История развития согласных в английском языке. Классификации Г

Суит (Sweet) Генри (15.9.1845, Лондон,- 30.4.1912, Оксфорд), английский языковед. Учился в Гейдельбергском (1864) и Оксфордском (с 1869) университетах, преподаватель фонетики в Оксфордском университете (с 1901). Член филологического общества (1869-85). Основоположник английской школы фонетистов. Основные труды в области фонетики, английской и германской филологии, древнеанглийской диалектологии. С. внёс большой вклад в разработку теории фонологии; занимался также типологией фонологических систем языков мира.

Соч.: A history of English sounds from the earliest period, 2 ed., Oxf., 1888; A handbook of phonetics, Oxf., 1877; A short historical English grammar, Oxf., 1892; Collected papers, Oxf., 1913.

Лит.: Wrenn С. L., Henry Sweet, в кн.: Portraits of linguists, v. I, Bloomington - L., , эстонский поэт и литературовед. Окончил в 1910 университет в Хельсинки. В 1917-19 актив...

Сук Вячеслав Иванович
Сук Вячеслав Иванович , советский дирижёр, народный артист республики (1925). В 1879 окончил Пражскую консерваторию (по классу с...

Классификации Г. Суита

Г. Суит, автор первой научной грамматики английского языка, предлагает две классификации частей речи английского языка. В основе первой классификации лежит морфологический критерий. В основе второй - синтаксический.

1.1.1.1. Классификация, основанная на морфологических свойствах

"Г. Суит, автор первой научной грамматики английского языка, делит части речи на две основные группы - изменяемые и неизменяемые. Таким образом, он считает морфологические свойства основным принципом классификации". Внутри группы изменяемых ("declinables") все слова традиционно делились на существительные, прилагательные, глаголы. Наречия, союзы, предлоги и междометия входили в группу неизменяемых ("indeclinables").

1.1.1.2. Классификация, основанная на синтаксических свойствах

Наряду с первой (морфологической) классификацией, Суит предлагает еще одну, основанную на синтаксическом функционировании слов. Таким образом, группа именных слов (noun-words) включает, кроме существительных, "именные" местоимения (noun-pronouns), "именные" числительные (noun-numerals), инфинитив и герундий, так как они сходны по функционированию с существительными. К группе адъективных слов относятся, кроме прилагательных, "адъективные" местоимения (adjective-pronouns), "адъективные" числительные (adjective-numerals) причастия, так как они также сходны в своем функционировании. Глагольная группа включает личные формы и вербальные формы (verbals). Но стоит отметить, что здесь опять на первое место выходит морфологический принцип, так как все неличные формы глагола, наряду с личными, обладают глагольными категориями времени (tense) и залога.

1.1.1.3. Классификационное противоречие

На основании всего вышесказанного становится ясно, что вербалии - инфинитив и герундий - оказываются в одной группе с именными словами на основании их функционирования в предложении, а по своим морфологическим свойствам они оказываются в группе глагола.

Как мы видим, Суит понимал противоречие морфологических и синтаксических свойств частей речи. Однако его попытка создать единую и согласованную группировку по синтаксическим признакам привела к тому, что, объединив разряды, ранее несходные по лексическим и морфологическим признакам, он, наоборот, раздробил разряды, морфологически и лексически объединенные раньше. Но если говорить о группе "неизменяемых", то в ней объединены совершенно разнородные элементы: наречия, которые являются членами предложения, и союзы, предлоги и междометия, которые ими не являются; предлоги, функционирующие внутри предикативных единиц, и союзы, соединяющие предикативные единицы.

Тем не менее, классификации Г. Суита являются одними из самых известных в английской лингвистике, несмотря на их заметное противоречие.

Анализ синонимии и полисемии терминосистемы французских медиатекстов о живописи

Целью данного параграфа является рассмотрение существующих классификаций термина. Классификации терминов могут зависеть от учета их структурных особенностей, от семантики, времени происхождения, географического распространения...

Заимствования в английском языке и способы их перевода на русский язык

Первый признак, служащий основой для классификации заимствований - источник, т.е. язык, из которого заимствуемый элемент пришел в принимающий язык. В процессе заимствования участвует подавляющее большинство языков мира...

Лексико-грамматические особенности перевода текста исторической тематики

В настоящее время существует большое количество работ, посвященных переводческим трансформациям, поскольку данный аспект является одним из центральных, и знание его теоретических основ важно в работе переводчика...

Микротопонимия города Тюмени

микротопоним название здание улица В ходе исследования происхождения микротопонимов были выявлены определенные тенденции в образовании неофициальных названий, в связи, с чем можно выделить несколько способов образования микротопонимов: 1...

Особенности современного молодежного сленга в английских песнях (на примере творчества Рианны)

Язык как явление многостороннее и отражающее различные аспекты человеческой деятельности предполагает наличие соответственно и различных слоев вокабуляра. Так, по мнению Тарасова...

Перевод инкорпоративных конструкций

Перевод французских фразеологизмов с национально-культурной спецификой

В отличие от Ш. Балли, В.В. Виноградов делит все фразеологизмы не на две, а на три обширные группы: 1) Фразеологические сочетания - обороты, в которых у одного из компонентов фразеологически связанное значение...

Понятие "жизнь" в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина

В основании классификации языкового материала положено комплексное изучение взаимосвязей систем отдельных уровней, не дифференцирующий подход, а интегрирующее изучение. Почему именно так? С одной стороны, концепт есть «содержание понятия...

Прозвища в современных средствах массовой информации

Современные русские прозвища Ленского района Архангельской области

Описание и анализ собственных имён невозможны без определённой классификации. При классификации ономастического материала можно исходить из принадлежности названий к определённым языкам, территориям, хронологическим отрезкам...

Сопоставление терминологических систем английского и русского языков в области психологии

Выделяются термины категорий, общенаучные и общетехнические термины, межотраслевые термины, специальные термины. Прежде всего, выделяются самые общие понятия материи и ее атрибутов, которые носят названия категорий (материя, пространство...

Составление тезауруса по теме "Горный и пешеходный туризм" на материале русского и испанского языков

Классификация в ее наиболее общем определении есть разбиение и упорядочение множеств. Ею называют распределение предметов по классам на основании общего признака...

Способы передачи немецких реалий в русском тексте

Реалии можно разделить на разные группы, в зависимости от того, какое понятие они обозначают; они могут быть историческими, этническими, бытовыми и т.д. В связи с этим существуют различные классификации реалий...

Стилистические свойства синонимов (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Богатейшая синонимия русского языка, многообразие функций, выполняемых синонимами, различное толкование самого понятия синонима - все это дало основание для построения различных классификаций синонимов. Так...

Типологические особенности современного китайского языка

Наиболее известными являются генеалогическая и морфологическая классификации, которые будут рассмотрены подробно. Также в дипломной работе хотелось бы отметить классификации, изучением которых занимался Курдюмов В.А...

Ассимиляция

В зависимости от положения в слове, некоторые звуки заметно меняют своё произношение.

Ассимиляцией называется качественное уподобление одного звука другому. Ассимиляция существует для того, чтобы было удобнее произносить звуки на стыке слов и в середине слова. В русском языке ассимиляция в основном проявляется выпадением звуков, например в словах "здравствуйте" и "лестница" выделенные звуки не произносятся.

В английском языке ассимиляция проявляется перемещением места образования преграды, т.е. согласные, которые произносятся на альвеолах [ s, z, n, t ] перед звуками [ и, р ] перемещаются к щели между зубами, чтобы было удобнее произносить следующие за альвеолярными межзубные [ и, р ].

Например:

Если мы возьмем за единицу сравнения так наз. стандартное произношение А. Яз. в Англии, колониях и САСШ, не учитывая особенностей современных диалектов и наречий САСШ, то мы можем отметить: 1. почти полное отсутствие «мягких», т. е. палатализованных согласных, 2. отсутствие приглушения, за редкими исключениями, конечных согласных; так напр. head произносится с конечным d, а не t, как звучало бы это сочетание звуков в русском яз., 3. ассимиляция и диссимиляция в А. Яз. значительно реже осуществляется, чем в русском, 4. ударение в слове, так же как и в русском яз., экспираторное, но в отличие от русского не переходит с одного слога на другой, а прикреплено к определенному слогу. Различие артикуляционной базы и целого ряда фонетических навыков затрудняет усвоение звуковой формы английского языка.

Таблица звуков английского языка II

Генри Суит

Г. Суит (Henry Sweet, 1845-1912) начал интересоваться германской филологией в юности, а затем познакомился с «Видимой речью» Белла, что и пробудило в нем интерес к фонетике. Он учился в Оксфорде и еще до завершения курса стал заниматься исторической фонетикой английского языка, затем изучал английские диалекты и произношение живых европейских языков. Ему принадлежит ряд статей о фонетике датского, русского, португальского, шведского и некоторых других языков. Позднее Суит написал несколько работ по исторической фонетике английского языка, одновременно много занимался преподаванием и издал ряд пособий для изучения английского, в которых проявился его педагогический дар. Однако у Суита был нелегкий характер (он послужил прототипом для профессора Хиггинса из «Пигмалиона» Б. Шоу); он был искренен и откровенно выражал свои мнения, нередко отрицательные, не заботясь о впечатлении, которое производят его высказывания. Особенности характера Суита мешали ему приобретать друзей и не позволили занять в ученой иерархии пост, подобающий его знаниям: он не считал необходимым обращаться за протекцией к нужным людям, отчего провалились две его попытки получить кафедру в Оксфорде. В то же время научные заслуги Суита были высоко ценимы в Англии. Он был президентом английского «Филологического общества» (Philological Society), его считают основателем английской фонетической школы, основателем английской диалектологии и создателем наилучшего (в то время) описания английского произношения.

Основной фонетический труд Суита, в котором он в ясной форме изложил свои взгляды и развил идеи Белла относительно классификации гласных, вышел в 1877г. Это «Учебник фонетики» (его полное заглавие Handbook of phonetics, including a popular exposition of spelling reform. 1877). Книга в переработанном виде, под названием «Основы фонетики» («A Primer of Phonetics») издавалась еще трижды, в последний раз в 1906 г., а в 1908 г. вышло описание английской фонетики, содержащее множество сведений общефонетического характера - «Звуки английского языка» (The sounds of English. An introduction to phonetics). Суит является также автором статьи «Фонетика» (Phonetics) в Британской энциклопедии издания 1911 г. Общий подход Суита к основным проблемам фонетики и его приверженность к взглядам Белла на артикуляторную классификацию звуков речи оставались постоянными; изменения касались только некоторых частностей, в связи с новыми сведениями в фонетической литературе. Так, в последнем издании «Основ фонетики» он учел данные Фиетора, Сиверса и Йесперсена.

Суит развивает теорию глайдов как переходных звуков в сочетаниях гласный + согласный, согласный + гласный, справедливо подчеркивая (в «Основах»), что глухие смычные акустически представляют собой чистые глайды, ибо слышны лишь в момент перехода к гласному. По мнению Суита, большинство согласных в сущности является глайдами в той или иной степени, а акустически согласные только модификаторы гласных - мысль, которая заставляет вспомнить взгляды французских авторов XVIII в.


Согласные, определенные как шумы трения или перерыв выдоха, делятся, как и у Эллиса и Белла, на глухие и звонкие, а вопрос о делении по силе - слабости («твердости - мягкости»), обсуждавшийся в трудах главным образом немецких авторов, даже не упоминается. Отдельные категории согласных определяются, в терминах автора, по форме (что соответствует способу образования) и по месту (фактически - по действующему органу, см. табл. 65 ); в «Основах фонетики» та же таблица представлена со знаками транскрипции Белла, (см. табл. 66 ). Суит насчитывает пять форм согласных: открытые, при которых есть проход воздуха (т.е. щелевые), однако щелевые боковые составляют особый тип разделенных (так как воздушная струя делится на две части), закрытые (смычные неносовые), носовые и дрожащие; последние не вошли в таблицу, возможно, потому, что Суит считал их промежуточными между щелевыми и смычными. Классификация Суита в целом сходна с современной (за исключением отсутствия дрожащих). Деление по месту (действующему органу) больше отличается от принятого в настоящее время и от предлагавшихся ранее Лепсиусом, Брюкке, Меркелем. Суит неточно представлял себе многие переднеязычные артикуляции и не понял (как и другие) образования арабских эмфатических (веляризованных) согласных. Но он верно описал смычно-гортанные, впрочем, ссылаясь на Меркеля и Сиверса.

Следуя Беллу, Суит выделяет смешанные согласные, модифицированные изменением положения языка или губ; в сущности, речь идет о согласных с дополнительными артикуляциями палатализации - и др. или огубления - и т.п.; в «Основах» такие звуки названы сложными. Понятие слога Суит рассматривает в связи с членением потока речи, который, по его мнению, естественным образом делится только на дыхательные группы; границы же слогов менее определенны и могут проводиться по-разному в разных языках. Начало слога, по Суиту, отмечено усилением звука (force-impulse) и частично указано делением на слова, напр., в a name `имя" - an aim `цель", a tall (man) `высокий (человек)" - at all (times) `во все (времена)". В связи со слогоделением описываются и удвоенные согласные, при артикуляции которых есть ослабление в середине и новый динамический импульс, тогда как в просто долгих сила звука изменяется постепенно; эту же разницу автор видит между сочетанием смычного со щелевым и аффрикатой: cut short - achieve `достигать".


1. Древнеанглийский язык.

2. Среднеанглийский язык.

3. Новоанглийский язык.

История английского языка делится на три периода: 1. Древнеанглийский период – со времени появления письменных памятников (7 в.) до конца 11 в. 2. Среднеанглийский период – от начала 12 в. до 15 в., который является переходной фазой между среднеанглийским и новоанглийским. 3. Новоанглийский период – от 16 в. до наших дней, а 16 – 17 вв. – это ранненовоанглийский период. Эта периодизация является условной и базируется на экстралингвистических факторах: исторический рубеж между древнеанглийским и среднеанглийским – норманское завоевание, а между среднеанглийским и новоанглийским – окончание войны Алой и Белой роз и установление абсолютной монархии.

1. Древнеанглийский период. Германские племена англов, саксов и ютов переселились в Британию с континента в середине 5 в., вытеснили обитавших, там кельтов в горные районы Шотландии, Уэльса и Корнуолла, и создали семь государств: Уэссекс, Эссекс, Сассекс, Нортумбрию, Мерсию, Восточную Англию и Кент. В течение всего периода эти королевства ведут между собой борьбу за политическое лидерство, пока в 9 в. Уэссекс не занимает прочное ведущее положение. С этого времен название ængelcynn «род англов» начинает применяться ко всем жителям Британии, а название ænglalond – ко всей стране.

С конца 6 в. в Британии вводится христианство, монастыри становятся центрами латинской культуры и письменности. Рунических памятников было очень немного, и они не представляют ценности для изучения языка. Письменные памятники, записанные латинским алфавитом, свидетельствуют о богатстве древнеанглийской литературы на всех существовавших тогда диалектах. Среди прозаических произведений переводы, вышедшие из переводческой школы короля Альфреда (вторая пол. 9 в.) на уэссекском диалекте: «Заботы пастыря» папы Григория I, «Всемирная история» Оросия, «Утешение философии» Боэция, летописи «Англосаксонской хроники» (7 – 9 вв.), проповеди Эльфрика и Вульфстана, «Церковная история английского народа» Бэды Достопочтенного. На мерсийском и кентском диалектах – переводы псалмов, гимны, глоссы (8 – 9 вв.). На нортумбрийском диалекте – перевод Евангелия, гимн Кэдмона, «Предсмертная песнь» Бэды. Среди поэтических произведений крупнейшая эпическая поэма «Беовульф» неизвестного автора, поэмы монаха Кюневульфа и др.

Древнеанглийский язык, представленный рядом родственных диалектов, был синтетическим языком и имел развитую систему склонения и спряжения. Автор первой научной грамматики английского языка Г. Суит назвал древнеанглийский периодом полных окончаний. Диалектные различия были незначительны и ограничивались, в основном, произношением. Грамматическая система, по сравнению с готским, находится на пути к сокращению форм словоизменения. Широко распространена омонимия флексий; грамматическое чередование в классах сильных глаголов осложняется; фактически исчезают редуплицирующие глаголы; остается только три класса слабых глаголов, в отличие от четырех в готском. Этимологический состав древнеанглийского словаря отличался однородностью – преобладали слова общеиндоевропейского происхождения, дополненные общегерманской лексикой. Имелись также заимствования из латинского языка, распределившиеся по двум лексическим слоям: 1 – бытовая лексика, усвоенная германцами еще на континенте в процессе контактов с римлянами; 2 – религиозная и школьная лексика, заимствованная в эпоху христианизации Британии.

С конца 8 в. Англия становится объектом набегов викингов. Датчане заселяют северо-восточное побережье Англии, которое с 878 г. называется «Областью датского права». Результатом длительных контактов были заимствования из древнескандинавского в древнеанглийский. Среди них бытовые слова, юридическая и военная лексика, географические названия. Древнескандинавский язык был близок к древнеанглийскому и по лексическому составу и по произношению, поэтому в некоторых случаях английское и скандинавское слова составляют этимологический дублет, например, англ. shirt сканд. skirt.

С 1016 г. по 1042 г. Англия была под управлением датского короля, а с 1042 г. королем стал потомок англосаксонской династии Эдуард Исповедник. После смерти Эдуарда свои права на престол заяви его родственник нормандский герцог Вильгельм. В 1066 г. битве у деревни Гастингс он разбил англо-саксонские войска и провозгласил себя английским королем. Светская и духовная власть в стране перешла к нормандцам, язык которых представлял собой северофранцузский диалект.

2. Среднеанглийский период. В течение полутора – двух столетий в Англию переехали с континента до двух миллионов нормандцев. Их язык, подвергнувшись лексическому влиянию английского, превратился в англо-нормандский диалект, который существовал до конца 14 в. После нормандского завоевания страна становится двуязычной: правящие классы говорили на нормандском, а местное население сохраняло родной язык. Английский язык этого периода существовал в форме четырех региональных диалектов: северного, восточно-центрального, западно-центрального и кентского. Английская орфография подверглась реформе, осуществленной нормандскими писцами, которые упорядочили ее согласно нормам французского языка. В течение всех последующих столетий, вплоть до нашего времени, орфография очень мало изменилась и сейчас представляет собой традиции, закрепленные еще в среднеанглийском.

В среднеанглийском языке продолжаются процессы распада флективной системы: последовательно стираются различия между типами склонения имен, что приводит к полному их исчезновению. Функции падежей принимают на себя интенсивно развивающихся предложные сочетания, утверждается строгий прямой порядок слов в предложении. Исчезают различия между классами сильных глаголов, многие из них переходят в слабую парадигму. Фактически исчезает система спряжения, на смену синтетическим формам приходят аналитические. Развиваются аналитические конструкции пассивного залога, продолженного аспекта, перфекта и продолженного перфекта. Природа английского языка перерастает из синтетической в аналитическую. Одной из важнейших причин этих морфологических изменений является редукция безударных окончаний. Начало процессам редукции безударных окончаний было положено еще в эпоху германской общности, когда ударение закрепилось на корневом слоге. Г. Суит назвал среднеанглийский период периодом редуцированных окончаний.

В среднеанглийский период круто меняется и этимологический характер словаря. В 13 – 14 вв. в английский язык вливается огромное количество французских заимствований, относящихся ко всем, без исключения, семантическим сферам. Вместе со знаменательными словами заимствуются префиксы и суффиксы, а также некоторые служебные части речи.

На всем, протяжении среднеанглийского периода языком церкви и образования остается латынь; языком двора, парламента, деловой переписки, законодательства был англо-нормандский диалект. Английские диалекты англосаксонского населения существовали равноправно, на них написана обширная литература. Например, на восточно-центральном – продолжение «Англо-саксонской хроники», рифмованные романы, дидактические сочинения; на западно-центральном – рыцарские романы, жития святых, сатирическая поэма «Видение Петра Пахаря» и т. д.

С середины 13 в. сфера употребления английского языка расширяется, на нем начинают составлять государственные документы. Английский язык проникает в судопроизводство, школу, парламент; его усваивает и нормандская знать. Среди английских диалектов особое место начинает занимать лондонский диалект. Лондон был не только политическим центром страны, он был также и крупнейшим экономическим центром. Его диалектной базой явился восточно-центральный диалект, дополненный рядом черт юго-западного диалекта. В лондонском диалекте концентрировались и нормы других диалектов, т. к. население складывалось из представителей всех провинций страны. Распространению лондонских письменных норм способствовало творчество Джеффри Чосера (1340 – 1400) и перевод библии, осуществленный Дж. Уиклифом (1320 – 1384).

Лондонский диалект возвышается над всеми другими диалектами, которые с 15 в. становятся бесписьменными, и превращается в национальный язык. Вопрос нормализации письменного литературного языка был поставлен, когда У. Кэкстон вводит книгопечатание в 1475 – 1477 гг. В отношении орфографии Кэкстон закрепил традицию, выработанную нормандскими писцами. Традиция эта во многом устарела уже к концу 15 в., и наблюдались расхождения между произношением и написанием.

В конце 15 в. в Англии устанавливается абсолютная монархия Тюдоров. Централизация государственной власти сопровождается и противопоставлением государственного национального языка местным диалектам.

3. Ранненовоанглийский язык. В 16 в. в Англии проходит реформация по указу короля Генриха VIII. В связи с введением протестантства латынь как язык церкви заменяется английским языком. Латинский язык начинает вытесняться и в науке. Создается научная терминология на латинской основе. Первой попыткой научной прозы был трактат Томаса Элиота «Наставник» (1531). Огромный наплыв латинских слов, призванных «украсить» литературный язык, вызывает возражения Джона Чика, Томаса Уилсона и др., которые с позиций пуризма выступали против засорения родного языка иностранными заимствованиями. Таким образом, для 16 в. характерна сознательная направленность борьбы за чистоту языка. Движение за укрепление и развитие национального языка становится в эпоху Возрождения способом демократизации образования и науки, средством проявления национального самосознания.

К концу 16 в. завершается становление английского литературного языка, которое шло параллельно с процессом сложения английской нации. Английский язык полностью утвердился как язык церкви, науки и школы, судопроизводства и художественной литературы. Письменный язык стал единым для всей страны, национальный язык как средство общения образованных слоев также утвердился повсеместно. Местные диалекты существуют лишь как средство устного общения.

В конце 16 в. английский язык начинают преподавать в школе как предмет обучения. Выдвигается проблема кодификации языка и создания грамматики. Первой грамматикой английского языка был написанный на латыни учебник Дж. Лили, а первой грамматикой на английском языке была книга Уильяма Буллокара. За ней последовали грамматики Бена Джонсона, Ч. Батлера, Дж. Уоллиса. Одновременно появляются работы, цель которых – описание правил чтения, правил написания и произношения, т. е. орфоэпии. В трудах орфоэпистов есть и попытки дать рекомендации произношения и написания. Среди первых орфоэпистов Харт и Буллокар, Гилл и Батлер. Орфоэписты были предшественниками фонетистов, хотя они не создали четкую терминологию системы изучаемых понятий.

В грамматике 17 – 18 вв. наблюдается два направления. Первое руководствовалось принципом «разумности» в установлении правил языка, а второе исходило из сложившейся традиции, существующего обычая. Многие грамматисты отмечали несовершенство языка, изменчивость его норм и считали, что язык необходимо усовершенствовать, очистить от ненужных, вариантов и зафиксировать навечно. Поэтому грамматика превращается в свод правил, запрещений и рекомендаций.

Наряду с грамматиками и орфоэпистами активно работают лексикографы. Первое двуязычные латино-английские словари появляются уже в 15 в. В 16 в. издаются словари «трудных» слов Кодри и Кокрама. Первый толковый словарь английского языка издан Натаниэлем Бенли в 1721 г., а в 1755 г. публикуется словарь, созданный Сэмюэлем Джонсоном, самый авторитетный лексикографический справочник 18 – 19 вв. Составляя Словарь, д-р Джонсон опирался на произведения авторов 11 – 17 вв. и сохранил традиционную орфографию.

К концу 18 в. были полностью установлены нормы английского литературного языка, разработаны правила грамматики и систематизирован его лексический состав.

В фонетической системе ранненовоанглийского языка наиболее значительным событием был Великий сдвиг гласных, в результате которого изменилось качество всех долгих гласных. Великий сдвиг, а также другие изменения гласных и согласных привели к тому расхождению произношения и написания, которое имеет место в современном английском языке.

В области морфологии, завершился процесс редукции безударных окончаний. По замечанию Г. Суита, новоанглийский – период утраченных окончаний. Исчезли последние показатели склонения и спряжения, окончательно сформировались сложные аналитические конструкции залога, аспекта, перфекта, наклонения, будущего времени. Словарь новоанглийского языка пополнился за счет латинских заимствований эпохи Просвещения, которые в отличие от ранних латинских заимствований представляют собой книжную, научную лексику.

В конце 17 в., в эпоху Реставрации, в английский язык проникают французские слова, сохранившие до наших дней произношение и ударение языка-источника.

В 17 – 18 вв. в связи с расширением экономических и культурных связей Англии с другими странами английский язык принимает отдельные слова итальянского, испанского, голландского и многих других языков. С другой стороны английский выходит за пределы Англии. Он насаждается в Ирландии со времени ее присоединения в 12 в. С 17 в. английский язык распространяется в Северной Америке и становится государственным языком США. Американский вариант английского языка отличается особенностями произношения и словарного состава. Расхождения в морфологии и синтаксисе незначительны. К американскому варианту близок английский язык Канады.

Английский язык в Австралии также имеет некоторые отличия в области произношения и лексики, хотя образованные слои австралийского общества ориентируются на британские нормы.

Английский язык используется в Южной Африке, Индии, Пакистане и в целом ряде других стран, которые были когда-то колониями Британской империи.

На базе английского языка и местных языков Азии, Африки и Америки в новое время появились так называемые гибридные языки, например, пиджин, крио, бич-ла-мар, кру-инглиш, которые используются в процессе коммуникации разноязычного местного населения.

Прямой метод возник на базе натурального. Такое наименование он получил потому, что его сторонники стремились слова иностранного языка и его грамматические формы ассоциировать прямо (непосредственно) с их значением, минуя родной язык учащихся. В разработке прямого метода принимали участие психологи и лингвисты - В. Фиетор, П. Пасси, Г. Суит, и другие. Представители прямого метода ставили перед собой цель - обучить учащихся практическому владению иностранным языком. Поскольку переводные методы, антиподом которых был прямой метод, выдвигали на первый план образовательные цели, связывая их с необходимостью научить читать текст, то практическое владение иностранным языком сначала отождествляли с противоположной задачей - научить учащихся устной речи.

Методические принципы обучения по прямому методу сводятся к следующему:

  • 1. В основу обучения кладется устная речь, так как любой язык по своей природе звуковой.
  • 2. Исключение родного языка и перевода.
  • 3. Особое значение придавалось фонетике и постановке произношения, поскольку овладение звуковой стороной речи - непременное условие устного общения.
  • 4. Изучение слова только в контексте, т. е. в составе предложений.
  • 5. Изучение грамматики на основе индукции.

Несколько отличающуюся позицию занимал видный лингвист Г. Суит. Разделяя взгляд других представителей прямого метода о практической цели обучения, он полагал, что путь к этому в школьных условиях лежит через изучение текстов, отражающих живой разговорный язык - основу для обучения устной речи. Этому автору принадлежат требования, предъявляемые к текстам. К ним были отнесены следующие:

  • 1) тексты должны быть разнообразны и содержать значительное повторение языкового материала, что содействует запоминанию;
  • 2) Тексты должны быть на самые разнообразные темы;
  • 3) В начале рекомендуются описательные тексты - более легкие с грамматической стороны, а затем учащимся следует давать рассказы с вкраплением диалогов;
  • 4) тексты должны подбираться с учетом постепенного усложнения трудностей.

Урок по прямому методу строился следующим образом: называние учителем предметов на картинке и повторение их учащимися, затем вопросы и ответы, описание картинок и лексические упражнения. Все заканчивается пересказом, диалогом на изученном материале. Если за основу брался текст, то сначала он читался три раза учителем и разъяснялись слова, затем делались упражнения, и только после этого, текст читался в транскрипции и традиционном написании.

Анализ материалов свидетельствует, что прямой метод не был однородным методическим направлением на Западе. У разных авторов мы находим отличающиеся друг от друга приемы. Вместе с тем, есть общие черты: отказ от родного языка, внимание к звуковому образу, индуктивное изучение грамматики, изучение лексики в предложении, наконец, игнорирование мышления учащихся при обучении и опора исключительно на память и чувственное восприятие.

В отличие от прямого ортодоксального метода, распространенного на Западе, в нашей стране он приобрел несколько иной вид. Прямой метод начал более широко распространяться в России в начале 90-х годов XIX века. Однако еще перед I мировой войной было много преподавателей, признающих старый текстуально-переводной метод.

Распространение прямого метода столкнулось в России с традицией рассматривать положительное влияние изучения иностранного языка на владение родным языком. В связи с этим даже у ярых сторонников прямого метода мы находим допущение родного языка, что абсолютно исключается в западном варианте прямого метода. Ряд методистов критиковали прямой метод за устранение родного языка на начальном этапе обучения.

Если в дореволюционной России еще имелись приверженцы прямого ортодоксального метода, то в 20-е годы XX века все методисты, исповедующие прямой метод, а он тогда был господствующим, окончательно определили особенности использования прямого метода в России. Во-первых, для методистов этого периода характерно значительно большее использование родного языка как средства семантизации и контроля понимания. Во-вторых, в русских условиях допускалось сравнение с родным языком. В-третьих, методисты отмечали, что использование родного языка при изучении иностранного больше используется на начальном этапе, а затем оно все более и более сокращается.

Появление “русского варианта” прямого метода обусловлено двумя причинами. Во-первых, основную роль сыграли различия в русском и западноевропейских языках. Близость последних друг другу позволяли строить обучение учащихся без обращения к их родному языку. Сравним: This is a book (a hand) и Das ist ein Вuch (eine Hand). В русской аудитории это невозможно. Во-вторых, особое влияние оказали и педагогические традиции, начиная с К.Д. Ушинского. Эти особенности в традиции обучения иностранным языкам сказались и на дальнейшем развитии методики.

error: