Общая и возрастная педагогика. II

Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.

Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, стеᴨȇни владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.

В теории и методике физического воспитания используются общедидактические приемы.

Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно-зрительные приемы обеспечивают: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание об­разцам окружающей жизни; использование зрительных ориенти­ров для формирования ориентировки в пространстве; использова­ние кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, те­лепередач и т.д.

Приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность , основаны на непосредственной помощи воспитателя, который при­косновением к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, воспитатель проводит рукой по спине; или если ребенок затрудняется сделать наклон вперед, воспитатель поможет ребенку наклониться пониже. Использование этого приема должно быть кратковременным. В про­тивном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.

Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот прием способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.

Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. На­пример, ребенок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ, топ, топ, топ -

Шагают наши ножки.

Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

Используются приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений. Они опираются на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий и т.п.; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнить игровые правила.

Характеристика методов и приемов, используемых при работе на уроках музыки

Для характеристики методов музыкального воспитания подходят одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический - должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). В младшем школьном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако, дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.

Наглядный метод

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение аудиозаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.. Например, сопоставление «живого» звучания и аудиозаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер. Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т.д.

Словесный метод

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. C помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение-таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Развитие образной речи детей на уроках музыки предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки. Словесный метод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан, и т. д.).

Практический метод

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства. При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) мы показываем детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми. Практический метод приобретает характер проблемности, если показать не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.

Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов. В ряде случаев, как было сказано, необходим прямой показ. Важно помнить, что овладение навыками и умениями является не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей. Сформированные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию лишь в том случае, если у детей возникнет интерес к музыкальной деятельности и они захотят эти навыки и умения применить самостоятельно, по собственной инициативе, творчески. Следовательно, прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности, с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами. Не следует забывать и о приемах, которые способствуют закреплению освоенных детьми навыков. Они должны быть построены на подражательности, но в то же время содержать элементы занимательности, игры, стимулировать детей к творческому применению освоенного. Например, каждый ребенок может испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под звучащую музыку его движения. Дети по очереди показывают найденные ими движения, соответствующие характеру музыки, а все остальные осваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, старается предложить товарищам наиболее интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Аналогичные приемы существуют и в пении: дети повторяют по-своему (с новой интонацией, эмоциональной окраской) какое-либо звукоподражание, поют свое имя, окрашивая его определенным настроением, и т. д. Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний. Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков ит. д.) В целом на уроке музыки применяется целый комплекс методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение. От простого - к сложному: от детских кукол - к образам сказочных персонажей и образам фантазии и природы! Такой должна быть динамика развития детского творческого самовыражения! Детское исполнительство требует определённых тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, носят игровую форму. Интерес детей к музыке, к урокам музыки необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом». Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать началом для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.

Но нужно стараться применять не только научно обоснованных формы и методы работы, соответствующих возрасту детей и учитывающих их психофизиологические особенности, но и конкретные принципы развития высоко нравственной личности.

Принципы

Принцип позитивизма . Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах и одновременное использование в работе с младшими школьниками трех подходов: запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательных (поливать растения на клумбе, вешать кормушки на деревьях и т.п.).

Принцип проблемности . Предполагает создание проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций является элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение.

Принцип системности . Заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие.

Принцип наглядности . Позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-школьника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

Принцип гуманности . Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Организация занятий направлена на то, чтобы дети могли как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать.

Принцип последовательности . Связан с принципами системности и проблемности. Занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному.

В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел должен быть интересен и захватывающ для ребёнка, тогда его познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым новым уроком, которое останется для многих детей самым любимым, потому что на нём можно быть: и певцами, и танцорами, и актёрами, и музыкантами, и композиторами - да всеми сразу!

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Методы состоят из более частных приемов. Прием - практический элемент метода.

Методы зависят:

От конкретных учебных задач;

От характера различных видов музыкальной деятельности;

Обстановки;

Источника информации и т.д.

Наиболее распространенной в педагогике классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод . Исполнение музыкальных произведений педагогом, использование TCO - основное содержание этого метода. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в аудиозаписи.

Наглядно-зрительный метод (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

Словесный метод используется, чтобы организовать внимание детей, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения, которые они слушают, учить самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.

Важен тон речи педагога, манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные умения и навыки, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности.

При обучении пению педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования.

Выразительный показ музыкально-ритмических движений (как держать спину, руки, маршировать, выбрать движение, соответствующее характеру музыки, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки) имеет важное значение для их освоения детьми.

Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание всех методов. Если они не достигают цели, нужно вовремя заменить их. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения. На третьем этапе (произведение выучено) очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам.

Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал , основ} которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают нагляднс комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших пс объему высказываний на основе изобразительного материала.

Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, чтс способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:

  • 1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);
  • 2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания);
  • 3) задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок (нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний (сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.).

В пособиях содержится материал по нескольким наиболее важным разделам программы по развитию речи: тема и основная мысль высказывания; диалог и речевой этикет; письмо; описание; рассказ; рассуждение; официально-деловой стиль речи; описание помещения и т.п. Представлены и рисунки, на которых изображены герои популярных мультфильмов. Рисунок в данном случае становится эффективным речевым стимулом. Раздаточный материал не копирует кадры мультфильмов, а видоизменяет их, показывает героев в новых ситуациях, в незнакомых обстоятельствах. Задания, которые предлагаются учащимся в процессе работы с карточками, стимулируют их речевую активность: школьники общаются с героями мультфильмов, вступают с ними в диалог, пишут от их имени письма и т.п.

Основные виды заданий, которые содержатся в карточках:

Каждый рисунок может быть использован при изучении одной или двух тем программы по развитию речи; задания к ним дифференцированы по степени трудности, носят вариативный характер.

К средствам зрительной наглядности относятся также диапозитивы (или слайды), диафильмы, транспаранты. Они приводятся в действие с помощью технических средств (графопроектора

или кодоскопа, диапроектора, фильмоскопа и т.п.) и воспроизводятся на экране. Эти средства обучения называют экранными средствами зрительной наглядности .

Транспаранты - один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порционную подачу материала, дающих возможность показать изображение в динамике. Содержание проецируемого на экран материала наносится на пленку, которая демонстрируется с помощью графопроектора (кодоскопа). Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке в процессе работы с учащимися динамичные таблицы и таким образом демонстрировать сам ход рассуждений при освоении нового правила. Сначала предъявляется языковой материал, затем -графические обозначения, поясняющие условия выбора написания или знаков препинания, следовательно, раскрывается та закономерность, которая лежит в основе правила.

Транспаранты могут быть использованы и на этапе формирования навыков, закрепления изученного. С их помощью выполняются задания на группировку и классификацию языкового материала, подбор примеров на изученное правило, подбор проверочных слов, определение правильных написаний. Проецирование подобных упражнений на доску-экран ускорит выполнение заданий и их проверку.

В настоящее время издана серия транспарантов по русскому языку для V класса. По образцу разработанных транспарантов учитель может сам создавать подобные наглядные пособия с учетом работы в каждом конкретном классе.

Диафильмы , которые используются на уроках русского языка, можно разделить на две группы: диафильмы, дающие разъяснение, описание языковых фактов и понятий, и диафильмы, предназначенные для развития и совершенствования речевых навыков учащихся. Содержанием диафильмов первого типа является материал (эпизоды, сюжетные рисунки, фотографии, репродукции, иллюстрации и т.п.), с помощью которого происходит уточнение, расширение, разъяснение, обобщение и закрепление изученных сведений по лексике и грамматике. Это, например, диафильмы: "Знаменательные части речи" (автор М.Горбачевская); "Из жизни слова" (автор Л.М.Зельманова); "Диалектные и профессиональные слова" (автор Н.Ф.Онуфриева).

Просмотр диафильмов подобного характера сопровождается предъявлением учащимся серии специальных заданий, которые выполняются как в процессе просмотра диафильма (составить подписи к кадрам без субтитров, описать то, что изображено в кадре диафильма, найти недочеты в речи героя диафильма, объяснить значение слова на основе рисунка, прокомментировать

Диафильмы позволяют учителю более эффективно и методически целесообразно подготовить учащихся к написанию сочинений и изложений различных жанров. Они содержат интересный документальный и фактический материал, красочные иллюстрации к литературным произведениям, сюжетные рисунки. Все это создает прочную базу для выполнения того или иного задания: материалы диафильма проясняют речевую ситуацию, дают богатый фактический материал, ориентируют учащихся в выборе языковых средств.

Диафильмы помогают учителю решить задачи, связанные с формированием у школьников необходимых специальных и общеучебных умений. Вот некоторые методические рекомендации по использованию диафильмов на уроках русского языка.

1. Приступая к работе с диафильмом, учитель должен четко определить цель его демонстрации на уроке и также четко поставить эту цель перед учащимися.

2. Необходимо определить место диафильма в структуре урока, органично связать его со всеми остальными частями урока.

3. Анализируя содержание диафильма до урока, учитель должен определить характер заданий к фрагментам диафильма, к отдельным его кадрам, к диафильму в целом, соотнести их с теми заданиями и вопросами, которые включены в кадры.

4. Организуя работу по диафильмам, учитель должен учитывать специфику их построения (фрагмента) и особенности использования изобразительного материала (иллюстрации, кадры из мультфильмов, рисунки и т.п.). Так как диафильмы строятся фрагментарно, можно на одном уроке обсудить только определенное количество кадров, а не весь диафильм в целом. Следовательно,разные фрагменты одного диафильма могут быть использованына разных уроках в зависимости от характера учебных задач, стоящих перед учителем.

Анализируя изобразительный материал, учащиеся уточняют и комментируют значения слов и фразеологических оборотов, постигают характеры героев литературных произведений, получают фактические данные о тех или иных событиях, развивают наблюдательность и эмоциональную зоркость.

5. И наконец, учитель должен тщательно проанализировать характер субтитров, продумать систему дополнительных заданий к кадрам диафильма, имеющих целью разъяснить или прокомментировать уже имеющиеся в содержании диафильма, нацелить учащихся на выразительное и внимательное чтение субтитров.

Диапозитивы (или слайды) по своим методическим возможностям близки к диафильмам: статичное изображение в кадре, во многом аналогичный изобразительный материал. Однако есть и существенные различия между этими экранными пособиями. Кадры диапозитива не смонтированы на одной ленте, поэтому они легко варьируются при предъявлении их учащимся. Учитель в зависимости от учебной задачи может менять количество используемых кадров и их последовательность. Кроме того, диа-кадр при необходимости легче воспроизвести повторно, чем кадр диафильма. И наконец, на диапозитивах обеспечивается четкое, красочное изображение, что прежде всего необходимо при предъявлении репродукций, фотоснимков,иллюстраций.

Таким образом, диапозитивы позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравнению с диафильмами. Этим и определяются возможности применения диапозитивов прежде всего на уроках развития речи. Используя диапозитивы с репродукциями картин, фоторепродукции памятников архитектуры, документальный материал (фотографии, запечатлевшие литературные места), учитель значительно расширяет сферу эмоционального воздействия на учащихся, помогает создать содержательную основу будущего речевого произведения.

Особо следует отметить еще одну особенность учебных диапозитивов: они позволяют научить школьников описывать увиденное под определенным углом зрения, видеть точку обзора, позицию, с которой ведется наблюдение. Это достигается тем, что в серии диапозитивов кадры подобраны таким образом, что один и тот же объект (улица, площадь, местность) показан с разных позиций. Очевидно, что диасерии с таким изобразительным материалом полезно использовать при обучении описанию различных объектов.

Диапозитивы, основанные на документальных материалах, помогают подготовить учащихся к написанию сочинений публицистического характера. Цель подобных диапозитивов - обогатить жизненный опыт учащихся, расширить их кругозор, раскрыть сущность таких нравственных категорий, как гуманизм, чувство долга, патриотизм.

Все созданные в учебных целях диапозитивы снабжены сопроводительным текстом, который помогает объединить диакадры в тематические группы, определить последовательность работы.

Диапозитивы могут быть использованы и на уроках изучения лексики и грамматики русского языка. В данном случае они выполняют иную функцию: это своеобразный картинный словарь

русского языка с наглядной семантизацией слов, пояснением и разграничением их значений.

Методика использования диапозитивов определяется задачами, решаемыми учителем на уроке. Характер изобразительного материала позволяет учителю расширить круг заданий для учащихся, которые выполняются после просмотра диапозитивов и ответов на вопросы, предусмотренные авторами диасерий и включенные в сопроводительный текст. Это могут быть задания типа: подготовка учащимися самостоятельных сообщений на основе определенной учителем группы кадров, создание сопроводительного текста к серии диакадров, написание текстов в газетных жанрах (очерк, репортаж, интервью), создание комментария к диапозитивам, создание текстов для проведения экскурсии по диапозитивам и т.п.

Средства слуховой наглядности. Основными способами реализации слуховой наглядности являются грампластинки и магнитофонная запись . Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы -это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталонная речь, демонстрирующая нормы русского литературного языка, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.).

К учебникам авторского коллектива Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. было создано звуковое пособие, задания которого дополняют упражнения учебников по русскому языку. Основу этого пособия составляют грампластинки с образцами звучащей речи. Звуковое пособие содержит материалы для отработки норм русского литературного языка, определенных и выделенных специально программой для общеобразовательной школы. Следовательно, материалы звукового пособия соотносятся с материалами школьного учебника: те упражнения, с помощью которых усваиваются и запоминаются трудные в орфоэпическом отношении слова, озвучены. Как правило, это тексты, прозаические и стихотворные, слушая которые ученик соотносит написанное и услышанное, мысленно воспроизводит звучание слов, подлежащих усвоению. Имеется в пособии и негативный материал: слушая его, школьник учится фиксировать ошибки в произношении, исправлять их.

Кроме того, в пособии содержится материал для развития устной речи: это, во-первых, такие тексты из учебника, по которым

учащиеся готовятся к написанию изложении, во-вторых, это озвученные тексты из литературных произведений, изучаемых в школе. И наконец, это дополнительные тексты, демонстрирующие образцы устных высказываний: рассказы в исполнении Е. Ауэрбах, И. Андроникова, выразительно прочитанные отрывки из произведений детской литературы, диалоги и монологи любимых литературных героев школьников. Многие тексты читаются на музыкальном фоне, предъявляются с музыкальным сопровождением, что создает особый эмоциональный настрой.

Применение звукового пособия на уроке потребует от учителя выполнения ряда специальных методических условий. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу , предваряющему прослушивание грампластинки. На этом этапе необходимо поставить перед учащимися задачу работы, ориентировать их на то, что они должны услышать, указать, на что обратить внимание, заставить задуматься, почему данное упражнение рассчитано на прослушивание звучащего текста. Другими словами, учитель должен организовать целенаправленное, осознанное прослушивание, предварить его специальными заданиями, настроить учащихся на необычную работу.

Во время прослушивания важно не нарушить звучание текста замечаниями, комментариями и другими действиями, выраженными словесно. Ученик должен слушать, не отвлекаясь, сверяя звучащий текст с письменным, если работа соотносится с материалами учебника. Если в учебнике нет письменного аналога, звучащего текста, полезно научить школьников делать необходимые записи в процессе прослушивания: составлять план, выделять те или иные части текста, записывать слова и словосочетания, необходимые для дальнейшей работы, составлять интонационные схемы отдельных предложений. Кроме того, необходимо в ряде случаев (как предусмотрено заданием учебника) во время прослушивания подготовить школьников к выразительному чтению текста учебника, организовать наблюдение над манерой чтения текста диктором: определить общий эмоциональный настрой читающего, проанализировать, где и почему делаются паузы, меняется тон диктора, какие слова и как выделяются при чтении и т.п.

На заключительном этапе , после прослушивания, учащиеся отвечают на все вопросы, заранее поставленные учителем, выполняют новые задания, упражняются в выразительном чтении прослушанного текста, дают свои варианты прочтения тех или иных его частей. Если текст рассчитан на подготовку учащихся к самостоятельному составлению речевых произведений, то соответственно заключительным этапом работы будет задание подготовить устное высказывание на определенную тему.

Зрительно-слуховые средства обучения. Экранно-звуковые средства обучения представлены диафильмами со звуковым сопровождением, кинофильмами и кинофрагментами.

Диафильмы со звуковым сопровождением дают возможность дополнить изобразительный материал дикторским текстом. Соединение изображения и слова позволяет более полно предъявить учащимся ту ситуацию, на базе которой они будут выполнять самостоятельное задание. Звуковое сопровождение можно использовать в различных вариантах: подключать и выключать, применять выборочно, воспроизводить повторно и т.п. Все это обеспечивает использование подобных диафильмов на новом методическом уровне.

Дикторский текст в диафильмах часто сопровождается музыкой, что усиливает эмоциональное воздействие на учащихся. Диафильмы со звуковым сопровождением предназначены прежде всего для уроков развития речи. В них используются различные сюжеты, подготавливающие учащихся к написанию сочинений-описаний, рассказов, к устным высказываниям-докладам на лингвистическую тему, сообщениям, рассуждениям дискуссионного характера.

Работа над диафильмами со звуковым сопровождением определяется в основном теми же методическими принципами, которые реализуются и в работе с обычными диафильмами. Однако следует учитывать ряд обстоятельств. Сопроводительный текст, прочитанный опытными дикторами и школьниками, выполняет особую методическую задачу: он позволяет познакомить учащихся с особенностями устных высказываний-репортажей, докладов, выступлений дискуссионного характера.

Хотя с помощью диафильмов со звуковым сопровождением можно работать и над развитием письменной речи, но в первую очередь необходимо использовать возможность работы по развитию устной речи детей, так как этой форме речевой деятельности не уделяется еще должного внимания. В связи с этим в поле зрения учителя и учащихся должны быть специфические приемы построения устных речевых произведений: композиция; интонация; речевой этикет; средства, позволяющие привлечь внимание слушателей, построить высказывание логично и доказательно.

В ряде случаев работа над диафильмами потребует довольно значительной предварительной подготовки: чтение литературных произведений, просмотр кинофильмов, анализ научно-популярной литературы, чтение газетных публикаций и т.п. Так, например, работа над диафильмом "Мнения разделились" (автор Л.М. Зельманова) потребует от учащихся чтения повести В.Железникова "Чучело"; работа над диафильмом "Слово предоставляется

Кроме того, следует учитывать, что дикторский текст (доклад, выступление, сочинение) может служить для учащихся не только образцом при создании собственного высказывания, но и контрольным текстом, позволяющим определить, верно ли выполнено речевое задание. С учетом этого обстоятельства и строится диафильм со звуковым сопровождением: он складывается из нескольких фрагментов, каждый из которых выполняет свою функцию. Сначала в ряде случаев даются фрагменты без звукового сопровождения (фотографии, игровой материал), разъясняющие теми или иными средствами правила построения нужного текста, предупреждающие наиболее типичные ошибки учащихся. Далее следуют фрагменты с образцами текстов, озвученных дикторами. Именно эти фрагменты могут быть использованы либо как образцы (они воспроизводятся и анализируются до выполнения школьниками самостоятельных заданий), либо как контрольные тексты (они анализируются после выполнения учащимися предложенных учителем заданий). На разных этапах обучения учитель определяет методику работы с учетом целого ряда объективных и субъективных обстоятельств.

Необходимо учитывать и другие особенности диафильмов со звуковым сопровождением. Их использование потребует от учителя серьезной предварительной подготовки: он должен освоить указания, когда включается и отключается звукозапись (они даны в субтитрах и дикторском тексте), чтобы добиться соответствия звука и изображения; продумать, кто из учащихся будет читать субтитры, и подготовить их к этой работе; определить, как будут выполнены задания дикторов; подготовиться к записи ответов учащихся на магнитофонную пленку; разработать задания, учитывающие специфику работы в каждом конкретном классе.

В отличие от всех остальных средств наглядности кинофильмы и кинофрагменты обеспечивают динамику изображения, синхронную подачу звука и изобразительного материала, что и определяет их методические возможности. Целостные учебные фильмы, состоящие подчас из нескольких частей (продолжительность каждой части 10 мин), и кинофрагменты, демонстрация которых занимает от 3 до 5 мин, применяются для решения учебных задач различного характера. Как и все остальные наглядные пособия, кинофильмы и кинофрагменты используются и на уроках русского языка, и на уроках развития речи.

Кинофильмы на уроках русского языка дополняют материалы учебника, помогают учащимся более глубоко разобраться в сущности языковых явлений, освоить способ примененитя

правил на практике. Для этой цели используется различный изобразительный материал: рисунки, таблицы, мультфильмы, игровые и видовые ситуации, документальный материал и т.п. Дикторский текст обеспечивает звуковой комментарий к изобразительному материалу, рассказ, деловые инструкции, вопросы, использование отрывков из художественных произведений.

Для уроков русского языка созданы специальные учебные кинофильмы, такие, как "Мир родной речи", "Живой как жизнь", "Если вы вежливы" и др. Их демонстрация сочетается с изучением лексических и грамматических тем по учебнику. Следовательно, учитель должен определить то место, которое займет фильм в системе изучения темы в целом; составить вопросы и задания, позволяющие соотнести материал учебника с содержанием фильма; подготовить учащихся к выводам и обобщениям, которые необходимо сделать после просмотра фильма; помочь включить сведения, которые даны в фильме, в рассказ о том или ином явлении и т.п.

На уроках развития речи кино применяется более широко, так как с его помощью интенсивно вводятся самые различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся. В учебных фильмах с этой целью используются сюжетный и видовой материалы. Возможности кино позволяют предъявить видовые сюжеты в динамике, в разных ракурсах. Кинокамера организует и направляет внимание зрителя, заставляет его увидеть то, что необходимо для решения учебной задачи, помогает увидеть предмет близко и на расстоянии, с разных точек зрения. Все это облегчает сбор материала к будущему высказыванию. Очевидно в связи с этим, что кинофильмы можно использовать для работы над различного рода описаниями. Именно для этого созданы такие фильмы, как "Памятник", "Лесное озеро", "Медвежонок" и др.

Используются кинофильмы и для обучения рассказу. С помощью кинофильма можно наглядно показать учащимся композиционные особенности повествовательного жанра. Для этой цели применяются такие специфические приемы, как показ серии основных эпизодов экранизированного рассказа в конце фильма (они восстанавливаются с помощью стоп-кадра); анализ эпизодов, связанных с развитием действия рассказа; развитие сюжета по началу или концовке рассказа; анализ дикторского текста, его дополнение и трансформация; анализ музыки фильма и т.п. Некоторые фильмы помогают подготовить учащихся к устным высказываниям. В основе таких фильмов - образец устного рассказа. Работа по фильму потребует от учащихся выполнения ряда специальных заданий: проследить за тоном речи рассказчика; определить, как он передает свои чувства и свое настроение, как держится; подумать над тем,

почему рассказ получился интересным, почему его легко слушать. Для работы над рассказом созданы такие учебные фильмы, как "История маленького рысенка", "Высота 136", "Как я однажды".

Некоторые фильмы ("Берегите книгу") используются для работы над рассуждением. Дикторский текст помогает определить правила построения текстов подобного характера, научить вводить аргументы при доказательстве основного тезиса, использовать необходимую лексику и т.п.

Для того чтобы были решены все задачи, обусловленные характером учебных фильмов, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации.

  1. Продумывая цели и задачи использования учебного кинофильма (или кинофрагмента) на уроке, учитель должен определить этап, на котором будет демонстрироваться фильм, приемы соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.
  2. Особое внимание следует уделить подготовке учащихся к восприятию фильма: сформулировать задачи работы, ориентировать школьников на фиксирование определенных деталей при просмотре фильма, рассказать о создателях, героях и актерах (если они есть) и т.п. Другими словами, подготовительная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра киноленты учащиеся не отвлекались от решения основной задачи данного этапа урока.
  3. После просмотра кинофильма полезно выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с учащимися будет более плодотворной.

В ходе выполнения специальных заданий, направленных на познание языковых явлений или на развитие речи, учитель подводит учащихся к необходимым выводам. Во время беседы со школьниками полезно научить их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных с просмотром фильма: наброски плана или композиционной схемы будущего высказывания, лексику, новую для учащихся и необходимую для будущей работы, начерно оформленные фрагменты текста и т.п.

Работа по кинофильму заканчивается, как правило, выполнением самостоятельных заданий (домашних или классных), обусловленных содержанием фильма и его назначением: подготовкой устных и письменных высказываний разных жанров.

Современные технические средства позволяют использовать в качестве наглядных пособий видеофильмы, которые демонстрируются с помощью видеомагнитофона. В настоящее время для

уроков русского языка создан видеофильм "Русский язык с помощью сказки", в который вошли учебные фильмы "Если вы вежливы", "Пес Мартын пишет объявление", "Берегите книгу" и др. (автор Л.М. Зельманова). Создание учебных видеофильмов по русскому языку находится в начальной стадии, поэтому специфика их использования еще не определена.

В настоящее время арсенал средств наглядности расширяется и пополняется. Так, на уроках русского языка в учебных целях используются радио- и телепередачи , компьютерная и лингафонная техника.

В качестве примера использования компьютера может служить пособие Н.Н. Алгазиной "Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой" (М., 1997), в котором описан опыт применения ЭВМ при изучении и обобщении материала по орфографии. Работа над правилом (или блоком правил) на первом этапе предполагает изучение или повторение соответствующего материала школьного учебника. После этого школьники с помощью серии компьютерных программ еще раз изучают нормы правописания, затем тренируются в выборе написания на основе алгоритма, заложенного в программе, контролируя свои действия на всех этапах применения правила, включая последний, заключительный этап, на котором осуществляется выбор написания. С помощью компьютера школьники овладевают орфографическим разбором, схема которого предъявляется компьютером, что позволяет судить об уровне овладения учащимися орфографической теорией, а также об умении применять эту теорию в практической деятельности.

Применение компьютера на уроках русского языка не является самоцелью. Его использование позволяет эффективно решить ряд дидактических задач: интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, активизировать познавательную деятельность школьников, пробудить интерес к учебной работе, повысить уровень их знаний, добиться ощутимых результатов в работе по совершенствованию умений и навыков.

Использование компьютерных программ обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, так как в них предусмотрена возможность обеспечения тренировочной работы различной длительности в зависимости от усвоения способа действия конкретными учащимися. Программа предусматривает использование в процессе тренировочной работы разных по степени трудности вариантов, которые могут быть предложены учащимся с учетом их возможностей.

Компьютерная поддержка возможна при изучении различных тем школьной программы, прежде всего при изучении пунктуации

Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к про­цессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «на­глядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэто­му методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в три группы: а) методы зрительной наглядности, б) методы слуховой наглядности, в) методы двигательной наглядности.

Методы зрительной наглядности. С помощью зрения можно ошмида1ь_л--лсп^^ять_ (корректировать) пространственные.jsa.---~ рактеристики движении (см. главу 3). Хуже оцениваются зрением временные и динамические характеристики. В практике физиче­ского воспитания применяются различные формы зрительной на­глядности. Одни помогают передаче знаний о движениях, другие способствуют непосредственному управлению движениями. Рас­смотрим основные методы.

Непосредственный показ (демонстрация) движений. В зависи­мости от методических задач обучения показ двигательного дейст­вия может иметь различный характер. Например, для создания общего .целостного , представления о новом двигательном действии требуется образцовый показ. В этом случае действие демонстри­руется в его совершенном исполнении. При разучивании двигатель­ного действия такая форма показа не всегда годится. Занимаю­щиеся не смогут детально рассмотреть демонстрируемое действие. Тогда используют так называемый адаптированный показ, при котором было бы удобно рассмотреть особенности техники. Движения демонстрируют замедленно и по возможности вырази­тельно, выделяя отдельные положения тела остановками. Основ­ное требование к организации показа - обеспечить удобные усло­вия для наблюдения (удобное расстояние, плоскость основных движений, достаточную повторность демонстрации).

Демонстрация наглядных пособий. Демонстрация двигательных действий может осуществляться с помощью диапозитивов и видео­записей. Удобными приемами для создания зрительного представ­ления о движениях является использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), на которых препода­ватель может продемонстрировать особенности техники двигатель-


ного действия. В качестве зрительной наглядности используются также демонстрации различных схем: чертежей, графиков, рисун­ков и т. д.

Зрительное ориентирование. Это методы и приемы, помогающие правильно выполнять движения в пространстве и во времени. В качестве зрительных ориентиров используются предметы или разметка, на которые занимающиеся должны ориентировать дви­жения.



Например, установленная на определенной высоте планка яв­ляется зрительным ориентиром для правильного направления вы­талкивания ядра. Такого рода ориентиры «заставляют» осущест­влять движения в нужном направлении или с должной амплитудой.

Хорошие результаты для уточнения движений в пространстве дают различные разметки. Например, разметка поверхности гим­настического коня помогает обучению правильной постановке рук при переходах с ручек на тело коня при махах ногами. Разметки на земле помогают ориентироваться в постановке ног при прыж­ках с разбега.

Для зрительного ориентирования применяются также слож­ные технические устройства, подающие световые сигналы о време­ни и направлении (например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки быстроты и точности попадания мячом в спортивных играх). Существуют светолиди-рующие устройства, регламентирующие скорость и темп передви­жения (например, движущиеся флажки на беговой дорожке или бегущая световая волна по гирлянде лампочек,- протянутой вдоль бортика бассейна).

Метод слуховой (звуковой) наглядности. Использование зву­ков как сигналов помогает уточнять пространственно-временные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуковыми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движений, например момент раз-группировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при вы­полнении гимнастического элемента на снаряде. С помощью зву­ковой наглядности хорошо усваивается ритм двигательных дейст­вий. F.rn мржнп «пр пгтуцять» заранее или в процессе выполнения действия. Существуют различные звуколидеры, помогающие удер­живать заданный темп движений.



При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с соответствующим опережением.

Методы и приемы двигательной наглядности. Понятие «двига­тельная наглядность» не следует путать с демонстрацией движе­ний, т. е. со зрительной наглядностью. Методы и приемы двига­тельной наглядности направлены на организацию восприятия за­нимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата. Примерами двигательной наглядности является направляю­щая помощь при движениях - принудительное «проведение по движению» (например, проведение преподавателем руки ученика при обучении замаху при метании мяча или гранаты). Помогает


обучению движениям также прием фиксации положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия, например фиксация положения правильной посадки у конькобеж­ца или лыжника, фиксация положения руки перед финальным уси­лием при обучении метанию копья. Используя приемы фиксации положений, полезно дать прочувствовать правильные положения по сравнению с неправильными. Хорошо обеспечивают двигатель­ные ощущения тренажеры, специально создаваемые в различных видах спорта. Например, в гимнастике для обучения оборотам на перекладине используется устройство (тренажер Цомая), с по­мощью которого гимнаст может прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения элемента. Применяя направляю­щую помощь и тренажеры, необходимо соблюдать меру. Во-пер­вых, не следует заменять усилия обучающегося полностью внеш­ними усилиями, их должно быть ровно столько, сколько недостает у самого обучающегося. Во-вторых, нежелательно пользоваться этими приемами длительно во избежание выработки к ним стой­ких привычек.

Методы срочной информации. Сущность методов срочной ин­формации заключается в том, что с помощью различных техниче­ских устройств преподаватель и занимающиеся получают срочные сведения о характеристиках выполняемых движений. Так, разра­ботаны устройства, дающие возможность получить точные данные о силе отталкивания при прыжках, об ускорении движения руки при метаниях, о длительности опорных фаз при беге и т. д. Цен­ность таких устройств для методики физического воспитания за­ключается в том, что они обеспечивают информацию о характе­ристиках движений в удобной для восприятия форме. Например, разработано специальное устройство конька фигуриста, которое сигнализирует зажиганием лампочек различного цвета о том, ка­кой частью ребра конек опирается о лед в тот или иной момент выполнения фигуры.

Рассмотренные методы физического воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а также в соответствии с общи­ми принципами методики.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие методы используются в процессе физического воспитания?

2. Каковы отличительные черты метода строго регламентированного упраж­нения?

3. Каковы особенности метода целостного разучивания двигательных дей­ствий?

4. Каковы особенности метода разучивания двигательных действий по
частям?

5. Что такое стандартные и переменные нагрузки?

6. Каковы основные методы упражнения со стандартной нагрузкой?

7. Как различаются интервалы отдыха по длительности и характеру?

8. Каковы разновидности метода упражнения с переменной нагрузкой?

9. Каковы особенности игрового метода?


10. Каковы особенности соревновательного метода?

11. Каковы особенности метода рассказа?

12. Каковы особенности методов описания и объяснения?

13. Каковы отличительные черты команды, приказания и распоряжения?

14. Какие методы словесного воздействия используются для анализа и
оценки деятельности занимающихся?

15. Каковы разновидности методов зрительной наглядности?

16. Что относится к методам слуховой наглядности и какова их роль?

17. Что относится к методам двигательной наглядности?

18. В чем сущность методов срочной информации?

error: