Что такое здоровый эгоизм. Разумный эгоизм - в чем заключается теория разумного эгоизма? Три аргумента в пользу эгоизма

Эгоизм – это система ценностей человека, характеризующаяся преобладанием личных потребностей по отношению к интересам и потребностям другого человека или социальной группы. При этом удовлетворение собственных интересов рассматривается как высшее благо. В психологических и этических теориях эгоизм считается врожденным свойством, которое необходимо преодолевать.

Теории эгоизма

Можно выделить два основных подхода к проблеме эгоизма:

  • Человеку от природы свойственно стремиться к наслаждению, избегая страданий;
  • Человек в своей нравственной деятельности должен следовать личным интересам.

В античной философии выражалась мысль, что люди эгоистичны с рождения, и из этого должна исходить всякая нравственность. В пику феодально-христианской морали, проповедующей отказ от мирских наслаждений, французские материалисты утверждали, вслед за Демокритом и Эпикуром, что нравственность порождают исключительно земные интересы людей.

Суть этической концепции "разумного эгоизма" заключалась в том, что люди должны удовлетворять свои потребности "разумно", тогда они не будут противоречить интересам отдельных личностей и общества в целом, а, наоборот, станут служить им. К концу XIX в. эта теория переродилась в установление принципиального приоритета личных потребностей над любыми другими. В обыденном сознании разумный эгоизм – это умение жить собственными интересами, не пренебрегая ценностями окружающих людей, так как это недальновидно и невыгодно по тем или иным причинам.

Теория социального обмена выдвигает в пользу эгоизма аргументы, согласно которым люди осознанно или бессознательно хотят получать максимально возможное вознаграждение с минимальными затратами. Из этой теории следует, что любые поступки совершаются по эгоистическим побуждениям для того, чтобы получить оптимальное поощрение или избежать наказания. Неявная выгода, которой диктуются альтруистические на первый взгляд действия, заключается в получении социального одобрения, повышении самооценки, избавлении от чувства тревоги или угрызений совести. Такой подход к проблеме эгоизма не учитывает, что конечной целью эгоиста является улучшение собственного положения, а альтруиста – забота о другом человеке. Такие явления, как безусловная любовь, сочувствие и эмпатия либо не берутся в расчет, либо искусственно укладываются в прокрустово ложе теории.

Поскольку эгоизм принято противопоставлять альтруизму, существует ряд теорий, согласно которым эгоизм и аргументы в его пользу могут по разным причинам утрачивать силу. Например, концепция социальных норм исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, которые заставляют отказаться от эгоистического поведения для их исполнения. Норма взаимности побуждает человека отвечать добром, а не злом, тем, кто пришел ему на помощь. Норма социальной ответственности предписывает заботиться о тех, кто в этом нуждается, независимо от потраченного времени и полученной взамен благодарности.

Эгоизм нередко получает негативную оценку общества, а осознанный выбор такой стратегии поведения принято считать аморальным. Это качество осуждается на всех уровнях: в философии, религии, государственном устройстве и в повседневной жизни.

Считается, что эгоизм начинает доминировать, если тактика воспитания направлена на закрепление завышенной самооценки и эгоцентризма. В результате формируется стойкая ориентация на личные переживания, интересы и потребности. Впоследствии себялюбие и безразличие к другим людям и их внутреннему миру могут привести к одиночеству, а окружающий мир будет восприниматься как враждебный.


Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, - изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.

Пояснение.

В ответе указываются такие отличительные черты революции, как

Интенсивность процесса

Насильственный характер

Пояснение.

1) В ответе называются предпосылки революции:

Вопиющие проявления социальной несправедливости;

Фундаментальные социальные аномалии;

Классовая борьба;

Появление политических организаций.

2) В ответе раскрывается смысл понятия реформа, например: реформа - изменения инициируемые государственной властью, затрагивающие, как правило, только одну из сфер общественной жизни и не изменяющие фундаментальные основы общественного строя.

Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? На примере какой-либо реформы проиллюстрируйте данный признак. Пример должен быть развернутым.

Пояснение.

1) В ответе приводятся признаки революции:

Насилие;

Новизна;

Всеобщность.

2) Указывается, что с реформой революцию роднит новизна.

3) Приведен пример: в ходе реформы в сфере образования в России была введена новая форма аттестации учащихся и вступительных экзаменов в ВУЗ - ЕГЭ.

Пояснение.

1) В правильном ответе установлены следующие соответствия:

Изменения политического режима - политическая сфера;

Осуществление индустриализации - экономическая сфера;

Изменения в классовых отношениях - социальная сфера;

Изменения в нравственности и воспитании - духовная сфера.

2) В ответе делается вывод, что результаты революции подтверждают такой ее признак, как всеобщность перемен.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности - игровой, спортивной, учебной, - трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев - катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>

Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество - факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.

Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания

Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.

Пояснение.

1) образ жизни формирующегося человека;

2) способы его деятельности - игровой, спортивной, учебной;

3) трудовое и общественное поведение;

4) гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования;

5) наличие или отсутствие стрессоров;

6) умственную деятельность;

7) социальную активность;

8) труд и творчество.

Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».

Пояснение.

1. Ответ должен содержать указание на то, что выделенные факторы могут играть роль

1) стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания),

2) стрессоров и депрессоров (задерживающих; даже извращающих эти процессы),

3) катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических).

2. Раскрыт смысл понятие личность, например: личность - индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.

Автор утверждает, что: «Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность)». Проиллюстрируйте конкретными примерами, как каждый из данных факторов влияет на развитие человека и его свойства. Всего укажите три фактора и три развернутых примера.

Пояснение.

Указаны факторы и конкретные примеры:

1) характерологические особенности. Например, Иван с детства обладал флегматичным темпераментом, спокойным характером, это во многом определило его интерес к шахматам, которые стали его увлечением на протяжении всей жизни.

2) специальные способности. Например, Семен от рождения обладал хорошим голосом, он стал заниматься вокалом, что помогло сделать ему карьеру певца.

3) индивидуальный уровень общей одаренности. Галина с детства была интеллектуально одаренным ребенком, она много времени посвящала дополнительным занятиям, в результате у нее выработалось высокая работоспособность, она стала очень ценным и уважаемым сотрудником крупной фирмы.

Пояснение.

В обоснования могут быть приведены следующие аргументы:

1) Частые конфликты (семейные, в школе) могут привести к формированию агрессивного поведения у подростка;

2) Конфликт, участником или свидетелем которого стал человек в раннем детстве, может сформировать у него фобии или комплексы, которые останутся у него на всю оставшуюся жизнь;

3) Благодаря участию в конфликтах человек учится отстаивать свою позицию, искать выходы из сложной ситуации, принимать ответственные решения.

Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Укажите любые три жизненные ситуации и дайте пояснения к каждой из них, в чем заключается важность адекватной самооценки.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе - высший уровень самооценки».

А.Г. Спиркин.

Сознание и самосознание

Какие две составляющие самосознания называет автор?

Пояснение.

Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:

1) познание себя;

2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).

Пояснение.

В ответе должно быть

2) Приведено пояснение на основе текста:

Самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности.

3) Раскрыт смысл понятие личность, например:

Личность - индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.

Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления влияния низкой самооценки на жизнь человека.

Пояснение.

В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:

1) низкая самооценка не позволяет поддерживать достоинство человека в его собственных глазах;

2) низкая самооценка приводит к неуверенному поведению человека в различных ситуациях;

3) низкая самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой, озлобленности на других людей, зависти и т. п.).

Могут быть названы и другие проявления.

Пояснение.

Могут быть даны описания таких ситуаций, например:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств, чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).

Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность самооценки для личности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. 

Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)

Укажите два определения познания, которые дают авторы.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие определения:

1) совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе;

2) специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания;

2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом.

3) Объяснен смысл понятие, например: истина - знание, объективно соответсвующие предмету познания.

Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.

Пояснение.

1) два аспекта связи:

Освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта;

Определение их достаточности для решения конкретной проблемы.

2) примеры, допустим:

Школьник изучает открытые Ньютоном законы (освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта);

Учащиеся проводят опыты по выращиванию растений, для чего на каждом этапе они определяют, какие знания им необходимы и достаточны (определение их достаточности для решения конкретной проблемы).

Могут быть приведены другие примеры.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены критерии:

1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.);

2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях);

3) непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена.

Могут быть приведены критерии истины в других формулировках.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция <...> с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума - это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства - это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

2) В ходе своего развития человеческое общество совершенствовало свои познания в области медицины. Так в эпоху традиционного общества без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения, что позволило лечить многие болезни, сделать качество жизни людей выше.;

3) С переходом к постиндустриальному обществу в жизнь людей стали широко внедряться массовые технологии (интернет, мобильная связь и т.д.), что расширило их коммуникативные возможности, сделало более свободным доступ к информации.

Могут быть приведены другие примеры

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) критерии общественного прогресса, названные автором:

Способ производства материальных благ (экономический);

Положение человека в обществе (общефилософский);

Степень демократизации общества;

Средняя продолжительность жизни;

Уровень детской смертности;

Уровень свободы СМИ.

Могут быть названы иные критерии


Пройти тестирование по этим заданиям

Что же означает слово эгоизм? Этот термин можно определить, как черту характера человека, когда он думает только о собственной выгоде, своих интересах, забывая о своем ближнем, зачастую такие люди несчастны. Это связано с тем, что они не могут найти общий язык с миром, в котором никто не любит самовлюбленных личностей.М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» рассматривает проблему людского эгоизма. Главный герой произведения – Мастер. Именно этого героя можно назвать настоящим эгоистом. С одной стороны, его поведение и некоторые решения можно оправдать тем, что Мастер является творческой личностью, а значит не очень уравновешен, и эмоционально нестабильный человек. Но, с другой стороны, он такой же герой, как и многие другие персонажи ромавна «Мастер и Маргарита», значит его поведение нельзя оправдывать его профессией. Эгоизм – это такой же грех, как и взяточнество, самолюбование или вранье. Рассмотрим на примере различных эпизодов поведение и поступки героя.

Мастер проявляет эгоизм на протяжении всего произведения. Когда он уходит и ничего не говорит Маргарите, он поступает несправедливо по отношению к возлюбленной, оставляя ее наедине со своими переживаниями. Мастер понимает, что Маргарита будет его искать и беспокоиться о нем, она не остановится перед своей целью. Мастер не готов умирать ради любви, поэтому Маргарита не говорит ему, что в вине яд. Его любовь к Маргарите меньше, чем любовь к себе. Проявляя эгоизм, он вредит себе и близким людям, тем самым раня их в самое сердце.

Обновлено: 2018-02-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Понятие разумного эгоизма плохо укладывается в представления об общественной морали. Долгое время считалось, что человек должен ставить интересы общества выше личных. Те, кто не вписывался в эти условия, объявлялся эгоистом и предавался всеобщему порицанию. Психология утверждает, что разумная доля эгоизма должна присутствовать в каждом.

Что такое разумный эгоизм?

Представление о разумном эгоизме стало объектом изучения не только психологами, но в большей степени - философами, а в XVII веке, в Эпоху Просвещения, даже возникла теория разумного эгоизма, окончательно сформировавшаяся к XIX веку. В ней разумный эгоизм – это этико-философская позиция, которая как раз и поощряет предпочтение личных интересов над любыми другими, то есть то, что так долго осуждалось. Не вступает ли эта теория с постулатами общественной жизни, и предстоит разобраться.

В чем заключается теория разумного эгоизма?

Возникновение теории приходится на период зарождения в Европе капиталистических отношений. В это время формируется представление, что каждый человек имеет право на неограниченную свободу. В промышленном обществе он становится собственником своей рабочей силы и строить отношения с обществом он будет, руководствуясь своими взглядами и представлениями, в том числе и финансовыми. Созданная просветителями теория разумного эгоизма, утверждает, что такая позиция сообразуется с природой человека, для которого главное – любовь к самому себе и забота о самосохранении.

Этика разумного эгоизма

Создавая теорию, ее авторы позаботились о том, чтобы сформулированное ими понятие соответствовало их этико-философским взглядам на проблему. Это было тем более важно, что сочетание «разумный эгоист» плохо вязалось со второй частью формулировки, потому что под определением эгоиста понимали человека, думающего только о себе и ни во что ни ставящего интересы окружения и общества.

По мнению «отцов» теории, это приятное дополнение к слову, всегда носившему негативный оттенок, должно было подчеркнуть необходимость уж если не приоритета личных ценностей, то, по крайней мере, их равновесия. Позднее эта формулировка, приспособленная к «бытовому» пониманию, стала обозначать человека, который сообразует свои интересы с общественными, не вступая с ними в противоречие.


Принцип разумного эгоизма в деловом общении

Известно, что строится на своих правилах, диктуемых личной или корпоративной выгодой. Оно предусматривает выгодное решение вопросов, позволяющих получить наибольшую прибыль и установить долговременные отношения с наиболее полезными бизнес-партнерами. Такое общение имеет свои и принципы, которые бизнес-сообщество сформулировало и выделило пять основных:

  • позитивность;
  • предсказуемость действий;
  • статусные различия;
  • уместность.

В соответствии с рассматриваемым вопросом, обращает на себя внимание принцип разумного эгоизма. Он подразумевает уважительное отношение к партнеру и его мнению, при этом четкое формулирование и отстаивание собственных (или корпоративных) интересов. Такой же принцип может действовать на рабочем месте любого сотрудника: делай свое дело, не мешая другим делать свое.

Примеры разумного эгоизма

В повседневной жизни поведение «разумного эгоиста» не всегда приветствуется, и нередко он объявляется просто эгоистом. В нашем обществе отказать в просьбе считается неприличным, при этом уже с детства формируют чувство вины у того, кто позволил себе такую «вольность». Однако грамотный отказ может стать наглядным примером правильного поведения, научиться которому будет совсем не лишне. Вот лишь некоторые примеры разумного эгоизма из жизни.

  1. Нужно дополнительно поработать . Начальник настаивает на том, чтобы вы сегодня задержались на службе для завершения работы, которую выполняли не вы, и оплата за нее не предусмотрена. Можно согласиться, отменив планы и испортив отношения с близкими, но если воспользоваться принципом разумного эгоизма, преодолев чувство страха и неловкости спокойно объяснить боссу, что нет никакой возможности перенести (отменить) свои планы. В большинстве случаев, ваши объяснения будут поняты и приняты.
  2. Жене нужны деньги на очередное новое платье. В некоторых семьях стало традицией, что супруга требует деньги на покупку нового платья, хотя шкаф ломится от одежды. Возражения категорически не принимаются. Она начинает обвинять мужа в скупердяйстве, отсутствии любви, обливаться слезами, по сути, шантажировать супруга. Можно уступить, но только прибавится ли от этого любви, благодарности с ее стороны?
  3. Лучше объяснить жене, что деньги отложены на покупку нового двигателя на автомобиль, на котором супруг ежедневно отвозит ее на работу и от этой покупки зависит не только хорошая работа авто, но – здоровье и жизнь пассажиров. При этом на слезы, крики и угрозы уйти к маме обращать внимания не стоит. Разумный эгоизм должен в данной ситуации преобладать.

  4. Старый знакомый в очередной раз просит занять денег . Он обещает вернуть через неделю, хотя известно, что отдаст их не раньше чем через полгода. Отказать неудобно, но таким образом можно лишить своего ребенка обещанной путевки в детский центр. Что важнее? Не стыдите и не «воспитывайте» приятеля – это бесполезно, но объясните, что нельзя оставить ребенка без отдыха, тем более, что он давно ждет этой поездки.

Приведенные примеры выявляют две позиции отношений, которые требуют основательной коррекции. Отношения между людьми пока строятся на превосходстве требующего или просящего и неуютного состояния того, у кого просят. Хотя теория существует больше двухсот лет, разумный эгоизм пока сложно приживается в обществе, именно поэтому преобладают ситуации:

  • тот, кому что-то нужно, настаивает, требует, шантажирует, кричит, обвиняет в жадности;
  • тот, к кому обращаются, оправдывается, объясняет, слушает в свой адрес нелицеприятные слова, испытывает чувство вины.

Разумный и неразумный эгоизм

После того как увидела свет концепция разумного эгоизма, понятие «эгоизм» стало рассматриваться в двух вариантах: разумный и неразумный. Первый был детально рассмотрен в теории Просветителей, а второй хорошо известен из жизненного опыта. Каждый из них уживается в сообществе людей, хотя формирование разумного эгоизма могло бы принести больше пользы не только обществу в целом, но и отдельным индивидам, в частности. Неразумный эгоизм пока более понятен и принят в быту. При этом, нередко культивируется и активно насаждается, особенно любящими родителями, бабушками и дедушками.

«Ты эгоистка» — говорила мне мама, когда я хотела сделать что-то, чего хочу я, а не то, что хочет она. «Ты эгоистка» — говорили мужчины, когда я напоминала, что в наших отношениях существуют мои интересы. «Ты эгоистка» — говорил начальник, когда я отвечала, что не могу постоянно задерживаться на работе, потому что кроме нее, у меня и другая жизнь.

Как часто упрек в эгоизме на самом деле можно расшифровать «Как это ты не хочешь делать то, что я хочу?». И звучит он от людей, которые считают себя в праве брать, а отдавать так и не научились. Они возмущаются всякий раз, когда встречаются с напоминание, что ни мир, ни другой человек, им ничего не должны. Возмущаются и обвиняют – «мир несправедлив», «люди эгоистисты».

Я эгоистка, я берегу себя и свои интересы.

Беречь себя – это значит сказать «стоп» длинным монологам в телефонной трубке людей, которые не входят близкий круг, имеющий право на мои уши и время. Я лучше погуляю или посплю, или почитаю. Мое время – ценность. А чужой длинный монолог интересен или от того, кто готов услышать мой или со сцены театры. И то все зависит от качества исполнения


Беречь себя – это значит отказываться от встреч, если их назначают без учета моих планов и удобств. Встреча – это то, что нужно всем ее участникам, значит, и планы всех должны учитываться. Есть ряд людей, которые имеют право назначать встречи в одностороннем порядке. Но мы не говорим в данном случае о судебной повестке.

Беречь себя – это значит «Нет» всем интернет-знакомым из других часовых поясов, которые хотят общаться со мной ночью, потому что у них утро или день. Для нормального функционирования в сутках, мне нужны здоровый сон и отдых. Или будьте готовы искать удобное время в выходные дни или чередовать мой ночной недосып с вашим.


Беречь себя – это значит экономно расходовать энергию, соотносить расходы на получение результата и сам результат. Отказываться делать то, где отдача меньше, чем затраты. Отказываться от людей, которые «вытягивают» мою энергию своим бесконечным нытьем, жалобами, злостью.


Беречь себя – это значит есть хорошую еду, неважно дома она приготовлена или в ресторане. Если мне нужно перекусить в городе между работой, я иду в ресторан, а не в ближайший МакДональдс или кулинарию супермаркета. Если я ем дома, то готовлю себе вкусную и свежую еду из свежих продуктов. «Как тебе не лень для себя готовить?» или «Тебе не жалко времени ходить по базару в поисках овощей от «бабушки»?»,- спрашивают «не эгоисты». «Не лень и не жалко» — отвечаю я и думаю, как живут эти люди, для кого они готовят и зачем, если они не считаю важным заботиться о собственном здоровье.

error: