Конспект урока по предмету «Истоки» на тему «Имя. I.присоединение к аудитории

Урок ИСТОКИ во 2-ом классе
Тема: Путь-дорога
Цель: социокультурное наполнение категории ПУТЬ_ДОРОГА
Ход урока.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Подготовительный этап (присоединение) .
Добрый день, дорогие друзья! Мне очень приятно снова встретиться с вами на уроке Истоки. Я с волнением и радостью ждала эту встречу. И соединила нас сегодня путь-дорога.
Перед дорогой по старой русской традиции люди на минуту присажи-ваются, чтобы путь был удачным, счастливым, радостным. Мы с вами тоже присядем, в кружок, поближе друг к другу.
II.Ресурсный круг. (Актуализация чувственного опыта).
У меня в руках истоковский колокольчик,который покажет нам с вами верный путь. Прислушаемся к его перезвону и начнём потихонечку беседовать.
Скажите, что вы любите делать?

Я люблю путешествовать. Во втором классе мы начали увлекательное путешествие к нашим Истокам. Где мы уже успели побывать?
(Слайды 1, 2, 3, 4)

О чём вы узнали? Что увидели, услышали, почувствовали?

Почему мы любим бывать в этих местах?

III.Объяснение нового материала.
В какое путешествие отправимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку. Работать будем в группах, Посовещайтесь и выберите лидера. Укаждой группы на столе карточка с загадкой, отгадав её, вы сможете определить тему урока.
Лидер каждой группы читает загадку и
объясняет отгадку.
О чём поведём разговор на уроке?

Тема урока: Путь-дорога. (5 -й слайд)
Произнесём эти слова вместе, нараспев: пу- у -ть-до- ро- о- га
Чувствуете, как широки русские пути-
дороги, сколько в них простора и раздолья?
Если вслушаться, представить пути-дороги, то можно почувствовать очень многое. Они такие разные: шумные и тихие, быстрые и спокойные. Но все они убегают в даль далёкую...(6 слайд)
Как можно назвать человека, который отправляется в путь-дорогу?
(7-й слайд)
На чём вы любите путешествовать?

А что можно выбрать, чтобы суметь внимательно ко всему приглядеться, услышать звуки окружающего мира,
почувствовать особую радость общения с природой?
Давайте отправимся в путь-дорогу пешком.
Много дорог, больших и малых, шумных и тихих пересекают родные просторы. Одни из них соединяют людей, другие-разделяют. Все вы сегодня пришли в школу, дорога нас соединила. Что привлекло ваше внимание по пути?

Когда сегодня после занятий пойдёте домой, дорога разлучит нас, но соеди- нит вас с родными и близкими.
IV. Работа в парах.
Очень часто путь-дорога связана в народе с различными переживаниями.
Обсудите в парах, что соединяет, а что разделяет людей, укажите стрелочка-
ми.
встреча
успех
рождение
соединяет разделяет
бесславие
горе
правда
счастье
Объясните свой выбор.

А дорога пробежала мимо нашего крыльца, не найти её начала, не найти её конца. Давайте подумаем, что же веками заставляло людей подниматься в путь-дорогу? Почему у каждого был свой путь?
По проторённым дорогам неспешно передвигались купеческие караваны, стремительно проносились всадники,
шли усталые путники. У всех свои дела, заботы и радости. Но были дороги неизведанные. Наши предки искали путь к счастью, надеялись найти земли урожайные, вольные, мирные, безбедные. Веками, поколение за поколением, они обживали новые места, строили деревни и города. Прокладывали новые дороги и первыми их проходили. Они открывали мир для других, поэтому их назвали первопроходцами. Нередко дорога
уводила от злых врагов, горя и болезней.
Иных людей дорога вела к уединению и утешению. В лесах, на тихих озёрных островах они возводили часовни, храмы, монастыри и молились Богу за всех.
(слайд 8)
К ним шли паломники, чтобы поклониться святыне: иконе, храму, монастырю.
(слайд 9)
Поклонится страждущая душа иконе, озарится его мир сиянием храма или уставшие руки дотронутся до священных стен монашеской обители-
всё это долгий путь к утешению и уединению.
Сейчас нас с вами ожидает дорога к мудрой Книге, нашим Истокам. Из неё
мы постараемся узнать ещё много интересного о пути-дороге. Будьте внимательны, чтобы подготовиться к интересной работе.
V. Работа с книгой.
Откройте учебник на стр. 46. Прочитаем отрывок со слов «Долгий
путь располагал...»
О чём может поведать язык дороги?
Каков главный язык дороги?

Приходилось ли вам бывать на военной дороге? Что там можно увидеть, услышать, почувствовать?
(слайд 10)
Звучит песня «Эх, дороги...»
Остановись, вспомни тех, кто защищал нас с тобой, кто ценой своей жизни дал нам мир.
VI. Физ. минутка.

V.Давайте вспомним, кто такой паломник.

Что может услышать путник, двигаясь пешим по пути-дороге?
Как назовём человека, который путешествует на автобусе?
Что может слышать пассажир? Какое чувство он испытывает?
А на остановке?

Я думаю, теперь вы готовы к выполнению интересного задания в тетради. (с. 34)
Вам нужно прочитать слова в первом столбике, которые обозначают Образы-
то, что мы видим вокруг. К ним нужно подобрать соответствующие им звуки и ощущения-то, что мы чувствуем.
Сначала работаете самостоятельно. По сигналу колокольчика будете работать в паре-заполнять нижнюю табличку.
Я прошу вас быть внимательными и доброжелательными.

Индивидуальный этап-7 минут.
Работа в паре-5 минут.
Выслушивание ответов-5 минут.
Экспертная оценка-3 минуты.

Как вам работалось в группах? Что понравилось? Что вызвало затрудне-
ние?
Как можно назвать дорогу, которая начинается в детстве, а заканчивается в старости?
VII.Заключительный этап. Ресурсный круг.
Ребята, сейчас мне хочется услышать от вас главные слова. Их говорят негромко, но душевно, а слушают очень внимательно. Наша жизнь напоминает путь-дорогу. Мы путники на дороге жизни. Какой путь выберет каждый из вас? Проговорите это, передавая розу.

Каждый выбрал свой путь. Кто из вас догадался, почему сегодня в круге передавали розу?
Этот цветок красивый, но колючий. Значит, какой бы путь вы ни выбрали, он будет непростым, тернистым. На нём вам встретятся перекрёстки, на которых придётся выбирать между Добром и Злом, между Правдой и Кривдой. Вы уже сделали первые шаги (слайд 11)
по своей Дороге Жизни-пусть она будет счастливой, пусть путь ваш будет истинным. Мы сами выбираем путь-дорогу жизни, но должны помнить о том, что путь предназначен Богом, а ширина пути зависит от каждого из нас.
Дома проговорите с родителями, какой
путь выбрали бы они, если б им довелось начать жизнь сначала.
Рефлексия.
Что интересного вы узнали сегодня? О чём задумались? Чему захотелось научиться, понять, почувствовать в пути-дороге?
Поблагодарите друг друга за работу.
Счастливого пути!

в лесу, на ниве, на реке, в поле

высокие деревья, журчание ручья,
прохладу...

они нас успокаивают, радуют взор,
врачуют душу...

1.Выгляну в окошко, лежит долгий Антошка.
2.Неживая, а идёт, неподвижна, а ведёт.
3.На ручеёк похожая, ведёт к реке прохожего.
4.Куда бежит, сама не знает, В степи ровна, в лесу плутает.
5.Что с места не сдвинешь?
6.Что идёт из города в город, не двигаясь с места?
О дороге.

Путник, путешественник, пассажир.

На машине, на поезде..
.

Увидели иней на деревьях, услышали скрип снега, почувствовали мороз...

Гостеприимство

Человек, который пешком совершает путешествие к Святым местам.

Пассажир.
Радость

Ожидание.

Путь к счастью.
Путь к спасению.
Путь к правде.
Путь к успеху.

Конспект УРОК по факультативному курсу «Истоки» для 2 класса.

ТЕМА « Мой родной город»

ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам родного края.

Помогать в осознании понятия «Мой родной город», как неизменной ценности для человека.

Развивать навык совместной работы, умения правильно вести дискуссию,

приходить к единому мнению.

Развитие целостного восприятия, мышления, чувствования.

Формировать ощущения родства ребенка окружающему социокультурному

и духовному пространству.

ВИДЕОРЯД: Презентация с видами города, церкви, достопримечательностей города: памятников культуры и природных памятников, изображение герба города, других городов Костромской области, флага.

Ход урока:

1.Орг.момент .

Я приглашаю вас встать в круг. Закройте глаза и мысленно прогуляйтесь по улицам нашего города. Откройте глазки. Что увидели?...

2)Ресурсный круг:

первый круг: «Я вижу...»

второй круг: «Я слышу...» мой город

третий круг: « Я чувствую...»

3)Постановка вопроса урока:

Да, в деревне не услышишь городского шума. Там говорит природа. Воздух чист и прозрачен. В городе часто не так и мы это чувствуем.Сегодня мы будем путешествовать по очень знакомому, но все же полному загадок - по нашему городу.

Как называется наш город?(Мантурово.)

(демонстрация фото)

II . Открытие новых знаний:

Запишите название своего города.

Давайте вспомним, где люди строили деревни?

А города?

А знаете ли вы историю слова «город?

Работа с учебником с. 23

Ребята, а где построен наш город? (Вдоль берега реки)

Как называется река, на берегах которой раскинулся наш город? (Унжа)

О нашей реке нам расскажет подготовивший сообщение ученик.

(ученик) -демонстрация фото реки, карты)

Река связывала и связывает наш город с другими городами, со всей Россией. Унжа (от тюрк. «песчаная», по другим источникам – «тихая, спокойная», «неприступная») - река в Вологодской и Костромской областях, крупный левый приток Волги, основная водная артерия Кологривского, Макарьевского и Мантуровского районов. Берёт начало со склонов Северных Увалов, в болотах Тотемского района Вологодской области. Впадает в залив Горьковского водохранилища (Волга) около села Николо-Макарово (напротив г.Юрьевец Ивановской области). Основные притоки: Кунож, Вига, Нея (правые); Княжая, Межа, Пумина, Белый Лух, Сёрный Лух (левые).
В реке в последнее время уменьшается количество рыбных запасов (жерех, язь, налим, лещ). Но Унжа остается любимым местом для зимней и летней рыбалки не только на крупных сорога и судака, щуку и окуня, но и более мелкой - плотвы и густеры. Унжа также интересна для сплавов на плотах.

Прислушайтесь, с какой гордостью говорит автор стихов о реке.

(играет тихая спокойная музыка)

Ильинская Вера

ПЕСНЬ УНЖЕ

Дивный вид мне открылся,

Всё в душе встрепенулось,

Ощущенье покоя

В моё сердце вернулось.

Я любуюсь цветами,

Красота в них и тайна,

И в обычной ромашке

Есть секрет обаянья.

Речка Унжа сверкает

Переливами света,

С красным клювом летает

Водяная принцесса.

Кто создал это чудо?

Кто создал эту птицу?

Нам с кудесником этим

Очень нужно сдружиться.

Почему наш город носит такое название сейчас мы узнаем. Перед вами выступят наши гости-ученики 5 класса.

Своим названием город обязан одноименной деревне, упоминающейся в "Дозорной книге города Унжи" в 1617 году. Происхождение топонима "Мантурово" имеет 11 версий. Наиболее правдоподобными можно считать варианты с финно-угорскими корнями: "ман" и "тура" ("небольшая возвышенность", "пригорок") и "manturotu" ("сосны") , а также - от распространенного в Поволжье старинного слова "мантырь" ("короткая толстая веревка на речном судне"). История города связана с находившейся недалеко от реки Унжи деревней Мантурово, которой он обязан своим названием. Первое упоминание об этой деревне встречается в «Дозорной книге города Унжи 1617 года», где записано: «Волость Верховская, а в ней деревня Мантурово, а в ней крестьянский двор Ивашки Попова, двор Гаврилки Иванова, двор Дениски Артемиева да пахотной земли семь четей, сена три копны». Помимо деревни Мантурово, в указанном источнике упоминались село Никольское (Градылево тоже) и деревня Бережки, которые затем вошли в состав городской территории.

2ученик.
В 1620 году Верховская волость была пожалована царем Михаилом Федоровичем своему дяде боярину Ивану Никитичу Романову «за осадное сидение» в Московском Кремле. В 1654 году бездетный И.Н. Романов умер, и волость перешла в Дворцовое ведомство. Позднее по указу царя Алексея Михайловича ее земли были разделены на небольшие поместья и розданы за службу представителям царского двора, среди которых значились князья Вяземские, М.И. Шаховской, П.Ю. Ухтомский и другие. На протяжении последующего времени эти имения и приписанные к ним деревни неоднократно меняли хозяев. В 1870 году административным центром данной территории стало село Мокровское (Николо-Мокровское), где в 1836 году была построена каменная церковь Николая Чудотворца. Это село в последствии также вошло в состав города.

А кто видел изображение старого вокзала?(демонстрация фото старой постройки и новой-презентация)

Поблагодарим наших гостей за интересный рассказ.

Какое самое важное место в деревне? (храм, кладбище)

И в городе важное место занимает храм, почти в каждом городе он есть. И мы с вами можем полюбоваться красотой белокаменного здания, услышать звон колоколов и пение церковного хора.

(запись звуков колоколов, с демонстрацией фото-ряда церкви Николая Чудотворца-презентация)

Кто был в нашем храме? Какие чувства вызвало это посещение?

Работа с учебником.с.24-25

4). Знаменитые люди.

Наш город знаменит умельцами и тружениками, талантливыми людьми и героям, и жители города сохраняют память о них. Может быть вы скажете как? (названия улиц в честь земляков, памятники, памятные доски).

Какие отношения между людьми в деревне? (все всех знают, взаимопомощь, радость и беда вместе)

Сначала в городе было также, а когда началось строительство заводов в город приехало много разных людей из разных краев нашей страны. Почему? Сейчас в городе число приезжих гораздо больше, чем коренных жителей. Какие люди живут в городе? Какими качествами обладают. Вы все городские жители. Вспомните, мысленно попутешествуйте по городу. Какие люди вам встречались?

Работа с учебником с. 24

Из уроженцев Мантурово вышло немало талантливых ученых, политических деятелей, военных, художников. Среди них народный комиссар внутренней торговли СССР Михаил Павлович Смирнов (1937 год), академик доктор философских наук Константин Николаевич Любутин, заслуженный художник России Л.Н.Виноградов, депутат Верховного Совета СССР Герой Социалистического труда Валентина Николаевна Плетнева и многие другие.(демонстрация фото-презентация)

Почему нужно беречь созданное трудом и талантом наших предков? Как мы это можем сделать?

Главные особенности города отражает его герб.

Работа с учебником с. 24

Где вы видели изображение нашего герба? Знаете ли вы,как выглядит герб нашего города? Что изображено на нем? О каких особенностях города это говорит?

Расскажет нам, что узнал о гербе нашего города, подготовивший сообщение ученик.(демонстрация герба г. Мантурово, сравнение с другими гербами городов Костромской области-фото-презентация.)

Описание герба

В лазоревом поле на сплавляемом по серебряным волнам золотом суковатом бревне восстающий грифон того же металла с червлёными глазами и языком, имеющий все четыре лапы наподобие львиных и с черными когтями; грифон правит при помощи золотого шеста, держа его передними лапами.

Грифон взят с герба династии Романовых: земли вдоль реки Унжи в XVI веке принадлежали брату жены Иоанна Грозного Анастасии Романовны, в XVII Мантурово передано в Дворцовое ведомство. Композиция герба символизирует исторически сложившуюся лесоперерабатывающую промышленность.

А видели ли вы флаг нашего города?

Описание флага нам даст подготовивший сообщение ученик.(демонстрация флага г. Мантурово, фото-презентация.)

Описание флага: Флаг городского округа город Мантурово представляет собой прямоугольное голубое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города: несущее вдоль нижнего края белую волнистую полосу, ширина которой составляет 2/15 ширины полотнища, и вплотную к полосе - жёлтое с красными, чёрными и оранжевыми деталями изображение грифона, плывущего на бревне. В геральдике грифон - символ отважной бдительности, охраны и мудрости. Композиция флага указывает на исторически сложившуюся лесоперерабатывающую промышленность города, которая с конца XIX века и по настоящее время является ведущей отраслью хозяйства города. Уже в начале XX века помимо сплава леса по реке Унже стали работать 3 лесопильни и один фанерный завод, причём фанерный завод и сегодня занимает. Волны символизируют реку Унжу, которая неразрывно связана с жизнью жителей города.

А сейчас я попрошу вас придумать и нарисовать свой герб нашего города и объяснить, что на нем изображено.

7).Творческое задание учащимся.

8). Памятники. Работа с учебником с. 25

В нашем городе есть памятники архитектуры. (демонстрация фото-презентации.)

ПАМЯТНИКИ архитектуры.

1. Храм Николая чудотворца, 1836 г.п.

Памятник
Образец типового приходского храма в Приунжье.

2. Дом жилой Губанова (ранее торговца Попова)

Памятник архитектуры кон. 19 – нач. ХХ в в. Образец типичного купеческого дома с магазином на 1-м этаже и жилой частью – на втором. В нем родился доктор философских наук Н.И. Губанов.

3. Дом купца В.Д. Крутикова

Памятник архитектуры кон. 19 – нач. ХХ вв. Образец типичного деревянного купеческого дома с магазином на 1-м этаже и жилой частью – на втором.

4. Краеведческий музей

Здание построено в 1994 году. В музейных экспозициях и выставках отражены самые важные страницы истории города Мантурово. В фондах музея хранятся уникальные музейные предметы.

5. Бывшее село Градылево

В 1619-1654 гг. здесь располагался двор приказчиков видных государственных деятелей и близких родственников царей - бояр Ивана Никитича и Никитича Романовых. До 1797 года Градылево – центр Верховской волости Унженского уезда (позднее - провинции). В начале XIX века здесь стоял господский дом героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Ивана Дмитриевича Иванова, в котором проживала мать Ф.В. Чижова Ульяна Дмитриевна.

Памятники природы (Во время расказа ведется показ фото-презентация.)

В границах городского округа город Мантурово находится несколько интересных природных ландшафтных элементов, из которых наибольший туристический интерес представляют памятник природы «Сосновый бор », парк «Сказка» и насаждения на территории общего пользования по ул. В. Набережная

Зона отдыха городского населения "Сосновый бор" - это один из перспективных рекреационных туристских объектов в границах городского округа город Мантурово, где проводятся спортивные соревнования по лыжному спорту, ориентированию, кроссу, а также туристические слеты.

Эта зона отдыха с 1 января 2006 года находится в границах городского округа "город Мантурово". Площадь - 81,3 га, расположена по берегам речек Янга и Чернушки, с 1992 года относится к памятникам природы регионального значения, имеет посадки леса 1904 года. В настоящее время территория Соснового Бора находится под охраной Мантуровского лесхоза и имеет ограниченное использование.

Туристская база "Сосновый бор" может использоваться для познавательных экскурсий по специально созданным тропам и смотровым площадкам, для организованных лыжных прогулок и соревнований

III . Закрепление

Работа индивидуальная по тетради « Истоки»

Работа в паре по тетради « Истоки»

(напомнить правила совместной работы.)

Проверка.

Почему необходимо, чтобы среди нас было больше людей с такими качествами, какими обладают жители деревни? (Важно, чтобы и у горожан сохранилась готовность к состраданию и помощи нуждающимся. Мы должны видеть, кому нужна наша помощь, чувствовать боль другого человека и не проходить мимо.)

IV .Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке о своем родном городе?

Что важного удалось узнать?

Кого бы вы хотели поблагодарить за общение?

(на партах календарики с разными видами города.)

Что за город изображен на календарях?

Кто-нибудь увидел знакомые места на календариках? Какие? Что вы о них запомнили? Поменяйтесь с товарищами, рассмотрите фотографии. Какой красивый у нас город, мы должны им гордиться и стараться, чтобы он становился еще лучше.(календарики детям в подарок)

V .Д. / З.

Нарисовать рисунок « Мой родной город, с.23-26 учебника читать.

VI .Итог урока .

Звучит песня о городе (с показом фотогалереи: снимки любимого города-презентация)

Конспект урока Истоки в 3 классе

Тема: «Как укреплять надежду?»

Ход урока

Присоединение

Ребята настроение хорошее? Давайте поздороваемся с гостями. Чтобы на уроке все получилось какими будем?

2. Подготовительный этап.

Урок начинается с песни Пахмутовой «Надежда»

Ребята! Песня знакома? О чем поется в песне?

О надежде.

Что такое надежда?

Это вера в благополучный исход дела.

Значит надежда и вера тесно связаны друг с другом.

Где человеку помогает Надежда?

На войне, в труде, в спорте, в болезни.

Крупнейший психиатр, американский врач Эриксон Милтон. Этот человек - уникальный пример проявления надежды и веры в себя. В семнадцатилетнем возрасте он перенес приступ полиомиелита, и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации.

И таких случаев немало. Возможно, феномен надежды как-то связан с генами, физическим уровнем человека.

Посмотрите на экран. Это портрет Экзюпери. Кто из вас скажет, кем был этот человек?

Не все знают, что кроме литературного таланта, он имел еще и страсть к небесным просторам. Небо было его стихией. В своей жизни он потерпел 15 аварий, последняя стала для него роковой.

Самой страшной катастрофой, из которой он сумел выкарабкаться вместе со вторым пилотом Андре Прево, стала пустыня Сахара и три дня без воды. Только надежда на спасение поддерживала жизнь мужчин, потому что физически невозможно находится в пустыне без воды столько времени.

Где вам помогает надежда?

На кого можно надеяться? Приведите пример такой надежды.

На себя, друзей, родных

Какая надежда не умирает?

Надежда в бога

Что значит иметь тщетную надежду? Вспомните Вавилонскую башню.

Надежду обреченную, несбыточную.

Что происходит с человеком, если он теряет надежду?

Отчаяние, гибель

Сегодня мы должны разобраться, как укрепить в себе надежду? Что нам поможет в укреплении надежды?

3. Индивидуальный этап.

4. Работа в четверке

(работа самостоятельная, в четверке, выступление лидеров)

5. Обсуждение в классе. Рефлексия: Надежду укрепляет: вера в свои силы и опыт, лад и согласие, терпение, вера в правоту своего дела, вера в бога, вера в себя.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому подснежник стал символом надежды. Этот символ я хочу подарить каждому из вас.

А теперь выберите понравившуюся цитату известных людей о надежде, запишите для себя на обратной стороне листа.

Элизабет Дикинсон Говорила: «Надежда - это крылатое создание, обитающее в сердце, поющее без слов и никогда не умолкающее». В Древней Руси птицей надежды была птица Гамаюн.

Я прошу вас нарисовать свою птицу надежды. (или задать домой)

Дети рисуют под песню из фильма «Не покидай»

Мы с вами одна большая семья. Можем друг на друга надеяться? Что для этого нужно?

Согласие

Это тема следующего нашего занятия.

Тема урока: «Имя»

Учитель:

Цель :

Осмысление истоков духовно-нравственной жизни человека в окружающем нас мире.

Задачи :

· Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого.

· Познакомить учащихся с происхождением имен.

· Познакомить какую роль играет имя в жизни человека.

· Учить слушать слова собеседника.

Оборудование и материалы :

· Библия,

· плакаты «Твое имя», «Неси ответственность за свое имя», «Береги имя».

Литература :

· Словарь русских личных имен,

· книга « Уроки этики»

(Дети в начале урока садятся на стуликах в круг)

I. Присоединение к теме

На доске: « Хорошо там и тут, где по имени зовут »

Вы согласны с этой мудростью?

Как вы думаете, зачем нужно имя?

(Дети рассуждают, каждый высказывает свои мысли)

Да, без имени жить очень неудобно. Давайте представим, что ни у кого из нас нет имени. Как вы должны будете обратиться ко мне?

Учитель.

Вас в классе много, как я к вам могу обраться на уроке?

Можно показать рукой.

Ну, а если мы в лесу, разбрелись кто куда, а мне кого-то из вас нужно позвать. Как я могла бы сделать, не зная ваших имен?

Действительно, очень трудная ситуация. Мы убедились, что без имени жить неудобно.

У имен, как и у всех слов в языке своя биография, история, свои приключения. Своя судьба. Наука, которая и изучает имена называется антропонимика от греческого слова антропос - «человек», онома-«наука». Существуют

специальные словари русских имен.(Показать словарь )

В нем около 2600 русских личных имен. При них даны формы отчества, уменьшительные и ласкательные формы. Указания на происхождения имен.

Вы знаете из Библии, что на шестой день Бог сотворил человека.

Вспомните, как он назвал первого мужчину?

Адам - « взятый из земли» т. к. Бог его сотворил из праха земного.

Какое имя Бог дал жене Адама?

Ева – «мать людей»

В минуты рождения каждый человек получает божественный дар – имя. Это самое любимое и приятное слово человека.

А попробуйте назвать человека ласково. (Дети называют по очереди )

Тогда он испытывает ни с чем несравнимые чувства благодарности и радости, тем приятнее и легче будет общение с ним.

Имя дается неслучайно – кого из вас крестили в храме?

В давние времена на Руси поклонялись разным богам, была языческая вера. Но по приказу князя Владимира в 988 году всех русских людей крестили, и наши далекие предки перешли в христианскую веру. После крещения людям давали христианские имени. Они были разными по происхождению: греческие, латинские, иудейские. Все они были внесены в святцы те в церковный календарь имен. Имена имели свое значение. Виталий(лат.)- жизненный, Владимир(др. русское) – владеет миром, Виктор(лат.) – победитель, Василий (греч.) –царь, Андрей(греч.) – мужественный, храбрый, Галина(греч.)– спокойствие, Екатерина(греч.) - чистая, Ирина(греч.) - мир.

Имя человеку давали после крещения. В церковном календаре посвящен какому-то святому. Когда в церковь приносили крестить ребенка, то священник спрашивал, какого числа тот родился. Смотрел в святцы, находил имя святого, и такое же имя давал ребёнку, а этот день считался днем именин, т. е. днем рождения имени. Все мы знаем свои дни рождения, потому что их отмечают в семье.

А кто из вас знает свой второй праздник - именины? Отмечают ли тебе день именин.

Сегодня вы узнаете у своих родителей или бабушек когда у вас именины, а я вам назову лишь некоторые из них: Светлана-2апреля, Вера, Надежда, Любовь, Софья – 30 сентября , Людмила - 30 сентября, Ксения - 6 февраля , Андрей – 13июля, Илья-2августа.

Раньше это был любимый семейный праздник. Ароматный запах именинного каравая наполнял весь дом. Для именинника звучала именинная песня «Как на ….. именины испекли мы…» Эта песня дошла и до наших дней. Помните ли вы эту песню?

Еще на Руси издревле существует, и сохранилась до наших дней традиция имянаречения. Малыша могли назвать именем отца, матери, деда, прадеда. Появились родовые имена.

Проследите историю своего рода, может быть и вы носите такое имя, а может вас назвали в честь святого в день которого тебя посчастливилось появиться на свет. Оно будет тебя защищать на протяжении всей жизни.

Вы носите имена многих великих и славных людей, Не посрамите свое имя, помните о мудрых традициях продолжите славные дела предков.

II. Ресурсный круг.

Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово, сидящему слева. Второй учащийся повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово, сидящему рядом. Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передает эстафету дальше. Последний в круге, учитель, воспроизводит свою информацию, обращаясь к каждому ученику, завершает словом о себе.

Какие чувства возникали во время этого занятия?

Экспертная оценка.

1) Работа в паре. Подчеркните, без каких слов не может обойтись день рождения? Объясните, почему выбрали эти слова?(семья, друзья, песня, подарок.)

2) Может быть, вам это покажется странным, но имя человека часто отражает характер и влияние на него

Вспомните, как в сказках зовут ленивых и глупых?

Емеля, Устя, Фома, Мартын.

А добряков как зовут?

Иван, Савва, Егор.

Это нашло отражение в пословицах и поговорках. Поиграем в лото с пословицами. Я каждую пословицу разделю на две части. Одну оставлю у себя, а другую отдам кому-то из вас. Мы вместе с вами должны собрать пословицу. Для этого я буду читать первую часть пословицы, а вы, подобрав по смыслу, зачитаете вторую.

Мели Емеля, твоя неделя.

Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван - ни людям ни нам.

Шутил Мартын, да спрятался под тын.

На бедного Макара все шишки валят.

(Проверка пословиц с доски)

III. Рефлексия.

Какую тему рассматривали на занятии?

Что обозначает имя?

Имя – отличительное название, которое дается при рождении.

Каждый из нас имеет одно имя в течение всей жизни, а называют нас по-разному в разном возрасте. Например, девочку зовут Катя, когда она вырастет, станет девушкой – Катерина, затем Екатерина Анатольевна или для близких тетя Катя. Но у каждого из нас есть свое собственное имя т е имя, которым нас называют самые близкие люди: Анна – Анночка – Аннушка – Анюта – Аня –Нюра – Нюша - Нюся. Наверное, услышав такое отношение к себе, вы охотнее отзоветесь на просьбу. Ребята, вслушайтесь еще раз, как красиво, ласково, мелодично звучат ваши имена: Леночка, Анюта, Ксюша, Коленька, Никитушка, Сереженька. Так давайте не искажать их, не оскорблять музыку их звучания. Давайте беречь свое имя и имена других людей, это ведь наша ценность. Имена достались нам в наследство, они прошли долгий путь пока дошли до нас. Имена достойны, чтобы к ним бережно относились. Я думаю, что сегодняшнее занятие нас многому научило.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока по учебному курсу «Истоки» в 5 классе

Тема: « Покров Пресвятой Богородицы »

Конспект составлен

учителем I категории

предмета истоки

МОУ Контеевская СОШ

Маловой Маргаритой Васильевной

Контеево

2011

Тема: Покров Пресвятой Богородицы.

Цель: учащиеся на уроке должны усвоить идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей, особую значимость заступничества для России, значение этого праздника для русского народа.

Задачи :

    На основе экскурсий и полученных ранее знаний развивать целостное восприятие образа храма, его назначения.

    Раскрыть образ Покрова и его значение на Руси.

    Формирование способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти.

    Развитие целостного восприятия.

Социокультурный ряд: Покров Божией Матери.

Оборудование урока:

Аппаратура для компьютерной презентации.

Презентация «Экскурсия во Владимир»

Золотая книга русской культуры.

Запись колокольного звона..

ХОД УРОКА:

I .ПРИСОЕДИНЕНИЕ К АУДИТОРИИ.

Вхожу я в храм – какая благодать!

Мне эту благодать не передать…

На сердце радость, а в душе покой,

Гармония и музыка со мной.

И кажется – я в светлом мире.

Здесь тишина, а за спиною крылья.

Взметнулась я под купола,

Как птица вольная плыла.

А колокольный перезвон,

Он душу лечит – так целебен он!

Потом очнусь я и спущусь с небес.

Храм полон исцеляющих чудес.

И каждая икона в храме

Поможет нам – она ведь с нами.

Без слез на лики не могу смотреть,

Прошу о чем-то – мне не утерпеть.

И каждый раз надеюсь, что святые

Придут ко мне на помощь

В дни любые.

Отсюда уходить я не хочу,

Здесь отдыхаю. Душу я лечу.

II .ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ТЕМЕ.

(Показ презентации с фотографиями поездки в Боголюбово»

Ребята, какой храм здесь изображен? Он знаком вам по нашей внеклассной работе.

Храм Покрова на Нерли.

(чтение творческих работ учащихся по впечатлениям о посещении этого храма)

Сегодня на уроке мы узнаем историю возникновения храма Покрова на Нерли, познакомимся со смысловым значением слова «Покров». Вспомните, благодаря какому князю появился этот храм, почему получил такое название?

(ответы детей, основанные на знаниях, полученных во время экскурсии)

III . ТРЕНИНГ №20 «КОГДА Я БЫВАЮ В ХРАМЕ» (развивающий)

Этапы работы:

1) Подготовительный этап.

Присоединение к теме. Учитель произносит слова, настраивающие учащихся на работу в ресурсном круге.

2) Основной этап.

Учитель задает тему разговора: «Представьте, что вы находитесь в храме. Что вы там видите, слышите и чувствуете?» (Желательно, чтобы все учащиеся смогли назвать визуально, аудиально и кинестетически воспринимаемые образы. Для этого в каждом новом круге, ели его начинает один и тот же ученик, необходимо изменить последовательность называемых образов)

3) Рефлексия.

Возникло ли ощущение присутствия в храме?

Как это получилось?

Какую фразу было продолжить сложнее?

К сожалению, не каждый человек знает, как надо вести себя в храме. Игумен Виссарион написал стихотворение о том, какие правила поведения мы должны соблюдать, посещая храм. Послушайте и скажите, какие правила вам уже знакомы, а о каких вы слышите впервые?

Памятка.

Прежде чем зайти в собор, Со смиреньем, как мытарь,

Головной сними убор, На святой взирай алтарь,

Злые мысли отгони: Где Дух Божий обитает,

Не нужны тебе они. Благодатью нас питает.

Никого не осуждай, Слушай пение и службу,

Помощь нищему подай, Разорви с бесами дружбу,

Поставь свечку и потом Козни их не принимай,

Осени себя крестом. Слову Божию внимай.

Богомыслие храни, И скажу я от души

Душой с Богом примирись, Стой на службе до конца,

О всем мире помолись. Слушай проповедь отца.

Богомольцев не толкай, Приложись потом к кресту,

К чину в храме привыкай, Обещанье дай Христу,

Не гляди по сторонам: Что исправиться намерен,

Не полезно это нам! И пребудь обетам верен.

Хоть старушка, хоть девица – Даром время не губи,

Не посматривай на лица, Службу Богу полюби.

Очи в землю опусти, И пока душа в груди

О грехах своих грусти. На молитву приходи.

IV . РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

А сейчас вы самостоятельно прочитаете об истории появления храма и о Владимирской иконе Божией Матери.

(чтение по вариантам, обсуждение; книга «Православие и русская культура» Ю.Я.Колбовского, Т.А. Степановой)

V .РАБОТА НАД ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЕМ

Как вы понимаете значение слова «Покров»?

Покровительство, защита, заступничество, ходатайство Пресвятой Богородицы за людей перед Богом.

На Руси уже несколько веков отмечается праздник Покров Пресвятой Богородицы.

В тропаре праздника Покрова верующие, обращаясь к Богородице, просят: «…Умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла». В этих словах выражена надежда православных христиан на то покровительство роду человеческому, которое оказывает Приятилище сирых и странных Предстательнице – Пресвятая Богородица.

О таком заступничестве за людей перед Богом свидетельствует чудо, произошедшее во Влахернском храме Константинополя в Х столетии. Константинополь в это время был осажден войсками сарацинов. Жители, собравшись в храме, где с пятого века находилась величайшая святыня – мафорий (головной плат) Божией Матери, совершали Всенощное Бдение и молили Господа о спасении от врага. Святой Андрей, Христа ради юродивый (память 15 октября по новому стилю), славянин по происхождению, увидел, как Сама Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов, ангелов и святых вошла в храм по воздуху, стала перед престолом и, склонив колени, долгое время пребывала в молитве. Затем она обернулась к народу, сняла Свой мафорий и распростерла его над молящимися. Блаженный Андрей обратился к своему ученику Епифанию и спросил, видит ли тот это чудесное явление. «Вижу, отче, и ужасаюсь».

Так свидетельствует Священное Предание. Память о чуде, совершившемся 1/14 октября, долго сохранялась в стенах Влахернского храма, так и не став общецерковным праздником для всей Греции.

На Руси же, благодаря содействию благоверного князя Андрея Боголюбского, празднование Покрова Божией Матери получило широкое распространение. Находящийся под особым покровительством Небесной Заступницы, православный люд Святой Руси смог во всей полноте осознать и оценить истинное значение чудесного явления, бывшего в Константинополе, и с 1165г. праздник Покрова стал общерусским. Под непосредственным руководством святого князя Андрея был построен в том же году первый Покровский храм на Руси – церковь Покрова на Нерли, который известен всему миру и как выдающийся памятник древнерусского зодчества.

Иконография праздника разрабатывается именно на Руси и окончательно складывается к 13 веку. Существуют два иконографических типа изображения праздника – один принадлежит новгородской иконописной традиции, а второй – ростово-суздальской (образцы на доске).

На новгородских иконах в центре композиции внутри храма помещена Божия Матерь. Руки Богородицы воздеты в молении (в иконографии такое положение рук называется жестом адорации). Покров над ее головой держат ангелы. Над покровом - Спаситель, благословляющий всех собравшихся в храме.

В нижней части иконы изображены закрытые Царские врата. Справа от врат - Андрей, Христа ради юродивый, который указывает на чудесное явление Епифанию. Слева – святой Иоанн Предтеча и апостолы. На некоторых иконах новгородской школы изображают святителей и архангелов. Их фигуры обычно помещают слева и справа от Богородицы, над апостолами и святым Андреем.

В ростово-суздальской традиции, которую затем переняла и московская, Богородицу изображают на фоне храма с покровом, который Она держит в руках. Слева и

справа от Нее – ангелы и святые, Андрей, Христа ради юродивый с Епифанием, сзади – молящийся народ. Характерная деталь: на переднем плане, ниже Богородицы, изображен святой Роман Сладкопевец – автор песнопений, посвященных прославлению Богоматери.

Во время праздника Покрова во время службы в храмах звучит особый колокольный звон, называемый покровским. Я предлагаю его послушать. Покровский звон, представленный рыбинскими звонарями, мягкий, лиричный, сопровождающий торжественное шествие крестного хода (звучит запись покровского звона)

VI .ТРЕНИНГ №21 «ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (развивающий, работа в четверке)

Этапы работы:

1) Подготовительный этап.

Необходимо раскрыть смысл понятия «Покров Пресвятой Богородицы».

2) Индивидуальный этап.

Время работы 5 – 7 минут. (РТ стр.38 – 39)

3) Работа в четверке.

Время работы – 5 минут.

Руководить работой будет лидер, который должен сначала представить возможность высказаться каждому участнику группы, а затем сообщить свою точку зрения. В случае разногласий, лидер организует обсуждение и помогает группе придти к единому решению. Лидер должен также аргументировано представлять результаты работы группы классу. Учитель называет состав четверок и имена лидеров.

4) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

5) Рефлексия.

* Что нового узнали, читая тексты?

* Какие мысли и чувства возникли?

* Помогло ли общение придти в группе к правильному решению?

VII . ХРАМЫ НАШЕГО СЕЛА И ГОРОДА БУЯ

Ребята, а какие храмы в нашем городе вы знаете? Как они называются? Давайте посмотрим на стенд и ответим на этот вопрос.

Храм Михаила Архангела и Покровская церковь с.Контеево, Воскресенский храм, храм в честь Святителя Николая, Благовещенский собор, часовня Параскевы Пятницы.

Сегодня на уроке мы должны вспомнить, в каких храмах бывали, что мы знаем о храме.

(рассказы детей)

VIII . ТРЕНИНГ №22 «НА СВЯТОМ МЕСТЕ» (развивающий, мнемотехника).

Задание. Учащимся предлагается запомнить ряд слов, основываясь на их способности к визуальному, аудиовизуальному и кинестетическому восприятию и образной памяти (эйдетике).

Море. Корабль. Парус. Ветер. Волны. Дождь. Солнце. Небо. Река. Зелень. Крест. Храм. Путники. Свет. Радость. Благодарность. Гармония. Вечность.

Этапы работы:

1)Подготовительный этап.

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд слов и объясняет, что для запоминания каждого слова будет давать время.

В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывает данное слово: увидеть картинку, озвучить ее, наполнить чувствами и ощущениями.

Результатом такой работы будет ряд последовательных кадров – своеобразный мультфильм, «прокрутив» который вновь, ученики смогут вспомнить все названные учителем слова.

Чем интенсивнее, во всех модальностях учащиеся смогут представить образы, связанные с данными словами, тем легче будет их в дальнейшем воспроизвести.

Для того, чтобы ничто не отвлекало внимания учеников, задание можно выполнять с закрытыми глазами.

2) Основной этап.

Учитель диктует слова с интервалом в 15 секунд. По завершении учащиеся должны записать слова в той последовательности, в которой они были продиктованы учителем.

3) Проверка результатов и экспертная оценка.

Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием.

Один из учеников, запомнивших наибольшее количество слов, читает записанные слова классу.

Дается экспертная оценка.

4) Рефлексия.

Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось.

Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

IX .РЕФЛЕКСИЯ.

Что нового узнали, читая тексты и выполняя задания?

Какие мысли и чувства возникли?

X .ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

error: