Мастер-класс "современный урок в свете требований фгос нового поколения". Урок совершенствования знаний

Международный конкурс проводится 1 раз в год.

Код мероприятия: QE-2018-02

Участие в Международном конкурсе – БЕСПЛАТНО

Международный конкурс проводится по образовательным ступеням:

0 ступень – среднее профессиональное образование
I ступень – бакалавриат, специалитет
II ступень – магистратура
III ступень – аспирантура, ординатура, адъюнктура
IV ступень – докторантура

Рабочий язык: русский, английский

Подтверждающие или наградные документы: участникам - дипломы победителей, призеров, лауреатов или сертификаты; руководителям (по запросу) - дипломы за подготовку участников конкурса.
Подарки: подарочные сертификаты от 500 руб. до 5000 руб. по партнерской программе от CO8A , OZON.ru, Евросеть, М.Видео, Л’Этуаль, APR-Home* (по решению организаторов конкурса).

Издание конкурсных работ: по результатам конкурса издается сборник конкурсных работ (материалы включаются в сборник по согласованию с авторами). Сборник размещается: в Государственном депозитарии электронных изданий, Google Books, ЛитРес, в депозитарии электронных изданий, в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина.

График событий конкурса в 2018 г.

10.10.2018 – 20.11.2018 – Прием, регистрация и экспертная оценка конкурсных работ
21.11.2018 – 30.11.2018 – Итоговая экспертная оценка конкурсных работ
01.12.2018 – 10.12.2018 – Подготовка и отправка сертификатов и дипломов участникам и руководителям (по запросу)

Общие положения

  1. Цель конкурса: развитие активности и творческих способностей обучающихся и педагогов, повышение интереса к профессиональному обучению, предоставление возможности самовыражения, мониторинг качества образования в соответствие с ФГОС, способствование достижению оптимального уровня образовательных результатов и условий их достижения.
  2. Каждый участник соревнуется в рамках своей образовательной ступени, в одном и/или нескольких направлениях, номинациях, формах.
  3. Участник конкурса имеет право принять участие в нескольких номинациях конкурса с разными работами, представить несколько работ в рамках одной номинации. С каждой работой участник конкурса проходит on-line регистрацию .
  4. Глобальный критерий оценки персональных работ – соответствие требованиям стандартов образования соответствующей ступени.
  5. Защита авторских прав осуществляется в соответствии с ГК РФ (гл.70).
  6. Итоги подводятся в личном первенстве, а также формируется рейтинг образовательных учреждений (ТОР-10).
  7. По итогам международного конкурса в течение 10 дней участникам (в т.ч. группам и лидерам групп) рассылаются дипломы победителей/призеров и/или сертификаты участников на адреса, указанные при on-line регистрации.
  8. Оформление подтверждающих/наградных документов осуществляется после ознакомления участников с результатами конкурса.
  9. Руководителям высылаются дипломы по заявке при on-line регистрации.
  10. В случае, если участникам и/или руководителям требуются персональные подтверждающие/наградные документы , необходимо указать это при on-line регистрации и произвести оплату за оформление и отправку наградных документов за каждого участника конкурсной работы и руководителя.
  11. По итогам конкурса отбираются три лучшие работы среди всех участников конкурса , авторам которых предоставляются по партнерской программе подарочные сертификаты от

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

Требования, типы и структура урока английского языка в рамках ФГОС

Введение

Иноязычная коммуникация основывается на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, так как речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка, поэтому очень важно правильно выбрать способ презентации нового материала.

Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, «пропущен» через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем. Качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока.

К учителю как к организатору деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму (методическая компетенция учителя). Умение спланировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе учителя. В становлении данного умения учителю оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Требования стандарта нового поколения

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности учащихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1. Предметные результаты .

2. Личностные результаты , такие как:

Формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;

Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

Стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

Толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3. Метапредметные результаты включают в себя:

Развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;

Умение четко определять области знаемого и незнаемого;

Умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

Осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения.

От традиционного к современному

У любого урока есть огромный потенциал для решения новых задач. Но очень часто эти задачи решаются средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

И для учеников и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым урок, те есть – актуальный, а именно– важный и существенный для настоящего времени, действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Сегодня школа является не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса и наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Требования к современного уроку в условиях стандарта второго поколения

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку :

Четкое формулирование цели;

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

Выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Создание условий успешного учения учащихся.

Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Выделяются следующие пять типов уроков:

    уроки изучения нового учебного материала;

    уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

    уроки обобщения и систематизации;

    комбинированные уроки;

    уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:

-Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

-Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

-Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

-Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики (листочки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание).При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

-Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

-Продумать форму подведения итогов урока. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

Таким образом, современный урок будет результативным, если

    На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

    Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.

    Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

    Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

    Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

    Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

    На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Типы и структура уроков:

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность

1. Традиционный подход:

Формирования навыков

Совершенствования навыков

Развития навыков

2. Современный подход (ФГОС):

Урок открытия новых знаний

Урок развития умений и рефлексии

Урок общеметодологической направленности

Урок развивающего контроля

TBL-task based lesson

SBL -(MSBL)-modern skill based lesson

PBL-problem based lesson

Структура построения уроков.

Урок формирования навыков. Обучение лексике и грамматике.

Традиционная методика

Российская методика

Западная методика

Начало урока (приветствие, организационный момент, введение в ситуацию)

Центральная часть

1) ввод лексики

2) закрепление

3) тренировка

4) использование в речи

Конец урока (подведение итогов, д/з)

Оргмомент

Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса

Указание на то, что учащиеся должны запомнить;

Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

Контроль результатов первичного запоминания;

Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными

заданиями;

Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и

Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения

Задание на дом

Итоги урока

PPP (Presentation, Practice, Production)

Презентация (изоляция и пояснение)

Тренировка

Активизация употребления в речи (Тестирование)

TBL (Task based lesson)

Организация пробного учебного действия

Дискуссия по теме (предъявление проблемной ситуации с вводом незнакомой лексики и грамматики)

Вычленение проблемы: каких слов, грамматических правил не хватает для понимания или выполнения задания)

Целеполагание(определить, что нужно сделать для решения учебной задачи)

Выполнение тренировочных упражнений

Обсуждение усвоенного материала

Контроль усвоенного материала

Возвращение к первоначальной задаче.

Урок совершенствования знаний.

Традиционная методика

Российская методика

Западная методика

Начало урока

Центральная часть

2) предъявление текста

3) обработка текста на языковом и смысловом уровнях

4) трансформация и комбинирование материала текста

Конец урока

Постановка цели урока;

Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

Проведение проверочных упражнений;

Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

Упражнения на их освоение;

Упражнения на их закрепление;

Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

Упражнения на перенос в сходную ситуацию;

Упражнения творческого характера;

Итог урока;

Задание на дом.

SBL (Skill Based Lesson)

Pre stage (погружение в

Ситуацию общения)

1) warm up/lead in

2) prediction (содержание по заголовку текста, выполнение 1-2 упр.)

Whilestage(чтение/ аудирование. Обработка информации, языковая догадка, выполнение комплекса упражнений)

Post stage(подвести к оценке мнения, рефлексия, мотивация к дальнейшей деятельности, диктант, презентация, элемент описания).

Урок развития знаний.

Традиционная методика

Российская методика

Западная методика

Начало урока

Центральная часть

1) введение в ситуацию общения

2) предъявление лексики, грамматики

3) знакомство с новой лексикой

4) чтение/аудирование

5) построение связанного высказывания на основе текста

Конец урока

Сообщение учащимся цели предстоящей работы;

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые

Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

Проверка выполнения работ;

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

Задание на дом (если это необходимо).

PBL (Problem based

Pre task (ввод в ситуацию согласно заданию)

Task(лексика, грамматика)

Language (способ представления результатов)

Структура урока изучения нового материала:

 первичное введение материала с учетом закономерностей процесса

познания при высокой мыслительной активности учащихся;

 указание на то, что учащиеся должны запомнить;

 мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

 сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными

для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

 первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого

повторения, частичных выводов;

 контроль результатов первичного запоминания;

 регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более

длительные промежутки времени в сочетании с различными

требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными

заданиями;

 внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и

навыков для приобретения новых;

 частое включение опорного материала для запоминания в контроль

знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

 сообщение учащимся цели предстоящей работы;

 воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые

потребуются для выполнения предложенных заданий;

 выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

 проверка выполнения работ;

 обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

 задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

 постановка цели урока;

 повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

 проведение проверочных упражнений;

 ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

 упражнения на их освоение;

 упражнения на их закрепление;

 тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

 упражнения на перенос в сходную ситуацию;

 упражнения творческого характера;

 итог урока;

 задание на дом.

Структура урока повторения:

 организация начала урока;

 постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

 проверка домашнего задания, направленного на повторение основных

понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов

деятельности (практической и мыслительной); на предыдущем уроке, зная

о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее

 подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы

на уроке;

 задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

 организация начала урока: здесь необходимо создать спокойную, деловую

обстановку; учащиеся не должны бояться проверочных и контрольных

работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет их

готовность к дальнейшему изучению материала;

 постановка задачи урока:

Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или

контролировать;

Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались

ими при работе;

Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

 изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи,

примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.), при этом

следует помнить, что задания по объему и степени трудности должны

соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика;

 подведение итогов урока: учитель выбирает хорошие работы учащихся,

анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу

над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

 определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также

путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

 организация начала урока (психологический настрой учащихся);

 сообщение темы урока и его задач;

 изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

 формирование, закрепление первичных умений и применение их в

стандартных ситуациях - аналогии;

 упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

 творческое применение знаний и умений;

 упражнение по отработке навыков;

 домашнее задание;

 итог урока с оценкой проделанной учащимися работы

Структура повторительно-обобщающего урока:

 организационный момент;

 вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение

материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

 выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода

устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего

характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе

обобщения фактов, явлений;

 проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

 формулирование выводов по изученному материалу;

 оценка результатов урока;

 подведение итогов;

 задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или

несколько дидактических целей):

 организация начала урока;

 проверка домашнего задания, постановка цели урока;

 подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.

актуализация знаний и практических и умственных умений;

 изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

 закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного,

связанного с новым;

 обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее

полученными и сформированными;

 подведение итогов и результатов урока;

 задание на дом;

 подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для

изучения новой темы (не всегда).

Выводы

Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы современного урока?

    Планирование воспитательной функции урока.

    Комплексное планирование задач урока

    Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

    Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

    Практическая направленность учебного процесса.

    Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

    Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

    Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

    Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

    Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

    Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, ТСО)

    Дифференциация домашних заданий.

    Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

    Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

    Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Заключение

Так что же такое современный урок в рамках ФГОС?

Ответов много, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.

Что главное в современном уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. http://74323s030.edusite.ru/DswMedia/dswmedia Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов

В данной статье предлагаю вам познакомиться с «Основными требованиями к системе оценивания в рамках ФГОС». Тема объемная, но правильно говорил Черчилль: «Чем короче речь, тем дольше нужно готовиться к ней». Прочитано немало материалов и просмотрено вебинаров на эту тему. Источники будут представлены в заключение статьи. Сейчас же предлагаю обратить ваше внимание на ключевые моменты, которыми мы должны владеть сегодня, когда ФГОСы начального общего образования уже в действии, а ФГОСы основного общего образования нам предстоит реализовывать с 2015 года в 5 классе в обязательном порядке.

Лейтмотивом этих требований является ответ на вопрос «КПСС» - «Как Помочь Самому Себе?» . Как должен помочь себе и ученик, и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний.

Сразу скажу, что сегодня вопросов больше, чем ответов. И мы знаем, почему: время меняется быстро, ученики - еще быстрее. Признаемся, не успеваем в массе своей за ними мы, учителя, особенно моего поколения и старше. Сегодня быть только транслятором знаний недостаточно, необходимо осваивать новые роли: роль учителя-тьютора, который опирается на познавательные интересы обучающихся, роль учителя-модератора, побуждающего к деятельности, раскрывающего потенциальные возможности учеников, организующего процесс свободной коммуникации, и, наконец, роль учителя-консультанта-помощника. От нашего выбора будут зависеть формы и методы взаимодействия с учениками.

Во ФГОСах ООО прописана новая цель образования, новое содержание , технологии, новые средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания.

Почему появилась необходимость ввести новые требования к системе оценки и действительно ли они новые или хорошо забытые старые? Чем и кого не устраивала традиционная пятибалльная система оценивания? Отражает ли эта система всю полноту тех знаний и умений, которыми владеют ученики? Способствует ли традиционное оценивание положительной мотивации и личностному росту учеников?

Как методист, не только посещающий, но и анализирующий в год около сорока уроков коллег, говорю с полной уверенностью, что именно оценивание является одним из слабых мест нашей с вами деятельности. И мы знаем, почему.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

    учитель выполняет контролирующую функцию;

    отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

    отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений и навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

    система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

    традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

    такая система имеет часто травмирующий характер, не способствует положительной мотивации, точнее, носит карательно-поощрительную функцию.

Какова причина этих недостатков? Она одна, но существенна: в основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, то есть результатами большинства школьников . И это на всех уровнях: от урока до ЕГЭ. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

ФГОС основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:

    Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику . В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

    Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

    Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

    Оценивать можно только то, чему учат.

    Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно .

    Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке .

Какие пункты мы сегодня уже выполняем на уроках? Из своих наблюдений могу сказать, что это пункты 1(тестируем наших учеников по плану) , 3(не позволяем себе оценивать его личные качества), 4(стараемся оценивать только то, чему научили).

Трудно обстоит дело с критериальным оцениванием и планированием результатов оценивания (пункты 2. 5. 6.) Это ключевые моменты новых требований . На что ФГОС ООО обращает наше внимание? Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки достижения стандарта и своеобразным мостиком, соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс.

В мою задачу не входит раскрывать понятие каждого из результатов. Их можно найти в любой книге для учителя. Необходимо понять, что объектом оценки личностных результатов служит сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально-этических суждений.(Наблюдаем и фиксируем в « Дневнике наблюдений») Эти результаты в полной мере с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке .

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных УУД (целеполагание,планирование, прогнозирование, саморегуляция, самооценка) , коммуникативной учебной деятельности(сотрудничество, взаимодействие) и познавательных действий (общеучебных, логических, знаково-символических, постановка и решение проблем). Желающих познакомиться с характеристикой каждого УУД направляю к документу «Фундаментальное ядро содержания основного общего образования» или предлагаю воспользоваться печатным вариантом (результатами обсуждения УУД на педсовете ГБОУ № 330)

Обращаю ваше внимание на то, что метапредметные и личностные результаты не оцениваются, не тестируются и не персонифицируются. Наличие таких тестов сегодня - «перегибы на местах», так как нужен метапредметник для составления этих тестов, а его в школах нет. Оцениваются только предметные результаты. А точнее, на уроке мы планируем предметные результаты, метапредметные - подразумеваем , а личностные - проектируем в перспективе . Честный учитель никогда не скажет, что воспитал личность в результате коммуникативного упражнения. Сегодня создание измерителей личностных и метапредметных результатов находится в стадии разработки. Отсутствует инструментальное и методическое обеспечение, согласованное с итоговыми планируемыми результатами. Как сказал академик РАО Евгений Ямбург, «мы только запрягаем, но не едем» относительно ФГОС основного общего образования. «Когда будут созданы условия, можно требовать».

Введение новой системы оценивания - процесс долгий, кропотливый и важно понимать, что она будет развиваться. Поставлена благая цель:

сократить до минимума число « отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения. Для этого необходимо использовать два средства:

1) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов самостоятельно и при выборочном контроле учителя

2) внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса.

Вашему вниманию предлагается 7 правил (шагов) технологии оценивания образовательных достижений в рамках требований ФГОС

1)Что оцениваем ? Результаты: предметные, личностные и метапредметные(неперсонифицированно);

2)Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по алгоритму самооценки после выполнения задания;

3)Сколько ставить отметок ? По числу решенных задач;

4)Где накапливать оценки и отметки ? В « Таблицах образовательных результатов » и в «Портфеле достижений»;

5) Когда ставить отметки ? Текущие -по желанию , за тематические проверочные -обязательно;

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.

За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.

6) По каким критериям оценивать ? По признакам трёх уровней успешности

-необходимый (базовый )-решение типовой задачи, «хорошо», но не «отлично».;

-повышенный - решение нестандартной задачи, «отлично», «почти отлично»;

- максимальный (необязательный) -решение не изучавшейся в классе сверхзадачи. Качественная оценка «превосходно»;

7)Как определять итоговые отметки? Предметные четвертные - по таблицам предметных результатов (средне арифметическое). Итоговые- по накопительной системе оценок

Что ещё нового можно найти в требованиях к системе оценивания?

Каждое образовательное учреждение может воспользоваться правом на определение порядка заполнения журналов : выставлять отметки только за контрольные работы и за четверть, но не текущие, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в « Дневнике ученика».

И наконец, у наших учеников есть право отказа от отметки и право её пересдачи согласно новым требованиям стандарта.

1.Какова была цель задания (задачи)?

2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?

3.Правильно или с ошибками?

4.Самостоятельно или с чей-то помощью?

5.Какую себе поставишь отметку?.

6.Почему?

7. Каков был уровень задания?

8. Какое умение развивалось?.и.т.д.(в зависимости от этапа обучения).

Цель этих новых требований к системе оценивания - снизить показатели уровня тревожности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».

Подведя итоги, перечислим документацию, необходимую для фиксации комплексной

Для учителя - это:

1.Рабочий журнал;

2.Дневник наблюдений;

3. Таблица образовательных результатов;

4.Тематический оценочный лист.

Для ученика-это:

1.Портфель достижений;

2.Карта достижений;

3.Дневник самооценки;

4. Тематический оценочный лист.

Итак, ответ на вопрос «КПСС» - Как Помочь Самому Себе следующий:

1.Начитывать литературу по ФГОС:

2.Проводить обучающие семинары в методических объединениях школы;

3.Посещать семинары разного уровня;

4.Записывать себя на курсы повышения квалификации;

5.Посещать уроки учителей начальных классов,уже работающих по ФГОС;

6.Следить за расписанием вебинаров издательства «Просвещения», «Всероссийского интернет-педсовета» и принимать в них участие, кстати, бесплатное.;

7.На методических неделях давать открытые уроки уже с компонентами ФГОС (целеполагание, самоконтроль и самооценка и т.д.)

Сейчас критериями оценки деятельности учителя начального класса, реализующего ФГОС НОО (кстати, влияющими на стимулирующую надбавку) являются мотивационная, технологическая готовность к реализации ФГОС и готовность к использованию современных способов оценки образовательных результатов (что ждёт и нас).

Желаю, чтобы наши ученики чаще говорили нам «Спасибо за урок». А это случается, когда, они чувствуют удовлетворение от достойной оценки своего труда.

Литература

1.ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.

2 «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Д.Данилов.

3.Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО.

4.. «Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС».Вебинар(Webinar .ru ) О.Б.Логинова,к.п.н. научный консультант НОЦ издательства «Просвещения».

5. « Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Видеолекция («Всероссийский интернет- педсовет») Е.Ямбург,д.п.н. академик РАО, директор ЦОН.

6. «Новая эффективная дидактика» Н.Ф.Леонов « Самоконтроль и самооценка знаний учащимися-средство активизации их познавательной деятельности».

Итоговая работа слушателя курсов

«Модернизация образования

в условиях новых ФГОС основного

общего образования»

по теме

«Формирование УУД на уроке математики

в рамках требований ФГОС».

2013 год.

Введение.

Требования ФГОС к изучению математики в основной школе:

в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и пред-ставлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов.

Технологическая карта урока в 5 классе

Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Цели (задачи) урока

образовательные :

Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

воспитательные :

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

развивающие :

- Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты урока

Предметные

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология

изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Опорные понятия, термины

Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.

Новые понятия и связи между ними

произведение десятичной дроби на натуральное число

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах.

Домашнее задание Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204;

1330; 1331; 1332

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.

Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

В паре улыбаются друг другу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На доске записаны числа.

12,34; 76; 568; 12; 5,98; 0,136; 578; 98,1; 0,03; 99 .

Разбейте их на 2 группы

I - натуральные числа;

II – десятичные дроби.

I - натуральные числа:

76; 568; 12; 578; 99 .

II – десятичные дроби.

12,34; 5,98; 0,136; 98,1; 0,03;

Регулятивные УУД : уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД : уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное УУД

3.Целеполагание и мотивация

Как вы думаете какая тема нашего урока?

Какие числа кроме десятичных дробей мы вспоминали в начале урока? Поэтому тема нашего урока не просто «Умножение десятичных дробей», а «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?

Умножение.

Умножение десятичных дробей.

Натуральные .

В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.

- Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Регулятивные УУД :

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Перед знакомством с новым материалом детей разделить на 2 группы (дети вытягивают жетоны двух цветов (зелёного и жёлтого) или по вариантам.

Даётся задание обеим группам: необходимо найти периметр квадрата со стороной 1,23 дм (зелёный квадрат) – 1 группа, 3,4 дм (жёлтый квадрат)– 2 группа

Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске.

1,23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 13,6 (дм)

А как по-другому можно было найти тот же периметр?

Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте)

123 · 4 = 492 ;

34 · 4 = 136.

Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.

Найти сумму длин сторон.

В тетрадях: 1,23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 (дм); 3,4 + 3,4 + 3,4 + 3,4 = 13,6 (дм)

Умножить длину стороны квадрата на 4

В тетрадях: 123 · 4 = 492 ;

34 · 4 = 136.

Отличаются только запятой.

Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Регулятивные УУД :

уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД : адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

5.Первичное закрепление

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. 55; №1

Задание выполняется в тетради, проверяя и проговаривая устно цепочкой.

Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 а ,б,в; 1307.

Выполняют задание самостоятельно в тетради:

1) №55; № 1 , самопроверка, проговаривая устно цепочкой;

2) упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 а ,б,в; 1307.

Регулятивные УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6. Организация первичного контроля

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

І вариант

1) Выполните действия:

а) 8,353 Ч 7 =

б) 62,32 Ч 9 =

в) 0,0005 Ч 54 =

г) (65,51 – 8,367) Ч 27 =

ІІ вариант

1) Выполните действия:

а) 5,249 Ч 9 =

б) 27,43 Ч 7 =

в) 0,007 Ч 63 =

г) (45,67 – 5,085) Ч 23 =

Решение самостоятельной работы.

І вариант

1) Выполните действия:

а) 8,353 Ч 7 = 58,471;

б) 62,32 Ч 9 = 560,88;

в) 0,0005 Ч 54 = 0,027;

г) (65,51 – 8,367) Ч 27 = 1542,861

ІІ вариант

1) Выполните действия:

а) 5,249 Ч 9 = 47,241

б) 27,43 Ч 7 = 192,01

в) 0,007 Ч 63 = 0,441

г) (45,67 – 5,085) Ч 23 = 933,455

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Выполняют самостоятельная работу.

Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.

Регулятивные УУД :

уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7. Подведение итогов урока.

Мы переходим к последнему этапу.

Подводим итог работы на уроке.

Какую цель ставили?

Достигли цели? Почему?

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1330; 1331; 1332

Учащиеся получают домашнее задание, записывают.

9. Рефлексия

Организует рефлексию.

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли цели урока?

Что вы использовали для достижения цели?

Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число?

Проанализируйте результат своей работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные : рефлексия .

Анализ урока с точки зрения требований ФГОС.

В процессе формулирования темы урока, определения цели и задач принимали участие сами учащиеся. Работа велась по плану, составленному учителем. Деятельность учащихся была организована с применением групповой и индивидуальной работы. Учащиеся самостоятельно формулировали возникшие затруднения и осуществляли их исправление. Применялись формы самоконтроля и взаимоконтроля. В конце урока учитель выяснил у учащихся, что они узнали и запомнили из урока. Организована рефлексия. В течение всего урока целенаправленно способствовалось формирование нескольких универсальных учебных действий.

error: