посёлок стал называться Китаевским. После революции он был переименован в Кухмистерский, в честь Ефима Кухмистерова (1881—1922), местного жителя, участника революции и Гражданской войны, первого председателя профсоюза железнодорожников Московского узла. Первоначально он был предназначен для небогатых дачников. Здесь имелось самоуправление в виде «Общества дачников», два второразрядных ресторана, трактир и две чайные лавки. Позже около сортировочной станции и депо предприимчивый тульский крестьянин Афанасий Лаврентьевич Зоткин построил трактир и пивную лавку, а затем и «Зоткинский» посёлок в два десятка домов, переименованный после революции в «Чистовский» (в честь потомственного железнодорожника и революционера Якова Яковлевича Чистова).

В 1917 г. в Люблино был образован Военно-революционный комитет во главе со слесарем И.С. Тихоновым, а первым председателем поселкового ревкома стал бывший мастер депо И.Т. Прялочкин. Первый поссовет Люблино возглавил машинист Иван Павлович Филиппов. Отрядом рабочей милиции командовал деповский рабочий Павел Помазанов.

Был создан рабочий клуб имени III Интернационала с библиотекой, располагавшийся на северном блокпосту. Позднее он переехал в усадьбу Голофтеевых. В 1920-е годы здесь располагались школа, библиотека (до 10 тыс. томов) с читальней, техническая станция, театральный зал, где регулярно выступали артисты московских театров и демонстрировались кинофильмы, устроен спортивный павильон со спортплощадкой и двумя детскими площадками, где работали опытные массовики. Во дворе установили громкоговоритель, на танцплощадке по выходным играла музыка. В 1933 г. для Дома культуры в центре посёлка выстроили новое здание.

В начале 1920-х годов Люблино ещё сохраняло черты дачной местности. «Толстые стволы вековечных сосен окружают Люблино. Реже попадается берёза… Люблино состоит из 350 дач в большинстве частновладельческих… сдававшихся по цене 200 рублей за сезон». Население не превышало 3 тыс. человек. Но с середины 1920-х годов рядом с дачами вырастают рабочие посёлки различных предприятий столицы, позже появились и ряды деревянных бараков, «совершенно сливаясь с Люблином, образуя с ним одно целое». Леса исчезают, «в большинстве случаев новые домики стоят на совершенно открытом месте, без всякой зелени, что мало привлекает дачников».

В 1925 г. посёлок Люблино, насчитывавший несколько тысяч жителей, был преобразован в город. Сохранилась его характеристика того времени: «Это городок с тесно прижавшимися друг к другу домами, окружёнными верандами и небольшими садиками, вернее палисадниками, с улицами, обсаженными по обе стороны липами. Стоит он в сухой песчаной местности, имея ближайший лес лишь в 2,5 км, около усадьбы Кузьминок». Церковь была закрыта, а в её алтаре устроили «уголок безбожника». Впрочем, в 1928 г. верующие перенесли её в село Рыжево под Егорьевском, где она действует до сих пор.

Улица Летняя (станция метро Волжское)
Основные достопримечательности: Дворец, театр Дурасова, оранжерея Дурасова, Парк
Архитектор: И.В. Еготов
Координаты: 55°41"17.5"N 37°44"34.9"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Первые сведения об усадьбе, а тогда просто деревне, встречаются в летописях конца XVI столетия, когда она называлась Юркино. Скорее всего, такое название появилось по имени одного из владельцев. Принадлежала деревня Р. Полянинову, а потом - А. Л. Корепанову. В истории усадьбы значится и такой факт: в 1622 году деревня Юркино по указу российского государя была пожалована подьячему Г. Ларионову.

Вид на усадьбу с высоты птичьего полёта

В 80-е годы XVII века усадьба принадлежала Г. П. Годунову, одному из последних представителей знатного боярского рода. В это время ее переименовали в Годуново. Новый хозяин передал ее в качестве приданного своей дочери. Когда она стала женой В.Н. Прозоровского, усадьба превратилась в Люблино и сохранила это имя до наших дней.

Во второй половине XVIII века в деревне было несколько крестьянских домов, и в конце этого же столетия у нее появились новые владельцы, построившие для себя просторный дом. Кому в это время принадлежала усадьба, историки точно не знают. Одни из них утверждают, что это была семья Урусовых, другие же настаивают, что это были Разумовские.

Дворец Н.А. Дурасова - вид сверху

В 1800 году усадьба получает очередного хозяина. Им стал Николай Алексеевич Дурасов, отставной бригадир и большой оригинал. Благодаря наличию солидного состояния, он смог обустроить имение согласно всем своим пожеланиям, чем значительно улучшил его.

На территории усадьбы появился необычный дом, возведенный в традициях классицизма по проектам лучших архитекторов Еготова и Казакова. Прямоугольные по форме залы первого и второго этажей они объединили с центральным залом, имеющим форму круга. Полукруглый купол венчала статуя Аполлона. По периметру здание окружала изящная колоннада в два ряда. А общая планировка главного дома была очень похожа на орден Святой Анны.

Дворец Н.А. Дурасова - главный господский дом усадьбы

Дурасов выстроил здание театра. Его актерами и музыкантами были около ста крепостных, проявивших способности в музыке и танцах. Тогда же в усадьбе возвели флигели, здания конного двора и оранжереи. С каждым годом дурасовское имение хорошело. Здесь разбили прекрасный парк с прудом и прогулочную аллею из лип, а к концу столетия построили деревянный одноглавый храм Петра и Павла. Автором его проекта стал талантливый архитектор Николай Александрович Шохин.

В 1818 году в красивую усадьбу приехала с визитом вдова российского императора Павла I - Мария Федоровна. В память об этом памятном событии в парадном зале установили бюст именитой гости.

Вид на двухрядную колоннаду главного господского дома

Когда Дурасова не стало, имение постепенно превратилось в дачный поселок. В 30-х годах XIX столетия по наследству усадьбой владели Писаревы. В этот период их семья жила в имении Большие Горки, которые известны нашим современникам как Горки Ленинские. И хотя новые хозяева не часто наведывались в Люблино, оно оставалось популярным местом для отдыха.

В 1866 году писатель Федор Михайлович Достоевский приезжал сюда, чтобы поработать над своим романом «Преступление и наказание». В другое время живописец Василий Иванович Суриков создал здесь историческое полотно «Меньшиков». Но, к сожалению, старые дачи до наших дней не сохранились.

Крепостной театр Дурасова

В XIX веке имение трижды обретало новых хозяев. Сначала им был богач Воейков, затем купец Голофтеев, и, наконец, Люблино стало собственностью Рахманина. В 1904 году из-за сильного урагана усадьба значительно пострадала – господский дом остался без крыши и статуи Аполлона. Но ее место со временем заняла новая скульптура, которая была копией античной Анны-Геркуланянки, хранящейся в музее Дрездена. В начале Великой Отечественной войны эту статую утратили, а совсем недавно воссоздали по старым фотографиям.

После революционных событий 1917 года в усадьбе разместили несколько учреждений. Здесь находились средняя школа, Клуб железнодорожников, отделение милиции и Институт океанологии. Старый деревянный храм в 1920-е годы был разгромлен. Однако, со временем его восстановили в Егорьевском районе Подмосковья. Там Петропавловскую церковь можно увидеть и сегодня. От усадебных построек сохранились два флигеля и здания, входящие в комплекс конного двора. В 1990-е годы усадебный дом отреставрировали.

Оранжерея (западный флигель)

Что можно увидеть в усадьбе в наши дни

Осмотр усадебного комплекса лучше начинать со знакомства с главным домом, который часто называют дурасовским дворцом. Он был выстроен в 1800 году. В наши дни внутри здания находится музей.

Широкие лестничные марши ведут посетителей в галерею. Отсюда они могут перейти в Круглый зал, который в свое время служил хозяевам столовой комнатой. Интерьеры украшает многоцветная роспись, мастерски сделанная в технике «гризайль». Стены декорированы живописными изображениями архитектурных элементов – фризов, барельефов и медальонов. Пролёты между колоннами заполняют пейзажи, а в залах находится множество росписей на античную тематику.

Круглый зал

Круглый зал венчает высокий купол, который декорирован плафоном. На нем можно увидеть изображение богини Афродиты, мчащейся на колеснице. Из широких окон дворца открываются старинный пруд, тихие тенистые аллеи и изящная беседка, построенная в форме ротонды. Пол выложен дубовым паркетом, а посредине располагается розетка со звездой.

Мраморный зал усадьбы также оформлен с роскошью и большим вкусом. На его стенах видна роспись, имитирующая мрамор и барельефы. В этом зале хозяева усадьбы проводили светские балы и чаепития, которые были известны всем знатным москвичам. Меж окон установлены изящные скульптуры, позолоченная мебель и старинные подсвечники.

Мраморный зал

Колонный зал был местом приема гостей. Два строгих портика с колонами делят его на равные части. Зал украшает настенная живопись «гризайль», а остальное пространство закрашено в нежно-розовый тон. Для отделки колонн здесь применен дорогой мрамор розового цвета. Над карнизом помещено панно, где изображены сцены из древнегреческой мифологии. Особый колорит этому залу придает роспись с пейзажами самой усадьбы. Верхние этажи главного дома использовались, как жилые.

Ценителей русского зодчества не оставят равнодушными фасады главного дома – воплощение стиля классицизм. В них гармонично сочетаются квадратные и округлые элементы, купол-крыша и величественная полукруглая колоннада. Третий этаж построен в виде круглой надстройки – бельведера. Желтый фасад освежают белые барельефы со сценами из греческих мифов. На одном из них можно увидеть обряд посвящения юных девушек Афродите.

Розовая гостиная или Колонный зал

В усадьбе также находится здание театра. Отличный театр и первоклассные спектакли Дурасова были хорошо известны при дворе российского государя. Когда в 1818 году в усадьбу прибыла Мария Федоровна, она высоко оценила и искусство крепостных актеров, и красоту усадебной оранжереи.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Со временем Годуново перешло князю Петру Владимировичу Прозоровскому. Считается, что название Люблино (произносилось с ударением на втором слоге) появилось в честь его супруги. Также есть версия, что в этих местах любил охотиться царь Алексей Михайлович, и это дало усадьбе имя. А возможно, так увековечили взятие города Люблина.

Затем владение несколько раз переходило из рук в руки. Около 1800 года Люблино купил отставной бригадир Николай Дурасов, известный богатством, роскошной жизнью, стерлядями, театром и глупостью. Дурасов и построил усадьбу на берегу пруда.

Архитектором главного дома считают И.В. Еготова. Но дата постройки точно не установлена. Дворец имеет форму креста - центральный зал-ротонду окружают четыре симметричных зала, вписанных в круг колоннады. Купол здания до 1904 года венчала статуя Аполлона, но во время урагана она упала и разбилась. Сейчас здание венчает Геркуланянка в античной одежде. Хотя считается, что на куполе стояла фигура Святой Анны, так как в этом здании Дурасов увековечил полученный им крест Святой Анны I степени.

Плафон и интерьеры усадьбы изготовил Доменико Скотти. При этом хозяин заложил много шуток: роспись в технике гризайль (используются оттенки черного, что имитирует объем), скрытый оркестр и бельведер (от французского «прекрасный вид»).

Ансамбль дурасовских времен включал также сохранившийся театр, дом для актеров и театральную школу, оранжерею и конный двор.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

В театре Дурасова было 100 крепостных. Об их мастерстве говорит тот факт, что многие, получив вольную, играли в труппе Московского Императорского Театра.

Гордостью оранжереи было померанцевое дерево, вывезенное из-за границы графом Шереметьевым. Но во второй половине XIX века оранжерею перестроили под жилье. А после Политехнической выставки 1872 года в усадьбу перевезли выставочную деревянную церковь. В 1927 ее отвезли в село Рыжово Московской области.

В 1904 году смерч фактически уничтожил усадьбу Люблино. Тогдашний хозяин, Н.К. Голофтеев, построил на берегу пруда дачи и сдавал их внаем. Основой для многих из них стали павильоны Московской Политехнической выставки 1872 года.

Национализированную в 1918 году усадьбу использовали как школу, отделение милиции, дом культуры. А в годы войны здесь устроили квартиры.

В 1948 году Люблино передали Гидрофизическому институту АН СССР, а в 1990-е главный дом перешел в частные руки. После этого потребовалась реставрация. Она завершилась в 2005 году, и теперь в главном доме работает музей. Также во дворце Дурасова проходят концерты классической музыки.

Говорят, что... ...Дурасов полюбил свою домработницу. Он не говорил ей о своих чувствах, но уделял много внимания. Вскоре Николай Александрович решил жениться на этой девушке. Об этом узнал его друг и отметил:
- По статусу тебе не положено жениться на простолюдинке, иначе лишат званий и наград.
- Люблю, но жениться не могу, - сказал Дурасов.
Через некоторое время Николай Александрович назвал свою усадьбу Люблино - люблю, но... .
...под люблинским прудом шел тоннель, и хозяин, поприветствовав гостей, вскоре встречал их вновь уже на другом берегу. На самом деле земли на другом берегу принадлежали другому владельцу, да и прорыть такой тоннель невозможно даже сейчас.
...в 1866 году в Люблино, на даче у своих родственников жил Федор Достоевский. Там он работал над романом «Преступление и наказание». Боясь оставить его одного из-за припадков, к нему приставили на ночь лакея. Вскоре тот отказался оставаться с Достоевским, говоря, что барин замышляет кого-то убить - постоянно ходит по комнатам и говорит об этом вслух.
А как-то хозяева Люблино Голофтеев и Рахманин пригласили дачников на свои именины. Достоевский согласился пойти при условии, что ему позволят прочесть собственные стихи. Чувствуя подвох, Федора Михайловича заставили прочесть их заранее.

О Голофтеев и Рахманин!
Вы именинники у нас.
Хотел бы я, чтоб сам граф Панин
обедал в этот час у вас.
Красуйтесь, радуйтесь, торгуйте
и украшайте Люблино.
Но как вы нынче ни ликуйте,
Вы оба все-таки говно!

В итоге на празднике Достоевского не было.

Люблино на фотографиях разных лет:

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.

История кузьминской земли обогащает отечественную историю топонимикой — название местности Кузьминки, гидронимикой — названия рек Чурилиха и Голедянка. На ее территории сохранились захоронения XIII века — остатки жилой постройки с частично сохранившейся печью и фрагментами каменно-глинобитной конструкции. — редчайшая археологическая находка на территории Москвы.

Следует отметить, что и сегодня долина объединенных рек с заросшим прудом, расположенная между Кузьминским и новым Люблинским прудами, представляет собой естественный природный ландшафт с уникальными для Москвы мезотрофными болотными комплексами. Поверхность поймы заболочена, на участках которых с поверхности залегают водонасыщенные болотные торфяные отложения. Русло реки характеризуется наличием многочисленных родников. В настоящее время этот участок площадью пять с половиной гектаров поставлен на охрану как памятник природы.

Стоит отметить, что усадьба создавалась не как замкнутая летняя резиденция, огражденная от окружающего ее мира. Ни до князя М. М. Голицына, ни после него в XIX веке усадьба не имела ясно выраженных границ, постепенно сливаясь с окружающими ее лесами. Таким образом, в кузьминской усадьбе создавался один из первых пейзажных парков Москвы конца XVIII века, который явился примером для подражания в других помещичьих усадьбах. Так, например, по образцу заречной беседки в Кузьминках в 1801 году в Павловске была перенесена статуя героя античности Аполлона на новое место — против княжеского дворца за рекой.

Стоит добавить, что Кузьминки в свою очередь перенимали лучшее при создании пейзажного парка. По примеру Павловского парка в конце XVIII века в Кузьминках в сосновой роще была прорублена двенадцати лучевая просека регулярного (французского) парка, в центре которой была устроена круглая площадка, в центре ее была помещена статуя Аполлона (копии для Павловска и Кузьминок выполнены скульптором Ф. И. Гордеевым). По кругу площадки у каждой из аллей были расположены гипсовые статуи Муз. И сегодня 12-лучевая просека французского парка является большой достопримечательностью Кузьминок. Стоит отметить еще одну особенность Кузьминок: продолжение преемственности павловского принципа украшательства парка. Пример тому — чугунные «Триумфальные ворота», которые во всех своих частях, за исключением верха — герба, совпадают с «Николаевскими воротами» в Павловске под Санкт-Петербургом, построенными в 1826 году К. И. Росси. Проект этот был выполнен на Пашийских чугунолитейных заводах князя С. М. Голицына I и через три года повторен вторично для украшения Кузьминок. Это еще раз убеждает, насколько близки по паркостроению обе усадьбы. Москвичи впоследствии даже стали называть село Влахернское «Московским Павловском».

Сама по себе усадьба «Кузьминки» являет собой высокий уровень искусства. Творчество архитекторов, литейщиков, художников, скульпторов, специалистов паркового строительства представляет огромную ценность в отечественной культуре. В Кузьминках создавали свои творения такие маститые архитекторы, скульпторы и художники, XVIII-XIX веков: как Доменико (в России его называли Дементий Иванович) Жилярди, А. Г. Григорьев, А. Н. Воронихин, М. Д. Быковский, К. И. Росси, П. К. Клодт фон Юргенсбург, Артари, С. П. Кампиони, И. П. Витали, Ф. П. Крентан, оставившие после себя яркие примеры творчества.

Если говорить о творчестве архитектора Доменико Жилярди в Кузьминках, стоит отметить следующее. Он много строил в Москве и ее окрестностях, но везде это были отдельные постройки. И только в Кузьминках архитектор смог отставить о себе память, как автор единого архитектурно — паркового ансамбля, так как здесь по проекту зодчего восстанавливалась полностью вся усадьба: от парковых дорожек и скамеек до фундаментальных сооружений. Это сыграло положительную роль в том, что усадьба «Кузьминки» в итоге была проникнута единством замысла, стиля и выполнения, что ее отличало от многих российских усадеб. Умелая рука зодчего превратила конный двор в одно из лучших достижений стиля «ампир» в России. Изюминкой двора явился знаменитый Музыкальный павильон, вошедший в каталог мировых шедевров.

С подмосковной усадьбой «Кузьминки» связана вся творческая биография архитектора М. Д. Быковского, занимаясь переделками, ремонтами, отделкой интерьеров домов, а также создав самостоятельные работы — дом и каменный мост на плотине, памятники императору Петр Великому, Николаю I, вдовствующей императрице Марии Федоровне, надгробие князю С. М. Голицыну I в приделе святого Сергия Радонежского церкви Влахернской иконы Божией Матери.

Кроме того, стоит отметить, что такого обилия чугунно-литейных изделий, как в Кузьминках, нельзя было встретить ни в одной подмосковной усадьбе. Чугунные изделия в количестве 250 единиц представляли собой подлинные произведения искусства. Так, например, литые из чугуна канделябры-торшеры с богато орнаментированными растительными стволами, которые «вырастают» из основания, состоящего из четырех крылатых грифонов. Звери-птицы сидят по диагоналям постамента, опираясь на выставленные вперед львиные лапы. Выразительные крылатые грифоны и сто семьдесят лет назад, и сегодня являются визитной карточкой усадьбы. В любой литературе в качестве иллюстрации по Кузьминкам представлены знаменитые скульптурные композиции. Это дает основание выдвинуть точку зрения, что усадьбу «Кузьминки» можно рассматривать как своеобразный музей малой архитектурной формы под открытым небом.

Большой художественный вкус подарил отечеству прекрасные памятники архитектуры. Так, оригинальный вид Египетского павильона и тогда, и сейчас производит внушительное впечатление. Скошенные стены и окна здания напоминают собой усеченную пирамиду. В центре здания имеется неглубокий портик-лоджия с двумя колоннами, перехваченными рельефными жгутами с папирусообразными капителями. На стенах лоджии имеются скульптурные детали на египетские ритуальные темы. Это единственное в своем роде здание в архитектурной Москве.

Многие события, происшедшие в усадьбе «Кузьминки», дополняют отечественную историю. Так, например, священнослужитель местного прихода и бытописатель Н. А. Порецкий описывает ураган, пронесшийся 16 июня 1904 года над юго-востоком Подмосковья, который уничтожил до 100000 деревьев в Кузьминском парке. Помимо местного описания он дает яркую характеристику злосчастного лета.

Н. А. Порецкий так же упоминает об эпидемиях холеры 1830 и 1871 годов, ставших трагедией для всей России.

Более того, он, видимо, по рассказам старожилов, описал знойное лето 1871 года — причину распространения холерной заразы: «Лето было как никогда жаркое. Дождей почти не было. Все сожгло». В Кузьминках от холеры умер только один обитатель. Сами жители, якобы, спасли себя, совершив крестный ход вокруг села с Влахернской иконой Божией Матери.

История Влахернского прихода — неотъемлемая часть истории русского православия. «Влахернское было единственным подмосковным местом, куда в таком множестве стекались москвичи на гулянье 2 июля…к единственному московскому барину-вельможе». «В храмовый праздник 2 июля здесь бывали большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающие гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной роще», — отмечали современники.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках по изяществу интерьера и богатству ризницы не уступал многим московским церквам. Внутренние стены храма были облицованы дорогим испанским карарским мрамором. На колокольне были установлены куранты.

Относительно церкви в Кузьминках и повышенного внимания к ней со стороны современных ценителей древнерусской живописи стоит отметить семейную реликвию Строгановых, а впоследствии князей Голицыных — Влахернскую икону Божией Матери, находившуюся в местном храме с 1725 по 1929 годы.

Бесспорная ценность икон состоит в технике их исполнения — «энкаустика» (exaustix — выжигаю) — античная живописная техника. Восковую краску растопляли, и по причине быстрого охлаждения воска, от изготовителя требовалось большое мастерство при наложении на разогретую доску состава, создавая рельефное изображение Богоматери и младенца, имитируя при этом резьбу. В 1654 году икона и три ее списка были подарены константинопольским патриархом русскому царю Алексею Михайловичу. Одну из них царь подарил купцам Строгановым.

Особое место стоит уделить кузьминской лечебнице, учрежденной князем С. М. Голицыным в 1816 году, что являлось не частым явлением в помещичьих усадьбах. Лечебница была единственной на округу, насчитывавшей около восьмидесяти населенных пунктов. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в популярности Кузьминок. До 1869 года лечебница полностью содержалась на средства князей Голицыных, все консультации врачей и отпуск лекарств были бесплатными. В вышеназванном году лечебница была передана Московскому уездному земству и переведена в здание бывшего скотного двора этой же усадьбы.

В истории русской культуры стоит отметить, что именно в больнице в Кузьминках в 1882 году лежал на излечении художник В. Г. Перов. Здесь же, в Кузьминках, он скончался. В день его смерти в Кузьминки пришли многие представители культурного общества, чтобы проводить в последний путь художника.

В этой же больнице лежал на излечении, будучи мальчиком, поэт Ф. С. Шкулев.

Много замечательных и славных имен связано с Кузьминками. Посещения истори ческих лиц вошли в летопись кузьминской земли.

Известно, что в 1722 году здесь бывал царь Петр I. Современник петровской эпохи В. А. Нащокин в своих записках оставил сведения о его пребывании: «В декабре, в последних числах, Его Величество, не въезжая в Москву, изволил пребывать в Подмосковной Строгановой, что слывет Мельница, наступили в Москву из онаго Персидского походу триумфом».

До середины XIX века еще сохранялся деревянный домик, в котором останавливался Петр Великий. В 1848 году на его месте был сооружен чугунный обелиск (арх. М. Д. Быковский).

Усадьбу «Кузьминки» посещали генералиссимус В. А. Суворов с женой Варварой Ивановной (урожд. Прозоровской) после венчания; вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), посещение которой было отмечено чугунным памятником, открытым в 1828 году; император Николай I, в память о котором в 1856 году был установлен чугунный монумент.

В 1837 году после возвращения из сибирского путешествия цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) в сопровождении воспитателя-поэта В.А. Жуковского посетил Кузьминки. Следующее посещение Александра Николаевича уже императором Александром II состоялось в 1858 году, когда проездом в Николо-Угрешский монастырь он с супругой Марией Александровной заехал в Кузьминки навестить больного князя С.М. Голицына.

Кузьминки посетили: саксонский дипломат при петербургском и лондонском дворах Фицтум фон Экштедт, отметивший, что усадьба «образцовая ферма в величественнейшем стиле, воздвигнутая среди голой степи», и делегация американских моряков во главе с адмиралом Фоксом, где им был оказан пышный прием.

Помимо высокопоставленных лиц Кузьминки посещали писатели, художники, политические деятели. Именно в Кузьминках на даче Елизаровых В.И. Ульянов (Ленин) закончил брошюру «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?». Священнослужитель Иоанн Кронштадский порадовал обитателей села Влахернское своим посещением.

Кузьминки вдохновляли художников, поэтов, писателей. В своих произведениях, отмечая местную красоту, писатели живописным языком отражали то величие и благородство архитектуры и природы, которая подняла Кузьминки на вершину славы. Кузьминки — село Влахернское имели заслуженную славу художественной сокровищницы русской культуры и были хорошо известны не только у нас в России, но и за границей по изданным в 1841 году в Париже гравюрам Ж. Н. Рауха «Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего кн. С. М. Голицыну». «Такого большого и богатого иллюстративного материала не имеет больше ни одна дворянская подмосковная усадьба», — констатирует М. Ю. Коробко.

Село Влахернское «едва ли уступит какой — нибудь великолепной итальянской вилле с мраморным палаццо, бархатными лугами и зеркальным озером», отмечали современники князя С. М. Голицына. «Здесь что ни шаг, то искусство», — писал бытописатель Кузьминок Н. А. Порецкий.

Живописные места усадьбы «Кузьминки» вдохновили художника В. А. Серова, написавшего картину «Линейка на пути из Москвы в Кузьминки» (Русский музей в Санкт-Петербурге), высоко оцененную И. Э. Грабарем, который в свою очередь оставил потомкам живописное полотно с видом ванного домика усадьбы «Кузьминки».

В 1918 году усадьба была передана Государственному (позже Всесоюзному, Всероссийскому) институту экспериментальной ветеринарии, который использовал ее здания и землю в своих целях, исключив историко-архитектурную ценность усадьбы. Поселковый совет, созданный на базе бывшей усадьбы «Кузьминки» так же решал проблемы в обход интересам ее сохранения.

Несмотря на попытку Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины защитить усадьбу от уничтожения, усадьба была оставлена за институтом с размещением в зданиях лабораторий и квартир для сотрудников. Часть голицынского леса определили в леса местного значения для соседних селений.

Борьба атеистов с Церковью обернулась для Влахернского прихода его упразднением в 1929 году, арестом и ссылкой настоятеля Н. А. Порецкого. Здание храма перестроили, проведя внутреннюю перепланировку, уничтожив могилу князя С. М. Голицына и устроив там общежитие для аспирантов. Колокольню взорвали, ризницу приспособили под лабораторию.

В 1929 году Рудметаллторгу было передано большинство чугунных изделий усадьбы. До сегодняшнего дня чудом сохранились кони и грифоны со львами. В 1936 году началась реконструкция Кузьминского парка с постройкой кафе, эстрады и павильонов настольных игр.

В годы Великой Отечественной войны в Кузьминках располагался зенитно-артиллерийский полк, стояли танковые части, шло формирование полков, были нарыты землянки и укрепления. Военные люди и оборудование нанесли значительный ущерб парку.

После войны стало меняться отношение к усадьбе. Историки рассматривали ее с позиции мест, связанных с деятельностью В. И. Ленина, искусствоведы обращались к Кузьминкам в конспекте изучения творчества архитекторов.

В 1955 году через лесной массив усадьбы «Кузьминки» прошла кольцевая автодорога, разделившая территорию лесопарка и резко сократившая историческую зону усадьбы. В 1960 году поселок Кузьминки был включен в состав Ждановского района г. Москвы, а усадьбе «Кузьминки» был определен охранный номер 393, как архитектурно-паркового ансамбля, подлежащего восстановлению.

В 1964 году была проведена реставрация дачи Елизаровых с размещением там Музея Ленина. На самой территории усадьбы создали парк культуры и отдыха, следствием чего стало привлечение большого количества москвичей, которые наносили значительный вред местному ландшафту. Воспользовавшись отсутствием границ охранной зоны архитектурно-паркового ансамбля, в 1966 году начали застраивать территорию парка жилыми домами.

Переломным годом в судьбе усадьбы «Кузьминки» считается 1974 год, в котором был подтвержден статус усадьбы как памятника государственного значения. Однако в 1979 году вышло решение «Об организации парка культуры и отдыха на территории лесопарковой зоны „Кузьминки“ Волгоградского района». Данное решение снижало статус Кузьминок, как усадебного комплекса, и низводила его до статуса районного значения.

В 1978 году сгорел шедевр зодчества XIX века — Музыкальный павильон. Бывшее здание больницы протерпело шесть пожаров, в результате которых пострадали уникальные росписи потолков. Памятник передали Госкомспорту СССР, который не принял никаких охранных мер.

Наконец, в 1980 году комплекс усадьбы «Кузьминки» был внесен в «Перечень памятников истории и культуры РСФСР», подлежащих первоочередной реставрации и музеефикации с обязательным выводом ВИЭВ с территории усадьбы. Но Программа реставрационных работ по Кузьминкам на 11-ю и 12-ю пятилетки осталась невыполненной.

С 1980-х годов стала проводиться просветительская работа среди москвичей. В 1983 г. в программе лектория ПКиО «Кузьминки» появилась новая тема «История усадьбы Кузьминки», с 1984 года начал работу Народный университет культуры «История усадебной культуры Подмосковья XVIII-XIX вв.». Предлагалась программа создания единого музея-памятника «Кузьминки» в качестве средства спасения комплекса.

Однако политические события изменили процесс музеефикации усадьбы и свели реставрационные работы к нулю. В последнее десятилетие XX века решения городских властей стали подавать надежды на возвращение усадьбе первоначального вида и вернуть ей статус одной из лучших российских усадеб.

В 1990 году храм, ризница и дом причта были переданы Русской Православной Церкви, начались реставрационные работы. В том же году правительство Москвы постановило создать на территории парка «Кузьминки» Государственный историко-культурный комплекс.

К XX веку на территории Кузьминок сохранилось более 20 памятников архитектуры. Среди них сохранились в руинированном состоянии кузница и теплица. В аварийном состоянии Оранжерея, дворцовые флигели, Скотный и Конный дворы. Требующие безотлагательных восстановительных и реставрационных работ — Музыкальный и Египетский павильоны. Полностью утрачена парковая скульптура. Исчезла две трети металлических изделий, украшавших Кузьминский парк. Английский парк был запущен, французский парк относительно благоустроен.

Территорию усадьбы «Кузьминки» и сохранившиеся постройки занимали различные учреждения: ВИЭВ, администрация Леспаркхоза «Кузьминки», частная школа, Музей К. Г. Паустовского, ЭСНРПМ.

В настоящее время отреставрированы гроты, здание на Слободке, Ризница Конный двор, воссоздан Музыкальный павильон, Горбатый мостик, Церковь, на стадии реставрации находятся Кузница, Ванный домик.

… История и культура усадьбы «Кузьминки» служит нам и сегодня.

Кузьминки заслуживают бережного отношения и серьезного изучения.

Более подробную информацию можно получить в книгах автора Нины Дмитриевны Кузьминой «Кузьминки. Село Влахернское. Мельница», «Православный приход храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках», «Москвы дорогой уголок»).

error: